Профотбор в военное училище: вопросы, психологические тесты, нормативы


Краткое описание

Военный психолог должен хорошо знать не только свою профессию, но и особенности организации внутренней жизни солдат и офицеров: быт, обязанности, иерархия. Постоянно наблюдает за военнослужащими, проводит разного рода анкетирования, тестирования и опросы, а также выполняет последующий анализ полученной информации.

Он самостоятельно планирует свою деятельность и принимает решения, однако все действия согласовывает с вышестоящим руководством, что является основой четкой и правильной работы. Имеет глубокие актуальные знания о психологии, обладает навыками, характерными для военных: немногословность, исполнительность, строгое подчинение, дисциплинированность. Эти специалисты не имеют права на ошибку, ведь последние дестабилизируют коллектив и могут повлечь за собой ужасные последствия.

Особенности военной психологии в России: роль психолога в современной армии

В российской армии официально должность военного психолога появилась только в 1992 г. До этого его обязанности частично выполняли сами военные, наделенные необходимыми навыками и энтузиазмом. Должность «психолог полка» требует от специалиста высокого уровня профессиональных знаний, понимания специфики воинской службы, обладания необходимыми личностными качествами.

На сегодняшний день в Российской армии открыто более 2000 рабочих мест для военных психологов. У военной психологической службы есть выделенная структура с четкой иерархией. Подготовка специалистов осуществляется на военно-психологическом факультете.

Таким образом, к службе в армии допускаются только психологи, прошедшие специализированную подготовку и соответствующие стандартам высококлассного армейского психолога

Особенности профессии

Военный психолог является ответственным и сдержанным человеком, который умеет анализировать и хранить информацию. У него много обязанностей, ведь необходимо изо дня в день решать важные и сложные задачи:

  • профессионально-психологический отбор людей, желающих поступить на военную службу;
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на укрепление дисциплины, патриотичности и боевой готовности личного состава;
  • психологическая подготовка, адаптация и реабилитация людей, отправляющихся или возвращающихся из зоны боевых действий;
  • противодействие негативному социальному, информационному и психологическому воздействию, которому могут быть подвержены военные в период несения службы;
  • психологическое консультирование военных и членов их семей;
  • групповые занятия, направленные на развитие психогигиены, психопрофилактики;
  • психологическое сопротивление и другие.

Военный психолог проводит экспертизу психологической пригодности, оценивает готовность военного к выполнению той или иной операции, анализирует ситуацию в полку или подразделении, выявляя и корректируя проблемы.

Управление дополнительного профессионального образования

АННОТАЦИЯ

к программе повышения квалификации
Целью реализации программы

является совершенствование профессиональных компетенций педагога высшего профессионального образования в области целевой подготовки кадров в интересах Министерства обороны. В составе соответствующих компетенций представлены:

  • способность применять данные военной психологии в учебно-воспитательном процессе;
  • способность осуществлять исследовательскую работу в межпредметной области;
  • способность оптимизировать организационно-управленческую деятельность педагога с учетом особенностей функционирования и развития человеческого фактора в аэрокосмическом образовании;
  • готовность к профессиональному саморазвитию на основе расширения диапазона служебных задач с привлечением современного психологического знания.

Результатом обучения

является приобретение
знаний и умений
по:

  • методологическим основам военной психологии;
  • психологической характеристики современной войны и боевых действий;
  • индивидуально-психологическим особенностям военнослужащих и социально-психологическим свойствам воинских коллективов в боевой обстановке;
  • использованию учебно-методических материалов дисциплин «Военная психология» в образовательном процессе, нацеленном на подготовку офицерских кадров для Вооруженных сил РФ;
  • мотивационным, эмоционально-волевым, ценностно-смысловым, интеллектуальным, коммуникативным качествам обучающихся в процессе освоения ими соответствующих военных специальностей;
  • анализу актуального уровня психологического развития обучающихся, определению перспектив дальнейшего личностного и профессионального становления.

Категория слушателей:

преподаватели военных кафедр вузов.
ПОСМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аудиторные занятия, дистанционные занятия
№ п/п Наименование разделов Всего, час Лекции, час Лабораторные работы, час Практические занятия, семинары, час Аттестация СРС, час
час Форма контроля
1 Введение в военную психологию 18 10 0 8 0 0
1.1 Предмет, задачи, структура, методы военной психологии 10 6 0 4 0 0
1.2 История военной психологии 8 4 0 4 0 0
2 Методология психологической работы в Вооруженных силах 18 10 0 8 0 0
2.1 Психологическая работа в мирное время 10 6 0 4 0 0
2.2 Психологическая работа в период военных конфликтов 8 4 0 4 0 0
3 Психология боевых действий 18 10 0 8 0 0
3.1 Психологические особенности наступательных и оборонительных боевых действий 10 6 0 4 0 0
3.2 Психологическое обеспечение боевых действий войск 8 4 0 4 0 0
4 Психологические операции в современных условиях 18 10 0 8 0 0
4.1 Психологические операции: стратегические, оперативные и тактические задачи 10 6 0 4 0 0
4.2 Научная основа психологических операций 8 4 0 2 0 0
5.1 Итоговый контроль 0 0 0 2 0 Реферат 4
Итого 72 40 0 32 0 4

Получить информацию о стоимости и записаться на обучение можно по приведенным ниже контактам:

8;; 8-499-158-43-90

тел./факс: 8-499-158-97-25

E-mail

Плюсы и минусы профессии военный психолог

Плюсы

  1. Сегодня профессия доступна для женщин (некоторые военные вузы охотно принимают на обучение девушек).
  2. Стабильный рост заработной платы по мере приобретения опыта, более высоких воинских званий.
  3. Государственная защита и поддержка, а также различные бонусы, социальные льготы.
  4. Обучение ведется в вузах, профессию могут освоить и военные, и гражданские лица. В последние годы наблюдается высокий процент бюджетных мест.
  5. Достаточное количество вакансий. Многих психологов, выбравших военное направление, распределяют на места работы сразу после окончания вуза.

Минусы

  1. Высокая ответственность и психоэмоциональная нагрузка.
  2. Взаимодействие с разными людьми, за жизнь и здоровье которых психолог несет ответственность.
  3. Деятельность может быть связана с частыми командировками, нередко приходится работать в горячих точках.
  4. Специалисты контролируют, ведут и консультируют огромные группы. Существенная нагрузка приводит к утомляемости, проблемам во время организации рабочих процессов, эмоциональному выгоранию.

Как не доверить оружие психу — военный психолог раскрыл секреты своей работы

Постоянные грубые придирки со стороны начальства тоже могут послужить спусковым крючком для совершения преступления, стать последней каплей в переполненной чаше солдатского терпения. Примеров этому множество.

Как вовремя распознать проблему и не допустить в подразделении ЧП со смертельным исходом? Как родителям, проводившим сыновей в армию, научиться спать спокойно, а не вздрагивать от каждого ночного телефонного звонка в ожидании очень плохих новостей из какой-нибудь армейской бригады или миротворческого полка? В эксклюзивном интервью “КАРАВАНУ” заместитель главного военного психолога минобороны РК Арман КАЛЫШЕВ приоткрыл некоторую завесу тайны и выдал полезные рекомендации.

Офицер Генерального штаба признался, что со своими коллегами – военными психологами бригад и частей – он насквозь видит, кто из кандидатов на военную службу в ходе проведения психологического тестирования говорит правду, а кто “лжет как сивый мерин”.

Псих – находка для шпиона

Пройти психологический тест, как оказалось, сложно, но вполне возможно. Вчера и корреспондентам “КАРАВАНА” выпал такой шанс.

Вердикт, годны мы или нет для службы в казахстанской армии, выносил выпускник Московской военной академии, золотой медалист, капитан Арман Калышев.

Его обоснованный, но категоричный вывод привел журналистов в замешательство.

– Существует масса мифов о самоубийствах в армии, которые не всегда соответствуют действительности, – говорит военный психолог. – Например, большинство почему-то думают, что человек, решивший покончить жизнь самоубийством, никогда об этом никому не расскажет. Не верьте. На самом деле это не так.

Молодой человек, попавший в сложную ситуацию, обязательно будет искать помощи. Он будет об этом так или иначе с кем-нибудь говорить, намекать, обращать внимание.

Поэтому сослуживцам, находящимся с ним бок о бок в одной казарме, очень важно замечать, что происходит вокруг и о чем, возможно, он хотел бы попросить. Неожиданно солдат замкнулся в себе, письмо получил из дома, ходит с мрачным видом, грустит – о своих наблюдениях необходимо тут же сообщить психологу. Подчеркиваю: если обнаруживаются изменения в его поведении или настроении, нужно срочно обращаться за помощью к психологам, которые имеют опыт и точно знают, как помочь вашим близким и знакомым. Каждая секунда может стать решающей. Курсант военного института провалил экзамен и пытался покончить с собой: кто виноват?

– Вот так просто взять рядовому солдату и среди дня подойти к офицеру со своими или даже чужими проблемами? Пожаловаться ему, душу излить? С трудом верится, точнее, вообще не верится, что такое возможно в современной армии, тем более в сугубо мужском коллективе. Псих – находка для шпиона. Засмеют ведь и станут еще больше гнобить как стукача.

– Неправда. Не засмеют, если все правильно организовать. В войсках уже давно введена и успешно работает система напарничества, когда солдаты закрепляются друг за другом и даже обязаны вести наблюдение и докладывать психологам об изменениях в настроении.

Психолог в армии – профессия ответственная, и к нему должны тянуться люди. Не бояться его, а, наоборот, хотеть общаться с ним, доверять, задавать вопросы и получать ответы.

Важной особенностью работы психологов является сотрудничество. Главная цель – помочь человеку самому определить проблему, самому найти ее решение, потом содействовать в реализации, а не просто давать советы и уходить в сторону.

– Лично к вам идут солдаты или офицеры со своими проблемами? Удалось ли за годы службы хоть кого-то спасти от петли?

– Когда в Отаре служил, было дело, подходили ко мне солдаты, и я помогал им выходить из различных патовых ситуаций.

Кому не положено давать в руки оружие?

– Существуют ли в армии группы риска или черные списки, куда заносят всех неблагонадежных или готовых на убийства недисциплинированных солдат?

– Мы называем их не группами риска, а группами динамического наблюдения. Да, такие люди в армии под наблюдением специалистов, потому что у них не сформировался характер или слабая воля. Требуют к себе особого подхода. Но они таковыми будут не всегда. Повзрослеют, жизненного опыта наберутся. Крест на них не поставлен. Это не изгои.

Родителям совет: интересуйтесь чаще, как идут дела у сына в армии. Не грузите его семейными проблемами, созванивайтесь с психологами батальонов, которые поименно знают всех солдат в подразделении, чем они дышат, о чем думают, чем заняты.

Хорошо владеют ситуацией психологи потому, что не просто тесты с солдатами проводят по плану командира подразделения, а организуют еженедельные тренинги и ежедневные беседы. Особенно перед заступлением роты в караул.

– Психологи могут не допустить солдата к оружию?

– Если военнослужащий будет в подавленном состоянии или, наоборот, в возбужденном, нервном, он в караул не пойдет однозначно.

– Отличная отмазка для ленивых солдат. Прикинулся психом и спи, отдыхай, пока остальные службу боевую тащат за себя и за того парня.

– Симулянта вычислить несложно. У психологов глаз наметанный. В караул идти и на учения попасть все военнослужащие хотят. Другое дело, что не всем это позволено.

– Офицеры обращаются к вам за помощью или контрактники? Почему у этой категории военнослужащих довольно часто возникают депрессии?

– Офицеры в основном интересуются, как с подрастающими детьми наладить контакт и как правильно их воспитывать в семье, чтобы толк был и палку не перегнуть. Если у кого-то из военнослужащих горе случается, психолог тоже обязан быть рядом и помогать словом и делом. “Губа” – не дура. Что творится на гауптвахте в казахстанской армии

Не зарекаются от тюрьмы, сумы и… цинкового гроба

Бывает, всего лишь один неверный шаг, одно грубое слово, брошенное хамоватым начальником перед армейским строем в адрес впечатлительного подчиненного или новобранца, – трагедия для обоих. Только одного уже не вернуть в боевой строй из тюрьмы, а другого, упакованного в цинковый ящик, – к жизни.

Военные психологи непреклонны. Это все эмоции. На них все и построено.

– Надо уметь крепко держать себя в руках и никогда не срываться на хамство и грубость, – продолжает Арман Калышев. – Не провоцировать, не доводить до состояния аффекта, всегда контролировать свои действия и, возможно, неадекватные действия других.

– Быть спокойными как удаву? Если задели честь, ударили по щеке, то надо подставлять другую?!

– О чувстве меры надо не забывать. Выдержка должна быть профессиональная. Реальная оценка происходящего и умение принять единственно верное решение.

– Любой командир со своими привычными старыми армейскими методами воспитания типа “упал – отжался” перед современным дипломированным психологом теперь как кролик перед удавом, как мышь перед слоном, как древний советский “Запорожец” перед “Мерседесом”. Пропасть между ними огромна.

– Мы стараемся, чтобы этой пропасти не было. Чтобы наши специалисты были надежной опорой и поддержкой командирам, а не пугалом. Для этого на должности психологов необходимо подбирать знающих людей, имеющих соответствующее образование, а не просто из числа наиболее добросовестных офицеров воспитательных структур.

– Сломать карьеру или задвинуть в дальний угол какого-нибудь охамевшего командира теперь свободно может даже сравнительно молодой психолог. Ему достаточно лишь протестировать кандидата на вышестоящую должность и по итогам ответов надолго отправить неудачника на скамейку запасных. В связи с этим и соблазнов много возникает.

– Нет, наши психологи в каких-то коррупционных скандалах не замешаны. Никаких договорных тестов они не проводят, а выводы делают объективные. То, что нас всецело поддерживает руководство министерства обороны, накладывает на специалистов отдела дополнительную ответственность. Хотя, согласен, сейчас некоторые наделенные неограниченной властью офицеры командного звена не смеют даже как-то косо смотреть в сторону военных психологов, не то чтобы вставлять им палки в колеса.

– Вместе с тем вычислить на все сто, кто именно из военнослужащих способен совершить дерзкое преступление, когда это произойдет и в каком месте, пока никто не в состоянии.

– А это как в случае с землетрясением или цунами: предсказать их появление еще никто не научился вовремя, а вот уменьшить разрушительную силу стихии и минимизировать последствия очень даже возможно.

– Корреспонденты “КАРАВАНА” прошли ваш сложный психологический тест? Оружие нам можно доверять?

– Да прошли и для службы в армии годны. У вас низкий уровень тревожности, нормальный уровень активности и жизнелюбия, ощущение своей значимости, силы, энергии и бодрости. К совершению преступлений не склонны. Здравый смысл, трезвая оценка житейских ситуаций, рациональный подход к решению проблем преобладают. О чем узнал Кайрат Кожамжаров из письма казахстанского офицера

– А бывает как-то по-другому?

– Случается иногда. Наш вывод тогда однозначный: для службы в армии этот молодой человек с низкими личностными качествами не рекомендуется. То есть приближаться к оружию ему крайне противопоказано. И всем тогда можно спать спокойно.

– Недавно по вашей рекомендации нескольких миротворцев буквально сняли с рейса в Ливан, потому что они якобы не справились с вопросами психологического теста. Настолько все плохо и вы не пропустили контрактников в “горячую точку” потому, что они могут там наломать дров и совершить какое-либо преступление?!

– Не пропустили потому, что для этого были объективные причины. Но о результатах тестов я вам не могу говорить. У нас существует принцип соблюдения тайны.

То есть любая информация, сообщенная психологу или добытая им в ходе изучения личности, не может быть предана огласке.

Мы также не вправе распространять информацию и специальные знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми или ухудшения между ними отношений. Мы за гармонию и безопасность!

Алматы

Важные личные качества

Говоря о том, кто такой военный психолог, необходимо понимать, что его деятельность протекает в условиях строгих ограничений. Он взаимодействует с огромным количеством людей, поэтому обязан быть красноречивым и очень серьезным человеком. Военные психологи умеют находить общий язык с любым человеком, они способны расположить собеседника к себе, вызывают доверие и уважение. В их характере преобладают убедительность, эмпатия, объективность, проницательность, коммуникабельность.

Психология военнослужащего: основные навыки и рабочие обязанности психолога полка

Поскольку в психологии военного человека есть ряд специфических принципов, военный психолог должен не только иметь глубокие профессиональные знания, но и соответствовать требованиям занимаемой должности. Обязанности психолога полка включают:

  • понимание особенностей психологии военнослужащих;
  • наблюдение за социально-психологическими процессами внутри подразделения;
  • способствование укреплению воинской дисциплины, профилактическая работа по устранению правонарушений;
  • организация психологических мероприятий, повышающих мобилизационную готовность служащих;
  • оказание помощи в адаптации новобранцев к условиям несения службы;
  • оказание помощи членам семей военнослужащих;
  • своевременное информирование вышестоящих должностных лиц о проведении психологических мероприятий для личного состава;
  • проведение профилактических и педагогических мероприятий;
  • помощь и методическое обеспечение занятий, развитие материально-технической базы.

Многообразие задач требует от армейского психолога постоянной вовлеченности в служебную деятельность солдат: психолог собирает и обрабатывает информацию, определяет особенности личности военнослужащего. Эти данные необходимы для профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов, уточнения воинской специализации.

Обучение на военного психолога

Подготовка абитуриентов осуществляется по направлению «Психология служебной деятельности» (код: 37.05.02). При поступлении необходимо сдать ЕГЭ по биологии, русскому языку, а также математике, обществу и иностранному языку. Последние 3 экзамена на выбор вуза. Условия поступления зависят от выбранного учебного учреждения, наличия/отсутствия первого образования (среднее общее, вуз) и личного дела абитуриента. В некоторых случаях необходимо проходить государственную проверку и медкомиссию, сдавать нормативы и внутренний экзамен.

Вузы

Университет Российского инновационного образования

Психология служебной деятельности (Астраханский филиал Университета Российского инновационного образования)

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Психология служебной деятельности (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)

Оренбургский государственный университет

Психология служебной деятельности (Факультет гуманитарных и социальных наук)

Челябинский государственный университет

Психология служебной деятельности (Факультет психологии и педагогики)

Пятигорский государственный университет

Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов (Институт человековедения)

Особенности методик

Типовой профотбор в военные училища — что это такое? Вопросов, касающихся поступления в военные училища, много и у выпускников школ, и у их родителей. Некоторые абитуриенты ищут в магазинах методики профотбора в военные училища, чтобы подготовиться к вступительным испытаниям. На самом деле это будет пустой тратой денег. Психологические тесты для поступления в военное училище – тайна, поэтому их нет ни в интернете, ни в книжных магазинах.

Само обследование продолжается несколько часов. Если абитуриент не проходит психологическое исследование, ему возвращают сертификаты ЕГЭ, он не сдает экзамены в военное училище по физической подготовке. Не допускают его и до прохождения медицинской комиссии. Единственное, на что он может рассчитывать, это просто собрать вещи и уехать домой.

профотбор в военное училище тесты

Категории профпригодности кандидатов

Для того чтобы определить категорию профессиональной пригодности будущего слушателя вуза, вопросы профотбора в военное училище составляют профессиональные военные психологи. Министерством обороны РФ было разработано специальное руководство по данному вопросу. В полном соответствии с указаниями, представленными в данном положении, и выполняется профотбор в военное училище. Тесты направлены на выявление отклонений в психике абитуриентов, неумении адекватно вести себя при попадании в экстремальные ситуации. Именно в ходе психолого-профессионального отбора проводят оценку следующих параметров потенциального слушателя военного училища:

  • мотивация к обучению в военном вузе;
  • адекватность представления о специфике будущей профессии;
  • оценка мышления, памяти, внимания, выявление уровня общего интеллектуального развития;
  • присутствие качеств, которые необходимы для военной специфики.

Выполняют психолого-профессиональный отбор путем анализа документов, которые включены в личное дело потенциального кандидата на зачисление в военное училище. Кроме того, психологи анализируют его поведение, проводят собеседование, предлагают разные виды тестирования.

типовой профотбор в военные училища

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: