Агрессия — что это, причины, 7 научных теорий, методы борьбы


Что такое агрессия

Агрессия — это нападение, именно так переводится с латинского языка слово aggressio. Оно сопровождается негативными эмоциями: раздражением, злостью, гневом, яростью. В акте агрессии происходит эмоциональная разрядка — организм освобождается от отрицательной энергии, которая по каким-либо причинам накопилась внутри.

Кому, на кого и зачем надо нападать? Инициатор конфликта, очевидно, должен иметь мотивы для того, чтобы нарушить безопасность и благополучие окружающих его живых существ. Немотивированная агрессия — признак психических отклонений. Но и у нормальных людей найдётся немало претензий к окружающим, чтобы выместить на них раздражение и злость.

Агрессивность роднит человека с хищным животным, которое нападает в тех случаях, когда нарушены его базовые потребности:

в пище в определённых границах безопасности в воспроизводстве и сохранении потомства

У людей чувство голода тоже рождает раздражительность: некогда добродушные толстушки, например, сев на диету, вымещают «голодную злость» на близких и коллегах.

Природа агрессивного поведения

Агрессивные реакции появляются в поведении тогда, когда человек терпит неудачу в удовлетворении значимых для него потребностей. Если вам не достался билет на концерт группы, к которой вы равнодушны — это проходит почти незаметно для психики. Но если вы фанат, и попасть на этот концерт — предел ваших желаний, тогда включаются в работу механизмы агрессии, чтобы любой ценой добиться цели.

Центры агрессии в нашем мозгу

В центральной нервной системе за модель активного поведения в неблагоприятных ситуациях ответственны три центра:

1 Миндалина правого полушария головного мозга принимает всю негативную для организма информацию и предаёт её в гипоталамус.

2 Гипоталамус обеспечивает гормональный ответ на сигналы опасности, поступившие из миндалины.

3 Поясная извилина и лобные доли коры головного мозга отвечают за выбор поведения в данной ситуации, просчитывает шансы на успех и возможные последствия. Чем сильнее развита у человека эта «думающая» зона головного мозга, тем менее он склонен к проявлению агрессии — энергетически затратному и разрушительному способу удовлетворения потребностей.

У агрессивных людей сильнее выражена работа миндалины — в этом центре хранится память о негативных эмоциях прошлого опыта: страх, злоба, гнев. Они быстро овладевают нервной системой и провоцируют немедленные действия. Про таких людей принято говорить: «без царя в голове» — они спешат развязать конфликт, а уж потом думать о разбитых горшках.

Какие гормоны руководят агрессивным поведением

Агрессивное поведение готовят гормоны, которые выделяют надпочечники по сигналу из гипоталамуса.

Норадреналин — «гормон ярости», пробуждающий в человеке льва. Действие этого гормона передаётся формулой: «нападай или защищайся». Блокируются центры торможения, сужаются сосуды, повышается давление, быстрее бьётся сердце — организм готовится к драке за свои интересы.

Рецепторы норадреналина скон головного мозга, если от рождения этот центр сильно развит, человек генетически предрасположен к активному поведению и агрессии.

Адреналин — «гормон страха», заставляющий побыстрее избавиться от опасности. Его называют ещё «гормоном кролика» с девизом: «бей и беги». Адреналин так же, как и норадреналин, действует на вегетативную нервную систему, ускоряет обменные процессы. Когда опасность минует, эти гормоны стимулируют выработку положительных эмоций, переживание успеха.

Тестостерон — мужской гормон, а, как установлено, мужчины в большинстве своём ведут себя агрессивнее женщин. Но прямой связи между увеличением тестостерона и повышением агрессивности исследователи не обнаружили.

Я-структурный тест Аммона, Шкалы методики: конструктивность, деструктивность, дефицитарность

(перейти на сам тест Аммона) В Я-структурном тесте Аммона представлены следующие шкалы: Конструктивная, деструктивная и дефицитарная агрессия, тревога (страх), внешнее и внутреннее Я-отграничение, нарциссизм и сексуальность.

Конструктивная агрессия

Для лиц, обнаруживающих высокие показатели по шкале конструктивной агрессии, характерны активность, инициативность, открытость, коммуникабельность, креативность. Они способны к конструктивному преодолению трудностей и межличностных конфликтов, в достаточной степени выделяют собственные главные цели и интересы и безбоязненно отстаивают их в конструктивном взаимодействии с окружающими.

Их активность даже в конфронтационных ситуациях учитывает интересы партнеров, поэтому они, как правило, умеют достигать компромиссных решений без ущерба для личностно-значимых целей, т.е. без ущерба для собственной идентичности.

Деструктивная агрессия

Лица, обнаруживающие высокие показатели по данной шкале, отличаются недоброжелательностью, конфликтностью, агрессивностью. Они, как правило, не способны длительное время поддерживать дружеские отношения, склонны к конфронтациям ради самого противостояния, выявляют чрезмерную ригидность в дискуссиях, в конфликтных ситуациях стремятся к «символическому» уничтожению противника, испытывают удовольствие от созерцания оскорбленного или униженного «врага», отличаются злопамятностью и мстительностью, жестокостью. В поведении деструктивная агрессия проявляется склонностью к разрушению контактов и отношений, в деструктивных поступках вплоть до неожиданных прорывов насилия, тенденцией к вербальному выражению гнева и ярости, разрушительными действиями или фантазиями, стремлением к силовому решению проблем, приверженностью к деструктивным идеологиям, склонностью к обесцениванию (эмоциональному и мыслительному) других людей и межличностных отношений, мстительностью, цинизмом.

Дефицитарная агрессия

Для лиц, обнаруживающих высокие показатели по шкале дефицитарной агрессии характерна пассивная жизненная позиция, отчуждение собственных планов, интересов и потребностей. Они склонны откладывать принятие решений и не способны прикладывать сколько-нибудь значительные усилия для достижения поставленных целей. В межличностных ситуациях, как правило, наблюдается уступчивость, зависимость и стремление к избеганию каких-либо противоречий, ситуаций столкновений интересов и потребностей

Конструктивная тревога (страх)

Для лиц с высокими показателями по шкале конструктивной тревоги характерно наличие способности трезво оценивать опасности реальной жизненной ситуации, пересиливать свой страх для реализации жизненно-важных задач, целей и планов, расширения жизненного опыта. Они, как правило, умеют в экстремальных положениях принимать обоснованные, взвешенные решения, обладают достаточной толерантностью к тревожным переживаниям, позволяющей им сохранять целостность даже в сложных ситуациях, требующих ответственного выбора, т.е. подтверждения идентичности. Тревога у этих людей способствует повышению продуктивности и общей эффективности деятельности.

Деструктивная тревога (страх)

Для лиц с высокими показателями по шкале деструктивного страха характерны повышенная тревожность, склонность к беспокойству и волнениям даже по самым незначительным поводам, трудности в организации собственной активности, частое ощущение недостаточности контроля над ситуацией, нерешительность, робость, стеснительность, аспонтанность, выраженность вегетативных стигм тревоги (потливость, головокружение, учащенное серцебиение и т.д.). Они, как правило, испытывают серьезные трудности в самореализации, расширении часто ограниченного жизненного опыта, ощущают беспомощность в ситуациях, требующих мобилизации и подтверждения идентичности, переполнены всевозможными опасениями относительно своего будущего, не способны по настоящему доверять ни себе, ни окружающим людям.

Дефицитарный страх (тревога)

Для лиц с высокими показателями по шкале дефицитарного страха характерно отсутствие реакции тревоги как в необычных, так и в потенциально опасных ситуациях, склонность к рискованным поступкам, игнорирующая оценку их вероятных последствий, тенденция к эмоциональному обесцениванию важных событий, предметов и отношений, например, ситуаций расставания со значимыми другими, потерь близких и т.п.

Конструктивное внешнее Я-отграничение

Высокие оценки по шкале конструктивного внешнего Я-отграничения отражают открытость, общительность, коммуникабельность, хорошую интегрированность внутреннего опыта, связанного с интерперсональной активностью, достаточную способность к постановке собственных целей и задач, как правило согласующихся с требованиями окружающих, хороший эмоциональный контакт с внешней реальностью, зрелость эмоциональных переживаний, возможность рационального распределения своего времени и усилий, выбор адекватной стратегии поведения в соответствие с меняющейся актуальной ситуацией и собственными жизненными планами.

Деструктивное внешнее Я-отграничение

Для лиц с высокими показателями по данной шкале характерно жесткое эмоциональное дистанциирование, неумение гибко регулировать межличностные отношения, аффективная скованность и закрытость, эмоциональная интровертированность, безучастность к трудностям, проблемам и потребностям других людей, ориентация на сверхконтроль экспрессивности, безынициативность, неуверенность в ситуациях, требующих навыков межличностного общения, неспособность принимать помощь, пассивная жизненная позиция.

Дефицитарное внешнее Я-отграничение

Высокие показатели по данной шкале характерны для лиц послушных, зависимых, конформных, несамостоятельных, ищущих постоянную поддержку и одобрение, защиту и признание, обычно жестко ориентировавнных на групповые нормы и ценности, идентифицирующих себя с групповыми интересами и потребностями, а потому не способных сформировать собственную, отличную от других точку зрения. Эти люди склонны к симбиотическому слиянию, а не равноправным зрелым партнерским отношениям и в связи с этим они, как правило, испытывают значительные трудности в поддержании устойчивых продуктивных и, особенно, в ситуациях необходимости прерывания контактов. Типичным для них является ощущение собственной слабости, открытости, беспомощности и незащищенности.

Конструктивное внутреннее Я-отграничение

Для лиц с высокими показателями по данной шкале характерны хорошая способность различать внешнее и внутреннее, дифференцированность восприятия внутренних переживаний, телесных ощущений и собственной активности, способность гибко использовать возможности чувственного и эмоционального постижения действительности, а также интуитивных решений без потери контроля над реальностью, хорошая контролируемость телесных состояний, в целом позитивный характер внутреннего опыта, способность к достаточной психической концентрации, высокая общая упорядоченность психической деятельности.

Деструктивное внутреннее Я-отграничение

Лица с высокими показателями по данной шкале производят впечатление формальных, сухих, излишне деловых, рациональных, педантичных, нечувствительных. Они мало мечтают и почти не фантазируют, не стремятся к теплым партнерским отношениям, не способны к глубоким сопереживаниям. Невозможность адекватно воспринимать собственные чувства и потребности, делает этих людей нечувствительными к эмоциям и потребностям других, в пределе реальный мир окружающих живых людей может замещатся совокупностью собственных проекций. В интеллектуальной деятельности они склонны к систематизации и классификации. В целом, излишне рационализированное сознание комплементируется чрезмерно иррационализированным бессознательным, которое зачастую проявляется в неуместных действиях и поступках, несчастных случаях, нечаянных травмах.

Дефицитарное внутреннее Я-отграничение

Для лиц в высокими показателями по шкале дефицитарного внутреннего отграничения характерны импульсивность, слабость эмоционального контроля, склонность к экзальтированным состояниям, недостаточная взвешенность поступков и принимаемых решений, «переполненность» разрозненными, разнообразными чувствами, образами или мыслями, крайняя непоследовательность в интерперсональных отношениях, неспособность к достаточной концентрации усилий, плохая регуляция телесных процессов.

Очень высокие показатели по данной шкале могут означать предпсихотическое или психотическое состояние. В поведении тогда на первый план выступают неадекватность, дезорганизованность и дезинтегрированность, зачастую вопринимаемые как вычурность и нелепость.

Конструктивный нарциссизм

Для лиц с высокими показателями по данной шкале характерны высокая самооценка, чувство собственного достоинства, здоровое честолюбие реалистичность в восприятии себя и других, открытость в межличностных контактах, многообразие интересов и побуждений, способность наслаждаться жизнью в самых разных ее проявлениях, эмоциональная и духовная зрелость, возможность противостоять неблагоприятному развитию событий, недоброжелательным оценкам и действиям других без ущерба для себя и необходимости использовать защитные формы, серьезно искажающие действительность.

Деструктивный нарциссизм

Высокие показатели по данной шкале отражают выраженную противоречивость самооценки, несогласованность отдельных ее компонентов, нестабильность отношения к себе, трудности в интерперсональных контактах, крайнюю обидчивость, чрезмерную осторожность, закрытость в общении, тенденцию постоянно контролировать собственную экспрессию, сдержанность, аспонтанности, «сверхпроницательность» вплоть до подозрительности. Фасадная безупречность часто сопровождается чрезмерной требовательностью и непримиримостью к недостаткам и слабостям других; высокая потребность находиться в центре внимания, получать признание окружающих, сочетаются с непереносимостью критики и склонностью избегать ситуаций, в которых может происходить реальная внешняя оценка собственных свойств, а неполноценность межличностного общения компенсируется выраженной тенденцией к манипулированию.

Дефицитарный нарциссизм

Высокие оценки по данной шкале характеризуют неуверенных в себе, своих возможностях, силе и компетенции людей, прячущихся от жизни, пассивных, пессимистичных, зависимых, чрезмерно конформных, неспособных к подлинным человеческим контактам, стремящихся к симбиотическому слиянию, ощущающих свою ненужность и неполноценность, постоянно нуждающихся в нарциссическом «питании» и неспособных к конструктивному взаимодействию с жизнью и всегда довольствующихся лишь ролью пассивных реципиентов.

Конструктивная сексуальность

Высокие показатели по данной шкале характерны для чувствительных, зрелых людей, способных устанавливать тесные партнерские отношения, хорошо понимающих свои потребности и чувствующих потребности другого, умеющих коммуницировать и реализовывать собственные сексуальные желания без эксплуатации и безличного манипулирования другими, способных к взаимообогащающему обмену чувственными переживаниями и чувственным опытом, не фиксированных на каких-либо клишированных способах сексуального поведения; как правило, обладающих достаточно развитым сексуальным репертуаром с многообразием и дифференцированностью эротических компонентов, которые, однако, хорошо интегрированы и отражают целостную, естественную активность личности.

Деструктивная сексуальность

Высокие показатели по шкале деструктивной сексуальности характерны для лиц неспособных к духовно наполненным, богатым эмоциями сексуальным переживаниям; избегающих эмоциональной близости, доверительности и теплоты. Место истинного интереса к сексуальному партнеру занимает обычно какой-либо частный возбуждающий элемент, например, новизна, необычность, особенности вторичных половых признаков и т.д. Деструктивная сексуальность может у них проявляться в различных формах агрессивного поведения: от скандальности вплоть до открытых проявлений физического насилия и/или склонности к саморазрушению. Сексуальный эксцесс редко переживается ими как подлинные «здесь и теперь».

Дефицитарная сексуальность

Для лиц с высокими показателями по шкале дефицитарной сексуальности свойственна низкая сексуальная активность, стремление избегать половых контактов вплоть до полного отказа от них, тенденция заменять реальные сексуальные отношения фантазиями. Такие люди не способны испытывать радость от собственного тела, коммуницировать свои желания и потребности другим, легко стушевываются в ситуациях, требующих сексуальной идентификации. Сексуальные желания и претензии других воспринимаются ими как угрожающие собственной идентичности. Для них характерна недостаточная эмоциональная наполненность даже значимых интерперсональных отношений. Дефицитарность сексуального опыта обычно обуславливает «слишком серьезное» отношение к жизни, плохое понимание людей равно как и жизни в целом.

Классификация видов агрессии

Понятие агрессии включает следующие характерные признаки:

деструктивное (разрушительное) поведение является нападением — нарушает границы психологической и физической безопасности жертвы наносит вред, причиняя физический и моральный ущерб преступает нормы общения, принятые в обществе

Логичную классификацию видов агрессии по способу выражения разработал А. Басс. По характеру проявления все агрессивные поступки делятся на две категории — физическое и вербальное проявление враждебности.

Физическая агрессия

Физическая агрессия — это проявление враждебности, выраженное действием. Нападение может быть:

Прямым и активным — агрессор не скрывает своей враждебности к данному лицу, откровенно покушается на его безопасность.

Прямым и пассивным — не скрывая своего негативного отношения сопернику, агрессор мешает ему успешно работать над реализацией своих целей.

Косвенным и активным — зачинщик предпочитает оставаться в тени, действуя через третьих лиц, нанимая киллеров.

Косвенным и пассивным — не выполняет обещаний, не делает работу, которую от него ждут, как бы невзначай подводит и подставляет соперника.

Активные формы агрессии свойственны мужчинам, они направлены на разрушение внешних атрибутов жизни жертвы. Женщины склонны к пассивным формам мести, которые не приносят физического ущерба, но разрушительно действуют на психику.

Вербальная агрессия

Словесная агрессия — едва ли не самый распространённый вид выражения враждебности среди людей.

Прямая и активная форма — это разговор категоричным повышенным тоном, бесцеремонное перебивание, высмеивание в глаза, злые шутки и сарказм, троллинг и стёб.

Прямая пассивная агрессия — это молчание, бойкот, сильнейшая форма психического насилия. Особенно болезненно переносят её дети.

Косвенная активная форма — «перемывание косточек» за спиной у жертвы, распускание сплетен и слухов за глаза.

Косвенная пассивная агрессия — отказ от выяснения отношений, нежелание что-либо уточнять.

Другие виды агрессивного поведения

По направленности на объект различают гетероагрессию — недовольство окружающим миром. Претензии к нему агрессор вымещает на внешних объектах: знакомых и незнакомых людях, животных, неодушевлённых предметах. Токсичным людям не хватает жизненной энергии, если они не испортят настроение и не отравят жизнь своим близким.

За неимением подходящей жертвы среди людей они могут ударить в порыве раздражения беззащитное животное, сломать растение, разбить дорогую вазу — всё это проявления гетероагрессии.

Ауотоагрессия, наоборот, направлена внутрь самого человека. Испытывая острую неудовлетворённость в базовых потребностях, личность сознательно или подсознательно считает себя виновной — это проявляется в самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений, опасном для жизни поведении.

Реактивная агрессия — ответ людей на попытки вторжения в пространство их личной безопасности. В зависимости от особенностей психики и воспитания реакция может быть разной.

Глава 2. Виды агрессии и их классификации

социализация агрессия гендерный семья

Существует множество различных определений агрессии. Но все исследователи сходятся в том, что это поведение, направленное на достижение потребности. Например, вот одно из классических определений:«специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Valzelli, 1974).

Б. Крэйхи в работе «социальная психология агрессии» утверждает, что социальная психология рассматривает агрессию, как особую форму общественного поведения. Её особенность заключается в том, что агрессия зарождается внутри «социального мира» индивида, и в то же время может влиять на этот «социальный мир» и его окружение. Значит, основные аспекты изучения агрессии должны быть связаны с взаимодействием индивидов или социальных групп. Иными словами агрессия проявляется через социальные отношения. При этом факторы, предшествующие агрессивному поведению, будут также социальными.

Например, фактор социализации. И.А.Фурманов в работе «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» понимает социализацию, как процесс постепенного самоконтроля личности. Ребенок или подросток учится выражать собственные агрессивные побуждения в социально приемлемых формах. Подростки адаптируются к общественным нормам и правилам и регулируют проявления своего «агрессивного потенциала». Этот потенциал не исчезает, он как бы модифицируется в другую форму. Процесс модификации или переноса энергии «Агрессивного потенциала» можно сравнить и с сублимацией З.Фрейда. Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления импульсов на достижение социально приемлемых целей, либо творчества. Правда, механизм сублимации представляет собой более широкую структуру. Фрейд утверждал, что можно трансформировать все нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности. Однако далеко не каждый подросток может полностью управлять своей агрессивной энергией. Поэтому, чтобы овладеть контролем над собственной личностью, нужно проследить, как именно люди проявляют агрессию.

В настоящее время существует множество различных классификаций агрессии. Например, Р. Бэрон и Д. Ричардсон («Агрессия».) предлагают дихотомический способ деления. Иными словами, авторы выделяют два равноправных полюса в агрессивном поведении. Первый полюс – это инструментальная агрессия. В данном случае, агрессия является средством по достижению какой-либо цели. Эта цель может быть как индивидуальна, так и социально мотивирована, при этом она может носить позитивный характер . Например, иногда в общественном транспорте находится человек, который проявляет агрессию по отношению, к нежелающему уступить место юноше. Его цель может быть индивидуальна: занять данное место, в связи с определенными причинами. А может быть социально мотивирована: указание молодому человеку, на нормы общества, по которым он обязан уступить более старшему. В любом случае, инструментальная агрессия направлена на получение результата, а не на нанесение вреда другому. У подростков инструментальная агрессия ярко проявляется в поведении антисоциальных группировок. Они используют насилие, как метод, т.к оно может потребоваться при совершении кражи — например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий — нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам (Stivens, 1971).

Второй полюс Р. Бэрон и Д. Ричардсон определяются как враждебная агрессия. «Враждебная агрессия – это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда». Употребление термина враждебная агрессия, характерно для тех случаев, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Например, убийство домашнего животного соседа.

Данная классификация противоречит мнению А. Бандуры, который считал, что нельзя закладывать в основу классификации только целенаправленность на объект. Он объяснял это тем, что, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страданий жертве при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида (например, получение собственного удовлетворения от того, что другому стало плохо), то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей. Значит, нужно приводить больше доводов для основания классификации.

С моей точки зрения, наиболее структурированной является классификация Э.Басса(Buss,1976). Она получила название концептуальной рамки, включающей три оси. На противоположных концах каждой оси расположены виды агрессии. Такая классификация имеет большое прикладное значение, т.к человек проявляет сразу несколько видов агрессии, более того, они могут меняться, переходить из одного в другой.

Представленные виды Э.Басс разделяет по определенным критериям. Перечислим их:

· по направленности на объект,

· по причине появления,

· по целенаправленности,

· по открытости проявлений,

· по форме проявления.

По направленности на объект выделяют гетеро- и ауто- агрессию. гетероагрессия- это агрессия, направленная на внешний объект: других людей, живых существ. Крайним проявлением гетероагрессии является убийства, нанесение тяжких телесных повреждений. Для аутоагресии характерна направленность индивида на самого себя или, точнее, на ментальный образ самого себя. Крайние формы – это самоуничижение вплоть до убийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. Причины аутоагрессии по-разному воспринимаются исследователями. Единственное, в чем сходятся большинство авторов, — это то, что человеку, как индивиду, не свойственно направлять агрессию на самого себя. Ведь существует инстинкт самосохранения.

В психоанализе аутоагрессия (или «поворот против себя») рассматривается как защитный механизм психики.впервые, этот феномен рассмотрел З. Фрейд. Он считал, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В тех ситуациях, когда от данного внешнего объекта (или от его существования) зависит жизнь и благосостояние человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект («вымещение»), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии.

Артур Александрович Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

Характерологический субблок — уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью.

Самооценочный субблок — связь аутоагрессии и самооценки. Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.

Интерактивный субблок — связь аутоагрессии личности со способностью — неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью — неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно — с застенчивостью.

Социально-перцептивный субблок — наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».

Таким образом, аутоагрессия является одним из многих средств адаптации подростка к обществу. Возникает такая адаптация под влиянием психотравмирующих действий окружающих (чаще физические наказания родителей). Это усвоенные норма агрессивного поведения. Однако, если не уделить достаточного внимания данной теме, то аутоагрессия может перейти либо в невротические заболевания, либо в другие формы агрессии.

По причине появления разделяют реактивную и спонтанную агрессию. Реактивная агрессия представляет собой реакцию на внешний раздражитель (ссора, конфликт). например, подростки не поделили что-либо на перемене, не смогли прийти к компромиссу, поссорились. Один по отношению к другому является внешним раздражителем, значит другой будет осуществлять агрессивный акт. В целом, такая форма агрессии обусловлена только внешними факторами.

Спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов. Возможно, такая форма агрессии максимально соответствует теории «фрустрация- агрессия». Например, родителей подростка вызывают в школу по тем или иным причинам. Возвращаясь домой, подросток думает как сообщить эту новость родителям. Ничего не придумав, он ломает почтовый ящик в парадной. Делает он это под воздействием накопившихся отрицательных эмоций, они должны получить выход. Также проявление спонтанной агрессии возможно при заболеваниях. Таким образом, стимул, который провоцирует спонтанную агрессию – внутренний. Подросток может проявить агрессию по отношению к любому объекту, но только в определенной (психотравмирующей для него) ситуации.

По целенаправленности разделяют инструментальную и целевую агрессии. Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда, или ущерба объекту. Например, школьник обиделся на одноклассника и избил его. При этом неважно, что агрессор получает за свои действия, также его не волнуют последствия совершенных действий. Единственная цель (потребность) заключается в нанесении физического или морального вреда оппоненту (неодушевленному предмету). Инструментальная агрессия противоположна мотивационной, для неё агрессивный акт- это средство достижения другой цели, а не сама цель.

Разделение по открытости проявлений. Прямая агрессия направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.

Косвенная агрессия обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (в их адрес безопасно). Например, одни подростки проявляют агрессию к наиболее слабым участникам своей группы.

Разделение по форме. Вербальная агрессия выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального вреда противнику. По мнению представителей отечественной психолингвистики (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтъев) вербальный агрессивный акт можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть «переход, в результате которого внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации — обобщаются, вербализуются, сокращаются и главное — становятся способными к дальнейшему развитию». Следовательно, природа вербальной агрессии, заключается в особом преобразовании различных реакций на негативные эмоциональные раздражители (внешние процессы) в процессы, связанные с речемыслительной деятельностью (внутренние).

Экспрессивная агрессия проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем, извергает ненормативную лексику. Важный момент, что разрушительные действия не обязательны. Х.Хекхаузен говорит о том, что в подростковом возрасте экспрессивная агрессия может выражаться в запугивании окружающий. Самый распространенный прием- это шествие (митинги) подростковых группировок. Подростки собираются вместе, чтобы казаться сильнее.

Физическая агрессия- это прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. А. Басс выделяет несколько видов физической агрессии. Это «физическая — активная – прямая» агрессия, которая выражается в нанесении другому человеку ударов, избиении или ранении при помощи оружия. «Физическая — активная – непрямая» -это применение силы через посредников. В качестве посредников могут не только люди, но и предметы (мины, капканы). «Физическая — пассивная – прямая» — это стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (бойкот, сидячая демонстрация). И наконец,«физическая — пассивная – непрямая» — это отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ от выполнения обязательств).

Таким образом, можно утверждать, что данная классификация имеет широкое прикладное значение. С её помощью можно разобрать и охарактеризовать любой агрессивный акт. Например, ученик, после плохой оценки за контрольную выходит из кабинета начальника ломает швабру, переворачивает мусорное ведро — косвенная спонтанная физическая гетероагрессия. Но как объяснить связь между индивидуальными особенностями и совершаемыми действиями?

Л.М. Семенюк . («Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции») приводит данные о возрастной динамике форм агрессивности. 10-11 летние подростки более склонны к физической агрессии(50% выборки), в то время как 14-15 летние к вербальной (75% группы). Значит ли это, что 10-11 летние подростки агрессивнее других? Мне кажется, что более частое проявление физической агрессии ещё не говорит о том, что уровень агрессивности этих подростков выше, чем у других. В каждом индивиде сочетаются множество особенностей и личностных черт характера. Найти взаимосвязь между этими чертами и особенностями агрессивность не представляется возможным в полном объеме.

В качестве примера: возможно, уровень интеллекта подростка коррелирует с частотой проявления физической агрессии. Но все исследователи, исследуя определенные группы (преступные) утверждают о связи уровня интеллекта и агрессии в целом (чем выше агрессия, тем ниже интеллект). Также можно предположить, что люди с более высоким интеллектом проявляют непрямую и вербальную агрессию.

Но как быть с гендерными различиями? Неужели женщины проявляют агрессию в той же мере, что и мужчины? Чтобы ответить на эти вопросы надо проследить специфику развития и мужчин и женщин. Опять же стоит учесть, как биологические, так и социальные факторы. Следующая глава будет посвящена гендерным различиям в агрессивном поведении.

Формы агрессии

Агрессивная энергия — продукт нашего организма, запрограммированного природой на выживание. Другими словами, агрессивные чувства рождаются в нас, чтобы обеспечить реализацию жизненно необходимых потребностей. Агрессия нужна нам для того, чтобы защищаться и развиваться, творить и воплощать свои проекты в реальной жизни.

Однако человек в отличие от животных, пока не научился адекватно выражать агрессивную энергию. Чаще всего она выражается в конфликтных, опасных для здоровья формах.

Формы физического насилия

Во внутривидовых отношениях у животных нападение на соперника применяется крайне осторожно: доминирующему самцу достаточно продемонстрировать свою мощь, чтобы исключить все попытки покушения на свою власть.

У людей же агрессор использует на только превосходство в физической силе, в ход идёт оружие, жертве наносятся телесные повреждения, попутно разрушаются материальные ценности, страдают животные.

Практикуются «шутливые» формы насилия над близкими: шлепки, пощипывание, болезненные толчки, которые крайне неприятны жертве и приносят садистское удовольствие агрессору.

Ещё одна чисто человеческая форма физической агрессии — спортивные состязания. Считается, что спортивная злость — одно из составляющих качеств победителя. Насколько разрушительна такая форма энергии, доказывают разборки футбольных фанатов после очередного матча.

Вербальные атаки

Словесное выражение враждебности присуще только людям и проявляется в самых разнообразных формах.

Разговор в пренебрежительном или приказном тоне, повышение голоса, бесцеремонное перебивание в беседе не оставляют сомнений в негативном настрое собеседника — это прямая и открытая агрессия. Сюда же относятся оскорбления, угрозы, нецензурная речь, визг, истерические возгласы.

Использование юмора: шутки, сарказм, насмешки, стёб — относятся к виду активной косвенной агрессии. Отец психоанализа Зигмунд Фрейд считал юмор символическим уничтожением врага, а остроумие — отдушиной для враждебности, когда нет возможности выразить её другим способом. «Невинные» шутники всегда могут упрекнуть обидевшуюся жертву в отсутствии чувства юмора.

Троллинг — активная косвенная агрессия; тролли организуют конфликты в среде общения с помощью издевательских реплик, провокационных сообщений. Оставаясь в стороне, они с удовольствием наблюдают, как по их вине участники форумов наносят оскорбления друг другу.

агрессия

  • , или при осуществлении по решению Совета Безопасности принудительных мер, направленных к предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов А. (ст. ст. 39-я, 41-я, 42-я, 43-я, 48-я). Уставы Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов закрепили юридическую квалификацию А. как тягчайшего международного преступления. Принципы международного права, нашедшие своё выражение в Уставе и приговоре Нюрнбергского трибунала, подтверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 дек. 1946.

    Ответственность за А. В современном международном праве существует принцип международно-правовой ответственности за А., вытекающий из принципа запрещения применения силы или угрозы силой в международных отношениях. Государства, совершившие преступления против мира, несут политическую и материальную ответственность, а физические лица ≈ индивидуальную уголовную ответственность.

    По старому международному праву, которое признавало «право на войну», государство, совершившее нападение, и государство, подвергшееся нападению, находились юридически в равном положении. Правовые последствия войны определялись её фактическими результатами, т. к. международное право признавало т. н. «право победителя». Победитель мог диктовать побежденному любые условия мира. Принцип ответственности государств по существу не распространялся на войну и её последствия.

    Утверждение в международном праве принципа запрещения А. и применения силы в международных отношениях внесло коренные изменения в институт международно-правовой ответственности государств. Ликвидация «права на войну» привела к ликвидации «права победителя», а также таких тесно связанных с ним институтов, как аннексия , контрибуция и др. Правовые последствия войны определяются ныне не фактом победы, а ответственностью государства за А., за совершение преступлений против мира.

    Принцип ответственности государства за войну и её последствия нашёл выражение и закрепление в международных договорах и соглашениях, относящихся ко 2-й мировой войне 1939≈45 (Декларация о поражении Германии и взятии союзниками на себя верховной власти в отношении этой страны, Потсдамские соглашения и др.), а также в мирных договорах 1947. Так, в Мирном договоре с Италией говорится: «Принимая во внимание, что Италия под фашистским режимом стала участником тройственного пакта с Германией и Японией, предприняла агрессивную войну и тем самым вызвала состояние войны со всеми Союзными и Соединёнными Державами и с другими Объединёнными Нациями, и несёт свою долю ответственности за эт» войну». Аналогичные положения содержатся в мирных договорах с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией.

    Ответственность государства за А. может включать все виды и формы международно-правовой ответственности (см. Ответственность государств ). В случае применения по решению Совета Безопасности ООН военных санкций против агрессора вооруженные силы должны предоставляться членами ООН в распоряжение Совета Безопасности на основе особых соглашений, заключаемых между Советом Безопасности и соответствующим государством ≈ членом ООН. До настоящего времени (1969), однако, такие соглашения не заключены, вследствие чего применение Советом Безопасности ООН военных санкций к агрессору практически затруднено.

    Отдельные государства также имеют право реагировать на нарушения международного права, затрагивающие поддержание международного мира: средства воздействия против агрессора, которые они могут применять вне рамок ООН, довольно многочисленны, но они существенно отличаются от средств, применяемых ООН, как правило, это меры, не связанные с использованием вооруженной силы. Устав ООН не затрагивает право государств на индивидуальную и коллективную самооборону, однако использование вооруженной силы в порядке самообороны возможно только в случае вооруженного нападения, а не в случае угрозы такого нападения или каких-либо других форм А. Применение любых мер самообороны против А. поставлено Уставом ООН под контроль Совета Безопасности. Ответственность за А. включает не только принудительные меры, направленные на пресечение А. и восстановление международного мира, но и различные меры по ликвидации последствий А. и предупреждению возможности её возобновления.

    Различают политическую и материальную ответственность государства за А. Политическая ответственность выражается в различных формах временного ограничения суверенитета государства-агрессора: полной или частичной демилитаризации, демократизации государственного и общественного строя и т. д. Например, в соответствии с Потсдамскими соглашениями оккупация Германии должна была обеспечить искоренение германского милитаризма и нацизма с тем, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира; предотвращение с этой целью всякой фашистской и милитаристской деятельности и пропаганды, поощрение демократического развития Германии; ликвидацию чрезмерной концентрации в экономике Германии ≈ картелей, синдикатов и др., которые обеспечили приход фашизма к власти, подготовку и осуществление гитлеровской А.

    Материальная ответственность государства-агрессора может выражаться в реституции (возвращение в натуре тех или иных материальных ценностей) или в репарации (возмещение нанесённого ущерба).

    Международное право предусматривает также индивидуальную уголовную ответственность за А. лиц, виновных в планировании, подготовке, развязывании или осуществлении А., а также лиц, совершивших в ходе А. преступления против законов и обычаев войны и преступления против человечности (см. Военные преступники ). Принцип индивидуальной уголовной ответственности за А. был подтверждён в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, а также в проекте Кодекса преступлений против мира и человечества, разработанном Комиссией международного права ООН.

    Определение А. Инициатива разработки определения А. принадлежит СССР. 6 февраля 1933 на Конференции по разоружению (в Женеве) Советское правительство представило проект Декларации об определении нападающей стороны, при составлении которого СССР исходил из того, что запрещение А. может превратиться в пустую фразу, если заранее не будет четко определено понятие А., т. е. какие действия государств запрещены и представляют собой акт А. Советский проект предусматривал, что нападающей стороной в международном конфликте будет признано то государство, которое первым совершит одно из следующих действий: объявит войну другому государству; вооруженные силы которого, хотя бы и без объявления войны, вторгнутся на территорию другого государства; вооруженные силы которого бомбардируют территорию или сознательно атакуют морские и воздушные суда другого государства и т. д.; установит морскую блокаду берегов или портов другого государства. В проекте подчёркивалось, что никакие соображения политического, стратегического или экономического порядка не могут служить оправданием для совершения перечисленных действий, и давался развёрнутый примерный перечень таких соображений. В случае же мобилизации или сосредоточения каким-либо государством значительных вооруженных сил вблизи границ другого государства последнее должно было обратиться к дипломатическим или иным средствам мирного урегулирования конфликта, а также приобретало право принять ответные меры военного характера, не переходя, однако, границ.

    Советское определение А. получило широкое международное признание, хотя Конференция по разоружению была сорвана империалистическими государствами и конвенция об определении нападающей стороны не была принята. Это определение легло в основу Лондонских конвенций об определении А., заключённых СССР в 1933 с 11 соседними государствами, а также оказало влияние на ряд международных соглашений, заключённых другими государствами (например, Межамериканский договор о ненападении и согласительной процедуре 1933, Межамериканская конвенция о невмешательстве 1936). Пакт о Балканской Антанте 1934 прямо ссылался на определение А., содержашееся в Лондонских конвенциях 1933. Советское определение А. сыграло важную роль в борьбе за международный мир и безопасность и явилось крупным вкладом в прогрессивное развитие международного права. На Нюрнбергском процессе над главными военными преступниками это определение было признано «одним из наиболее авторитетных источников международного права».

    При разработке Устава ООН в него не было включено определение А., хотя соответствующие предложения вносились рядом делегаций на Сан-Францисской конференции. Однако по инициативе СССР вопрос об определении А. был поставлен в ООН и обсуждался на 5-й (1950), 6-й (1951≈5

  • Причины агрессии

    Основная причина агрессии — конфликт между жизненными потребностями человека и препятствием для их удовлетворения. Каждый индивид реагирует на этот конфликт по-своему, в зависимости от того, насколько влияют на его внутренний мир внешние обстоятельства. Существует несколько теорий, объясняющих появление агрессивности у людей.

    1 Агрессия — природный инстинкт, биологический механизм для защиты жизненного пространства индивида. Действительно, ЦНС содержит определённые центры для принятия стрессовой информации и выработки ответных действий. Выброс в кровь гормонов «страха» и «ярости» обеспечивают боевой настрой организма.

    2 Агрессия — реакция на фрустрацию (разочарование от того, что невозможно удовлетворить значимую потребность). Фрустрацию сопровождает целый комплекс отрицательных эмоций: раздражение, злоба, гнев, отчаяние, тревога. Они являются «питательной средой» для агрессивных действий.

    3 Агрессия — результат социального опыта. Ребёнок, выросший в агрессивной среде, перенимает модель поведения своих родителей. Успешное применение физической силы (отнял игрушку у одного соседа, дал сдачи другому) вызывает одобрение окружающих. Агрессия пропагандируется СМИ, закрепляется в модных секциях единоборств — и становится основным инструментом для решения жизненных проблем.

    4 Агрессия — итог действия неблагоприятных природных условий: жара или длительные холода, грязный воздух и духота, шум и теснота — негативно сказываются на физическом и психическом состоянии людей, вызывают раздражение, и, как следствие, нападки на окружающих.

    Наиболее частые мотивы агрессивного поведения — задетое самолюбие, нежелание принимать чьи-то знаки внимания, поступок, вызывающий резкое неприятие, неожиданно возникшее препятствие при осуществлении заветных планов. Всё это триггеры, дающие выход накопившемуся раздражению.

    Причины агрессивности

    Личностные особенности, влияющие на развитие агрессивности человека следующие:

    — склонность к импульсивности;

    — вдумчивость, рассеянность;

    — эмоциональная восприимчивость, а также чувство ранимости, неудовлетворенности, дискомфорта;

    — враждебная атрибуция, под которой понимается оценка, а также интерпретация намерений, действий в качестве агрессивных.

    Агрессивность у людей отмечается при ряде нервных и психических расстройств.

    Причинами агрессивности человека выступают: разного рода конфликты, интимные проблемы, злоупотребление алкоголем, психотропными средствами, наркотическими средствами, неустроенность личной жизни, проблемы личного характера, чувство одиночества, психические травмы, строгое воспитание, просмотры триллеров, переутомление, а также отказ от отдыха.

    Термин «агрессивный» в отношении спортсменов стал применяться как характеристика, которая означает настойчивость в преодолении преград, а также активность в достижении поставленных целей.

    Личностные факторы повышенной агрессивности

    В основе агрессивных поступков важно обнаружить проблемы, которые личность не может осознать без посторонней помощи.

    Неудовлетворённость жизненным статусом. Человек, имеющий, к примеру, природный талант, но вовремя не развивший его, обречён на вечное недовольство жизнью, работой, своим окружением. Он видит себя достойным лучшей жизни, презирает близких, вымещает на них злобу.

    Не преодолённые в детстве страхи и фобии. Страх — переживание индивида, связанное с угрозой его существованию. Личность, которая всего боится, практически всегда находится в стрессовом состоянии — в боевой готовности к агрессивным действиям.

    Кризисы развития, нежелание изменяться. Агрессивная энергия — природный механизм для преодоления препятствий, движения вперёд. Человек, остановившийся в своём развитии, склонен паразитировать, жить за счёт близких людей. Он агрессирует на любые упрёки в свой адрес, воспринимает их как покушение на свободу.

    Стиль жизни. Повышенный уровень агрессивности имеют: трудоголики, которые работают на износ и пренебрегают отдыхом; курильщики (особенно при отсутствии сигарет); алкоголики (в состоянии опьянения, в период абстиненции).

    Воспитание. Агрессивность уходит корнями в детство, в ошибки семейного воспитания. Недостаток тепла, уважения, свободы для самореализации — главные причины будущей неудовлетворённости жизнью. Проявления детской агрессии — сигнал для родителей. Они должны вовремя понять, какую важную потребность не может удовлетворить их ребёнок, помочь ему решить проблему.

    «Наша первоочередная задача — увидеть в детской агрессии фрустрацию. Плакать дети должны не в уголочке, брошенные всеми, а в любящих руках». Г. Ньюфелд

    Агрессия и агрессивность

    На данный момент существует некоторая неопределенность понятий «агрессия» и «агрессивность». Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе становления проблемы изучения агрессивного поведения человека, данные термины употреблялись как синонимы. Затем, по мере расширения социально-психологических знаний о феномене человеческой агрессии, стали определяться границы между понятиями «агрессия» и «агрессивность» и фиксироваться определенная система отношений между ними. На данный момент агрессия как психологическое явление выступает как более широкое понятие по отношению к понятию «агрессивность», которое непосредственно раскрывается через понимание агрессии как психологического явления.

    Вторая проблема, которая прослеживается в результате исследования литературы по проблеме агрессивности – это проблема определения содержания понятий «агрессия» и «агрессивность».

    Термин «агрессия» подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Т.е., все проявления агрессии связаны с другим человеком и реализуются в форме поведенческого акта, так как проявляется, прежде всего, в форме активности.

    Некоторые американские исследователи агрессии отмечают, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживается. Однако правомерность включения в понятие «агрессия» ее мотивационных характеристик у некоторых исследователей вызывает большие сомнения.

    Чаще всего, агрессия, рассматривается как форма поведения, в которой реализуется агрессивность (А. Басс, А. Якубик, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Л. Берковиц и др.), либо как установка к господству (Моррисон), либо как реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

    А.А. Реан выделяет две глобальные полярные точки зрения на феномен агрессии:

    1. этико-гуманистический подход рассматривает агрессию как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. В науках о человеке данный подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциальной и гуманистической философии, а также в базирующихся на их основе педагогических концепциях. По мнению А.А. Реан, данная точка зрения восходит к традиции христианского учения;
    2. эволюционно-генетический подход рассматривает агрессию как инстинкт, который в совокупности с другими инстинктами служит сохранению жизни. В рамках этого подхода феномен агрессии считается условие его выживаемости и адаптации.

    Большинство современных психологических теорий агрессии относятся ко второй точке зрения. Так З.Фрейд (психоаналитический подход), К. Лоренц (этологический подход), Р. Арди (охотничья гипотеза) рассматривали агрессию как «неотъемлемую и естественную сторону личности, ослабить которую можно путем направления инстинкта в социально-приемлемое русло». Хотя каждый из этих подходов имеет свою точку зрения на причины агрессивного поведения: З. Фрейд, полагал, что источником человеческой агрессии является перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти с самого себя на внешние объекты. К. Лоренц рассматривал агрессию как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. Ардри утверждал, что благодаря естественному отбору появился новый вид человека — охотник: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности .

    В рамках фрустрационного подхода (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, О. Моурер и Р. Сирс, С. Розенцвейг, Л. Берковиц) агрессия рассматривалась как реакция на ситуацию фрустрации. Исследователи данного направления исходили из того, что всякая агрессия проистекает из фрустрации – блокирования наличной цели – и всякая фрустрация рано или поздно приводит к прямой или скрытой форме агрессии. Агрессия может выражаться прямо по отношению к источнику фрустрации или смещаться на другого человека или предмет. Впоследствии Л. Берковиц, зная, что в своем первоначальном виде теория преувеличивает значение связи и фрустрации, выдвинул предположение о том, что фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Озлобление нарастает, когда тот, кто вызвал у вас фрустрацию, имел возможность не совершать фрустрирующего действия . Кроме того, фрустрация не является следствием депривации как таковой, как рассматривалось в начале, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности .

    Теория социального научения (А. Бандура) определяет агрессию как «социальное поведение, которое проявляется при определенных условиях при наличии навыков подобного поведения, приобретенных в процессе научения». Согласно данной теории и наш собственный опыт, и наблюдение за успехами других порой убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду.

    Таким образом, большинство исследователей различных направлений в изучении агрессии и агрессивности человека, прежде всего, сходятся в понимании агрессии как поведенческом акте.

    Особенности мужской агрессии

    Специфика мужской агрессивности объясняется действием гормонов и стереотипами поведения, обусловленными ролью мужчины в обществе. Мужской гормон тестостерон обеспечивает половую активность мужчины, а также его физическое превосходство. Мужчине легче решиться на открытую агрессию — у него для этого достаточно энергии и силы.

    Кроме того, с детства мальчики узнают о своей социальной роли защитников семьи и государства. Постоянные драки и разборки «кто сильнее?» — обычное явление в среде маленьких мужчин: они учатся нападать, сражаться с обидчиком, отстаивать свои права.

    Одна из основных потребностей в жизни мужчин — самореализация. Если они имеют общественный статус, не соответствующий их запросам — это неизбежно ведёт к повышению их агрессивности. Тот, кто не сумел самоутвердиться в работе, пытается доказать свою состоятельность демонстрацией физической силы. В основном это происходит в семье. Самые частые виды мужской агрессивности — семейная, алкогольная, наркотическая.

    Есть несколько признаков, помогающих увидеть в избраннике будущего семейного деспота:

    он со вкусом описывает драки и сцены насилия ищет виновников неудач во всех, кроме себя очень ревнив и позволяет себе вспышки ярости равнодушен и даже жесток к детям и животным

    Семейный агрессор, упрекая жену во всех тяжких преступлениях, перечисляет именно те факты, в которых виновен сам

    Проявления агрессии у женщин

    Как слабый пол, женщины подавляют свою агрессию по отношению к мужчине, но вымещают её на детях. Поэтому так много взрослых детей обижены, прежде всего, на мам. Часто женщины проявляют агрессию для эмоциональной разрядки, не желая никому вреда: крик на пределе, плачь навзрыд, истерика — всё для того, чтобы быть услышанным.

    Но мужчину такое поведение раздражает, детей пугает — и женщина остаётся один на один со своими проблемами. Женская агрессивность больше, чем у мужчин, зависит от гормонального фона, её вспышки обусловлены гормональными изменениями: ПМС, беременностью, лактацией, климаксом.

    Рождение ребёнка резко увеличивает физическую и психическую нагрузку на женский организм. Она приходит в отчаяние от того, что не имеет личного времени, становится раздражительной, вымещая свой гнев на ребёнке.

    Причины агрессивности детей напрямую зависят от семейных отношений. «Имеется прямая связь между наказаниями, выговорами, отсутствием поощрений с одной стороны, и родительскими установками на неприятие ребёнка в целом — с другой». А. Бандура, американский психолог

    Агрессивность у женщин

    Женщины используют психологическую неявную агрессию, они переживают по поводу отпора, который может оказать жертва. Агрессивность у женщин отмечается при вспышках гнева для снятия нервного и психического напряжения.

    Повышенная агрессивность наблюдается у пожилых представительниц и объясняется проявлениями деменции при отсутствии других негативных черт характера и причин к такому поведению. Повышенная агрессивность у женщин характеризуется изменением черт характера в отрицательную сторону.

    Агрессивность у женщин провоцируется такими факторами:

    — гормональная, врожденная недостаточность, спровоцированная патологией в раннем развитии;

    — негативный эмоциональный опыт из детства (жестокое обращение, половое насилие);

    — психические патологии (шизофрения);

    — враждебные взаимоотношения с матерью, а также детские психические травмы.

    Особенности агрессии детей и подростков

    Основные причины агрессивности людей коренятся в детстве.

    С помощью агрессии ребёнок получал желаемое: отбирал заветную игрушку, прогонял кого-нибудь с удобного места — модель агрессивного поведения успешно закреплялась в сознании.

    Жёсткое поведение значимых людей: родственников, педагогов, старших сверстников становилось образцом для подражания.

    Несправедливость по отношению к себе ребёнок привыкал отражать агрессией: обзывался, дрался, кусался.

    Получая мало внимания со стороны родителей, дети стараются обратить на себя внимание с помощью агрессии.

    Шаблоны агрессивного поведения закрепляется на подсознательном уровне — в дальнейшем ребёнок будет применять его автоматически. Так, девочка 4 лет проявляла свою агрессию тем, что со свирепым лицом впивалась ногтями в кожу соперника, не выпуская его. Оказалось, что в возрасте двух лет ей пришлось отнимать игрушку у кошки, и та её поцарапала. Девочка усвоила этот метод защиты и стала его активно использовать.

    Осознанно добиваться желаемого через агрессивное поведение дети начинают с 2 лет: кусаются, закатывают истерики, швыряют игрушки. К 4 годам дети уже контролируют свои действия, следят за реакцией окружающих — будет ли иметь успех тот или иной метод агрессии. В возрасте 5 лет происходит разделение на мужские и женские методы агрессии. Мальчики самоутверждаются через физическое нападение: дерутся, толкаются. Девочки переходят на вербальные формы: обзывают, насмехаются, угрожают.

    Младшие школьники проявляют агрессию спонтанно, в ситуациях, когда у них что-либо не получается. Здесь важно следить, на кого направлена агрессия и каковы её причины. Нападки на родителей происходят из-за дефицита внимания или, наоборот, как протест против ограничения свободы. Драки со сверстниками говорят о желании самоутвердиться и стать лидером. Агрессия против учителей — протест против правил школьной жизни. Без своевременного влияния родителей агрессивность младших школьников может из способа эмоциональной разрядки стать чертой характера.

    Деструктивная агрессия

    Разнообразие агрессии

    4. Деструктивная агрессия

    Поскольку мы обычно думаем об агрессии как о деструктивной, то для того, чтобы ее проиллюстрировать, мне достаточно будет привести несколько личных примеров. Я должен был выступать на конференции молодых администраторов Американской телефонной и телеграфной корпорации (АТТ). Эта конференция была частью шестинедельного тренинга, проводимого на территории колледжа в Новой Англии и, как я полагал, являлась выражением гуманистического интереса АТТ. Я выступал прежде на таких конференциях, и результаты приносили мне удовлетворение.

    Однако к моему удивлению и некоторому недоумению, что моя речь натолкнулась на странные невидимые барьеры. Я всегда был убежден в правоте утверждения Уолта Уитмена, что “аудитория делает речь”. Эта аудитория казалась живой и свежей, но как я ни старался, я не мог донести мои основные идеи. В перерыве я узнал, что в этой части тренинга эти молодые администраторы (которых оценивали для возможного выдвижения на несколько высших постов в корпорации) тренировались быть “агрессивными”, и что АТТ пригласила пару профессоров из колледжа, чтобы оценить людей на предмет того, насколько эффективно они могут “обнаруживать дыры” в представленных аргументах. То, с чем я в действительности столкнулся, было не аудиторией, которая хотела учиться, и даже не группой, собравшейся ради удовольствия или интеллектуальной симуляции. Ее цель была совершенно иной: аудитория слушала не то, что я говорю, а искала ошибки, слабости аргументации. Это было, короче, софистической формой слушания, направленной на то, чтобы “срезать” говорящего. Эта агрессия имела весомое конкурсное вознаграждение, а именно, продвижение в высший офис.

    Это пример отсутствия коммуникации. Такая установка успешно подавит любого говорящего; вы не можете выдвигать свои идеи, если не чувствуете, что их по крайней мере слышат. Это не означает, что с ними будут согласны; но это означает, их будут слушать за их внутренние достоинства. Если бы я знал о цели этой аудитории, я мог бы попросту изменить тему моего доклада и говорить об агрессии, ее целях и эффекте, тогда между нами по крайней мере возникло бы общение.

    5. Конструктивная агрессия

    Следующий пример, на сей раз конструктивной агрессии, взят из славной и воодушевляющей главы американской истории, которая также имеет порази- тельные параллели в сегодняшней ситуации – движения аболиционистов в десятилетия, непосредственно предшествовавшие Гражданской войне. Я остановлюсь на четырех людях, которые занимали видное место в движении: Уэнделл Филлипс, Уильям Ллойд Гаррисон, Джеймс Джиллеспи Берни и Теодор Д. Вельд. Ни один серьезный человек не усомнится в том, что основной эффект аболиционистского движения был конструктивным. Возможно даже, что если бы оно было более успешным, Гражданская война, с ее неизбежными страданиями, могла бы быть предотвращена.

    Эти люди очень хорошо подходят под наше определение агрессии. Они активно действовали на территории других (рабы были священны в качестве частной собственности), чтобы произвести переструктурирование власти. Их активность характеризовалась большим конфликтом, как внутренним, так и внешним, причем последний составлял постоянную угрозу их жизни и здоровью.

    В молодости эти люди казались очень маловероятными кандидатами на роль образчиков глубинной агрессии, связанной позднее с их выступлениями против рабства. Уэнделл Филлипс вел типичную жизнь бостонского “брамина” своего времени, получив ученую степень в области юриспруденции в Гарварде; Уильям Ллойд Гаррисон первоначально был увлечен писательством и политикой; впервые на слуху имя Теодора Вельда появляется как преподавателя искусства улучшения памяти; Джеймс Берни был дважды отчислен из Принстона за пьянство, хотя был восстановлен и получил диплом с отличием, в итоге стал плантатором и жил как молодой южный аристократ, не в меру пьющий и играющий в азартные игры. Какие характеристики этих людей обусловили тот факт, что их агрессия должна была стать конструктивной, а не деструктивной (как, например, у Джона Брауна)?

    Когда мы оглядываемся на их детство, то оказывается, что каждый из них был любим родителями. Я убежден, что это имеет определяющее значение для понимания конструктивной природы агрессии. Когда человека не любят, или любовь к нему неустойчива, или его мать или отец сами крайне не уверены в себе, это формирует в его последующей агрессии стремление отомстить миру, необходимость разрушить мир для других в той же мере, в какой он нехорош для него.

    Каждый из них имел – и мы должны признать, что это берет начало в раннем детстве – глубокое сочувствие к другим, которое приняло позже конкретную форму сочувствия к рабам и преследуемым. Гаррисон и Вельд были вовлечены в движение состраданием к черным. Берни писал: “Сложно сказать, в чем состоит долг каждого по отношению к бедным созданиям, но я посвятил свою душу одному: я не допущу, чтобы с кем-то из них обращались жестоко”. Филлипс впервые был вовлечен в аболиционистское движение после того, как толпа убила его приятеля аболициониста Элайю П. Лавджоя, и позже присоединился к движению, когда увидел толпу, угрожающую жизни Гаррисона. Впоследствии его мотивация слегка отличалась от мотивации других: его чрезвычайно оскорблял тот факт, что в его любимом Бостоне могло иметь место такое пренебрежение гражданскими свободами.

    Физическое мужество этих четырех, необходимое вследствие постоянно угрожавшего им насилия со стороны толпы, выдержало глубочайшие испытания. Для того рода агрессии, с которой им приходилось действовать, они должны были иметь возможности риска, существования на пределе. Все четверо имели в детстве неистощимое количество энергии, которая принимала формы энергичной игры и драк со сверстниками. Но их мужество казалось скорее их триумфом над тревогой (чем собственно, если до конца разобраться, мужество и должно быть) нежели чем-то, с чем они родились. Гаррисон рассказывает в письме другу о своих “коленях, трясшихся в предчувствии” лекции, которую он должен был давать в Ученом обществе Бостона, и газетная сводка дня говорит, что аудитория с трудом могла его расслышать. Но он оправился и произнес яркую речь об освобождении рабов. “Хотя Гаррисон страдал меньше всех из четырех аболиционистов и действительно казался наслаждающимся борьбой, будет ошибкой не замечать страха, который он испытывал в бесчисленных случаях, когда его жизнь подвергалась опасности от злобной толпы”.

    Гражданское мужество, требующееся для этого, впечатляет. Берни писал, что боль отчуждения от тех, “с кем мы [шли] из воскресенья в воскресенье в дом Божий – многие из наших близких <…> родственников отстранились от нас, и целое общество <…> глядящее на тебя как на врага его спокойствия, немалое испытание”. В 1834 г. он писал Вельду: “У меня нет ни одного помощника – ни одного, от кого я мог бы получить сочувствие в этом вопросе!”. Снова и снова он сталкивался с осуждением и угрозой насилия со стороны толпы, и в то время верил, “что если когда-то должно наступить для этого время, то оно наступило сейчас, когда наша республика с ее делом всеобщей свободы в беде, когда все, чем только может рисковать патриот, должно быть поставлено на карту ради ее освобождения <…> [Люди должны] сами умереть свободными, а не рабами, или наша страна, славная в своих надеждах, исчезнет навсегда”.

    Противостояние, с которым они столкнулись, послужило укреплению их убежденности. Гаррисон ответил на него увеличением агрессии и более тесной идентификацией с неграми. Он выразительно писал:

    Я сознаю, что многим не нравится жесткость моего языка, но разве нет причины для жесткости? Я буду суров как правда и бескомпромиссен как правосудие. На эту тему я не хочу думать, или говорить, или писать со сдержанностью. Нет, нет! Скажите человеку, чей дом в огне, чтобы он сдержанно поднимал тревогу; скажите ему, чтобы он сдержанно спасал свою жену из рук насильников; скажите матери, чтобы она постепенно выносила своего ребенка из огня, в который он упал; но не заставляйте меня использовать сдержанность в таких случаях, как эти! Я серьезен. Я не стану вилять – я не прощу – я не уступлю ни единого дюйма – И Я БУДУ УСЛЫШАН. Апатии людей хватит для того, чтобы заставить каждую статую спрыгнуть с пьедестала, и поторопить воскрешение мертвых.

    Ни один чувствующий человек не может выдержать столь длительной агрессивной активности без серьезных сомнений время от времени в правоте своей позиции. Период сомнения и нерешительности у Берни касается нас особенно, поскольку он сопряжен с типичным современным беспокойством. Он постоянно боялся, что его решения будут слишком воздействовать на чувства, пытаясь все время убеждать других с помощью разума, равно как и себя: “Когда я вспоминаю, как спокойно и бесстрастно мое сознание движется от истине к истине в отношении этого предмета [т.е. рабства], и к еще высшей, я чувствую удовлетворение от того, что мои заключения не есть плоды энтузиазма”. Позже он отчаялся в том, что Юг может быть завоеван разумом. Несмотря на ухудшающееся здоровье, он приехал в Нью-йорк, чтобы служить в качестве секретаря Американского антирабского общества. Весьма интересно, что он, полагавшийся на разум, разочаровался в требовании постепенности в отмене рабства перед своей смертью в 1857: “Когда или как оно [рабство] закончится, я, должен сказать, не вижу”.

    Конструктивная агрессия влечет за собой страдание, равно как и внутренний конфликт. Страдание из-за того, что самоотверженность, вызванная ситуацией, ответственна за вовлечение в нее все большего и большего количества участников. Известные бостонцы пришли в ярость, когда толпа угрожала жизни Гаррисона. Доктор Генри Ингерсолл Боудитч, знаменитый врач, писал: “Теперь дошло до того, что человек не может говорить о рабстве в пределах района Фанойл Холл”. Когда Боудитч добровольно вызвался помочь члену городского правления, Сэмюэлу Элиоту, стоявшему рядом, подавить бунтовщиков, Элиот, “напротив, намекнул, что власти, хоть и не в восторге от толпы, но скорее симпатизируют <…> стремлению силой подавить аболиционистов. Я был совершенно обескуражен, и я поклялся от всего сердца, как только я покинул его с крайним отвращением: «С этого самого момента я – аболиционист»”.

    Роль силы закона и порядка в этот период являет собой печальную картину, равно как и в наше время. Она обнаруживает правду, которую мы знаем, но ради нашего душевного спокойствия стараемся забыть. Не только члены правительства скрыто провоцировали насилие своим сочувствием ему, как мы видели выше, но имел место также инцидент, образ которого может быть умножен тысячекратно: хорошие люди Бостона смотрели, в стыде и беспомощности, как бывший раб был взят силой, чтобы вновь быть уведенным в рабство, в то время, как их собственная милиция стояла на страже. В самом деле, многие из тех, кто считал аболиционистов сорвиголовами и пустословами, переменили это мнение, наблюдая инциденты, подобные этому.

    Агрессия аболиционистов с успехом служила своей главной цели – бороться с апатией, которая всегда возникает во времена тревоги и вины. Тревога была вызвана смещением в этот исторический период пластов общества; вина за рабовладение ощущалась даже среди самих южан. Но аболиционисты не позволяли людям впасть в апатию. Они продолжали возбуждать население, не позволяли совести людей уснуть.

    Эти четыре человека имели могущественный повод для недовольства – бесчеловечный характер рабства. Они также имели мощную цель, поставленную на карту – возможность исправить несправедливость. В то время как деструктивная агрессия иногда содержит только первое, в конструктивной агрессии должны присутствовать оба этих момента. В отличие от самоутверждения и отстаивания своих прав, агрессия возникает из-за того, что оппозиция была так упорна, а апатия и инерция столь сильны, что требовалась большая сила, чтобы начать эффективное действие. В природе любого общества заложена цель защищать status quo, и агрессия время от времени выливается в насилие не только из-за слепой ярости толп, но и из-за действий полиции и милиции на стороне “закона и порядка”.

    Воодушевляет наблюдение того, как каждый из этих четырех людей обрел свою индивидуальную силу, не присутствовавшую изначально, и превзошел себя своим собственным усилием, привнося силу своего красноречия и своего примера, чтобы выстоять в противостоянии. В такой самотрансценденции часто встречается переживание экстаза, которое мы опишем в следующей главе.

    Разнообразие агрессии

    Информация о работе «Агрессия Р. Мэй (глава из книги Сила и невинность)»

    Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 31615 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

    Похожие работы

    Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте

    203805

    14

    4

    … и других людей, ощущение собственной незначительности. ГЛАВА 3. Экспериментальное ИССЛЕДОВАНИЕ взаимоотношений с матерью и АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 3.1 Описание методов и методик исследования Цель исследования: выявить взаимосвязь отношений подростков с матерью и агрессивности в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: можно предположить, что специфика отношений матери …

    Америка против России. Книга

    441574

    11

    3

    … на лучшее, а готовься к худшему. Исчерпание мировой нефти к 2050 году — это не худший сценарий, а скорее оптимистический, основанный на доверии к имеющейся информации. Которой я лично не доверяю. АМЕРИКА ПРОТИВ РОССИИ Часть 3 НЕФТЯНАЯ НАРКОЗАВИСИМОСТЬ Но может быть, можно без нефти обойтись? Жили же наши деды? Это самый интересный вопрос, который почему-то не всегда правильно понимается. Так …

    Экология культуры

    549079

    5

    0

    … якобы “обновленная Россия”. Неправда, это. Реально то, что мы сегодня имеем адекватную квазирыночной экономике квазидемократическую идеологию. Это и есть настоящая катастрофа идеологии, катастрофа экологии культуры. Этими мыслями, вместе с моим другом из Краснодара Н.И. Першиным, мы выпустили накипевший в душе Россиянина пар от нашествия на нашу Родину так называемой западной культуры, начиная с …

    Представление себя другим как способ самопознания

    160921

    10

    3

    … есть на самом деле. Т.е. осуществляется самопознание. Заключение В меняющемся мире проблемы самопознания становятся особенно актуальны. Мы рассмотрели особенности представления себя другим как способ самопознания. Самопознание посредством представления себя другим характеризуется целостностью: на первый план выходит смысл «Я» в его единораздельной и целесообразной структуре, его событие. …

    Как вести себя с агрессивным человеком

    Главная задача в общении с агрессивно настроенным человеком — избежать конфликта и не поддаться на провокацию. Хорошо при этом уйти в глухую оборону — если можно, молча покинуть помещение или хотя бы замолчать намертво. Дать агрессору выговориться. Решающим при этом будет настрой, с которым придётся слушать оскорбления в свой адрес. Надо твёрдо знать: агрессор — несчастный человек, проблемы раздирают его, вызывая выброс негативной энергии.

    Ни в коем случае нельзя отвечать гневом на гнев, грубостью на грубость. Не стоит вступать в разговор, пока несчастный не выпустит весь пар. После этого стоит вежливо попросить его, в такой манере с вами больше не разговаривать. При этом использовать язык тела: держаться максимально прямо, смотреть собеседнику прямо в глаза, всем своим видом подчёркивая, что у вас нет страха перед ним, но и оскорблять вы его не собираетесь. В конце концов, каждый из нас имеет право на ошибку.

    «Хамство как ответ на оскорбление свидетельствует о слабости характера; хамство как привычная манера поведения — о духовной бедности; хамство с целью оскорбления и унижения — о моральном изъяне». Рефат Шакир-Алиев, психиатр

    Методы борьбы с собственной агрессивностью

    Каждый из нас сталкивался с нарастающим в душе раздражением, готовым выплеснуться при первом удобном случае. Освободиться от внутренней агрессии можно через осознание её причин и избавление от негативных переживаний.

    Пять шагов к пониманию

    Первое, что надо сделать — понять и простить себя в этом состоянии.

    осознать эмоции, которые приведут или уже привели к конфликту какие мысли возникли в процессе конфликта по отношению к его участникам какие потребности должны были реализоваться проанализировать все негативные стороны происходящего увидеть позитивные стороны

    Честный анализ ситуации — самый конструктивный способ для снятия агрессии внутри себя.

    Когда нужен юмор

    Смеяться над собой может лишь тот, кто знает себе цену, у него больше шансов сделать успешной свою жизнь. Он не зацикливается над своими неудачами и провалами. Сделать работу над своими ошибками — это рассказать о них с юмором. Люди оценят смелость и самокритику, будут готовы учиться на ваших ошибках. Так что стоит найти смешные стороны в своём агрессивном состоянии и посмеяться над ним.

    Активное движение

    Справиться с агрессивными мыслями помогут занятия спортом. Регулярные физические нагрузки — хорошая энергетическая разрядка. Для отрицательных эмоций сил уже не останется.

    Помогут пробежки и занятия в фитнес-зале, велоспорт и теннис. Прогулки пешком и вылазки на природу способны оказать умиротворяющее действие. Возможно, природа поможет вам по-новому взглянуть на конфликтную ситуацию. Главное — не сидеть взаперти, открыть себя для новых впечатлений.

    Математика приводит ум в порядок

    Многим людям помогло справиться с раздражением и беспокойством арифметическое упражнение. Надо медленно сосчитать про себя до десяти. Затем, не спеша, посчитать в обратную сторону — до единицы.

    Можно складывать в уме трёхзначные числа, перемножать двузначные — лишь бы левое полушарие мозга было занято работой. В это время правое полушарие работать не будет — а оно ответственно за эмоциональное состояние человека.

    В то время, пока вы будете считать, агрессивность попросту выключится. И чем сложнее будет работа левого полушария, тем больше будут слабеть эмоции, питающие агрессивность.

    Особенности агрессии у разных полов

    Лечение агрессии у женщин требуется лишь в некоторых случаях. Ведь по своей психологической природе женщина более эмоциональна, чувственна и обладает большей способностью к сопереживанию, чем мужчина. В этом и заключается причина периодических вспышек гнева – таким образом происходит психологическая разрядка, снятие стресса, избавление от негативных эмоций. Кроме того, существенное влияние может оказывать смена гормонального фона, которую женский организм переживает каждый месяц.

    Однако если негативное поведение сохраняется продолжительное время, выходит за рамки принятых норм поведения или принимает социально опасные черты, необходимо обратиться к специалисту, который назначит лечение приступов агрессии у женщин.

    Что же касается мужчин, то для них агрессия – это модель поведения, «записанная» на генном уровне. Ведь благодаря ей наши предки достигали целей, выживали и продолжали свой род. Однако существует целый ряд факторов, которые могут привести к необходимости назначить лечение агрессии у мужчин:

    • алкоголизм;
    • никотиновая зависимость;
    • наркомания;
    • изменение гормонального фона (переизбыток тестостерона или, наоборот, мужская менопауза – андропауза).

    В таких случаях необходимо квалифицированное медицинское лечение вспышек гнева у мужчин, ведь без посторонней помощи подобные состояния не проходят, а наоборот перерастают в более тяжелые, опасные для жизни и здоровья человека формы.

    Лечение агрессии

    В борьбе с агрессивными вспышками придётся обратиться к психотерапевту. Он проведёт коррекцию поведения, научит контролировать гнев и негативные эмоции. Потребуется пересмотреть своё отношение к жизненным ситуациям и научиться правильно их воспринимать.

    Патологические проявления агрессии: приступы ярости, насильственные и разрушительные поступки — требуют вмешательства психиатра, который назначит медикаментозное лечение.

    Нейролептики — применяются для остановки приступов агрессии. Их действие усиливает процессы торможения ЦНС.

    Нормотимики — используются для длительного лечения. Они уравновешивают процессы торможения и возбуждения, регулируют настроение.

    Ноотропы используют для укрепления психики и улучшения работы мозга.

    Седативные препараты на основе растений — валериана, зверобой, пустырник — оказывают мягкое успокоительное действие на нервную систему.

    Наладить сон и обеспечить хорошее расслабление помогут эфирные масла лаванды иланг-иланга, мяты, мелиссы.

    Не занимайтесь самолечением и не применяйте сильнодействующие психотропные препарата, имеющие серьёзные побочные эффекты

    * * *

    Агрессивность — свойство, доставшееся нам от животного мира. Исследователь поведения животных К. Лоренц считал агрессию бомбой замедленного действия, действующей в нашем мозгу.

    Чтобы овладеть этим разрушительным даром природы, необходимо большое искусство. Ведь наряду с физическими потребностями человеку необходима любовь и уважение, свобода для самовыражения.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: