Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Такой подход существенно отличается от других: часто в современной психологии пытаются выделить общие психологические процессы, которые характерны у всех людей.
Например, при оценке эффективности новой терапии средняя эффективность терапии в одной группе лечения может сравниваться со средней эффективностью плацебо (или известной терапии) в контрольной группе. В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные явления для изучения.
Индивидуальные различия важны, когда мы хотим объяснить, как разные люди ведут себя. В любом исследовании существует значительная вариация между ними: скорость реакции, предпочтения, ценности и связанное со здоровьем поведение – вот лишь несколько примеров. Индивидуальные различия в таких факторах, как личность, интеллект, память или физические факторы (такие как рост, пол, возраст и другие параметры) могут быть использованы для понимания этого источника дисперсии.
Основателем дифференциальной психологии считается Уильям Штерн, который ввел само понятие, а также, что интересно, термин «коэффициент интеллекта». Разумеется, эта отрасль не была его чистейшим изобретением, ведь ее следы можно обнаружить еще в античности. Например, в «Государстве» Платона подчеркивалась важность разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей. Но более ранние исследования были несистематическими и не связанными друг с другом.
Задачи дифференциальной психологии
Задачи дифференциальной психологии направлены в основном на:
- Разработку теоретической базы психодиагностики.
- Определение закономерностей и принципов возникновения различий между людьми.
- Изучение особенностей их проявления.
- Анализ особенностей образования типов в различных топологиях. В качестве примера можно привести типологию темперамента.
- Изучение особенностей вариабельности измеряемых признаков.
- Анализ группового распределение признаков.
Задачи и проблемы, решение которых может быть найдено усилиями дифференциальной психологии, определяют прикладной уклон этой науки, который в наше время ощущается особенно сильно.
Результаты, полученные при помощи дифференциальной психологии, с успехом применяются в криминалистике, психотерапии, образовании, судебной практике, отборе персонала и для профориентации.
Чувствительность и пороги
Определение 1
Порог чувствительности – это субъективная реакция человека на воздействие травмирующих факторов, вызывающих боль.
Каждый человек имеет свой порог чувствительности, который формируется на генетическом уровне. Например, кто-то из людей не в состоянии терпеть головную боль, и тем более, работать, а другие, наоборот, погружаются в работу, чтобы отвлечься от этой боли.
Рисунок 1. Пороги чувствительности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если понимать от чего зависит порог чувствительности, то его можно изменить существующими для этого способами.
Как правило, неприятные ощущения человек может терпеть до определенного момента – этим моментом является болевой порог.
Одинаковых болевых порогов не бывает, потому что на данный показатель оказывает влияние множество факторов. В самой невыгодной ситуации находится человек с низким порогом чувствительности, даже простейшие процедуры, например, забор крови, становятся для него настоящим испытанием, и приносит нестерпимую боль.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Пороги чувствительности в психологии 460 руб.
- Реферат Пороги чувствительности в психологии 220 руб.
- Контрольная работа Пороги чувствительности в психологии 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Люди с низким порогом чувствительности должны предупреждать медиков заранее, если готовится какая-либо травмирующая операция, во избежание психологической травмы. Низкий порог чувствительности повседневную жизнь человека достаточно сильно осложняет.
Организм человека при высоком болевом пороге проще переносит стрессовые ситуации. Специалисты доказали, что на болевой порог чувствительности влияние оказывает психотип человека.
Организм становится более активным и склонным к экстремальным ситуациям, если уровень страха перед физическим воздействием отсутствует.
У мужчин и женщин чувствительность к боли различна. Обезболивающее действие на мужской организм оказывает тестостерон и в результате он легче выносит полученные травмы.
Специалисты считают, что уровень тестостерона в критических ситуациях резко возрастает и это заставляет мужчину забыть об опасности и боли.
Порог чувствительности женщины ниже мужского уровня, а самый низкий уровень приходится на критические дни женщины. В утренний период женский организм более уязвим к травмирующим воздействиям извне. Более чувствительная женская нервная система способствует тому, что женщина быстрее поддается страху и панике, в результате чего происходит снижение порога чувствительности на психологическом уровне.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Природа устроила так, что в критические моменты жизни происходит гормональный всплеск, действующий как обезболивающее средство. Это очень важно, уровень эстрогена, например, при родах становится выше всех допустимых норм и порог болевой чувствительности повышается значительно, что помогает женщине выжить.
Большое влияние на болевой порог оказывают заболевания нервной системы, острые и хронические воспалительные процессы в организме.
Кроме этого, усталость, стресс, переутомление, индивидуальные физиологические особенности организма человека, являются психологическим настроем на стрессовую ситуацию.
Однако надо сказать, что значительная часть этих факторов вполне может корректироваться, а симптомы заболеваний либо полностью устраняются, либо сводятся к минимуму. В ходе терапии психологическое состояние можно изменить. Полезным будут и витамины.
Методы дифференциальной психологии
Методы, который применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:
- общенаучные;
- психогенетические;
- исторические;
- психологические.
Рассмотрим их по отдельности.
Общенаучные методы
К общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это описательный исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения человека.
Преимущества наблюдения:
- Отражает контекст жизни субъекта.
- Человек воспринимается как целостная личность.
- Собираются факты естественного поведения человека.
Недостатки наблюдения:
- Фиксация результатов в описательной форме.
- Отсутствие возможности повторного наблюдения с точно такими же психологическими параметрами (к тому же человек будет себя вести как ему захочется, а не как того хотят исследователи).
- Слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями (невозможность их каким-либо образом разъединить).
Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт получения научных знаний. Выполняется целенаправленное вмешательство в жизнедеятельность человека.
В отличии от наблюдения, эксперимент можно повторять многократно, а данные однозначны и однотипны. Главным недостатком является исчезновение естественности процесса и отсутствие целостной картины личности человека.
Если говорить о лабораторных экспериментах, то вышеозвученные недостатки остаются. Однако естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности человека. В этом случае он может даже и не знать, что над ним проводится опыт.
Существует также моделирование, которое пытается воссоздать фиктивную психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков определяется мастерством исполнения.
Психогенетические методы
Если общенаучные методы используются в психологии в целом, то психогенетические – конкретно в дифференциальной психологии. Данная группа методов нацелена на выделение факторов среды и наследственности. Существует генеалогический и близнецовый методы.
Генеалогический – это метод для исследования семей и родословных (придуман Ф. Гальтоном и описан в книге «Наследственный гений»). Основное положение: если признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь составляет генеалогическое древо. Предположительно, по мене уменьшения степени родства должно проявляться меньше сходства.
Близнецовый метод: среди близнецов выделяют дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно) и монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами). В данном случае исследуются психологические особенности членов близнецовой пары, позволяющие определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.
Исторические методы
Исторические методы применяются для изучения биографии выдающихся личностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры и науки. Но иногда объектами становятся и вполне обычные люди.
Среди этих методов выделяют дневниковый, биографический и автобиографический.
Дневниковый посвящен изучению жизни конкретного человека и содержит описание его поведения и развития.
Биографический применяют, когда используют биографию выдающейся личности. Если психолог заинтересован в оценке психологических особенностей человека, он проводит психографию.
Автобиографический основан на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте человека. В современном виде с его информационными технологиями появилась возможности использовать видео- и аудиоматериалы.
Психологические методы
Частные случаи применения этих методов – самонаблюдение и самооценка, которые непосредственно открывают объект изучения.
Самонаблюдение заключается в наблюдении собственных психических процессов. Преимущество всего одно, зато ключевое: человек может познать себя лучше, чем других людей. А вот недостаток – это субъективизм, необъективность.
Самооценка отражает более стабильные психические особенности. Недостаток метода в том, что человек может стыдиться раскрывать свои качества или поверхностно судить о них. Однако эти минусы можно скрасить анонимностью (в этом случае может также применяться анкетирование).
Абсолютно идеального способа познания личности не существует, поэтому главная задача психологов – комбинировать их, учитывая достоинства и недостатки каждого.
Мир Психологии
РАЗЛИЧЕНИЕ
Различение
(англ. discrimination) — наряду с обнаружением, опознанием, и идентификацией — один из 4 основных сенсорных процессов: сравнение 2 сходных стимулов, отличающихся обычно величиной 1 физического параметра. См. также
Прием информации. (И.Г. Скотникова)
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Различение
- способность воспринимать различия между двумя и более стимулами;
- в восприятии и психофизике – способность различать стимулы разной интенсивности;
- в социальной психологии – не одинаковое отношение к индивидам или группам, основанное на произвольных характеристиках, таких, как пол, раса, этническая принадлежность, культура и т.п.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Различение — имеется два значения, одно специальное и «нейтральное», другое концептуально основывается на специальном значении, но изобилует этическими и моральными коннотациями политики, расы, религии и т.д.
- в специальной литературе — способность воспринимать различия между двумя или более стимулами. Это также может рассматриваться как класс экспериментальных процедур, обозначаемый общим понятием процедуры научения различению. Например, в экспериментах по оперантному обусловливанию — реакции в присутствии одного стимула (SD) подкрепляются, а реакции в присутствии другого (Sдельта) — нет. В классическом обусловливании — присутствии одного стимула CS (условный стимул) и US (безусловный стимул) соединяются (то есть CS является истинным CS, обычно он обозначается как CS), но в присутствии другого стимула они не соединяются (то есть CS здесь не является истинным CS, так как он не служит сигналом US, он обычно обозначается как CS). В оперантном обусловливании такое научение ведет к продуцированию реакций в присутствии, но не в присутствии Sдельта. В классическом случае это ведет к вызыванию CR в присутствии CS , но не в присутствии CS. В этих примерах термин явно используется для описания процедуры научения посредством которой организм научается различным образом реагировать на различные стимулы. Обратите внимание, что вопрос о приятии и научении (научении организма обнаруживать физические различия между самими стимулами) является только косвенным. В большинстве процедур по научению различению заложено предположение о том, что организм воспринимает различия между стимулами, но просто не реагирует на них по-разному, потому что никогда не применялось подкрепление с тем, чтобы организм научился относиться к ним по-разному.
- В восприятии и психофизике — способность различать стимулы. Более подробно см. порог (2).
- Более широкое значение, в социальной психологии и связанных с ней областях — не одинаковое отношение к индивидам или группам, основанное на произвольных характеристиках, таких как раса, пол, этническая принадлежность, культура и т.д. Если не углубляться в политику использования этого термина, можно просто отметить, что точное понимание специальных значений может привести к хорошему пониманию проблемы. См. предубеждение.
предметная область термина
СЕНСОРНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ — по существу, различное реагирование на различные стимулы. Если субъектом является организм, не наделенный речью, можно сказать, что сенсорное различение двух стимулов происходит тогда, когда у субъекта устойчиво возникает одна реакция на один стимул и другая реакция – на другой; с человеческими субъектами достаточно вербальной реакции, чтобы понять, что различие обнаружено. См. различение.
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ — несколько вводящий в заблуждение термин, употребляемый для обозначения способности обнаруживать две различных точки стимуляции на коже. См. порог двух точек.
СИСТЕМНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ — процесс визуального восприятия, позволяющий нам различать двухмерные стимулы (например, слова на этой странице) и трехмерные стимулы (окружающие объекты). Было выдвинуто несколько теорий, объясняющих механизм этого различения: Шаблонная теория: поступающие стимулы сравниваются с готовыми образами (шаблонами), хранящимися в памяти. стимул распознается при близкой степени совпадения. Теория прототипов: поступающие стимулы сравниваются с «типичными» образами этого класса стимулов. К примеру, если нас просят представить дом, большинство европейцев обнаружит, что у них имеются сходные представления о том, как должен выглядеть дом. Все, что соответствует этому образу — т.е. обладает сходными чертами, — будет опознано как дом.
назад в раздел
:
словарь терминов
/
глоссарий / таблица
Книги
Таково краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, одной прочитанной статьи будет явно недостаточно. Вот список книг, с помощью которых вы можете изучить ее более детально.
- «Дифференциальная психология» Софья Нартова-Бочавер.
- «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» Анна Анастази.
- «Дифференциальная психология и психодиагностика» Константин Гуревич.
- «Дифференциальная психология: учебное пособие» Валерий Машков.
- «Дифференциальная психология» Александр Либин.
- «Дифференциальная психология и ее методические основы» Уильям Штерн.
- «Невротические стили» Дэвид Шапиро.
Начать рекомендуем именно с книги основателя дифференциальной психологии Уильяма Штерна, которая актуальна и по сей день.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Модель личности Кеттела
- Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
- Методы психодиагностики
- Психосемантика
- Практическая психология
- Метод изучения психологии Вундта
- Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
- Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
- Ситуационизм в психологии и поведение человека
- Криминальная психология
Ключевые слова:1Коммуникации, 4Психорегуляция
Имеется так много областей активности, куда может устремиться вдохновленный душой ученик. Нелегко уверенно выбрать область своей деятельности, и в этом каждому стремящемуся ведома растерянность. Давайте обозначим эту проблему в виде вопроса, и будем ежедневно прикладывать усилия, чтобы найти на него ответ, так как мы еще не в том положении, когда способны постичь, каким образом душа может «рассеивать свои силы» на высших планах.
Каков тот критерий, по которому человек может понять, какому же из нескольких направлений деятельности будет правильным последовать? Другими словами, есть ли что-то, что дает человеку возможность безошибочно выбрать правильное действие и пойти по верному пути? Этот вопрос не имеет отношения к выбору между тропой духовной устремленности и путем обычного человека. Он касается правильного действия, когда мы стоим перед выбором.
Несомненно, что человек в своем продвижении сталкивается с необходимостью различать все более тонкие нюансы. Грубому выбору между правильным и неправильным, который заботит младенческую душу, приходят на смену более тонкие различения между правильным и более правильным, между высоким и еще более высоким, и моральные или духовные ценности должны подвергаться самому придирчивому духовному анализу. В жизненных стрессах и трудах, в условиях постоянного давления на каждого человека со стороны тех, кто входит в его группу, проблема эта становится очень сложной.
При решении подобных проблем определенные грубые различения могут предшествовать более тонким, после чего придет черед и еще более тонких различений. Выбор между эгоистическим и неэгоистическим действием – самый очевидный при выборе между правильным и неправильным и легко разрешается честной душой. Выбор, который включает в себя различение между индивидуальным и групповым благом, быстро устраняет все прочие соображения и легок для человека, который сознает свою истинную ответственность. Обратите внимание на слова «сознает свою истинную ответственность». Мы говорим об обычном, нормальном человеке, а не о сверхсознательном, сверхвпечатлительном фанатике. Далее следует различение между способами действия (включая деловые и финансовые отношения физического плана), которые приводят к выявлению наивысшего блага для всех участвующих сторон. Но, дойдя в результате этого тройного отборочного процесса до определенного места, мы сталкиваемся с такими случаями, когда все еще остается выбор, в котором не помогают ни здравый смысл, ни логические аналитические построения. Остается желание сделать правильно; остается намерение действовать как можно более высоким образом, выбрать такую линию действия, которая принесет наибольшее благо группе, вне зависимости от личных соображений. И всеже свет на пути, по которому идешь, еще не виден; дверь, в которую надо войти, не узнана, и человек остается в состоянии постоянного сомнения. Что же тогда делать? Одно из двух.
Первое: стремящийся может последовать своей наклонности, тому, к чему он предрасположен, и выбрать ту линию действия, которая кажется ему самой мудрой и лучшей из всех возможных. Это включает в себя веру в действие Закона Кармы, а также демонстрацию твердой решимости, что является лучшим способом, посредством которого его личность может научиться действовать в соответствии с решениями его собственной души. Также это включает в себя способность идти вперед, следуя принятому решению, и встречать последствия без страха и сожаления.
Второе: он может ждать, полагаясь на внутреннее чувство, зная, что в нужное время он различит, – после закрытия всех дверей, кроме одной, – тот путь, по которому он должен идти. Потому что есть только одна открытая дверь, через которую такой человек может пройти. Чтобы ее узнать, нужна интуиция. В первом случае могут быть допущены ошибки, которые учат и обогащают человека; во втором случае ошибки невозможны и может быть предпринято только правильное действие.
Таким образом, очевидно, что все сводится к пониманию своего места на лестнице эволюции. Только высоко продвинутый человек может знать времена и циклы и умеет адекватно распознать тонкое отличие между психической чувствительностью и интуицией.
При рассмотрении обоих путей, принимая окончательное решение, пусть человек, которому надлежит использовать свой здравый смысл и выбрать линию действия на основе конкретного ума, не практикует высший способ ожидания, когда нужная дверь откроется. Он слишком многого хочет для того уровня развития, на котором находится. Ему придется научиться решать свои проблемы благодаря выбору верного решения и правильному использованию ума. Благодаря этому методу он будет расти, потому что корни интуитивного знания лежат глубоко в душе, и, следовательно, необходимо соприкоснуться с душой прежде, чем заработает интуиция. Здесь можно дать только один намек: интуиция всегда связана с групповой активностью, а не с личными мелкими делами. Если вы все еще являетесь человеком, центрированным в своей личности, – осознайте это и, исходя из своей оснащенности, управляйте своими действиями. Если вы знаете, что вы функционируете как душа и для вас существуют только интересы других, не затронутые вашим собственным эгоистическим желанием, то что от вас требуется, станет вам понятно, ваше чувство ответственности будет укрепляться, ваша групповая работа будет продвигаться, и путь будет открываться перед вами по мере того, как вы будете делать следующее дело, выполнять следующее обязательство. Одно дело, прекрасно исполненное, даст возможность заняться более высокими и ответственными делами, которые мы называем мировой работой; ответственность перед семьей укрепит нас и позволит взять на себя ответственность за большую группу. Каков же тогда критерий?
Для продвинутого стремящегося, позвольте мне повторить, выбор действия зависит от правильного употребления низшего ума, от использования здравого смысла и от того, насколько он забудет о своей эгоистической любви к комфорту и о личностной амбиции. Это ведет к выполнению долга. Ученик автоматически и обязательно исполняет все вышеописанное, а его интуиция помогает ему почувствовать тот момент, когда он может взять на себя большую групповую ответственность, не снимая с себя ответственности за свою малую группу. Подумайте над этим. Интуиция открывает не путь к вскармливанию личностной амбиции и не способ, который позволит удовлетворить эгоистическое желание личного роста.
«Трактат о Белой Магии» [04-0067]