Трудности подросткового возраста – демонстративное поведение

Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств.

Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений. Противопоставив себя сверстнику и выделив, таким образом, свое «Я», ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность. Обычно к 6-7 годам появляется способность ценить качества и умения других людей, желание дружить, помогать, делать что-то вместе.

Однако часто демонстративность фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети больше всего озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Особенности поведения демонстративных детей

В отличие от обидчивых и застенчивых детей, демонстративных детей выделяет ярко выраженная активность и стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других: говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников. «Смотрите, как я умею рисовать, прыгать, как я быстро кушаю, какие у меня тапочки, и пр.». Самоутверждение и восхищенное внимание других являются для них главной целью и ценностью. При этом способом привлечения внимания могут быть как положительные формы поведение («смотрите, какой я хороший»), так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «я». У многих детей острое желание обладать какой-нибудь машинкой или куклой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество (а значит, преимущество) перед другими. Как часто, получив в подарок новую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее, а чтобы показать, похвастаться.

Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности, или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем не красивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т.д. Они постоянно сравнивают себя с другими, и понятно, что это сравнение всегда «в свою пользу».

Демонстративные дети проявляют повышенный интерес к действиям сверстника: следят, что получается у других, делают замечания и комментируют, при этом их интерес носит явно оценочный характер. Так, Настя Д. (5 лет 9 мес.), как только взрослый дал задание ее партнеру, стала громко возмущаться: «А почему Никитке сказали делать, он ничего не умеет, и в тихий час плохо себя вел. Воспитательница его ругала. А я лучше сделаю, можно я, ну, пожалуйста». При этом она неотрывно наблюдала за действиями Никиты, пыталась сама вставить элементы в его мозаику.

Кроме того, для поведения демонстративных детей характерна высокая нормативность: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Используя социально-одобряемые формы поведения, дети постоянно ожидают и требуют положительной оценки своих действий. Однако их правильные моральные поступки неустойчивы и зависят от ситуации. Одну и ту же проблему демонстративные дети могут решать по-разному, в зависимости от присутствия или отсутствия взрослого. Так, например, в одном из наших исследований организовывалась ситуация, в которой ребенок мог поделиться или не поделиться с партнером конфетами. В первой ситуации взрослый присутствовал в комнате, хотя и не принимал участия в происходящем. Демонстративные дети делились со сверстником, комментируя свой поступок вслух, обращаясь к взрослому. Например, Люся Д. (5 лет 7 мес.), глядя на взрослого, говорит: «Я дам Кате конфету, потому что ей не досталось. Хорошие дети всегда делятся с тем, кому не дали. Правда, я хорошо поступила?…» Во второй ситуации взрослый выходил из комнаты, но все слова детей записывались на диктофон. На этот раз те же дети и не думали делиться с партнером, даже несмотря на их просьбы. Та же Люся Д. в ответ на просьбу сверстника дать ему половинку конфеты, на этот раз сказала: «Не дам тебе. Почему я должна? Это мне дали. Попроси, может, и тебе дадут». Таким образом, в поведении демонстративных детей наблюдается ярко выраженный формализм. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально оказать помощь сверстнику. Таким образом, даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту (некая форма «показного альтруизма»).

Демонстративные дети очень эмоционально и даже болезненно реагируют на порицание и похвалу других детей. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром и с большим удовольствием поддерживает ее. В ответ на похвалу сверстника, он, напротив, начинает возражать. Так, Аня Р. (6 лет 1 мес.), выслушав похвалу в адрес сверстницы, сказала: «Ну, может, и лучше, чем в прошлый раз, но все равно некрасиво и неровно».

Очень ярко демонстративность выявляется в характере и степени помощи другим детям. Так, на одном из занятий мы предлагали двум детям собрать свой узор из мозаики — солнышко на небе, при этом детали разного цвета были распределены не поровну: у одного ребенка были детали преимущественно желтого цвета, у другого — синего. Соответственно, чтобы выполнить задание, ребенок вынужден обращаться за помощью к сверстнику и просить нужные детали. Наблюдения показали, что большинство демонстративных детей в этой ситуации осуществляли формально-провокационную помощь, т.е. в ответ на просьбу сверстника давали всего один элемент, которого было явно недостаточно. Так, Митя С. (5 лет 11 мес.) заметил, что у партнера нет необходимых элементов желтого цвета, но тот молча сидит и ни о чем его не просит. Тогда Митя обратился к партнеру со словами: «Саша, если ты не попросишь разрешения, я тебе не дам». Саша продолжал молча сидеть, Митя повторил: «Попроси, а я дам». Саша очень тихо попросил: «Дай мне несколько желтеньких, а то мне не хватило». Митя улыбнулся, положил Саше в коробку один элемент со словами: «Вот, ты попросил, я дал». На дальнейшие просьбы Саши Митя раздраженно отвечал: «Я же тебе уже дал. Ты не видишь, я тоже делаю, подожди». Игорь Б. (5 лет 8 мес.) в ответ на просьбу сверстника начал давать ему элементы любых цветов, кроме того, который был на самом деле нужен, при этом он делал вид, будто вовсе не слышит возражений сверстника. Другие дети начинали делиться, только закончив свою мозаику, но делали это весьма неохотно. Такой вариант помощи, без ущерба для себя, можно назвать прагматической. Так, Рома С. (5 лет 2 мес.) никак не реагировал на просьбы партнера дать необходимые элементы, делал вид, что не слышит, громко пел песенку. Как только он доделал свою картинку, с интересом посмотрел на партнера: «Ой, а желтеньких у тебя нету. Придется чуть-чуть подсыпать… Не бойся, мы тебе дадим». Положив несколько элементов желтого цвета в коробку своему партнеру, Рома обернулся к взрослому: «Смотрите, сколько я ему дал».

Из этих примеров видно, что в основе отношения к другим у этих детей лежит стремление превзойти остальных, показать свои преимущества. Это проявляется в постоянном сравнении своих достижений с успехами других, в демонстрации своего превосходства во всем.

Для демонстративных детей другой ребенок выступает главным образом как носитель определенного отношения, он интересен только в связи с тем, какое отношение к нему тот проявляет — ценит или не ценит, помогает или нет. Например, Настя так рассказывает о своей подруге Кате: «Катя мне помогает, если я в беду попаду, она со мной дружит, может помогать мне в рисунке. Добрая, потому что играет со мной. Я, конечно, тоже добрая. Я такая, как Катя, даже я еще лучше».

Детское демонстративное поведение

Особенности поведения ребенка всегда служили особым индикатором его развития. Любое нарушение в психике ребенка, различного рода расстройства самоконтроля или самооценки всегда отображаются на его поведении. Факто о том, что на развитие ребенка влияют особенности его воспитания, является общеизвестным.

Детское демонстративное поведение чаще всего свойственно для капризных малышей, которые стремятся все всегда делать так, как им хочется. Тем не менее, данная форма поведения может быть спровоцирована не только атмосферой потворства в семье.

К примеру, демонстративное поведение может быть ответом на отсутствие внимания к ребенку, являться единственным возможным методом для малыша добиться хоть какого-то внимания к своей персоне, которое для него просто необходимо.

Также причиной может быть желание малыша в самоутверждении, страхе потерять любовь и ласку, например, при появлении в семье еще одного ребенка. Такое поведение часто встречается в семьях, где преобладает авторитетный тип воспитания, когда взрослые обращают достаточно внимания на ребенка лишь в том случае, если он плохо себя ведет.

Дети, которые проявляют склонность к демонстративной модели поведения, зачастую также критикуют других. Для них становится характерной придирчивость и назойливость, они запоминают надолго все ошибки окружающих их людей и стараются как можно чаще напоминать о них.

Также они стараются не дать другим детям возможности проявить себя в чем-то, перебивают их, вмешиваются в их игры или занятия, пытаются начать раздавать советы и руководства, стремятся занять позицию «главного».

Характерной чертой является то, что поведение с другими детьми у такого малыша кардинально меняется в зависимости от присутствия важного для него взрослого. Говоря иными словами, ребенок думает лишь о внешнем проявлении себя, получении одобрения со стороны, но не о том. Как оказать настоящую помощь сверстникам.

перейти наверх

Что лежит в основе детской демонстративности

Итак, представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник. У этих детей ярко выражена потребность в других людях, им постоянно нужно общество и общение. Но другие люди нужны для того, чтобы показать себя, чтобы было с чем сравнивать. При сравнении себя с другим проявляется ярко выраженная конкурентность и сильная ориентация на оценку окружающих.

Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства. Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки. Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно направлено не на других детей, а на получение положительной оценки, на утверждение себя в глазах других.

Собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. «Я» такого ребенка находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Он уверен, что другие должны думать только о нем, восхищаться его достоинствами и выражать свое восхищение. Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, что компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Главная трудность даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, закрывая весь окружающий мир и других людей. Он буквально ничего не видит, кроме того, что о нем думают и говорят другие. Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения. Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Подростковое демонстративное поведение

В случае с подростковым возрастом, который является наиболее сложным и проблематичным периодом развития человека, термин «демонстративное» следует рассматривать как «подчеркнутое», «наглядное».

Подростковое демонстративное поведение выражается в устойчивом и ярко проявляемом эгоцентризме. Причем самому подросту не особо важно. Какое именно внимание он привлечет к себе своим поведением или действиями. В некоторых случаях негативное внимание и осуждение со стороны окружающих даже может находиться в приоритете.

Причинами такой модели поведения у подростков зачастую бывают ошибки воспитательного процесса в детском возрасте, выраженная потребность в любви и уважении, обусловленная их явным недостатком, желание выделиться из «общей массы».

В подростковом возрасте свои желания субъект часто реализует посредством различных методов, которые могут пересекаться или вообще оставаться неизменными. Основная цель при этом всегда остается прежней. К примеру, если подросток стремится заполучить уважение и любовь, и замечает, что его определенная модель поведения приводит к этим результатам как среди сверстников, в школе, так и дома, то он не будет менять свои методы.

Это вполне ярко отражается на успеваемости подростка в учебе. Хорошая успеваемость характерна для тех предметов, в которых преподаватель проявляет индивидуальный подход, и сам подросток ощущает некоторое повышенное внимание к себе.

Иным методом для них является совершение набора действий, нацеленных на то, чтобы вызывать у окружающих сочувствие и переживание. Чаще всего это проявляется в симуляции заболевания, приступов истерии или потери сознания. Подросток склонен рассказывать различные истории о своих страданиях и несчастьях, которые постоянно меняются, а виновными в случившемся всегда являются другие люди.

Также достаточно часто встречается использование подростками негативного внимания в свой адрес. Для достижения такой реакции субъект всячески бравирует, паясничает, проявляет выраженную грубость и хамство, старается преподнести себя как можно более дерзко. Подросток словно принимает оппозиционное отношение против общества. Для таких случаев достаточно часто характерны побеги из дома и склонность к бродяжничеству.

Проявление возрастного демонстративного поведения среди подростков, помимо прочего, является достаточно опасным и может иметь фатальные последствия. Это связано с тем, что при попытках привлечь к себе внимание окружающих, подросток может совершать достаточно рискованные действия, подвергая свое здоровье и жизнь опасности, при этом забывая об осторожности и ответственности.

перейти наверх

Можно ли преодолеть конкурентную позицию дошкольника

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствует развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что «я лучше всех». В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей. Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративности.

Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Малыш и без постоянных похвал и оценок должен чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ.

Для преодоления демонстративности главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие.

Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой фиксированности на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение. Традиционные занятия дошкольников — рисование, лепка, конструирование и, конечно, игра открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры — не потому, что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому, что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и пр.

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Консультация для родителей «Рекомендации родителям демонстративных детей»

Департамент образования г.Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 2109»

(ГБОУ Школа № 2109)

__________________________________________________________________

117148, г. Москва, ул. Маршала Савицкого, д. 6 к.4 Тел./факс (499) 232-11-18

сайт: sch2109/mskobr.ru

эл. почта

Консультация для родителей:

«Демонстративный ребенок»

Подготовила

: педагог-психолог М. А. Ушакова

2017-2018 учебный год

Особенности поведения демонстративных детей

Демонстративных детей выделяет ярко выраженная активность и стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других: говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников. «Смотрите, как я умею рисовать, прыгать, как я быстро кушаю, какие у меня тапочки, и пр.». Самоутверждение и восхищенное внимание других являются для них главной целью и ценностью. При этом способом привлечения внимания могут быть как положительные формы поведение («смотрите, какой я хороший»), так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «я». У многих детей острое желание обладать какой-нибудь машинкой или куклой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество (а значит, преимущество) перед другими. Как часто, получив в подарок новую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее, а чтобы показать, похвастаться.

Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности, или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем не красивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т.д. Они постоянно сравнивают себя с другими, и понятно, что это сравнение всегда «в свою пользу».

Демонстративные дети проявляют повышенный интерес к действиям сверстника: следят, что получается у других, делают замечания и комментируют, при этом их интерес носит явно оценочный характер.

Используя социально-одобряемые формы поведения, дети постоянно ожидают и требуют положительной оценки своих действий. Однако их правильные моральные поступки неустойчивы и зависят от ситуации. Одну и ту же проблему демонстративные дети могут решать по-разному, в зависимости от присутствия или отсутствия взрослого.

Демонстративные дети очень эмоционально и даже болезненно реагируют на порицание и похвалу других детей. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром и с большим удовольствием поддерживает ее. В ответ на похвалу сверстника, он, напротив, начинает возражать.

Что лежит в основе детской демонстративности

Итак, представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник. У этих детей ярко выражена потребность в других людях, им постоянно нужно общество и общение. Но другие люди нужны для того, чтобы показать себя, чтобы было с чем сравнивать. При сравнении себя с другим проявляется ярко выраженная конкурентность и сильная ориентация на оценку окружающих.

Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства. Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки. Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно направлено не на других детей, а на получение положительной оценки, на утверждение себя в глазах других.

Собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. «Я» такого ребенка находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Он уверен, что другие должны думать только о нем, восхищаться его достоинствами и выражать свое восхищение. Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, что компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Главная трудность даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, закрывая весь окружающий мир и других людей. Он буквально ничего не видит, кроме того, что о нем думают и говорят другие. Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения. Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Можно ли преодолеть конкурентную позицию дошкольника

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствует развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что «я лучше всех». В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей. Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративности.

Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Малыш и без постоянных похвал и оценок должен чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ.

Для преодоления демонстративности главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие.

Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой фиксированности на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение. Традиционные занятия дошкольников — рисование, лепка, конструирование и, конечно, игра открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры — не потому, что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому, что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и прочее.

«Зеркало»

Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а ребенок воспроизводит его движения.

Когда «зеркало» будет работать нормально, взрослый начинает делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

«Эхо»

Взрослый рассказывает про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. Взрослый произносит знакомые ребенку звуки, слова, фразы, которые ребено должен повторить.

«Волшебные очки»


Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какой ты красивый, веселый, умный!» «А теперь ты примерь очки, посмотри вокруг и постарайся увидеть как можно больше хорошего». Если ребенок затрудняется — самому перечислять хорошие качества и направлять внимание ребенка.

«Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Ребенок будет царевной, которая все время грустит и плачет. Взрослый подходит к Несмеяне и старается утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Затем меняются ролями.

Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я», скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения

«Зеркало»

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

Демонстративное поведение взрослых

Во взрослом периоде жизни подобная модель поведения может происходить на подсознательном уровне, и может характеризоваться различными проявлениями психопатологической симптоматики.

К примеру, индивидуум склонный к депрессиям будет всячески демонстрировать и подчеркивать потерю своего интереса ко всему вокруг, а человек страдающий манией величия – выставлять напоказ свою тягу к доминированию, а также превосходство своих идей и ценностей.

В психиатрии термин «истеричная личность» фактически является синонимом термина «демонстративная личность», когда затрагивается демонстративное поведение взрослых.

Главной особенностью такого поведения является выраженная способность к подсознательному вытеснению какой-либо критической и рациональной оценки себя и своего поведение, развитие «артистичности».

Главными признаками в данном случае выступают: чрезмерный и стойкий эгоцентризм, нетерпимость проявления равнодушия или нейтрального отношения к своей персоне, жажда проявления каких-либо эмоций в свой адрес, тяга к признанию.

«Эхо»

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-у», или: «Тр-р-р-р», и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

Статья «Как быть с демонстративным поведением?»

Как быть с демонстративным поведением

С упрямством во многом перекликается демонстративное, вызывающее, вычурное поведение. По сути дела, это разные стороны негативизма. С той лишь разницей, что упрямец просто отказывается выполнить ту или иную просьбу, то или иное действие, а демонстративный ребенок в ответ на заданный ситуацией норматив реагирует совсем иным, часто немыслимым образом.

Можно сказать, что упрямство — это негативизм пассивный, а демонстративность — активный. Но такое деление, конечно же, условно, четкой грани тут нет и одно может легко переходить в другое.

Мы уже коснулись демонстративное переходного возраста и теперь посмотрим на это немного в другом ракурсе. Бытует мнение, что любые, самые невероятные проявления подростковой «самости» в порядке вещей. Дескать, ничего, перебесится. Лишь бы в тюрьму не угодил, в подоле не принесла. А все остальное — пожалуйста!

Нам кажется, что тут уместно несколько более тонкое разграничение. Когда девочка стремится надеть чересчур смелый туалет, а мальчик «балуется» сигаретами или залихватски опрокидывает стакан водки, это, конечно, демонстрация. Но в пределах нормы. (Естественно, с поправкой на то, что демонстративное поведение — в принципе неадекватно, то есть не соответствует общепринятым нормам.)

Но в таком желании себя искусственно «повзрослить» есть хотя бы внутренняя логика: девочка хочет казаться искушенной, видавшей виды женщиной, а мальчик — бывалым мужчиной. Да, эти потуги смешны, но цель понятна. Подростки уверены, что они тем самым себя украшают. Короче говоря, содержание их бунта — это нежелание выглядеть на свой возраст. И наоборот, бурное желание приблизить взрослость.

А вот девочка, которая стрижется наголо, или мальчик, который красит шевелюру в ярко-зеленый цвет, — это уже бунт с какой-то другой подоплекой. Скорее, его можно охарактеризовать как истерическую попытку привлечь к себе внимание. Причем внимание отрицательное. Это должно настораживать даже не своей экстравагантностью, а сознательной порчей облика, тогда как самое главное в подростковом возрасте — желание нравиться.

Да, этому «трудному» возрасту присущи крайности. И в каком-то смысле дети их впоследствии перерастают. В тридцать лет зеленая шевелюра встречается разве что у городских сумасшедших. Но истерическое желание выделиться, противопоставив себя окружающим любой ценой, в том числе и ценой утраты привлекательности, никуда не исчезает. Личностная тенденция остается. Она может трансформироваться, не так бросаться в глаза, зато есть опасность, что разрушение внешнего облика сменится разрушением организма в целом и психики — в первую очередь. Недаром подростков-панков, подростков-хиппи и т.п. принято считать «труппой риска». Среди них гораздо чаще встречаются наркоманы, алкоголики, люди с асоциальным поведением.

Вот и выходит, что демонстративность с тенденцией к саморазрушению, перешагнув барьер пубертатного возраста, внешне как будто бы блекнет, но по существу прогрессирует. Хочется подчеркнуть, что это именно тенденция, а не фатально неизбежное развитие, но лучше обращать внимание на такую тенденцию вовремя и принимать соответствующие меры.

Говоря о демонстративное в психоэле-вационном «ключе», естественно задать вопрос: может ли она, демонстративность, быть патологической доминантой личности?

Ответить на это непросто. И да, и нет.

Как и упрямство, демонстративность скорее сопутствующий поведенческий признак, но он может стать таким ярким, таким вопиющим, что заслонить основной. Бывает же, когда видишь женщину, в одежде которой есть какой-то яркий, кричащего цвета или формы аксессуар, уже не замечаешь основу ее одежды — пальто. Только и думаешь: «Кто там, в малиновом берете?»

Но в строгом смысле слова патологической доминантой демонстративность у невротиков не бывает никогда. Во всяком случае, мы с этим не сталкивались, хотя демонстративных детей видим практически в каждой группе. Что полезно знать о демонстративное™?

Во-первых, то, что это парадоксальное проявление застенчивости.

Интересно, что сначала такие дети кажутся вполне раскованными, даже развязными. Мысль об их застенчивости и в голову не приходит. И на первом этапе лечения они успешно справляются с требованием показать на ширме театральный этюд. Но надо видеть, что с ними творится на втором этапе, когда надо участвовать в спектакле и они знают, что впереди премьера, сцена, зрители! Вдруг они делаются страшно скованными, даже деревянными. В буквальном смысле слова на себя не похожими.

Обычно стеснительность, смущение выражаются в желании спрятаться, скрыться, стать невидимым. А тут все наоборот. Человек не прячется, а всячески выставляет себя напоказ, причем со знаком «минус». В чем же здесь дело?

Вероятнее всего, такое поведение соответствует шекспировской формуле «Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть». Мы уже говорили о заниженной самооценке застенчивого человека и о его ошибочной уверенности, что на него обращено всеобщее внимание и оно отнюдь не одобрительное, что, напротив, его осуждают, презирают, над ним смеются. И все это помимо его желания, против его воли.

«Ах, так?! — думает человек застенчивого, но отнюдь не кроткого нрава (а такое сочетание бывает). — Так лучше я сам буду вызывать ваше негодование, ваше презрение, ваш смех».

И начинает провоцировать у окружающих отрицательные эмоции, которые он, по его убеждению, все равно непроизвольно вызывает. То есть он начинает как бы дирижировать «вселенской неприязнью по отношению к себе», ограждая тем самым свое самолюбие от неожиданных травм. Теперь ему заранее известно, чего ждать в тот или иной момент, и такое волевое вмешательство проливает капли бальзама на его бесчисленные душевные раны.

Во-вторых, демонстративность нередко порождена неутоленной жаждой лидерства. Вернее, не утоленной нормальным путем. Кстати, пожалуй, именно здесь следует искать кардинальное отличие демонстративных детей от просто застенчивых. Этот момент нельзя недооценивать. Во многих случаях, когда такой ребенок обретает «здоровое» поле для самоутверждения, его демонстративность сглаживается или исчезает вовсе.

И, наконец, третье обстоятельство, которое важно учитывать. Одним из существеннейших, а порой и самым существенным источником демонстративности является тот или иной порок в семейных отношениях. И на этом, пожалуй, стоит остановиться.

* * *

Иногда сложности в семье сразу бросаются в глаза. Скажем, в истории с Гришей многое было понятно с самого начала: мать не скрывала от нас, что у мальчика очень тяжелые отношения с отчимом.

У отчима в первом браке был сын, которого он обожал и которого постоянно сравнивал с пасынком. Отнюдь не в пользу последнего. Ситуация вполне понятная, вот только непонятно было, что со всем этим делать. Отчим охотно признавал свои ошибки, но заявлял, что измениться не в состоянии. А Гриша обладал совсем не ангельским характером и не соглашался на роль жертвы. Поведение его было не просто демонстративным, а вызывающим. Придя в гости, он, одиннадцатилетний школьник, мог закатить скандал или полвечера ныть, видя, что всем очень весело, и требовать немедленно увести его домой. Дома же с ним вообще не было сладу. Он буквально изводил взрослых сварливостью, вечными придирками, доходящими до откровенных издевательств, и стремлением всегда все сделать наперекор. Даже его жадность была демонстративной до карикатурности. И он ее нисколько не стыдился, а наоборот, неустанно подчеркивал.

— А я жадюга! — с вызовом провозглашал он на наших занятиях, не стыдясь ни детей, ни взрослых.

Вообще, не успев с нами познакомиться, Гриша ввел нас в курс своих семейных коллизий.

— Дядя Витя (отчим) — мой злейший враг, —

заявил Гриша, сверля глазами мать.

Что касается матери, то она, как обычно и бывает в таких случаях, металась меж двух огней, была совершенно растеряна, измучена и даже приблизительно не представляла себе, что ей делать.

Повозиться нам с Гришей пришлось изрядно. Поняв, что на «перековку» отчима надежды нет, мы все силы бросили на гармонизацию Гришиных взаимоотношений с матерью. Прежде всего она должна была решить очень нелегкую задачу: переориентировать свое внимание с негативных проявлений сына (которых было великое множество!) на позитивные (которых было с гулькин нос). И сделать все возможное, чтобы возвысить Гришу и в собственных глазах, и в глазах окружающих. С окружающими тоже было непросто, потому что в среде друзей и знакомых за Гришей уже укрепилась устойчивая дурная репутация.

Мы воздействовали и непосредственно на Гришу, давая ему через театральные этюды «хозяин—собака» понять (а понимал он все прекрасно, так как мальчиком был смышленым), что демонстративность прежде всего смешна. Интересная деталь: в своей анкете на вопрос «О чем ты мечтаешь?» он ответил лаконично: «О власти». Так вот, ставя собаку (которая задумана нами как символическое альтерэго ребенка) в разные нелепые ситуации, вызванные ее демонстративностью, мы старались внушить Грише, что невозможно управлять людьми, если постоянно себя им противопоставляешь и своевольничаешь.

Бывают и не столь прозрачные ситуации. У Валентина в семье вроде бы все обстояло благополучно. Любящая мать, преданный, заботливый отец и сестра-погодок, с которой у Вали были вполне дружеские, доверительные отношения.

И мы вслед за матерью какое-то время тоже недоумевали, почему в такой замечательной семье мальчишка вытворяет Бог знает что: прогуливает уроки, дерзит учителям, устраивает всяческие хулиганские выходки и, главное, все делает только наперекор. Даже если родители предлагали ему что-то заведомо любимое, приятное, давно желанное, он непременно отказывался, и не просто отказывался, а с ножом к горлу, требуя того, чего в «меню» не было и не могло быть.

Скажем, семья собиралась на зимние каникулы в Новгород. Поездка планировалась заранее, к ней долго готовились, и вот — завтра отъезд. Чуть ли не перед отходом поезда Валя заявляет, что в Новгород он не поедет, а желает к родственникам в Калугу. И настаивает-таки на своем!

Правда, на наших занятиях ничего подобного не происходило. И если б не заметные глазные тики, у нас бы к Вале не было претензий. Да, видно было, что мальчик самолюбив, непрочь покрасоваться, блеснуть, но это ничего общего не имело с той картиной, которую, не жалея красок и не без литературного мастерства, живописала мама в своих ежене-дельних отчетах.

И если бы не история с женскими гигиеническими пакетами, мы бы еще долго пребывали в недоумении. К счастью, она произошла не на исходе, а в середине лечебного цикла, и мама не замедлила нам об этом сообщить.

Двенадцатилетний Валя несколько дней донимал ее расспросами о гигиенических пакетах: что, дескать, это такое, для чего предназначено? И все «на голубом глазу»! Мать краснела, бледнела, покрывалась испариной и наконец, сдавшись, объяснила все как есть. Она искренне считала, что он спрашивает, потому что не знает (это в двенадцать-то лет, да еще при такой заботливой рекламе!).

Насторожившись, мы уже другими глазами взглянули на семейную идиллию. И увидели, что отец, добрый, положительный, хозяйственный, совершенно по темпераменту не соответствует своей пылкой жене, которая, как лермонтовский парус, все время «просит бури». И даже не просит, а как будто нарывается. Валя (как это ни удивительно, если вспомнить ее жалобы) и оказался той самой «бурей», в которой она только лишь и обретала парадоксальный покой.

Он оказался достойным партнером, достойным соперником. Тут, что называется, «нашла коса на камень». Самолюбивый и самостоятельный Валя не желал подчиняться авторитарной матери. Ее же такое неподчинение бесило. Но все это было на уровне сознания. Бессознательная картина была прямо противоположной. Своим вызывающим по-. ведением Валя бесперебойно поставлял матери, которую безусловно любил, острые ощущения, которых она жаждала. Он был неиссякаемым живительным источником.

Для Вали же эти бесконечные выяснения отношений тоже имели скрытый от сознания смысл. Личность достаточно яркая и сильная, он подсознательно претендовал на роль взрослого мужчины. Тем более что «свято место» — волевого, сильного бесстрашного отца, — было пусто. И Валя (разумеется, психологически) пытался его занять. Но средства при этом использовал детские. (А какие же еще мог использовать ребенок?) В общем, мы имели дело с самым настоящим, хотя и неявным, «психологическим браком».

И в Гришином, и в Валином, и во множестве подобных случаев основные усилия следовало направить на работу с родителями. Корректировка поведения детей происходила «постольку-поскольку», да и то, чтобы поскорее убрать тяжелый для окружающих поведенческий фон.

Говоря по правде, поведение детей улучшилось бы в любом случае, ибо являлось производной от неправильного отношения к ним родителей. Хотя, разумеется, дети, склонные к демонстративное имеют свою специфику. Они, как правило, болезненно самолюбивы, поэтому нужно помочь им обрести нормальный способ самоутверждения. На наших занятиях сделать это легко — они оказываются великими артистами, но важно позаботиться и о будущем.

Давать таким детям этюды на демонстра-тивность, конечно, можно, хотя в этом нет особой необходимости.

Необходимы подобные этюды в других случаях: когда человек не осознает, что де-монстративность нелепа, смешна, уродлива, что она производит на окружающих отталкивающее впечатление. (Невротики-то как раз в глубине души это осознают, хотя далеко не всегда признаются.) Такое «несознательное» отношение к собственной демонстративно-сти можно наблюдать при истеричесской психопатии и некоторых формах шизофрении. Ведя себя вычурно, шизофреник или истерик вовсе не считает, что делает что-то недолжное. Напротив, ему кажется, что благодаря этому он становится более привлекательным и интересным.

Скажем, девушка, отправляясь на рынок, надевает специально сшитую для этой цели юбку до пят, набрасывает на плечи цветастый платок с бахромой, вешает на руку не обычную хозяйственную сумку, а старую допотопную кошелку или привязывает к поясу берестяной туесок.

Вроде бы все вполне логично. Если вы ее спросите, она вам скажет, что хочет выдержать стиль, быть «ближе к народу», да и к тому же в кошелке удобно нести картофель, а в ягодном туеске — малину. И все вроде правильно. Но чего-то слишком много, а чего-то не хватает. На чем-то поставлен излишний акцент, а что-то оставлено без внимания. Как в театре.

Ведь когда мы смотрим даже вполне реалистический спектакль, мы же не путаем его с жизнью. Хотя, казалось бы, все как в жизни: события, поведение, одежда, речь, а все равно театр! И не только из-за того, что есть сцена и зал. Существует понятие чистоты жанра. Поэтому сколько режиссеры-модернисты ни приближают театр к жизни, театр от этого становится лишь менее театральным, но не более жизненным.

Вот и в реальности попытка «сделать из жизни театр» выглядит, как правило, вычурно и своей неуместностью (ибо место театра — в театре), увы, наводит на подозрения психиатрического толка. Хотя в кругах творческой элиты это считается одним из главных достоинств. (Впрочем, в этих же кругах бытует миф о том, что душевнобольные и есть истинные гении, и чем больнее, тем гениальнее. Родителям больных детей, правда, от этого не легче.)

Интересно, что зачастую именно при серьезных, глубоких нарушениях психики, разумеется, за исключением острых, клинических случаев, демонстративность бывает менее очевидной, чем при неврозах, и ее улавливаешь на уровне оттенков, нюансов.

Вот, например, если вспомнить нашу пациентку Марину. Девочка с уже вполне женской фигурой, она, как и положено подростку с несколько более ранним половым созреванием, была полностью поглощена «лирическими» чувствами: вздыхала о мальчике, с которым познакомилась летом, ревновала его к подружке, интересовалась только телесериалами про любовь, плакала при одном лишь упоминании о предмете своей любви и охотно делилась переживаниями о нем с кем попало.

Не очень внимательному человеку эта тринадцатилетняя девочка могла показаться чувствительной до сентиментальности и открытой до беззащитности. И именно это входило в перечень жалоб матери. Собственно говоря, так оно и было. Так, да не совсем. Главное заключалось в другом.

Во всем поведении Марины была некоторая неадекватность. Она напоминала литературный персонаж, причем не конкретный, а собирательный. Перед нами была не современная девочка, а героиня сентиментального романа конца XVIII века. Но и это еще не все! В конце концов такое бывает: смотришь на человека и думаешь, что ему естественней было бы родиться в другую эпоху… Но в Марине сама ее персонажность была нелепой.

Как, впрочем, и все остальное: походка, голос, интонация, улыбка. Они выглядели совершенно неуместно, и было ясно, что она не «интересничает», а просто иначе не умеет. И не понимает, чем ее поведение отличается от нормального, почему над ней смеются. Если быть совсем точными, она напоминала деревенскую дурочку, изображающую чувствительную барышню. Но она, повторяем, никого не изображала. Она была такой.

И настолько все это было трудно уловимо (хотя чувствовалось в каждом жесте, в каждой фазе), что мы толком не могли сформулировать свои претензии и объяснить матери, что именно и каким образом можно корректировать в поведении Марины.

Но чувствовали мы это буквально кожей. Как и многие другие люди, например, Мари-нины одноклассники, которые потешались над ней, привязываясь, что характерно, к чему-то второстепенному: к одежде, к ее длинной косе, хотя и одевалась она обыкновенно, и косу в ее классе носили еще три девочки. Когда же учительница, всегда встававшая на защиту Марины, однажды попробовала допытаться у ребят, в чем все-таки дело, она наконец услышала нечто более внятное:

— А чего она выпендривается?.. Строит из себя неизвестно что…

Конкретнее дети ничего не смогли сказать, но они уловили суть: демонстратив-ность, вычурность, неестественность девочки. Хотя и приняли эту суть за кривляние.

В подобных случаях мы отводим демонстративному поведению роль патологической доминанты.

И целенаправленно, планомерно учим другим моделям поведения, другой манере себя вести. А иногда мы вообще идем на крайнюю меру: прямо говорим ребенку, что странное, нелепое поведение собаки чем-то напоминает его собственное. Если руководствоваться принципами нашей методики, то это действительно крайняя мера. Невротики от нас такого не слышат никогда.

Разумеется, и в этих случаях надо иметь в виду, что демонстративность ставится во главу угла условно, что истинная патологическая доминанта какая-то другая. Скажем, при истерии это чаще всего манифестация плохо осознаваемых, но бурных импульсов сексуальности. Про шизофрению вообще разговор особый.

* * *

Ну а теперь, чтобы вы представили себе содержание этюдов на демонстративность, мы приводим несколько примеров.

1. Девочка пошла в гости к подруге и взяла с собой собаку. Она, правда, сначала хотела пойти одна, но собака очень просилась в гости (разыграть диалог). Они пришли, и навстречу собаке-гостье выбежала собака-хозяйка и радостно залаяла. Наша собака в душе тоже была счастлива, что будет возможность поиграть, но для пущей важности стала кривляться, корчить недовольные гримасы, делать вид, что совершенно равнодушна к бросившейся ей навстречу собаке и даже ее немного презирает. Собака-хозяйка обиделась, уползла под диван и весь вечер там просидела. А подруга нашей девочки попросила ее в следующий раз приходить без собаки. Когда они вышли на улицу, у них состоялся разговор… (о чем?)

2. Собака выходит во двор. Там много других собак, которые играют, не обращая на нее

внимания. Она какое-то время ходит вокруг них, а потом начинает кататься по траве и дико выть. Этот страшный вой слышит хозяин ив ужасе выбегает во двор. Что же он видит?

Собаки и люди окружили его собаку, а собака каталась по траве, выла что есть мочи и думала: «Как здорово! Я в центре внимания!» Все говорили: «Бедная собака! Жестокий хозяин, неужели вы не могли за ней уследить?» В это время подъехала собачья «Скорая помощь».Врач осматривает собаку и заявляет, что это симуляция. Все смеются и думают: «Какая глупая собака!» …(что думает в это время собака?Хозяин?).

3. Собака чем-то (придумать, чем) разозлила своего хозяина, и хозяин на нее накричал. Собака злобно залаяла в ответ и выскочила на улицу. «Не вернусь домой!» — подумала она. Но потом стемнело, стало холодно,пошел дождь. Собака подошла к двери своей квартиры, поскреблась, ей открыл хозяин… (какой следует диалог?)

4. (Подобные этюды мы даем лишь тем демонстративным детям, в поведении которых

есть и такие штришки.)

Собака поспорила во дворе с другими собаками (о чем?). И решив, что им все равно ничего не докажешь, расстроенная вернулась домой. «Что с тобой?» — спросил хозяин. «Мне все надоело, все опротивело», — заскулила собака и побежала на кухню. Через минуту она вернулась с огромным кухонным ножом в зубах. «Вот тебе нож, — в отчаяньи обратилась она к хозяину, — убей меня! Мне надоело жить!» Хозяин взял собаку на руки, ласково погладил по вздыбленной шерсти и сказал… (что ей сказал хозяин, чтобы ее успокоить?)

«Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

ИСТЕРОИДНЫЙ (ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ) РЕБЁНОК

ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА Главное для демонстративных – постоянно быть в центре внимания, получать как можно больше знаков восхищения, почитания, одобрения. Люди этого типа сверх меры заняты собственной личностью, в этом смысле говорят об их крайнем эгоцентризме. Все остальные качества связаны с этим свойством и ему служат. Внешность демонстративных обычно яркая и привлекательная. Живая мимика, бойкая речь, открытая манера общения – всё это бывает заметно с самого детства. Такие дети часто становятся любимчиками родителей, воспитателей и учителей, их балуют и хвалят. Они любят выступать перед гостями. В школе охотно записываются в самодеятельность. Такой ребенок рано начинает ценить то, как он одет, обращает внимание других людей на свой костюм, платье. Часто истероидные дети приносят с собой (в детский сад, школу) игрушки, которые добавляют яркости своим хозяевам. Это не плюшевый мишка – родной и потертый, а суперкуклы в новых платьях, часы, чтобы войти с ними и произвести впечатление на других детей, а потом забыть их где-нибудь под столом…). Кроме того, истероидные дети рано замечают украшения у взрослых: «Какие у тебя бусики, я тоже такие хочу». Казалось бы, что такое поведение чаще свойственно только девочкам, однако истероидность встречается и у мальчиков. Пример: «Максим, входя в группу детского сада, заявляет о своей новой роли громко, с некоторой паузой для большей значимости, он – пожарник. Ничего, что в данный момент все занимаются. Внимание ему обеспечено почти на целый день. До него никто никогда не называл себя пожарником или еще кем-то. Правда, Максим еще не знает, что должен делать пожарник, но у него красный костюм, и этим все сказано. На другой день он пришел в папином галстуке (надо сказать, что выглядел очень интересно), галстук доставал до пола, но Максима это не смущало, он гордо ходил и спотыкался, чем еще больше привлекал внимание и детей и взрослых». Интонация, с какой говорят истероидные дети, тоже особенная. В каждой фразе слышится манерность и театральность. Это заметно даже у тех детей, которые еще не говорят или говорят «на своем языке». Таких детей не надо просить встать перед фотоаппаратом, камерой. Они позируют сами: улыбаются, принимают те или иные позы, не дают фотографировать других детей, все время встают перед ними и, когда проявляешь пленку, видишь, что на ней больше всего фотографий маленьких истероидов. При этом они играют любые роли, легко меняются, легко переключаются в общении с одним ребенком или взрослым на другого, если это позволяет стать более заметным или значительным. Истероидные дети привязаны к тем людям, которые обеспечивают им желательное восхищение, поклонение, помощь в преодолении трудностей. Однако стоит только перестать обращать внимание на истероида, как он переориентируется на кого-нибудь другого, более внимательного к его особе. В ЧЕМ ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ ИСТЕРОИДНОГО ХАРАКТЕРА? На первый взгляд, демонстративные производят впечатление очень эмоциональных людей. Однако их эмоциональность особенная: они остро реагируют на любые события, которые задевают их лично, и значительно менее внимательны к проблемам других. На «болевые точки» демонстративных действует всё то, что мешает им выглядеть особенными и исключительными. Это может быть любая критика их высказываний, мнений или действий; отказ в их настойчивых просьбах; потеря внимания и отказ в любви; утрата авторитета в компании, потеря видной позиции. На все это демонстративные любого возраста дают бурные реакции. Диапазон таких реакций простирается от капризов ребенка с театральным паданием на пол до угроз утопиться, повеситься (которые, как правило, не выполняются). Примечательно, что свои эмоции демонстративные сознательно или полусознательно используют в общении. При самой бурной реакции они внимательно наблюдают действие своего «страдания» на других, и в следующий раз повторяют то же с большей силой. Умение манипулировать окружающими с помощью своих эмоций – одна из очень характерных черт демонстративных. Эта способность хорошо иллюстрируется известным диалогом с ребенком: — Ты кому плачешь: маме или бабушке? — Б-а-а-бушке! Ребенок плачет бабушке, но ведь он плачет, то есть переживает. Вопрос: что это за переживание? Оно искреннее? И да, и нет, потому что оно РАССЧИТАНО на чувства бабушки. При столкновении с реальными трудностями и отсутствии внимания истероидные дети быстро теряют интерес к тому, чем заняты. Однообразные занятия, требующие сосредоточенности на деталях, последовательности и настойчивости быстро утомляет истероидного ребенка, особенно если за ним не наблюдают и не стимулируют его «несомненный успех». При этом если ребенку не удается избежать трудностей, он может заболеть. Следует помнить, что у истероидных детей, при невозможности избежать занятий и задач, вызывающих напряжение психики могут проявляться различные, вплоть до физиологических, защитные реакции самосохранения: желудочно-кишечные расстройства, нарушения дыхания, признаки простудных заболеваний и пр. ПРОБЛЕМЫ ИСТЕРОИДОВ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ Демонстративный дошкольник — часто просто живой яркий ребенок, иногда, правда, немного капризный и избалованный. Однако с начала школы возникают проблемы, связанные с нежеланием упорно трудиться. Приготовление домашних уроков сопровождается слезами, жалобами на плохих «непонимающих» учителей, торговлей с родителями. Отношения с одноклассниками тоже неспокойные. Они наполнены острыми переживаниями соперничества, ревности, обиды за невнимание, отказы дружить. В результате демонстративные вступают в конфликты, обвиняют в «изменах», организуют «коалиции». В младших классах они нередко берут на себя роль «клоуна» или «шута», надеясь тем самым завоевать авторитет и симпатии. Демонстративные подростки также используют разные средства: броскую одежду, модные хобби, дорогие часы или мобильники, выдуманные рассказы про положение отца или обеспеченность семьи, впечатляющие истории из личной жизни. Однако успех среди сверстников бывает недолгим. Они быстро обнаруживают ложь или потуги возвыситься, не подкрепленные настоящей силой характера. Такой подросток оказывается в положении «короля на час», и тогда он меняет компанию в поисках тех, кто оценит его «по достоинству». КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕМОНСТРАТИВНОГО РЕБЁНКА? Демонстративного ребенка нельзя захваливать или делать из него «кумира семьи». Именно для такого характера это особенно нежелательно. Когда взрослые непрерывно восхищаются и гордятся демонстративным ребенком, их горячие восторги льют воду на мельницу его стремления к позиции исключительности. Со временем это может создать убеждение, что успех и поклонение ему положены в жизни, просто потому, что он такой. Похвала такого ребенка должна быть строго дозирована. Другая нежелательная крайность — напротив, лишать демонстративного внимания и вообще игнорировать его. В этом случае он будет страдать. Тактика «золотой середины» состоит в том, чтобы выказывать ему свое одобрение, только когда он трудится упорно и добросовестно. Именно в таких случаях стоит обращать на него внимание, а в других — нет. Следующий подводный камень, который подстерегает родителей и близких — это эмоциональные манипуляции демонстративного ребенка. Ни в коем случае нельзя уступать его плачу и крикам, которые он устраивает в ответ на запрет или отказ в выполнении его желаний. Тем более нельзя уступать, когда он кричит и плачет! Твердое родительское «нет», сказанное без повторений, всего один раз, и сохранение спокойствия — единственные меры, которые помогут ребенку избавиться от наклонности так себя вести. Наконец, важное направление воспитания личности демонстративного ребенка состоит в преодолении его повышенного эгоцентризма. Для этого необходимо неустанно обращать его внимание на других — их состояния, дела, потребности. Стоит положительно подкреплять каждое его сочувственное движение к другому, заботу и переживание о другом. На почве потребности в похвале это поможет развитию альтруистических чувств. Ослаблению эгоизма ребенка очень способствует забота родителей о себе. Хорошо, когда они показывают не на словах, а на деле, что их интересы не менее важны и нередко имеют приоритет.

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я», скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

Елена Смирнова зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, профессор, д.психол.н Статья из августовского номера журнала

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: