Адаптация: понятие, виды, этапы и психологические факторы


Определение

Психологическая адаптация – не менее сложный, многоэтапный и мультифакторный процесс, чем биологическая. Последняя предусматривает способность живых организмов приспосабливаться к изменению климатических, пищевых и других условий обитания. Она напрямую связана с эволюционным отбором.

В психологическом контексте это подразумевает гармоничную интеграцию личности в социальные процессы, развитие необходимых коммуникативных навыков и эмоциональной устойчивости. Концепция имеет длинную историю формирования, развития и изучения. Существует множество ее трактовок и формулировок.

Адаптация – это в психологии механизм социальной приспосабливаемости, суть которого пытались понять еще древнегреческие философы. Тематические работы есть у Гиппократа, Анаксагора и Демокрита. Врач, мыслитель и философ древней Эллады полагал, что социальные обстоятельства в некоторой степени определяют внешний вид людей.

Позже это утверждение высказывал Ламарк – французский естествоиспытатель и мыслитель, который активно занимался изучением адаптационного механизма. Теоретическое обоснование идее о взаимосвязи внешнего вида и среды обитания дал Чарльз Дарвин.

Изначально в науке господствовала концепция влияния только физиологических и биологических факторов на приспосабливаемость живых организмов, в том числе человека. Ее кардинально изменил Ганс Селье. Вопросами адаптации усиленно занимались Сеченов с Павловым.

Они рассматривали сугубо физиологические аспекты процесса. Советский социолог Г. И. Царегородцев излагает психологические закономерности и принципы в своей работе «Философские проблемы теории адаптации». Его определение – степень вовлеченности человека в общественные и трудовые процессы.

По мнению выдающегося американского ученого А. Маслоу, психологическая адаптация представляет собой оптимальное взаимодействие человеческой личности с окружающей средой. Особую актуальность данная проблематика приобрела в XXI веке с началом стремительного технологического развития.

В условиях постоянно меняющегося мира, когда человечество находится, по мнению многих футурологов, на пороге технологической сингулярности, адаптация личности стала еще более сложным и многофакторным процессом.

Возникают новые концепции, появляются свежие формулировки и взгляды. В работе И. А. Милославской «Роль социальной адаптации в условиях современного НТР» дается объективно-субъективная характеристика приспосабливаемости личности реалиям высокотехнологичной среды обитания.

По мнению автора, человеку необходимо постоянно усваивать новые коммуникативные навыки и подчиняться иным стандартам жизнедеятельности для наилучшей социально-психологической адаптации.

Фрейд и Адлер в своих трудах позиционируют приспосабливаемость личности как выработку защитных механизмов от внешних раздражителей. Каждая психологическая школа, учение и концепция дают собственное определение адаптации. Часто эти трактовки размыты, плохо сочетаемы или даже вступают в явное противоречие.

Все авторы сходятся в одном – скорость и уровень приспосабливаемости к изменению окружающих социальных условий зависят от личностных характеристик.

На психологическую адаптацию влияют:

  • степень внушаемости;
  • обучаемость;
  • эмоционально-волевое самообладание;
  • тип темперамента;
  • степень активности.

Этими критериями список не ограничивается. Некоторые авторы добавляют сюда жизненные приоритеты и ориентиры, социальные установки и индивидуальные цели.

Адаптация в профессиональной сфере

Для менеджеров по персоналу не является секретом, что, независимо от квалификации и общего трудового стажа, любой вновь поступивший на производство работник испытывает определенный дискомфорт. Его страшит возможность совершить ошибку, выполняя порученное задание, его волнует вопрос будущих взаимоотношений с новыми коллегами и т. д.

Для того чтобы помочь такому сотруднику скорее приспособиться к коллективу и рабочему месту, сегодня каждая компания и фирма разрабатывают специальные методики и программы. В них дается четкое определение понятию и сущности адаптации в производственной среде.

Этот процесс обычно длится от 2 до 8 недель. Его продолжительность напрямую зависит от характера сотрудника, его квалификации, обязанностей, возложенных на него.

Кадровики обычно рассматривают два вида адаптации: производственную и непроизводственную.

В производственную адаптацию входят:

  • профессиональная;
  • психофизиологическая;
  • социально-психологическая;
  • организационно-психологическая;
  • организационно-административная;
  • экономическая;
  • санитарно-гигиеническая.

Во время производственной адаптации новый сотрудник проходит ознакомление с существующими правилами и нормами в компании.

Понятие и определение адаптации внепроизводственной включает в себя налаживание отношений с коллегами вне сферы деятельности. Это может быть участие в различных корпоративах, совместное посещение спортивных мероприятий и др.

Виды

Первым отечественным ученым, который раскрыл механизм психологической адаптации, считается М. Ярошевский. Его работы опирались на результаты изысканий зарубежных коллег. Он занимался выявлением различий в поведенческих закономерностях индивидов, помещенных в одну социальную среду.

Адаптация – это в психологии по Ярошевскому передача отдельной личности ценностных ориентиров общественной группы, что позволяет человеку становиться ее неотъемлемой и органичной частью. Эту концепцию в дальнейшем развивал Л. Выготский, который установил равноценность взаимного влияния социальной среды и индивида.

Согласно его теории, существуют следующие виды психологической адаптации:

ПоведенческаяПодразумевает принятие индивидом правил и норм поведения, принятых в социальной группе.
ОбщественнаяХарактеризуется приспособлением к новому коллективу и способностью решать задачи совместно с другими членами группы. Она предполагает развитие коммуникативных навыков.
ПрофессиональнаяЕе сущность заключается в постоянном совершенствовании трудовых способностей и стремлении к карьерному росту.
ЭтническаяПредполагает установление грани допустимого влияния большинства на национальное меньшинство. Такая проблема актуальна не только для отдельной личности, но и для целых государств.

Личность адаптируется к предлагаемым социальным условиям существования на физиологическом, социально-бытовом и психоэмоциональном уровнях. Первый предусматривает привыкание к естественным изменениям окружающей среды – климатическим, техногенным и другим.

Социальная адаптация предполагает интеграцию в общественный строй, привыкание к культурным тонкостям. Такой вид приспосабливаемости может иметь пассивный характер, когда личность принимает сложившиеся нормы поведения и не старается найти компромисс между индивидуальными предпочтениями и массовыми традициями.

Гораздо больше возможностей открывается при активной социально-психологической адаптации. В этом случае индивид старается разработать собственную линию поведения или даже выбрать оптимальную группу для приспособления к новым условиям.

Яркий пример такого подхода – смена местожительства на более приемлемое с точки зрения профессиональной или творческой реализации. Активная социальная адаптация предполагает интенсивную межличностную коммуникацию и быстрое переключение между сферами приложения трудовых усилий.

Психологическая приспосабливаемость тесно связана физиологической, поскольку активирует особые компенсаторные системы организма, обеспечивающие надлежащую стрессоустойчивость и адекватные реакции на внешние раздражители.

Запускается механизм нейрогуморальной регуляции, который активизирует секрецию гормона надпочечников – адреналина. Он позволяет справляться со стрессовыми ситуациями, неизбежными в адаптационный период. Выделяются эндорфины – нейромедиаторы, которые снижают психоэмоциональное напряжение.

Адаптация к социальной среде часто ассоциирована с необходимостью изменения мышления. В психологии это означает выработку нужных динамических стереотипов и поведенческих реакций. А на физиологическом уровне проявляется созданием устойчивых нейронных связей и формированием необходимых условных рефлексов.

Психологическая адаптация

инна закасовская

Психологическая адаптация

Психологическая адаптация

Понятия «психологическая адаптация»

и
«социально-психологическая адаптация»
одними авторами отождествляются, другими разделяются. Отдельно говорят и просто о
«социальной адаптации»
.Путаницу объяснить очень просто: сложно отделить
психологическое от социального там, где речь идет о столкновение индивидуально-психологического с общетсвенным. Мы будем рассматривать где эти понятия отождествляются.
Психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе других людей в соответствии с требованиями этого общества и с личными потребностями, мотивами, интересами.

Те периоды, когда приспособление индивида к условиям социальной среды происходит наиболее активно, называют социально-психологической адаптацией.

Социально-психологическая адаптация человека – это активное и целенаправленное усвоение норм, правил, ценностей как общества в целом, так и конкретного,ближайшего социального окружения человека:

За последнее десятилетие резко изменилась социальная ситуация в стране, изменилась география страны, что привело к возникновению межнациональных конфликтов и войн.

В настоящее время ситуация не только не стабилизировалась, а, напротив, обострилась. Набирают силу фашистские организации, пропагандирующие законы силы и разрушения. Подобные организации, наряду с криминальными структурами, охотно рекрутируют подростков в свои ряды.

На фоне «дефицита позитивного взаимодействия с подростками взрослых»
(Д. И. Фельдштейн)
это явление набирает устрашающие обороты.

Пропаганда насилия и сексуального раскрепощения усугубляет течение подросткового кризиса. «Произошла интенсивная примитивизация сознания детей. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние, глубинные переживания растущих людей — тревожности, страха, неуверенности, одиночества. В настоящее время это углубившееся чувство одиночества преломляется в особой позиции детей по отношению к взрослым. Взрослый мир приблизился (сейчас ребенок может смотреть те же кинофильмы, что и взрослый)

. Мальчики могут накачивать свои мускулы, а девочки заботиться о сексуальной привлекательности. Почти все ранее запретное стало доступным и дозволенным, но одновременно взрослый мир и отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в четкой позиции своего отношения, своих требований. Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность, то есть те современные приобретения детства, которые являются тяжелой потерей для него». Все вышесказанное можно отнести к достаточно широкому описанию негативного влияния социально-экономической ситуации на развитие личности подростка. Но было бы большой ошибкой рассматривать социальную ситуацию развития только с этой стороны. На данный момент существуют и неоспоримые положительные моменты для становления личности подростка. Это большой доступ к учебной информации, реформа системы образования, в которой наметились тенденции воспринимать ученика не как пассивный объект педагогического воздействия, а как активного субъекта учебно-воспитательного процесса.

Во многих школах в настоящее время подросток, переходящий в старшее звено, имеет возможность выбрать то направление обучения, которое соответствует его познавательным интересам и интеллектуальным возможностям, — профильное обучение.

Современный подросток имеет возможность попробовать себя в различных видах социальной деятельности — школьное самоуправление, молодежный парламент и др. Участие в различных молодежных сообществах дает возможность не только удовлетворить основные социальные потребности возраста, но и расширить поведенческий репертуар, что способствует успешной адаптации в обществе.

Одной из важнейших задач современной школы, наравне с учебными задачами, является создание условий для успешной социально-психологической адаптации ученика.

Подростковый возраст является одним из сложных возрастных этапов развития личности, этот возраст является важным этапом в процессе становления личности, в нем появляется внутренняя готовность к принятию взрослых норм жизнедеятельности, стремление занять активную социальную позицию в пространстве межличностного общения. Деятельность подростка направлена на усвоение норм взаимоотношений и расширение социальных связей.

Современная ситуация развития обостряет проблему социальной адаптированности подростков в период школьного обучения. Напряжения адаптационных механизмов требует ситуация перехода с одной ступени обучения на другую (из средней школы в старшую, Психологическая адаптация является одним из ведущих механизмов, обеспечивающих социализацию личности и ее целостное формирование.

Под психологической адаптацией мы понимаем процесс активного взаимодействия индивида и социальной среды, в результате чего происходят позитивные изменения личности, ее установок и поведенческих стереотипов, конечным итогом этого процесса является состояние адаптированности.

Психологическая адаптированность — это наличный уровень внутриличностной адаптированности, который представлен поведенческим аспектом, личностными особенностями и эмоциональной уравновешенностью.

Одним из показателей благополучного развития школьника-подростка является его успешная адаптация к учебной деятельности и образовательному учреждению — школе.

С точки зрения социально-психологического подхода нарушение школьной адаптации и школьная дезадаптация рассматривается как следствие слабого развития коммуникативных навыков, необходимых для учебной деятельности, т. к. школьная адаптация неотделима от социально-психологической адаптации.

Е. В. Руденский, рассматривая явление школьной дезадаптации, отмечает, что, несмотря на наличие признаков, характеризующих вполне самостоятельный феномен, школьную дезадаптацию «корректнее»

рассматривать как более частное явление по отношению к общей
социально-психологической адаптации, в структуре которой школьная дезадаптация может выступать как в роли следствия, так и в роли причины.
Таким образом, рассматривая проблему психологической адаптации школьников, мы должны учитывать, что в ее структуру входит школьная адаптация. С одной стороны, понятие «психологическая адаптация»

шире понятия
«школьная адаптация»
и школьная
адаптация является частью социально-психологической адаптации. С другой стороны, без психологической адаптации не может быть полноценной школьной адаптации. Таким образом, эти понятия взаимосвязаны.
Создание условий для успешной социально-психологической адаптации школьников возможно через создание школьной социально-психологической службы

Психолого-педагогическая диагностика социальной адаптации. Выявление дезадаптации.

В природе человека генетически заложена большая способность к адаптации. Практика, а также научные исследования показывают, что человек обладает значительными адаптационными способностями в условиях природной и социальной среды, изменяющихся даже в критических пределах. И как пишет В. И. Гарбузов, судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врождённой и приобретённой способности к адаптации, то есть приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Наиболее общим показателем успешного процесса адаптации можно считать взаимную удовлетворённость человека и социальной среды. Состояние личности, позволяющее достигать таких взаимоотношений с социумом, называется социально-психологической адаптивностью. При этом человек без длительных внутренних и внешних конфликтов выбирает жизненный путь и принимает решения, продуктивно осуществляет свою деятельность, удовлетворяя при этом основные социогенные потребности, в полной мере соответствует ролевым ожиданиям эталонной группы, самореализуется и раскрывает свой творческий потенциал. Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических особенностей, кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. «Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности — учебной, производственной, творческих занятий. Старший подростковый возраст — это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни, сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определёнными людьми. Расширяется диапазон социальных ролей, которые примеряются на себя. Проявляются психологические трудности взросления, противоречивость и нестабильность представления о себе.

Именно поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Если ребёнок в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит»

из школы, чаще
психологически, хотя не так уж редко и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений.
Диагностическое обследование не является самоцелью, а как правило, служит для решения каких-либо практических или исследовательских задач.Поэтому предварительно необходимо ответить на вопрос: для чего проводится диагностика, для чего будут использоваться полученные данные? Это может быть сбор информации для консультирования, мониторинга адаптации, построения прогноза, а также для исследовательских целей. Поставленные цели определяют предмет диагностики

Чаще всего,предмет диагностики это:

– уровень адаптированности в настоящий момент времени,

– нарушения адаптации,

– индивидуальные особенности адаптации,

– особенности протекания процесса адаптации,

адаптивный потенциал конкретной личности.

При диагностике нарушений адаптации обычно изучают такие параметры, как

отклоняющееся поведение, уровень напряжения, фрустрированности, переживание стресса, показатели цены адаптации. Если предметом диагностики становятся индивидуальные особенности адаптации, то рассматриваются стили адаптации, предпочтение определённых стратегий адаптации и т. д.

Особенности протекания процесса адаптации исследуются через отслеживание происходящих в процессе адаптации изменений: фиксируются динамика общего эмоционального состояния человека, степень его информированности о ситуации и характер активности, направленной на её преобразование. Отмечаются возможные нарушения процесса адаптации (такие, как пропуск этапа, фиксация на определённой стадии процесса и др.).

Адаптивный потенциал личности определяется через оценку продуктивности

используемых стратегий и диагностику выраженности таких личностных характеристик, которые необходимы для успешного прохождения различных этапов процесса адаптации и способствуют построению продуктивного взаимодействия с окружающей средой (например, гибкость, толерантность, коммуникабельность и др.)

.

Критерии адаптации (описание модели А. А. Реана)

При изучении адаптации личности выделяют два основных критерия адаптации: внешний и внутренний.

Внешний критерий тесно связан с понятием «приспособление»

. Результат
адаптации понимается как достижение желаемого поведения в среде и описывается в терминах эффективности, компетентности, успеха, внешнего благополучия. Внешний критерий обычно определяет хорошую приспособленность, соответствие требованиям среды.
Внутренний критерий отражает общее психическое состояние, чувство

удовлетворённости, комфорт, социальное самочувствие. Внутренний критерий связан с возможностью удовлетворения индивидуальных потребностей, самовыражением, сохранением внутренних энергетических ресурсов, отсутствием напряжения и тревоги.

Адаптация по внешнему критерию характеризуется высокой успешностью, формальным достижением благополучия, но сопровождается выраженной неудовлетворённостью и психоэмоциональным напряжением. Адаптация по внешнему критерию связана с так называемой «ценой адаптации»

. Цена
адаптации – это объём внутренних психологических ресурсов, затраченных на приспособление к среде. Цена адаптации повышается, когда в процессе адаптации превалирует ориентация на внешний критерий и при этом игнорируются внутренние потребности личности.
Признаками адаптации по внутреннему критерию являются невысокая успешность, иногда – даже отклоняющееся поведение, но на фоне положительной тональности индивидуального настроения.

Полная дезадаптация констатируется тогда, когда человек переживает неудовлетворённость, показывает высокую степень психоэмоционального напряжения и при этом не достигает даже среднего уровня стандартов успешности и благополучия, принятых в окружающей его социальной среде.

Системная адаптация предполагает высокую успешность, которая при этом сопровождается субъективным чувством удовлетворённости. Системная адаптация тесно связана с понятием самореализации. Именно нахождение социально одобряемого, продуктивного и социально полезного способа актуализации и выражения внутреннего потенциала личности определяет возможности самореализации и соответственно высшую форму адаптации.

Адаптационные процессы совершаются по мере возрастного развития. Л. И. Божович отмечает, что психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Но, возникнув таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие. Социально-педагогическая адаптация школьников обусловлена как классом первичных, индивидуально-типических (половозрастными, конституционными и другими свойствами)

и вторичных
(психодинамических, психомоторных)
индивидных свойств, так и
психическими состояниями, свойствами и характеристиками личности, уровнем интеллекта, эффективностью деятельности. Прогноз адаптации, как правило, осуществляется на основании изучения отдельных аспектов, компонентов целостной структуры личности человека.
Социально-педагогическая адаптация это эмоционально – чувственное приспособление психики подростка при включении его в новые социальные условия.

Адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность.

Процесс адаптации обозначают термином адаптирование, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса — адаптированность, а различия в состоянии организма до начала и после завершения процесса адаптации – адаптивный эффект.

Степень адаптированности подростка определяется характером его эмоционального самочувствия. Вследствие этого выделяется два уровня адаптации: адаптированность и дезадаптированность.

Адаптационный потенциал определяет характер имеющихся способностей, их практическое использование в практике социального функционирования и определяет уровень реализованных возможностей подростка

Характеристики и свойства

По мнению американского психолога Ричарда Лазаруса, на социально-психологическую адаптацию влияет информация, получаемая индивидом при взаимодействии с общественной средой и противоречащая изначальным жизненным установкам.

В итоге наблюдается несогласованность внутреннего посыла с реальными условиями существования. Это вызывает состояние психологического дискомфорта, которое побуждает к действию.

Гипотеза была подтверждена экспериментальным путем при изучении Ричардом Лазарусом и группой исследователей когнитивной оценки угрозы на формирование стрессовых реакций.

Условная интенсивность эмоциональных переживаний свидетельствует о степени адаптации индивида к социально-психологическим условиям. Фрейд, Адлер и Гартман проблематику рассматривали в контексте выработки защитных механизмов.

Общественные структуры, разделение труда, социальное неравенство и другие факторы, по мнению мастеров психоанализа, оказывают сильное влияние на успешность адаптации личности. Их свойствами и характеристиками определяются возможности развития индивида.

Структура общества, воспитание и обучение формируют поведенческие реакции и обеспечивают успешность адаптации. Важное условие гармоничной интеграции – социальная уступчивость. Она определяет нормы поведения индивида.

Скорость и глубина адаптации зависит не только от особенностей психики, эмоциональной устойчивости и внутренних резервов. Большое влияние на процесс приспосабливаемости оказывают внешние воздействия.

На материальном уровне выделяются вещественные факторы, а в социальной среде – общественное развитие, этнические моменты, условия жизни. Каждый индивид входит в адаптационный процесс в разном моральном и физиологическом состоянии.

Одни человек легче и быстрее приспосабливается, другой – сложнее и медленнее. По мнению многих исследователей, на адаптивность оказывают сильное влияние средовые факторы и субъективное воздействие.

К первым причисляют:

  1. Характер трудовой деятельности. Профессиональная деформация психики замедляет процесс адаптации и вносит в него коррективы.
  2. Условия жизни. Они имеют принципиальное значение, поскольку окружение во многом формирует внутренний мир и взгляды личности.
  3. Социальная прослойка. Это комплексная характеристика адаптационного процесса, оказывающая влияние на поведенческие реакции и мировоззренческую позицию.


К субъективным свойствам адаптационного процесса принято относить гендерную принадлежность, возраст, психоэмоциональные и физиологические особенности личности.
У исследователей нет единого мнения о том, какая группа факторов оказывает большее влияние на способность индивида приспосабливаться к изменившимся условиям.

По одной из теорий на адаптацию воздействует комплекс следующих критериев:

  • когнитивного;
  • эмоционального;
  • мотивационного;
  • практического.

В процессе жизнедеятельности в предложенных условиях формируется новая поведенческая модель, что ускоряет приспособление.

Медицинская справка

Адаптация – системный защитный процесс, протекающий постадийно. Основа адаптации – это формирование приспособительных особенностей организма к воздействующим на него факторам, чаще всего они носят стрессовый характер и могут отличаться различной интенсивностью и длительностью воздействия на организм.

Развитие адаптационного процесса происходит последовательно, что позволяет выделить при данном синдроме несколько стадий. Впервые данный термин ввёл канадский учёный чешского происхождения Ганс Селье в 1935 году.

Синдром адаптации представляет собой целый комплекс механизмов и реакций человека на какой-либо новый раздражитель и формируется посредством безусловной рефлекторной активности нервной системы и активизации нейрогуморальных механизмов защиты, таких как: активизация иммунной системы, повышение уровня базальной тревожности и активизация сосудодвигательного центра головного мозга.

Психологическая адаптация является важной частью общего адаптационного синдрома и показывает активность центральной нервной системы в принятии тех или иных решений, направленных на устранение стрессового фактора.

Функции и роль

Адаптация – это в психологии особая форма личностной трансформации, предусматривающая сокращение затрат внутренней энергии на противостояние стрессовым ситуациям и раздражающим факторам.

Важной функцией такого процесса считается способность индивида нивелировать травмирующие обстоятельства до более комфортных. Например, впервые побывавший на охоте человек зачастую испытывает шок. По мере привыкания к новым условиям восприятие становится более спокойным.

Вырабатывается механизм стрессоустойчивости, что способствует формированию психологических компенсаторных внутренних резервов. Роль адаптации в жизни человека очевидна.

Она позволяет:

  • легче достигать поставленных целей;
  • спокойнее реагировать на стрессовые ситуации;
  • быть устойчивее к моральному прессингу;
  • повысить самооценку;
  • снизить уровень конфликтности;
  • улучшить собственные коммуникативные навыки;
  • успешнее продвигаться по карьерной лестнице.


В процессе разрешения адаптационных трудностей, конфликтов и противоречий развиваются интеллектуальные способности, вырабатываются необходимые психоэмоциональные реакции.

Формы проявлений

Основной, самой продолжительной и сложной адаптацией считается приспосабливаемость к новому социальному окружению и изменившимся общественным условиям. Это активная форма развития личность, в рамках которой ощущается взаимное влияние человека и среды обитания.

Важное проявление такой адаптации – характер взаимодействия, который включает коммуникативные нюансы, индивида с окружающими людьми. Успешное приспособление к изменившимся условиям означает способность личности вести жизнедеятельность в новой социальной среде.

Адаптационный механизм на психологическом уровне может приобретать различные формы и проявления. Это определяется персональными эмоциональными и физиологическими характеристиками человека. Адаптация проявляется изменением взглядов и поведенческих реакций на ситуативные раздражители.

Механизмы

В первую очередь формирование адаптационных механизмов связано с увеличением гормональной активности секреторных клеток передней доли гипофиза. Стимуляция секреции адренокортикотропного гормона, мишенью которого является кора надпочечников, является усиление в ней секреции катехоламинов: адреналина и норадреналина. Увеличенная секреция катехоламинов приводит к мобилизации резервных защитных механизмов, в том числе и увеличивает энергетический пул.

Психологические теории и школы

Выделяются 2 формы приспосабливаемости личности в аспекте редукции психического напряжения – активное взаимодействие с социальной средой и пассивное. Первое называется анапластическим типом адаптации и наилучшим образом способствует совершенствованию индивида.

Пассивное или конформное взаимодействие предполагает принятие ценностных ориентиров социальной группы и именуется аутопластическим подходом.

Интеракционистская психологическая школа выделяет следующие типы адаптации в аспекте социально-экономического взаимодействия:

  • внеличностный;
  • ситуативный;
  • индивидуальный;
  • общий.

Такая классификация характеризуется высоким уровнем обобщения при отсутствии содержательных критериев, отражающих эффективность адаптационного процесса. Интеракционистская школа – направление американской психологии, культурологии и социологии, изучающее символическое взаимодействие личности с обществом.

Ее адаптационная теория дополняется исследованиями российского психолога и общественного деятеля А. Д. Реана, проведенными в 2004 году. Истинное приспособление, по его мнению, заключается в взаимном изменении себя и окружающей среды.


Адаптация. Что это в психологии

Школа аналитической психологии, базирующаяся на исследованиях Фрейда и Юнга, трактует адаптацию личности в рамках общественного сознания. Это своеобразная теория коллективного разума, которая гласит, что поведенческие реакции индивида формируются под воздействием социального окружения.

Британская антропологическая школа прикладной психологии проводит параллель развития психических процессов современного человека с примитивными верованиями, представлениями о нравственности и обычаями различных социально обособленных групп.

Австрийская психологическая школа выдвигает адаптационную теорию целостности сознания отдельной личности, которая определяет успешность ее приспособления к новым условиям существования.

Методы управления

Адаптация – это в психологии процесс приведения эмоциональных реакций и умственной деятельности человека в соответствие к социальным стандартам и требованиям среды обитания. Она поддается управлению специальными способами, разработанными ведущими специалистами отрасли.

Метод проб и ошибок

Американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк в 1898 году предложил управлять адаптацией личности в социальной среде или трудовом коллективе эмпирическим способом, используя врожденные способности человека к перебору вариантов действий.

Метод заключается в решении жизненных задач с применением накопленного опыта и попутным приобретением нового в процессе преодоления трудностей. Согласно этой теории, на достижение каждой следующей цели тратится времени, усилий и ресурсов меньше, чем на предыдущую.

Методика нашла широкое применение в развитии адаптационного механизма школьников, студентов и других социальных групп. Преимущество способа заключается в том, что ему не требуется учиться. Способность к поиску вариантов решения проблемы заложена в каждом человеке изначально.

Формирование поведенческих реакций

Этот метод предусматривает развитие мотивационной составляющей и систему поощрений, которая стимулирует дальнейшее совершенствование личного адаптационного механизма. Такой способ управления приспосабливаемостью индивида разработан представителем бихевиористской психологической школы Дж. Уотсоном.

Он рассматривал систему «стимул-реакция» в качестве механизма формирования новых форм поведения в определенной социальной среде. Уотсон категорически заявлял о решающей роли воздействия окружения на выработку психологического типа и модели поведения.

Наблюдательный способ

Теория, выдвинутая французским психологом и нейропсихиатром Анри Валлоном, предусматривает управление адаптацией путем создания удобных для наблюдения и анализа условий.

По мнению автора, помещение индивида в новую социальную среду вынуждает его подсознательно присматриваться к поведению окружающих и невольно подражать ему. Так происходит интеграция личности в общественную группу.

Подобный тип адаптации называют латентно-пассивным. Это в психологии – частое явление, свойственное людям флегматичного темперамента. Большая часть получаемой от внешнего мира информации, по мнению автора теории, воспринимается на подсознательном уровне, что играет ключевую роль в выработке общепринятых норм поведения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: