Виды и признаки нарушений мышления в психологии

Каждый человек живет по индивидуальному сценарию отражения действительности. Один может видеть пустыню, другой — остров цветов среди песка, для одних солнце светит, а другим оно кажется недостаточно ярким. То, что каждый человек по-разному видит одну и ту же ситуацию, зависит от важного психического процесса — мышления. Мы анализируем, оцениваем, сравниваем, выполняем математические действия благодаря ему.

Изучением особенностей мышления занимаются многие специалисты, чаще всего это психологи и психиатры. В плоскости психологии существует много различных тестов, которые обладают валидностью и надежностью. Проводится диагностика мышления для определения нарушений, а также поиска методов развития мышления. На базе психиатрических знаний можно определить патологические процессы мышления. После этого организовывается медикаментозная помощь людям, у которых наблюдается патологическая работа этого психического процесса. Какие же могут наблюдаться нарушения мышления?

В чем состоит норма отражающего реальность психического процесса?

По сегодняшний день многие специалисты спорят, как правильно дать определение сложному психическому процессу — мышлению. Но до сих пор не нашлось полного и содержательного тезиса, который бы освещал всю работу, которую оно проводит в нашем сознании. Этот психический процесс является частью интеллекта вместе с другими (памятью, воображением, вниманием и восприятием). Мышление трансформирует всю полученную информацию извне, переводя ее в плоскость субъективного восприятия окружающей человека среды. Выразить субъективную модель реальности человек может с помощью языка, речи, это и отличает его от других живых существ. Именно благодаря речи человек называется высшим разумным индивидуумом.

Воспринимая различные ситуации, с помощью речи человек выражает свои выводы, показывает логику своих суждений. Процессы мышления в норме должны соответствовать нескольким критериям.

  • Человек должен адекватно воспринимать и перерабатывать всю информацию, которая к нему поступает извне.
  • Оценка человека должна находиться в рамках принятых в обществе эмпирических оснований.
  • Существует формальная логика, которая в большей степени отражает нормы и законы всего общества. Выводы по поводу какой-либо ситуации должны основываться на этой логике.
  • Процессы мышления должны протекать в соответствии с законами системной регуляции.
  • Мышление не должно быть примитивным, оно сложноорганизованное, поэтому в норме отражает большинство понятий общепринятой структуры мира.

Эти критерии не подгоняют всех людей под общие правила существования. Никто не отменял индивидуальность человека. Речь идет о большинстве как о норме. Элементарный пример: многие считают, что кушать после 21.00 вредно, поэтому все, ужинающие позже, не входят в нормальные рамки. Но в целом отклонением это не считается. Так и с мышлением. Некоторые несовместимости с общепринятой структурой мира формальной логикой могут быть, если только это не грубые нарушения мышления.

Симптомы шизофрении

Брошюра о шизофрении: Читать Заказать online Заказать брошюру также можно по телефону: 8-800-700-0884

Симптомом называется признак заболевания, синдромом — совокупность признаков болезни. Синдромы шизофрении подразделяются на позитивные, негативные и когнитивные.

Позитивные синдромы

Галлюцинации

Галлюцинации — это нарушения в чувственном восприятии окружающего, то есть некие ощущения, которые присутствуют вне зависимости от реальных стимулов. Галлюцинации могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными, вкусовымии осязательными. Галлюцинации также подразделяются на простые (звонки, шум, фразы) и сложные (речь, различные сцены).

Существуют псевдогаллюцинации, когда собственные мысли человека обретают «звучание» и воспринимаются как что-то инородное. Самые распространенные галлюцинации — слуховые. При слуховых галлюцинациях люди слышат «голоса» либо внутри головы, либо извне. В большинстве случаев «голоса» воспринимаются настолько ярко, что у больного не возникает ни малейшего сомнения в их реальности.

«Голоса» могут спорить между собой, комментировать происходящее, изредка «голос» может командовать больным. Такие императивные голоса считаются неблагоприятными, поскольку больные могут подчиняться их указаниям и совершать поступки, опасные для себя и окружающих.

Признаки появления слуховых и зрительных галлюцинаций:

• разговоры с самим собой; • внезапное замолкание, как будто человек прислушивается к чему-либо; • беспричинный смех; • невозможность сосредоточиться на теме разговора или определенной задаче; • впечатление, что ваш родственник слышит или видит то, что вы не воспринимаете.

Бред

Бредовые идеи — это стойкие убеждения или умозаключения, не соответствующие действительности. Бредовые идеи не поддаются воздействию разумных доводов. При шизофрении бред является одним из основных проявлений психоза (обострения заболевания). Лишь 20% больных шизофренией не обнаруживают на протяжении жизни каких-либо проявлений бреда или бредового восприятия окружающей действительности. При шизофрении бред может быть различным по содержанию: бред отношения, преследования, воздействия.

Бред отношения, вероятно, наиболее частый по содержанию вариант бреда при шизофрении. Согласно некоторым авторам, он выявляется почти у 70% лиц, страдающих этим психическим расстройством. Больному интуитивно кажется, что все, что происходит вокруг, не случайно, он находится в центре всего того, что происходит, и все имеет к нему отношение: слова, действия, выражение лиц других людей, их жесты.

Бред также может возникать в виде идей величия, ревности, реформаторства, сутяжничества, религиозных переживаний, бред особого отношения, когда больной считает, что все окружающие негативно к нему относятся, ипохондрический бред, при котором физически здоровый человек убежден,что страдает какой-то неизлечимой болезнью.

Дезорганизация мышления и речи

При шизофрении часто встречается такое расстройство как остановка мышления. Больные воспринимают это состояние, как «провал или обрыв мыслей». Остановка мышления, вероятно, связана не только с патологией процесса мышления, но и с нарушением памяти. Больной может забыть, почему он начал свою речь, о чем хотел сказать, и что было сказано перед этим. Также может забыться, зачем понадобился тот или иной предмет, который больной взял в руки,и каково назначение этого предмета. Мысли больного шизофренией могут путаться, внезапно обрываться, а при неблагоприятном течении заболевания мышление становится нелогичным. Часто больные проявляют склонность к абстракции и символике.

Деперсонализация и дереализация

Для шизофрении характерно искажение границ между «я» и окружающим миром, чаще всего они стираются. Мысли и части тела могут ощущаться не только измененными, но и чужими, мир может казаться нереальным, незнакомые люди приниматься за близких родственников, и наоборот.

Деперсонализация — расстройство личности, самосознания, психического«я», встречается при шизофрении достаточно часто. Деперсонализация включает в себя несколько феноменов: перевоплощение, исчезновение психического «я» и окружающего мира, слияние с миром.

При шизофрении может также встречаться синдром дереализации. Для дереализации характерно измененное восприятие окружающей действительности: цвета или звуки могут казаться более яркими или качественно измененными, малозначащие черты обычных вещей- более значимыми, чем весь предмет в целом или общая ситуация. Окружающее можетвосприниматься как что-то искусственное, похожее на фильм, где люди играют свои роли.

Негативные синдромы

В настоящее время различают первичную негативную симптоматику, возникающую в результате самой болезни, и вторичные негативные симптомы, развивающиеся чаще всего вследствие терапии психотропными средствами или на основе позитивной симптоматики.

В литературе, посвященной негативной симптоматике шизофрении, последнюю описывают как «утрату энергии», «потерю мотивации», «снижение уровня активности и инициативы», «обеднение мыслей и речи», «ограничение физической активности», «сужение круга интересов», «ослабление эмоциональной реактивности». И действительно, больной шизофренией пассивен, неразговорчив, обычно отвечает на вопрос после значительных пауз, кратко и лаконично.

Современные психиатры относят к негативной симптоматике:

• пассивность (ослабление волевой активности, отсутствие спонтанности); • аутизм (асоциальность, нежелание сотрудничать, сужение круга интересов). При аутизме людям сложно завязывать новые знакомства и вести диалог. Часто у людей, страдающих шизофренией, сужается круг друзей и знакомых. • слабую эмоциональную экспрессию (мимическую и голосовуюневыразительность); • заторможенность движений; • бедность речи; • невозможность быстро принимать решения (склонность к стереотипным решениям); • невозможность поддерживать беседу (отсутствие контакта с собеседником).

Снижение психической активности

При шизофрении часто отмечается снижение способности к концентрации и вниманию, восприятию новой информации. Зачастую это делает невозможным продолжение обучения или работы в прежнем объеме.

Волевые нарушения — это снижение мотивации и побуждений к действию, безынициативность. Зачастую больные шизофренией перестают ухаживать за собой, предпочитают проводить все свое время дома.

Нейрокогнитивный дефицит

Нейропсихологическое исследование выявляет различные нарушения памяти , внимания и мышления у больных шизофренией.

Нарушение внимания:

• лабильность; • трудность концентрации; • сужение объема, фокуса внимания; • быстрая истощаемость; • плохая переключаемость; • дефицит избирательного внимания.

Нарушение мышления:

• нарушение образного и абстрактного мышления; • акцентирование на второстепенныхдеталях; • символизм; • неологизмы; • персеверации (повторения фразы); • бессмысленные рифмы; • агглютинация (слияние) понятий.

Нарушения речи:

• отклонение от темы; • внезапные остановки; • нарушение скорости («беглости речи»); • склонность к абстрактным словам; • краткость высказываний; • уменьшение словарного запаса; • ограниченное использование союзов и предлогов; • отсутствие инициативы в начале беседы; • резонерство; • ответы «по касательной»; • непоследовательность и бессвязность речи; • персеверации.

Нарушение исполнительных функций:

• безынициативность, отставленное начало действий, трудность первоначального сбора информации; • трудность планирования последовательности действий (нарушение рабочей памяти); • трудность построения схемы решения проблемы (нарушение абстрактного мышления); • недостаточный самоконтроль (нарушение селективного внимания); • отставленные и замедленные ответы на вопросы (замедление психомоторной скорости, снижение вербальной беглости); • сложность переключения на другую деятельность.

Нарушения памяти:

• нарушения невербальной памяти; • нарушения вербальной памяти; • нарушения кратковременной памяти (кратковременное хранение информации); • нарушения долговременной памяти; • нарушение эпизодической памяти (вид памяти, в которой хранится информация о целостных событиях и о связях между ними); • нарушение рабочей памяти (вид памяти, определяющий способность «держать в уме» небольшие фрагменты информации, необходимые длясиюминутной мыслительной деятельности); • нарушение ассоциативной памяти; • нарушение автобиографической памяти.

Психомоторные синдромы

Кататония — синдром, характеризующийся ступором с ригидностью (устойчивым повышением тонуса мышц) или, наоборот, податливостью мускулатуры, уменьшением количества спонтанных движений и активности. Это состояние может чередоваться с периодами беспокойства, повышенной активности, так называемым кататоническим возбуждением.

Для кататонии характерны следующие симптомы: обездвиженность (судорожное напряжение мышц), мутизм (молчание), отказ от пищи, неподвижный взгляд, ригидность, застывание в однообразных позах («восковая гибкость» или каталепсия), негативизм (немотивированное сопротивление любым требованиям или попыткам изменить положение тела), эхо-феномены (подражание действиям окружающих).

Аффективные синдромы (расстройства настроения)

Депрессия

Депрессия, сопровождающаяся самообвинением и суицидальными мыслями, часто встречается при шизофрении, особенно на ее начальном этапе. Примерно 40% пациентов с шизофренией совершают в течение жизни суицидальную попытку, причем у 10-20% она оказывается успешной. Если даже удается устранить большую часть симптомов депрессии у больных шизофренией, это еще не означает, что угроза самоубийства миновала. Суицидальные мысли при этом заболевании уходят сравнительно поздно.

Факторы риска суицида при шизофрении:

• молодой возраст; • мужской пол; • случаи суицидальных попыток в прошлом; • первый психотический эпизод; • преобладание позитивной симптоматики над негативной; • депрессия; • императивные слуховые галлюцинации, панические атаки; • частые случаи госпитализации; • первые 3 месяца после выписки из больницы; • резистентные варианты течения болезни; • выраженные побочные эффекты терапии, неадекватная; медикаментозная терапия (низкие или высокие дозы препаратов); • медикаменты, предположительно увеличивающие риск суицида (флуоксетин, дулоксетин); • злоупотребление наркотиками; • недостаточная социальная поддержка; • экономические проблемы; • высокий уровень интеллекта.

Методы диагностики

Для того чтобы определить логичность, гибкость, глубину, критичность мышления, насколько развиты его виды, существует много способов исследования этого психического процесса. У медиков больше практикуется обследование на органическом уровне, диагностика нарушений мышления проводится с помощью общепринятого медицинского оборудования. Они смотрят через аппараты, ищут патологические очаги, проводят МРТ, энцефалограмму и так далее. Психологи в своей работе используют тестовые материалы. Диагностика мышления в психологии может осуществляться также с помощью спланированного наблюдения и естественного или лабораторного эксперимента. Самые распространенные тесты для определения особенностей мыслительной деятельности: методика «Исключение понятий», тест Беннета, изучение ригидности мышления и так далее. Для определения нарушения мышления у детей можно использовать «Раздели на группы», «Обведи контур», «Найди отличия», «Лабиринт» и другие.

Причины нарушений

нарушение мышления при шизофрении

Причин нарушений сложного психического процесса, отражающего реальность в нашем сознании, может быть множество. Даже в настоящее время специалисты не пришли к единому мнению по поводу некоторых патологических нарушений в мышлении человека. Они возникают из-за органических повреждений, психозов, неврозов, депрессий. Рассмотрим причины основных отклонений.

  1. Когнитивные расстройства. Они делают низким качество мыслительных операций. Эти расстройства могут происходить на разных уровнях организации человеческого организма. На клеточном уровне они мешают больному адекватно воспринимать окружающую реальность, за этим следуют неправильные решения по поводу происходящего. Это такие патологии, как болезнь Альцгеймера (деменция из-за органических поражений сосудов головного мозга), шизофрения. При поражении височных долей мозга происходит нарушение памяти и мышления, что не позволяет человеку выполнять привычную деятельность, организовать и классифицировать предметы. При плохом зрении человек получает искаженную информацию, поэтому суждения и выводы у него могут быть несоответствующими жизненным реалиям.
  2. Патологии форм мышления берут начало от психозов. При этом человек не способен упорядочить информацию на основе общепринятой логики вещей, поэтому делает нереалистичные умозаключения. Здесь наблюдается разорванность мыслей, отсутствие любых связей между ними, а также восприятие информации по внешним критериям, нет ассоциативной связи между ситуациями или предметами.
  3. Расстройства содержания мыслей. Из-за слабости системы восприятия (в частности, преобразования внешних раздражителей) возникает «перекос» акцента с реальных событий на события, которые субъект определил, как имеющие для него большую ценность.
  4. Недостаточность системной регуляции. Мышление человека устроено таким образом, что в проблемной ситуации он ищет пути выхода на основе предшествующего опыта и переработки информации в данный промежуток времени. В норме системная регуляция помогает человеку абстрагироваться от окружающего дискомфорта, взглянуть на проблему со стороны, задавать себе вопросы и искать конструктивные ответы одновременно, создавать общий план действий. При недостатке этой регуляции человек не может быстро и эффективно найти выход из сложившейся ситуации. Такие нарушения мышления могут быть из-за эмоциональных перегрузок, травм, опухолей головного мозга, токсических поражений, воспалений в области лба.

Нарушения мышления при шизофрении

Психический недуг, которому присуще грубое расстройство взаимодействия с окружающей действительностью, именуются шизофренией. Состоянию больных шизофренией может сопутствовать неадекватное поведение, различные галлюцинации и бредовые суждения. Для данного недуга характерен распад внутреннего единства чувств и воли, кроме этого отмечается нарушение памяти и мышления, вследствие чего больной индивид не может адекватно приспособиться к социальной среде.

Шизофрения характеризуется хроническим прогрессирующим течением и имеет наследственную природу.

Описанный психический недуг разрушительно воздействует на личность субъектов, меняя ее до неузнаваемости. Большинство людей ассоциирует шизофрению с галлюцинациями и бредовыми суждениями, однако на самом деле данная симптоматика вполне обратима, а вот изменения в мыслительных процессах и эмоциональной сфере нет.

Нарушение мышления психология рассматривает в качестве наиболее часто встречающегося симптома психических заболеваний, в частности шизофрении. При диагностировании того либо иного психического недуга пси­хиатры зачастую руководствуются наличием одного или нескольких видов патологии мыслительной деятельности.

Основные нарушения мышления имеют формальный характер и заключаются в утрате ассоциативных связей. У индивидов, страдающих шизофренией, изменяется не смысл суждений, а логические внутренние связи суждений. Другими словами происходит не разложение понятий, а нарушение процесса обобщения, при котором у пациентов появляется множество мимолетных, ненаправленных ассоциаций, отображающих весьма общие связи. При прогрессировании заболевания у больных изменяется речь, она становится разорванной.

Для шизофреников характерно так называемое «соскальзывание», заключающееся в резком непоследовательном переходе от одной идеи к другому суждению. Подобное «соскальзывание» пациенты самостоятельно не в состоянии заметить.

В размышлениях пациентов зачастую появляются «неологизмы», то есть они придумывают новые вычурные слова. Таким образом, проявляется атактическое (неконкретное) мышление.

Также у шизофреников наблюдается бесплодное мудрствование, теряется конкретность и обобщенность речи, утрачивается координация между фразами. Больные придают явлениям, чужим высказываниям собственный тайный смысл.

По данным проведенных экспериментов в сравнении с результатами здоровых индивидов, шизофреники лучше распознают раздражители, являющиеся менее ожидаемыми, а хуже – раздражители, более ожидаемые. Вследствие чего отмечается туманность, расплывчивость, замысловатость мыслительной деятельности больных, что провоцирует нарушения психических процессов при шизофрении. Такие индивиды не могут определить значимые связи, наличествующие между предметами, не выявляют второстепенные конкретно-ситуационные свойства, а актуализируют довольно общие, не отображающие реальной ситуации, зачастую поверхностные, мимовольные, формальные признаки.

При шизофрении основные нарушения мышления нельзя рассматривать, не учитывая целостную жизнь личности. Нарушения мыслительной деятельности и личностные нарушения взаимосвязаны.

При шизофрении нарушение памяти и мышления, расстройства внимания, также могут выявляться. Но при отсутствии изменений органического характера в головном мозге данные патологии являются следствиями расстройства мыслительной деятельности.

Виды патологического мышления

нарушения мышления

Патологий мыслительной деятельности довольно много, так как этот процесс многогранен. Существует классификация нарушений, которая объединяет все свойства и разновидности психического процесса, отражающего реальность. Виды нарушения мышления бывают следующими:

  1. Патология динамики мышления.
  2. Нарушения мотивационной части мыслительного процесса.
  3. Операциональные нарушения.

Патологии операционной стороны психического процесса

Эти нарушения влияют на процесс обобщения понятий. Из-за этого страдают логические связи между ними в суждениях человека, на первое место выходят непосредственные суждения, представления о предметах и различных ситуациях. Больные не могут из многих признаков и свойств предмета выбрать наиболее подходящие для самой точной его характеристики. Чаще всего, такие патологические процессы имеют люди, больные олигофренией, эпилепсией, энцефалитами.

процессы мышления

Нарушения этого вида могут характеризоваться еще искажением процесса обобщения. В этом случае больной человек не принимает во внимание свойства предмета, связанные между собой существенно. Выбираются только случайные характеристики, между предметами и явлениями нет связи, основанной на общепринятом культурном уровне. Наблюдается такое нарушение мышления при шизофрении и психопатии.

Дезорганизация мышления и речи

Характерным и специфичным позитивным расстройством при шизофрении считается «разорванность мышления». По Е. Блейлеру, оно «расщеплено», как и все другие стороны психической сферы больного, и является результатом «разрыхления ассоциативных связей». «В ассоциациях единое расщепляется, разнородное соединяется; происходит так, как если бы мы разные понятия одной категории перемешали и потом стали бы их совершенно случайно сочетать» (Блейлер Е., 1911); «происходит разрыв, имеют место нелогичные, бессвязные, а иногда совершенно бессмысленные сочетания» (Гуревич М.О., Серейский М.Я., 1946).

Прогноз при наличии дезорганизации мышления обычно неблагоприятен. «Формальные и существенные расстройства мышления соединяются в один общий натиск к разрушению личности. Странно при этом только то, ничем не нарушенное миролюбие, с которым эти разнообразнейшие круги представлений делят между собой обладание конкретными фазами — Я. Это распадение искусного душевного здания на „множество ощущающих и мыслящих организмов“ составляет последнюю ступень дошедшего до неизлечимости умственного расстройства» (Шюле Г., 1880).

Дезорганизацию мышления и речи некоторые психиатры признавали самостоятельной группой синдромов, в противоположность позитивной и негативной симптоматике. Однако внимательный психопатологический и нейропсихологический анализ показывает, что эта совокупность синдромов неоднородна и часть из них можно отнести к позитивной симптоматике, а часть к признакам нейрокогнитивного дефицита.

При некоторых формах шизофрении мышление теряет свою связность, утрачивает гибкость, становится нечетким, неравномерным («мысли быстро приходят и уходят, перемещаясь с одного предмета на другой», «набегают друг на друга, пересекаются и сталкиваются»), стереотипным, чрезмерно абстрактным, прерывистым («обрывы мыслей»), нелогичным и неадекватным конкретной ситуации.

Образы и фрагменты мыслей могут следовать друг за другом без всякой логической связи. «Явления эти очень напоминают выражения, встречающиеся иногда у субъектов, страдающих парафазией, и в еще большей степени те разговоры, которые мы обыкновенно видим во сне … очевидно, как тут, так и там дело идет о продолжительной или временной потере способности к правильному сочетанию между представлениями и их звуковыми образами» (Крепелин Э., 1891).

Читайте подробнее о симптомах шизофрении

Несмотря на некоторое сходство разорванности мышления с симптомом «скачки идей», эти психопатологические феномены отличаются друг от друга, поскольку связь между ассоциациями больного шизофренией разорвана, в противоположность их усиленному образованию при маниакальном синдроме.

Одним из дифференицально-диагностических критериев нарушений мышления при шизофрении и маниакального синдрома, развившегося в рамках биполярного аффективного, возможно, и шизоаффективного расстройства является тот факт, что в последних случаях пациент обычно возвращается к той мысли, с которой он начал свои рассуждения, в отличии от больного шизофренией, который обычно не способен завершить однажды начатую мысль.

При шизофрении встречается остановка мышления («закупорка», шперрунг) — эпизодически возникающее состояние его блокады. Субъективно больные воспринимают это состояние, как «провал или обрыв мыслей». Это расстройство, вероятно, связано не только с патологией процесса мышления, но и с нарушением памяти. Больной может забыть, почему он начал свою речь, «что и как надо было делать, зачем понадобился тот или иной предмет, каково его назначение …», » … забывается, о чем хотелось сказать и что было сказано перед этим» (Жмуров В.А., 2008).

Ассоциации отличаются фрагментарностью, «ослабленностью». Больному шизофренией трудно поддерживать заданную собеседником тему, обычно из-за слабости ассоциаций или «ускользания мыслей». Для внешнего наблюдателя речь больного шизофренией нередко непонятна и лишена логического смысла.

Речь больного шизофренией может быть разорвана, включать в себя неологизмы, аллитерации, бессмысленные рифмы, персеверации. Встречаются обрывы мыслей, их внезапная остановка. Интересно отметить, что часто «совершенно бессмысленный набор разорванных шизофренических ассоциаций обычно объединяется больным в грамматически правильно оформленное предложение (Гуревич М.О., Серейский М.Я., 1946) и представляет собой «сохранение формы без содержания». В.А. Жмуров (2008) в качестве иллюстрации разорванности мышления приводит бессмысленный диалог истца и ответчика в книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле.

Персеверации, или речевые стереотипы, некоторые авторы отличают от персевераций в широком смысле слова (речевые, двигательные, сенсорные стереотипы, ригидность, слабая способность к переключению и др. ). Liemann (1905) в свое время различал клонические, тонические и интенциональные варианты персевераций. Sandson, Albert (1984) в дезорганизации мышления и речи находили характерные черты персевераций, в свою очередь, разделяя их на «текущие персеверации», персеверации «stuck in set» и «возвращающиеся персеверации».

Персеверации современными исследователями шизофрении рассматриваются как симптом поражения префронтальных отделов мозга, его дорсолатеральных областей. Кроме того, персеверации часто обнаруживаются при фронтально-субкортикальных и мезолимбических нарушениях.

Отдельные авторы описывают персеверации как примеры префронтальных нарушений, которые следует понимать не как фокальные расстройства с определенным нейроанатомическим субстратом, а как изменение взаимосвязей между удаленными областями мозга.

Многие исследователи шизофрении считают, что персеверации следует отнести к позитивной симптоматике, поскольку они обнаруживают положительную корреляцию с галлюцинациями и дезорганизованным мышлением (формальное расстройство мышления).

Помимо персевераций дезорганизация мышления может проявляться склонностью к символике, нередко запутанной и фиксированной на сексуальной теме. При этом связь между символом и объектом совершенно непонятна и немотивирована.

Для больных шизофренией типично резонерство (по некоторым авторам, «тангенциальное мышление»), при котором логические связи заменяются слабо связанными отношениями слов: «является пустота мыслей, прикрытая снаружи лоском прежних жизненных форм, некогда вполне осмысленных привычек …у очень образованных больных этот лоск формы легко ослепляет и замаскировывает внутреннюю пустоту содержания» (Нейманн В., 1878). Высказывания больных при этом могут быть многословны, беспредметны, витиеваты и многозначительны. Резонерство нередко встречается при парафренном синдроме.

При шизофрении отмечается своеобразная «интеллектуальная амбивалентность» — в одно и то же время сочетается полярная противоположность понятий и представлений.

Больные могут слиять понятия и образы, совершенно не связанные между собой («агглютинация понятий»).

По мнению некоторых авторов середины ХХ века, отсутствие целевых представлений влечет за собой наплыв в сознание побочных, случайных представлений, что и ведет к разорванности мышления.

В литературе, посвященной дезорганизации мышления и речи, можно встретить сведения о «сверхвключаемости» больных шизофренией, которая проявляется недостаточно устойчивыми границами понятий. При этом отмечается нечеткость мышления, обусловленная вторжением в речь больного посторонних или отдаленных ассоциаций (ВОЗ, 1997).

В 1997 г. Chua выявил значительную положительную корреляцию между дезорганизацией мышления и относительными объемами гиппокампа и веретенообразной извилины. В работах McIntosh et al. (2001) было обнаружено наличие положительной корреляции между выраженностью «дезорганизации» и объемом височных долей (эти исследователи, также определили взаимосвязь эйфории с увеличенными размерами таламуса).Несколько ранее Shenton et al (1992) отметили, что степень дезорганизации мышления коррелирует с объемом серого вещества в левом заднем отделе верхней височной извилины.

С точки зрения нейрохимических процессов персеверации связывают с повышенной активностью дофаминергической системы. Известно, что стереотипы движений можно наблюдать после приема амфетамина, метилфенидата или апоморфина.

Некоторые авторы сообщали об усилении вербальной персеверации у больных шизофренией после приема метилфенидата и ее уменьшении в результате приема антипсихотика (галоперидол). Резонерство, напротив, типично для сниженной активности дофаминергической системы («снижение катехоламинергического тонуса»), подобное состояние достаточно типично для пациентов, испытывающих трудности для сохранения схемы последовательности мышления и действий.

Вернуться к Содержанию

Нарушения, затрагивающие динамику мышления

Разноплановость темпа мыслительной деятельности, последовательность и спонтанность характеризуют динамику процесса, субъективно отражающего реальность. Существует несколько признаков, свидетельствующих о нарушении динамической стороны мышления.

  • Соскальзывание. При нормальном и последовательном рассуждении о чем-либо, не теряя обобщение, больные начинают говорить об абсолютно других вещах. Они могут соскользнуть на другую тему, не завершив предыдущую, мысля по неадекватным ассоциациям или рифмам. При этом воспринимая такие оговорки как норму. Из-за этого процесса нарушается нормальный и логичный ход мысли.
  • Откликаемость. Процесс, при котором пациент откликается на все внешние раздражители. Он сначала может рассуждать критично и адекватно, но потом воспринимать все абсолютно раздражители как адресованные к нему, считать подручные предметы одушевленными, которым обязательно требуется помощь или его участие. Такие люди могут потерять ориентацию в пространстве и времени.
  • Непоследовательность. Больной человек отличается непоследовательными суждениями. При этом сохранны все основные свойства мышления. Человек может непоследовательно выражать логичные суждения, анализировать и обобщать. Такая патология очень часто встречается у людей с сосудистыми заболеваниями, травмами головного мозга, МДП, а также бывает это нарушение мышления при шизофрении, но составляют около 14% из общего количества болезней.
  • Инертность. При сохранных функциях и свойствах мыслительного процесса темп действий и суждений заметно замедлен. Переключаться на другое действие, цели, действовать не по привычке для человека крайне сложно. Часто инертность встречается у людей, больных эпилепсией, МДС, эпилептоидной психопатией, а также может сопровождать депрессивные, апатичные, астеничные состояния.
  • Ускорение. Слишком быстро возникающие идеи, суждения, которые даже влияют на голос (он может охрипнуть из-за постоянного речевого потока). При такой патологии возникает повышенная эмоциональность: когда человек что-то рассказывает, он слишком жестикулирует, отвлекается, подхватывает и выражает низкие по качеству идеи и ассоциативные связи.

Признаки

Патологии мышления в психологии сопровождаются такими симптомами:

  1. Инертность — процессы формирования ассоциаций происходят крайне медленно. Человек длительное время не может ответить на поставленный вопрос, речь замедляется, между словами наблюдается длительная пауза.
  2. Ускорение — речевые выражения, ассоциации возникают очень быстро. Мысли не связаны друг с другом, из-за чего человека сложно понять. Во время разговора проявляется активная жестикуляция.
  3. Непоследовательность — часто возникают неустойчивые суждения. При этом между собой чередуются ошибочные, правильные мысли. Человек продолжает здраво усваивать информацию, факты.
  4. Соскальзывания — люди, которые страдают от шизофрении, часто отклоняются от выбранной линии рассуждений. Они часто ошибаются, возвращаются к начальным темам.
  5. Откликаемость — если заболевание принимает тяжелую форму, пациент начинает называть видимые объекты слух. При этом человек не может ориентироваться в пространстве, забывает важные дела, даты, имена.
  6. Искажение обобщения. Пациент не в состоянии провести логичные связи между отдельными предметами. При этом предметы объединяются в отдельные группы только по форме, материалу или цвету.
  7. Снижение уровня обобщения. Больной человек не может правильно обобщать признаки. Ему трудно определить характерные свойства, которые связывают похожие предметы, но он называет их особенности.
  8. Резонерство — проявляется длительным, бесцельным рассуждением. При этом предложенные суждения не подкреплены какими-либо идеями. Длительные нити рассуждений постоянно разрываются, могут не иметь связи вовсе.
  9. Разноплановость — целенаправленности в действиях человека с таким нарушением не наблюдается. Он не может выявлять различия между предметами, но при этом воспринимает советы.
  10. Бред — возникают многочисленные идеи, которые невозможно осуществить в реальном мире. Пациент пытается отречься от реальности, из-за чего входит в бредовое состояние. При этом индивид полностью уверен в адекватности своих суждений, не воспринимает чужое мнение.
  11. Некритичность — мыслительные процессы незавершенные, поверхностные. При этом мысли не могут двигаться целенаправленно. Могут возникать неконтролируемые поступки.
  12. Навязчивость — сопровождается возникающими фобиями, переживаниями, которые невозможно контролировать со здравой точки зрения. Дополнительно к этому может возникать расстройство личности.

Признаки могут проявляться как по отдельности, так и совокупно.

Что значит расстройства личностного компонента?

нарушение памяти и мышления

Для людей, имеющих отклонения в личностном компоненте мышления, характерны описанные ниже нарушения мышления.

  • Разноплановость. Какая либо ценность, суждение, вывод могут «располагаться» в разных плоскостях мышления. При сохранном анализе, обобщении и сравнении у человека какое-либо задание может протекать в направлениях, между собой никак не связанных. Например, зная, что нужно заботиться о питании, женщина может покупать самые изысканные блюда кошке, а не своим детям. То есть задание и знания адекватные, отношение к поставленной цели и выполнение задания патологичны.
  • Резонерство. Мышление человека с такой патологией направлено на «решение глобальных проблем». По-другому это нарушение называется бесплодные рассуждения. То есть человек может тратить свое красноречие, наставлять, замудренно выражаться без особого на то повода.
  • Витиеватость. Когда человек что-то объясняет, то тратит очень много слов и эмоций для этого. Тем самым в его речи присутствуют лишние рассуждения, которые затрудняют процесс общения.
  • Аморфность. Иначе говоря, это нарушение логического мышления. При этом человек путается в понятиях и логических связях между ними. Посторонние люди не могут понять, о чем он говорит. Сюда относится еще разорванность, при которой нет связи между отдельными фразами.

Содержание мышления — что это?

Содержание мышления — это его сущность, то есть работа основных свойств: сравнения, синтеза, анализа, обобщения, конкретизации, понятия, суждения, умозаключения. Кроме этого, в понятие содержания входят способы познания мира — индукция и дедукция. К внутреннему устройству этого психического процесса специалисты добавляют еще и виды: отвлеченное, наглядно-действенное и образное мышление.

Отдельным классом нарушений, при которых мышление человека проходит путь деградации, являются патологии его содержания. При этом его свойства в некотором роде сохраняются, но на первый план в сознании выходят неадекватные суждения, логические связи и стремления. К патологиям этого класса относят нарушения мышления и воображения.

Обессии у человека

нарушение логического мышления

Эти нарушения иначе называются навязчивыми идеями. Такие мысли возникают непроизвольно, постоянно занимают внимание человека. Они могут противоречить его системе ценностей, не соответствовать его жизни. Из-за них человек изматывается эмоционально, но ничего с ними сделать не может. Навязчивые мысли, идеи воспринимаются человеком как свои собственные, но за счет того, что они в своем большинстве бывают агрессивными, непристойными, бессмысленными, человек страдает от их атаки. Они могут возникнуть из-за психотравмирующих ситуаций или органических повреждений префронтальной коры, базального ганглия, поясной извилины.

Лабильность в психологии

Психическая лабильность, рассматриваемая в психологии, подразумевает ее подвижность, а в некоторых случаях и нестабильность, при этом сама наука занимается изучением только этого аспекта лабильности, не вдаваясь в физиологию. В большинстве источников лабильность психики рассматривается как негативное качество, требующее коррекции, но при этом не отдается должное тому, что это основной адаптивный механизм психики. Именно скорость реакции и переключения между быстро и часто неожиданно сменяющимися событиями внешней жизни помогли человечеству выжить. Противоположностью является ригидность психики, когда на протяжении длительного времени человек остается постоянен, а любые изменения выбивают его из нормального состояния. Любая из этих характеристик в своем крайнем проявлении является негативной, а при умеренных показателях дает свои плюсы.

Проблемы с лабильностью, когда человек приходит к психологу, связаны с частой сменой настроения, при этом все спектры проживаются не поверхностно, а действительно глубоко (т.е. если стало грустно то до мыслей о вскрытии вен, а если весело, то хочется танцевать на рабочем месте и дарить прохожим конфеты – и все это в течение одного часа). Именно трудности в совладании со своими эмоциями и непонимание как это можно откорректировать приносит многим и не только душевные страдания, но следующие за этим изменения в здоровье, поскольку вегетативная система, будучи подчиненная эмоциональным состояниям также повышает уровень своей лабильности.

Подобные явления могут быть обоснованы типом организации нервной системы, так у людей с холерическим типом темперамента быстрота реакций обусловлена уже природой, а соответственно усиление лабильности до патологического состояния более вероятно. Также спровоцировать перепады настроения могут частые неврозы, полученные в раннем возрасте психотравмы, нахождение в травмирующих ситуациях в настоящий момент. Но не стоит исключать и физиологические причины, влияющие на психологическое состояние человека: опухоли мозга, ЧМТ, сосудистые заболевания.

Коррекция таких неприятных состояний начинается с диагностики и исключения физиологических причин, далее по необходимости возможна коррекция препаратами, стабилизирующими настроение (антидепрессанты и транквилизаторы), сопровождающаяся курсом психотерапии. При тяжелой степени может быть актуальным лечение в стационаре, при самой легкой можно справиться, посещая психолога, без отрыва от привычной жизни.

Сверхценные эмоциональные идеи

нарушение мышления психология

Это, казалось бы, безобидные суждения, но они были выделены как отдельный патологический процесс — нарушение мышления. Психология и психиатрия бок о бок занимаются этой проблемой, так как сверхценные идеи можно откорректировать психологическими методами на ранних стадиях. Человек с такой патологией имеет сохранные свойства мышления, но при этом одна или комплекс идей, побуждающих к действию, не дает ему покоя. Она занимает доминирующее место среди всех мыслей в его сознании, выматывая человека эмоционально и застревая в мозгу на длительное время.

Что такое лабильность

В научном применении лабильность употребляется синонимично подвижности (в норме), неустойчивости (при патологии) и изменчивости (как характеристики динамики состояния и процессов). Чтобы понимать широту употребления данного термина, можно рассмотреть примеры того, что есть лабильность настроения температуры тела, психики и физиологии, а соответственно применима ко всем процессам, имеющим в своих показателях скорость, постоянство, ритм, амплитуду и прочие динамические характеристики.

Протекание любых процессов организма регулируется нервной системой, поэтому, даже говоря о показателях лабильности пульса или настроения, мы все равно говорим о степени лабильности нервной системы (центральной или вегетативной, в зависимости от локализации неустойчивости). Вегетативная нервная система регулирует внутренние органы и системы, соответственно от ее работы, умения поддерживать ритм и устойчивость процессов зависит общее состояние организма.

Вегетативная лабильность приносит нарушения в работе сердца (проявления находят себя в виде аритмии, проблем с давлением и в качестве вегето-сосудистой дистонии), работе желез (могут начаться проблемы с потоотделением или выработкой необходимых для качественного функционирования организма веществ). Многие, казалось бы, психологические проблемы или связанные с ЦНС на самом деле решаются на уровне снижения лабильности вегетативной, что обеспечивает продуктивный сон и усваивание полезных микроэлементов. При этом стоить помнить, что сигнализировать об уровне стресса или критической эмоциональной ситуации в первую очередь не центральная, а именно вегетативная система, повышением своей лабильности. Механизмы, активизирующие работу всех систем органов для преодоления тяжелых или экстремальных ситуаций, задействуют внутренние резервы организма, заставляя сердце ускорять ритм, легкие поглощать больше воздуха, железа выводить излишек адреналина с потом, а только потом подключаются реакции ЦНС.

Лабильность нервной системы или психическая лабильность характеризуется патологическим состоянием нарушения настроения, выражающегося в его перепадах и непостоянстве. Состояние может являться нормой для подросткового возраста, но причисляться к спектру патосостояний для взрослых и требует медицинской помощи, также работы психолога, даже без назначения препаратов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: