Специфика человеческой деятельности. Деятельность человека, ее отличие от жизнедеятельности животных

Понятие и суть

Первобытный человек стремился познавать, преобразовывать окружающий мир. Сначалу он контактировал с природой, животными, неодушевленными предметами. По мере развития — научился создавать, изменять предметы, преобразовывать природу.
Деятельность — спорная, малоизученная тема. Ей стали уделять активное внимание в середине 20 века. А. Леонтьев определял ее как процесс удовлетворения потребностей субъекта. Для советских психологов была важна не сама активность, а основанные на ней психические процессы.

Термин «деятельность» следует отличать от синонимов «движение», «активность». Эти термины описывают движение материи. Для описания свойств неодушевленной материи нужно использовать термин «движение».

Появление живой материи послужило причиной возникновения новой формы движения — активности. Действия, которые выполняют животные для поддержания существования, следует называть жизнедеятельностью. Активность индивида, обладающего осознанностью, можно называть полноценной деятельностью.

Некоторые психологи полагают, что способностью к осознанной деятельности обладают и высокоорганизованные животные. Приматы, помимо необходимых для выживания действий, обладают способностью к игре.

Взаимодействие уровней

Процессы, зарождающиеся в неосознаваемой фазе, легко могут перейти в сознание. Также случается и обратная ситуация, когда сознательное вытесняется в подсознание.

Взаимодействие осознанного и внесознательного может происходить согласованно или противоречиво, проявляясь в различных логически несовместимых поступках человека, которые основываются на внутриличностном конфликте.

Наличие у человека сознания, подсознания, а также бессознательного обуславливает относительную самостоятельность разнообразных человеческих реакций:

  • Врожденных, бессознательно-инстинктивных.
  • Автоматизированных действий.
  • Сознательно-волевых.

История изучения и последователи

Выявить общие закономерности удалось А. Бернштейну, П. Анохину. Психологи изучали организацию движений, активность мозга, направленную на движения. Это послужило основой для создания теории функциональных систем, которая объясняет структуру целенаправленной деятельности.

Согласно теории, целенаправленная деятельность должна состоять из последовательных элементов. Побуждению к началу действия становится мотив — осознаваемая потребность.

Впервые описание мотива встречается в работах К. Обуховского, В. Ковалева. Они провели ряд экспериментов, которые показывали, что мотив влияет на готовность индивида совершить целенаправленное действие. Отсутствие мотива — причина отказа от действия.

Структура

Сеанс психотерапии

Деятельностью называют не только внешнюю, но и внутреннюю активность человека. Это сложная категория, которая включает в себя множество сторон взаимодействия человека с миром. Деятельность включает в себя простые и сложные действия.

Простые, как правило, включают в себя три структурных элемента:

  • выбор цели;
  • исполнение;
  • оценку результатов.

Сложные же действия состоят из ряда простых, которые приобретают статус последовательных операций.

Деятельность начинается с мотива – внутреннего побуждения. Мотив – это довод в пользу выполнения какого-либо действия, осознание его личностного смысла. Все мотивы можно подразделить на две большие категории:

  1. Осознанные – присущи зрелым личностям. Направляют деятельность в течение длительных периодов жизни человека.
  2. Неосознанные – проявляются, как правило, в форме эмоций.

Мотивы могут меняться в зависимости от ситуации.

Структура и особенности

Ученые выделяют макроструктуру и внутреннюю структуру деятельности. В макроструктуре соединены компоненты, отвечающие за простые, сложные действия. Базовым элементом структуры является операция. Операция — совокупность движений, направленных на выполнение поставленной задачи. При возникновении мотивации человек составляет программу:

  • формирует цель;
  • выбирает действие;
  • совершает действие.

Эта совокупность — макроструктура.

Внутренняя структура рассматривает эти компоненты подробно. Потребность, которая возникает у индивида, продиктована несоответствием между реальным положением, необходимым результатом.

Чтобы поставить рекорд в спорте, спортсмену нужно тренироваться, развивать навыки. Он не может сразу реализовать потребность. Во время тренировки он сравнивает результат с достижениями других спортсменов.

На основании этого заключения психологи пришли к выводу, что мотив — результат сравнения и желания быть похожими на других.

Предмет и принципы

Бихевиоризм — это в психологии, кратко и понятно

Деятельность всегда направлена на что-то или кого-то, т.е. она не может быть беспредметной. Ученые выделяют два основных принципа:

  1. Функциональность – человек опирается на уже развитые психические элементы и мобилизует силы для достижения цели.
  2. Системность – деятельность всегда имеет определенную структуру, на нее влияют индивидуальные качества личности.

Психологическая деятельность имеет большое значение, так как она дает понять особенности функционирования человеческой личности.

Уровни

Внутри психологической структуры деятельности есть 3 уровня, контролирующих отдельные виды действий: от низших к высшим. Они есть у каждого индивида и имеют разную степень внутреннего контроля.

Бессознательный уровень

На бессознательном уровне находятся простые инстинкты, присущие человеку, животным. Они регулируются биологическими механизмами. К таким инстинктам относятся действия, направленные на удовлетворение жизненных потребностей: инстинкт размножения, выживания, самосохранения.

Механизмы не автономны, их можно контролировать. В привычной ситуации человек сдерживает внутренние стремления, в критической — контроль ослабевает, механизм активизируется.

Подсознательный уровень

Подсознательная часть отвечает за работу навыков и умений, которые индивид приобретает в течение жизни. В ней также содержится импульсивно-эмоциональная сфера: стремления, моральные установки, страсти, влечения. Подсознательный уровень — ядро личности.

Сознательный уровень

На сознательном уровне находятся знания и культурные нормы. Эта часть психики управляет другими, контролирует инстинкты, не позволяя механизму выживания запускаться самостоятельно. Контроль можно преодолеть.

В психике человека идет постоянная борьба между инстинктивными механизмами и сознанием. Для подчинения подсознания требуется волевое усилие. Если сознание не может нормально функционировать, человек теряет способность вести себя адекватно. Им руководит подсознание и он становится опасным для окружающих.

Виды деятельности

понятие деятельности в психологии разнообразно

Несмотря на то, что понятия деятельности в психологии человека довольно разнообразны, и имеют много описаний, в психологии принято выделять три ее основных типа:

  1. Трудовая деятельность— процесс, нацеленный на результат, получение продукта.
  2. Учение — деятельность по приобретению знаний, навыков и умений.
  3. Игра — особый вид деятельности, позволяет овладеть общественным опытом. Ускорить нравственное развитие детей, особенно за счет социальных ролей.

Деятельность, определяющую формирование у человека основных психологических образований, на каждой из стадий развития, принято называть ведущей деятельностью.

Формы

У психически здорового человека в равной степени должно быть развито:

  1. Ощущение — отражение окружающего мира с помощью органов чувств. Помогает ориентироваться в окружающей среде.
  2. Восприятие — узнавание предмета, формирование образа предмета.
  3. Представление — воссоздание образа предмета, который не воздействует на органы чувств. Представление невозможно при нарушениях работы памяти, мышления.
  4. Мышление — процесс, необходимый для сбора, хранения информации, ее воспроизведения. Участвует в работе остальных процессов.
  5. Внимание — ответная реакция на стимул, направленная на объект. Направленное внимание — активный процесс исследования, отбора информации.
  6. Воля — уровень выраженности стремления. Необходима для достижения цели.

Развитие отдельных форм происходит неравномерно. Основы, тенденция развития закладывается в детстве. Если одна форма развита недостаточно, она будет негативно влиять на остальные. Проблемы с памятью влияют на мышление, недостаток воли сказывается на восприятии.

Классификация действий (психология)

Любой вид деятельности возможен при последовательном выполнении конкретных действий. Психология называет четыре их вида:

Виды действий Описание, примеры
Инстинктивные То есть, генетические, бессознательные. Например, во время пожара мать бросается на спасение ребенка, несмотря на смертельную угрозу ей самой (материнский инстинкт). Инстинкт может вызвать действия осознанного характера — та же мать ищет оптимальные средства и пути спасения из пожара
Рефлекторные Не осознаваемые человеком реакции на раздражители: потирание больного места, кашель в задымленном помещении
Импульсивные а) Неосознанная реакция на неожиданности любого характера: восклицание «Ух ты!» характерно для испугавшегося человека и для неожиданно обрадовавшегося.

б) Частично осознанные импульсивные действия: испуганный при нападении человек предпринимает оборонительные меры

Волевые Основные, осознанные действия. Например, обученный работе с книгой, ученик правильно выстраивает цепочку своих действий: внимательно прочитать текст несколько раз, выделить главную тему, действующих героев, дать им характеристику и т. д

Для человека основные виды действий — волевые. Воспитанный человек умеет подчинять своей воле инстинкты и достаточно обдуманно действовать в критических ситуациях, когда избыток эмоций способен частично или полностью отключить рациональное мышление.

Классификация

Для нормального существования одинаково важны оба типа деятельности: физическая и интеллектуальная. Они взаимосвязаны, подчинены одному механизму, направленному на гармоничное развитие.

Физическая форма

Под физической деятельностью понимают движение, выполняемое для достижения цели. Действие происходит под влиянием мотива, связано с работой физических функций. Физической деятельности предшествует мыслительная — вначале человек формирует образ, потом предпринимает попытку его воплотить. Физическая активность необходима для удовлетворения жизненных потребностей.

Интеллектуальная форма

Интеллектуальная деятельность может реализовываться без участия физической (мышление не требует физических движений). Она участвует в удовлетворении низших, высших жизненных потребностей.

Функции

Чтобы действия были направленными, приводили к назначенной цели, человек должен освоить 3 метода развития психических процессов:

  1. Игра — первичная деятельность, которая помогает ребенку развивать психические процессы. Через игру дети проходят первичную социализацию, учатся взаимодействовать с окружающими. Игра влияет на развитие мышления, подготавливая ребенка к следующему методу.
  2. Учебная — необходима для становления ребенка в коллективе, выборе, освоении профессии. Качество учебы влияет на дальнейшую жизнь ребенка, выбор рабочего места.
  3. Трудовая — необходима для реализации профессиональных навыков, самореализации. Труд важен для социализации отдельных индивидов, процесса эволюции.

Если в детстве человек не освоил сюжетную игру, он не сможет полноценно освоить учебную, лишится потребности реализоваться в труде. Таким людям сложно стать частью социума, их социальные навыки не развиваются. Игра имеет ключевое значение для дошкольника, у взрослых может применяться как терапевтический метод.

Что такое человеческая деятельность

Как и многие представители животного мира, человек является деятелем. Он способен изменять, совершенствовать собственную среду обитания и условия своей жизни в результате труда, присущего ему преобразовательного отношения к окружающему.

В природе нет такого объекта (живого или не живого) как «деятельность»: ее нельзя нарисовать или сфотографировать. Тем не менее деятельность и человек не существуют по отдельности.

основные виды действий

Видимые сознательные изменения условий жизни — один из ее результатов, она продуктивна. Другой — это изменения внутренние, самосовершенствование. Человек, трудясь, открыл, познал и изобрел новые способы развития собственных мыслительных, физиологических, психических процессов. То есть, являясь активным субъектом, он имеет объектом своих преобразований не только весь мир, но и себя, свой социум.

Методы изучения

Явление изучали отечественные, зарубежные психологи. Общепринятые теории:

  1. Теория С. Рубинштейна. Деятельность подчинена внешним условиям. Она неделима с сознанием, обладает сложной структурой. Чтобы приспособится к внешним условиям, человек должен регулировать поведение. Человек учится контролю. Параллельно развиваются связь действий, сознания.
  2. Теория А. Леонтьева. Исследователь полагал, что внутренняя деятельность — переход внешнего психического процесса во внутренний. Человек с нарушениями слуха может воспроизвести в сознании звук, хотя не слышит его. Деятельность — комплекс операций, возникший при развитии сознания.
  3. Теория Л. Выготского. Рассматривал деятельность как результат работы высших психических функций. У первобытных людей высшие психические функции формировали отношения между людьми, но трансформировались в психические явления.

Поскольку деятельность — сложный процесс, его изучение возможно только с применением практических экспериментов, компьютерных технологий. Это значимый вопрос для исследований в области психологии, социологии, философии, биологии и других наук. Результаты исследований могут изменить представление о человеке, месте людей в окружающем мире.

41. Активность как основа деятельности

Активность человека непосредственно проявляется в его поведении

. Однако, когда мы наблюдаем за животными, мы тоже говорим об их поведении. Отличие поведения животных от поведения человека состоит в том, что оно является
непосредственно биологическим
. Иначе говоря, поведение животного возможно лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе.
В отношении человека поведение
есть совокупность движений, актов и действий, которые может наблюдать другой человек и которые ограничиваются и регулируются не только его биологическими потребностями, но и социальной средой. Представляя собой прежде всего существо общественное, человек в своем поведении, даже если оно и не носит целенаправленного характера, поступает в соответствии с социальной средой процедур и образцов, которых надо придерживаться.

Другой формой проявления активности человека является деятельность

.
Деятельность
– динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Деятельность

– это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, т. е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность.

Под деятельностью понимается специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Изменяя окружающий мир, человек тем самым изменяет условия своего существования. Трансформация реальности, в свою очередь, изменяет условия и направление деятельности человека. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, строит общество, создает то, что без его активности не существовало бы в природе. Понятие деятельности связано с понятием активности, но не тождественно ему. К. А. Абульханова-Славская

принципиальное отличие активности от деятельности определяет в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, активность – из потребности в деятельности. Активность как бы предшествует деятельности во времени и сопровождает ее в течение всего процесса осуществления.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Однако провести четкое различие между ними достаточно трудно. Главное отличие

состоит в том, что поведение не всегда целенаправленно, не всегда предполагает создание некоторого продукта, носит зачастую пассивный характер; деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Единицей поведения и деятельности индивида является
действие
.

Оглавление

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: