Модель НЛП:: Метапрограмма: Предпочитаемая модальность


Каналы восприятия

Каналы восприятия — это определённый спектр воспринимаемой информации. У каждого человека каналы восприятия развиты по-своему.
В психологии и НЛП эти каналы ещё называют модальностями. Хотя в НЛП понятие «модальность» несколько шире, чем в психологии.

Примечание: НЛП — нейро-лингвистическое программирование.

В этой статье информация по предмету рассмотрения будет дана в общем виде, ознакомительно. Просто данная информация будет полезна для понимания некоторых процессов, происходящих в организме человека при выполнении упражнений йоги (асан).

Речь пойдёт именно о способах получения информации. Способы обработки полученной информации относится к репрезентативной системе.

У человека есть пять органов чувств, которыми он воспринимает окружающий материальный мир: глаза, уши, нос, рот, кожа. (Некоторые считают, что существует шестой орган чувств — вестибулярный аппарат, который отвечает за чувство равновесия и положения тела в пространстве).

Сигналы от органов чувств вызывают соответствующие ощущения. Всего внешних ощущений — шесть. Пять из них соответствуют органам чувств, это: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание (тактильные ощущения) и, дополнительно, кинестетические ощущения. (Моторика вызывает ощущения, хотя не имеет отдельного органа чувств).

Органы чувств и моторика являются каналами восприятия информации. Как уже упоминалось, у каждого человека эти каналы развиты по-своему. Имеют разную степень развития. А поскольку все процессы в организме взаимосвязаны, то способ восприятия информации влияет на поведенческие и соматические реакции человека. (Примечание: сома — тело).

Существует и обратное влияние поведения и соматики на каналы восприятия. Эта особенность человеческого организма и используется в йоге для развития органов чувств и способности воспринимать и отображать информацию.

Рассмотрим некоторые каналы восприятия и особенности их проявления на уровне соматики и поведенческих реакций.

Этапы восприятия информации в ходе урока

на примере урока иностранного языка

релаксацияактивностьрелаксацияактивность
метод релаксация цель ввести новый материал на основе личного опыта и выбора учащегосяметод рисование символа, образа, информации цель обсуждение информацииметод слушание текста цель понимание информацииметод чтение текста, анализ цель заучивание текста
сенсорно–моторный этап Iсимвольный этап IIлогический этап IIIлингвистический этап IV

В учебном процессе чувство и действие в их индивидуальных выборах осуществляются в процессе учебной релаксации. Причём, если роль 1 этапа – презентации информации через образ можно назвать определяющим дальнейший ход учёбы, то роль 2 этапа – учебной релаксации можно считать решающей.

Именно на этом этапе решается индивидуальный выбор: что и как осознать, принять, архивировать и отправить в банк памяти. Глубинная сущность REAL-методики – формирование умения работать с мыслеобразом. Так от дидактики традиционной школы мы переходим к автодидактике. В REAL-методике приобретаются навыки работы с образом (выбор, представление, рисование, структурирование информации и размещение её в образе). Осуществление выбора того или иного образа, установка приоритета инициирует навык самоорганизующейся духовности и интеллектуальной работы.

Урок иностранного языка с использованием REAL-методики состоит из 5 основных частей (мы не говорим здесь о времени на проверку домашнего задания).

1. Фонетическая зарядка – 5 минут (активность).

2. Введение грамматического материала – 10 минут (релаксация).

3. Обсуждение, рисование, письмо по новому грамматическому ма- териалу – 10 минут (активность).

4. Аудирование (новый текст) – 5 минут (релаксация).

5. Чтение вслух, упражнения – 5 минут (активность).

Это глубоко воспитательная методика. Каждый акт выбора сопровождается принятием ответственности за этот выбор. Онтологически воспитание и учёба – сестры-близнецы, которые родились и растут вместе и одновременно. Это та ситуация, когда сама учёба – есть воспитание трудом, душой, интеллектом, и не требуется дополнительное время.

Критерием эффективности методики является прочность знаний, эмоциональный эффект, социальное время, необходимое на изучение одного и того же курса. Если сравнить эффективность (“Э”) REAL -методики

и “Э”
традиционной
методики при заданном объёме работы (“А”), то, условно говоря, в знаменателе окажется суммарная социальная работа, предпринятая на организацию и проведение учебного процесса – “a”. При сравнении получим:

Наш 30-летний опыт работы показывает, что эффективность учёбы при использовании REAL-методики в 3 – 4 раза выше, чем при традиционном обучении.

Опыт доказывает, что наиболее успешно овладевают методом образного мышления учащиеся школьного возраста. Это им нравится, поскольку это естественный для человека путь мышления. Рассмотрим подробную схему урока в той части, которая касается изучения нового материала. Мы не рассматриваем введение в урок (фонетическую, лексическую и т. п. зарядку, проверку домашних заданий).

Рассмотренный урок для учащихся 5–6 классов рассчитан на 45 минут. Мы намеренно показали урок по теме «Фонетика, лексика, морфология, синтаксис, грамматика как составные части русского языка», которой по сути дела нет в программе в таком целостном, концентрированном виде. Мы преследовали определённую цель – показать элемент творческой интерпретации существующего традиционного материала посредством биологически адекватной релаксационно-активной методики. Научение культуре интеллектуального труда на основе национальной культуры народа – есть глобальная задача педагогики. Это мы и стремились показать на примере одного из уроков.

В уроке присутствуют те рабочие этапы, что приняты традиционной педагогикой и хорошо известны:

I. Приобретение знаний.

II. Формирование умения использовать знания.

III. Закрепление навыка использования знаний.

Этим педагогическим этапам соответствуют определённые части урока, представленные в таблице «Схематический план урока» (см. приложение 1).

I этап: приобретение знаний – проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит формирование мыслеобраза учебного материала (например, цветок со структурированной информацией). Время этапа 10 минут. (I-II пункты действий учителя – см. приложение 1.)

II этап: формирование умения использовать знания проходит в состоянии активности (азарта). Во время этого этапа происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом. Время этапа 10–15 мин. (III-VI пункты в приложении 1).

III этап: закрепление навыка использования знания. Во время этого этапа происходит «отрыв» учебного образа от учебника, поиск самостоятельных примеров с последующими (проверочными) возвращениями и корректировкой примеров. Время этапа 10–15 минут. (VII-IX пункты в приложении 1.)

Домашнее задание является продолжением III этапа.

Опыт показывает, что учащиеся любят создавать свои собственные образы. Многие из них хотят усложнить схему или «одухотворить» образ. Этот процесс сравнения нового со знакомым и понятным был и есть в арсенале многих выдающихся учёных. Обязательно используйте 3 этапа урока! Они физиологически, психологически и методически необходимы. Пропуск даже одного из них может быть вреден для ребят, как если бы мы «сбивали» естественные биоритмы или делали в них произвольные изъятия: можно ли представить такие изъятия, например, в цикле «утро – день – вечер – ночь»? Схема урока показывает, что урок содержит 9 частей, хотя их может быть 3, 5, 10 – по усмотрению учителя. Так, если вы проводите фонетическую, лексическую, логическую зарядку, то количество частей урока прибавляется.

Из приведённой схемы видно, что не менее 5 – 6 раз за 45 минут происходит повторение нового материала, при каждом повторе происходит активизация того или иного канала восприятия: в III части урока активизируется речь, в IV – моторика руки, осязание, зрение, обоняние; в V – логические структуры памяти и т.п.

Нахождение учебного мыслеобраза в долговременной памяти и в активном обороте гарантировано при бескомпромиссном соблюдении последовательности I – II – III этапов и, конечно же, личном энтузиазме учителя! Любовь (поле безусловного позитивного восприятия учителем ученика) и энергия учителя порождают соответствующую любовь и энергию учебного мыслеобраза ученика.

Реальный итог работы по REAL-методике:

— сокращение время на изучение предмета в 3 – 4 раза;

— повышение интереса к учебе и улучшение результатов учебы;

— раскрытие творческих способностей ребят – они «забросают» вас новыми идеями.

В REAL-методике работают преподаватели разных предметов не менее 15 лет в городах: Боровск, Москва, С.-Петербург, Мариинск, Анжеро-Судженск, Люберцы, Жуковский, Лобня, Ковров, Хабаровск, школы Бурятии, Якутии, Казахстана, Украины [33, 34, 59-61, 88, ,12-14, 44, 49, 54, 77-79, 92-94, 86, 95, 99, 101, 105-107, 109-115, 117-119, 128, 129, 142-144 и др.].

Осознание причастности к эмерджентным изменением в образовании даёт силы, уверенность, убеждённость в продолжении творческой работы школьного учителя. Вот слова некоторых из них. «Семинар по ноосферному образованию, в котором мне посчастливилось принять участие, стал самым интересным и необычным событием в моей педагогической практике. Знания, полученные мной, я постараюсь грамотно применять на практике» (г. Ковров). «Я всегда вовлекала в учёбу все сенсорно-моторные каналы детского восприятия. А теперь получила “научные ноги” своих действий. Я счастлива!» (г. Севастополь). «Я давала природосообразные уроки давно. Мне так хочется, чтобы дети проживали информацию. Вы дали научное объяснение тому, что я делаю» (г. Ковров). «Так просто понять теперь, зная законы методологии, что нужно делать на уроке» (г. Москва). Одна из преподавателей г. Коврова сделала важный для себя вывод: «Меня глубоко волновало следующее обстоятельство. Я вкладываю все силы и знания в свою работу. Мои намерения самые возвышенные, почему же отдача такая низкая? Я была в отчаянии. Узнав о структуре системы методологии, я отчётливо поняла причину низкой эффективности учительского труда, я перестала терзаться и ругать себя. Нам нужны четыре чётко сориентированные на Всеобщие Законы Мира и Общие законы человеческого общества компонента методологии образования: цели, учителя, методика, и сформулированная система методологии. Всё это, а не что-либо одно, даёт свежую кровь в жилы древней педагогики».

Учительница Л.М. Снигирёва (Харьковская обл.) пишет: «Биоадекватный метод позволяет каждому из нас увидеть в себе и наших учениках потенциальные возможности. Может быть, широкая пропаганда этого метода наведёт создателей традиционных учебников на мысль о том, что их творения (учебники) создаются для тех, кто только начал познавать окружающий мир, а этот мир ярок, звучен, а не так бледен и бесцветен, как предлагаемые детям учебники».

Дети тоже радуются ноосферному уроку. Они глубже раскрываются, учатся видеть предмет урока по-разному. Они с удовольствием слушают друг друга: какие «картинки» создал товарищ, в какой цвет окрашена информация; с удовольствием рисуют свои образы. Урок даёт ребёнку заряд бодрости, прилив энергии, толчок фантазии. На следующем уроке все хотят отвечать.

Александр Усманов: «Мне повезло стать счастливчиком и почувствовать ноосферные уроки самому. И моё мнение – за такими уроками будут сидеть наши потомки. Дети, которые не опробовали этот метод обучения, конечно, многое потеряли».

Маша Капшученко: «После биоадекватных уроков не устаёшь, а наоборот – набираешься сил, отдыхаешь, поэтому на остальных уроках повышается работоспособность».

Александр Пирогов: «Воспринимая информацию на биоадекватном уроке, совсем не устаёшь, а даже наоборот ощущаешь прилив сил и энергии. Благодаря этому методу научился быстро расслабляться или сосредотачиваться, когда мне это необходимо. И, кажется, я стал уже воспринимать любую информацию в виде ярких зрительных образов. Для меня важна возможность обобщить и систематизировать те знания, которые я получаю на обычных уроках. Это действительно очень помогает запоминать».

ГЛАВА 8.

БИОАДЕКВАТНЫЕ УЧЕБНИКИ

В современном мире задачей науки и образования является простое, экономичное представление информации. Важная роль принадлежит учебным пособиям. Учебники, разработанные и апробированные учеными Российской академии естественных наук, названы биологически адекватными. Эти учебники являются учебниками нового поколения. Они организуют материал по определенной дисциплине как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Задача биоадекватного учебника –организовать личный опыт учащегося в соответствии с физиологически необходимыми этапами восприятия и переработки информации. Согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже [86, c.55-237], любая информация воспринимается человеком, проходит 4 естественных этапа:

IV

III лингвистический

II логический

I символьный

сенсорно-моторный

(чувственное (образное “свёрты- (дискурсивно- (аккомодация инфор-

восприятие) вание” информа- логическое мации в сознании через

ции) осмысление слово-образ, проработан-

информации) ный на 1-3 этапах)

Схема № 17

Этот естественный путь прохождения информации приводит к формированию и аккомодации мыслеобразов – голографических микроструктур мышления.[23]

В учебниках классической педагогической науки информация представлялась лишь на лексическом и логическом уровнях (с некоторым обращением к символьному этапу). Физиологически необходимый, сенсорно-моторный и символьный этапы восприятия информации в них практически отсутствовали. В этом кроется одна из причин трудностей в понимании (а точнее в восприятии) информации учащимися. Без необходимого первого и второго этапов действие не может быть полноценным: бег будет вялым, мысли приведут к бессоннице, а мы окажемся в роли лисицы, лишь мечтающей попробовать виноград. Соблюдение естественного порядка восприятия и обработки информации ведет к экономии необходимого и достаточного времени и энергии в учебном процессе. Следование этапам восприятия информации и их чёткая последовательность являются базой для структурных частей в учебнике нового типа. Очевидно, что структура биоадекватного учебника максимально экономична. Она подчинена его цели и имеет 4 чётко выраженные в каждом уроке части.

1. Образ изучаемого явления (ромашка, яблоко, колос и др.) с нанесённой на него учебной информацией.

2. Текстовые пояснения к образу.

3. Упражнения на закрепление.

4. Творческие задания по изучаемому явлению.

Каждая из этих частей нацелена на решение определённой образовательной задачи. Важно подчеркнуть, что в работе с учебником нельзя пропускать или менять порядок следования этапам работы с информацией.

Биоадекватные учебники

вовлекают в учебный процесс различные каналы восприятия: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Это является вторым обязательным условием биоадекватности процесса восприятия информации с точки зрения физиологии человека. Опора на многоканальное восприятие позволяет заложить информацию в долговременную память. Говоря языком психофизиологии – наложить новую информацию на личный опыт учащегося через ассоциативный ряд: символ – чувство – слово – логика. Попробуйте проверить справедливость наших утверждений. Откройте страницу с любым из образов в учебнике, например, «Русский язык»[24]: яблоко, вишня, ромашка… Какие у вас возникают ощущения? Какие возникли личные воспоминания в связи с тем или иным образом? Там же, где возникло ощущение вкуса, вспомните и запах, и тактильные ощущения; вскоре заработает моторика, пространственная ориентация (где это было? кто был рядом?), Вы услышите звуки или даже вспомните чьи-то слова, сказанные тогда кем-то рядом с Вами. Информация переходит в определённые структуры памяти по естественным каналам. Ключом «вывода» служит любой из сигналов, направленных в мозг (например, слово или запах, движение или образ).

Отличия биоадекватного учебника от традиционных учебников таковы:

— Ближайшей целью биоадекватного учебника является мотивация и активизация системы мыслеобразов

по определённому учебному курсу;

Общей целью биоадекватного учебника является тренировка и развитие природного метода мышления образами

,[25] т.е.
воспитание природосообразного, или естественного мышления.
Работа с биоадекватным учебником

строится не по принципу «читай и запоминай», а по принципу «воспринимай по всем каналам, ассоциируй и твори».

Таким образом, сила биоадекватного учебника –
в экономии мышления через упорядочение жизненного опыта и реализацию творческих способностей ученика. Экономичность биоадекватных учебников – важнейшая их характеристика.
Опыт использования биоадекватных учебников

показал возможность сокращения времени на изучение материала в 3 — 4 раза [62-64, 33, 34, 21, 1, 5, 41, 51, 114, 115, 109-112, 128, 129, 12-14, 39, 142-144, 108, 109 и др.].

Инструментальность является ещё одной важной характеристикой биоадекватных учебников

. Знакомые каждому человеку природные образы позволяют сразу использовать полученную информацию как инструмент деятельности. Работа с натуральными моделями через ассоциацию учит отыскивать аналогии в природе.

Эстетичность является важнейшей характеристикой биоадекватных учебников. Они созданы таким образом, чтобы, не прибегая к дополнительной методике, осуществлять целенаправленный процесс формирования ценностного отношения учащихся к миру и художественной деятельности. Принцип «красота спасёт мир» работает ежеминутно в учебнике:

— все образы построены по принципу золотых пропорций, известных великим художникам мира;

— цветовая гамма образов организована в соответствии с психологическим замыслом отдельных тем.

В учебниках использованы образы, врачующие душу, несущие огромный положительный заряд каждому ученику.

Работа с учебником приучает глаз и психику ученика видеть и воспринимать прекрасное, то есть входить в резонанс с гармоничными образами. Ученик обретает навык поиска, гармонии, добра. Постепенно вырабатываются потребность и стремление к красоте. Длительное общение с красивым учебником даёт духовный опыт позитивного настроя, вырабатывает желание пребывать в гармонии и, конечно, творить, создавать подобные эстетичные ситуации в учёбе и жизни. Учебники нового типа убеждают учащихся в возможности воспроизвести любую информацию на уровне творчества. Общение учащихся с книгой, которая, по сути, является художественно исполненным произведением, формирует ценностное отношение человека к миру. Учебник нового типа тренирует учащегося в умении совершать выбор. Это постоянно активизирует творческие возможности учащегося, подключает элемент соревнования в процессе учебы.

Биоадекватный учебник многофункционален. Он может использоваться учителем как наглядное пособие, служить для создания раздаточного материала; учебник может использоваться для групповой работы, быть самоучителем, так как содержит необходимый материал и методические рекомендации о способах работы с учебником. Практика показала ещё одну функцию учебников – быть семейной энциклопедией. Учебники стартовой ступени предназначены для учащихся от 7 лет и старше.

Визуальный (зрительный) канал

Если у человека доминирует визуальный (зрительный) канал (или в данный момент он настроен на восприятие видеоинформации), то внешне это будет выражаться в следующих признаках:

1. Глаза будут смотреть вверх, выше линии горизонта. Что вполне объяснимо: вверху небо, солнце — там больше света;

2. Дыхание верхнее, грудное;

3. Голос высокий;

4. Речь быстрая, иногда взахлёб. Часто заметное повышение интонации к концу предложения. Что тоже объяснимо: верхнее дыхание самое неэффективное — вдыхается малый объём воздуха и за время выдоха надо успеть высказать мысль, закончить предложение;

5. Вся жестикуляция сверху — на уровне плечевого пояса и выше;

6. Такой человек любит одеваться ярко;

7. Внешность: лицо бледное. Тело, чаще всего, стройное, худощавое. Плечи относительно широкие и, обычно приподняты. Голова запрокинута;

8. Предикаты: светло, темно, ярко, красиво, вижу, посмотри,… Т. е. слова, которые относятся к характеристикам света, цвета и визуального восприятия.

Примечание: предикаты — это слова, которые человек использует для описания своих восприятий.

Визуальный канал связан с чакрой аджной (третьим глазом), а также с ментальным телом.

Соотношение визуалов, дигиталов, аудиалов и кинестетиков

Многие ошибочно полагают, что дискреты испытывают большие трудности в общении с людьми потому, что они с трудом открываются другим, из-за чего на дискретов вешают ярлык закомплексованного и закрытого человека.

Общение с дикретом
Дискреты относятся к людям довольно холодно

Возможно, по причине того, что дигиталы не любят общаться с глупыми людьми, их считают такими закрытыми.

Делить людей на умных и глупых – обычная практика для дискретов. По их мнению, большинство не заслуживают их внимания и времени.

Таким образом, общение с человеком такого психотипа может быть немного затруднительным.

В основном дискрета можно определить по его идеально ровной осанке и высокоподнятой голове. Руки дискреты в большинстве случаев держат в зарытом положении, то есть в скрещенном.

Движения таких людей будут скорее резкими, чем плавными. Можно подумать, что они очень высокомерны. Одной из основных особенностей дискрета можно назвать его манеру держать физическую дистанцию во время общения с другим человеком.

Обычно люди с дискретным психотипом достаточно образованные и умные. Во время беседы с таким человеком лучше всего опираться на факты, логические цепочки и связи. Дигитал никогда не будет с вами о говорить об эстетике окружающего мира, о его красоте и при этом восторгаться этим.

Эмпатия для людей данного психотипа – чуждое чувство. Воспринимать информацию, облаченную в эмоции, ему будет очень трудно. Поэтому, чем больше конкретики, тем больше взаимопонимания.

Аудиальный (слуховой) канал

Если у человека доминирует аудиальный (слуховой) канал, то внешне это будет выражаться в следующих признаках:

1. Глаза будут двигаться примерно в горизонтальной плоскости, по линии горизонта. Это связано с тем, что человек-аудиальщик настроен на восприятие звуков. В природе звуки, заслуживающие внимания, обычно возникают на уровне земли, или на небольшом расстоянии от неё;

2. Дыхание среднее, реберное;

3. Голос средний — не высокий и не низкий;

4. Речь выразительная, ровная, без повышения и понижения интонации;

5. Жестикуляция на среднем уровне, примерно на уровне груди. Это уровень стола или трибуны;

6. В одежде такой человек предпочитает официальный стиль или хотя бы не слишком яркий;

7. Внешность: лицо ровной окраски, телосложение может быть разным;

8. Предикаты: тихо, громко, послушай, шумно, слышал и т.д. — слова относящиеся к характеристикам звука;

Аудиальный канал в некоторой степени связан с чакрами: манипурой, анахатой и вишудхой. А также с астральным телом.

Кинестетический канал

Если у человека доминирует кинестетический канал, то внешне это будет выражаться в следующих признаках:

1. Глаза будут опущены вниз;

2. Дыхание нижнее, животом (брюшное или диафрагменное);

3. Голос низкий;

4. Речь медленная, часто с понижением интонации к концу предложения;

5. Жестикуляция внизу, как правило ниже уровня груди;

6. Одежду предпочитает удобную, внешний вид не имеет особого значения;

7. Лицо румяное, телосложение может быть разным, чаще средним или тяжеловатым;

8. Предикаты: лёгкий, удобно, тяжелое, почувствуй,… Т.е. слова, которые описывают сферу ощущений.

Кинестетический канал связан с физическим и эфирным телом и с чакрами муладхарой и свадхистаной.

Полезная информация

Выше описаны три основных канала восприятия и внешние признаки их проявления у человека. Эти каналы используются на первых этапах освоения йоги. Данная информация также полезна для применения в быту и при деловом общении.

Безусловно, взаимопонимание возможно только между теми людьми, которые общаются на одном и том же канале восприятия.

Конечно, встречаются люди, у которых развиты все каналы. Хотя, как правило, один канал доминирует или они предпочитают общаться на каком-то одном.

Для того чтоб установить контакт с человеком (установить раппорт, как говорят психологи) необходимо настроиться на его канал восприятия.

Дополнительная информация

Конечно, кроме перечисленных выше, существуют и другие каналы восприятия.

Дигитальный (или логический) канал. Заслуживает особого внимания. Создаёт много проблем для обладателя. Такой человек всё осмысливает. И может ничего не воспринимать. Он живёт представлениями.

Он знает, что бывает боль утраты, переживания или любовь, только не ощущает этого. Он смотрит на прекрасное и не может восхититься. Слушает музыку и не слышит гармонию звуков.

Такой человек живет во внутреннем мире. Однажды сложившимися впечатлениями.

Такой тип восприятия, как правило, складывается в результате сильных драматических переживаний. Как способ уйти от этих самых переживаний.

Человек такого типа восприятия держится отстранённо, чаще всего скрытен, застенчив, скован в движениях.

Дигитальный канал связан с ментальным телом.

Вкусовой и обонятельный каналы в НЛП относят к кинестетическому, хотя они имеют вполне самостоятельное значение. Энергетически связаны с аджной чакрой (третьим глазом). И в этом смысле ближе к видеоканалу.

На уровне соматики проявляются сложно.

Так на обонятельном канале дыхание, скорее всего, будет верхним (видеоканал), а движение глаз и жестикуляция будут соответствовать аудиальному и кинестетическому каналам восприятия.

Вкусовой канал – дыхание и жестикуляция, скорее всего, будут средними и верхними, а глаза будут смотреть вниз.

Кроме того существуют ещё: интуитивный канал, каналы сверхчувственного восприятия, сновидческие каналы.

Перечисленные в этой главе каналы восприятия, кроме дигитального, рассматриваются и отрабатываются уже на ступенях Раджа йоги.

Типы людей

Есть и несколько типов восприятия:

  • зрительное: оно происходит с доминированием увиденного,
  • аудиальное , оно, в основном, основывается на звуках,
  • дискретное основывается на числах и символах,
  • есть и более сложное восприятие, основанное и ещё на остальных чувствах.

Равномерно распределяться в нашем сознании эти типы не могут, у кого-то развиты лучше одни, у кого-то , другие.

Соответственно, и люди подразделяются на индивидуумов, обладающих различными доминирующими типами восприятия:

  • визуал быстрее что-то замечает, в его речи преобладают слова: я увидел, посмотел, мнепревиделось,
  • аудиал чаще говорит о том, что он услышал и опирается, прежде всего, на звуковые ощущения,
  • кинестет эмоционален, постоянно говорит об ощущениях,
  • дигитал опирается на логические построения.

Примеры

Конечно, людей, которые пользуются только одной формой восприятия, нет, как нет и чисто выраженных типов, они часто смешиваются. Однако примеры восприятия людей с одним доминирующим определить несложно.

Визуалы ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, хаотичное расположение вещей, не любят, когда в помещении грязно.

Визуал строит много планов, часто несбыточных, поскольку воспринимают действительность не всегда реалистично. Однако люди такого типа могут быть и генераторами прекрасных идей.

Аудиалы любят звуки и, соответственно, в первую очередь, музыку, часто сами её неплохо сочиняют.

Обладают хорошо развитой слуховой памятью. Могут имитировать речь другого человека, звуки, издаваемые животными и даже механизмами.

Наблюдения показывают, что именно из аудиалов вырастают хорошие ораторы и педагоги.

Кинестеты эмоциональны, чувствительны, переменчивы в настроении. В межличностном общении тонко чувствуют состояние собеседника. При исследовании незнакомой местности и помещения большое значение придают прикосновениям и ощупыванию.

Даже прикосновение к руке собеседника для них , важный элемент общения.

Дигиталы они во всём увиденном и услышанном пытаются выявить какую-то связь и закономерность. Склонны к длительному и очень тщательному анализу воспринимаемых явлений.

Психологи отмечают, что именно люди этого типа в стрессовых ситуациях лучше окружающих сохранят самообладание и находят выход из сложившегося положения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: