Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.
Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.
Что такое детский аутизм
Детский аутизм
– это расстройство, появляющееся из-за нарушений в развитии головного мозга.
Для недуга характерен выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, повторяющиеся действия, ограниченные интересы. Все названные признаки можно заметить уже до трехлетнего возраста. Похожие состояния, при которых замечены более мягкие проявления, причисляют к расстройствам аутистического спектра.
Попросту говоря, детский аутизм – это нарушение развития нервной системы. Ему свойственны различные симптомы, многие из которых впервые появляются в младенческом или раннем детском возрасте. Пример: неадекватные реакции на дискомфорт, слишком яркие реакции испуга или плача в ответ на незначительные изменения окружающий среды или слабый звуковой раздражитель. Также характерно ослабление реакции на позу кормления. Искажены реакции «комплекса оживления» — демонстрируется аффективная готовность к контакту со взрослыми. Реакция оживления может проявиться в отсутствии взрослого, относясь к неодушевленному предмету. У взрослых симптомы сохраняются, но в более слабой форме. По одному симптому невозможно определить детский аутизм.
Для диагноза характерны:
- нарушения во взаимной коммуникации;
- недостаток взаимодействий социального характера;
- повторяющиеся действия, ограниченность интересов.
Семинар для педагогов
Содержание: Что такое аутизм? Особенности поведения ребенка-аутиста Признаки аутизма Этапы помощи аутичному ребенку Способы работы с детьми-аутистами Рекомендации по работе с детьми-аутистами Во что играть с маленьким ребенком-аутистом Памятка для педагогов «Признаки аутистических расстройств у детей» Методы работы с детьми-аутистами Презентация «Портрет аутиста»
Цель семинара: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Продолжительность: 2,5–3 часа.
Вступительное слово психолога
В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.
Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.
Между тем, по оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.
На семинаре мы попробуем разобраться, кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, почерпнутые из опыта зарубежных коллег, и определим, какие из этих методов можно применить в российской системе образования. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массовой школы.
Что такое аутизм?
Ведущий предлагает участникам семинара дать свои определения к слову «аутизм», свое понимание этого термина. Можно попросить педагогов продолжить предложение: «Я думаю, аутизм — это…» Ведущий может зафиксировать мысли участников на доске или ватмане. После этого он подводит общий итог, выбирая наиболее краткое толкование термина: «Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).
Ведущий предлагает участникам семинара и другие определения термина «аутизм», позволяющие более глубоко осознать тему семинара.
«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».
«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».
В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Особенности поведения ребенка-аутиста
Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.
Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста. После того как комментарий завершен, психолог спрашивает: «Может быть, после нашего обсуждения кто-то хочет изменить свое мнение?» Если кто-то из педагогов понял, что его ответ неверен, он может его исправить и прикрепить карточку на доску (или снять с доски). При этом важно не акцентировать внимание на ошибках педагогов.
Признаки аутизма
Черты обычного ребенка | Черты ребенка-аутиста |
– постоянно задает вопросы, – залезает на горку, на верх дивана, – любит играть на детской площадке, когда там много детей, – активно привлекает детей в свою игру, – любит кошек, – разбирает вещи по частям, – разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми, – любит разноцветные шерстяные свитера, – любит громкую музыку, – любит играть на барабанах или стучать, – требует новых игрушек, – постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате, – пьет из разных чашек | – не смотрит в глаза, – не играет со сверстниками, – не испытывает радость, – не нуждается в контакте с окружающими, – не разговаривает с окружающими, – повторяет одни и те же слова или предложения, – выполняет одни и те же механические движения, – играет только с определенными игрушками, – использует постоянные ритуалы, – играет с мелкими игрушками, – выстраивает предметы в ряд, – общается только с одним членом семьи, – общается с одним выбранным взрослым, – избирателен в еде, – предпочитает еду одного цвета, – не любит телесный контакт, – избирателен в одежде, – часто ходит босиком, – плохо спит, – играет один, – фантазирует, – делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами), – постоянно намеренно соблюдает определенные правила, – сопротивляется переменам, – выполняет действия в определенном порядке, – совершает действия, приносящие вред ему самому, – боится громких звуков, закрывает уши руками, – избегает яркого света, – нюхает предметы, в том числе и несъедобные, – избегает двигательной активности, – не переносит прикосновения к себе, – боится испачкаться, – быстро утомляется, – хаотично передвигается по помещению |
По итогам упражнения можно показать или раздать участникам инфографику «Памятка для педагогов».
Этапы помощи аутичному ребенку
Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:
- посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
- посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
- пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
- обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
- начать работу с соответствующим специалистом.
Почему развивается аутизм у детей
Развитие детского аутизма вызвано разными факторами. Некоторые обыватели до сих пор верят в известные мифы, несмотря на научные опровержения. В 70-х годах минувшего столетия пользовалась популярностью теория о «бездушных и холодных матерях», сдержанное отношение которых и является причиной развития заболевания. В этой теории есть лишь один близкий к истине момент: родители малышей, столкнувшиеся с симптомами детского аутизма, действительно реже прикасаются к нему, выстраивая общение по логичной и четкой схеме, без излишних эмоций. Но стоит понимать, что подобное поведение продиктовано самим ребенком: детскому аутизму свойственна гиперреакция при прикосновениях. Также они не могут отследить смысл речи, если он имеет подтекст вроде юмора, отсылок к иным ситуациями – родители вынуждены говорить четко, лаконично и по делу. Вывод: поведение родителей не имеет влияния, первично нарушение развития.
Еще один миф о развитии детского аутизма: вакцины от краснухи. Неоднократно было доказано, что между вакцинированием и детским аутизмом связи нет. Истинные причины развития нарушения аутического спектра неизвестны, хотя и существуют факторы, увеличивающие вероятность рождения ребенка с таким заболеванием.
Примеры:
- наличие родственников с аутизмом;
- поздний возраст родителей при зачатии (в особенности, отца);
- рождение в многодетной семье в числе последних детей (7-8 и дальше);
- заболевания матери в период беременности (туберозный склероз, краснуха, чрезмерная масса тела).
- ДЦП.
Некоторые отклонения провоцируют развитие аутичных черт. Пример: при нарушении речи, слуха, синдроме дефицита внимания признаки аутизма являются сопутствующими при основной патологии в связи с искажением восприятия у ребенка.
Проявления аутизма у новорожденных
У грудничков и новорожденных детей значительно выражены внешние признаки, которые указывают на наличие заболевания: отсутствие улыбки, ярких эмоций, активности, присущей другим детям их возраста, мимики и многих жестов. Взгляд младенца зачастую устремлен в одну и ту же точку или на какой-либо определенный предмет.
Такие дети практически не просятся на руки и не копируют эмоции взрослых. У грудных детей аутистов практически отсутствует плач, он не создает проблем родителям, способен часами самостоятельно занимать себя, не проявляя никакого интереса к окружающему миру. Малыш не гулит, не лепечет, не отзывается на собственное имя. Для таких детей характерна некоторая задержка в развитии: поздно начинает сидеть и ходить, наблюдается отсталость в росте и весе.
Такие дети зачастую отказываются от грудного вскармливания и не приемлют прикосновений отца или матери.
По каким симптомам можно выявить нарушения
Выделяются разные признаки недуга – это зависит от степени нарушения, специфики заболевания, выраженности, возрастного периода.
В общем, выделяются четыре направления, характеризующие нарушения в развитии:
- скудное, искаженное либо отсутствующее социальное взаимодействие;
- стереотипии в речи, поведении;
- коммуникация стереотипическая, жестовая, зачастую не требующая диалога.
Признаки детского аутизма от 3-х месяцев до 2 лет
- отсутствие «позы готовности» к телесному контакту: малыш не тянет к родителям руки, не стремиться оказаться на груди или на коленях;
- нет привязанности к маме или замещающему ее взрослому, а также комплекса оживления в виде гуления, улыбки, физической активности;
- редкий или отсутствующий зрительный контакт;
- отсутствие интереса к общим играм с другими детьми, взрослыми, а также агрессия при попытке общей деятельности. Предпочитает игры в одиночку;
- высокая чувствительность к звуковым, телесным и световым раздражителям. Выражается в виде истерики, испуга;
- отсутствие гуления, задержка экспрессивной речи, слоговая речь. В возрасте 1,5-2 лет может происходить нормальное развитие речи, но впоследствии происходит регрессия речевых навыков;
- эхолалия – неосмысленное повторение фраз и слов за взрослыми, героями мультиков и так далее;
- тревожный сон, плохой или избирательный аппетит;
- игнорирование обращенной к нему речи, просьб;
- неразвитость сюжетно-ролевых игр;
- привязанность к определенному режиму, маршрутам, распорядку, положению предметов и так далее.
Признаки детского аутизма от 2-х до 11 лет
- Неадекватное восприятие опасности: у ребенка нет страха высоты, транспорта, животных. При этом может реагировать боязливо или агрессивно на обычные предметы: ложка, стул, чашка и так далее.
- Стереотипия и выраженные ритуалы, навязчивая жестикуляция.
- Своеобразное развитие речи или выраженные нарушения. Пример: отсутствие местоимения «я» и его смысловой нагрузки, отсутствие в инициации диалога.
- Признаки страха, агрессии, смеха, истерики без видимых причин.
- Во многих случаях очевидно нарушение когнитивного развития, часто выраженное хаотично: повышенное внимание к мелодиям, цифрам при невозможности писать, читать и тому подобное.
В подростковом периоде симптомы могут усугубиться из-за гормональных изменений и на фоне нарушения коммуникации и социального взаимодействия.
Аутизм симптомы
Зацикленность аутиста на своем внутреннем мире – характерный симптом заболевания. Аутисты замкнуты, необщительны, оторваны от реальности. Встречается разное сочетание признаков аутизма.
Для постановки диагноза достаточно наличия трех из следующих симптомов:
- молчание, проблемы с речью (аутисты очень поздно начинают говорить);
- дефекты речи, исключение местоимения Я;
- нездоровая замкнутость, любовь к одиночеству;
- бурное реагирование на любые изменения привычной обстановки, ритма жизни;
- стереотипные и навязчивые действия (покачивания тела, мотание головой);
- потеря аппетита;
- неспособность смотреть прямо в глаза.
Отдельно стоит выделить ранние признаки аутизма:
- избегание прямого взгляда в глаза;
- отсутствие интереса к другим детьми;
- негативная реакция на прикосновения, ласку, нежность;
- категорическое непринятие некоторых звуков, действий, других внешних факторов;
- склонность к выстраиванию предметов в одну линию;
- молчание;
- отсутствие здорового чувства опасности, инстинкта самосохранения;
- гиперактивность или наоборот пассивность;
- частые истерики;
- упрямство;
- непослушание.
Голос аутистов спокойный и тихий, речь монотонная. Лицо не выражает эмоций, задумчивое. На вопросы аутисты отвечают односложно или вовсе молчат. Большинство особенных детей не откликаются на свои имена или сторонние раздражители. Они руководствуются своими потребностями и сиюминутными желаниями.
Выявление раннего детского аутизма
Последние исследования указывают на то, что первые признаки детского аутизма можно выявить у детей в 2-3 года. Грудным детям не характерен комплекс оживления в моменты появления родителей в поле зрения. Также у них наблюдается отсутствие зрительного контакта, социальной улыбки, пониженная или повышенная чувствительность к тактильным, звуковым и шумовым раздражителям. Тем не менее, в этом возрасте диагноз «детский аутизм» ставится лишь при выраженной симптоматике. Нередко родители могут обнаружить явные симптомы заболевания, если в их семье уже были дети с расстройством аутичного спектра.
Позже всего диагноз детский аутизм получают первые дети в семье из-за неопытности родителей, не замечающих явных отклонений в поведении малыша. В среднем диагноз ставится в возрасте 2,5-3 года. Обычно этот период характерен нарастанием общих признаков нарушения, а также первыми контактами со сверстниками в детских садах, группах общего развития – на фоне прочих детей заметнее выделяются признаки нарушения. К 3-м годам от малышей ждут появления определенных навыков, и у аутистов они запаздывают или не вырабатываются.
Детский аутизм – это нарушение в развитии, и раннее выявление проблемы позволит адаптировать ребенка с более высокой эффективностью. Важно не упустить время, необходимое для приобретения разных навыков и умений. Зарубежными специалистами рекомендуется в 1-1,5 года провести самостоятельную оценку малыша на наличие болезни, протестировав наиболее вероятные отклонения при аутизме.
Для этого ответьте на такие вопросы:
- Есть ли у ребенка интерес к прочим детям?
- Нравится ли ему быть на руках у родителей, ищет ли он тактильных контактов вовремя плача, перед сном?
- Имеется ли предметно ролевая игра (машинки, кормление куклы, укладывание игрушки спать)?
- Присутствует ли зрительный контакт и указательный жест?
- Нравится ли ему играть с родителями или прочими родственниками?
- Пытается ли ребенок найти глазами кошку или какую-либо вещь, если на нее указать пальцем и назвать ее?
Многие вопросы направлены на выяснение наличия контактов между ребенком и окружающим миром. Если большинство ответов в 1,5 года отрицательные, следует проконсультироваться со специалистом.
Цены на психолога при аутизме
Виды занятий | Стоимость одного занятия / сеанса | Длительность одного занятия / сеанса | Рекомендуемое количество занятий/сеансов |
Сеанс биоакустической коррекции | 1500 руб. | 20 мин. | 5 курсов по 10-15 сеансов |
Логомассаж сенсорный | 800/1 000 руб. | 15 мин. | от 2 раз в неделю |
Логомассаж классический | 800/1000 руб. | 45 мин. | индивидуально |
Индивидуальное нейропсихологическое занятие | 1 000руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Индивидуальное логопедическое занятие | 800/1000 руб. | 45 мин. | 10-15 сеансов |
Индивидуальное занятие сенсорной интеграции | 1 000руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Индивидуальное занятие сенсомоторной коррекции | 1000/1500 руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Индивидуальное занятие адаптивной физкультурой | 800руб. | 45 мин. | от 2 раз в неделю |
Индивидуальное занятие АВА-тераписта | 800/1000/2000 руб. | 45/60 мин. | от 3 раз в неделю |
Диагностическая консультация логопеда | 1 000руб. | 30 мин. | 1 занятие |
Групповое занятие по продуктивной деятельности и коммуникации | 800руб. | 45 минут | от 2 раз в неделю |
Выездные интенсивные занятия иппотерапией | 100 000 руб. | 100 занятий | 10 дней |
Выездные интенсивные занятия дельфинотерапией | 100 000 руб. | 100 занятий | 10 дней |
предлагает услуги опытных специалистов. Наши сотрудники представлены на этой странице сайта. Здесь же вы можете записаться к ним на прием. Каждый психолог, работающий у нас, хорошо знает, что такое ранний детский аутизм. Он владеет как традиционными методиками, так и современными коррекционными приемами.
Работа с ребенком, у которого выявлено раннее аутистическое расстройство, всегда начинается с диагностики и детального изучения симптомов. Дети ведут себя по-разному, поэтому психологическая коррекция обязательно учитывает их индивидуальные особенности. Полученная информация используется для составления программы развития, на которую опираются и другие специалисты. Это позволяет решать проблему комплексно и добиваться наилучшего результата.
Помощь психолога детям с аутизмом предполагает установление контакта с ребенком и создание доверительных отношений. Наши сотрудники превосходно справляются с этой задачей.
Методы лечения детского аутизма
К большому сожалению у медиков и родителей на сегодняшний день нет методик, способных полностью излечить от детского аутизма. Отчаиваться не стоит: согласно современной статистике, при своевременном психологическом и педагогическом вмешательстве, ребенок сможет реализовать заложенный потенциал. Существует немало коррекционных центров, оказывающих помощь таким детям. Изучите информацию о таких учреждениях в своем городе, посоветуйтесь с другими родителями аутистов (имеется немало специализированных форумов).
Рассмотрим популярные виды коррекции, реабилитации и терапии детского аутизма.
Сначала определим категории, на которые делятся методы лечения:
- Биомедицинский метод коррекции.
- Лечение медикаментами.
- Терапии, корректирующие поведение и общение.
- Альтернативная и комплементарная медицина.
Известные терапии, которые направлены на общение и коррекцию поведения.
Прикладной анализ поведения (ABA)
Методика АВА является одним из наиболее используемых видов поведенческой терапии. В ее основе лежат научные принципы, позволяющие сформулировать базовый социальный набор знаний и навыков малыша. Основную роль в методике играет мотивация малышей, и система поощрения из достижений. «Правильное» поведение ребенка отмечается наградой – это побудит его демонстрировать желаемое поведение. На сегодняшний день поведенческие методы коррекции детского аутизма являются научно доказанными. Они применимы по отношению к маленьким и взрослым аутистам.
Раннее вмешательство в течение детского аутизма, основанное на поведенческой терапии – наиболее эффективный метод коррекции расстройства. Очень важно внимательно отнестись к вопросу, чтобы не упустить важное время. Родители, обратившие взор на АВА, способны обучить ребенка важным навыкам, пользованию речью, социальному взаимодействию. В особо успешных случаях ребенок может научиться катанию на велосипеде, правильному удержанию ручки и прочему. Способы обучения, базирующиеся на поведенческой терапии, очень полезны – им следует находиться в основе помощи всем пациентам, страдающим от детского аутизма.
TEACCH
В лечении детского аутизма также эффективен TEACCH. Речь идет о методе под названием «Структурированное обучение». В его базе лежит понимание деталей процесса обучения, которые характерны для аутистов. Используются наглядные пособия для успешного лечения детского аутизма и понимания информации. Множество эмпирических исследований, направленных на исследования особенностей восприятия информации аутистами, поддержали подход TEACCH.
Упомянутая методика базируется на визуальных подсказках. Они могут показать ребенку, как вести себя в разных бытовых ситуациях – одеваться, мыть руки, чистить зубы, ходить на прогулку, покупать хлеб и тому подобное. Информация подается в доступном виде, разбиваясь на небольшие шаги.
Логопедия и речевая терапия
Почти у всех людей с аутизмом имеются трудности с речью. Порой эти проблемы очевидны. Детскому аутизму свойственно почти не использовать речь, не инициировать диалоги. Нередко корни проблемы находятся не в грамматике или артикуляции, а имеют отношение к «прагматике речи» (пользование речью для установления социальных контактов). Речевой терапией можно помочь многим детям, страдающим аутизмом.
Эрготерапия, трудотерапия, оккупационная терапия
В оккупационной терапии или трудотерапии внимание сфокусировано на формировании навыков, используемых в повседневной жизни. Многие аутисты отличаются неполноценно развитыми навыками в области мелкой моторики, и им важна такая терапия. Опытные оккупационные терапевты нередко имеют знания в области сенсорной интеграции. Речь идет о действенной технологии, помогающей детям-аутистам побороть высокую чувствительность к свету, звуку или тактильным контактам.
Терапия социальных навыков
Отсутствие коммуникативных и социальных навыков – серьезная проблема детского аутизма. Многим детям нужна помощь в формировании простейших навыков. Пример: общение с новым знакомым, ведение беседы, соответствующее поведение в детском парке и так далее. Терапевты, обучающие социальным навыкам, способны облегчить социальные контакты малыша-аутиста со сверстниками.
Игровая терапия
Многим это может показаться странным, но маленьким аутистам требуется помощь не только в построении социальных связей, но и в обычных играх. Упомянутая терапия станет отличным инструментом для формирования коммуникативных навыков и построения речи. Особенно полезными станут игровые терапевты, имеющие опыт в области таких известных методов, как Play Project и Floortime. Для положительного результата иногда бывает достаточным подключить игровую терапию к физической, речевой или оккупационной.
Визуальная терапия
Для многих аутистов характерно визуальное мышление. Некоторым из них удается неплохо взаимодействовать с системами связи, использующими иллюстрации (пример, PECS). Видео игры и моделирование, а также электронные системы коммуникации также направлены на работу с преимуществами существенных визуальных способностей аутистов. В интернете можно ознакомиться с информацией о РЕСS и прочих системах альтернативной и вспомогательной коммуникации.
Пет-терапия
Такой терапией называют коррекцию с участием животных. Безусловно, она очень эффективна. Основное направление пет-терапии: развитие коммуникативных навыков малыша. При тесном контакте с животными, происходит явное улучшение состояния. Улучшается сон, полностью исчезают головные боли. Чаще всего в терапии участвуют лошади и собаки, но в некоторых случаях специалисты рекомендуют общение с кошками или дельфинами. В общем, ипотерапия, канистерапия, дельфинотерапия – методы лечения с участием животных. Многие родители отмечают эффективность непосредственно этого метода.
Аутизм у взрослых
Взрослые мужчины и женщины, страдающие аутизмом, чаще всего могут жить и работать самостоятельно. Это напрямую зависит от их интеллектуальных способностей и от социальной активности. Около тридцати трех процентов таких людей достигают частичной независимости.
Те же взрослые, интеллект которых снижен, или общение сведено к минимуму требуют к себе достаточно много внимания. Они не могут находиться без какой-либо опеки, что значительно осложняет их жизнь и жизнь их родных.
Люди со средним уровнем интеллекта или имеющие IQ выше среднего часто добиваются значительных успехов в профессиональной сфере и вполне могут жить полноценной жизнью: вступать в брак, заводить семью. Однако это удается не многим, так как у них возникают значительные трудности при взаимоотношениях с противоположным полом.