1.Понятие альтруизма и его психологические детерминанты

Альтруизм – не слишком распространенное явление в наши дни. Одних альтруисты восхищают, других удивляют, а у третьих вызывают подозрение. Какими чертами характера отличаются эти люди, легко ли стать альтруистом, какие теории альтруизма существуют и так ли необходима подобная особенность характера? Рассмотрим все эти вопросы подробнее в нашей статье.

Альтруизм

Благотворительность без сентиментальности

Благотворительность перестала быть занятием для узкой группы филантропов. По данным ВЦИОМ, за последние 10 лет количество россиян, которые жертвуют на благотворительность, увеличилось в 8 раз. Рост волонтерского движения и количества благотворительных организаций можно считать одним из самых важных изменений, которые произошли в стране за это время.

Политолог Екатерина Шульман называет этот процесс «русским гражданским Ренессансом»: люди всё чаще готовы жертвовать свое время и деньги на помощь другим и совместно решать проблемы, которые не может решить государство.

Большинство людей хотят помогать, но сомневаются, что их вклад действительно может принести кому-то пользу.

По статистике, самой распространенной формой благотворительности по-прежнему остаются пожертвования на улицах, адресная помощь больным через sms и банковские переводы, а также сбор мелочи в магазинах и торговых центрах. Люди обычно жертвуют разово и импульсивно. В результате помощь оказывается неэффективной или даже вредной, оседая в руках мошенников и аферистов.

По данным фонда «Нужна помощь», 90% людей так или иначе участвуют в благотворительности. При этом 47% не помнят, какой благотворительной организации они совершили пожертвование, и еще 72% не отслеживают, куда идут их деньги. Только 3% подписаны на регулярные платежи — вид пожертвований, который считается наиболее эффективным.

Даже самые благородные намерения часто приводят к плохим последствиям. Детские дома, заваленные новогодними подарками; мошеннические сборы на умирающих детей в социальных сетях; фейковые фонды, которые помогают несуществующим больным, — всё это формы бесполезной или вредной благотворительности, которых стоит избегать.

В сочувствии к жертвам и удовлетворении от доброго поступка нет ничего плохого — до тех пор, пока эти чувства не заставляют закрыть глаза на окружающую действительность.

Участники растущего социального движения эффективного альтруизма уверены: чтобы сделать мир лучше, нам нужны не благие намерения, а точные данные. Если мы действительно хотим помогать другим, эмоциональный порыв нужно дополнить логикой и трезвым расчетом.

Что мешает эффективно помогать другим

Психологи выделяют два типа людей, которые жертвуют на благотворительность. Первые время от времени делают небольшие пожертвования и не особенно интересуются дальнейшей судьбой своих денег. Люди из второй группы выбирают одну сферу — например, борьбу с раком — и тратят на нее значительную долю сил и ресурсов. И те и другие принимают решение о том, кому помогать, под влиянием случайных обстоятельств. В первом случае это может быть сборщик, который останавливает нас на улице. Во втором — родственник, заболевший онкологией.

Участники движения за эффективный альтруизм считают, что оба эти подхода несовершенны. Чувства подталкивают нас к действиям, но очень мешают принести максимум пользы.

Когда мы теряем близкого человека, нас волнует, что он страдал и умер до срока, а не то, что он умер по конкретной причине. Всеми средствами следует обуздать печаль, чтобы сделать мир лучше. Нам следует направить свой порыв на предотвращение смерти и улучшение жизни в принципе, а не на предотвращение смерти и улучшение жизни одним очень специфическим способом.

Из книги Уильяма Макаскилла «Ум во благо»

Исследования экономистов показывают, что мы чаще жертвуем своим временем и деньгами, когда есть возможность произвести впечатление на других.

В обмен на небольшое пожертвование мы получаем то, что психологи называют чувством «теплого свечения». Активизируется дофаминовая система вознаграждения — те же области мозга, которые возбуждаются, когда вы едите вкусный десерт или получаете подарок.

Стремление почувствовать себя добрыми и хорошими часто мешает нам помогать эффективно. Одну из причин психологи называют эффектом опознаваемой жертвы: нам гораздо легче сочувствовать одному человеку, чем группе.

Смерть конкретного человека превращается в трагедию, а миллионов людей — в статистическую сводку. Вот почему так популярна адресная помощь, а не регулярные пожертвования в фонды.

Но даже если наши деньги достанутся тем, кто в них нуждается, мы поможем всего одному человеку. Это хорошо, но недостаточно.

«Представьте, что вы входите в горящее здание, выбиваете ногой дверь, бросаетесь в дым и пламя и выносите ребенка», — предлагает Макаскилл. На следующий день вы спасаете утопающего, потом уворачиваетесь от пули. После этого вы справедливо можете почувствовать себя героем. Но на самом деле вы можете сделать гораздо больше — спасти не одну или две, а сотни жизней.

Альтруизм: что это такое

Под альтруизмом

подразумевают принцип поведения, при котором человек совершает добрые поступки, бескорыстно заботясь о благополучии других людей.

По сути, принцип альтруизма заключается в том, чтобы «жить ради других». Впервые термин начал употреблять основатель социологической науки Огюст Конт. Под понятием он подразумевал бескорыстные мотивы личности, ведущие к действиям, несущих пользу лишь для других людей.

Психологи выдвинули оппозиционное мнение к определению Конта. Согласно их выводам, в длительной перспективе альтруизм дает больше плюсов, чем на него было затрачено сил. Также был сделан вывод, что альтруисты в некой степени совершают благие действия с долей эгоизма. Якобы человек получает особое удовольствие от того, что люди, в делах которых он принимал немалое участие, достигают успехов.

При этом эгоизм все же рассматривается как противоположность альтруизму. При эгоизме человек на первое место ставит удовлетворение собственных интересов, возводя это в жизненную позицию.

Обычно альтруизм проявляется в заботе, актах милосердия, самоотречения ради кого-то. Важно, чтобы в таком случае здоровый эгоизм был присущ личности, хоть и в меньшей мере, уступая первенство добрым побуждениям.

К альтруизму могут примешиваться различные социальные переживания, вроде, сочувствия, симпатии, доброжелательности и прочих. Альтруистические поступки, распространяющиеся за грани дружеских, родственных, соседских называют филантропией, и людей, отличающихся такими порывами в отношении тех, кто находится за пределами их знакомств, называют филантропами.

Психологи полагают, что пол в альтруизме тоже имеет значение. Мужчинам характерны кратковременные порывы в отношении добрых дел (помочь подтолкнуть авто, вытащить тонущего из морской воды и т.д.). Женщины склонны к долговременным поступкам (бросить карьеру, чтобы заботиться о больном родственнике). Яркие примеры альтруизма можно видеть в волонтерской деятельности, донорстве, наставничестве.

Как стать эффективным альтруистом

Каждый год миллионы людей умирают от тяжелых болезней, страдают от психических расстройств и не могут выбраться из нищеты. Если присмотреться, то окажется, что помощь нужна примерно всем. Но наши силы и ресурсы ограничены — невозможно пропустить через себя все мировые беды, а тем более их решить.

Поэтому очень важно правильно расставить приоритеты. Для этого Макаскилл предлагает сосредоточиться на четырех главных вопросах:

  • Масштаб. Каково значение данной проблемы? Сильно ли она влияет на жизнь людей в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
  • Запущенность. Сколько ресурсов потрачено на решение проблемы? Есть ли основания считать, что проблема не будет решена рынком или государством?
  • Разрешимость. Существуют ли решения проблемы? Насколько надежны доказательства действенности этих решений?
  • Личная пригодность. Учитывая ваши навыки, ресурсы, знания, связи и пристрастия, насколько вероятно, что вы принесете пользу в данной области?

Например, мировая бедность — очень масштабная проблема, которая затрагивает миллионы людей. Страдания животных на промышленных фермах — менее значимая, но запущенная проблема, потому что ее решением мало кто занимается. А вот жертвам катастроф, за которыми следит весь мир, лучше не отправлять свои деньги — скорее всего, они больше пригодятся в другом месте.

Теракт с 50 жертвами привлекает больше внимания, чем ежегодная смерть 5 миллионов детей от предотвратимых заболеваний. Но повседневные катастрофы не менее важны, чем исключительные.

Многие эффективные альтруисты сосредоточены на экзистенциальных рисках — угрозах, которые могут уничтожить человечество и весь его нераскрытый потенциал. Сюда относится проблема ядерного разоружения и исследование безопасности искусственного интеллекта. Философ Ник Бостром подсчитал, что недружественный ИИ может уничтожить 1052 потенциальных жизни. Хотя вероятность этого события невелика, результаты настолько катастрофические, что стоит направить как можно больше усилий на то, чтобы оно не произошло.

Александр Бережной,

участник движения эффективного альтруизма:

«Эффективный альтруизм — это про гибкость и постоянное обновление своих представлений о мире на основе достоверных свидетельств. Едва ли в начале XX века кто-то сказал бы, что самой большой опасностью столетия будет ядерное оружие. Так же и сегодня. Возможно, психологическое здоровье и улучшение рекомендательных сервисов Facebook и YouTube, в которых люди тратят миллиарды часов в день — это более важные проблемы, и нужно перенаправлять больше ресурсов на них».

Теории альтруизма

Социологи и психологи давно занимаются исследованием мотивов поведения альтруистов, выведя интересные теории:

Социальная

С социологической точки зрения, можно выделить несколько основных теорий альтруизма: эволюционную, социального обмена, социальных норм. Они дополняют друг друга, и по отдельности не дают полного понимания о том, почему индивидуумы готовы безвозмездно оказывать помощь окружающим.

В основе теории социального обмена лежит понятие глубинного эгоизма. Приверженцы теории полагают, что подсознательно человек, идущий на бескорыстный шаг, предварительно просчитывает собственную выгоду.

По теории социальных норм, альтруизм рассматривается, как социальная ответственность. Это значит, что альтруистические дела – элемент естественных социальных норм, свойственных обществу.

Согласно, эволюционной теории, альтруизм – часть развития, помогающая в сохранении генофонда и являющаяся движущей силой эволюции.

Непросто определить все грани этого понятия, беря во внимание лишь социальные исследования. Также важно помнить о так званных «духовных» составляющих любого индивида.

Психологическая

По теории психологов, основой альтруистического поведения являет нежелание наблюдать за муками и переживаниями прочих личностей. Это чувство может присутствовать на уровне подсознания.

Другая популярная теория гласит, что альтруизм – следствие чувства вины, и, совершая добрые поступки, человек пытается искупить вину.

Психологическая теория

Как выбрать эффективную альтруистическую профессию

Пользу можно приносить не только через пожертвования, но и через свою карьеру. Выбор работы напрямую влияет на то, сколько блага или вреда мы принесем миру. Необязательно отправляться волонтером в Красный Крест или хоспис. Благотворительность и социальная работа — далеко не единственный способ сделать мир вокруг себя лучше.

Авторы проекта «80 000 часов» из Оксфордского университета рекомендуют при выборе профессии руководствоваться не зовом сердца и призывами «следовать за мечтой». Вместо этого стоит попытаться понять, где ты сможешь наиболее эффективно служить всеобщему благу.

Александр Бережной:

«Есть много вариантов, как карьера может способствовать решению социальных проблем:

  • Earning to give (зарабатывать, чтобы отдавать). Устроиться на высокооплачиваемую работу и жертвовать, допустим, 10% своего дохода в эффективные организации. Но в России доходы в абсолютном выражении меньше, чем в США или Европе, поэтому это точно не стратегия по умолчанию.
  • Исследования. Карьера в науке или в аналитических центрах (think tanks). Например, в области computer science можно заниматься безопасностью искусственного интеллекта.
  • Активизм, политика и журналистика. Многие проблемы (например, ядерная безопасность и безопасность биологического оружия) решаются только на политическом уровне.
  • Работа в НКО, социальное предпринимательство. Устроиться в благотворительный фонд или жертвовать часть своего времени в качестве волонтера. Для тех, кто хочет основать свое затратоэффективное НКО, есть инкубатор Charity Entrepreneurship».

Сферу, в которых ваша склонность к альтруизму будет реализована по максимуму, можно определить с помощью специального теста.

Как сравнивать эффективность благотворительных программ

Куда направить усилия, чтобы помочь максимальному числу людей? Этим вопросом несколько лет назад задались выпускники Оксфордского университета Тоби Орд и Уилльям Макаскилл. В 2009 году они начали исследовать благотворительные программы, чтобы выяснить, какие из них приносят больше всего пользы на потраченный доллар.

Оказалось, что некоторые программы эффективнее других не в полтора-два раза, как они предполагали, а в десятки и сотни раз.

Например, обучение одной собаки-поводыря в США стоит около 48 000 долларов. За ту же сумму в странах третьего мира с помощью простой операции можно вернуть зрение примерно тысяче людей. Согласно подсчетам организации GiveWell, сохранение одной жизни будет стоить около 3400 долларов (221 600 рублей), если отправить эту сумму в фонд, который предоставляет антималярийные сетки африканским семьям. Конечно, это не так эффектно, как спасение ребенка из горящего дома, но не менее эффективно.

Сторонники эффективного альтруизма считают, что сравнивать между собой можно и совершенно разные вещи — например, лечение СПИДа и избавление от слепоты. Один из инструментов, которые они для этого используют — метрика QALY (quality-adjusted life year), которая измеряет количество лет жизни с поправкой на качество. Согласно опросам больных, люди в среднем оценивают жизнь с нелеченным СПИДом как 50% жизни в полном здравии, а жизнь в слепом состоянии — как 40%. Следовательно, антиретровирусная терапия для одного больного принесет меньше пользы, чем лечение слепого.

Исследования и расчеты позволяют сравнить разные виды благотворительности между собой и определить, какое вмешательство принесет наибольшую пользу. Так можно прийти к очень неожиданным и контринтуитивным выводам.

Хотите повысить успеваемость детей в бедных странах? Лучше раздайте им лекарства от паразитических червей, а не закупайте новые учебники. Хотите приносить пользу своей карьерой? Лучше работать не волонтером в Африке, а брокером на Уолл-стрит: так вы заработаете много денег и сможете помочь большему количеству людей за счет регулярных пожертвований.

Эффективный альтруизм превратился в международное движение с тысячами последователей и получил одобрение многих публичных фигур — от Билла Гейтса до Стивена Пинкера.

Но такой холодный и взвешенный подход к взаимопомощи у многих вызывает критику и отторжение. Это не случайно. Как и многие хорошие идеи, установка на максимальную эффективность перестает быть хорошей, если довести ее до предела.

Почему не хочется быть эффективным альтруистом

Представьте, что вы идете мимо небольшого озера и видите, что в нем тонет ребенок. Если вы решите его спасти, ваш лучший костюм и дорогие ботинки будут безнадежно испорчены. Скорее всего, вы даже не подумаете о стоимости ботинок и тут же броситесь в озеро.

По мнению философа Питера Сингера, мы находимся в такой ситуации постоянно.

С помощью небольших пожертвований на филантропию мы могли бы буквально спасать чужие жизни. Покупать новые ботинки вместо участия в благотворительности в таком случае — то же самое, что пройти мимо утопающего.

Для нас это несопоставимые вещи, но дело исключительно в слабости нашего воображения. Мы не видим перед собой чужих страданий — но это еще не значит, что их не существует.

Сингера называют отцом эффективного альтруизма. Он исходит из этики утилитаризма, которая гласит: действовать нужно так, чтобы максимизировать пользу — то есть помочь как можно большему числу людей. По этой логике следует жертвовать собственным благосостоянием во всех случаях, если вы потеряете меньше, чем другой приобретет.

Лучше испортить ботинки, но спасти чью-то жизнь. Лучше столкнуть одного человека под поезд, но спасти пятерых.

Утилитаризм не делает различий между расами и национальностями. Если бы все люди внезапно стали утилитаристами, российские благотворительные фонды тут же лишились бы своих денег. Пожертвования принесут больше пользы в Африке — значит, нужно отправить их именно туда. Даже если вы зарабатываете всего 50 000 рублей в месяц, то входите в верхние 10% самого богатого населения мира. Ваши деньги принесут больше пользы другим — следовательно, стоит поделиться хотя бы их частью.

Философ-утилитарист XIX века Генри Сиджвик называл это «точкой зрения вселенной». Все жизни обладают одинаковой ценностью, и помогать российским больным, а не африканским — значит поступать несправедливо, подчиняясь случайным обстоятельствам своего рождения.

Эти рассуждения вполне логичны, но большинству людей они покажутся глубоко неправильными. Питер Сингер считает, что проблема в ограничениях человеческой психологии.

Мы привыкли заботиться о членах своей группы, потому почти всю свою историю жили в небольших сообществах. Всё, что покидает пределы «обезьяньей сферы» размером 100–150 человек, нас не касается.

Но мы можем расширить эту сферу — для этого нам и нужен разум. Мы должны преодолеть эти ограничения, чтобы стать более гуманными и рациональными.

Но что плохого в том, что благополучие близких нас волнует сильнее, чем благополучие незнакомцев? Как напоминает философ Джон Грей, у Вселенной всё же нет своей точки зрения — а если и есть, она нам недоступна. Нет ничего странного, что страдания африканских детей заботят нас меньше, чем страдания, которые мы видим в собственной стране, городе или доме. К добрым делам обычно толкает сочувствие к конкретным людям, а не к абстрактному человечеству.

Эффективный альтруизм критикуют за инженерный подход к благотворительности, который сводит человеческие страдания к количественной проблеме. Если мы начинаем сравнивать и измерять несчастья, то отдаем предпочтение одним, а не другим несчастным людям.

Отсюда недалеко до тоталитарной логики, в которой допустимо пожертвовать одной группой людей ради всеобщего счастья. Но этот шаг делать совсем не обязательно.

Но большинство эффективных альтруистов всё-таки не поддерживают радикальный утилитаризм и абсолютную беспристрастность. Они вряд ли будут настаивать, чтобы мы перестали давать деньги российским фондам и заботиться о близких. Они считают это человеческой особенностью, с которой необходимо считаться. Мы не можем обойтись без эмоций: без них мы бы вообще перестали кому-то помогать — как больные с повреждениями лимбической системы, которые не могут принять даже простейших решений.

Да, может быть, ваши близкие не более важны для Вселенной, чем близкие ваших соседей. Но социальная модель, в которой вы заботитесь о людях, живущих в вашем доме, все-таки по-своему эффективна.

Чтобы быть эффективным альтруистом, не нужно отказываться от личных привязанностей. Главное — осознавать, что добрых намерений недостаточно для хорошего поступка.

Сначала тебя мотивируют эмоции, а потом ты начинаешь думать. Если мы действительно хотим помогать другим, важно не пропустить ни один из этих этапов.

Как альтруизм улучшает психологическое состояние человека

Как часто вы бескорыстно помогаете другим? Нравится ли вам это делать и чувствуете ли вы себя после этого лучше? Журнал Clinical Psychological Science опубликовал статью

о том, что бескорыстная помощь другим может избавить нас от стрессов, а также улучшить эмоциональное состояние и психологическое благополучие.

Помощь другим — не пустая трата времени

Как работает память и когда ей можно верить

Как врут воспоминания

Обсуждение формата видеоинтервью в редакции «Газеты.Ru» вдохновило отдел науки выяснить, что сейчас ученые знают о памяти человека, а также узнать… →
Автор исследования Эмили Анселл говорит о том, что,

делая приятные мелочи для других, мы без труда можем улучшить свой напряженный день и исправить плохое настроение.

После успешных лабораторных экспериментов, показывающих, что помощь другим позволяет справляться с собственным напряжением, ученые из медицинской школы Йельского университета решили проверить, сохраняется ли этот эффект и в повседневной жизни. Психологи провели двухнедельное исследование, в ходе которого 77 участников в возрасте от 18 до 44 лет должны были ежедневно записывать события, произошедшие в течение дня, а также свои чувства по этому поводу.

Испытуемых просили сообщать о любых стрессовых моментах, произошедших в течение дня в разных областях: работа, учеба, домашние дела, здоровье. Также людям надо было рассказывать, что полезного для других они сделали в этот день (например, помогли кому-то донести тяжелые сумки, выполнить задание на работе или даже просто придержали дверь в общественном транспорте). Помимо этого, участников просили оценить свое психологическое состояние по шкале от 0 («плохо себя чувствую») до 100 («чувствую себя превосходно»).

Результаты исследования показали, что

Чем боевики ИГИЛ и другие террористы отличаются от обыкновенных людей

Террористами не рождаются

Что творится в головах террористов, как шахиды преодолевают страх смерти и зачем детей приучают к убийствам, разбирался отдел науки… →
помощь другим улучшала психологическое состояние участников эксперимента. Чем больше испытуемые помогали кому-то, тем выше поднимались показатели их положительных эмоций и психического благополучия.

Наблюдалась и обратная зависимость: чем меньше люди помогали кому-то в течение дня, тем выше было напряжение и уровень негативных эмоций участников.

Эмили Анселл удивляется тому, насколько однородный эффект был получен по результатам всей выборки. По ее словам, если участники помогали другим в достаточно напряженные и нагруженные дни, стрессу все равно не удавалось нивелировать положительный эффект от помощи окружающим.

Альтруизм по предписанию врача

В дальнейшем исследователи планируют расширить данное исследование для определения, обладает ли этот феномен культурными и этническими особенностями. Особенно важным ученые считают выяснение того, будет ли активное привлечение окружающих к совершению добрых дел способствовать дальнейшему улучшению настроения и психического здоровья. Это помогло бы уточнить, может ли предписание просоциального альтруистичного поведения помогать справляться с напряжением людям, часто испытывающим высокие стрессы и подавленное настроение.

Выводы данного исследования подтверждают ряд полученных психологами результатов о потребности человека в альтруизме как об одной из важнейших составляющих, реализуемой в общении.

Чем меньше свидетелей, тем лучше

Чувство справедливости зависит от воздействия тока на определенную область мозга

Как манипулировать справедливостью

Нашими решениями очень легко манипулировать: магнитная стимуляция определенной области мозга изменяет представления человека о справедливости… →
Психологи уверены, что потребность в милосердии, альтруизме и бескорыстном поведении формируется в результате «помогающего поведения» другим и повышает самооценку человека, позволяя пережить чувствa причастности к добрым делам и человеческого сопереживания.

Впрочем, альтруистичное поведение может преследовать и корыстные цели, а на его проявление иногда оказывают влияние ситуативные факторы и личностные черты.

Так, Биб Латане и Джон Дарли еще в 1968 году обнаружили, что количество очевидцев влияет на проявление помогающего поведения. На первый взгляд может показаться, что большое число свидетелей как бы «поощряет» человека проявлять свои лучшие качества и оказывать окружающим помощь, однако на самом деле все происходит наоборот.

Если место происшествия окружает толпа, каждый человек думает: почему помогать должен я, когда вокруг так много других людей?

В одном из проведенных учеными экспериментов участникам-студентам предлагали обсудить тему адаптации высококонкурентной университетской жизни и рассказать о личных проблемах, а для удобства и меньшего стеснения их рассаживали по разным комнатам. Каждый участник по очереди имел возможность говорить в микрофон в течение двух минут, затем микрофон переключали на другого участника. Испытуемые были убеждены, что находятся в группе из двух, трех или шести человек, просто не видят остальных собеседников.

Исследователи выяснили, как можно отличить правду от вранья

Как распознать ложь

Попытки распознать ложь, основываясь на мимике и жестах человека, по своей эффективности не превосходят подбрасывание монетки, заявили ученые. О том… →
На самом деле участник всегда был один и «говорил» с голосами на пленке. Исследователи посчитали, что ситуация несчастного случая наглядно смогла бы показать схему действия людей в разных по численности группах. Первый из записанных на пленку участников между делом признавался собеседнику в своей первой речи, что у него случаются приступы эпилепсии после пережитого стресса. Чуть позже у этого студента якобы начинался приступ. Для испытуемых это выглядело убедительно — как несчастный случай. Далее исследователи фиксировали, сколько участников и в какие временные сроки решали помочь «бедняге» и бежали сообщать экспериментаторам о случившемся. Результаты показали:

чем больше в группе членов, тем больше задержка во времени помощи. В группе с двумя участниками (когда испытуемый был один на один с эпилептиком) помощь оказывалась менее чем за минуту в 100% случаев.

В группе из трех человек — в 85% случаев, средняя задержка составляла более трех минут. В группе из шести человек — 60%, задержка — более четырех минут.

Кроме того, ученым известно: переживание успеха повышает желание людей помочь другим, переживание же неудачи его ослабляет. А вот водители автомобилей охотнее берут с собой попутчиков, путешествующих автостопом, если те смотрят им в глаза при разговоре.

Счастливые помогают чаще

Как менялись люди в СССР и России: исследования психологов

Как изменилась психология советского человека

Чем различается психология советского и постсоветского поколений, чего боялся человек советский и почему воспитывать детей в кризис опасно, разбирался… →
Если говорить о влиянии личностных черт на склонность человека к альтруизму, то составить их исчерпывающий список весьма сложно. Определенные закономерности выявить все-таки можно: например, в 1991 году группа исследователей обнаружила, что

наиболее склонны к альтруистичному поведению и помощи другим высокоэмоциональные, эмпатичные люди, а также те, кто склонен к самостоятельному принятию решений и имеет высокий самоконтроль.

Женщины и связанные с религией люди проявляют альтруистичное поведение чаще остальных — так же, как и счастливые люди.

Так или иначе, феномен альтруизма раскрыт еще не полностью и, возможно, дальнейшие исследования откроют много нового в этой области. Кто знает, может, в ближайшее время мы научимся полностью минимизировать ущерб от стрессов и эмоциональных перегрузок посредством помощи окружающим нас людям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: