Роль психологии в жизни человека
Узнать стоимость работы по вашей теме
- 12 декабря 2012
- 1245
- Комментарии
- Помощь студентуПолезно знать
Психология — наука, которая является одной из основных отраслей научного познания. В нашем «сумасшедшем» и быстроразвивающемся мире психология играет не маловажную роль в жизни самого обычного человека. Она помогает адаптироваться в окружающей среде, помогает мирному взаимодействию людей. Изучение психологии окажет неоценимый труд в осознании поведения детей и подростков, психология может справиться с самой конфликтной ситуацией в коллективе, а так же в семейной жизни, или в целом может снизить риск возникновения какой-либо конфликтной ситуации.
Как правило, психологию делят на прикладную и фундаментальную. К прикладной относят самые распространенные и полезные в обычной жизни детскую и юридическую, психологию творчества, организационную или семейную психологию. Но без основ фундаментальной психологии относится серьезно ко всему, что написано в «психологии жизни» тяжело. Поэтому изучением психологии или ее фундаментальной части озадачены практически все студенты различных вузов.
Значение психологии тяжело переоценить, она не просто так или иначе входит в самую обычную жизнь, но и сопровождает нас в процессе учебы в ВУЗах и колледжах в виде лекций, коллоквиумов и экзаменов. В непрофильных вузах самым распространенным видом проверки знаний по психологии является контрольная работа. Но не всегда студенты готовы к самостоятельному написанию контрольной работы по психологии, хорошим помощником в этом может стать ресурс Gumanitary.by. Сотрудники данного ресурса оказывают профессиональные услуги, при которых ваша контрольная работа по психологии позволит вам продолжить успехи на пути получения заветного и необходимого высшего образования.
При составлении заданий и тем контрольных работ, как правило, учитываются все навыки, которые студенты приобрели в процессе изучения психологии на практических занятиях, в виде лабораторных и семинарских работах, пропуски хоть одного из них могут стать препятствием в написании студентами качественной контрольной работы. В связи с этим своеобразной палочкой-выручалочкой и становятся ресурсы па написанию контрольных на заказ. Обратившись к данным специалистам вам, как правило, нужно знать только тему, выбранную вами или вашим руководителем. А далее просто дождаться определенных вами и вашим специалистом сроков, получить для сдачи именно вашу грамотно написанную контрольную или курсовую работу.
- Следующий материал →
Социальные пособия, как защита человека государством - ← Предыдущий материал
Как подготовиться к экзаменам, живя в общежитии
Похожие материалы
Английский для детей
Образование в Португалии
Отличие реферата от других учебных работ
Программа учебной и производственной практики в 2019
Абитуриенту47АРТ22Бизнес и финансы24Быт13Детская педагогика25ЕГЭ21Закон и право14Здоровье19Ин.яз.57Наука и техника22Новости образования51Онлайн обучение24Отдых и досуг38Паранаука2Полезно знать25Помощь студенту93Работа для студента14Самообразование40Тайны и загадки4Учеба там19Учеба здесь17Учебные заведения15Учителю на заметку44
Комментарии к публикации
Роль психолога-консультанта в организационном развитии.
Работающий в организации психолог может занимать одну из двух позиций:
1) «внешнюю» — психолога-консультанта и исследователя (в качестве примера можно привести работу по заказу различных фирм, чаще всего связанную с оценкой и аттестацией персонала, изучением психологического климата, разрешением конфликтных ситуаций, обучением персонала и т. д.);
2) «внутреннюю» практического психолога, работающего непосредственно в организации.
Функции психолога в организации.
Исследовательская или экспертная функция
. Психолог привлекается в качестве эксперта для решения конкретной проблемы. Специалист исследует и аккумулирует информацию о психологических механизмах поведения членов коллектива в сложной системе внутриорганизационных отношений. Изучению и оценке подвергаются именно конкретные ситуации, с использованием современных методологических методов психологии. Обычно на основании этих исследований он предоставляет руководству отчет, где описываются их результаты и даются рекомендации решения проблем.
Функция консультирования
. Психолог-консультант дает рекомендации по вопросам, касающимся наиболее эффективного использования личностных и профессиональных качеств любого члена коллектива. Это касается всех этапов пути, который человек проходит в организации – отбор, оценка, адаптация персонала, зачисление в кадровый резерв, увольнение. Психолог дает практические советы в области управления персоналом, мотивации труда, психологического климата в организации, развивает групповую сплоченность и борется с конфликтами в коллективе.
Организационная функция
. Которая, по сути, объединяет и дополняет в себе две первых. В ней психолог выступает в роли педагога, который передает свои знания в области психологии ученикам – работникам организации, чтобы они в полной мере использовали все наработки современной психологии в своей повседневной работе, повышая ее эффективность.
В задачи психолога-консулътанта в организации входит: улучшение психологического климата в организации (повышение «боевого духа» сотрудников, формирование доброжелательной атмосферы);
совершенствование практики подбора кадров; модернизация организационной структуры; оказание поддержки сотрудникам в развитии их способностей;
сплочение сотрудников в единую команду; помощь людям в преодолении стрессов; достижение соответствия между внутренним складом человека и его работой; устранение конфликтов; снижение текучести кадров;
оценка производственных программ с точки зрения психолога;
проведение разумной политики поощрений и наказаний на фирме;
консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке (включая переговоры, рекламу, маркетинг и т.д.).
Семья как система.
Семья — это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика.
Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.
Функции семьи по потребности:
1. Воспитательная функция — состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.
2. Хозяйственно – бытовая — заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья — физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.
3. Функция эмоционального обмена — семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому.
4. Коммуникативная функция — она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.
5. Функция первичного социального контроля — цель общества — не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля — введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья — малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм — важная черта.
6. Сексуально — эротическая функция — существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Нарушение функции семьи — это такие черты её жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций.
Правила в семье бывают двух типов: гласные — то есть те, которые выражаются открыто, обсуждаются членами семьи, и их можно при случае изменить; негласные — это те, о которых никто не говорит вслух, но все имеют это в виду. И проявляют себя эти правила тогда, когда кто-то их нарушает.
Нарушают семейное функционирование ригидные правила (жестко заданные и трудно изменяемые). Там, где их можно менять, заключать передоговор – семейная дисфункция наступает реже. Отсутствие семейных правил и норм также представляет серьезную опасность для психического здоровья. Многие дети и подростки с делишевентным поведением – выходцы из таких семей. Нечеткость правил и норм, их противоречивость, непроговоренность способствуют росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости личности и семьи.
Семейные мифы — представляют собой некую обобщенную установку относительно какой – то особенности семьи и обычно транслируются из поколения в поколение, становясь все более ригидными.
Для формирования устойчивого мифа обычно нужно не менее трех поколений, поддерживающих его. Семейные мифы, как и любые другие мифы, обычно носят характер более или менее развернутого сказания, передающегося из поколения в поколение.
Типичные примеры семейных мифов в современных семьях – это миф о безбрачии («у нас все женщины одинокие, все растили детей в одиночку, так и не сложилось ни у кого»), миф о сильной женщине («у нас всегда в семьях командуют женщины, и бабушка такая была, еще в советские времена и на работе, и дома командир, и мама, и доченька с характером»).
Семейные стабилизаторы — это все те факторы, которые позволяют семье как системе продолжать функционировать, не распадаться, сохранять цельность. Стабилизаторы есть в каждой семье, но в каждом конкретном случае их набор различен. Самые частые стабилизаторы семьи – это общее хозяйство, квартира, бюджет; дети; история, количество лет и сил, затраченных на совместную жизнь; сходные привычки, увлечения, домашние животные и любимые сериалы; общественное мнение и т.п. Среди стабилизаторов семьи отдельно выделяют категорию дисфункциональных:по большей части, это трудности в поведении и развитии детей и их разнообразные проблемы, а также привычные скандал, позволяющие выплеснуть накопившееся напряжение, но не разрушить отношения.
Жизненный цикл семьи.
Семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.
Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития:
1 — стадия монады — добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.
2 стадия — стадия диады. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей.
Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие — внешние правила жизни и трудные правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам связанным с самооценкой. Пример, ситуации когда муж работает а жена нет — вопрос — как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу). Дистанция между двумя в диаде очень близкая
3-я стадия — триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов — дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка — это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.
4-я стадия — квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации — младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё а мне ничего. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.
5-я стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.
Выход в школу оказывается проверкой для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится не стандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье — отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.
6-я стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себё, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу. Семья — реанимобиль — это функциональная модель. Семья где есть подросток должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.
Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.
7-я стадия — пожилой диады — все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)
8-я стадия — пожилой монады — после смерти одного из супругов.
Предыдущая34Следующая
Теория ролей в психологии
Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.
Роль как функция человека в обществе
Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.
Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности. Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах. Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.
Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли. И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет. Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.
Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.
Роль как стереотип поведения
Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:
- социальные нормы;
- обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
- права человека как члена данной группы;
- стереотипы ролевого поведения.
Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы. Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д. И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.
Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:
- роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
- роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.
Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов. Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции. А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.
Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д. хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения. Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.
Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.
Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас. Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями. Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.