Что такое психологическое здоровье и как его сохранить

Определение терминов

Для того чтобы ответить на вопрос о том, чем психическое здоровье отличается от психологического, необходимо сначала понять оба этих термина.

Вам будет интересно:Виды здоровья. Психическое и психологическое здоровье: понятия, критерии и основные отличия

Психическое здоровье — это определенные особенности, которые позволяют человеку вести себя адекватно и успешно адаптироваться к окружающей среде. К этой категории обычно относят то, насколько соответствуют формируемые у человека субъективные образы реальности объективной, а также оценивается адекватное восприятие себя самого, способность концентрироваться на чем-либо, способность к запоминанию определенных информационных данных и умение мыслить критически.

Вам будет интересно:Нарушения эмоциональной сферы человека: понятие, виды, причины и особенности

Противоположностью хорошего психического самочувствия являются отклонения, а также самые разные расстройства и заболевания человеческой психики. При этом, если психика в порядке, это вовсе не является гарантией здоровья душевного.

При полноценной психике и полной адекватности человек может иметь тяжелейшие душевные заболевания. Проще говоря, человеку не хочется жить. Может быть и совершенно наоборот: прекрасное душевное состояние, совмещенное с психическими отклонениями и неадекватностью.

Под определение психологическое здоровье подпадает не просто душевное самочувствие, но и состояние личности. То есть это определенный вид самочувствия, при котором душевное и личностное сочетаются, у человека все хорошо в жизни, при этом личность его находится в состоянии роста и готовности к движению вперед.

Психологическое самочувствие описывает личность в целом, оно относится к нескольким сферам сразу: к познавательной, мотивационной, эмоциональной, а также к волевой областям. Помимо этого, сюда можно отнести различные проявления силы духа.

Что такое психологическое здоровье

В психологии определение психологического здоровья звучит как состояние человека, позволяющее ему успешно адаптироваться в изменяющихся условиях без последствий для целостности личности. Такой индивид способен быстро подстраиваться под новые факторы окружающей среды и социума, также может развиваться самостоятельно и вносить вклад в развитие общества.

Критерии психического состояния

Вам будет интересно:Ребенок с отклонениями в развитии: как правильно определить патологию?

Здоровье представляет собой основу всей человеческой жизни, определенную гарантию успеха и того, что все будет хорошо. Оно является одним из обязательных условий для достижения целей в жизни. Во многих культурах оно является не только ценностью одного индивида, но и огромным общественным достоянием.

Психологические основы физического, психического и социального здоровья принято рассматривать в двух его аспектах. Критерии оценки психического самочувствия наиболее полно раскрыты А. А. Крыловым. Они применимы также и к психологическому состоянию.

Ученый выделяет критерии в соответствии с тем, каким образом они себя проявляют (различные процессы, свойства). Крылов полагает, что личность, которая в порядке психически, может характеризоваться следующими свойствами:

  • нравственность (то есть чувство совести и чести);
  • сосредоточенность;
  • уравновешенность;
  • оптимистичное отношение к жизни;
  • адекватные притязания;
  • чувство долга;
  • отсутствие обидчивости;
  • уверенность в себе;
  • отсутствие лени;
  • общая естественность;
  • наличие чувства юмора;
  • независимость;
  • ответственность;
  • терпение;
  • самоконтроль;
  • уважение к самому себе;
  • доброжелательность к окружающим.

Опираясь на эти критерии психологического здоровья и психического здоровья, которые вывел Крылов, есть возможность сделать вывод, что нормальная психика, как определенная составляющая самочувствия в целом, включает в себя совокупность таких характеристик, которые помогают установить равновесие и предоставить возможность человеку выполнять свои функции в социуме.

Человек с нормальной психикой адаптирован к жизни в социуме, а также принимает в нем непосредственное участие.

Психология здоровья представляет собой науку, предметом изучения которой выступают психологические процессы здоровья и болезни. Согласно ей, физическое состояние здоровья или болезни определяется не только биологическими процессами, но и следующими факторами:

1. Психологические – психоэмоциональное состояние, выраженные черты личности, образ мыслей, степень восприимчивости и др.

2. Поведенческие – наличие здоровых или вредных привычек, типы реагирования и поведенческие стереотипы и т.д.

3. Культурные – социальная среда, вероисповедание, этническая принадлежность и т.п.

Эта отрасль психологической науки является сравнительно молодой, но достаточно перспективной. Рассматривая причины формирования определенного состояния здоровья, она также не упускает из внимания разработку методов сохранения и поддержания здорового состояния. Основными проблемами, рассматриваемыми психологией здоровья, выступают следующие:

  • предупреждение «нездорового» поведения;
  • оценка роли поведения в формировании заболеваний;
  • изучение взаимосвязей физиологических и психических процессов;
  • исследование мотивов, побуждающих человека к поддержанию здорового поведения;
  • оценка роли психологии в терапии заболеваний.

Какие задачи решает психология здоровья?

Психологические факторы имеют огромное значение не только в возникновении многих болезней, но и при их терапии. Именно поэтому главным вопросом науки на сегодняшний день выступает возможность мотивации к сохранению здоровья.

Однако эта задача не из простых. Как быть здоровым? На этот вопрос приходит на ум множество ответов. Психологические факторы представляют собой широкий перечень явлений, процессов, паттернов поведения, которые могут оказывать влияние на физическое состояние человека.

Другая, не менее важная задача отрасли, это возможности взаимодействия личности и болезни. Она позволяет раскрыть такие вопросы, как влияние настроя пациента во время терапии на скорость выздоровления, возможности человеческого организма при произвольном управлении болью, совладании с собой в определенных состояниях и др.

Третьей задачей выступает возможность саморегуляции. Это также важно, поскольку даже при наличии выраженных мотивов к сохранению здоровья не каждый способен реализовать должным образом собственные намерения. Перейти от желания к конкретному образу жизни – это и является целью предупреждения болезни. Этому способствуют саморегуляция, самодисциплина, самоконтроль – необходимо не только иметь намерение, но и найти достаточно сил для того, чтобы противостоять соблазну, выполнять рекомендации, соблюдать диету и т.д.

Медицинские психологи проводят достаточное количество исследований для определения факторов, ведущих к болезни, установки взаимосвязи состояния здоровья и психики. Это позволяет также установить механизмы взаимовлияния личностных черт на определенные физиологические процессы, тем самым выявляя группы риска среди людей.

Также мы выяснили, что психология здоровья непосредственно взаимосвязана с ситуативными факторами. Это значит, что биопсихосоциальная модель – реальный инструмент помощи в понимании факторов воздействия на здоровье. Экономические, культурные, этнические, социальные характеристики являются источником информации о возможных нарушениях поведения, заболеваниях, пограничных состояниях и т.д.

Чем еще занимаются медицинские психологи?

Несмотря на сравнительно недолгое существование науки, полученные знания уже помогают на практике реализовать ряд программ по улучшению состояния здоровья граждан.

Психологи применяют методы по изменению поведения, помогают улучшить образ жизни, отказаться от вредных привычек (например, участие в антитабачной кампании – анализ воздействия рекламы табачных изделий на сознание курильщиков). Немаловажной задачей является просвещение населения в отношении преодоления стресса. Последний является реальной помехой к началу здоровой жизни, поскольку не только сам может спровоцировать ряд патологических состояний, но и способствует развитию вредных привычек и препятствует спокойному анализу и поиску способов выхода из неблагоприятных обстоятельств.

Задачей медицинского психолога также является стремление к пониманию причин отказа от профилактических визитов к врачу, прививок, других методов предупреждения болезни. Специалист разрабатывает и программы поощрения плановых медосмотров, поскольку последние являются основой ранней диагностики серьезных заболеваний сердца, сосудов, других органов и систем.

Профосмотры – не единственный способ профилактики. Предупреждение болезней осуществляется также в избегании рискованного поведения – особых стилей вождения авто, беспорядочной половой жизни и многого другого. И это также лежит в компетенции медицинского психолога, при этом для него важно не только не допустить разрушительных действий, но и стимулировать к приобретению поведения благоприятного – регулярные гигиенические процедуры, занятия физическими упражнениями и проч.

Медицинский психолог опосредованно воздействует на состояние пациента, проводя работу с другими специалистами – врачами, медсестрами. Он обучает медперсонал эффективному взаимодействию с больным, а также предоставляет информацию о способах преодоления барьеров при коммуникации. Это позволяет решить следующие проблемы:

  • отсутствие понимания специфической терминологии и, как следствие, недоверие специалисту;
  • отсутствие включенности пациента при выборе тактики лечения;
  • «директивные» консультации – авторитарный стиль общения, игнорирование нужд больного и др.

Это является важным при наставлении пациента следовать врачебным предписаниям и рекомендациям.

Медицинская психология для людей, имеющих неизлечимые заболевания

Задачами этой науки является не только помощь в эффективном лечении и профилактике заболеваний, ведь существует большое количество болезней и патологий, не поддающихся терапии. Хроническое тяжелое заболевание оказывает влияние на психологическое благополучие, а особенно в тех случаях, когда характеризуется ограничением возможностей человека или болевым синдромом. Серьезно заболевший человек имеет дело с большим количеством стрессоров:

  • восприятие себя заново с болезнью;
  • вопросы ухода (в послеоперационный, реабилитационный периоды и т.д.);
  • финансовые расходы на лекарства и мед. оборудование и др.

Сталкиваясь с новыми обстоятельствами, больной рискует «заполучить» снижение самооценки, депрессию, состояние уныния и угнетенности. Однако даже при том, что улучшить физическое состояние невозможно, всегда остается вероятность нормализации психологического настроя. Улучшить качество жизни за счет психологического благополучия – это и является функцией медицинских психологов.

Техники управления болью также являются немаловажными в процессе нормализации психологического состояния.

Перспективы развития психологии здоровья

Как уже было сказано выше, это направление является сравнительно молодым – в России данная наука находится на начальной стадии становления. Однако вопросы психического благополучия и взаимосвязи психики и физического здоровья уже стоят в ряду первоочередных, поэтому последние годы ознаменованы изданием нескольких пособий по психологии здоровья.

Интерес к этой отрасли свидетельствует о том, что через короткий промежуток времени психология здоровья станет одним из передовых направлений психологической науки, что является важным также и для области здравоохранения. Разработка и внедрение программ позволит более эффективно предупреждать и лечить многие заболевания, а также оказывать помощь пациентам и улучшать работу медиков.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Критерии психологического состояния

В науке тему нормального психологического самочувствия подробно разрабатывала И. В. Дубровина. Отличие психического здоровья от психологического заключается в том, что первое относится к отдельным процессам и механизмам человеческой психики, а второе имеет непосредственное отношение к личности в общем, а также тесно связано с наивысшими проявлениями человеческой, так сказать, души.

Термин дает возможность выделить проблемы психологического и психического здоровья. Дубровина дает заметку о том, что психологически нормальная личность способна обладать такими качествами, как самодостаточность, понимание и принятие самого себя. Все это дает человеку возможность для развития самого себя в контексте взаимосвязи с окружающим миром и людьми в различных условиях культуры, экономики, экологии и социума нашей реальности.

Вам будет интересно:Как спасаться от депрессии: методы и советы психологов

Помимо всего вышеперечисленного, психологически нормальные личности имеют при себе такие качества, как:

  • устойчивость эмоций;
  • в соответствии со своим возрастом зрелость чувств;
  • совладение с собственным негативом и порождаемыми им эмоциями;
  • наиболее естественное проявление своих эмоций и чувств;
  • способность радоваться своей жизни;
  • способность сохранять привычное для себя самочувствие;
  • адекватное восприятие собственной личности;
  • наибольшее приближение образов субъективных к отражаемым реальным объектам;
  • способность сконцентрировать свое внимание на определенном предмете;
  • способность к запоминанию информационных данных;
  • способность к обработке данных при помощи логики;
  • критическое мышление;
  • креативность;
  • самопознание;
  • управление собственными мыслями.

Итак, в чем разница психического и психологическое здоровья человека? Первое представляет собой определенную динамическую совокупность свойств психики индивида, которые способны поддерживать гармонию между потребностями его и общества. Они также являются предпосылкой человеческой ориентации на исполнение своего жизненного предназначения.

Психологическая же норма обычно интерпретируется как способность к жизни индивида, как сила этой самой жизни, которая была обеспечена наиболее полным развитием, а также как способность к приспособлению и личностному росту в меняющейся, иногда неблагоприятной, но совершенно обыденной для большинства среде. Все это является предпосылками для нормального психологического самочувствия.

Психологическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков весьма нестабильна: в этом возрасте часты резкие перепады настроения, которые она не в силах контролировать. Важная задача взрослых для сохранения психологического здоровья детей и подростков – аккуратно сдерживать порывы, не позволяя наступать полной эйфории или депрессии. Для этого обычно достаточно иногда говорить с подростком по душам. Взрослые также должны способствовать укреплению психики путем прививания им полезных навыков, например: умения общаться, рефлексировать, ставить и достигать цели, с позитивом относиться к жизни.

Всемирная организация здравоохранения

В чем еще заключается разница психического и психологическое здоровья человека? ВОЗ дает такое определение психическому: это благополучное состояние, в котором индивид оказывается способен к реализации своего собственного потенциала, способен справляться с привычными стрессами и раздражителями в жизни, приносить собственный вклад в общественную жизнь, выполнять свою работу наиболее продуктивно, дабы она приносила наибольшие плоды.

ВОЗ выделяет следующие критерии:

  • Осознание (вкупе с ощущением постоянства) непрерывности, а также идентичности собственного «Я» как психического, так и физического.
  • Ощущение идентичности и постоянства собственных переживаний в ситуациях одного типа.
  • Критическое отношение к самому себе, а также к своей собственной психической деятельности и ее результатам.
  • Соответствие адекватных реакций психики частоте и вместе с ней силе воздействий окружающей среды, обстоятельств и различных ситуаций в социуме.
  • Способность к управлению своим собственным поведением с учетом соответствия различным нормам социума, законам и правилам.
  • Способность распланировать собственную деятельность в жизни вместе со способностью к реализации этих планов.
  • Способность к изменению способа своего поведения в зависимости от того, как меняются обстоятельства и ситуация в жизни.
  • К слову, существует даже Всемирный день психического здоровья, который принято отмечать десятого октября. Начало этому было положено в 1992 году.

Изменение установок, касающихся здоровья

Изучение установок, касающихся здоровья, оказывается чрезвычайно полезным не только потому, что это помогает нам прогнозировать, кто будет практиковать ту или иную форму здорового поведения, но и выявляет условия, при которых люди могут изменять свое поведение в отношении здоровья. Исследователи считают, что этому могут способствовать убеждающие сообщения, усиливающие чувство уязвимости при одновременном усилении чувства самоэффективности и эффективности ответных действий. Каким образом можно довести до людей необходимую информацию? Одна из целей пропаганды здорового образа жизни заключается в охвате как можно большего числа людей при помощи средств массовой информации. Всем нам доводилось слышать телевизионные и радио- обращения, призывающие нас употреблять в пищу больше клетчатки, снижать содержание холестерина или отказаться от курения. Насколько эффективны такие сообщения? К сожалению, оценка результатов прилагаемых усилий говорит о весьма скромных достижениях в этой области. Сообщения средств массовой информации могут приводить к изменениям установок, касающихся здоровью, однако их влияние на реальное поведение оказывается незначительным.

Стадии изменений установок

Одна из причин, по которой кампании по изменению установок, касающихся здоровья, не всегда приводят к изменению соответствующего поведения, состоит в том, что люди не могут измениться в один момент, этот путь состоит из нескольких этапов. Различные способы воздействия дают разные результаты, в зависимости от стадии, на которой в настоящий момент находится человек, обладающий негативно влияющей на здоровье привычкой. Эти стадии с соответствующими им процессами описываются транстеоретической моделью поведенческих изменений. Разработанная изначально для работы с такого рода аддиктивными нарушениями, как курение, эта модель сегодня применяется ко многим формам здорового поведения, включая физические упражнения и регулярные маммографические обследования.

Стадия беспроблемного (pre-contemplation) существования индивида характеризуется отсутствием у него намерения как-либо изменять свое поведение. Многие на этой стадии даже не осознают наличия проблемы, хотя она может представляться вполне очевидной их родственникам, друзьям, соседям и товарищам по работе. Примером может служить пьющий человек, обычно не замечающий тех проблем, которые он создает своей семье. Поэтому не вызывает удивления, что такие индивиды являются плохими объектами для воздействия.

Стадия раздумий (contemplation) наступает, когда индивид начинает сознавать наличие проблемы и задумывается о ней, но еще не готов к каким-либо конкретным решительным шагам по ее устранению. Многие люди могут оставаться на стадии раздумий годами, например курящая женщина, которая осознает необходимость отказаться от этой привычки, но не решается это сделать. Для людей, находящихся на этой стадии, процедуры вмешательства, связанные с изменением аттитюдов, могут оказаться успешными.

На подготовительной (preparation) стадии люди формируют намерение изменить свое поведение, но могут к этому еще не приступать. В некоторых случаях это происходит отчасти потому, что подобные попытки не заканчивались успехом в прошлом. Другие индивиды начинают изменять свое целевое поведение уже на подготовительной стадии, например снижая количество выкуриваемых за день сигарет, однако, как правило, еще не принимают обязательств окончательно прекратить конкретное поведение. На стадии действий (action) индивиды изменяют свое поведение, чтобы справиться с проблемой. Для того чтобы поведение действительно менялось, от индивидов требуется совершать временные и энергетические затраты. На стадии поддержания (maintenance) люди стараются предотвратить возможность возникновения рецидивов и укрепить достигнутые результаты. Обычно, если человек оказывается способен воздерживаться от аддиктивного поведения в течение более шести месяцев, можно считать, что он находится на стадии поддержания.

Транстеоретическая модель оказывается чрезвычайно полезной, поскольку учитывает тот факт, что конкретные способы вмешательства могут работать более эффективно на одной стадии в сравнении с другой. В частности, информирование индивидов, находящихся на беспроблемной стадии, об их проблеме может способствовать их перемещению на стадию раздумий. Для перемещения людей со стадии раздумий на подготовительную стадию можно использовать процедуру воздействия, заставляющую их оценить те мысли и чувства, которые они испытывают по отношению к себе в связи с существующей проблемой, а также то, как ее разрешение изменит их. Способы вмешательства, призванные побудить людей принять на себя обязательства в отношении того, когда и каким образом он собираются менять свое поведение, могут послужить мостом между подготовительной стадией и стадией действий. Способы вмешательства, опирающиеся на социальную поддержку и практические навыки, окажутся наиболее эффективными при работе с индивидами, перешедшими со стадии действий на стадию поддержания достигнутых успехов.

Отличие терминов в ВОЗ

В ВОЗ отличают психологическое здоровье и психическое здоровье человека главным образом по тому, что психическое самочувствие принято относить к совершенно отдельным процессам психики, а также ее механизмам. Психологическое же, в свою очередь, принято относить к самой личности в общем. Это дает возможность отделить психологический аспект любой проблемы.

Вышеупомянутая Дубровина ввела такой термин, как «психологическое здоровье», в лексикон науки совсем не так давно. Она считает, что психологическое благополучие — это совершенно необходимое условие для того, чтобы человек функционировал и развивался полноценно в процессе собственной жизнедеятельности.

Связь психологического состояния с физическим на данный момент является неоспоримой.

5 способов сохранения психологического здоровья

Укреплению здоровья нужно уделять не полчаса в неделю и даже не три. Это процесс, и он должен стать частью, стилем жизни. И причем не только нашей, но и семьи, близких. Ведь от того, как мы проводим время, как воспитываются дети, частенько зависит их судьба, и находится смысл жизни.

Для поддержания этого здоровья на должном уровне необходимо знать и применять следующие способы:

1. Питание

Питание – важная составная часть психологического здоровья.

Качество продуктов, которые мы употребляем в пищу, напрямую влияет на наше психологическое состояние. К примеру, если употреблять больше продуктов, которые стимулируют выработку гормонов, то наши эмоции будут бить через край: плаксивость, агрессивность, смешливость. К ним можно отнести горький перец, чеснок, газированные напитки. До сих пор лучшей жидкостью, не приносящей вреда, является обычная вода.

Употребляя много сладкого, жирного, копченого, мы становимся тучнее, отечнее. А потом появляется неудовлетворенность своей внешностью. Хочется закрыться в дальний угол, никого не видеть, ни с кем не общаться. Это своего рода проблема для психики.

2. Двигательная активность

Спорт и движение не только упорядочивают мышечную массу. Такое движение помогает вырабатывать определенные вещества – эндорфины, которые отвечают за наше хорошее настроение. А лучшим сочетанием считаю баланс сна и активности. Полноценные прогулки также никто не отменял. Поэтому при соблюдении такого равновесия и физическое здоровье будет на уровне.

Мнение эксперта

Жанна Липатова

Практикующий врач-психолог. Работа в клинике более 7 лет. Основная сфера деятельности – методы сохранения психологического здоровья в разных возрастных группах.

Задать вопрос

Психотерапевты утверждают, что психологическое и физическое здоровье находятся на одной ступени. Отсутствие движения ведет за собой регулярные головные боли, проблемы с сердцем. Зачастую врачи не могут найти истинных причин, ведь по анализам все хорошо. Но человек даже не подозревает, что ему нужен не терапевт или кардиолог, а психотерапевт.

3. Управление чувствами и эмоциями

Чувства, эмоции необходимо держать под контролем.

Никогда не подавляйте свои чувства, это чревато тяжелыми последствиями в том числе, для физического состояния. Сокрытие в себе чувств, влияет на взаимоотношение с окружающими, близкими.

Не нужно избегать отрицательных эмоций, они должны быть в нашей жизни. Если никак не получается показать свое эмоциональное состояние, то лучше тогда поступайте так: сходите на прогулку, поиграйте с детьми, займитесь со спортивными тренажерами. Способов много.

Умение контролировать свой негатив – это тоже искусство, не каждому такое удается. Но стремиться все – таки стоит. Способов много: дыхание по техникам йоги, счет до определенной цифры (я всегда считаю до двадцати — помогает), релакс, медитации. Каждый выбирает свое: что удобнее, легче, более приятно. Медитативные техники помогут стабилизировать общее состояние.

4. Саморазвитие

Состояние внутреннего психологического баланса во многом зависит от того, насколько мы готовы работать над собой. Саморазвитие — это один из способов поддержания и сохранения психологического здоровья. С чего здесь стоит начать, посмотрите в этой статье . Анализируя свои поступки, мы можем многое – поднять свои возможности, поднять собственную самооценку.

Иначе, мы погрязнем среди неудач, неудовлетворенности, негативных эмоциях. Поэтому, стоит задуматься над следующими фактами:

а) Принять ответственность. Поймите, никто не может за Вас решить Ваши же проблемы. Винить кого-то за неудачи нет смысла. Лучше попытаться понять, как их решить.

б) Границы вовлеченности. Мы привыкли переживать несчастья, неудачи близких, как собственные. На самом деле, ничего хорошего здесь нет. Мы забываем про себя. К тому же с каждым таким эмоциональным переживанием силы заканчиваются. Поэтому все должно иметь меру, стоит помнить, что мы – не копилка для отрицательных чувств. Оставляем время для себя, своих интересов.

в) Развиваем уверенность. Зная, что наши шаги верные, поэтому любое дело дается с успехом. Чтобы не сойти с дистанции, необходимо много, упорно работать над собой.

г) Одобрение, поддержка. Если эти два аспекта присутствуют, то любая деятельность движется гораздо легче, есть нацеленность на успех. А потому, каждый из нас чувствует себя нужным.

д) Стремимся к взаимопониманию. Дистанцироваться от своих близких, родственников не стоит. Иначе в трудных обстоятельствах они также отвернутся.

5. Учимся жить на позитиве

Скажу вам по секрету, испытала на себе: не кормите себя ежедневным негативом. Это проявляется в следующем: информация по телевизору, радио, мобильной связи. По максимуму дистанцируйтесь от тех людей, которые все время ноют, недовольны жизнью, ситуацией. Если это понять, принять – будет намного легче. Я это уже поняла. В каждой ситуации необходимо искать позитив, положительную грань. Делать выводы.

Для того, чтобы жизнь не казалась рутиной, меняйте обстановку, работу. Если не получается на рабочей неделе куда – то сходить, то на выходные отправляйтесь в парк, займитесь своим хобби, посвятите себя семье, родителям. Отправляйтесь на шоппинг – это тоже хорошо отвлекает и развлекает. Приемов много. Главное, не превращайте свою жизнь в стоячее болото. Проводите время активно, с пользой, позитивом.

Психологические характеристики долгожителей

Джюэтт исследовал психологические типы как формы психического здоровья людей, которые благополучно сумели дожить до сильно преклонного возраста (80-90 лет). Результаты исследований продемонстрировали, что всем этим людям были присущи следующие качества:

  • жизненный оптимизм;
  • спокойствие на эмоциональном уровне;
  • способность ощущать неподдельную радость;
  • ощущение самодостаточности;
  • высокая адаптируемость к трудным жизненным ситуациям.
  • Портрет желаемого результата

    Таким образом, если составлять сильно обобщенный портрет внутреннего мира здорового человека на основе выделенных выше характеристик, то можно увидеть личность творческую, спонтанную, радующуюся своей жизни, веселую, открытую для чего-то нового, не прекращающую познавать себя и свой окружающий мир, не только используя разум, но и задействуя свои интуицию и чувственность.

    Такой человек полностью принимает собственную личность, при этом осознавая ценность и абсолютную уникальность людей, что его окружают. Он также находится в постоянном самосовершенствовании и помогает с этим другим людям.

    Подобная личность прежде всего берет ответственность за собственную жизнь на себя самого, а из неудачных ситуаций извлекает полезные уроки. Жизнь его, конечно же, наполнена смыслом, который он сам отыскал.

    Вам будет интересно:Биполярный синдром: причины, симптомы и лечение. Биполярное аффективное расстройство

    Про таких людей обычно говорят, что «он находится в гармонии» как с самим собой, так и с миром, что его окружает. Из этого можно выделить ключевое слово для описания термина «психологическое здоровье». Этим словом будет «гармония».

    Факторы нарушения психологического здоровья

    Факторы риска нарушения психологического здоровья можно разделить на две группы:

    Первая – это внешние причины. К ним относятся негативные воздействия других людей на человека и напряженные отношения с обществом. В первую очередь это проблемы во взаимодействии с родителями: ребенок, растущий в постоянно негативно-напряженной обстановке может отставать в развитии от сверстников и постепенно приобретать личностные нарушения. Немного слабее на индивида действуют отрицательные отношения в школе, на работе, в компании приятелей.

    Вторая группа факторов – внутренние причины. Это влияние некоторых нарушений психики на нормально развивающиеся процессы. Например, нестабильный эмоциональный фон может оказывать отрицательное воздействие на познавательную сферу, а проблемы с личностным развитием сказываются на общении.

    Согласие с самим собой

    У психологически нормального человека в гармонии находятся различные аспекты, к которым можно отнести психические, интеллектуальные, телесные и эмоциональные. Критерии, при помощи которых можно дать определение тому, насколько здоров определенный человек, на самом деле предстают довольно размытыми.

    Сами понятия психического и психологического здоровья личности и их нормы в большинстве своем обуславливается обычаями, традициями, моральными устоями, культурными и социальными особенностями сообщества.

    У древних викингов были такие воины, их называли «берсеркерами». Во время битвы они были способны впадать в состояние некоего боевого транса. Такой человек был просто незаменим на поле брани, однако вне этого поля поведение такого воина с трудом можно назвать адекватным.

    Не слишком чувствительный и даже циничный патологоанатом в своей профессии способен реализовать свой потенциал более чем полно, при этом за пределами своей рабочей атмосферы он может смотреться в глазах других людей несколько странно.

    Сама норма — это баланс между приспособлением к реальности и самой реальностью, это задача развития своей личности и самоутверждение вместе с ощущением ответственности и некоторым потенциалом энергии психики и активностью. Норма является также умением преодолевать трудности на жизненном пути и принимать вызов окружающего мира.

    Признаки

    Главный критерий психологического здоровья личности– успешная адаптация к социуму. Такой человек ощущает себя позитивно, имеет высокий уровень развития рефлексии, успешно переживает кризисы разных возрастов, не испытывает безосновательных страхов. Он не боится брать на себя ответственность за свои поступки и жизнь в целом, не зависим от чужого мнения, свободно общается с окружающими и стремится к саморазвитию.

    Также к признакам психологического здоровья относятся: активность, целенаправленность, успешность во взаимоотношениях с близкими людьми, умение спокойно разрешать конфликты и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

    Нормы психического здоровья

    Психика человека ухудшается с возрастом (после примерно 80 лет, иногда даже раньше) и во время болезней. Благополучие психики вовсе не является чем-то постоянным, оно динамично. К нормам этого состояния относятся:

  • Умственные способности. Это хороший интеллектуальный уровень, способность продуктивно мыслить, стремление к определенному положительному исходу, при этом опираясь на действительные факты. К этой норме также относятся самосовершенствование и воображение.
  • Понятие морали. Про таких людей принято говорить, что у них есть «душа». Им совсем не свойственна тупость нравственная. При этом таким людям присущи объективность и справедливость. Воля у них твердая, но без упрямства. Ошибки признают, но не терзают себя.
  • Адаптивность к различным социальным ситуациям. Такие люди контактируют с различными слоями населения самых разных возрастов. Им свойственна непринужденность в отношении вышестоящих и нижестоящих лиц вместе с чувством ответственности. Они хорошо ощущают социальную дистанцию, а поведение их несколько спонтанно.
  • Оптимизм личности. Это добродушность характера и эмоциональная самостоятельность. Реалистичное отношение к жизни без страха перед риском.
  • Эмоциональность, в которой отсутствуют лишняя подозрительность или доверчивость, при этом присутствует свежесть эмоциональных ощущений.
  • Сексуальность. Здесь имеется в виду учет мнения и различных пожеланий своего партнера и уважение его личности.
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: