Мутизм – патологическое состояние, характеризующееся полным молчанием при сохранении функций речевого аппарата, слуха и способности понимать речь. В неврологии это расстройство относят к невротическому нарушению речи, в психологии – к нарушению способности устанавливать социальные контакты, в психиатрии это явление рассматривают в рамках психических отклонений (шизофрении, психозов, истерии).
В настоящее время, расстройство принято относить к «поведенческим и эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрастах». Диагноз внесен в перечень заболеваний, учтенных в Международном классификаторе.
Что такое элективный мутизм
Название переводится с латинского как «избирательная немота». При элективном мутизме сохраняется умение говорить, но в определенных ситуациях или с конкретными людьми замолкает и не может проронить ни слова. Обычно это обусловлено резким появлением чувства тревоги. При этом в других случаях – с близкими людьми, в семье, с друзьями он свободно общается, раскрепощен, иногда даже болтлив.
Проявляется элективный мутизм чаще всего в детском и подростковом возрасте, очень редко встречается у взрослых.
Эмоциональные реакции при мутизме
Акинетическим мутизмом называют состояние, при котором у больного полностью пропадает речь, но сама способность говорить сохраняется. Наблюдается отсутствие мимики и жестикуляции, но больной слышит чужую речь и понимает ее. Он адекватно воспринимает и реагирует на происходящие события вокруг себя. Он хорошо ориентируется в пространстве и времени. Наблюдаются положительные реакции при громких звуках, при перепадах температуры. При этом отсутствуют галлюцинации и бредовые состояния. Несмотря на все реакции, пациент находится в лежачем состоянии. Он не активен, только способен перемещать свой взор с предмета на предмет, но непродолжительное время.
Одной из разновидностей мутизма является психогенный вид заболевания, спровоцированный психологической травмой. Бывают случаи, когда это состояние проявлялось в избирательной форме, когда больной разговаривал только с избранными людьми.
Виды заболевания
- Пассивно-агрессивный – малыш пытается своим молчанием воздействовать на взрослых в своих целях. Например, мама отказывается купить ребенку игрушку, в ответ он перестает с ней разговаривать на несколько часов. Этим он пытается продемонстрировать свои чувства: обиду, злость, гнев, разочарование.
- Симбиотический – ребенок имеет очень сильные связи с самыми близкими людьми, например, с родителями. С ними он свободно общается и взаимодействует. При этом разговор с другими людьми у него не получается. Он понимает их речь, но не готов им отвечать.
- Реактивный – формируется в результате психологической травмы.
- Речевой фобический – причина такого мутизма заключается в том, что малыш боится слышать свой голос или переживает, что скажет что-то неправильно.
Определение синдрома
Больной с синдромом акинетического мутизма не способен двигаться, он круглые сутки находится в положении лежа, не произнося ни слова. Единственной неизменной реакцией остается движение глазных яблок, которые следят за тем, что происходит вокруг. При этом долго фокусировать взгляд человек не может.
Пациент понимает все, что происходит вокруг, дает событиям смысловую оценку, но не в состоянии ее озвучить или выразить движением. Если на больного воздействую яркие внешние раздражители, такие как свет лампы в глаза, громкие звуки, болезненные ощущения, это приводит к реактивным движениям. Синдром также носит название «бодрствующей комы», поскольку больной находится в сознании, но не способен на полноценную деятельность.
Такое состояние может продолжаться в течение нескольких недель или месяцев и зачастую бывает необратимым. Если речевая и двигательная функция все же были восстановлены, больной не может четко описать, что происходило с ним в момент подобной комы. Некоторые пациенты утверждают, что все время болезни они находились в полном сознании, но при попытке произнести слово или пошевелиться, их удерживала какая-то «неведомая сила». Болезнь является редкой, а те, кто ею страдает, зачастую даже не подозревают об этом.
Симптомы
Главный симптом элективного мутизма у детей – исчезновение речи при некоторых конкретных ситуациях. Например, ребенок может замолкать при большом количестве людей или при виде врачей в белых халатах.
Наиболее часто ребенок замолкает в образовательных и воспитательных организациях: в детском саду или школе. При этом ребенок может свободно общаться с одногруппниками или одноклассниками, а при возникновении воспитателей вообще или каких-либо конкретных педагогов – замолкать. При необходимости оценки уровня развития ребенка с ним лучше проводить письменную диагностику.
Обычно человек, страдающий элективным мутизмом, пытается взаимодействовать с окружающими с помощью невербального общения: через мимику и жесты. Но встречаются дети, которые в определенных ситуациях и двигаться не могут: замирают, стараются не контактировать тактильно, прячут голову.
Поведение ребенка в напрягающих его ситуациях становится непонятным большинству окружающих. Появляются навязчивые движения: перебирает пальцы, грызет ногти или кожу на пальцах, накручивает волосы, раскладывает предметы по понятным только ему признакам, постоянно моет руки. Этими действиями человек пытается снять внутреннее напряжение и тревогу.
В школе обучающийся может быть застенчивым и робким, а дома психологически разгружаться с помощью агрессии, непослушания и упрямства.
Часто дошкольник или первоклассник, страдающий элективным мутизмом, слишком сильно привязан к маме, не может от нее психологически дистанцироваться. На фоне тревожности и постоянного нервного напряжения развиваются и другие симптомы: задержка развития речи, нервные тики, проблемы с артикуляционным аппаратом.
Сопутствующие заболевания
В связи с тем, что речевой аппарат долгое время не работает, страдает от спазмов, на фоне элективного мутизма возникают другие заболевания и расстройства.
- Задержка психического развития. Ребенок не проговаривает важную информацию, не может полноценно осваивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификации. Это возникает в тех случаях, когда родители по каким-либо причинам сами не занимаются с ребенком в тех условиях, где ему комфортно и он может говорить.
- Задержка речевого развития. Чем меньше тренируется речевой аппарат и отвечающие за говорение структуры мозга, тем более сильно ребенок будет отставать от сверстников в развитии речи. Усугубляется ситуация у детей, в семьях которых родители не имеют возможности или желания как можно чаще общаться с малышом.
- Нервные тики. Ребенок, страдающий элективным мутизмом, обычно тревожный и напряженный. Нервная система, стараясь себя разгрузить, включает механизмы, выполняющие независимые от человека подергивания некоторых мышц или их групп.
- Энурез. Тревожные дети часто страдают этим нарушением, которое не зависит от их сознательного выбора – идти в туалет или нет.
Разница между селективным мутизмом и травматическим мутизмом
Дети, которые страдают от избирательного мутизма, иногда говорят и редко отключаются в определенных ситуациях. Большинство из них имеют подавленный характер и проявляют социальную тревогу. Для детей с избирательным мутизмом – их мутизм является средством избежания тревожных чувств, вызванных ожиданиями и социальными встречами.
У детей с травматическим мутизмом, мутизм обычно развивается внезапно во всех ситуациях. В качестве примера можно привести ребенка, который стал свидетелем смерти бабушки или дедушки или другого травмирующего события, не может обработать это событие и отключается во всех ситуациях.
Причины
Элективный мутизм формируется в результате влияния совокупности базовых психологических особенностей и средовых факторов. Можно выделить следующие причины возникновения недуга:
- Внутрисемейные конфликты. Ребенок может испытывать бессознательный гнев или страх, связанный с отношениями внутри семьи. Малыш прибегает к такому стилю поведения для того, чтобы продемонстрировать свои чувства, хотя, чаще всего, не осознает этого.
- Отрицательное усиление. Это обычно относится к поведению в период адаптации к новому учреждению. Ребенок своим молчанием пытается повлиять на отношение к себе других людей. Например, в его представлении, если он не будет говорить, то для него снизят учебную нагрузку. Это также бессознательный процесс, ребенок не замолкает целенаправленно. Мутизм в этом случае связан с повышенной тревожностью, а не с сознательным манипулятивным поведением.
- Личностно-эмоциональные особенности. Наиболее часто с элективным мутизмом сталкиваются дети с повышенной тревожностью, мнительностью, фобиями. Ранимые, впечатлительные, интровертированные и дети с подавленной агрессией также находятся в группе риска по возникновению мутизма.
- Отклонения психического развития также способствуют формированию недуга. К таким нарушениям относится задержка психического и речевого развития. Если малыш не уверен в своих умственных способностях или осознает, что у него недостаточно чистая речь, то он часто замыкается и не говорит в окружении людей, которые, по его мнению, могут его засмеять или обидеть на этой почве.
- Неврологические нарушения, такие как черепно-мозговая травма, опухоль или гематома, провоцируют молчание ребенка в определенных ситуациях.
- Тип воспитания, сложившийся в семье, определяет поведение ребенка. Элективный мутизм возникает или в семьях с очень тревожными и неуверенными родителями в связи с гиперопекой, или в семьях с тотальным контролем и авторитарным стилем воспитания в связи со страхами малыша.
- Стрессовые ситуации, сильно повлиявшие на психику, могут запустить механизм развития мутизма. Это часто бывает после аварий, развода родителей, насилия или переезда в другой город и страну.
Элективный мутизм обычно развивается в связи с врожденными особенностями, на которые повлияли внешние обстоятельства: отношения мамы и папы, стрессы, тревоги, поведение других людей.
Диагностика
Элективный мутизм определяет врач-невролог или психиатр на основе комплексного обследования и заключений других специалистов.
Для начала врач опрашивает родителей для сбора первичной информации: как прошли роды, какие были проблемы во время беременности и после ее окончания, были ли в течение жизни ребенка выявлены какие-либо неврологические, психологические или речевые нарушения. Также доктора интересует, случались ли травмы головы или опухоли.
Во время приема врач наблюдает за поведением маленького пациента: оценивает его потребности в общении, уровень взаимодействия с другими людьми, способность к установлению контактов. Также выявляет, готов ли он участвовать в совместной деятельности с кем-либо, пытается ли общаться с помощью мимики и жестов и есть ли у него видимая психологическая подавленность.
Для более полной картины к обследованию подключается психиатр. Он проводит стандартизированные и проективные диагностические методики, чтобы исключить серьезные психиатрические заболевания, например, шизофрению.
По номенклатуре психических расстройств имеется несколько специальных критериев, указывающих на наличие элективного мутизма в комплексе с другими диагностическими исследованиями. Эти признаки должны наблюдаться не менее, чем в течение одного месяца.
Критерии наличия элективного мутизма:
- умеет говорить и общаться, но в определенных ситуациях или в присутствии каких-то определенных людей замолкает;
- взаимосвязь между неспособностью ребенка говорить и его слабым знанием языка или темы разговора отсутствует;
- временная немота оказывает негативное воздействие на обучение или отношения ребенка с другими людьми;
- немота в определенных ситуациях не связана с нарушениями речи или обострением психических заболеваний.
Стадии выздоровления
Условно врачи выделяют две стадии выздоровления акинетического мутизма в неврологии:
- Восстановление понимания речи. Больной лежит с приоткрытыми глазами, поворачивает голову к звуку или свету. Наблюдается постоянная и устойчивая фиксация взора, слежение за предметами. Завершение этой стадии заключается в первом проявлении понимания речи. Свидетельствовать об этом может то, что больной слышит обращенные к нему слова, изменяется его мимика, выполняются просьбы, выраженные в словах, например, сжать руку врачу. Но все манипуляции проходят постепенно. Вначале врач вкладывают свою руку в ладонь пациента, дальше с каждым днем усложняются задания, которые провоцируют к большей двигательной активности больного. Стараются дальше отрабатывать и более сложные команды, с последующим ускорением. Восстановление понимания обращенной речи говорит об отсутствии поражений головного мозга.
- Возвращение собственной речи при акинетическом мутизме после комы. Больной совершает все более активные и разные движения. Произношение слов говорит о завершении первой стадии. Это не может быть спонтанно, чаще в ответ на просьбу врача произнести что-либо. Первые звуки будут нечеткими. Лишь по отдельным признакам можно угадать, какой звук был произнесен. С каждым днем ситуация улучшается, больной начинает говорить спонтанно, уже без просьб. Через какое-то время уже возможно произношение фраз. Тогда с больным можно будет вести диалог, который позволит объективно оценить состояние его сознания. Совместно с восстановлением речевой функции расширяются формы произвольных движений. Они становятся упорядоченными.
Лечение
Когда симптомы у детей действительно указывают на наличие элективного мутизма, то врач назначает необходимое лечение. Комплексная терапия включает в себя прием определенных медикаментов и одновременное проведение психотерапевтической работы. Обычно для лечения врач рекомендует следующие группы препаратов:
- антидепрессанты – они снимают тревожность, психическое перевозбуждение, успокаивают;
- нейролептики уменьшают симптомы психических расстройств, в том числе неврозов, бессонницы, фобий;
- бензодиазепины назначаются для снятия страхов, физического расслабления при спазмах мускулатуры, общего успокоения;
- ноотропы помогают организму противостоять стрессам.
Лечение может проводиться как в домашних условиях, так и в стационаре. Длительность курса определяется врачом. Чем раньше началось медикаментозное лечение, тем больше шансов на полное выздоровление.
Лекарства помогают восстановиться нервной системе, но также необходимо восстановить самооценку, умение взаимодействовать, речевые навыки. Поэтому в комплексе с медикаментами необходимо использовать работу психотерапевта и логопеда.
Обычно применяются следующие виды психотерапии для коррекции элективного мутизма у детей:
- Поведенческая терапия. Она позволяет научиться переводить явления страха и тревоги в позитивные мысли и убеждения. Ребенок начинает осознавать свое состояние, приходит к пониманию того, как он сам себе может помочь и зачем это нужно: для взаимодействия, для общения, для информирования кого-то о чем-то важном.
- Арт-терапия помогает снять физические и психологические зажимы, почувствовать уверенность в себе и повысить самооценку.
- Сказкотерапия позволяет увидеть себя со стороны, придумать, как можно преодолеть свои страхи и тревоги, эмоционально расслабиться и проявить себя.
Как помочь ребенку: советы родителям
- Стараться с раннего детства не поощрять ребенка к избегающему поведению. Например, если знакомый маме человек спрашивает у ребенка его имя, то не стоит отвечать за него, даже если он прячет лицо и молчит. Иначе малыш привыкнет к тому, что в ситуации возникновения у него стеснения и тревоги мама за него все скажет. Чем чаще это будет повторяться, тем более вероятно, что он вовсе перестанет разговаривать в неуютных для него ситуациях. Лучше сообщить знакомому, что дочь или сын сейчас не готов общаться, но, возможно, удастся сделать это позже.
- Повышать самооценку. Если малыш с детства знает, что он – хороший, что его голос приятно звучит и его никто не ругает за неясность речи, то страдать мутизмом он, скорее всего, не будет. Хорошо, когда его хвалят, поощряют, иногда восхищаются тем, что он делает и говорит. Когда же ребенок с малых лет несколько раз в день слышит: «у тебя слишком громкий голос», «не кричи», «не коверкай слова», «помолчи», «тебя не спрашивали», то со временем он решит, что лучше совсем не разговаривать, чем постоянно быть раскритикованным. Он будет бояться сказать что-то не так, ошибиться или то, что он говорит, окажется неважным.
- Вводить ребенка в общество как можно раньше, чтобы большое количество людей не было для него стрессовой ситуацией. Приводить на детские площадки, встречаться с друзьями, ходить на праздники и кружки, где много людей. Если мутизм уже есть, то поначалу стараться подбирать компании, в которых он комфортно себя чувствует: знакомые дети и взрослые, отсутствие осуждений и насмешек, наличие общих тем для общения. Позже постепенно добавлять менее знакомых сверстников.
- При имеющемся элективном мутизме не стоит ждать, что речь появится сразу в начале лечения. Для этого должно пройти определенное время в зависимости от индивидуальных особенностей течения болезни.
- Оказываясь в новой обстановке или в окружении незнакомых людей, стоит дать немного освоиться, чтобы начать общаться. Не нужно сразу заставлять его разговаривать со всеми, кто к нему обращается, – это может только усугубить его состояние.