Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре


Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Чувства: механика и функции

Чувства, в отличие от эмоций, устроены более сложно и не всегда играют адаптивную или мотивационную роль в жизни человека.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к лю­дям, с убеждениями и взглядами.

По своей структуре чувства состоят из двух или более фундаментальных эмоций и логического алгоритма, связывающего их воедино. Например, чувство зависти состоит из эмоций гнева, обиды и презрения, а связывающим алгоритмом является сравнение с человеком, который достиг успеха в значимых для завистника ценностях (материальных или духовных), желание быть на его месте. При этом не стоит путать зависть с чувством здоровой конкуренции — так называемой белой завистью.

Одно и то же чувство может проживаться и проявляться по-разному, в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии человек находится на данный момент. Например, чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения.

Чувства проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства.

Все чувства можно условно разделить на основные виды: нравственные, интеллектуальные, эстетические, социальные.

1. Нравственные чувства выража­ют отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе (любовь, това­рищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, и др.)

2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами и творчеством (лю­бознательность, радость открытия, сомнения и др.).

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм, цинизм.

Чувство комического резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизнен­ное явление, и тем, за что оно себя выдает.

Юмор — беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен.

Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро-критическое отношение к миру, людям, самому себе.

Сарказм — язвительная насмешка, гневная иро­ния.

Цинизм — издевка, насмешка, основанная на чувстве озлобленности мелкого человека по отношению ко всему, что луч­ше и выше него. Циникам свойственно унижать окружающих.

3. Эстетические чувства проявляются при восприятии или созидании человеком прекрасного. Иными словами, это любовь к красоте. Их объектом являются произведения искусст­ва, природа, люди.

4. Социальные чувства — это чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности, творческое вдохновение, трудовой энтузиазм.

Функций у чувств много: адаптация, мотивация к определенной деятельности, деструкция, специфическое индивидуальное восприятие реальности, отношение к чему-либо, осознание реальности глубже, чем это может позволить логическое мышление.

Однако основные функции чувств следующие:

1. Оценивающая. Положительные и отрицательные чувства показывают, как человек относится к чему-либо.

2. Побуждающая. Чувства могут побуждать человека к действию или наоборот препятствовать этому.

3. На­правление внимания. То, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Как работают гордость, сострадание и благодарность

Гордость, сострадание и благодарность увеличивают самоконтроль, заставляя нас приоритизировать будущее. Они нивелируют то, что в экономике называется «временным предпочтением», что, в свою очередь, помогает сделать выбор в пользу брокколи, а не мороженого.

Эти эмоции позволяют менять желания вместо того, чтобы бороться с ними. Кроме того, они благотворно влияют на организм: снижают частоту сердечных сокращений, улучшают качество сна и укрепляют иммунитет.

Используя терминологию Дэвида Брукса, можно сказать, что эти эмоции устраняют дихотомию между стремлением жить «для резюме» (то есть строить успешную карьеру) и «для панегирика» (то есть оставить по себе добрую память). Эксперименты показывают, что способность к самоконтролю повышается в два раза, когда люди испытывают чувство благодарности.

Гордость, благодарность и сострадание — не единственно полезные эмоции, но они самые полезные с точки зрения развития самоконтроля.

Одно существенное отличие этих эмоций от положительных эмоций вроде радости заключается в том, что они непосредственно связаны с социальной жизнью. Радость же появляется не только в результате взаимодействия с другими людьми.

Гордость многим кажется лишней в этой тройке: она превращается в самовлюбленность, когда мы преувеличиваем свои способности или начинаем считать, что хороши во всём.

Секрет в том, чтобы испытывать гордость в отношении тех умений, которыми вы обладаете или которые стремитесь развить. Тогда она может стать мощным источником мотивации: вы начнете совершенствовать навыки, которыми восхищаются окружающие, то есть развивать то, что делает вас ценными для других.

Но нужно учиться гордиться малым, а не только тем, что вы смогли достичь поставленной цели.

Вот несколько советов, как можно развить в себе эти эмоции.

Ведите дневник благодарности

Важно обращать внимание на мелочи. Даже умеренное чувство благодарности полезно. Думайте о тех, кто придержал для вас дверь, подсказал дорогу, уступил место в транспорте. Размышление о подобных мелочах каждый день повышает уровень благодарности.

Исследования показали, что люди с более сильным чувством благодарности в ситуации, подобной зефирному эксперименту, демонстрируют более высокий уровень самоконтроля.

Медитируйте и ставьте себя на место другого

Что касается сострадания, то развить его можно двумя способами. Первый — это медитация осознанности.

Многочисленные эксперименты подтверждают, что практика медитации усиливает чувство сострадания к себе и окружающим. Даже 10-минутные ежедневные занятия дают положительные результаты.

Страница 1

Надо отметить, что центральным в индивидуальной психологии является принцип компенсации. Согласно Адлеру, основным фактором развития личности следует считать наличие конфликта между чувством (комплексом) неполноценности и порожденным им стремлением к превосходству. Последнее и определяется у ребенка в виде цели, которая направляет его помыслы и действия. Стремление человека к преодолению чувства неполноценности часто приводит к неадекватным действиям с его стороны. Отсюда цель воспитания по Адлеру — нейтрализация чувства неполноценности за счет направления его компенсации в полезное русло. Эти приводит нас к еще одному основному понятия индивидуальной психологии — чувству сообщества (социальному чувству).

Именно развитие социального чувства является, по мнению Адлера, важнейшим условием преодоления ребенком существующих у него комплексов неполноценности и превосходства. Более того, он утверждает, что развитие чувства сообщества может помочь человечеству в искоренении войн и преступлений. Социальное чувство, как утверждал Адлер, является своеобразным индикатором нормальности в развитии ребенка. Именно на этом принципе Адлер построил свою педагогическую технологию. Каждое нарушение, приводящее к снижению социального чувства, несет огромный вред развитию ребенка.

Надо отметить, что к понятию социального чувства Адлер пришел значительно позже. Вначале его концепция человека была механистична. Если З.Фрейд преувеличивал значение сексуального влечения, Адлер придавал слишком большое значение склонности к агрессии и стремлению к превосходству как главным движущим силам развития личности, а также фактору комплекса неполноценности с выводимым отсюда понятием компенсации и сверхкомпенсации.

Понятие социального чувства обрело у Адлера настоящую силу лишь в тридцатые годы в период американского творчества. Объективности ради следует указать, что дискуссии по поводу определения чувства сообщества как идеи и реальности совпали с введением и научный обиход философского понятия «социальной априорности» (sozial a-priori), хотя сам Адлер неохотно подтверждал связь между этими понятиями.

Чувство сообщества имеет, по мнению Адлера, решающее значение для индивида, поскольку никогда не оставляющее человека чувство неполноценности, должное привести к достижению совершенства, «сворачивает» в сторону стремления к личной значимости, личной власти. В человеке постоянно борются две силы — чувство сообщества и стремление к превосходству. Эти влиятельные для человека силы определяют его действия и поступки.

Во многих своих книгах А.Адлер комментирует различные ситуации, которые «соблазняют» ребенка отказаться от самого мужества, пользоваться его заменой. Когда ребенок теряет веру в себя, считает Адлер, он выбирает путь скорейшего с его точки зрения психологического успеха, стремясь достичь значительности и превосходства даже бесполезными способами. Это и есть своеобразный «побег в мир фикции», который дает объяснение ошибочному поведению человека. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи различной сложности. Тот, чье чувство неполноценности или недостаточно развитое чувство сообщества привели к потере им мужества, не считает возможным их преодолеть. Оставаясь на стороне полезного, он начинает постепенно отступать от этих задач, становится нерешительным, колеблющимся или, поддавшись искушению, спешно переходит границу двух миров и устраивается в мире фикции.

Таким образом, исходным пунктом побега в мир фикции индивидуальная психология считает ошибочное мнение индивида о невозможности преодолеть поставленные перед ним жизнью задачи. И если хотя бы одни раз человек встал на ошибочную позицию, это может иметь для него печальные последствия. Он все глубже затягивается в болото заблуждения и спорных поступков.

Чем значительнее недостаток социального чувства в ребенке, тем непродуктивнее его форма «я».

Страницы: 1

Еще по теме:

Состав, структура и динамика ценностных ориентации личности Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются таки …

Направленность личности Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «дин …

Определение эмоций и чувств. Наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, вост …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: