Виды и причины отклонений в развитии ребёнка статья по коррекционной педагогике по теме

Дети, имеющие психические расстройства

Начнем с того, что действительно есть определенные отклонения, которые проявляются именно в детском возрасте. На дальнейшую жизнь человека они не распространяются. Такие патологии чаще всего происходят из-за нарушения естественного хода развития. Они характерны тем, что являются довольно стойкими, но при этом не отмечается колебаний психического состояния.

Также отсутствует динамика проявления тех или иных симптомов. С возрастом некоторые симптомы могут измениться и редуцироваться, но тем не менее они полностью не исчезнут, если их не проработать с доктором. По статистике отклонения психического типа чаще всего обнаруживают среди мальчиков.

Детский аутизм

Этот недуг еще называют синдромом Каннера. Это патология, которая встречается очень редко, но тем не менее достаточно для того, чтобы это было проблемой. Опять же, у мальчиков аутизм встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Врачи считают, что первые симптомы появляются еще в младенчестве, но диагностировать аутизм в такой период жизни очень сложно. Чаще всего патология обнаруживается в возрасте 3 лет, когда ребенок учится формировать социальные контакты.

Динамика и признаки психического расстройства у детей:

  • Ребенок не проявляет желания общаться.
  • Ведет себя эмоционально холодно и не способен сопереживать.
  • Испытывает проблемы с выражением своих эмоций.
  • Неправильно комбинирует жесты, тембр и голос, мимику и т.д., для выражения своих мыслей.
  • Отличается специфической речью.
  • Склонен повторять некоторые слова, использовать странные речевые обороты, говорить монотонно или манерно.

Практически во всех случаях у ребенка диагностируют ухудшение памяти. Стабильным остается стремление сохранять спокойствие, ничего не менять. Такие дети не любят, когда что-либо меняется, они плохо это переносят, потому что это стресс для их психики.

Патологические проявления расстройства психического развития у детей:

  • Слабый уровень умственного развития.
  • Привычка выполнять все по одному алгоритму, создание собственных ритуалов.
  • Склонность к повторяющимся стереотипным действиям.
  • Опасные действия, которые могут быть направлены как на себя, так и на других.

Причины возникновения аутизма – это чаще всего наследственная предрасположенность. Также на возникновение этой патологии могут влиять особенности внутриутробного развития. По мере того как ребенок растет, симптоматика может постепенно сходить на нет. Действительно, в ряде случаев с возрастом ребенок начинает чувствовать себя лучше и адаптируется к окружающей среде.

Лечение психического расстройства у детей основывается на специальном и отдельном от других детей обучении, а также приеме лекарственных препаратов.

Нарушения зрения

Поговорим о нарушениях сенсорного восприятия.

Вообще, как мы воспринимаем информацию? Это зрение, слух, обоняние, вкус, осязание (тактильность).

Больший процент информации человек получает через зрение. Существуют зрительные иллюзии, которые искажают информацию, которую мы воспринимаем глазами. Это норма. В определенные моменты наши глаза могут искаженно воспринимать картинки (см. рисунок).

Иногда бывают зрительные иллюзии, когда что-то кажется, когда представляем одну вещь, а на самом деле эта вещь другой формы. Всё это ситуативно и обусловлено какой-то причиной. Это норма.

Другое дело, когда идет стойкое нарушение зрения (недоразвитие, потеря, ослабление).

Слепые дети — это те, кто с рождения незрячие, либо на первых годах теряют зрение (по причине травмы или болезни) и у них еще не сформировалось зрительное представление.

По степени нарушения это дети с абсолютной слепотой (на оба глаза) и слабовидящие (острота зрения от 0,05 до 0,2 с коррекцией или очками).

Каковы причины нарушения зрения?

  • вирусные, инфекционные заболевания. Переносчиками могут быть домашние животные. Например, если беременная мама заражается от кошки токсоплазмозом, ребенок родится незрячим;
  • наследственная передача нарушения зрения от родителей (катаракта, уменьшение размеров глаз). Иногда это доброкачественные опухоли связанные с нарушениями сетчатки глаза;
  • доброкачественные мозговые опухоли, которые выявляются не сразу, а могут появиться через какой-то промежуток времени;
  • травмы головы при родах и в раннем возрасте ребенка, кровоизлияния в мозг;
  • повышение внутриглазного давления;
  • недоношенный ребенок.

Слепые дети — это дети с полным отсутствием зрительного ощущения либо которые имеют какое-то остаточное зрение на расстоянии до 2 метров. Есть тотально слепые дети, у которых отсутствует даже ощущение света, потому что у незрячих иногда остается какой-то процент светоощущения.

Частично слепые дети имеют светоощущение, способны видеть и выделять фигуры людей, крупные объекты на общем фоне без детализации. У них отсрота зрения от 0,005 до 0, 04.

Слабовидящие дети, у которых острота зрения варьируется от 0,05 до 0,2. Таких детей сегодня много, особенно в начальной школе многие портят себе зрение.

Любой ребенок, который рождается с нарушением любой познавательной функции, неважно, зрение это или слух, у него идет наслойка вторичного дефекта, в т.ч. в эмоциональной, психической сфере. Незрячий ребенок компенсируется слухом, тактильностью. Даже свою врожденную слепоту ребенок может не сразу осознать (вплоть до возраста 6 мес.) Только в дошкольном возрасте ребенок начинает четко осознавать, что у него нарушено: не видит предметы, формы, близких людей, ничего и никого.

Но если своевременно организовать коррекционное пространство для малыша, то он сможет вполне адаптивно и адекватно себя чувствовать.

Как развивается слепой ребенок?

Он начинает позже манипулировать предметами, т.к. у него не развивается координация, он не видит форму. Ребенок начинает позже ползать, и ползает вперед ногами. Он садится на попу, вытягивает ноги вперед и потихоньку начинает исследовать окружающее пространство.

Слепые дети часто травмируются. Естественно, что уже на первом году жизни они начинают отставать от своих сверстников. За счет нарушения зрительного анализатора нарушается и пространственно-фотографические представления. Даже если ребенок развивается через речь и тактильно, все равно мелкая моторика отстает от детей с нормой. Отсюда и отставание высших психических функций — восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.

Какое внимание может быть у ребенка с нарушенным зрением? Это внимание только на звуковой раздражитель. И оно не всегда фиксируется: дети часто переключаются и отвлекаются, их невозможно привлечь к постоянно и монотонной работе.

Память. У детей нарушена координация, плохо развита моторика, поэтому память тоже страдает. Наглядно-образная память вообще отсутствует, т.к. у детей нет зрительного примера. Образ предмета формируется только за счет тактильного ощущения. Словесно-логическая мышление формируется и развивается, но тоже с задержкой.

Читать далее: Намерение и вторичная выгода

Воображение практически отсутствует, потому что зрительно предмет сложно представить, тем более, если малыш не видит с рождения. Форма предмета у него формируется за счет каких-то внутренних, интуитивных представлений.

У слепых детей может быть исключительная слуховая память и музыкальный слух.

Если говорить о психологических особенностях, эмоциональной и волевой сферы, это нарушение и расстройство психики, проявление агрессии (ребенок не может полностью ощущать себя и понимает свой «дефицит»). Многие дети вообще не способны к проявлять самостоятельность, поэтому родителям нужно постоянно приучать их к самостоятельности, единственное, чтобы это не вредило здоровью и не угрожало жизни ребенка.

Если родители смогут адаптировать и асоциализировать ребенка, незрячий человек вполне может быть активный, найти свое дело, вполне компенсировать себе потерю зрения и испытывать полноту жизни, и во взрослом возрасте в том числе.

Сегодня многие родители адаптируют ребенка через искусство. Например, посещение выставок и музей, где ребенок может руками пощупать скульптуру, предмет.

Обучение слепых детей должно производиться с опорой на другие анализаторы: слуховой, кожный, вибрационный, обонятельный, тепловой.

Гиперкинетическое расстройство

Его еще называют синдромом нехватки внимания, который наблюдается параллельно с гиперактивностью ребенка. Такое нарушение встречается гораздо чаще, примерно у 9% детей. Признаки психического расстройства у детей:

  • Гиперактивность, которая может быть двигательной или вербальной.
  • Импульсивные действия, нехватка внимания.
  • Неуспеваемость.

Патология отличается тем, что дети не могут довести до конца ни одно дело. У них нормальные умственные показатели, но они очень быстро теряют интерес к любым задачам. Иногда склонны к конфликтам. Им очень трудно концентрировать свое внимание: они задают очень много вопросов, но не успевают выслушать ответ, потому что уже интересуются другим. Способны провоцировать взрослых на скандалы.

Основные причины возникновения патологии:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Особенности перинатального периода.
  • Неправильное развитие детско-родительских отношений.

Именно последний фактор может усугубить гиперкинетическое расстройство. При этом, если родители ведут себя правильно, то их общение позволит ребенку пережить этот период и избавиться от недуга. Чаще всего гиперактивность проявляется в возрасте 6-8 лет.

Лечение заключается в проведении психолого-социальных мероприятий параллельно с приемом определенных препаратов. Отличные результаты показывает ноотропная терапия.

Устойчивая агрессия

Истерики и агрессия — частые гости дома, где растут дети до пяти лет и подростки. Это связано с различными факторами — проверка взрослых «на прочность», способ привлечь внимание, гормональные изменения, физическое недомогание. Ситуация опасна, когда агрессия препятствует общению — ребенок дерется, дразнит, унижает сверстников, отбирает и уничтожает чужие вещи.

Подобное поведение можно связывать с темпераментом, неуверенностью, недостатком родительской любви или подражанием сценам насилия. Если характер не поддается исправлению стандартными способами (не физическим наказанием!), посетите детского психолога, чтобы исключить психическое расстройство.

Задержка психического развития

Этот недуг проявляется небольшой умственной отсталостью и слабым развитием познавательной деятельности. Если у ребенка психическое расстройство такого типа, то причины могут заключаться в следующем:

  • Генетический фактор.
  • Инфицирование.
  • Травмы.
  • Интоксикация организма.

Все это приводит к нарушению темпа развития ребенка в легкой форме.

Среди социальных факторов, которые могут служить причинами, надо выделить недостаток воспитания, дефицит информации.

Симптомы психического расстройства у детей:

  • Заторможенное развитие психофизических функций, таких как социальная адаптация, речь, моторика.
  • Эмоциональная незрелость.
  • Неравномерное развитие отдельных психологических функций.
  • Обратимый характер патологий.

Чаще всего обнаружить задержку развития можно в младшем школьном возрасте, когда ребенок испытывает сильные трудности во время обучения. Задержка психического развития очень часто проявляется совместно с такими заболеваниями, как синдром гиперактивности, эпилепсия, моторная алалия.

По мере взросления симптоматика смягчается, но не во всех случаях. Для лечения необходимо зафиксировать психические отклонения и проработать их отдельно с психологом и педагогом.

Выявление психических и физиологических отклонений у детей и подростков

Наталья Кузнецова

Выявление психических и физиологических отклонений у детей и подростков

Уважаемые родители, здравствуйте!

Для каждого из нас в период планирования ребенка, в период беременности и дальнейшего развития ребенка наиболее значимо его здоровье. Сможете ли вы с уверенностью ответить на следующие вопросы: Что такое психологическое и физическое отклонение? С чем оно связано? Как предотвратить отклонение в развитии у своего ребенка, как вовремя заметить? Если нет, то предлагаю вашему вниманию материал на тему «Выявление психических и физиологических отклонений у детей и подростков». Данная проблема является наиболее актуальной на сегодняшний день. Очень важно разбираться в этом. В интернете сейчас много разнообразного материала, сложного дня понимания, порой не достоверного. Я постаралась собрать и систематизировать достоверную информацию по данной тематике.

Прошу всех просмотревших данный материал написать в комментариях, была ли полезна вам данная информация, узнали ли вы для себя что-то новое.

Выявление психических и физиологических отклонений у детей и подростков

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

Причины отклонений в развитии детей

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

— наследственность;

— факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

— пренатальные (внутриутробные);

— натальные (в период родов);

— постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

— эмоциональная депривация;

— педагогическая запущенность;

— социальная запущенность.

Виды отклонений в развитии детей

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

— Физические.

— Психические.

— Педагогические.

— Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную

Определение нормы в развитии ребенка

Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

— Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.

— Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.

— Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

— правильной работе головного мозга и его коры;

— нормальном психическом развитии;

— сохранности органов чувств;

— последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?

Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

— дошкольный;

— младший школьный;

— подростковый.

Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

В дошкольном возрасте:

— В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.

— Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.

— Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.

— Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту.

— Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.

— Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

— Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.

— Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.

— Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.

— Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.

— На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.

— Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

— Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.

— Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.

— Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.

— Полное отрицательное отношение к учебе.

— Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

— медицинская;

— психологическая.

Медицинское обследование

Во время медицинской диагностики проводится:

— общий осмотр ребенка;

— анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);

— оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

— микро- и макроцефалию; (Микроцефалия — значительное уменьшение размеров черепа и, соответственно, головного мозга при нормальных размерах других частей тела. Макроцефалия — пропорциональное увеличение всего мозга, которое может протекать бессимптомно, но всегда с отставанием умственного развития.)

— синдром Дауна;

— нистагм; (Нистагм — непроизвольные колебательные движения глаз высокой частоты (до нескольких сотен в минуту).)

— косоглазие и т. д.

Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, гиперкинезов (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в одной, или целой группе мышц, по ошибочной команде головного мозга., тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

— узкое готическое небо;

— расщелины твердого и мягкого неба;

— расщелина губы;

— укороченная подъязычная связка.

При этом анализируется прикус и размещение зубов.

Психическое обследование

Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

— внимание;

— память;

— мышление;

— восприятие;

— интеллект;

— эмоциональная сфера и т. д.

Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

Синдром Ретта

Это генетическая патология, которая возникает только у девочек. Характеризуется она тем, что со временем утрачивается способность к речи и исчезают мануальные навыки. В некоторых случаях отмечается задержка физического роста головы, энурез, одышка, эпилептические припадки.

Это очень опасное психическое расстройство. У ребенка в 2 года оно проявляется во всей своей красе. Очень характерна стадия заболевания, которая проявляется симптомами аутизма. Если не лечить ребенка, то это может привести к тяжелой форме инвалидности.

Синдром Жиля Де Ля Туретта

Патологию назвали в честь французского ученого, который описал синдром у 9 своих пациентов. Это тикозная патология, которая сопровождается следующими проявлениями:

  • Эмоциональная неустойчивость, которая может проявляться раздражительностью и резким спадом настроения.
  • Импульсивные позывы ребенка сказать что-то неприличное или неприятное.
  • Навязчивое желание сделать больно близкому любимому человеку.
  • Аутоагрессия.

Причина этой патологии заключается чаще всего в генетическом факторе. Лечение заключается в проведении психотерапии, приеме антидепрессантов и нейролептиков. На сегодняшний день наиболее эффективна медикаментозная терапия.

Шизофрения

Психические расстройства у детей дошкольного возраста порой выявить сложно, именно поэтому очень важно регулярно посещать с ребенком кабинет психотерапевта или хотя бы психолога. Со стороны родителей надо наблюдать за поведением ребенка и отмечать странные моменты.

Если же уделить малышу в этот период недостаточно внимания и не заметить ту или иную патологию, то можно очень сильно нарушить его психологическое развитие.

Часто у детей возникает шизофрения, которая характеризуется патологиями мышления, поведенческими реакциями, искаженным восприятием окружающего мира, эмоциональными расстройствами. Это тяжелое психическое расстройство детей и подростков, поэтому следует обращать внимание на ребенка, даже если он уже вступил в подростковый период.

Признаки шизофрении:

  • У детей наблюдается спад активности, равнодушие к окружающему миру и тем видам деятельности, которые вызывали интерес.
  • Нарушается способность концентрировать внимание, делать конкретные суждения.
  • Поведенческие девиации, которые проявляются агрессивностью и негативизмом.
  • Возможны слуховые галлюцинации.

Надо понимать, что в любом случае ребенок вряд ли расскажет о симптомах, тем более о галлюцинациях.

Диагностика происходит после клинического наблюдения и оценки состояния ребенка в стационарных условиях. Иногда приходится проводить дифференциальную диагностику для того, чтобы выявить психические и поведенческие нарушения и правильно выбрать тактику лечения.

Симптоматика шизофрении довольно проста, потому что представляет собой стереотипную картину. Начинает казаться, что дети живут в каком-то монотонном мире и вместо игрушек используют различные предметы: обувь, бытовые предметы, проволоку, кухонные приспособления. Также заметно сужается круг интересов, или же они становятся довольно примитивными.

Поведение детей с психическим расстройством такого типа характеризуется отставанием психологического развития. Но есть исключения. Так, у некоторых детей на фоне шизофрении, наоборот, отмечается ускоренное развитие. Они быстрее учатся читать, писать, запоминать тексты. Такие дети обычно вызывают удивление и восторг. Малыши могут рассуждать очень по-взрослому, интересоваться взрослой литературой и проблемами. Это говорит о преждевременном развитии интеллекта. Чаще всего в детском возрасте шизофрения связана с деперсонализацией. Очень важно отличить эту патологию от невроза, чтобы начать адекватное лечение. При этом на течение патологии не оказывают никакого влияния стрессы и конфликты.

Депрессия

Такие психические расстройства у детей дошкольного возраста проявляются чаще всего. Ребенок может начать жаловаться на постоянную тоску, какие-то страхи и проблемы. У детей депрессия развивается параллельно с нарушениями аппетита, сна, запорами.

Симптоматика:

  • Вялые движения и слишком слабая речь.
  • Заметная медлительность.
  • Болезненные ощущения в теле.
  • Повышенная плаксивость.
  • Отказ играть и дружить с другими детьми.
  • Ярко выраженное чувство своей никчемности.

Помощь детям с психическим расстройством такого типа должна исходить от профессионала, чтобы не усугубить ситуацию.

Чаще всего лечение представляет собой медикаментозную и психическую терапию. При этом очень важную присутствовать на приемах врача совместно с ребенком, чтобы увидеть его реакцию на те или иные действия врача. Неопытный специалист может запустить ситуацию и даже причинить вред ребенку.

Симптомы психологических расстройств

К тревожным симптомам, на которые стоит обратить внимание взрослым, относятся:

  • навязчивые состояния, тики;
  • беспочвенные страхи;
  • тревога и расстройства на их почве;
  • агрессивность;
  • отказ от установленных правил;
  • частая смена настроения;
  • детская шизофрения;
  • замедленность в действиях, необычные телодвижения;
  • нарушения в мышлении;
  • полный отказ или снижение интереса к активным играм.

В некоторые периоды взросления (возрастные кризисы) подверженность нервным и психическим расстройствам повышается. Психологические нарушения до 1 года могут быть обусловлены ограничением круга потребностей, которые требуют удовлетворения (боль, голод, справление естественных нужд).

Невроз

Данное психическое расстройство у детей с 4 лет возникает очень часто, но тем не менее детские неврозы могут проявляться вплоть до наступления подросткового периода. Диагностировать заболевание сложно, потому что психика ребенка еще очень незрелая.

Существует скромный перечень симптомов, которые можно классифицировать как проявление патологической невротической реакции. Заметить эти неправильные реакции можно при испуге, строгом запрете, наказании ребенка. И все же с высокой точностью определить наличие такого заболевания, как неврастения или истерия, в детском возрасте практически невозможно. Это вызвано тем, что, чем раньше у ребенка проявляется патология, тем более слабой становится ее динамика.

У ребенка психическое расстройство чаще всего проявляется навязчивыми страхами и тревогами:

  • Боязнь темноты.
  • Боязнь определенных животных.
  • Страх перед героями фильмов, сказок.
  • Страх расстаться со своими близкими людьми.
  • Страх перед учебой, соревнованиями.
  • Страх смерти.

На возникновение тех или иных фобий большое влияние оказывает характер ребенка. Чаще всего расстройства возникают у детей, которые отличаются тревожностью и мнительностью, наряду с сильной впечатлительностью. Также неврозам больше подвержены дети внушаемые и склонные доверять всему, что им говорят.

Причины

Мы рассмотрели симптомы психических расстройств у детей, поговорили о лечении и диагностике. Однако следует задуматься о том, почему могут возникать те или иные патологии в столь раннем возрасте, когда человеком еще очень уязвим и практически не сталкивался с негативными сторонами жизни.

Проявление патологии может быть связано с рядом факторов, среди которых выделяют психологические, биологические и социопсихологические. Однако все они лишь провоцируют усугубление патологии, тогда как главная причина заключается чаще всего в особенностях развития ребенка и его отношениях с родителями.

Возможные причины:

  • Генетическая предрасположенность к психическим отклонениям.
  • Несовместимость родителей и ребенка по характеру и темпераменту.
  • Слабое развитие интеллекта.
  • Наличие мозговых дефектов, которые могли быть нанесены ребенку во время рождения.
  • Семейные проблемы, которые очень сильно травмируют психику.
  • Отсутствие воспитания или же его искаженная форма.

Именно по этим причинам чаще всего возникают психические расстройства у детей 3 лет и даже раньше. Патологии у ребят младшего школьного возраста чаще всего возникают из-за конфликта в семье и развода родителей. Шанс возникновения невроза выше у детей, которые растут в неполных семьях или же подвергаются постоянному стрессу.

Очень большое влияние на формирование психического здоровья оказывает психологический климат в семье. Так, ребенок может жить в неполной семье, но если его любят, дают ощущение радости, дарят тепло и ласку, то велика вероятность, что психика этого малыша будет сильной и устойчивой.

Но если ребенок растет в полной семье, при этом постоянно наблюдает ссоры, конфликты, насилие, то он будет страдать от неврозов и испытывать сильные страдания. Это важно понимать по той простой причине, что очень часто родители пытаются любой ценой сохранить семью ради здоровья ребенка. Возможно, кто-то из них жил только с одним родителем и понимает, что это сложно. Но надо понимать, что лучше жить с одним родителем в спокойной радостной атмосфере, чем в полной семье, испытывая боль, страдание и одиночество.

Причины отклонений

Основные причины развития отклонений у детей делят на:

  • наследственные;
  • внешние (влияние окружающей среды).

К наследственным относят:

  • Генетический фактор.
  • Соматический.
  • Повреждение головного мозга.

В зависимости от того, когда могли оказать влияние патогенные факторы, выделяют следующие промежутки времени:

  • До наступления родов.
  • В период родовой деятельности.
  • Послеродовой период до 3 лет.

Самое большое влияние на развитие психических функций оказывает вредное воздействие в момент интенсивного клеточного развития головного мозга, в период развития эмбриона.

Общие признаки

Если у ребенка психическое расстройство, то обнаружить его довольно сложно. Во-первых, необходимо точно знать симптоматику, во-вторых, учитывать сопутствующие факторы и обстоятельства. Естественно, родителям очень сложно все это связать между собой, поэтому не стоит изучать симптоматику всех психических отклонений. Достаточно лишь знать поведенческие нарушения, которые характерны для ребенка определенного возраста. Если вы наблюдаете их в заданном возрасте, то это говорит о наличии отклонений. Какого типа это отклонение, как оно лечится и как его диагностировать, можно выявить позже. Главное на этом этапе — осознать, что есть девиация и она требует лечения.

Расстройство у детей возрасте 2 лет характеризуется пассивностью. Малыш в таком возрасте обычно очень активный, ему все интересно. Если же вы замечаете, что ваш ребенок ведет себя неуверенно, много чего боится и в принципе избегает окружающего мира, то необходимо обратиться к специалисту.

В возрасте 3 лет расстройства могут проявляться капризностью, нежеланием слушаться взрослых, повышенной ранимостью, быстрой утомляемостью, раздражительностью. В этом возрасте очень важно не подавлять активность ребенка, потому что это может привести к дефициту эмоционального опыта, а это в свою очередь может спровоцировать аутизм и расстройство речи.

В возрасте 4 лет расстройства проявляются в упрямстве, протесте, психогенных срывах. У ребенка отмечается напряженность, чувствительность к эмоциям других, что может провоцировать фрустрацию. Если вы замечаете, что в этом возрасте ребенок начинает слишком резко и агрессивно реагировать на что-то, то необходимо проконсультироваться со специалистом.

В возрасте 5 лет патологии проявляются слишком быстрым психическим развитием, по сравнению со сверстниками и появлением интересов конкретной направленности. Также ребенок может утратить навыки, которыми уже обладал. Он может начать играть в бессмысленные игры, перестать использовать новые слова, которые уже знает, отказываться от ролевых игр, проявлять неаккуратность.

В возрасте 7 лет патологии характеризуются нарушениями сна, аппетита, повышенной утомляемостью, головокружениями, спадом работоспособности, склонностью к фобиям, переутомлением. Однако надо понимать, что в этом возрасте ребенок немного неустойчив, потому что он готовится к школе. Естественную нервозность не стоит принимать за какое-то отклонение, если она не выходит за нормальные границы.

Лечение

Лечение психических расстройств у детей чаще всего заключается в использовании медикаментозных средств и прохождения терапии у конкретного специалиста. Самостоятельно родители не могут решить такие проблемы, потому что специфика детских патологий очень неясна. Гораздо лучше довериться специалисту, который сможет помочь вашему ребенку в раннем возрасте и решить его проблемы.

Если у ребенка психическое расстройство налицо, то стоит приготовиться к длительному лечению. Очень важно вовремя обратиться к детскому психиатру, чтобы не потерять драгоценное время. Отметим, что для лечения психических отклонений используются те же медикаментозные препараты, которые применяются для лечения взрослых. Разница лишь в том, что дети принимают меньшие дозы. В борьбе с детскими патологиями отлично себя проявили антидепрессанты, стимуляторы и стабилизаторы настроения, препараты, снижающие тревожность, антипсихотики.

Если вы уже начали лечение, то рекомендуем не менять специалиста, потому что это может плохо сказаться на ребенке. Если он доверился человеку и пошел с ним на контакт, то с другим врачом может отказаться идти на сближение. Это еще раз должно напоминать о том, как важно изначально выбрать хорошего профессионала.

Не рекомендуем расспрашивать ребенка о сеансах с врачом. Лучше переговорить с самим специалистом, потому что ребенок может воспринять ваш интерес в штыки и закрыться от общения.

Подводя итог, отметим, что очень важно наблюдать за своим ребенком. Пока он маленький, постарайтесь не воспитывать его, а быть просто отстраненным наблюдателем. Тогда вы сможете лучше понять его и построить более грамотную связь в будущем.

Развитие психических процессов у детей

  • Каждый этап развития определяет объем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок. Нормой принято считать соответствие уровня развития ребенка большинству детей его возраста. К примеру, основная задача младенца – изучение собственных физических возможностей. В раннем детстве дети активно овладевают психомоторными навыками (умение пользоваться лопаточкой, собирать кубики, кушать ложкой)
  • Определить отклонения в развитии ребенка бывает непросто. Если в семье растет несколько детей, оценить уровень развития ребенка родитель может эмпирическим путем, сравнивая ребенка со своими братьями и сестрами. Если же в семье всего один ребенок, понять, насколько он соответствует сверстникам по развитию, довольно сложно
  • К тому же в пределах каждого возраста существуют субъективные индивидуальные особенности ребенка, что делает задачу оценки развития еще более затруднительной

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: