Психологическая характеристика волевого самоконтроля

Определение самоконтроля

Самоконтроль это способность сконцентрироваться на задаче и использовать внутренние ресурсы организма максимально эффективно, невзирая на внешние раздражители.

Определение и понятие в психологии

Самоконтроль это в психологии совокупность мыслительных процессов, позволяющих перманентно анализировать свое поведение, контролировать действия и собственное психическое состояние. Совершенство самоконтроля, прежде всего, включает в себя абсолютное понимание своей природы, недостатков и сильных сторон характера.

Внимание! Одно из направлений развития – искоренение вредных привычек, используя только силу воли, не позволяя себе терять самообладание.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

Самоконтролирование спортсмена включает регулярное наблюдение за личным состоянием своего здоровья, а также физического развития.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями не заменяет врачебного контроля, он только выступает дополнением к нему. Благодаря самоконтролю спортсмен оценивает эффективность занятий спортом, соблюдает режим тренировок, правила личной гигиены, закаливания и т.п.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями помогает в анализе влияния физических нагрузок на весь организм, что позволяет правильно проводить и планировать тренировочное занятие.

Самоконтроль физического состояния включает общедоступные простые наблюдения, учитывает субъективные показатели (настроение, сон, аппетит, потливость, желание тренироваться), а также данные объективных исследований (массу тела, ЧСС — частоту сердечных сокращений, ЧД — частоту дыхания, становую и кистевую динамометрию).

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями позволяет тренеру определить признаки перегрузок и откорректировать тренировочный процесс. Проведение самоконтроля предусматривает ведение дневника. Дневник дополняется характеристикой тренировочных нагрузок (килограммы, километры, продолжительность).

Виды самоконтроля

Термин самоконтроля, с точки зрения социологии, рассматривается как аналитический процесс, ищущий сходства личных действий с общепринятыми идеалами. Педагогика не берет во внимание отношение к обществознанию и делит самоконтроль на два вида:

  • непосредственный;
  • опосредованный.

Рефлексия — что это в психологии, определение

Непосредственный является естественным видом, не зависящим от знаний или стремлений личности, происходит естественным путем, без привлечения мотиваторов, оценочных суждений и сравнительных условий. Как правило, осознается индивидуумом по факту завершения пережитой ситуации и становится итогом сложившего мнения о самом себе.

Опосредованный вид является принудительным, развивается в результате искусственного обращенного внимания на свои повседневные действия, с целью определить характер поведения с фиксацией результата для дальнейшего анализа и коррекции.

Внимание! Степень заинтересованности человека своим развитием заложена во врожденном непосредственном виде самоконтроля.

Контроль и самоконтроль

Контроль в широком понимании подразумевает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью предполагает обратную внешнюю связь и осуществляется педагогом. Он включает обратную внутреннюю связь, выступая в виде самоконтроля учащегося. Контроль является важной составной частью в процессе обучения или его звеном. Используемая система контроля в учебных заведениях, а именно оценивание, применялось издавна. Главным недостатком контроля считают ежедневный устный опрос, поскольку он является выборочным и случайным, что позволяет отдельным учащимся непостоянно работать. Педагог не может контролировать, что усвоено каждым учащимся. Большинство педагогов применяют оценивание для давления на учащихся, что напрягает обучающую обстановку. При таком оценивании учебно-познавательные мотивы отодвигаются на задний план, что искажает весь учебный процесс.

Внешний контроль, а также оценивание педагогом являются при проверке знаний учащихся единственными методами контролирования. По этой причине у учащихся не формируются привычки, а также самооценка и самоконтроль.

Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод о важности совершенствования применяемой системы контроля, а также оценивания в учебе. Такие предложения выносят на обсуждение новаторы средней и высшей школы.

Учебная осмысленная деятельность должна включать три составных части:

  • ориентировочно-мотивационную;
  • операционально-исполнительную;
  • рефлексивно-оценочную.

Эти части обязательно должны быть осознаны, а также реализованы. Задача педагога — обучить учеников такой учебной деятельности, при которой будут охвачены все составляющие части.

Система контроля и оценивания в учебном процессе включает:

  • внешний контроль, а также оценка педагогом деятельности учащихся и ее результатов;
  • самоконтроль и самооценка учащимися своей работы и своих результатов;
  • контроль и оценка учебной деятельности, а также ее результатов экспертами-учащимися.
  • сочетание самоконтроля и контроля, самооценки и оценки деятельности учащегося, а также ее результатов.

Оценка показывает результаты контроля. Оценка определяет степень соответствия результатов нормам. Способы оценивания получили названия: сопоставительный, нормативный, личностный.

Что влияет на самоконтроль человека

Абьюзер мужчина — признаки и определение в психологии

Сила воли является основополагающим компонентом самоконтроля личности. Умение концентрироваться на необходимых вещах, игнорируя собственные чувства, желания и даже инстинкты – результат обретения крепкой воли, которая с рождения дается человеку незрелой. Взрослея, каждый развивает эту черту характера насколько хватает способностей, желания и необходимости.

Внимание! Крепость силы воли имеет генетическую наследственность. У безвольного родителя очень редко рождается волевой наследник. Прилагая усилия, можно превзойти генетику и улучшить ее для своего потомства.


Тренировка силы воли

Самоконтроль в психологии принято считать торжеством рефлекторного мышления над импульсным. Сложность обретения такого умения заключается в том, что инстинктивно в каждого заложен импульсный тип поведения. Это значит, что на любой раздражитель в мозгу человека образуется первая моментальная реакция, которая по своей природе очень эмоциональна. Рефлекторный тип мышления срабатывает гораздо позднее и основывается на жизненном опыте и приобретенных знаниях.

В качестве примера можно привести внезапную встречу человека с крупной собакой на пустынной улице. Первая импульсная реакция – бежать. Но, если человек сумеет не растеряться и вспомнить, что бегать от собак небезопасно, он найдет в себе моральные силы идти дальше, не совершая резких движений, или вовсе остановиться и ждать, пока собака ни уйдет.

Психологическая характеристика волевого самоконтроля

Воля — наш главный инструмент в борьбе за самих себя. Волевые люди средних способностей нередко достигают многого, а безвольные, как правило, ничего [31].

Обладать волей — значит обладать способностью управлять своим поведением, преодолевать трудности, в достижении поставленной цели [31].

Воля связана с различными сторонами психики: познавательными и эмоциональными. Как нам известно, человек всегда размышляет о предстоящей работе: выясняет цели и задачи, этапы работы, ожидаемый результат и т.д. Все это сопровождается разнообразными эмоциональными переживаниями. В то же время является стимулятором активных действий. Благодаря воле, а так же и самоконтролю, люди создают материальные и духовные ценности, совершают подвиги и преодолевают трудности в различных жизненных ситуациях [31].

Самоконтроль – это волевое свойство, нужное любому человеку, преподает он в школе либо напротив, обучается [32]. В разных обстановках он выражается в умении избежать раздор, не позволив проявится эмоциональному взрыву [32].

Аристотель ввёл мнение воли как объяснительное, чтобы различать поступки, совершаемые на основании умного решения субъекта, от поступков, вызванных его желаниями, и не сами сообразно себе познания являются предпосылкой умного поведения, а держава, вызывающая действие сообразно интеллекту. Она зарождается в мудрой части души, средством соединения умного решения с хотением, придающим решению побудительную силу, и само хотение обуславливается побудительной силой рвения, а волю Аристотель сводил к управлению, а конкретно:

а) средством интеллекта побудительной силой хотения человека;

б) маршрутом придания исходному материалу побуждения к предмету;

в) средством торможения побуждения, когда интеллект дает подсказку, что необходимо избежать рвения к тому либо другому объекту.

Деяния и поступки, исполняемые сообразно решению самого человека, Аристотель считал случайными. Он считал, что воля не лишь активизирует, однако и избирает произвольные деяния, а еще регулирует их воплощение, а дееспособность человека обладать собой приписывал деянию волевого истока, однако хоть какое волевое перемещение сообразно Аристотелю владеет естественные основания.

Р. Декарт считал, что задачка воли — сражение со страстями, какие появляются под воздействием вещей. Воля может замедлять движения, вызываемые страстью.

Он считал что:

• разум-орудие воли;

• воля помогает руководствоваться определёнными правилами, вытекающими из понятий о добре и зле;

• воля связана с нравственностью. [30]

А.Н. Леонтьев разглядывал формирование случайного поведения в связи с развитием и дифференциацией мотивационной сферы.

• Воля как долженствование [30].

Этот подход к пониманию воли присущ грузинским психологам. Они рассматривали ее как один из побудительных механизмов, наравне с актуально переживаемой потребностью. Согласно понятию Д.Н. Узнадзе, механизмы воли таковы, что источником деятельности, либо поведения — является не импульс актуальной потребности, а установка на действие (желание) [30].

Ш.Н. Чхарташвили: «Воля призвана работать побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего общественным потребностям, какие приняты субъектом (я обязан).

• Воля как особенная форма психической регуляции

Одним из первых исследователей обративших интерес на волю как необыкновенную форму психической регуляции поведения был М.Я. Басов. Он говорил: «Воля — психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции…» [30].

Власть личности над своими душевными состояниями выделял он лишь при наличии в ее составе единства некого регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность постоянно владеет в реальности.

Регулирующую роль воли подмечают А.Ц. Пуни, Б.Н. Смирнов, П.А. Рудик, Н.П. Ранохин М. Брицихин и другие [23].

• Воля как механизм преодоления внешних и внутренних препятствий и проблем.

• Воля как произвольное управление поведением и деятельностью человека.

Е.Д. Хомской под произвольностью высших психических функций понимается способ намеренного управления психическими функциями [30]. Б.В. Зейгарник с соавторами упоминает о «развитии саморегуляции как осмысленного управления собственным поведением» [30].

Трактовка воли встречается и у В. Калина: «Воля — это система механизмов сознания, обеспечивающая самоуправление…» [30].

У В.И. Селиванова находим: «Основная особенность волевой регуляции заключается в сознательной мобилизации личностью своих психических физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий» [30].

• Воля как самоуправление

Воля (или произвольность) — это самоуправление собственным поведением через сознание, которое подразумевает независимость человека не только в принятии решения (пресловутая свобода воли), но так же и в инициации действий, их осуществлении и контроле. В лингвистике присоединение местоименного прилагательного само к тому, либо другому слову владеет вполне определённое словообразовательное значение, которое содержится в обозначении направления действия на такого, кто его осуществляет. Отсюда ключевой сущностью воли является самобытность. Именно она отличает произвольное управление от непроизвольного управления.

В хрестоматии [30] самоконтроль понимается как сознательный контроль, осуществляемый человеком над своим поведением, мыслями и чувствами, регулирование и планирование своей деятельности.

Самоконтроль позволяет человеку сознательно изменять направление своих мыслей, удерживать себя от нежелательных действий.

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека.

Является условием адекватного и психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности.

Многообразие его механизмов подчиняется иерархическому принципу организации. Они, эти механизмы, имеют место от протекания познавательных процессов до выбора мотивов поведения.

Несомненно, также, что самоконтроль является компонентом процессов управления (саморегулирования) систем качественной различной природы, где человек является в высшей степени сложной системой.

Для более наглядного представления о проявлениях самоконтроля рассмотрим деятельность человека-оператора, осуществляющего контроль над техническими средствами.

Самоконтроль включён во все виды психических явлений. Виды классификаций самоконтроля: временной, пластический, скелетный, а еще принцип произвольности самоконтроля.

Во временной принцип вступают: подготовительный, текущий (промежуточный) и результирующий виды самоконтроля.

В связи с этим различают: зрительный, слуховой, тактильный и др. виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемый через внешние каналы обратной связи, по которым поступает контрольная информация. Такой самоконтроль преобладает в повседневной жизни человека.

В соответствии с пространственным принципом, регулируемая со-составляющая и лично эталон поступает в действие сличения по каналу различной модальности.

В связи с этим распознают: визуальный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля. В процессе жизнедеятельности человека преобладает самоконтроль, выполняемы через наружные каналы обратной связи, при помощи которых поступает контрольная информация. Такой самоконтроль преобладает в поведенческой практике человека.

В согласовании со структурным принципом, свойственные человеку, многообразие устройств самоконтроля поддается иерархическому принципу организации. Огромный смысл для действенного решения установленных задач перед спецконтингентом владеет важная черта характера человека, помогающая ему осуществлять руководство над самим собой, сохранять умение к осуществлению поступков в затрудненных ситуациях, такая черта, как самообладание.

Если эта черта у человека сильно развита, то он может при любых, даже чрезвычайных обстоятельствах подчинить свои эмоции голосу рассудка, не допустить деструктивного поведения в ситуации, требующей самоорганизованности и самообладания. Главное оглавление этого характеристики сочиняет служба двух психологических устройств: самоконтроля и устранения (воздействия).

Если самоконтроль укрепляет факт рассогласования, то этот итог является толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло.

Когда говорится о воле и самоконтроле, подразумевается их взаимное проникновение друг в друга. Поскольку четкого определения волевого самоконтроля не существует, а есть только понятие (волевой контроль).

Наиболее лучшее проявление действия самоконтроля мы наблюдаем в так называемой оценке волевого потенциала человека, в этом случае используют качественную шкалу «сильная-слабая».

Когда говорят, что этот человек отличается сильной волей, подразумевают при этом, что он умеет преодолевать трудности, способен достигать поставленных целей, даже в самых неблагоприятных условиях. И напротив, человека характеризуют как слабовольного, если он предпочитает скорее отказаться от воплощения своих собственных замыслов, чем попытаться найти в себе силы, чтобы наперекор возникшим препятствиям всё-таки достигнуть желаемого.

Однако, представление о том, что сильной воле всегда сопутствует развитый самоконтроль, является на наш взгляд, достаточно упрощенным. На самом деле следует принимать во внимание характер взаимосвязи воли и самоконтроля как свойств личности. Различные степени выраженности этих свойств приводят к разнообразию форм их совместного проявления. Ориентируясь только на полярные значения воли и самоконтроля по той же шкале «силы-слабости» можно привести примеры, иллюстрирующие особенности их сочетания.

Человеку с сильной волей могут быть присущи определенные слабости в сфере самоконтроля, например, эмоционального.

Слабовольный человек может испытывать повышенную потребность в самоконтроле. Это тип осторожного, робкого, нерешительного человека, который с помощью тщательного самоконтроля стремится организовать свою жизнедеятельность таким образом, чтобы свести к минимуму саму возможность встречи с трудными ситуациями, преодоление которых потребовало бы от него волевых усилий.

Итак, в основе волевого компонента лежит готовность к совершению волевого усилия по преодолению познавательного затруднения и его осуществление в деятельности. Каждый из компонентов играет определённую роль, и если нет в наличии одного компонента, то и самоконтроль не может быть осуществлён в полной мере.

Выводы по главе 1

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в поведении. Так же, на развитие агрессивности подростка могут повлиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Проблема агрессии стала в наши дни не только юридической, психолого-педагогической, но и морально-этической.

Под мотивационным компонентом самоконтроля мы понимаем внутренние побуждения, которые возникают в результате осознания противоречия между существующими у юношей знаниями, умениями и навыками и необходимостью овладения новыми более объёмными и качественно совершенными.

Как улучшить навык самоконтроля

Ригидность психики — что это такое, определение

Уровень самоконтроля – величина непостоянная и поддается коррекции, если прикладывать достаточное количество усилий.

Анализ последствий

Для совершенствования себя необходимо детально разбирать каждую значимую ситуацию прожитого дня. Особенно это важно, если были какие-то спорные или конфликтные моменты. Нужно постараться подробно вспомнить каждую мелочь, чтобы дать оценку своим поступкам и словам, после чего мысленно откорректировать собственное поведение и запомнить полученный результат. В следующий раз, когда случится подобное, человек уже сможет, не поддаваясь волнению и панике, действовать спокойно и уверенно.

Правильная мотивация

Обучение любому ремеслу проходит гораздо успешнее, если процесс приносит удовольствие. Для достижения результата нужно правильно себя заинтересовать. Способность превратить важное дело в хобби может сделать счастливым любого человека. Преуспевая в своей деятельности, личность обретает гораздо больше душевных сил для развития самоконтроля.

План действий

Беспорядок даже в мыслях не способен привести к результату. Абстрактные желания развивать себя так и останутся желаниями, если их не определить во временные рамки со строго ограниченными сроками. Лучше всего завести блокнот самосовершенствования, в котором будут расписаны задания по дням недели, месяцам или часам, в зависимости от долгосрочности каждого.

Дисциплина и режим

Понятие самоконтроля тесно связано с внутренней культурой человека. Если дать себе удобный и продуктивный распорядок дня, который будет сочетать грамотно распределенную нагрузку и время для отдыха, удастся более продуктивно расходовать невосполнимый ресурс времени.

Пунктуальность

Опаздывающий человек никогда не узнает, что такое самоконтроль. Все великое начинается с малого. Элементарная задача прибыть в заданный пункт к указанному времени для многих становится невыполнимой. Нужно обрести определенный уровень собранности и ответственности, чтобы прогнозировать события для грамотного расчета времени.


Пунктуальность как умение рассчитывать свое время

Книги

  • «Стрессоустойчивость» Шэрон Мельник
  • «Психология эмоций: чувства под контролем» Дэн Дубравин
  • «Сила воли. Как развить и укрепить» Келли Макгонигал
  • «Развитие силы воли» Уолтер Мишел
  • «На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен
  • «Психология достижений» Хайди Грант Хэлворсон
  • «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности» Брайан Трейси
  • «Не откладывай на завтра. Краткий гид по борьбе с прокрастинацией» Тимоти Пичил
  • «18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать действительно важные дела» Питер Брегман
  • «Будь лучшей версией себя» Дэн Вальдшмидт

Порой, чтобы развить самоконтроль, нужно постоянно о нем думать. То, что преобладает в мыслях, становится чем-то ощутимым и мы начинаем быть осознанными. Поэтому не только думайте об этом навыке, но и получайте множество информации: читайте блоги, книги, смотрите видео на эту тему.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Способы тренировки и развития силы воли
  • Преодоление негативного поведения
  • Несколько способов развития силы воли от «Отца самоконтроля»
  • Самоконтроль: что это и как его развивать
  • Лучшее за год. Часть вторая
  • 10 способов улучшить силу воли
  • Состояние потока: что это и как в него войти
  • 21 волшебный день: как легко за три недели выработать привычку
  • Воля и волевые действия
  • 6 научных способов принятия решений

Ключевые слова:_D1034, 1Психорегуляция, 4Психорегуляция

Кто обладает высоким уровнем самоконтроля

Многие профессии обязывают иметь определенные навыки самообладания. Однако существуют некоторые виды деятельности, где именно высочайший самоконтроль является обязательным условием для допуска к труду:

  • медицина, в частности, хирургия и акушерская деятельность;
  • военная служба, особенно в разведывательных управлениях и у снайперов;
  • оперативная служба;
  • дипломатия, как на международном, уровне, так и на корпоративном.


Хирургия – среда профессионалов

Интересно. На любой должности человек обязан забыть о личном и выполнять свои обязанности. Иными словами, каждая профессия предполагает наличие достаточного уровня самоконтроля у соискателя. Большинству видов деятельности отвлеченность сотрудника на личные интересы не наносит фатального ущерба, в отличие от специфических профессий.

Полезно каждому, кто хочет добиться успеха на службе, задуматься на тему «какой уровень моего самоконтроля, и какова его роль в моей жизни». Если хотя бы раз в день человек будет вспоминать о роли собственного прогресса, подсознательно он начнет обращать внимание на свое поведение и предпринимать попытки коррекции.

Значение самоконтроля в жизни человека

Когда люди не могут контролировать свои желания и поступки, это сравнимо с отключением разума в большей или меньшей степени. Субъект не в состоянии рационально мыслить, дать трезвую оценку своим действиям.

Контроль над эмоциями позволяет здраво воспринимать жизнь во всех ее отраслях. Подобный навык поможет избегнуть лишней агрессии в семейных делах или среди коллег.

Овладение методикой самоконтроля основано на отработке и неукоснительном следовании назначенному графику. Способность жить по режиму положительно сказывается на самосовершенствовании.

Первичные основы будущего характера закладываются еще в детстве. Поведение родителей станет примером для ребенка. Когда взрослые умеют быть сдержанными в диалоге и находят компромиссы – дети копируют реакцию и в подобных случаях ведут себя аналогично.

Основы характера закладываются в детстве

Когда личность умеет сдерживать эмоции, это служит подспорьем в сложных жизненных ситуациях, помогает собраться с силами и поставить себе определенные границы для достижения цели.

Умение сдерживать себя имеет особую важность в следующих случаях:

  • Форс-мажор. При возникновении экстремальной ситуации у контролирующих себя людей больше шансов покинуть ее достойно, а не совершать глупости, руководствуясь импульсивностью.
  • Общественная деятельность. Уметь выбирать слова и сдерживать эмоции, найти компромисс в любой ситуации – очень полезная черта тогда, когда требуется выдержка и дипломатия.
  • Быт. Если один из участников ссоры умеет держать себя в руках — конфликт пресекается в зародыше.
  • Занятия спортом. Спорт опутан ограничениями: режим дня, время тренировки, специальное питание. Каждый спортсмен обязан контролировать себя, чтобы добиться успехов.

Важно понимать собственные финансовые возможности и при необходимости ограничивать желания.

Чем опасен высокий уровень

Существуют личности, настолько увлеченные самосовершенствованием и саморазвитием, что кажется, будто они родились лишенными естественных человеческих слабостей. Кажется, им чужды леность, усталость, смена настроения. Окружающие о таких людях говорят: «он состоит из микросхем», что свидетельствует о полном отсутствии вредных привычек, железной воле и постоянной концентрации внимания на деле.

Такие люди рискуют обрести психологические проблемы самоконтроля, которые заключаются в искоренении чувственности по отношению к своим близким. Привычка максимально продуктивно мыслить и действовать вынуждает со временем воспринимать вечерние семейные беседы как пустую трату времени. Самоконтроль часто трансформируется в черствость, что негативно влияет на отношения внутри семьи или коллектива.

Сдерживание естественных эмоций негативно отражается и на физическом здоровье, особенно на сердечно-сосудистой системе. Это связано с постоянным контролем всплесков нервной системы, которые могут приводить к повышению артериального давления, потому как самоконтроль человека не допускает это обнародовать.


Саморазвитие – лучший мотиватор

Для всех, кто хочет повысить уровень самоконтроля, существуют разнообразные индивидуальные и групповые занятия, на которых профессиональные педагоги-психологи делятся секретами человеческих способностей, таящихся за умением сохранять самообладание в любой ситуации. Вводный курс обычно краткий и включает общие понятия, после чего каждый выясняет свою степень заинтересованности обучением. Важно помнить, что человек создает себя сам. Желание сделать себя лучше всегда было лучшим мотиватором к действию.

Преимущества самоконтроля

Когда человек умеет себя контролировать, он выгодно выделяется среди остальных.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Такой личности доступны следующие качества:

  • свобода – отсутствуют внешние ограничения для развития;
  • умиротворенность – появляется благодаря здравой самооценке и вере в себя;
  • самоуважение – человек смотрит на себя глазами окружающих, приобретает умение направлять свои чувства и поступки в достойном направлении;
  • опыт – способность управлять собой учит управлять другими.

Во время постижения техники самоконтроля, осваивается новый уровень терпения, помогающий исправить внутренние недостатки и одолеть внешние преграды.

Что такое самоконтроль?

Самоконтроль — это умение брать под контроль свои мысли, эмоции, поведение, применяя для этого необходимые волевые усилия. Этот навык обеспечивает конкурентоспособность человека, повышает его шансы на успех в выбранном деле. Все, чем бы ни занимались люди, требует от них сосредоточенности и последовательности действий.

По мнению лауреата Нобелевской премии, израильско-американского психолога Даниеля Канимана – самоконтроль обеспечивает протекание эмоционально напряженных рассуждений или выполнение сложных действий.

К слову, не стоит путать самоконтроль и вытеснение эмоций. Ведь контроль своих мыслей или эмоций не означает их подавление. Вытеснение – это желание просто скрыть то, что происходит на душе, без понимания причин и возможных последствий.

Пройти тест на тип личности

Что влияет на самоконтроль?

Изучая самоконтроль, психология тесно связывает его с понятием саморегуляции человека. Возможность контролировать себя обусловлена физиологическими и психическими особенностями индивидуума. Первые закладываются генетически. Вторые развиваются в процессе воспитания и социализации.

Если брать во внимание биологическую сторону явления, то за функцию самоконтроля отвечает лобная доля головного мозга. При ее повреждениях наблюдаются проблемы в поведении человека. Со слабым развитием этого участка мозга связывают асоциальное поведение, включая чрезмерную агрессивность или криминализацию.

С точки зрения психологии, самоконтроль человека зависит от взаимодействия двух противоположных систем: импульсной и рефлекторной. Система импульсов подталкивает нас к немедленному реагированию на изменения окружающей среды, особенно те, которые сулят удовлетворение. Система рефлексов, наоборот, помогает предвидеть результаты поступков и корректировать их.

Например, если решившая сесть на диету полная девушка, при виде шоколадки, забудет обо всем и съест ее, то нею будут управлять импульсы. Если же она вспомнит, что после сладостей попа станет еще больше, значит, в ее мозгу сработает условный рефлекс: «одна шоколадка – плюс один размер одежды». Самоконтроль заключается в умении бороться с импульсивностью поведения, поддерживать эмоциональный баланс на надлежащем уровне.

Показателен в данном плане эксперимент американского психолога Уолтера Мишеля, названный «зефирным тестом». Ученый доказал тесную взаимосвязь между волевыми качествами личности и ее успешностью. В рамках исследования группе детей было предложено по кусочку зефира. Те, кто смог удержаться 15 минут, чтобы его не съесть, получили добавку. Если же ребенок поддавался соблазну и лакомился сладостью, то второй кусочек ему не доставался.

Записав результаты теста, Уолтер Мишель последующие 40 лет наблюдал за тем, как складывалась жизнь этих ребят. Как выяснилось, те дети, которые умели проявлять свои волевые качества, намного меньше подвергались стрессу, различного рода зависимостям, эмоциональным проблемам во взрослой жизни.

Значение самоконтроля в жизни человека переоценить сложно. Возникает резонный вопрос. Можно ли улучшить этот навык?

Пройти тест на характер человека

Объективные показатели самоконтроля

Специалисты используют несколько групп, чтобы оценить уровень самоконтроля:

  • субъективные показатели;
  • объективные показатели самоконтроля.

Наиболее удобной формой самоконтроля являются объективные показатели, которые указывают степень влияния той или иной ситуации на эмоциональное и физическое состояние.

  • Пульс.
  • Частота дыхания.
  • Масса тела.
  • Тесты физиологического характера.

Чтобы наиболее точно оценить состояние человека, необходимо фиксировать данные с определенными интервалами. При оценке состояния специалист руководствуется определенными нормами для каждого критерия. Значительное отклонение от показателей требует симптоматического лечения, то есть, назначения препаратов и мероприятий, направленных на устранение симптомов и причины, которая их спровоцировала. Психологи настоятельно рекомендуют развивать самообладание. В сети Интернет есть много материалов на тему: как научиться самоконтролю, приведены примеры самоконтроля.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: