Объективные показатели самоконтроля и субъективные

Определение

Контроль может быть внутренним – направленным на себя, или внешним – регулирующим деятельность окружающих. Когда контрольные механизмы направлены на анализ и регулировку своего «Я» — этот процесс назван дисциплиной самоконтроля.

Он выступает одним из непременных факторов самосознания личности и является условием адекватного восприятия внутреннего и окружающего мира.

Выделяют следующие виды самоконтроля:

  • временной;
  • пространственный;
  • произвольный.

Временной вид подразделяется на предшествующий, текущий и результативный подвиды, объединяющие предварительную оценку процесса, контроль самого действия и анализ результатов поступка.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Пространственный самоконтроль регулирует разницу между модальными каналами восприятия. Подразделяется на слуховой, тактильный, зрительный.

Вид самоконтроля произвольного типа регулирует переменные, которые не выражены константой: эмоции, психика, мышление.

Значение самоконтроля в жизни человека

Когда люди не могут контролировать свои желания и поступки, это сравнимо с отключением разума в большей или меньшей степени. Субъект не в состоянии рационально мыслить, дать трезвую оценку своим действиям.

Контроль над эмоциями позволяет здраво воспринимать жизнь во всех ее отраслях. Подобный навык поможет избегнуть лишней агрессии в семейных делах или среди коллег.

Овладение методикой самоконтроля основано на отработке и неукоснительном следовании назначенному графику. Способность жить по режиму положительно сказывается на самосовершенствовании.

Первичные основы будущего характера закладываются еще в детстве. Поведение родителей станет примером для ребенка. Когда взрослые умеют быть сдержанными в диалоге и находят компромиссы – дети копируют реакцию и в подобных случаях ведут себя аналогично.

Основы характера закладываются в детстве

Когда личность умеет сдерживать эмоции, это служит подспорьем в сложных жизненных ситуациях, помогает собраться с силами и поставить себе определенные границы для достижения цели.

Умение сдерживать себя имеет особую важность в следующих случаях:

  • Форс-мажор. При возникновении экстремальной ситуации у контролирующих себя людей больше шансов покинуть ее достойно, а не совершать глупости, руководствуясь импульсивностью.
  • Общественная деятельность. Уметь выбирать слова и сдерживать эмоции, найти компромисс в любой ситуации – очень полезная черта тогда, когда требуется выдержка и дипломатия.
  • Быт. Если один из участников ссоры умеет держать себя в руках — конфликт пресекается в зародыше.
  • Занятия спортом. Спорт опутан ограничениями: режим дня, время тренировки, специальное питание. Каждый спортсмен обязан контролировать себя, чтобы добиться успехов.

Важно понимать собственные финансовые возможности и при необходимости ограничивать желания.

Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля

Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях — обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс.

Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки — за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после — 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле

ИК=Д/П,

где Д — минимальное давление, а П — пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких — объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин — 2,5-4 литра.

Самоконтроль необходимо вести регулярно каждый день во все периоды тренировки, а также во время отдыха. Учет данных самоконтроля проводится спортсменом самостоятельно, однако на первых этапах вести дневник самоконтроля спортсмену помогает тренер. В дальнейшем он должен периодически проверять, как осуществляется спортсменом самоконтроль и ведение дневника.

Самоконтроль состоит из простых, общедоступных приемов наблюдения и учета субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность и др.) и данных объективного исследования (вес, пульс, динамометрия, ЖЕЛ и др.).

Для ведения дневника самоконтроля необходима небольшая тетрадь, которую следует разграфить по показателям самоконтроля и датам.

Самочувствие — весьма важный показатель влияния занятий спортом на организм человека. Обычно при регулярной и правильно проводимой тренировке самочувствие у спортсмена бывает хорошее: он бодр, жизнерадостен, полон желания учиться, работать, тренироваться, у него высокая работоспособность. Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма, и главным образом состояние нервной системы. В дневнике самоконтроля самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное, плохое. Самочувствие как показатель физического состояния надо оценивать с учетом настроения спортсмена.

При ведении самоконтроля дается следующая общая оценка работоспособности: хорошая, нормальная, пониженная.

Во время сна человек восстанавливает свои силы и особенно функцию центральной нервной системы. Малейшие отклонения в состоянии здоровья, еще не проявляемые другими симптомами, сразу же сказываются на сне. Нормальным считается сон, наступающий быстро после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, протекающий без сновидений и дающий утром чувство бодрости и отдыха. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания или ранним пробуждением среди ночи. После такого сна нет ощущения бодрости, свежести. Физическая работа и нормальный режим способствуют улучшению сна.

В дневнике самоконтроля фиксируется длительность сна, его качество, нарушения, засыпание, пробуждение, бессонница, сновидения, прерывистый или беспокойный сон.

Аппетит — очень тонкий показатель состояния организма. Перегрузка на тренировке, недомогания, недосыпание и другие факторы отражаются на аппетите. Усиленный расход энергии, вызываемый деятельностью человеческого организма, в частности занятиями физкультурой, усиливает аппетит, что отражает увеличение потребности организма в энергии. В дневнике самоконтроля отражается хороший, нормальный, пониженный, повышенный аппетит или его отсутствие.

В дневнике отмечаются и характеристики функции желудочно-кишечного тракта. При этом обращается внимание на регулярность стула, степень оформленности кала, наклонность к запорам или поносам и т.д.

Во время усиленной физической работы потоотделение является вполне нормальным явлением. Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и состояния организма. Нормальным считается, когда спортсмен на первых учебно-тренировочных занятиях потеет обильно. С нарастанием тренированности потоотделение уменьшается. Потоотделение принято отмечать как обильное, большое, среднее или пониженное.

Желание тренироваться и участвовать в соревнованиях характерно для здоровых и особенно молодых людей, которым физические упражнения, по образному выражению И.П. Павлова, приносят «мышечную радость». Если спортсмен не испытывает желания тренироваться и участвовать в соревнованиях, то это очевидный признак наступившего переутомления или начальной фазы перетренированности. Желание заниматься спортом отмечается словами «большое», «есть», «нет».

В графе дневника самоконтроля «Содержание тренировки и как она переносится» в очень короткой форме излагается существо занятия, т.к. эти данные в комплексе с другими показателями значительно облегчают объяснение тех или иных отклонений. В этой графе отмечается продолжительность основных частей тренировочного занятия. При этом указывается, как спортсмен перенес тренировку: хорошо, удовлетворительно, тяжело.

Без сведений о нарушении общего режима порой невозможно бывает объяснить изменения показателей в других графах дневника. Спортсменам достаточно хорошо известно о необходимости соблюдения общего режима: если спортсмен действительно серьезно решил заниматься спортом и добиваться высоких результатов, то соблюдение им режима должно быть строго обязательным.

Преимущества самоконтроля

Когда человек умеет себя контролировать, он выгодно выделяется среди остальных.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Такой личности доступны следующие качества:

  • свобода – отсутствуют внешние ограничения для развития;
  • умиротворенность – появляется благодаря здравой самооценке и вере в себя;
  • самоуважение – человек смотрит на себя глазами окружающих, приобретает умение направлять свои чувства и поступки в достойном направлении;
  • опыт – способность управлять собой учит управлять другими.

Во время постижения техники самоконтроля, осваивается новый уровень терпения, помогающий исправить внутренние недостатки и одолеть внешние преграды.

Что включает оценка самоконтроля в общении

Параметр, оцениваемый в данном тесте, близок к эмоциональному и социальному интеллекту, однако все же отличается от него. Говоря в общем, Марион Снайдер выделял две стратегии, которых человек чаще всего придерживается во время коммуникации: он может ориентироваться на собственные чувства и эмоции

или же
на чувства, эмоции, состояния собеседников
.
Тот, кто на сознательном или бессознательном уровне придерживается второй стратегии, отслеживает вербальные и невербальные сигналы, исходящие от собеседников
, и
подстраивается под ситуацию
, в которой происходит разговор. Иными словами, такой человек в значительной степени ориентируется на
внешние факторы
, а на
внутренние
ориентируется те, кто в первую очередь следует собственным чувствам.

Люди, отслеживающие внешние факторы, по оценке М. Снайдера, обладают высоким уровнем самоконтроля в общении, а ориентирующиеся на внутренние – низким уровнем

. Как это проявляется на практике, мы описываем ниже. Но советуем вам вернуться к этому описанию после того, как вы пройдете онлайн-тест.

Лучше прочитайте после прохождения теста

Личность с высоким самоконтролем, с одной стороны, способна улавливать настроение и чувства других людей

, а с другой стороны –
управлять впечатлением
, производимым на партнеров по коммуникации, и
влиять на эмоции
, которые они испытывают в данный момент. Это выражается в умении
подстроиться под особенности собеседника и ситуации
: человек с высоким самоконтролем понимает, как, с кем и когда нужно общаться, чтобы коммуникация была успешной. Такая личность понимает, какое впечатление она произведет, и способна управлять этим, то есть производить именно то впечатление, которое нужно.

Если понаблюдать за человеком с высоким уровнем самоконтроля, можно увидеть, что он пластичен в коммуникации и по-разному общается с разными людьми

. Вместе с тем со стороны по таким людям сложно сказать, что они на самом деле думают и чувствуют, потому что свои
настоящие эмоции они могут в разговоре не показывать
.

В свою очередь, люди с низким самоконтролем более прямолинейны в выражении собственных эмоций

. Они
менее пластичны
, не всегда ориентируются на то, какое впечатление произведут, и не могут этим управлять. Они отталкиваются в первую очередь от своих установок и внутренних потребностей, поэтому общаются практически одинаково со всеми собеседниками. Представители этого типа
не считают нужным подстраиваться
под кого-либо, кроме каких-либо исключительных случаев.
[свернуть]

Контроль и самоконтроль

Контроль, как его понимают, означает ведение и управление какой-либо деятельностью в нужном ключе. Например, в школе преподаватель контролирует успехи ученика, направляет его на правильный путь в деле освоения предмета.

Контроль учеников в школе

Важной составляющей процесса является самоконтроль, как необходимый фактор, присутствующий у ведомого. Эти два понятия всегда взаимосвязаны и подвержены влиянию друг на друга.

Для улучшения результатов обучения школьник самостоятельно воспитывает в себе характер и вырабатывает внутренние механизмы, регулирующие концентрированность на результате и работу над выполнением задачи.

В школе, средством контроля учеников становится отметка в классном журнале. Со временем, критерии оценки знаний видоизменяются, но принципиально, схема не претерпевает серьезных изменений.

Контролирующий сознание не имеет привязанности к материальным усладам. Он может, отрекаясь, достичь совершенной и неограниченной свободы. Бхагавад-Гита

Таким образом, дети познают основы контроля со стороны учителя и получают возможность научиться самоконтролю внутри себя, признавая необходимость подобных факторов в процессе обучения.

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности. методическая разработка на тему

Самоконтроль и самооценка в учебной деятельности.

1 слайд. Важнейшая задача школы на современном этапе – научить учащихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим особое значение приобретает формирование учебной деятельности школьников.

Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, и именно поэтому ее структура должна закладываться с первых дней пребывания ребенка в школе. Одним из компонентов учебной деятельности, с которого, по мнению психологов, должно начинаться ее формирование, является самоконтроль.

Организованный на уроке самоконтроль приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ребенка умение рассуждать, дает возможность учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создает ситуацию успеха каждому ученику.

2 слайд. В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.

Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе — с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в другом – образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально.

3 слайд. Обратимся к тому, как определяют самоконтроль некоторые исследователи.

«Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?» Очень близко к этому определению самоконтроля определение В.И. Страхова, который считает, что «Самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исполнении ее недочетов». Д.Б. Эльконин немного иначе формулирует понятие самоконтроля, но смысл его остается тем же: «Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ». Образец способа действия должен содержать в себе опорные точки, на основании сопоставления с которыми может быть произведено действие контроля до того, как осуществится то искомое действие, ради которого применяется данный способ.

4 слайд. В двух следующих определениях самоконтроль рассматривается более широко. Так, в определении, данном И.И. Кувшиновым, самоконтроль отождествляется с сознательной деятельностью вообще: «Самоконтроль – это сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, позволяющее достичь поставленной цели». Г.А. Соболев считает, что «самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом».

Итак, в психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как свойства личности в широком смысле этого слова. Другие авторы считают самоконтроль актом умственной деятельности человека (формой проявления и развития самосознания, мышления, качеством ума, признаком его критичности, дисциплины). Во многих работах самоконтроль определяется как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе и регулировании ее хода и результатов, или как умение (навык, привычка) контролировать свою деятельность и исправлять замеченные ошибки. Наконец, есть авторы, которые считают самоконтроль методом (средством, условием) саморегуляции поведения, деятельности и активизации обучения. В некоторых работах самоконтроль определяется не по одному, а по двум – трем признакам. Все эти определения не являются ошибочными.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует две причины недостаточного развития самоконтроля у младших школьников:

1) импульсивность характера ребенка, обусловленная динамическими свойствами нервной системы;

2) несформированность приемов и способов организации деятельности, отсутствие адекватных педагогических условий в семье и школе, недостаточно квалифицированный индивидуальный подход.

5 слайд. В соответствии с этим работа педагога осуществляется по двум основным направлениям.

Первое направление связано с профилактикой возникновения внешних причин недостаточного развития самоконтроля. Успешному формированию самоконтроля способствуют как общие методы:

  • создание благоприятного психологического климата в классе,
  • снижение эмоционально-психологических перегрузок детей,

так и специальные:

  • овладение основами организации деятельности учителя и учащихся на уроке,
  • раскрытие возможностей младшего школьника;
  • работа в условиях позитивного познавательного конфликта;
  • обращение к диалогическим формам взаимодействия;
  • согласование ожиданий от ребенка со стороны семьи и школы.

Второе направление связано с предупреждением возникновения внутренних проблем становления самоконтроля. В числе субъективных условий и мер профилактики отметим актуализацию потребностей младших школьников в познании, поощрении проявлений самоконтроля; планирование ситуаций, стимулирующих развитие самоконтроля; разнообразие интеллектуальной и практической деятельности по выявлению значения самоконтроля в учебной деятельности.

6 слайд Процесс формирования у младших школьников самоконтроля в учебной деятельности включает три этапа:

а) формирование у учеников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;

б) обучение школьников системой знаний, которые раскрывают сущность самоконтроля, пути его формирования;

в) осуществление длительной тренировочной деятельности по выработке умений самоконтроля.

Формирование умения самоконтроля у младших школьников имеет большую личностную значимость, поскольку:

– содействует активизации их учебно-познавательной деятельности;

– позволяет учащимся правильно организовать свою учебную деятельность, осознанно осуществлять коррекцию всех составляющих её действий;

– способствует формированию таких личностных качеств, как инициатива, самостоятельность, ответственность и т.п.

Самоконтроль – явление сложное и многогранное. Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ.

В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.

Большое значение для поведения человека, его самооценки и саморегуляции имеет речь. Особенно велика роль внутренней речи, являющейся механизмом самосознания. Самоконтроль также тесно связан с памятью и вниманием. Так память обеспечивает закрепление образа, чтобы можно было сравнить с ним ход и результаты выполняемой работы. Большую роль в реализации самоконтроля играют ощущения и восприятие.

Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия.

Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Кроме того, авторы указывают на то, что без специального формирования приемов и навыков самоконтроля качество деятельности остается очень низким. Лишь на основе самоконтроля возможно регулирование деятельности при выполнении определенных операций.

Как и понятие самоконтроля, его функция в психолого-педагогической литературе трактуется по-разному.

Отнесение к самоконтролю только функций регистрации состояния выполненной работы и оценке своей деятельности, поведения (на основе ранее усвоенного образца), без активного участия личности в их регулировании и исправлении, нельзя признать правильным. Отсутствие коррекции неизбежно приводит к незавершенности самоконтроля, снижению его эффективности и остроты самооценки. Поэтому в самоконтроль следует включать не только оценочную функцию, но и регулирование учащимися своей деятельности и поведения, исправление и обнаружение ошибок, внесение корректив, рационализацию и усовершенствование выполняемой работы.

Включенные в содержание самоконтроля контрольно-оценочная и регулировочная функции относятся не только к процессу и результату выполняемой работы, но и к ее планированию.

Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он включает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.

Общая эволюция самоконтроля представляется в таком виде: первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам, предъявленным учителем. Самопроверка на основе имеющихся знаний становится доступной детям позже, когда накапливается определенный фонд хорошо закрепленных приемов и операций. Контроль начинает все больше совпадать с основным действием и, наконец, даже опережать его. С конечного результата действия самоконтроль постепенно распространяется на все более ранние фазы деятельности. Естественно, что на этой заключительной стадии для всяких наблюдений контроль выступает просто как направленность и сосредоточенность на объекте, как внимательное обследование ситуации и такое же внимательное использование основного действия.

Итак, изменения самоконтроля проявляются в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности.

7 слайд. В соответствии с уровнем сформированности деятельности контроля выделяют несколько видов самоконтроля. Как правило, в учебной деятельности преобладает контроль по результату или так называемый итоговый контроль. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно. Мы сами учим детей именно такому контролю. Так, для того, чтобы проконтролировать правильность арифметического действия, ученикам рекомендуется проверить его другим действием: сложение – вычитанием, деление – умножением и т.д. Таким образом, проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат.

Контроль по результату целесообразно использовать на начальном этапе формирования самоконтроля, а затем постепенно переходить к другим его видам.

8 слайд. Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Этот вид контроля в психологической литературе определяется как пошаговый. Он, в первую очередь, обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.

9 слайд

10 слайд. Еще более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования. Этот вид контроля несет на себе функцию «определения учащимися общей стратегии учебной деятельности».

Классификация самоконтроля проводится также на основе других признаков. По входящим в него элементам различают:

— самоконтроль, констатирующий и корректирующий;

по способам получения информации о протекании выполняемой операции

– непосредственный и опосредованный контроль;

по типу, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой операции, — мышечно-двигательный, зрительный, слуховой, комбинированный. Существует также классификация самоконтроля по формам организации работы учащихся. Остановимся на ней подробнее.

11 слайд Согласно этой классификации самоконтроль делится на фронтальную, индивидуальную и взаимную проверку.

12 слайд. При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе и дома, изготовленного изделия и т.д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению своих ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения учащихся самоконтролю.

13 слайд. Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т.д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищами ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предложения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия самоконтроля, представляющая собой средство обучения учащихся самоконтролю.

14 слайд. К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все элементы самоконтроля.

Самоконтроль – это компонент учебной деятельности, но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок, только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством учителя, но еще не умеет учиться. Учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Ее формирование выступает важнейшей задачей обучения – задачей не менее важной, чем усвоение знаний, умений и навыков.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, мы использовали комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующих развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего СК.

15 слайд. Так, в I классе дети учатся:

– сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;

– воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;

– выполнять действия по развернутой инструкции;

– осуществлять самопроверку по плану, включающему 1–2 пункта;

– использовать для СК схемы- модели, составленные учителем.

16 слайд. Во II классе ученикам предлагается:

– сравнивать промежуточный результат с эталоном;

– перечислять последовательность действий и операций контроля;

– корректировать памятки;

– выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

– осуществлять самопроверку по плану, включающему 3–4 пункта;

– участвовать в деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.

17 слайд. В III классе ученики тренируются в:

– сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;

– составлении проверочных заданий для самоконтроля;

– коллективном составлении алгоритмов;

– выполнении действий по инструкции с ограничениями;

– самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;

– составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

В IV классе школьники упражняются в:

– сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;

– определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъективных трудностей;

– выполнении действий по общей инструкции;

– самопроверке по плану с отсутствующими (недоопределенными) звеньями;

– самостоятельном корректировании плана проверки;

– целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Такое постепенное усложнение заданий от I к IV классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, труд, изо, природоведение) способствуют четкой отработке каждого действия СК.

Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности. При определении этого уровня учитываются следующие критерии:

  1. Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота.
  2. Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.

Можно пользоваться также дополнительными критериями:

  1. Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной.
  2. Оценка в баллах за выполненное задание.

Опишем уровни сформированности самоконтроля.

18 слайд. «Первый уровень – отсутствие контроля.

Совершаемые учеником действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.

Не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. Некритически относится к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашается с любыми исправлениями, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.

Неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления учителем. Не может объяснить, почему действие нужно совершать именно так, а не иначе.

Ошибок, допущенных другими учениками, также не замечает. Обращает внимание лишь на нарушение внешних требований.

При просьбе учителя проверить свою работу и исправить ошибки, действует хаотично, не придерживаясь никакого плана проверки и не соотнося свои действия ни с какой схемой.

Второй уровень – контроль на уровне непроизвольного внимания.

Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая или плохо сознаваемая учеником схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного выполнения одного и того же действия.

Ученик действует импульсивно, хаотично, но за счет непроизвольного запоминания схемы действия и непроизвольного внимания как бы предугадывает направление правильных действий, однако не может объяснить, почему следует делать именно так, а не иначе, легко отказывается от своего решения. Хорошо знакомые действия может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить ее самостоятельно или по просьбе учителя, однако делает это не систематически. Не может объяснить ни саму ошибку, ни правильный вариант, дает лишь формальные ответы типа: «так неправильно», «так надо».

Третий уровень – потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.

Выполняя новое задание, ученик может допустить ошибку, однако, если учитель просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ученик, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия.

Вводимые учителем схемы действия осознает и может сличать с ними собственный опыт, хотя делает это не всегда, особенно при выполнении новых действий. Выполнив действие без осознаваемого контроля, тут же, по просьбе учителя, может проконтролировать его ретроспективно и, в случае необходимости, внести соответствующие исправления. Как самостоятельное целенаправленное действие, контроль такому ученику доступен и может им выполняться, но происходит это преимущественно только после окончания действия по просьбе учителя.

Четвертый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

В процессе выполнения действия ученик ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Ученик может правильно объяснить свои действия.

Может безошибочно выполнить любое задание, построенных на основе одного и того же способа действия, умело соотнося их с усвоенной схемой. Осознанно контролирует действия других учеников при совместном выполнении задания.

Однако, столкнувшись с новой учебной задачей или изменением условий действия, требующими внесения корректив в саму схему действия, ученик оказывается беспомощным и не может отступить от заданной схемы.

Пятый уровень – потенциальный рефлексивный контроль.

Столкнувшись с новым заданием, внешне похожим на решавшееся ранее, ученик точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая того, что эта схема оказывается неадекватной новым условиям. Допущенные ошибки может обнаружить с помощью учителя и, отвечая на его наводящие вопросы, может объяснить их источник. Обычно после этого ученик пытается исправить свои действия, перестроить применяемый способ, тем не менее, это ему удается сделать только с помощью учителя. Под руководством учителя может переходить к выделению принципов построения плана действий соответствующего типа..

Задания, соответствующие применяемой схеме действий, как знакомые ему, так и незнакомые, выполняет регулярно и безошибочно, контролируя свои действия непосредственно в процессе выполнения. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов.

Шестой уровень – актуальный рефлексивный контроль.

Решая новую учебную задачу, внешне похожую на решаемые ранее, ученик может самостоятельно обнаружить ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им обобщенного способа действия (или схемы) новым условиям задачи, и в связи с этим самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления еще более общих оснований действия, т.е. принципов его построения.

В ряде случаев ученик может приступать к таковой коррекции действий еще до начала их активного выполнения в соответствии с усвоенной схемой, определив их неадекватность новым условиям заранее, как бы «прокрутив» их в «уме». Помощь учителя может при этом встречать отрицательно, пытаясь сначала выработать новый способ самостоятельно.»

19 слайд. Таким образом, можно выделить у учащихся следующие показатели сформированности самоконтроля:

  • умение перед началом работы спланировать ее;
  • умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
  • умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
  • умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;
  • умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Можно сделать вывод, что при проведении специальной работы по формированию самоконтроля, его уровень должен повышаться от первого к шестому.

20 слайд. Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Опыт учителей, использующих разнообразные приёмы обучения самоконтролю, доказывает необходимость дальнейшего изучения и внедрения в процесс обучения младших школьников рефлексивной деятельности.

Развитие самоконтроля

Так же, как и все остальные умения, навык внутренней дисциплины получится развить в себе, используя приемы саморазвития.

Анализ последствий

Каждый человек способен на диагностику причин и следствий своих поступков.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Научившись выстраивать логические цепочки, станет легче дисциплинировать действия.

Правильная мотивация

Поощрение заинтересованности в получении результата находит отражение в скорости и качестве выполнения задания. Самоконтроль неотделим от понятия необходимости. Но когда человек заинтересован в скорейшем достижении цели, не требуется огромная сила воли, чтобы подтолкнуть его к действию.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Когда четко видна мишень и те блага, которые будут получены при попадании в нее, процесс станет гораздо увлекательнее.

План действий

Введя в план своих действий четкую структуру, получится упростить контроль над ними. Без конкретики и стратегии невозможно дать адекватную характеристику работе. Самодисциплина нуждается в ограничении времени для достижения определенных ступеней. Без четкого планирования можно годами пытаться бросить курить или начинать подтягиваться на турнике.

Дневник самоконтроля

Для фиксации результатов и анализа последствий рекомендуется завести дневник, который позволит структурировать информацию и привести мысли к правильному направлению.

Фиксировать результаты самоконтроля можно в дневнике

К тому же, ведение записей дает необходимое расслабление психике.

Забота об эмоциональном здоровье

Воспитывая в себе характер, не нужно доводить дисциплину до абсурда, превращая самореализацию в пытку. Иногда необходимо сделать паузу и устроить отдых для психики и тела. Пренебрежение перерывами чревато проявлением апатии и накоплению усталости, которая может стать хронической.

Дисциплина и режим

Нет зафиксированных случаев, когда четкий режим кому-либо навредил. Дисциплина в поступках, убранная квартира и красивые записи в ежедневнике несут только положительные факторы. Неряшливость отнимает необходимое время, которое стоит потратить на более полезные свершения, чем поиск чистой рубашки утром. Освоив режим дня и самодисциплину в любом возрасте, люди начинают делать какие-то вещи на подсознательном уровне, оставляя сознанию решение более ответственных вопросов.

Пунктуальность

Психология самоконтроля не допускает легкомысленного отношения к временным ресурсам. Когда задержки становятся систематическими – это отличный способ испортить мнение окружающих и, как следствие, самооценку. Необходимо устанавливать жесткие временные рамки и руководствоваться этими ограничениями в процессе достижения целей.

Освоив принцип пунктуальности, станет легче выполнять задачи и не бросать все на середине, чтобы успеть сделать другое дело.

Как развить самоконтроль

Существует большое количество эффективных стратегий, которые повысят самоконтроль и у взрослого и у ребенка. Они подойдут как в спорте, так и в бизнесе. Давайте рассмотрим лучшие из них.

Признавайте, что истощены

Исследования показывают, что самоконтроль является ограниченным ресурсом. Чем чаще вы его проявляете, тем сильнее это сказывается на физиологическом уровне: уровень глюкозы падает.

Грубо говоря, у вас всегда есть определенное количество самоконтроля в баке. Когда вы контролируете себя, то истощаете его и становитесь склонным к соблазну. Психологи называют это «эго-истощением».

Признавайтесь себе, когда уровень самоконтроля низкий. Это первый шаг, который нужно сделать.

Примите предварительное решение

Заранее подготовьтесь к соблазнительной ситуации. Не стоит думать, что вы справитесь с ней без предварительного решения:

  • Возьмите определенное количество времени на обдумывание.
  • Не заказывайте выпивку в баре, если не хотите вновь закурить.
  • Купите полезную пищу домой и ходите в магазин только сытыми.

Обычно тяжело принять предварительное решение, потому что нам нравится оставлять варианты открытыми.

Боритесь с бессознательным

Одна из причин, почему мы поддаемся искушению, заключается в том, что бессознательное всегда готово подорвать наши лучшие намерения.

Исследователи обнаружили, что участники эксперимента легко поддавались соблазну, когда начинали вести себя на автопилоте, то есть неосознанно. Что можно с этим сделать? Бороться с триггерами, которые вызывают такое поведение. Триггером может быть все, что угодно:

  • Слова, фразы, мысли.
  • Негативные и позитивные эмоции.
  • Конкретные люди.
  • Конкретные ситуации.

Если вы начнете избегать этих триггеров, то завершите цикл своего негативного поведения.

Используйте ментальные картинки

Данная стратегия применяется в том случае, когда соблазн находится рядом и его нельзя устранить физически. Поэтому нужно выпроваживать его из своей психики. И один из лучших способов заключается в создании ментальных картинок.

Сделайте соблазн неприятным при помощи неприятных образов. Если хотите бросить курить, то представьте, как кто-то страдает от рака или вынужден лечить зубы. Если пытаетесь сесть на диету, представляйте себя в ужасной форме и с отвратительным самочувствием.

Этот метод работает превосходно, но далеко не сразу. Его нужно тренировать. В принципе, одного его вам может хватить на 95% всех возможных ситуаций.

Определите более глубокую потребность, скрытую за искушением

Почти всегда, обдумав свои привычки и поведение, можно выяснить, что за каждым порочным желанием стоит глубокая потребность. Мы курим, переедаем или играем в азартные игры не для того, чтобы получать удовольствие от ядов, химикатов и выигранных денег. За всем этим скрываются совершенно иные причины.

Есть такое понятие как эмоциональное переедание — использование пищи для успокоения. Кроме того, гормон стресса, кортизол, вызывает тягу к соленому, сладкому, а также к еде, содержащей большое количество жира. Все это дает взрыв энергии и удовольствия. Но даже не это глубинная потребность, а просто причина.

Выясните, почему поддаетесь искушению так часто. Это может происходить, к примеру, из-за того, что вы не нашли свое призвание, не удовлетворены своей жизнью, находитесь в отношениях не с тем человеком или из-за низкой самооценки. Если вы не задумываетесь о таких вещах, то попросту «заедаете» проблему, причем с каждым разом она становится более объемной и в итоге может проявиться в виде панических атак, фобий, депрессии и прочих психических проблем.

Повысить свои шансы вы сможете, если также будете избегать искушения. Мы уже говорили, что идеальная комбинация состоит в том, чтобы бороться с искушением и избегать его. Попробуйте решить проблему, подходя к ней с разных сторон.

Награждайте себя

Это одна из волшебных пилюль, которую предлагают почти все книги о развитии силы воли и самоконтроля. Вы можете воспользоваться этим советом, но с осторожностью: в одиночестве он работает очень плохо, так как приводит к стрессу. То есть вы можете устоять перед искушением, обещая себе что-то более полезное и приятное, но до тех пор будете ощущать себя несчастным человеком.

Считается, что люди, обладающие высоким уровнем самоконтроля, лишаются многих благ и вынуждены быть несчастным ради достижения долгосрочных целей. Но это не так. Они наслаждаются этим состоянием. И именно поэтому награда в одиночку не работает: она заставляет чувствовать, что вы приносите жертву.

Научитесь получать удовольствие от самоограничения. Осознайте, что повышаете уровень самоконтроля. Это и будет лучшей наградой.

Планируйте свои неудачи заранее

Самоконтроль: развитие самоконтроля

При развитии навыка или работе над задачей неудачи неизбежны. И если психологически к этому не готовиться, то можно получить серьезный удар по самолюбию, что неизбежно приведет к потере самоконтроля.

Создайте план по восстановлению. Что вы будете делать, если закурите или съедите нездоровую пищу? План должен быть конкретным и простым. Это может быть наказание, ведь без него может возникнуть чувство вины, что только усугубит ситуацию.

Отвлекайте себя

Знаменитый тест с зефиром от известного психолога Уолтера Мишела показывает, что дети, обладающие самоконтролем, умеют отвлекаться от искушения. Они прикрывали глаза руками или поворачивались так, чтобы не видеть лакомство, колотили по столу, теребили волосы или игрались с зефиром.

Возможно, такие методы вам покажутся странными. Но ничто не мешает придумать что-нибудь свое: переключать внимание, слушать музыку, думать о чем-нибудь отвлеченном, поговорить с другом, посмотреть фильм, выпить воды. Погрузитесь в то, что позволит отвлечься от искушения.

Сделайте несколько глубоких вдохов

Когда вы пытаетесь устоять перед искушением, это вызывает небольшой стресс, так как ум бросает вызов эмоциям. Префронтальная кора — это часть мозга, которая участвует в принятии решений и поведении. При стрессе она «дает сбой». Несколько глубоких вдохов помогут исправить ситуацию и успокоить организм. Вы вспомните, какие важные и полезные цели стоят, после чего возьмете себя в руки.

Используйте аффирмации

Это могущественный инструмент, который отлично работает при длительной практике. Когда вам трудно контролировать желание делать то, что не нужно делать, поощряйте себя придерживаться плана. Исследования показывают, что аффирмации улучшают самоконтроль и способствуют более высокому уровню умственного анализа.

В следующий раз, когда вам будет трудно контролировать свое желание курить, вместо того, чтобы сказать себе: «Я не могу сопротивляться», подумайте: «Я не хочу курить» или «Я хочу быть здоровым человеком».

Когда вы говорите «Я не могу», то отправляете сообщение своему мозгу, что заставляете себя делать то, чего не хотите. И он радостно потакает этому желанию. Говоря «Я не хочу этого делать», вы напоминаете себе, что не собираетесь принимать участие в этой дурной привычке.

Отложите соблазн на потом

Это еще одна уловка, которую лучше всего использовать в комбинации с другим советом. Когда в следующий раз возникнет непреодолимое желание посмотреть видео на YouTube вместо работы, скажите себе: «Не сейчас. Отложу просмотр на потом».

Лучше всего работает фраза: «Я поработаю еще полчаса, а потом займусь тем, что мне нравится». Если через 30 минут соблазн возникнет снова, можно провернуть этот трюк еще раз. Но, скорее всего, этого не понадобится, потому что оставаться занятым текущей деятельностью для мозга проще, чем переключаться на что-то другое.

Измените окружающую среду

Выясните, в каких местах негативная привычка получает самые сильные триггеры. Изменение окружающей среды поможет противостоять соблазну.

Если хотите бросить пить, то, возможно, придется прекратить смотреть футбол, чтобы не посещать бар вместе с друзьями. Избегайте соблазна как можно дольше при помощи самых разных ухищрений.

Медитируйте

Медитация помогает контролировать свои мысли и чувства, а также повышает эмоциональный интеллект. Что в свою очередь улучшает внимание, управление стрессом и самосознание.

Исследования на этот счет проводились разные, но если сделать из них один вывод, то он будет таким: восемь недель ежедневной медитации значительно увеличивают самоконтроль. Осознанность позволяет сосредоточиться на дыхании, чувствах и ощущениях, что повышает способность мозга противостоять деструктивным мыслям.

Вы наверняка это видели сами: люди, регулярно практикующие медитацию, кажутся спокойными и способными контролировать свое поведение.

Высыпайтесь

Мы уже говорили о том, что самоконтроль и сила воли являются ограниченными ресурсами. Если плохо спать, то их будет еще меньше, чем обычно.

К тому же, если вы мало спите, то не в состоянии принимать взвешенные решения, что обязательно приведет к тому, что в сложный момент сдадитесь, не найдя нужных слов для того, чтобы взять себя в руки.

Хороший ночной (а также дневной) сон может полностью восстановить ваши резервуары. Выясните, сколько вам нужно сна и никогда не жертвуйте им ради сиюминутных радостей.

Четко определите, что будете контролировать

Размытая цель — худший враг самоконтроля. Если вы ставите ее как «Не хочу больше опаздывать» или «Не хочу отвлекаться», то это не приведет ни к чему хорошему.

Вместо этого проанализируйте свой привычный распорядок дня, а также окружающую среду. Конкретная цель поможет улучшить самоконтроль. Например: «В течение часа я не буду брать в руки телефон и проверять социальные сети».

Записывайте все свои импульсивные мысли

Несмотря на свое расположение в конце списка, это одна из лучших стратегий. Вы должны записывать все свои импульсивные мысли, которые мешают придерживаться плана. В этом есть три плюса:

  • Вы научитесь работать с негативными мыслями.
  • Вы станете обращать на них сознательное внимание.
  • Вы увидите, какие смехотворные оправдания себе придумываете.

Особенно важно третье: человек проявляет удивительные творческие способности, когда хочет поесть вредной пищи («Заслужил!») или закурить («У меня стресс!»). Ведь нужно жить в пещере, чтобы не понимать, что сигарета как раз и вызывает стресс, а не снимает его. А также иметь странную логику, считая, что можно заслужить право разрушать свой организм. Оправдания — это то, на что вы должны обращать особое внимание.

Записывайте все подобные мысли, особенно когда хотите сдаться.

Смотрите на общую картину

Практичные люди всегда смотрят на общую картину, ведь это помогает достигать долгосрочных целей. При работе над сложным проектом может возникнуть соблазн отдохнуть недельку. Но если вы посмотрите на все глобально, то поймете, что этот поступок лишь отдалит вас от финала и в итоге сделает несчастнее.

Чем опасен высокий уровень самоконтроля

Завышенный уровень самодисциплины ведет к постоянному напряжению психики. Пропадает навык свободно проявлять чувства.

Чувства имеют особенность накапливаться. Они выходят наружу самостоятельно в самый неподходящий момент или выражаются в виде приобретения болезней.

По данным статистики, до 63% замкнутых в себе индивидов, подвержены сердечным недугам и заболеваниям ЖКТ.

Чтобы избежать подобного развития событий, необходимо заниматься профилактикой. Снять накопившееся напряжение хорошо помогают крики в воздух в безлюдных местах, битье посуды. Показаны занятия каким-нибудь боевым искусством.

Наши бесы никогда не погибнут – всегда находясь рядом. Демоны ходят, держа нас за руку, нашептывают и обнимают во время сна. Никто не в силах прогнать их от себя, но в силах выстроить сосуществование. Кто-то встанет на путь игнорирования. Кто-то превратится в раба. А кто-то устанавливает контроль над ними и ежесекундно следит за соблюдением правил, которые были установлены им самим. Виктор Усманский.

Отлично зарекомендовали себя приемы, называемые ауто-тренингом. Он приводит в норму психологическое состояние и дает ощутимый положительный эффект в обучении самоконтролю.

Простые упражнения для прокачки самоконтроля

Тема – как развить самоконтроль – обширная и многогранная. Необходимо понимать, что без определенных компонентов самообладание теряет всякий смысл. Правильное формирование выдержки зависит от способности человека контролировать свое поведение в разных жизненных ситуациях. В данном вопросе особое значение имеет самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Иными словами, каждый человек должен настраивать себя на позитивный исход в любой ситуации. Удобной формой самоконтроля являются объективные показатели, ориентируясь на которые можно управлять своим состоянием.

Как развить самоконтроль

Конечно, повседневные проблемы могут вывести из состояния равновесия. По мнению психологов, лучшие методики, направленные на развитие самообладания – это медитация, йога, размышления. Суть большинства методик заключается в диалоге с собой. Это помогает понять – чего на самом деле хотят душа и тело. Специалисты рекомендуют отказаться от плотских желаний, больше времени проводить на природе, поскольку духовное развитие – это основа самоконтроля.

Важно! Регулярные занятия позволяют выработать самообладание на уровне привычки, а как известно, от привычки сложно отказаться.

Воспитывать в ребенке дисциплину необходимо с самого детства, прививать навыки самоконтроля за эффективностью самостоятельных занятий. Самообладание – необходимое качество в жизни, поскольку такие дети в будущем занимают успешные, серьезные должности, строят карьеру и не бояться трудностей. Научиться контролировать себя во взрослом возрасте гораздо сложнее, чем в детстве.

Как взрослым научить ребенка самообладанию:

  • воспитание – дети во всем подражают родителям, поэтому лучший пример самообладания – собственный;
  • режим дня – у ребенка должен быть четкий распорядок дня, это лучший способ развить и укрепить чувство ответственности;
  • правильное питание – придерживаться правильного питания достаточно сложно, поэтому это одна из методик формирования самообладания;
  • пунктуальность – приучите ребенка вести ежедневник и регулярно записывать свои дела и намеченные цели;
  • по возможности посещайте с ребенком тренинги и семинары, посвященные личностному развитию.

Важно! Особое внимание уделите развитию самоконтроля в учебной деятельности.

Лучше всего формирует самоконтроль спорт. Ежедневные тренировки вырабатывают дисциплину, требуют ответственности и умения взаимодействовать в команде.

Самоконтроль при физических упражнениях

Спортсмены, занимающиеся физическими упражнениями профессионально, доподлинно знают, что нужно постоянно контролировать себя во время нагрузок.

В спорте важен самоконтроль

Самоконтроль не в силах заменить обследование у доктора, но будет полезным в виде дополнения. С его помощью профессионал сможет оценить результаты тренировки и персональную выносливость. Такой подход позволит ввести координацию нагрузок и режим посещения спортзала.

Самоконтроль атлета основан на наблюдении за совокупностью критериев, которые дают возможность оценить картину самочувствия, а именно:

  • продуктивность сна;
  • эмоциональный настрой;
  • присутствие аппетита;
  • показатели здоровья;
  • желание или нежелание посещать тренировки;
  • изменение веса;
  • пульс;
  • присутствие усталости;
  • оценка дыхания в напряжении и покое.

Анализ этих данных дает подробное представление об общем состоянии организма спортсмена. При малейших подозрениях о наличии отклонений необходима консультация врача, который выявит полную карту здоровья и сформирует полезные советы по самоконтролю (соблюдение режима дня, сбалансированности питания, личной гигиены).

Книги

  • «Стрессоустойчивость» Шэрон Мельник
  • «Психология эмоций: чувства под контролем» Дэн Дубравин
  • «Сила воли. Как развить и укрепить» Келли Макгонигал
  • «Развитие силы воли» Уолтер Мишел
  • «На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен
  • «Психология достижений» Хайди Грант Хэлворсон
  • «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности» Брайан Трейси
  • «Не откладывай на завтра. Краткий гид по борьбе с прокрастинацией» Тимоти Пичил
  • «18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать действительно важные дела» Питер Брегман
  • «Будь лучшей версией себя» Дэн Вальдшмидт

Порой, чтобы развить самоконтроль, нужно постоянно о нем думать. То, что преобладает в мыслях, становится чем-то ощутимым и мы начинаем быть осознанными. Поэтому не только думайте об этом навыке, но и получайте множество информации: читайте блоги, книги, смотрите видео на эту тему.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • 10 способов улучшить силу воли
  • Состояние потока: что это и как в него войти
  • Самоконтроль: что это и как его развивать
  • 6 научных способов принятия решений
  • Воля и волевые действия
  • Способы тренировки и развития силы воли
  • Преодоление негативного поведения
  • Лучшее за год. Часть вторая
  • Несколько способов развития силы воли от «Отца самоконтроля»
  • 21 волшебный день: как легко за три недели выработать привычку

Ключевые слова:_D1034, 1Психорегуляция, 4Психорегуляция

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: