Определение понятия
Что такое стереотип? Стереотип в широком понимании — устоявшийся шаблон поведения, штамп, предрассудок.
Нередко стереотипы не имеют никакого отношения к реальности, они созданы мышлением людей на основе поверхностных данных.
Слово состоит из двух: «стерео» — «твердый» и «типос» — «отпечаток», буквально отпечаток в нашем мозге определенного понятия.
Убеждения могут касаться определенной группы людей, например, наличие конкретного признака у расы, поведения, традиций. Нередко приводят к ошибочному восприятию.
Отличие от предрассудков
Эти два понятия схожи, но между тем имеют и отличия.
Первый термин, стереотип — некое обобщение, часто носит коллективный характер, то есть группа людей убеждена в наличии определенного явления.
Например: все русские лентяи. Человек может даже и не понимать, почему он соглашается с определенными стереотипами, но он верит и принимает их.
Предрассудки носят более личный характер, нередко появляются после того, как индивид прошел через сложные события.
Женщину бросил мужчина, и она начинает считать, что весь сильный пол обладает набором негативных черт и от мужчин надо держаться подальше.
Личность может осознавать наличие у нее конкретных предрассудков и критично относиться к ним.
О типах отношения людей к своим болезням читайте здесь.
Эффект стереотипизации
Стереотипизация — что это в психологии? Термин означает процесс формирования устойчивого представления или образа. Они касаются явлений, событий или людей.
Исходя из собственного опыта, человек оценивает события или явление, в итоге формируется определенное представление, которое закрепляется в мозгу. Стереотип — уже сформированное отношение к объекту или явлению.
Когда человек встречается с чем-то незнакомым, его мозг начинает сканировать и искать что-то знакомое. Полученный образ относится к определенной группе явлений, так намного легче классифицировать информацию и при необходимости вытаскивать ее из ячеек памяти.
Механизм стереотипизации
Возникновение определенных психологических клише возникает у людей при обобщении своего опыта, знаний социума (книги, интернет, телевидение и др.) под воздействием определенных физиологических факторов.
Идея возникновения стереотипов доступно изложена в книге Д. Канемана «Думай медленно и решай быстро». Суть ее такова: у индивидуума есть два мышления.
- Система 1. Это интуитивное и быстрое мышление. Оно автоматическое и склонно к ошибкам. Его можно сравнить с подсознанием.
- Система 2. Может формировать определенные суждения о событиях или людях и действовать осознанно. Параллель можно провести с сознанием.
И несмотря на то, что Система 2 может делать осознанный выбор, она часто идет на поводу спонтанной и автоматичной Системы 1.
Так и предрассудки, стереотипы заложены на уровне нейронных связей (или могут образовываться под воздействием каких-либо явлений), поэтому и неосознанное предубеждение может взять вверх перед мышлением высшего порядка и заставить думать (либо поступать) именно таким образом.
Стереотипное мышление и поведение
Мыслить стереотипами — что это значит?
Такое мышление означает, что человек мыслит в основном шаблонами.
Он не ищет и не анализирует новую информацию, наполняя мозг опытом, а сравнивает с тем, что есть в его памяти.
Так проще, кажется, что мир подчинен некому порядку.
Программа может прививаться уже с детства. Это установки, ценности, правила поведения, реакция на события, оценка людей и событий.
Наличие преимущественно стереотипного мышления мешает полноценному развитию личности. Теряется независимость во взглядах и поведении.
Стереотипный способ поведения — что это? Это шаблонное поведение, поощряемое обществом. Личность живет, как все, не выделяется, старается слиться с общей массой. Ей так удобно и комфортно. Шаблонное поведение обеспечивает спокойствие, слияние с социумом.
Стереотипы позволяют доводить действия до автоматизма, но они же тормозят развитие и не позволяют посмотреть на ситуацию с иной стороны. При стереотипном поведении есть установка: делать только так и не иначе.
Стереотипный человек — какой он? Это совершенно обычный, типичный представитель общества. Его поведение обусловлено встроенными установками, навыками, традициями.
Такой личности сложно отклоняться от шаблонов, а нечто новое она воспринимает критически и даже агрессивно, так как это нарушает внутреннюю гармонию и спокойствие. У него есть модель поведения, и он действует и мыслит соответственно ей.
Стереотипизация восприятия
Под данным явлением необходимо понимать то, о чем индивидуум может составить определенное субъективное мнение, основываясь на факторах описанных ранее плюс на убеждениях возникших при восприятии.
Например, мнение о впервые увиденном человеке (или собеседнике) может быть составлено, основываясь на таких данных:
- Антропометрических. Учеными доказано, что красивый человек изначально вызывает большую симпатию и доверие.
- Эмоционально-эстетических. Например, при приеме на работу к человеку в строгом костюме изначально возникает большее уважение и доверие к его профессиональным навыкам. А человек, который улыбается скорее заставит поверить его словам и купить предлагаемый даже некачественный товар. При этом угрюмого человека, предлагающего качественную продукцию, потенциальный покупатель не «услышит» и не купит, несмотря на его логически обоснованные доводы.
- «Проекции на себя». Нередко люди симпатичному для них собеседнику приписывают положительные качества, что есть у самих и наоборот.
- По социологическим группам. Если изначально известно к какой группе принадлежит человек, то это зачастую сильно влияет на его восприятие. Например, учительница – строгая, внимательная, трудолюбивая, а плохо успевающий ребенок – лентяй, хулиган, трудновоспитуемый.
Итак, под воздействием восприятия впервые увиденного человека происходит стереотипизация личности. То есть на основании своих чувств и опыта составляется о нем мнение. И исходя из этого возникает стереотипизация общения. Например, на дорого одетого человека к которому возникло уважение, мы не позволим себе накричать и разговаривать с ним с пренебрежением. А вот если перед нами будет стоять такой же человек, но, например, бывший алкоголик или заключенный, то скорее всего он не вызовет симпатию и уважение, в общении могут проскальзывать более «резкие нотки».
Еще к стереотипизации общения можно отнести правила и нормы поведения, социальные установки в различных ситуациях и др.
В заключении статьи хочется сказать, что предвзятость суждения и возникновение в нашем сознании определенных штампов часто мешает жить и мыслить более широко. Поэтому перед тем, как составить окончательное мнение о людях или о событиях необходимо проанализировать всю информацию, а не основываться только на чувства или навязанных стереотипах. В то же время не надо исключать и положительную роль клише: правила поведения в обществе, в определенной случаях (например, избегать в позднее время неосвещенных улиц или перед своим приходом к друзьям, даже с кратким визитом, желательно позвонить, чтобы не ставить людей в неловкое положение).
Плюсы и минусы
Плюсы:
- автоматическое поведение и мышление, которое необходимо в некоторых ситуациях;
- возможность классифицировать объекты и явления, что облегчает процесс мышления;
- защищают от переживаний;
- позволяют находиться в конкретной социальной группе.
Минусов стереотипного поведения больше:
- отсутствие свободы действий и мышления;
- низкий темп саморазвития;
- действие по шаблонам, что мешает восприятию новой информации и обучению;
- ошибки, если ситуация отклоняется от привычной, а личность не в состоянии отойти от шаблонов;
- доверчивость к информации, отсутствие критического анализа, восприятие полученных данных, как есть, только потому, что так считает большинство.
Какими бывают стереотипные установки
Ниже я подробнее опишу наиболее распространенные модели, существующие в общественной парадигме.
Гендерная стереотипизация: женщины и мужчины
- Девушка – эмоциональное, неразумное, слабое создание. Ее миссия – рожать, вести домашнее хозяйство и заботиться о мужчине.
- Каждой девочке необходимо учиться наносить макияж, красиво одеваться и правильно вести себя с мальчиками, чтобы в дальнейшем найти того, кто будет полностью обеспечивать ее и детей.
- Сильные дамы, как правило, одиночки.
- Мать-одиночка – это несчастная, брошенная жертва.
- У бизнес-леди нет времени на семейные ценности.
- Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны. Его задача – зарабатывать деньги, чтобы материально обеспечивать женщину. Им не нужна любовь, они хотят получить только секс.
- Представителям сильного пола не следует выражать свои чувства, выполнять «женские» обязанности: готовить, стирать.
- Настоящий мужик должен работать, содержать семью, водить машину.
Приведенные выше примеры распространенных стереотипов показывают, что многие люди не видят за конкретным человеком индивидуальной личности. Из-за огромного количества штампов, которые мы получаем еще в детстве, возникают проблемы в отношениях: партнеры просто не в состоянии услышать и понять позицию второй половинки.
На моей консультации вы сможете разрушить многие иллюзии касательно энергетики. Вы найдете свое ресурсное состояние, осознаете собственную значимость и перейдете на новый уровень развития своей индивидуальности.
Дети
Они обязаны:
- Во всем слушать взрослых.
- Воплощать нереализованные планы родителей.
- Получать хорошие оценки в школе.
- Поступить в университет по согласованию с мамой и папой.
- Не умничать.
При этом считается, что все малыши – безобразники, им ничего нельзя доверить, они ломают и портят вещи. Подрастающее поколение распущенное, глупое, молодежь не отдает себе отчет в том, что делает.
Счастье
Обязательными элементами счастливой жизни являются:
- Деньги.
- Исполненная мечта.
- Высокое социальное положение.
А ведь на самом деле у каждого человека своя система координат, ценностей и желаний. Вы вправе самостоятельно решить, что для вас важно.
«Правильное»
- Только в элитных университетах можно получить хорошее образование.
- «Нормальные» люди устраиваются на работу вне зависимости от своих желаний. Деятельность не должна нравиться.
- Нужно жить на родине, а не переезжать в другую страну.
- Необходимо следовать трендам.
- Одеваться надо в дорогих магазинах.
- Нельзя жить без веры в бога.
- Мнение личности должно соответствовать позиции большинства.
Кто считается автором данной теории?
Термин был придуман в 20-х годах прошлого века. Автором считается журналист Уолтер Липпман.
Заимствовал он его из полиграфии. Изначально словом «стереотип» обозначали печатную форму. Он позволяла воспроизводить текст много раз.
Авто считал, что стереотипы:
- не вырабатываются человеком, а навязываются извне;
- они ложны;
- упрощают восприятие реальности;
- существуют долго, плотно закрепляясь в умах людей.
Чем различаются высшие и низшие потребности человека? Ответ узнайте прямо сейчас.
Что это такое
Стереотипизацию начали рассматривать в 20-х годах ХХ века. Стереотипное мышление характеризуется как узкая парадигма, которая хранится в голове для экономии усилий, требуемых при восприятии тех или иных сложных ситуаций, явлений. Исследователи выделили две причины формирования таких шаблонов: экономичность разума и стремление сохранить ценности конкретной группы.
У такого рода стандартизации есть следующие характерные черты:
- устойчивость;
- избирательность;
- эмоциональное основание.
Проще говоря, люди используют стереотипы, чтобы не утруждать себя дополнительными размышлениями. Когда же им удается отыскать подтверждение своим мыслям в поведении окружающих, они еще сильнее убеждаются в истинности собственных или коллективных умозаключений. Стереотипизация является определенной заменой мыслительной деятельности.
В той или иной степени каждый из нас подвержен подобным убеждениям с той лишь разницей, что некоторые действительно свято верят в такие «постулаты», а кто-то способен ставить их под сомнение.
Различного рода предрассудки влияют на мировосприятие личности, ее поведение и потворствуют искаженному видению действительности. Шаблоны могут быть навязаны социумом или возникнуть на основе личных наблюдений. Первые более вредоносны, так как навязывают индивиду неверный образ мышления и не дают ему анализировать ситуацию объективно и самостоятельно.
Но все же без стереотипизации общество не могло бы существовать. Она позволяет сознанию выстраивать важные закономерности:
- вода может намочить;
- зимой холодно;
- пламя обжигает.
Зная это, нам не нужно каждый раз убеждаться в своих предположениях на практике. Однако есть такие стереотипы, которые воздействуют на сознание и подсознание человека, мешая ему жить.
Следует научиться различать предрассудки от реального положения дел. Одно и то же понятие может быть продиктовано внутренними побуждениями личности или навязано ей социумом. Во втором случае индивид ощущает конфликт между своими интересами и тем, что требует от него общественное мнение. Стремление следовать шаблонизации, навязываемой извне, искажает видение реального.
Часто мы судим об окружающих не по их деяниям, а по тому, что говорят о них другие. Например, человек, который изредка посещает церковь, может присваивать себе все черты настоящего христианина, хотя по факту это вовсе не так.
Виды и примеры
Какие бывают стереотипы? Исследователи, психологи и социологи выделяют различные виды стереотипов:
- социальный стереотип;
- этнические стереотипы;
- стереотипы восприятия;
- стереотипы в общении;
- гендерные стереотипы в современном обществе;
- гетеростереотипы;
- возрастные стереотипы;
- поло-ролевые стереотипы;
- современные стереотипы;
- распространенные стереотипы;
- общественные стереотипы.
Стереотипы бывают поверхностные, сформированные внешней оценкой. Например, чопорность англичан, яркий нрав южных народов, лень русских людей.
Поверхностные стереотипы меняются в зависимости от международной ситуации, развития общества и других факторов.
Глубинные более устойчивы, передаются из поколения в поколение. Несколько веков обязательным спутником русских традиций считаются самовары, меха, матрешки.
Подобные стереотипы сложно разрушить.
Атрибуты, которые уже не являются частью социальной жизни, все равно могут использоваться в качестве примеров культурного наследия или коммерческих целях.
Глубинные стереотипы могут формироваться под действием исторических событий.
Особые условия происхождения Великобритании привели к созданию стереотипов, что народ этой страны обладает развитым логическим мышлением, расчетливостью, прагматизмом.
Примеры стереотипов:
- бабы — зло;
- успешная карьера возможна при наличии «блата»;
- евреи — хитрый народ;
- мужчина пообещал — обязан делать;
- мальчикам плакать нельзя;
- нельзя брать женщину на корабль — к беде;
- высокая цена означает высокое качество;
- по улицам России ходят медведи;
- французы — отличные любовники.
Таких примеров в нашей жизни много, и часто мы даже не замечаем, что мыслим стереотипами, они становятся частью нашего восприятия окружающей действительности.
Искажения восприятия и понимания в процессе общения
При знакомстве с человеком в нашей психике приходят в движение десятки самых разных механизмов, причем все это происходит за секунды, то есть порой подсознательно. Процесс восприятия собеседника очень сложный, в этой статье мы попробуем выяснить главные моменты того, как человек принимает решение о том, нравится ли ему партнер по общению.
В социальной психологии, восприятие человека человеком – это процесс построения образа другого, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Он имеет особые временные характеристики и включает в себя все уровни психического отражения.
Если говорить о сознательном восприятии, то в первую очередь человек обращает внимание на внешность собеседника: прическу, глаза, экспрессию и симметричность лица, выразительные движения тела, прочие особенности. Во время диалога формируются представления о его способностях, чертах характера, эмоциональных состояниях, интересах – все это очень часто группируется между собой.
Сознательное восприятие формируется из четырех составляющих, которые применяются при оценке и восприятии другого человека:
- Эмоциональная: мы составляем мнение о человеке, исходя из его привлекательности или непривлекательности. Особенно важно, комфортно ли с ним. Если да, то мы даем ему положительную оценку.
- Аналитическая: здесь каждый элемент внешности воспринимается как форма проявления свойства личности. Неряшливо одет и с бородой – программист, носит очки – ученый или ботаник.
- Социально-ассоциативная: мы приписываем черты характера и особенности личности человеку, исходя из той социальной группы, к которой он принадлежит.
- Перцептивно-ассоциативная: мы воспринимаем человека исходя из его схожести с нашими знакомыми или публичными личностями (первая любовь, враг, известный актер).
Однако это всего лишь сознательное восприятие, а есть еще неосознанные – вот почему этот процесс настолько замысловатый. О нем мы поговорим позже.
Стоит также сказать, что мы сами хотим определенным образом выглядеть в глазах окружающих и прилагаем к этому массу усилий. Или хотя бы хотим понять, какое впечатление производим. Это значит, что часто возникает ситуация, которой можно дать название «я думаю о том, что он думает о том, что я думаю, что он думает».
Этот процесс может проходить на трех уровнях (в зависимости от ситуации):
- Я смотрю на него и вижу, что он смотрит на меня.
- Я смотрю на него и, видя, что его глаза устремлены на меня, пытаюсь представить, какое я произвожу впечатление.
- Я смотрю на него и, видя, что его глаза устремлены на меня, пытаюсь представить, какое я произвожу впечатление, а также то, как он представляет себе впечатление, которое я на него произвожу.
Можно убрать самый сложный уровень и выделить шесть образных фигур, которые появляются, когда участие в диалоге принимают условные Игорь и Александр:
- реальный Александр;
- представление Александра о самом себе;
- представление Игоря об Александре;
- реальный Игорь;
- представление Игоря о самом себе;
- представление Александра об Игоре;
Очевидно, что человеческий мозг не в состоянии отдельно и адекватно обрабатывать такую сложную структуру, из-за чего в голове возникает полный хаос. Подобные многоярусные представления способны вызвать неверные представления. Например, любой мимический жест на лице собеседника может интерпретироваться совершенно неправильно и затруднит как коммуникацию, так и получение верного впечатления о человеке.
Но если вы способны представить то, что представляет о вас другой человек – это только плюс, а отнюдь не ненужные игры разума. Так вы сможете понять, каким представляетесь в глазах людей и скорректировать свое поведение. «Мне плевать на то, как меня воспринимают другие», – неверный подход для людей, стремящихся к усешной коммуникации.
Многие наши проблемы в общении, тем не менее, возникают из-за нежелания задать простой вопрос: «Мне кажется, или ты воспринимаешь меня так-то и так-то?». Разумеется, что ответ вы можете получить неискренний, однако с этого момента ваш собеседник будет сознательно относиться к своему восприятию, поэтому повышается шанс на то, что вас станут воспринимать правильно.
Установки восприятия
Мы достаточно часто ошибочно и искаженно воспринимаем личность, действия и поведение других людей. Бывает так, что у нас словно открываются глаза на истинную сущность человека, хотя, скорее всего, он всегда был таким, а мы лишь позволяли себе не замечать этого.
Психологи считают, что существует три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы слишком переоцениваем положительные качества собеседника и даем небольшой аванс, хотя на самом деле ведем себя доверчиво и не осознаем этого.
При негативной установке мы склонны преувеличивать недостатки конкретного человека, а его достоинства приуменьшать или не брать в расчет. Здесь мы имеем дело со стереотипами, когнитивными искажениями и предубеждением. Возникает недоверчивость и подозрительность.
Правильная установка – адекватная. В этом случае мы понимаем, что нет сугубо черного или белого, и оцениваем как положительные, так и негативные качества человека. Нам, скорее, интересна сама личность и ее уникальность.
Другие психологи иначе понимают термин «установка». По их мнению, социальная установка – это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать людей и реагировать заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Эти установки формируются под воздействием:
- личного опыта, который нарабатывается в многократно повторяющихся ситуациях;
- родителей, друзей, СМИ, окружения, социальных норм, принятых в культурной среде.
Данные установки имеют три измерения:
- Аффективное измерение: положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации.
- Когнитивное измерение: убеждения и мнения, которых придерживается человек относительно какого-либо человека или предмета.
- Поведенческое измерение: готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.
Очень важно то, как мы интерпретируем информацию, которая проникает в наши органы чувств (в основном, визуальные) и мозг. Предубеждения и предвзятое отношение формируются именно на этапе интерпретации, потому что до этого мир объективен.
Событие или человек в нашей жизни сами по себе ничего не значат, но мы придаем им значения при помощи интерпретации. А она, в свою очередь, зависит от множества факторов. О внешних мы поговорили, теперь обсудим внутренние.
Все наши установки принимают вид стереотипов и когнитивных искажений. Начав вести с ними ожесточенную борьбу, вы научитесь воспринимать людей максимально объективно и избегать многих заблуждений.
Стереотипы и когнитивные искажения
Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной общности.
Возникают стереотипы по двум причинам: ментальной лени и недостатке информации и времени. К примеру, у нас есть несколько секунд для того, чтобы либо довериться человеку, либо закрыться от него: мы используем внешние, поверхностные характеристики, смотрим на его расу, пол и возраст. Стереотипы, собственно, и формируют установки.
Изменяют наше восприятие также когнитивные искажения. Это систематические ошибки в мышлении или шаблоны отклонений в суждениях, происходящие в определенных ситуациях. Их существование было подтверждено многими экспериментами, так что это уже давно не теория.
Мы много писали о когнитивных искажениях, поэтому сейчас просто приведем три типичных примера:
- Эффект первичности: первая услышанная или увиденная информация о человеке становится очень существенной. Причем имеет значение, в каком настроении вы в это время находились.
- Эффект новизны: когда речь заходит о вашем знакомом, определяющей информацией в восприятии становится последняя, новая. Любое неожиданное действие, нестандартный поступок близкого человека заставляют делать вывод о наличии неких личностных черт, которые были не замечены ранее.
- Эффект Пигмалиона: вы получаете ту обратную связь от человека в процессе разговора, на которую рассчитывали. Хотели замкнутого собеседника (или очень боялись этого) – он с большой долей вероятности будет таким или же будет восприниматься вами таковым.
Проанализируйте свои мысли на предмет наличия в них стереотипов и когнитивных искажений. Для этого вспомните несколько последних встреч с незнакомцами или знакомым. Будьте предельно откровенны.
Как быть объективным?
Мы дадим вам три совета, придерживаясь которых, вы сможете воспринимать человека (или событие) более адекватно и объективно.
- Больше наблюдайте и меньше говорите о заключениях, к которым пришли. Это два последовательных процесса и при этом вторая часть совсем необязательна. Наблюдение – это просто описание того, что вы услышали и увидели, тогда как заключение – это наша интерпретация, основанная на когнитивных искажениях, стереотипах и убеждениях.
- При описании другого человека меньше пользуйтесь словами «он никогда» и «он всегда», вместо этого говорите «в большей или меньшей степени».
- Больше описывайте, чем оценивайте. Не стоит полагаться на черно-белое мышление, где все люди «плохие» или «хорошие», «добрые» или «злые».
Если вы хотите общаться с людьми и делать это максимально эффективно, вам нужно быть объективным, но помимо этого – понимать, как вас воспринимают другие. Порой мы не можем достичь согласия только по этой причине, поэтому практикуйтесь как можно чаще.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Как произвести хорошее первое впечатление
- Влияние социальных ролей на развитие личности
- Психические процессы: виды и краткая характеристика
- Социализация личности: коротко о главном
- Психическое отражение
- Социальная перцепция
- Характер и темперамент
- Межличностная аттракция и её факторы
- «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
- Эффект Карпентера
Ключевые слова:1Когнитивистика
Как происходит их формирование?
Стереотипы передаются от одного поколения к другому, поэтому так сложно защититься от них.
Уже в раннем детстве взрослые закладывают в ребенке принципы поведения, внушают, как правильно действовать, реагировать, мыслить.
Велико влияние общества и конкретной страны проживания.
Если стереотипы сформированы на благо общества, то они являются моральными нормами, которых принято придерживаться. Шаблоны поведения помогают адаптироваться в социуме. Ребенка отправляют в школу, объясняя правила поведения, необходимость обучения.
Однако негармоничное развитие личности приводит к тому, что человеку проще и спокойнее действовать и мыслить стереотипами, чем идти на риск и создавать нечто новое.
Те же, кто отходят от правил, достигают гораздо большего.
Как сражаться со стереотипами
С одной стороны шаблоны помогают разгрузить ум от излишнего напряжения. Но в то же время они становятся ограничителями мысли.
- Не стоит слепо верить всему, что принято в обществе. Проверяйте получаемые извне данные и делайте выводы, опираясь лишь на собственный опыт.
- Выделите те модели поведения, которые существуют у вас, но не подтверждены практически. Попытайтесь их доказать или откажитесь от них.
- Находите опровержение тем установкам, которые не имеют фактического и логического основания.
Как они менялись с развитием общества?
С каждым поколением немного меняется гендерное поведение и стереотипы, с ним связанные. То, что раньше было не допустимо, теперь считается обыденным. Если раньше брак и его сохранение имели важное значение, то сейчас многие пары живут, не расписываясь, а разводы случаются гораздо чаще.
Изменилась и роль женщины. Она все чаще стремится к карьере, занимает должности, ранее считавшиеся мужскими. Сильный пол при этом идет по противоположном развитию в сторону приобретения женских черт.
Раньше женщина была хранительницей очага, матерью, теперь она наравне с мужчиной обеспечивает семью. Более того, современное общество больше уважает работающих женщин, чем домохозяек.
Что относится к социальным потребностям человека? Список вы найдете на нашем сайте.
Функции
Исследователи и психологи выделяют различные функции социальных стереотипов.
У. Квастгоф описывает следующие:
- Когнитивная. Возникает при необходимости упорядочить информацию. Если изучается что-то новое, например, культура другого народа, то одни стереотипы могут заменяться другими.
- Аффективная — выделение среди других людей «своего» и «чужого».
- Социальная. Образование социальных структур, выделение категорий.
Выделяют также другие функции социальных стереотипов:
- установка коммуникации. При общении личности с незнакомым человеком, мозг считывает информацию, сравнивает с хранящейся в памяти и решает, каким образом продолжить общение. Например, разговаривать с генералом и нищим человек станет по-разному.
- объединение в социальные группы, когда разделяются свои члены сообщества и чужаки:
- упрощение анализа поступающей информации, сокращение времени ее обработки.