Что такое психосоматические заболевания
Психосоматические расстройства проявляют себя как соматические, но развиваются на фоне психогенных факторов. Психосоматический можно перевести как «принадлежащий душе и телу». Психосоматические заболевания относятся к психическим расстройствам. Но проявляют они себя как физические недуги. Прием лекарств в этом случае не даст продолжительного эффекта. Медикаменты ненадолго устранят симптомы, но без психологической коррекции болезни будут возвращаться снова и снова.
Какие заболевания относятся к психосоматическим
Общепринятой является следующая классификация психосоматических расстройств:
- Конверсионные расстройства. Внутренний конфликт находит соматический выход. При этом наблюдаются функциональные и структурные нарушения в работе органов. Болезнь помогает решать социальные проблемы, например, болезни глаз позволяют не видеть то, что не устраивает.
- Функциональные синдромы (соматизированное расстройство). Структура органов и систем не меняется, но наблюдаются функциональные нарушения. Заметны симптомы болезней, но медицинская диагностика не выявляет патологию.
- Психосоматозы (соматопсихические расстройства). Это реальные болезни (органические и функциональные нарушения), вызванные стрессом.
К психосоматозам относится так называемая Чикагская семерка:
- бронхиальная астма;
- язвенный колит;
- гипертония;
- гипертиреоз;
- нейродермит;
- ревматоидный артрит;
- язва желудка и двенадцатиперстной кишки.
Позже к этим болезням добавили ишемию, сахарный диабет, ожирение. Этот список постоянно расширяется. Большинство психологов утверждает, что все болезни можно отнести к психосоматическим.
Чем психосоматические болезни отличаются от обычных заболеваний
Психосоматические нарушения отличаются тем, что возникают и усиливаются после перенапряжения (интеллектуального, эмоционального, физического). Но бывает и отсроченная реакция. Например, детская психотравма может отразиться психосоматикой во взрослом возрасте. Еще одна особенность в том, что симптомы могут возникнуть не только на фоне негативных переживаний, но и на фоне приятного ожидания или достижения успеха.
Это важно! Психосоматические болезни зависят от стрессоустойчивости человека и его способов реагирования на стресс.
Кто находится в группе риска
В группу риска входят скрытные люди, которые привыкли держать все внутри себя. Какие еще особенности характера делают человека уязвимым:
- низкая самооценка;
- комплексы;
- меланхолия;
- психическая и эмоциональная неуравновешенность.
У всех людей, страдающих психосоматическими заболеваниями, есть нечто общее. Они придерживаются пессимистичных взглядов на мир, не любят себя и не признают себя как личность, не умеют противостоять стрессам и преодолевать трудности.
Это важно! Отдельную группу риска составляют дети, подростки и старики, так как у них слабая психика.
Какие заболевания относятся к психосоматическим?
Психосоматические заболевания (от др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — это болезни, возникновение которых тесно связано с психическими и психологическими факторами. Суть этих достаточно распространенных расстройств заключается, как видно из самого названия, в тесной связи и взаимодействии души и тела. Сам термин предложил в 1818 году лейпцигский профессор психологии и врач душевных болезней (психиатр) Иоганн Христиан Август Гейнрот (1773-1843). Гейнрота называют также в словарях и справочниках: романтиком, моралистом и мистиком. Источником множества заболеваний Гейнрот считал патологию духа и порочность души, на основании чего строил свои методы и модели лечения.
Только через столетие сформировалось в медицине самостоятельное «психосоматическое» направление, возникновение которого во многом было обусловлено возникшим кризисом сугубо материалистического взгляда на все болезни вообще, господствующего на протяжении последних веков на волне многочисленных научных технических достижений. В становлении «Психосоматической медицины» принимали участие множество представителей различных школ и направлений, как в медицине, так и в психологии, философии, физиологии и социологии. Укажем на некоторых из них: это немецкий психиатр Карл Виганд Максимиллиан Якоби (1775-1858), введший в 1822 году понятие «соматопсихический»; берлинский терапевт Густав Бергман (1878-1955), разработавший учение о функциаональной патологии; немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше(1844-1900); всемирно знаменитый французский психиатр Жан Мартен Шарко (1825-1893), у которого учился отец психоанализа Зигмунд Фрейд(1856-1939); основатель учения о неврастении(1869) американский невропатолог Джордж Миллер Бирд (1839-1883); его соотечественник терапевт Да Коста (1833-1900), именем которого назван синдром «возбудимого сердца солдата» (1871); американский психоаналитик Франц Габриэль Александер (1891-1964), которого считают одним из основоположников современной психосоматической медицины; немецкий врач Александр Мичерлих (1908 -1982), открывший в 1949 году в Гейдельбурге психосоматическую клинику; австрийский врач и психоаналитик, профессор по психосоматической медицине Вашингтонского университета Феликс Дойч (1884-1964); основоположник теории «стресса» канадский патолог и эндокринолог, Лауреат Нобелевской премии Ганс Селье (1907-1982) и многие, многие другие. Психоаналитики, как правило, причину психосоматических заболеваний видят в наличие неосознанных конфликтов у человека, тщательно исследуют забытые пациентами психические травмы, делают акцент на половых проблемах, включая сюда детские неосознанные взаимоотношения с родителями и прочее. В развитии психосоматической болезни выделяют психосоматические реакции, расстройства, состояния, иногда аффекты.
Симптомы психосоматических расстройств
Проявления психосоматики бывают разными. Иногда это один симптом, а иногда несколько. Самое распространенное проявление – боль разного характера и локализации. Но характерная особенность психосоматической боли в том, что на медицинской диагностики ее причина не выявляется.
Проявления психосоматики
Кроме боли часто встречаются такие соматические проявления:
- изменение ритма сердца;
- перепады давления;
- потливость;
- изменение температуры тела;
- тошнота;
- головная боль;
- одышка;
- тяжесть в ногах и руках;
- нарушения стула;
- слабость;
- снижение работоспособности;
- снижение либидо;
- кашель;
- насморк.
При конверсионных расстройствах наблюдаются функциональные нарушения:
- дыхательные спазмы;
- параличи;
- потеря тактильной чувствительности;
- немота;
- глухота;
- слепота.
Это интересно! Конверсионным расстройствам больше подвержены женщины.
Психосоматика – протест тела
Симптомы усиливаются после стрессовых ситуаций, повышенных нагрузок, эмоционального перенапряжения. В связи с чем можно утверждать, что психосоматика – это протест тела. Так душа сообщает, что ей не нравится образ жизни, мысли и действия человека.
Конверсионные симптомы
Встречаются главным образом при неврозах истерического типа. Существует огромное разнообразие таких симптомов:
- различные нарушения кожной чувствительности, вплоть до полной её утраты,
- слепота или глухота,
- психосоматические нарушения двигательных функций вплоть до параличей,
- спазмы век или пальцев рук,
- самые разнообразные неприятные телесные ощущения, в том числе хорошо всем знакомый «комок в горле»
- различные тики,
- нарушения речи вплоть до невозможности говорить,
- сексуальные нарушения типа вагинизма, аноргазмии и т.п.
Иногда симптомы могут «имитировать» какое-нибудь соматическое заболевание. Соответствующие органы при этом абсолютно сохранны, в их тканях не выявляется никаких патологических изменений.
При внушении под гипнозом такие симптомы исчезают, но затем вновь появляются, когда пациент приходит в себя. Они абсолютно не подвластны сознательным усилиям пациента, однако возникают по чисто психогенным механизмам.
По своей сути, они являются символическим выражением каких-то мощных желаний и чувств, неприемлемых для сознательной личности пациента, а потому отвергаемых им и неосознаваемых. Однако эти желания и чувства, образно говоря, возвращаются в виде симптомов, а тело при этом становится как бы сценой для их символического выражения.
Каждый такой симптом имеет свой конкретный бессознательный смысл. Отсюда и название: «конверсия» означает «преобразование, превращение, изменение направления» и т.п.
Так как причина появления этих симптомов чисто психологическая, единственным по-настоящему эффективным «лекарством» является психотерапия, в том числе психоаналитическая. В процессе психотерапии пациент должен осознать отвергаемые им бессознательные желания, стоящие за симптомами, принять их и сознательно переработать. Тогда симптомы наконец-таки исчезают.
Психосоматические патологии у детей и подростков
У детей и подростков развиваются преневротические, вегетодистонические и соматические нарушения. Психосоматические расстройства у детей:
- тик;
- энурез;
- бессонница;
- одышка;
- учащенное сердцебиение;
- жажда;
- тошнота;
- рвота;
- зуд и высыпания;
- снижение иммунитета и частые простуды на этом фоне.
Причины нарушения психосоматического развития ребенка:
- конфликты в семье, школе, детском саду, отношениях со сверстниками;
- подавление со стороны родителей;
- насилие и жестокость в семье.
Здоровье детей и подростков во многом зависит от психологического климата в семье, отношения родителей друг к другу и к ребенку. У детей болезнь может быть как защитной реакцией, так и попыткой сплотить родителей.
К каким специалистам следует обращаться для лечения психосоматических заболеваний?
В отличие от зарубежной медицины, где существуют официальные психосоматические отделения, факультеты и клиники, в России нет утвержденного статуса врача-психосоматика, поэтому этой проблемой чаще всего занимаются врачи-психиатры, психотерапевты и отчасти психологи. Это официальная точка зрения, теория и практика. Но существует ещё и духовная, духовно-нравственная терапия, имеющая право на существование и дающая замечательные результаты в лечение многих болезней (смотри на этот счет серию книг автора этой статьи: «Терапия души», «Исцеление словом», «Порок души», «Трактат о врачевании в православном изъяснении», «Чудесные исцеления»).
Причины психосоматических расстройств
Предпосылкой психосоматического расстройства выступает физиологическая уязвимость какого-то органа (у каждого человека свои уязвимости). Это внутренний фактор. К внешним факторам относятся индивидуально-психологические особенности, специфика образа жизни и отношений с окружающими, личный опыт (положительный и отрицательный).
Можно выделить такие причины психосоматики:
- внутриличностный конфликт возможностей и желаний, потребностей и обязанностей;
- психотравмы, негативный личный опыт (часто детские воспоминания);
- выгода от болезни (болезнь дает разрешение на отдых или удовлетворяет потребность в любви, заботе и т.д.);
- внушение и самовнушение;
- особенности характера: неуверенность, замкнутость, незрелость, зависимость от чужого мнения;
- идентификация с авторитетным человеком (подражание его болезни);
- потребность в наказании из-за чувства вины, стыда, комплекса неполноценности, ненависти к себе;
- алекситимия.
Это интересно! Российский врач-психотерапевт современности А. Б. Смулевич разбирает склонность к психосоматике с точки зрения акцентуаций характера и типов личности. Например, в группу риска входят люди с истероидными и астеническими акцентуациями. Подробнее об этом можно прочитать в книге автора «Психосоматические расстройства».
Почему из-за стресса мы начинаем болеть
Как связан стресс и психосоматические расстройства? Стресс – период адаптации организма к новым условиям. Чтобы справиться с опасностью, организм прибегает к животным реакциям: накапливает энергию, чтобы защищаться (нападать или бежать). Во время стресса вырабатывается норадреналин, адреналин и кортизол. Они позволяют вырабатывать энергию, которая создает напряжение в мышцах (ноги, спина, живот, руки) и ждет своего выхода.
Вместе с этим возрастает интеллектуальная активность, улучшаются когнитивные способности. Но чем дольше не наступает физическая и психическая разрядка, тем сильнее нарушается гормональный баланс. Постепенно гормоны стресса захватывают «правление», а системы, давно работающие на пределе, изнашиваются. Слабеет общий иммунитет. Все это создает благоприятную почву для развития заболеваний.
Это интересно! При стрессе включаются те системы, которые отвечают за выживание. А менее важные системы, например, покровная (волосы, кожа, ногти) и репродуктивная (размножаться незачем – нужно свою жизнь спасать) отключаются. В связи с этим возникают проблемы с волосами и кожей, а также болезни репродуктивной сферы.
Конституциональный тип – это наша биологическая база
Образно выражаясь, это совокупность «сильных и слабых мест» нашего организма, обусловливающая предрасположенность к одним заболеваниям и устойчивость по отношению к другим. Естественно, при воздействии разнообразных вредностей в первую очередь будут дизрегулироваться, а затем и повреждаться наиболее «слабые» системы органов.
«Предрасположенность» — это отнюдь не «прямая причинно-следственная связь», с которой мы имеем дело, например, в случаях генетических заболеваний. В комфортных, оптимальных условиях даже наименее защищённые наши органы будут функционировать «в штатном режиме». Однако, при хроническом эмоциональном напряжении (каков бы ни был его источник), адекватное функционирование этих органов будет подвергаться дизрегуляции в первую очередь.
Однако, если эмоциональное напряжение и связанная с ним дизрегуляция длятся достаточно долго, «запасы прочности» страдающих органов могут постепенно истощиться. Биологические компенсаторные механизмы начинают «надламываться», появляются морфологические изменения в тканях, составляющих пораженные органы, а затем и патологические изменения в самих органах. Запускаются различные деструктивные биологические процессы, и теперь возникает уже настоящая болезнь.
Группы психосоматических болезней
Психосоматические болезни можно сгруппировать следующим образом (виды психосоматических расстройств):
- заболевания органов дыхательной системы;
- болезни сердечно-сосудистой системы;
- пищевые расстройства;
- заболевания ЖКТ;
- болезни эндокринной системы;
- кожные болезни;
- женские заболевания;
- сексуальные нарушения;
- мужские болезни;
- онкология;
- инфекции;
- психовегетативные нарушения;
- болезни опорно-двигательного аппарата;
- депрессия и другие психические расстройства.
Особенности формирования расстройств
Патогенетическая схема развития болезни включает несколько этапов.
Нарушение формируется на фоне:
- Склонности органа-мишени к воздействию на него стрессового агента.
- Аккумуляции аффективного напряжения.
- Избыточного реагирования на стресс вегетативной нервной системы.
- Появления отклонений работы нейроэндокринных реакций.
Вследствие болезненных процессов:
- Нарушается физиологическая нервная импульсация.
- Страдает иннервация сосудов и кровообращения.
- В органах наступает ишемия и обменные сбои.
В самых начальных (функциональных) стадиях в случае применения лечения процесс носит обратимый характер. Если не была оказана своевременная помощь, у пациента развивается соматическая патология.
Диагностика
Постановка диагноза занимает много времени и прежде всего это связано с тем, что большая часть больных попадает к психотерапевту только спустя годы хождения по врачам разного соматического профиля. Но это не значит, что нужно пропускать медицинскую диагностику. Необходимо пройти полное медицинское обследование, а вместе с этим посетить психолога.
Какие средства диагностики использует психотерапевт:
- Беседа. Необходима для сбора анамнеза, выявления стрессогенных факторов, особенностей жизни клиента.
- Тесты и опросники. Необходимы для дифференциальной диагностики, определения особенностей личности, психоэмоционального состояния.
- Проективные тесты. Позволяют заглянуть в подсознание клиента.
Это интересно! От 30 до 50 % психосоматических заболеваний остаются невыявленными. Больные купируют симптомы и поддерживают более или менее нормальный уровень жизни за счет лекарств.
Функциональные психосоматические синдромы
Данные синдромы также крайне обширны. Термин «синдром» по своему значению уже понятия «болезнь», и означает лишь некое закономерное сочетание каких-то симптомов. То есть, очень многие такие состояния неспецифичны, могут встречаться при различных болезнях, и их психосоматическую природу врачу ещё необходимо доказать – исключив наличие различных заболеваний, которые могут обусловливать подобную же картину.
Слово же «функциональный» означает, что в органах, посылающих нам тревожные сигналы в виде симптомов, пока ещё нет истинных патологических изменений. Страдает лишь функция органа, и связано это с тем, что его работа неправильно регулируется соответствующими отделами центральной нервной системы.
Отделы центральной нервной системы, регулирующие работу внутренних органов, носят название «вегетативной нервной системы», и, в свою очередь, теснейшим образом взаимосвязаны с мозговыми структурами, ответственными за эмоциональное реагирование. В норме эта взаимосвязь служит адаптации организма, подготавливает тело к действиям, соответствующим переживаемой эмоции.
Например, когда мы возбуждены, переживаем злость или испуг, сердце начинает сокращаться чаще, просвет сосудов уменьшается, в кровь выбрасывается адреналин, и т.п. Однако, если в самих «эмоциональных центрах» творится нечто неладное, это приводит к опосредованной дизрегуляции работы внутренних органов, что и проявляется как «функциональные психосоматические синдромы».
Наиболее часто встречающимся и неспецифическим является так называемая «вегетативно-сосудистая дистония». Мигрени, панические атаки, некоторые виды сердечных аритмий, нарушения работы ЖКТ типа повышенной желудочной кислотности, «синдрома раздраженного кишечника» или «медвежьей болезни»; нарушения в сексуальной сфере, такие как эректильная дисфункция, предварительное или затруднённое семяизвержение, и многие другие состояния также могут относиться к этой категории.
Таким образом, в отличие от конверсионных симптомов, симптомы «функциональных психосоматических синдромов» не имеют первичного бессознательного смысла или значения, и их наличие указывает нам лишь на дизрегуляцию вегетативных и «эмоциональных» отделов нервной системы.
Причиной же этой дизрегуляции чаще всего бывают различные неврозы – психогенные состояния, возникающее в связи с наличием неразрешенных внутренних конфликтов. Причем в подавляющем большинстве случаев сам пациент эти конфликты не осознаёт, или осознаёт лишь частично. Основное лечение здесь, естественно – психотерапия.
Пациент должен осознать свои внутренние конфликты, сознательно их переработать и разрешить. Тогда правильная, сбалансированная регуляция работы внутренних органов будет восстановлена, и симптомы исчезнут. Однако здесь, в отличие от конверсионных симптомов, бывает показано также и симптоматическое назначение лекарств, уменьшающих неприятные эффекты дизрегуляции, и предохраняющих органы от вторичных повреждений, обусловленных их неправильным функционированием.
Прогноз и профилактика
Чем раньше диагностирована болезнь и начато лечение психосоматического заболевания, тем лучше прогноз. На начальных стадиях все болезни хорошо поддаются лечению. Наиболее благоприятным прогнозом наделены функциональные нарушения без органических повреждений. При анатомо-структурных изменениях может понадобиться продолжительное медикаментозное лечение психосоматических расстройств.
В целях профилактики психосоматических заболеваний нужно повышать стрессоустойчивость, учиться решать конфликты и выражать все эмоции, в том числе негативные.
Факторы, влияющие на развитие заболевания
К факторам, провоцирующим развитие заболеваний, относится:
- подавленные эмоции и потребности;
- невысказанное мнение и чувства;
- навязчивые плохие мысли.
Все это создает напряжение, которое накапливается до тех пор, пока не достигнет пика и не выльется соматическими проявлениями.
Осложнения
Без медикаментозного лечения и психотерапии психосоматические расстройства развиваются так же, как их соматические аналоги. Структурные нарушения превращаются в хронические болезни. Постоянный прием медикаментов, частые боли и другие симптомы заметно снижают качество жизни больного. Он становится зависим от других людей, их ухода и помощи. Заметно снижается социальная, трудовая, физическая активность. Некоторые болезни могут привести к инвалидности.
Группы риска
Большую часть пациентов с психосоматикой составляют люди, постоянно скрывающие от окружающих свои истинные эмоции. За внешним спокойствием меланхоликов скрываются настоящие эмоциональные бури. Это может стать началом развития какого-либо психосоматического заболевания.
Обычно склонность к развитию таких патологий можно заметить еще в детстве или юности. В этом возрасте психика крайне неустойчива, ребенок не в состоянии преодолеть стрессы собственными силами, а значит они оставят след на физическом состоянии. Некоторые люди могут долгое время жить и не задумываться о своих проблемах, диагностика в этом случае будет более сложной и продолжительной.
В качестве примера можно привести человека, страдающего алкогольной зависимостью. Чтобы излечиться от алкоголизма, ему нужно поверить в себя, как в личность. Эта проблема часто зарождается в детстве, если родители слишком много требовали от своего ребенка и постоянно завышали планку.
Доказана также причинно-следственная связь между другими болезнями и психологическими проблемами:
- Склонность к простудным заболеваниям возрастает в момент, когда у человека пониженное настроение и отсутствует интерес к жизни.
- Анемия возникает у пациентов, страшащихся неизвестности.
- ЛОР-заболевания развиваются у людей с пониженной коммуникабельностью, опасающихся высказывать свое мнение.
- Гастрит проявляется на фоне ощущения обреченности.
- Женское бесплодие появляется у тех дам, которые боятся самостоятельно принимать решения.
Неуверенность в своих силах и депрессивное состояние неизбежно сказывается на развитии психосоматических патологий.
Лечение психосоматических расстройств
Полноценное исцеление возможно только после устранения психологической причины: травмы, внешнего конфликта, внутреннего противоречия. Методы психотерапии психосоматических заболеваний подбираются индивидуально, в зависимости от индивидуальных особенностей клиента.
В общем программу лечения можно представить следующим образом:
- Групповая и индивидуальная психотерапия. Положительный эффект оказывает арт-терапия, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз, НЛП, психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия. На этом этапе нужно вытащить из подсознания все проблемы и восстановить гармонию между душой и телом.
- Прием медикаментов. Это необходимо для купирования симптомов и устранения физиологических нарушений. При серьезных психических нарушениях показан прием антидепрессантов, транквилизаторов, седативных препаратов и т.д.
- Реабилитация. Под этим подразумевается смена привычного образа жизни, поддержка семьи и близких.
Это важно! Лечения обязательно должно быть комплексным. Притом самостоятельная работа больного, особенно после прохождения терапии, важнее всего. Необходимо всю жизнь работать над собой, заниматься профилактикой и поддержанием результата.
К каким специалистам следует обращаться для лечения психосоматических заболеваний
В России нет такой официальной специальности как психосматист. И психосоматическая медицина как самостоятельное направление плохо развита. Потому обратиться с психосоматикой можно к клиническому психологу (медицинскому психологу), психотерапевту, психологу, психиатру.
Приверженцам нетрадиционной медицины можно прочитать книги известных психологов-целителей, например, Луизы Хей и Лиз Бурбо. Или можно обратиться к практикующим специалистам, например, В. Синельникову.
Может ли правильно настроенная духовная жизнь помочь справиться с психосоматикой
Да, переоценка жизни, несомненно, поможет справиться с болезнью. Нет ничего лучше для здоровья, чем саморазвитие и самосовершенствование человека. Необходимо найти любовь внутри себя и веру в самого себя. Но вместе с этим важно поверить в законы Вселенной. Осознайте, что Вселенная будет помогать вам, если вы будете идти по своему пути, то есть следовать своим способностям, желаниям и возможностям.
Если же вы заболели, то рассматривайте это как урок, подсказку о том, что именно нужно изменить в жизни. А помогут в этом таблицы заболеваний и их причин от авторитетных психосоматистов (об этом в статье ниже).
Как научиться работать со своими эмоциями
Каждое событие в жизни само по себе нейтрально. Все зависит от нашего восприятия. Мы сами придаем положительную или отрицательную окраску. Чтобы спокойно на все реагировать и уметь превращать трудности в возможности, нужно научиться работать со своими эмоциями.
Предлагаем вам познакомиться с методикой тренера по личностному росту и психолога Ицхака. Автор предлагает воздействовать на эмоции через три рычага:
- Сосредоточение внимания на радостных событиях. Как только почувствуете пессимистичные веяния, вспомните или представьте что-то приятное. Конкретизируйте все до мелочей. Этот способ поможет вам управлять настроением, избавляться от негативных мыслей.
- Займите «радостную позу». Потоку радости соответствует такое положение тела: плечи расправлены, спина прямая, широкая улыбка. Теперь в такой же позе начните бодро двигаться. Тело и психика взаимосвязаны. Мозгу можно внушить хорошее настроение, а телу можно внушить легкость.
- Сохраняя бодрую походку и прямую осанку, скажите веселым голосом следующие фразы: «Я герой», «Все хорошо», «Я счастливый человек. Мне во всем везет», «У меня прекрасное настроение, оно становится только лучше».
Дополнительно наблюдайте за своими эмоциями. Отслеживайте связь между конкретными эмоциями и ситуациями. Отслеживайте телесные реакции на ту или иную эмоцию. Со временем вы обнаружите свои уязвимости и стрессогенные факторы, связь души и тела. А методика Ицхака научит вас осознанности. Вы сможете сами выбирать эмоциональную реакцию на любое событие. Вы сами будете решать, что брать от мира.
Особенности лечения
Чтобы лечение психосоматики было успешным, необходимо понимать, что в данной сфере не существует общих методик. В каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход.
Начинается лечение с выявления природы заболевания. Врач должен понять, какие симптомы обусловлены физическими патологиями, а какие – психологическими проблемами. На этом этапе к обследованию пациента может подключиться опытный психотерапевт. Работа ведется сразу по нескольким направлениям, при этом очень важно оценить психологическую обстановку в семье больного. Нередко причиной психосоматических расстройств становятся внутрисемейные конфликты или негативный микроклимат в семье. Возможно, психосоматика будет выявлена и у других родственников больного, находящихся в этой же обстановке длительное время.
Психосоматика требует комплексного лечения:
- медикаментозная терапия позволяет облегчить симптомы заболевания и улучшить психологическое состояние больного. Пациенту могут быть предложены успокоительные средства или препараты со снотворным эффектом;
- психотерапевтическое лечение направлено на разрешение внутренних конфликтов. Наиболее эффективными способами воздействия являются поведенческая терапия, психоанализ и гештальт-терапия. В ходе лечения пациент не только избавляется от существующих проблем, но и учится противостоять сложным жизненным ситуациям в будущем. В особо тяжелых случаях психотерапевт может использовать различные методики гипнотического воздействия. Но выбор конкретного психотерапевтического метода во многом зависит от состояния пациента и сути его проблем;
- вспомогательные методы. Поскольку основной причиной психосоматики является наличие душевных переживаний и затаенных негативных эмоций, то специалисты могут рекомендовать больному один из способов нетрадиционной терапии. Это может быть арт-терапия, лечение музыкой или рисованием, различные расслабляющие методики, массаж, релаксации, йога, медитация. Положительно на эмоциональном здоровье человека сказываются занятия спортом, а также общение с животными, например, с лошадьми или дельфинами.
Если лечение было начато своевременно, то от некоторых психосоматических заболеваний удается вылечиться всего за несколько сеансов психотерапии. Но для того чтобы болезнь не вернулась снова, необходимо научиться противостоять стрессам и другим негативным жизненным обстоятельствам.
Причины возникновения психосоматических заболеваний
Метафизиология, причины и лечение психосоматических заболеваний структурированы психологами и представлены в виде таблиц. Наибольшей популярностью пользуются таблицы В. Синельникова и Луизы Хей.
Полная таблица по Синельникову
Валерий Синельников – отечественный врач и психолог, гомеопат и автор книг по исцелению души и тела. Предлагаем вам познакомиться с его таблицей болезней:
Соматические расстройства | Психическая причина болезни |
Головная боль | Лицемерие, противоречие мыслей и чувств. |
Насморк | Подавленные эмоции, слезы, грусть. |
Цистит | Злость и раздражительность в отношении мужчин или своего сексуального партнера. |
Кашель | Подсознательное желание привлечь внимание, заявить о себе, выразить свое мнение. |
Понос | Страх, тревога, потребность в безопасности. Часто понос случается перед важным событием, например, экзаменом. |
Запор | Невозможность расстаться с болезненным прошлым, нелюбимой работой или болезненными отношениями. Скупость и жадность к деньгам. |
Ангина | Подавленный гнев, просящийся наружу. Неспособность постоять за себя, попросить о помощи, выразить себя и свои чувства. |
Герпес | Предвзятое отношение к людям, невысказанные обвинения и колкости. |
Маточное кровотечение | Обида, злость, утечка радости из жизни. |
Тошнота, рвота | Неспособность принять и переварить что-то, подсознательные страхи. |
Геморрой, трещины | Неохотное избавление от старого и ненужного. Злость, страх, боль потери. |
Молочница | Неуверенность, страх потерять привлекательность, страх несовершенства, агрессия к партнеру. |
Аллергия | Подавленные эмоции и недостаток самоконтроля. |
Болезни почек | Гнев, злость, обида, ненависть, осуждение, критика, стыд, страх неудачи. |
Желчный пузырь | Накопившаяся злость, гнев, раздражительность |
Это далеко не весь перечень болезней, представленный в таблице Синельникова. Познакомиться с полной таблицей можно в нашей статье «Психосоматика болезней, психологические причины болезней» и в книге автора «Возлюби болезнь свою».
Психосоматика заболеваний Луизы Хей
Луиза Хей одна из первых занялась подробным изучением и структурированием психосоматических болезней. Главной причиной любых заболеваний психолог называет негативное мышление и нелюбовь человека к себе. А бороться с недугами предлагает при помощи аффирмаций. Предлагаем вам познакомиться с алфавитной таблицей Луизы Хей:
Болезнь | Психологическая причина | Аффирмация |
Аменорея | Отрицание женственности | Я горжусь тем, что я женщина. |
Апатия | Страх, глубокое чувство подавленности | Я в безопасности. Я разрешаю себе выражать чувства. |
Астма | Подавленные слезы, усталость | Я сам отвечаю за свое будущее. Я свободен. |
Бессонница | Муки совести, сомнения | Я все делаю правильно. Я благодарен каждому дню. |
Близорукость | Страх перед будущим | Жизнь безопасна. Все идет своим чередом. |
Бородавки | Непринятие внешности | Я люблю и принимаю себя, я красивый. |
Гастрит | Ощущение безвыходности | Я в безопасности. Я верю в себя и свои силы. |
Гипертиреоз | Злость на самого себя за то, что не можешь реализоваться как личность. | Я ценю и люблю себя. Я достойная личность. |
Головная боль | Непринятие себя, критика и требовательность | Я в безопасности, ценю и принимаю себя. |
Диабет | Глубокая неудовлетворенность жизнью | Я разрешаю себе получать удовольствие от жизни. |
Колики | Завышенные требования к окружающим, недовольство ими | Я спокоен и умиротворен. |
Кровотечение | Утечка радости из жизни | Я разрешаю себе получать удовольствие от жизни. Моя жизнь полна радости. |
Мозоли | Застревание в прошлом, страхи, связанные с прошлым | Я отпускаю прошлое, открываюсь новому и радостно иду вперед. |
Ожирение | Потребность в любви и защите, агрессия | Я люблю и принимаю себя. Я в безопасности. |
Опухоли | Сожаление, обида | Я отпускаю прошлое и с радостью иду в будущее. |
Печень (заболевания) | Самообман, самооправдание, накопившийся негатив | Я открыт для любви и развития. |
Почки (камни) | Старый негатив | Я с удовольствием избавляюсь от негатива. |
Простуда | Усталость, обида | Я в гармонии с собой, моя жизнь полна радости |
Рак | Ненависть, обида, старые раны | Я отпускаю прошлое и вступаю в новую счастливую жизнь. |
Сердечный приступ | Безрадостное существование | Я излучаю и принимаю любовь. |
Спастический колит | Боязнь отпустить что-то, сомнения | Все идет своим чередом. Жизнь приготовила для меня только хорошее. |
Судороги | Желание удержать что-то, ухватиться за что-то | Я в мире и гармонии с собой, я спокоен. |
Найти полную таблицу можно в нашей статье «Ментальные причины различных заболеваний» и в книге автора «Исцели себя сам».
Психосоматические нарушения: способы лечения с примерами из практики
Далеко не каждый пациент готов осознать и принять тот факт, что его болезнь – не что иное, как психосоматическое нарушение. Задача специалиста – помочь человеку разобраться с источником проблем с его здоровьем. Сделать это достаточно сложно, а порой и совсем невозможно. Наверняка вы слышали об истории из практики известного психотерапевта М. Эриксона, когда он помог пациентке дать выход негативным эмоциям за счёт чего добился значительного сокращения псориаза на её руках.
Далеко не каждый специалист способен разглядеть во внешних проявлениях психосоматическое нарушение. Однако, увидеть его – значит оказать эффективную и действительно необходимую пациенту помощь. Именно по этой причине специалисты в области психосоматики болезней– одни из наиболее востребованных в сфере оказания консультативных услуг.
Приведем несколько примеров успешного выявления первоисточника проблем со здоровьем из практики. Мужчина обратился к специалисту с жалобами на сердце. Официальный диагноз – экстрасистолия – это нарушение ритма сердечных сокращений. Сам пациент страдал от неприятных ощущений в области сердца.
На приёме выяснилось, что пациент стремится к карьерному росту, который пока невозможен. Однако, человек, достигший определенного потолка в профессиональном развитии, не готов ожидать. В связи с этим мужчина постоянно испытывал внутреннее напряжение, которое и провоцировало внеочередные сокращения его сердца. Таким образом организм выражал его желание как можно быстрее продвинуться вверх по карьерной лестнице.
Еще один яркий пример психосоматического нарушения был выявлен на приеме у женщины, которой был поставлен диагноз рефлюкс эзофагит. При этом заболевании нарушается движение желудочного сока, что приводит к воспалению пищевода. При общении со специалистом удалось выяснить, что подобное «поведение» организма – реакция на чувство вины и желание пациентки вернуться в прошлое, чтобы исправить допущенную ошибку. И таких примеров можно привести огромное количество. Другой вопрос – как помочь пациенту, имеющему психосоматическое нарушение.
Скажем сразу, что оказать помощь пациенту с психосоматическим заболеванием может специалист, работающий в практически в любом направлении психотерапии. Психосоматические нарушения могут быть устранены как при помощи психоанализа, так и методами арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, гипнозом и другими методами.
Рассмотрим способы лечения пациентов такого рода на примере из практики. К специалисту обратилась женщина, жалующаяся на частый и внезапный стоматит. Выяснилось, что перед последним обострением заболевания женщина почувствовала себя виноватой перед дочкой, которая устала в гостях и хотела вернуться поскорее домой.
Не сдержав своих эмоций, женщина шлепнула ноющую дочь по попе, отчего чувство вины перед ребенком только увеличилось. Как результат – наутро появился стоматит. На приёме пациентка приняла тот факт, что неожиданно проявляющийся стоматит – это реакция организма на гнев и чувство вины, которые связаны с её ролью матери.
Негатив со стороны матери пациентки и её негатив в сторону своей дочери, сопровождающийся постоянным чувством вины провоцирует появление язв на слизистой рта. Распутать клубок проблем удалось при помощи эриксоновского гипноза. Пациентка выбрала символ своего гнева – образ медведя, который смогла увидеть во время транса и даже поиграла с ним. Уже на следующем сеансе гипноза пациентка смогла отреагировать и трансформировать накопившийся гнев. Итог – стоматит остался в прошлом.
Клиническая диагностика
Установление точного диагноза может занять длительное время. Проблема состоит в позднем попадании пациентов к врачу. Они ходят по профильным специалистам, и часто «кругами», пока не попадут к психиатру. Неопределённость может длиться месяцами и даже годами.
В клинике клиентов:
- Внимательно опрашивают и выслушивают жалобы.
- Осматривают.
- Исследуют физикальными, лабораторными и инструментальными методами.
- Направляют для уточнения к узким специалистам.
К диагностическому процессу привлекают психологов, назначающих:
- Проведение тестов.
- Применение опросников.
- Проективные методики.
Лишь после установления окончательного диагноза подбирается план терапии.
Как лечить психосоматику?
В этой статье я дам хороший работающий алгоритм, который поможет вам понять, в каком направлении двигаться. Но перед этим я хочу рассказать о том, чего делать не нужно.
Самое главное, не нужно отказываться от помощи докторов. Некоторые люди почему-то делают такой вывод: раз моя болезнь возникла от эмоциональных переживаний, значит и разбираться нужно только с ними. Разберусь с эмоциями – и болезнь сама по себе уйдет.
К сожалению, не все так просто. Если болезнь уже сформировалась, то она начинает жить по своим законам, которые не имеют прямой связи с эмоциями. Эмоциональные переживания могут влиять на течение болезни, усугублять ее, вызывать обострения. Но даже если полностью разобраться с эмоциями, достичь полной душевной гармонии, это не является гарантом того, что болезнь исчезнет.
Поэтому очень важно к лечению психосоматики подходить не однобоко, а комплексно: задействовать возможности и медицины, и психологии. То есть если врачи обнаружили болячку, лучше всего довериться их мнению и проводить лечение, при этом параллельно также работая над психологической стороной вопроса.
Симптоматика патологий психостаза
Психосоматические заболевания пестрят разнообразием. Больные описывают как отдельные болезненные проявления, так и предъявляют полисистемные жалобы.
Наиболее распространены:
- Болевые ощущения.
Пациенты жалуются на загрудинные, мышечно-суставные, головные боли. Часто они указывают на проекцию с их точки зрения: «ноет в сердце», «распирает живот», «колет в печени», «стреляет в почках» и т.д. Нередко страдающие люди отмечают психогенный фактор в начале возникновения болевого приступа. Проводящаяся диагностика не выявляет никаких патологических сдвигов. - Слабость, быстрая утомляемость,
головокружение, чувство тяжести в теле или отдельных конечностях. - Учащенное сердцебиение.
- Одышка с приливами жара или наоборот
, озноб, психосоматический кашель. - Затруднение носового дыхания.
- Тошнота, рвота, изжога, запор.
- Сексуальные расстройства:
снижение либидо, проблемы с эрекцией, эякуляцией. - «Утрата функций» (чаще у женщин).
Речь идёт о спазматических состояниях, параличах, потере чувствительности, зрения, слуха, затруднении разговора.
Данные симптомы чаще возникают у взрослых.
Для детей свойственны нарушения, проявляющиеся:
- Преневротическими жалобами на плохой сон, крики и плач без причин, энурез, судорожные подергивания, тики.
- Вегетососудистыми проблемами: обмороками, избыточной потливостью, головокружением, приступами сердцебиений.
- Психосоматикой с жаждой, тошнотой, кожными сыпями, зудом, респираторными проявлениями.
Особенности психосоматики у детей
Исследования, проведенные в недавнем времени, показали, что возникновению психосоматических расстройств подвержены даже младенцы. Ряд медиков говорит о возможности влияния психологических факторов на состояние плода и в период внутриутробного развития.
Далеко не секрет, что нежеланные дети более подвержены разного рода заболеваниям, чаще бывают ослабленными, менее развитыми в физическом плане. Именно они могут страдать недугами, плохо поддающимися терапии традиционными методами. Поэтому в данном случае часто предполагают наличие психосоматических причин.
В перинатальном периоде, как и в первые месяцы жизни ребенка, для него большое значение имеет психоэмоциональное состояние матери. Связь, существующая между женщиной и младенцем, давно никем не отрицается. Ребенок чувствует даже незначительные изменения в ее настроении. Соответственно, негативные эмоции матери, такие как недовольство, ревность, беспокойство, отрицательно сказываются не только на самой женщине, но и на малыше.
Дети более старшего возраста также могут столкнуться с психосоматикой. Среди причин подобного рода заболеваний можно отметить недостаток внимания мамы, адаптацию к детскому саду или школе, конфликтные ситуации дома, развод, гиперопеку со стороны родителей или других родственников.
К примеру, в ситуации постоянных конфликтов или развода недуг ребенка может быть вызван желанием хотя бы на время объединить близких для ухода за ним. В период адаптации к детскому саду дети болеют достаточно часто, а потому взрослые не всегда обращают на это внимание. Однако существует вероятность психологических причин частых простудных инфекций, если между больничными малыш идет в сад со слезами, а возвращается грустным.
Достаточно распространены случаи психосоматический заболеваний у детей излишне требовательных родителей. Причиной являются более мягкий режим и меньшие нагрузки в период наличия патологии, то есть ребенок рассматривает плохое самочувствие в качестве единственной возможности отдохнуть. Лечить психосоматику в данном случае необходимо, позволяя малышу больше отдыхать.
Врачи говорят о существовании нескольких групп заболеваний, причиной которых чаще всего является психосоматика. Они представлены простудными недугами, ангинами и бронхитами, аллергиями, экземой и дерматитами, кишечными расстройствами, даже диабетом первого типа и онкологией.
Разбираясь с тем, как лечить психосоматику, опытные психологи, работающие с детьми, склонными к подобного рода расстройствам, могут по имеющемуся соматическому отклонению определить характер психологической проблемы, с которой столкнулся ребенок.
Например, если малыш постоянно простужен, кашляет, мучается с заложенностью носа, а также страдает иными недугами, связанными с затрудненным дыханием, задача родителей заключается в поиске причин, мешающих ребенку дышать. Среди них можно отметить чрезмерную опеку взрослых, резкую критику любых поступков малыша, завышенные (не соответствующие возрасту или темпераменту) требования, предъявляемые к нему.
Подобными действиями ребенок как бы заключается в кокон, лишается возможности жить полноценной жизнью. Он находится в постоянном напряжении, ему нельзя подвести родителей, нельзя не оправдать их ожидания, расстроить их, вызвать новые упреки или обвинения.
Если ребенок часто болеет ангинами или потерей голоса, то велика вероятность того, что он хочет сказать что-то, однако боится это сделать. Он может страдать от чувства вины или стыда, зачастую надуманных. Это происходит в том случае, когда родители убеждают малыша, что какие-либо его поступки являются постыдными или плохими.
Анемию также называют психосоматическим заболеванием, говорящим о том, что в жизни ребенка слишком мало ярких, радостных моментов. Еще одной причиной этого расстройства могут являться сомнения в собственных силах. Специалисты полагают, что в обоих случаях возникает вероятность стойкого дефицита железа в крови.
Среди стеснительных, замкнутых, нервных детей чаще всего встречаются кишечные расстройства. Задумываясь над тем, как лечить психосоматику кишечника или желудка, учтите, что среди причин запоров и болей в животе может быть острое чувство страха.
Психологическими факторами часто вызываются проблемы с кожей, включая аллергическую сыпь, экзему, дерматиты, крапивницу. Понять, результатом чего именно стала такая реакция, бывает достаточно сложно. Подобное противодействие может возникнуть на самые разные трудности у детей. Думая, как лечить психосоматику аллергии, родителям необходимо внимательно присмотреться к ребенку, чтобы определить источник его психологического дискомфорта.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Шаг 1. Заключение контракта. С прояснением: метода, ответственности, сроков, результата, оплаты. Об этом смотри выше. Шаг 2. Выяснение модели клиента. Выяснить модель клиента позволяет следующий вопрос: «Как вы считаете, что с вами происходит? Выберите один из ответов:
- К вам привязалась такая-то болезнь?
- Что-то не то делает ваш организм?
- Что-то не то делаете вы сами?»
Шаг 3. Выбор техник. Этот момент работы принципиально зависит от того, какую модель вам удалось определить на предыдущем этапе. При этом не очень важно, как клиент ответил на вопросы шага № 2. Начитавшись умных книжек, клиент может с готовностью сказать: «Да, конечно, это я сам делаю себя больным!». Но перед этим обронить фразу: «Совсем замучила проклятая болячка». Следует принимать во внимание, какую модель клиент нечаянно демонстрирует, а не то, в какую он пытается верить. И конечно, не стоит пытаться насильно менять модель клиента. На протяжении всей книги я пишу о том, что любая модель клиента подходит для терапии. Вопрос в том, каких взглядов придерживается терапевт. Итак, клиент может придерживаться трех моделей. Шаг 3.1. Если клиент считает, что к нему привязалась (на него напала, у него возникла и т. д.) какая-то болезнь, то его модель носит название диссоциированной. Он отвергает часть себя, воспринимая эту часть как внешний посторонний объект— болезнь. В этом случае терапевту стоит сохранить такую модель и начать применять интегрирующие методы работы: работу с «пустым стулом», работу с «делателем симптома», проективные методики, работу с «энергией химических соединений» и т.д. Шаг 3.2. Клиент может занимать промежуточную позицию. Например, считать, что ошибается его организм. Я называю эту модель беспризорной. В этом случае за проявления болезни как бы никто не отвечает: ни внешний объект, ни сам клиент. Один из способов работы с такой моделью — попросить клиента все же определиться. Например, задать такой вопрос: «Как вы считаете, ваш организм — это вы или не вы? (Прошу отметить, что не ставлю своей целью пуститься в религиозные или философские Дебаты и еще раз подчеркиваю, что уважаю любую модель. Со многими верующими людьми разных конфессий я вполне успешно работал, никак не нарушая их убеждений.)(Вот в чем вопрос!)». Здесь отвертетьсятяжело. Организм может быть «не я», или «вроде бы я» и т.д. Тогда, конечно, у клиента все же диссоцированная модель. Только выяснять отношения емупридется со своим организмом. В этом случае шаг 3.2. очень похож на шаг 3.1. Но может оказаться, что клиент скажет: «Да, конечно, я и мой организм — это одно и то же». Или еще что-нибудь в этом роде. Тогда ваш клиент выбрал все же ассоциированную модель. Автоматически переходите к шагу 3.3. Шаг 3.3. Ассоциированная модель. Модель, которая существует почти у всех детей дошкольного возраста. Практически все малыши очень уверенно говорят: «Конечно, я сам делаю себя больным». Именно благодаря детям я задумался в свое время о странности медицинских моделей. Даже когда я просил своих дошкольных клиентов рисовать свои болезни, они крайне редко изображали каких-нибудь монстров. Например, один мальчик нарисовал себя как растаявшего. Маленькие пациенты благодаря своей непосредственности еще не верят, что болезни нападают на них откуда-то. Поразительно, но, похоже, дети стремятся к большей ответственности за свою жизнь. Но закончим лирическое отступление. Если клиент говорит: «Да, это я сам создаю проявления своей болезни!» — то для терапевта это и плохо, и хорошо одновременно. Хорошо, потому что этот клиент сам подошел к ответственности за свое здоровье. Плохо, потому что работать придется в диалоге. Такой клиент не потерпит халтуры. Чтобы работать с ним, вам придется прекрасно осознавать себя. Шаг 4. Работа с осознанием. Шаг 4.1. (4.2) Работа с диссоциированной моделью. Итак, наш клиент имеет диссоциированную модель. Это значит, что его внутриличностный конфликт воспринимается как конфликт между ним и.болезнью. В этом случае сказать ему об этом прямо — значит тут же потерять клиента. Наилучший выход — принять эту модель и работать так, как будто болезнь действительно является внешним объектом. 1.Работа с пустым стулом. Данная техника подразумевает то, что пациенту предлагается поговорить с воображаемым собеседником, например, с партнером по конфликту, родственником, частью себя, или в данном случае со своей болезнью. Техника предназначена для интеграции. ПРИМЕР Почти классический. Я приводил уже этот пример в одной из статей. Работа с больным бронхиальной астмой с 20-летним стажем. Пациент вошел в кабинет с уже начавшимся, достаточно сильным приступом астмы. Я предложил ему представить на пустом стуле перед собой свою болезнь. Он с легкостью это сделал и описал болезнь как страшного монстра, который издевается над ним. Клиент говорил о болезни с большим страхом, почти с ужасом. Я попросил его пересесть на место этого монстра и попробовать сыграть его роль. Пациент сел на стул болезни и перевоплотился. Его затрудненное дыхание исчезло, наоборот, на месте своей болезни он дышал сильно и гневно. В свой адрес он направил множество угроз. Он был сейчас гневным и здоровым, но совершенно не замечал этого! Если бы я вмешался, его приступ мог бы вернуться вновь. Я работал в зале ЛФК, где на полу лежало несколько матов. Мне пришло в голову попросить этого парня представить, что эти лежащие маты — все остальное человечество. Не мог бы он попробовать выразить те чувства, которые испытывает в свой адрес на месте болезни, этим матам? Тут произошло нечто неожиданное. Несчастный астматик исчез совсем. Этот парень превратился в Наполеона. Он скрестил руки на груди и начал и начал отдавать приказания воображаемым подчиненным. Дышал он совершенно легко и свободно. Приступ астмы разрешился за несколько минут. Позже я побеседовал с его женой. Она рассказала, что в жизни он очень тихий и застенчивый человек. Только вот работает прокурором. Что лучше — быть больным и скромным, или нахальным и здоровым?
Печаль этого примера в том, что мгновенное чудесное снятие приступа ничего не решает. Оно дает пациенту надежду, показывает возможные пути выздоровления, но чаще всего требует работы. Осознанной работы по использованию тех сил и потенциалов, которые пока проявляются как бронхиальная астма. У меня есть студент с сахарным диабетом. Наша первая встреча произвела на него большое впечатление. После нескольких минут работы у него случилось гипо-состояние (гипо-состояние — понижение уровня сахара в крови. У здоровых людей бывает при голодании, после напряженной физической или умственной работы. У больных диабетом является признаком слишком большой дозы инсулина.) То есть пятнадцатиминутная работа подействовала как доза инсулина. Однако дальнейшая терапия была достаточно долгой и потребовала приобретения новых навыков. Обычно работа с пустым стулом завершается либо спонтанной интеграцией, когда пациент говорит: «Да ведь там никого нет, на этом пустом месте, это все мое!», либо мне приходится просить пациента примерить слова и переживания, высказанные из роли болезни. Основным вопросом этой техники является все же выяснение потребности. В чем потребность астмы у пациента из недавнего примера? В агрессивности. Но ведь агрессивность — это не плохо и не хорошо. Победить на олимпиаде — это агрессивно, и наорать на соседа в подъезде — тоже. Только первый способ общество приветствует, второй отвергает. Хроническим пациентам приходиться заново осознавать свои потребности и искать для них социально-приемлемые формы. Я называю этот процесс повторной социализацией.
- Работа с энергией химических соединений.
Ради бога, не пугайся, читатель, в этой книге и так мало магии. Техника надежная, проверенная во множестве разных городов. Как она работает? Общеизвестно что любое лекарственное средство вызывает какой-то эффект лишь потому, что является внешним, привнесенным аналогом тех соединений, которые организм способен вырабатывать сам. Но соединения вырабатываются под достаточно строгим контролем нервной системы. Например, если человек запрещает себе гневаться, он будет пытаться сдерживать себя. Как блокировать свои психологические и, следовательно, химические реакции? В итоге, адреналин и похожие на него вещества приходится вводить снаружи. Так, например, бывает у астматиков. Наркотические соединения также либо стимулируют выработку собственных медиаторов, либо являются прямыми аналогами внутренних веществ хорошего настроения. Знаете историю про крысу и педаль? Если крысам в центр удовольствия ввести электроды, и создать специальную педаль, замыкающую контакты, то крыса давит на эту педаль до самой смерти, забывая про еду и другие крысиные заботы. Очень грустная история. Вам это ничего не напоминает? Странно, как люди не додумались до такой операции. Миллионы наркоманов сидели бы дома и давили бы на педали. Или если пойти дальше, почему бы ни внедрить электроды везде? Нажал на кнопочку — выработался инсулин, нажал на другую — давление повысилось. Уверен, что кому-то понравится моя идея. Хотя мне она кажется из фильмов ужасов. Почему бы сразу не внедрить процессор вместо мозга? Но люди пока обходятся без кнопочек. Зачем сложности? Выпил одну таблетку — поднялось давление, выпил другую — опустилось. Чем не .робот? Не знаю, может быть, я снова слишком суров? ПРИМЕР 1. Клиент с сахарным диабетом. Я попросил его где-то в комнате представить себе энергию инсулина. А затем встать, покинуть свое место и войти в состоянии энергии. Почувствовать ее особенности. Пожить, как жила бы эта энергия в чистом виде. Осознать какое-то ее основное содержание. И снова я увидел удивительную метаморфозу! Тихий, сдержанный и мягкий человек начал вести себя очень странно. Он быстро и резко бегал по комнате, пытался ломать мебель, делал еще какие-то асоциальные действия. Когда он вернулся в свое привычное состояние, то был в большом восторге от случившегося. Он сказал, что благодаря внешнему инсулину чувствовал себя более мобилизованным. Но такой сильной мобилизации не испытывал никогда в жизни. 2. Работа с энергией алкоголя. Молодая женщина. Я попросил ее представить себе энергию алкоголя. Затем войти в это состояние. Через секунду на ее лице возникла блаженная улыбка. Тело совершенно расслабилось. Все ее существо выражало безмятежность. Когда она вернулась в себя, то сказала, что не испытывала такого состояния с пятилетнего возраста. На вопрос «почему» ответила, что в ее семье не принято быть такой расслабленной. Что ее родственники чем-то непрерывно напряжены и озабочены. И вообще воспринимают жизнь как очень трудный, изнурительный процесс. Грустно. А тут — нажал на химическую кнопочку и расслабился.
3. Работа со средством для похудения. Как только клиентка вошла в состояние этого вещества, она тут уже бросилась выносить из комнаты-вещи. Ей невероятно хотелось все выбрасывать прямо за порог. Позже она сказал, что, похоже, действительно в ее жизни накопилось много всего лишнего: вещей, событий, отношений. Пора провести приборку.
Я остановлюсь. Такими примерами можно заполнить целую книгу. Она будет читаться как детектив. Но эти примеры не очень подходят для обмена опытом. Люди разные. Каждому из нас химические соединения могут нести что-то свое. Как эта методика работает, наверно, уже понятно из книги. Химические соединения позволяют обманным добиться того, что могло бы произойти легко и естественно, если бы мы были целыми. Сама методика напоминает техники гипноза или НЛП, только смысл этих техник другой. Смысл не в изменении, а в осознании. Остаться навсегда в какой-нибудь потерянной части, даже очень приятной — значит просто сменить одни симптомы на другие.
- Состояние целостности.
Последняя техника в этом разделе. Если ты уловил общую идею, читатель, то можешь создать множество похожих техник сам. Но вернемся к целостности. Идею техники я видел у московского терапевта Лены Романченко, а дальше развил саму технику до настоящего вида. Методика хороша тем, что ее можно выполнять в одиночестве без всякого терапевта в виде упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ВСЕЙ КНИГИ
Сядьте поудобнее. Закройте глаза, или останьтесь с открытыми. Представьте себе, что в вашем распоряжении все пространство и все время этого мира. И что, воспользовавшись своим воображением, вы можете отправиться куда захотите. В любую эпоху и любой уголок вселенной. Ваша задача — встретить в этих воображаемых странствиях некий образ, желатепьно, чтобы он был более метафорическим, но совершенно не обязательно. Важно, чтобы когда вы найдете этот образ, произошло ощущение узнавания, чтобы в этом образе вы могли бы узнать себя. Важно, чтобы вы знали, что это — образ себя целостного! Всего, всего, всего! А не какого-нибудь отдельного кусочка. Если вы сомневаетесь, или образ вам не очень подходит, можете продолжить странствовать, пока не почувствуете: «Да, это именно я!». Если вы уверены, что это ваш образ, но вам как-то плохо или дискомфортно рядом с ним, позвольте образу трансформироваться, преобразиться, но не применяйте никакого насилия. Просто позволяйте всему происходить, прислушиваясь к своему сердцу. Вам может стать печально, или радостно, или еще как-то. Но в конце концов сердце наполняется удивительным теплом. И тогда вы можете произнести фразу «Это я! И я люблю себя!» Теперь .можно заканчивать упражнение. Постарайтесь запомнить ощущение в своем сердце. Это очень простое упражнение. Оно посвящено возвращению детского состояния счастья и безмятежности. Или для некоторых людей приобретению его впервые. Вы можете его делать когда угодно и сколько угодно. Особенно забавно делать это упражнение в момент ссоры и конфликта. Конфликты возникают, когда кто-то начинает очень сильно отображать какую-нибудь вашу потерянную часть. Как только вы становитесь собой — конфликт лопается как мыльный пузырь, или выветривается как дым. Шаг 4.3 (4.2) Работа с ассоциированной моделью. Если клиент выбирает ассоциированную модель, то вовсе не значит, что техники, описанные выше, ему не подходят. Еще как подходят. Но если клиент вполне осознанно и ответственно говорит: «Я сам каким-то образом делаю себя больным», то у терапевта открывается целое море возможностей. Но! При одном только условии. Если этот человек способен осознавать события в своем теле, свои чувства и ощущения. Если вам досталось «голова профессора Доуэля», которая воспринимает свое тело как подставку и осознает только мысли и идеи, то вам придется учить этого человека прислушиваться к своему телу. Один из примеров, как это сделать, есть в этой книге в главе «Потребности». Еще об этом написано достаточно много в гештальтистских книгах. Если клиент способен осознавать события своего тела и принимать ответственность за свое здоровье, то непонятно, как он вообще умудрился заболеть. Но все-таки. Чаще всего это клиенты, уже занимающиеся какими-нибудь практиками, или люди, проходящие психотерапию. Итак, возможности, возникающие у терапевта. 1. Работа в режиме полной ответственности. Очень интересная возможность. Условно я выделяю три варианта распределения ответственности. Извините, что повторяюсь. Диссоциированый — болезнь делает со мной это, беспризорный — со мной это случилось, полный вариант ответственности — я сам делаю это. Например, больной астмой может сказать: «Астма не дает мне дышать». Ответственность перекладывается на некого непонятного зверя — астму. Можно сказать по-другому: «Я задыхаюсь». То есть, все происходит нечаянно. Чашка разбилась. За это никто не отвечает. И наконец есть самый радикальный вариант, который можно предложить клиенту: «Попробуйте сказать: я не даю себе дышать». Или: «Я беру себя за горло», «Я сжимаю свое сердце», «Я раздираю свою кожу» и т.д. Эта фраза и есть момент перехода в «режим полной ответственности». Обычно пациент произносит эту фразу, а потом после некоторого замешательства произносит: «Погодите, но ведь похоже, что это правда!!!». И здесь требуется вся ваша экзистенциальная поддержка, вся ваша эмпатия. Поскольку часто после этого грустного открытия люди начинают нападать на себя. Они и так нападают, а сейчас появился лишний повод. Я обычно хихикаю в этом месте, поскольку и на самом деле трагикомично — причинить себе вред за то, что причиняешь себе вред. Еще нужна вся ваша внимательность и деликатность. Поскольку, сделав открытие о том, что он сам источник своей болезни, человек уже начинает лечиться. В нем просыпается некоторая энергия протеста. Важно не потерять ее, важно расспрашивать клиента о его переживаниях. Важно делиться своими. Диалог важен. Следующий вопрос обычно приходит в голову клиенту самостоятельно. Он напрашивается естественным образом: «Если я не даю себе дышать, то для чего это делаю?» Ответы могут быть самые разные. Кто-то по привычке. Кто-то осуществляет подвиг во имя чего-нибудь. А может быть это форма мести или протеста. Я недавно беседовал с астматиком одиннадцати лет от роду. Иногда в этом возрасте астматики выздоравливают. Они становятся более независимыми, более строптивыми, предпочитают выражать гнев открыто вместо того, чтобы тихо обижаться. Но тогда другим рядом с ним станет сложнее. Помните, я говорил о том, что болезни принадлежат системе, а не отдельному человеку. Так вот, похоже, этот мальчик понимал механизмы своей болезни и почти сознательно решил не выздоравливать. Он сказал, что больше всего на свете не хочет кого-нибудь оскорбить или обидеть. Если вы хоть чуть-чуть хотите, что бы ваш клиент выздоровел, то в этом месте работы требуется подлинное терапевтическое смирение. Иногда клиенты, узнав о механизмах возникновения своей болезни, предпочитают болеть дальше. Особенно, если болезнь связана с чувством вины. Например, мне пришлось поработать с бывшими воинами-афганцами. Многие из них, осознав происходящие внутри них процессы, говорили: «Значит, так мне и надо». И это экзистенциальная позиция. Человек с такой позицией прожил до этих дней. Не зря он имеет хроническую болезнь. Вряд ли он от такой позиции откажется благодаря лихой атаке терапевта. Чаще всего люди лишь укрепляют свои позиции, когда их пытаются изменить силой. Помните, изменение возможно, когда человек движется к себе, а не от себя. Важно просто вернуться к потребностям. Разве есть потребность наказать себя? Нет, конечно, потребность — в чем-нибудь другом. И это — конфликт потребностей. Например, для ребенка-астматика, которого я недавно вспомнил, важно защищать свои границы и важно проявлять свою любовь к этому миру. Защищать себя приходиться от всех, даже от тех, кого любишь. Есть такой миф, что те, кого любишь, не могут причинить вреда. Еще как могут! Случайно, по незнанию, в гневе и т.д. Делать себя больным — не лучший способ выразить любовь, но как это показать? Но чаще всего обнаруживается, что люди блокируют свою энергию именно из собственной безопасности. На них когда-то напали, теперь они бояться повторного нападения. Не важно, какой механизм используется, режим полной ответственности позволяет клиенту прояснить собственное экзистенциальное меню. Вот возможные примеры. , «Я не даю себе дышать, я останавливаю свой гнев, поскольку я не хочу причинять кому-нибудь огорчения». «Я сжимаю свое сердце, потому что хочу остановить свою печаль, чтобы выглядеть сильным, поскольку верю в то, что слабых никто не любит». «Я раздираю свою кожу, поскольку не хочу показать свое раздражение. Поскольку боюсь, что меня отвергнут». В режиме полной ответственности клиент рассказывает весь свой жизненный сценарий, описывают свою структуру характера. Но, что с этим делать дальше? Обычно я говорю клиенту: «Не хотел бы ты как-нибудь по-другому общаться с этим миром, не так травматично для себя?». Если клиент соглашается, я начинаю обучать его навыкам диалога. 2. Работа с ранним разрушением целостности. Одни из важных навыков для того, чтобы быть здоровым — навыки защиты своих границ и навыки проявления агрессивности. В детстве часть потребностей и сторон личности, с ними связанных, оказываются блокированными. Люди либо вообще не могут выражать эти потребности, либо могут выражать асоциально и потому не выражают. Видели мамашу, прикрикивающую на малыша? Человек с блокированными потребностями либо прикрикивает на себя сам, либо находит себе партнера: супруга, начальника, который прикрикивает на него похожим образом. Даже если партнер поначалу не очень подходит на эту роль, со временем он будет обучен по полной программе, поскольку в нем не видят партнера, за ним стоит образ мамаши или папаши из детства. Люди нечаянно используют друг друга и делают себя больными. Но им-то кажется, что виноват внешний противник. Пока этот миф лежит в основе сценария, человек будет продолжать болеть. Помните, я приводил вам пример клиентки с мерцательной аритмией, у которой в ответ на фразу «Дура старая, куда прешь!» начинался сердечный приступ. А почему, собственно? Почему в похожих случаях иметь сердечный приступ в обществе кажется естественным? Почему эта женщина не может сказать себе и этому молодому человеку: «Да нет, я знаю, что я нормальная» и спокойно пойти по своим делам. Она не может этого сделать потому, что ее границы разрушены, в этот момент она — маленькая девочка, очень зависимая от чужого признания. Если она почему-то не может расплакаться и пережить печаль, то, возможно, у ее обидчика возникнет эмпатия и он сам извинится. Если эмпатия не возникнет, значит, его чувства тоже сильно блокированы. Действительно, печальная история. Но печалиться ей тоже нельзя. Что остается? Очень узкий коридор, в котором не избежать больного сердца. Иногда люди стремятся стать сильными, занимаются боевыми искусствами, чтобы научиться давать сдачу всем своим обидчикам. Но ведь самый большой обидчик находится внутри, а не снаружи. Именно поэтому люди плачут, когда побеждают всех своих врагов. Они обнаруживают, что внешние противники повержены, но внутренняя целостность так и не наступила.
Как с этим работать? 1. Попросить клиента вспомнить какой-то, желательно самый ранний момент детского проигрыша, например когда на ребенка наорали, а он не сумел ответить.
- Попросить заново побыть в образе себя маленького, осознать свои переживания и потребности в этот момент. Чего, например, хотелось от взрослого, какого отношения к себе?
- Самый сложный момент. Попросить побывать на месте взрослого, осознать те чувства и переживания, которые испытывал взрослый. Чего хотелось от маленького ребенка, в чем были выражены его потребности? Если удается это действительно сделать, то клиент обнаруживает, что взрослый также был разрушен. Что он был наполнен страхом или горем. Что взрослый боялся ребенка или за ребенка. Иногда в такой работе обнаруживается, что гнев не был связан с малышом, что ребенок просто попался под руку. Что эта агрессия предназначалась супругу, собственным родителям или жизни вообще. Важно понять потребность взрослого. Клиент с удивлением обнаруживает, что на дне гнева и страха находится та же потребность в любви и признании, которую испытывал и он тоже.
- Дальше я у меня есть выбор. Чаще всего я прошу клиента посмотреть на этот конфликт со стороны, с третьей позиции. Иногда я сам сажусь на место и ребенка и родителя, и проговариваю все, что услышал от клиента. Если все произошло как надо, то работа практически сделана. Клиент, может быть впервые в жизни, вышел из своей эгоцентричной позиции и попробовал понять чувства обоих сторон. «Понять — значит простить», — говорит Роберт Резник.
- Но можно попросить клиента снова побывать на месте себя маленького и сказать что-нибудь своему обидчику, но так, чтобы тот понял и услышал. Иногда клиенты с грустью говорят: «В тот момент он бы меня все равно не услышал, он был слеп и глух, ему было не до меня». Иногда слова находятся, например: «Я понимаю, что тебе сейчас плохо. Я понимаю, что ты боишься, что со. мной что-нибудь случится. Но когда ты так кричишь, мне так тоже плохо. И от этого я болею. Относись ко мне, пожалуйста, мягче. Мне очень, не хватает твоей любви». Если клиент говорит это с открытым сердцем, то воображаемая вторая сторона (да и реальная вторая сторона в жизни) слышит его. Если клиенту кажется, что его не услышат, то я спрашиваю его о том, хотел ли он просто выразить себя? Даже без всякой надежды на ответный отклик. Хоть как-то защитить себя лучше, чем никак.
6. Эту работу можно завершать в любом месте, где вам кажется уместным ее завершить. Но обычно я предлагаю клиенту побывать снова на месте другой стороны. И услышать слова, сказанные собой маленьким. На месте другой стороны находится что-то в ответ. Скорей всего, тоже с открытым сердцем. Например: «Мне удивительно, что ты понял меня. Я очень тронут твоими словами. Мне жаль, что я причиняю тебе боль, но я, правда, очень боюсь за тебя». 7. Я прошу клиента вновь вернуться на свое место. И услышать этот воображаемый ответ. В этой работе не важно — мог ли его настоящий родитель произнести такие слова или нет. На самом деле, клиент работает со своей тенью, учится диалогу и миру в своей душе. Но часто такие работы не только лечат психосоматику, но и приводят к сильному улучшению отношений с бывшими обидчиками. Вот я и написал эту матрицу как смог. Конечно, в такой работе может быть бессчетное число вариантов. Всего не предусмотришь. Единственное, что хотел бы отметить, если клиент не хочет примирения и не хочет понимать другую сторону — это его право. 3. Техника усиления. Один из хороших инструментов, предназначенных для осознания потребностей, связанных с симптомом. В гештальт-подходе эту технику принято называть техникой усиления. Но это не совсем верно. Я уже писал, что симптом — это сочетание двух импульсов. Конфликт двух или нескольких потребностей. Помните пример с самолетом на авианосце? Если пилот нажмет на газ и потуже затянет тормоз, то и пилоту, и самолету долго не протянуть. Задача терапевта — способствовать развитию одного из импульсов, но так, чтобы ему не мешал второй. Как это сделать — есть несколько способов. 1.Попросить клиента самому определить естественное движение своей энергии. ПРИМЕР Работа практически с любой болью. Например, с болью в сердце. Я говорю клиенту: — Вы не могли бы не концентрировать это ощущение в своем сердце? Попробуйте позволить ему распространиться, дайте этому чувству прийти в ваше лицо. Если вы позволите вашей энергии и чувствам течь свободно, что с вами произойдет?
- Мне кажется, что я расплачусь.
- Да, но вы почему-то не плачете!
- Мне стыдно, что люди подумают.
- Лучше умереть от инфаркта, чем пережить чье-то разочарование? Это боль в сердце, о чем она? Ни какое переживание она похожа?
- Мне кажется, это печаль….
И так далее. Главное в этой работе уже произошло: боль в сердце перестала быть просто болью, стали печалью. Хотя на самом деле работа только начинается.
ЕЩЕ ПРИМЕР, К СОЖАЛЕНИЮ, ТОЖЕ ПОЧТИ КЛАССИЧЕСКИЙ Я ехал в поезде и по внутренней связи в пять часов утра объявили, что в такой-то вагон требуется доктор. Когда я пришел, то обнаружил женщину с тяжелым сердечным приступом и полное отсутствие медикаментов в поездной аптечке. Из беседы выяснилось, что шесть лет назад женщина перенесла инфаркт. Сейчас ситуация повторялась. Дальше состоялся следующий разговор:
- Скажите, у вас случались какие-нибудь неприятности в последнее время?
- Да, невестка меня очень сильно обидела.
- Вы можете пережить печаль по этому поводу?
После этих моих слов началась удивительная борьба. Женщина давала волю своей печали, ее лицо становилось живым и мягким, ее сердце отпускало, но она как бы спохватывалась и вновь превращалось в живой камень. — Нет, — сказала она, — я приеду домой и расплачусь. Здесь я не могу.
- Но вам же больно, а когда вы печалитесь, становиться легче.
- Я не хочу прощать свою невестку.
И это удивительные слова. Печаль действительно приносит ощущение прощения. Если она расплачется, то ее сердце смягчится и она не будет . держать зла на свою невестку. Похоже, эта женщина в режиме полной ответственности могла бы сказать: «Я убиваю себя, чтобы сделать другим больно». Но где-то на дне ее больного сердца лежит все та же потребность в любви и признании. Только как до нее докопаться? Мне не удалось. Поезд остановился на какой-то станции, прибежал местный фельдшер с аптечкой. Я сделал уколы. В городе Донецке ее забрала «скорая».
Да, мои методы и знания хороши, но часто бесполезны. Если нет готовности со стороны клиента — терапевту ничего не удастся сделать. Он может только поранить и себя, и своего клиента. Но вернемся к технике. Терапевт может предположить какое-то развитие импульса и попросить его осуществить. Можно предложить клиенту выразить завершение импульса движениями тела, или звуками, или метафорой. Важно, что бы клиент мог осознать, о чем его движения, или звуки, или метафора. 2. Иногда чтобы не сталкивать в клиенте два импульса, бывает полезно их рассортировать. Например, попросить выразить один из импульсов во внешний мир. Если что-то давит — попросить также подавить какой-нибудь предмет, или перевести это давление в слова. Обычно все больные идентифицируются с той своей частью, которую считают жертвой. О том, что диктаторская их ипостась находится внутри, а не снаружи, люди обычно не подозревают. Когда клиент начинает вести себя, как своя болезнь, он начинает осознавать и присваивать себе потребности и своей «злой» стороны. Эта работа похожа на работу с пустым стулом, только выполняется более ассоциировано. Обычно я предупреждаю своих студентов: «Если вам встретился очень слабый и забитый человек — ждите кузнеца». То есть рано или поздно вы встретись с его злой и сильной полярностью, о которой такие люди даже не догадываются. Они кажутся себе мягкими и пушистыми. С другой стороны, в любом сильном и свирепом дядьке, где-то в глубине души скрывается маленький забитый мальчик. Поскольку люди умеют свою свирепость обращать не только на других, но с ничуть не меньшей силой на самих себя. Мир вполне справедливо устроен. 3. И наконец есть способ для самых ленивых. Все можно сделать за клиента. Если работаете с группой, то можно попросить кого-нибудь из участников группы сыграть оба импульса. Или все можно сделать самому, за клиента. Не знаю, присвоит ли он себе что-нибудь, но для психотерапевта такая тренировка наверняка полезна.
Шаг 5. Ассимиляция опыта. Принятие решений. На этом этапе модель не так важна. Скорее всего, к этому моменту клиент уже осознал, что его болезнь — конфликт его собственных потребностей. Пора этот опыт присваивать. Как это сделать? Обычно я прошу клиента примерить, проговорить обе стороны медали одновременно. Обычно люди делают это по очереди. Фраза получается примерно следующая: «Я хочу одновременно и выражать себя, и защищать свои интересы, и я хочу обезопасить себя от возможного недовольства окружающих». «Я хочу рисковать и быть осторожным одновременно». Как говорил один из моих учителей: «Хочу влезть на елку и не уколоться». Клиент одновременно хочет находиться и в инь и ян состоянии. НО ВЕДЬ ЭТО НЕВОЗМОЖНО. Чай не может быть одновременно холодным и горячим. Он может менять свою температуру, очень быстро менять, но быть льдом и паром не может. Клиент осознает, что на самом деле требовал от себя всю свою жизнь невозможного, и потому нормально, что он потерпел неудачу и заболел. Теперь есть возможность отнестись к себе мягче. Тод Берли (Tood Berly) как-то сказал: «Люди не понимают, что ровно половина вещей в мире происходит не тогда, когда человек напрягается, а тогда, когда расслабляется. Когда ходишь в туалет по-маленькому, лучше расслабиться, когда по-большому — правильнее напрячься. Если перепутать, то ничего не получится». Люди всю жизнь стараются воспитать в себе правильный характер. Одни стараются быть решительнее, другие страдают из-за того, что все время высовываются. Кто-то упрям, кому-то не хватает настойчивости. В любом языке мира одни и те же состояния человеческой психики имеют негативные и позитивные названия. Просто перемена характера позволяет заменить одни проблемы на другие и одни болезни на другие. От чего лучше умирать: от инфаркта или аритмии? Как говорится, дело вкуса. Я повторю фразу Миндела. уже звучавшую в этой книге: «Или вы станете текучим, или природа найдет способ стереть вас с лица земли». Социализация формирует характер и тем самым формирует болезни. Многие рождаются уже больными. Но ведь многих не любили еще до рождения. Болезни принадлежат системам, а не отдельным людям. Но система — не клетка. Делаясь более здоровыми, мы делаем здоровее весь мир вокруг нас. У каждого из нас есть возможность вернуть утраченные способности. Или развить то, что никогда не использовалось. На этом этапе терапии работа про болезнь клиента плавно перетекает в работу про его жизнь. Но мало кто из тех, кто обратился за лечением болезни тела, оказывается разочарован очевидной связью состояния тела и духа. Тем не менее, есть и такие клиенты, кто ожидал магического исцеления. Правда, редко, обычно они уходят еще на этапе формирования контракта. Это их выбор. Магическое исцеление действительно бывает, но чаще всего у тех, кто как-то занимался собой. Кто готов к тому, чтобы его энергия текла по еще одному руслу. К пятому шагу люди уже в полной мере прикасаются к ощущениям себя подлинного, целостного. Они обнаруживают, что их здоровье действительно зависит только от них. Иногда открытий, полученных в терапии, оказывается достаточно, чтобы полностью выздороветь. Иногда требуется дополнительная работа самостоятельно или с терапевтом для того, чтобы больше освоиться во всей полноте своего внутреннего мира. Некоторые из терапии приходят в какие-нибудь духовные практики и там продолжают свой путь. Все способы хороши и уважаемы.
У каждого из нас есть возможности для того, чтобы быть здоровыми, но люди предпочитают ими не пользоваться.
Врач. Психотерапевт. Организационный консультант. Тренер Моcковского Института Гештальта и Психодрамы. Автор программы «Развитие психосоматической медицины» и проекта «Международный институт развития». Разработчик и ведущий ряда образовательных программ по психотерапии и организационному консультированию. Житель этой планеты.
Источник: ВЯЧЕСЛАВ ГУСЕВ «Средство от болезней» Симферополь – «Терра Таврика» — 2004
В результате обучения Вы получите:
– теоретические и практические навыки и знания о психосоматике заболеваний;
– методы работы с психосоматикой. Научитесь видеть конфликты, приводящие к возникновению психосоматических заболеваний и оказывать помощь в их разрешении себе, своим близким и клиентам;
– теоретические и практические знания о том, как повысить жизненные ресурсы организма и устойчивость психики;
– понимание рационального применения лекарственных средств (в зависимости от стадии заболевания; учитывая индивидуальные особенности каждого человека и каждого случая);
– умение различать необходимость психолога и врача на разных стадиях заболевания;
– навыки работы как со взрослыми так и с детьми.
Психосоматика что это такое?
Психосоматика («психо» — душа, «сома» — тело) — термин, который в широком смысле обозначает различные взаимодействия между физическим состоянием и психикой. Иными словами, наше физическое состояние влияет на нашу психику: человек, который много лет страдает от повышенного давления, может чувствовать себя подавленно, иметь значительные физические ограничения, которые накладывают отпечаток на качество жизни.
Одновременно, и психическое состояние влияет на нашу физиологию: все хотя бы раз настолько хотели остаться дома и не идти в школу или на работу, что у них начинало немного болеть горло, голова, или начинало тошнить, или повышалась температура. Это — нормальные проявления взаимодействия между телом и психикой.
Милёхина Алла Владимировна, психотерапевт, психиатр, кандидат медицинских наук
Достаточно частая история: молодой мужчина, тревожный, с аналитическим складом ума, не склонный к отслеживанию своих эмоциональных переживаний, сначала обращается к терапевту по поводу гипертонии. Она не проходит несмотря ни на какие гипотензивные препараты. Тогда ему назначают антидепрессанты — и гипертония исчезает.