Привязанность к матери у детей дошкольного возраста.

Понятие и суть термина

Изучением детской привязанности занимался английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби.

Детская привязанность – мотивационная система, возникающая между ребенком и значимым взрослым сразу после рождения. Главная функция – выживание младенца.

Источник привязанности – гормон окситоцин. У женщин он выделяется еще во время беременности. После родов его концентрация в крови ребенка и матери максимальна. Это и обеспечивает обоюдную нежность и привязанность. Это называют материнским инстинктом.

При недостатке окситоцина мать не испытывает привязанности, нежности к ребенку. Гормональный дисбаланс возникает на фоне органических и приобретенных поражений мозга, под влиянием стресса, психологических травм, неадекватной привязанности в детстве у самой матери.

Индивидуальные различия и стили привязанности у младенцев

Хоть Боулби и считал, что его теория охватывает то, как привязанность действует у большинства детей, он признавал и существование индивидуальных различий. Позже коллега Боулби, Мэри Эйнсворт, начала изучать процесс разлуки младенцев и матерей. Так была придумана техника под названием «незнакомая ситуация» – лабораторная процедура для изучения привязанности.

Суть техники сводилась к следующему. 12-ти месячные дети и их родитель попадали в помещение, и оказывались отделенными друг от друга, а затем воссоединялись. Результат эксперимента позволил выделить три стиля привязанности:

  • Надежный. Большинство детей, порядка 60%, вели себя так, как это подразумевается в модели привязанности Боулби. Они расстраивались, когда мать покидала комнату, но когда возвращалась, активно ее искали и быстро успокаивались рядом.
  • Тревожно-устойчивый (амбивалентный). Другие дети (около 20%) плохо себя чувствовали в начале разлуки, становились крайне расстроенными. А когда воссоединялись с матерью, их трудно было успокоить. Часто проявляли противоречивое поведение, предполагающее, что они желают быть утешенными, а также демонстрировали желание наказать за разлуку.
  • Тревожно-избегающий. Дети (около 15-20%), использующие данный стиль, не кажутся слишком расстроенными в результате разделения и при воссоединении, даже избегают контактов.

В последующие годы исследователи добавили четвертый стиль привязанности к этому списку – дезорганизованный. Он относится к детям, у которых нет предсказуемой структуры поведения привязанности.

Эта работа Эйнсворт важна по трем причинам:

  • Во-первых, она представила одно из первых эмпирических доказательств того, как поведение привязанности проявляется как в безопасной, так и в пугающей ситуации.
  • Во-вторых, она выработала первую классификацию индивидуальных различий в моделях привязанности младенцев. Согласно ее исследованиям, существуют, по крайней мере, три типа детей: те, кто находятся в надежных отношениях с родителями, те, кто озабочен сопротивлением, и те, кто проявляет избегание.
  • Наконец, она продемонстрировала, что эти индивидуальные различия имеют связь с взаимоотношениями младенцев и родителей дома в течение первого года жизни. Например, у детей, ощущающих себя в безопасности в незнакомой ситуации – родители, которые реагируют на их потребности. Дети же, проявляющие неуверенность в подобных моментах (то есть тревожно-избегающие и амбивалентные), часто имеют родителей, нечувствительных к их потребностям, оказывающих мало помощи и редко проявляющих заботу.

Влияние привязанности

Первые месяцы жизни ребенка полны страхов, тревог. Мама – источник безопасности, спокойствия. Доверие к матери позже распространяется на доверие ко всему миру. В этом и состоит значимость детской привязанности. Она влияет на отношение человека в будущем к миру. Если ребенок не чувствует безопасности, не доверяет матери, то в будущем он будет мнителен в отношении всех людей.

Для ребенка важен визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой. Иначе потребность в близости, безопасности остается неудовлетворенной.

По мере взросления у ребенка возникает не менее сильная потребность в самостоятельности, активности, исследовательской деятельности. Эмоциональная привязанность тогда выполняет поддерживающую функцию. Под этим подразумевается поддержка матери со стороны, принятие ребенка. В результате он без эмоционального стресса проявляет самостоятельность.

Привязанность необязательно должна быть между ребенком и мамой. Она возникает между ребенком и тем взрослым, который регулярно удовлетворяет его потребность в близости, безопасности. С возрастом привязанность укрепляется или разрывается.

Нормально, когда привязанностей становится несколько или детская привязанность ослабевает. Дети вырастают, встречают любовь, заводят семьи. Конечно, если их научили этому, если сформировалась адекватная привязанность.

Теории привязанности Джона Боулби

Дж. Боулби отмечает, что мама – это главная опора чувства безопасности. Мама ребенка не источник, который удовлетворяет пищевую потребность младенца. Даже если малыш сыт и ухожен, он может испытывать стресс, ведущий к дезадаптации. Дж. Боулби дает такое определение привязанности: «это одна из основных систем инстинктивного поведения малыша. Функциональной целью данного поведения является достижение близости, близкого контакта с тем, кто обеспечивает и поддерживает безопасность ребенка».

Привязанность

Диагностика привязанности

Потребность в самостоятельности

Для диагностики привязанности уже несколько десятилетий используется методика «Незнакомая ситуация». Оптимальный возраст ребенка на момент диагностики – год-полтора года. Маму и малыша помещают в реально незнакомую игровую комнату. За их поведением наблюдают психологи. Тестирование предполагает 8 этапов, каждый из которых длится по 3 минуты и снимается на видео:

  1. Первый и второй эпизоды одинаковы. Мама и ребенок заходят в комнату. Малыш начинает изучать игрушки. Мама не мешает, при необходимости обоснованно ненавязчиво помогает. Ребенок доволен, спокойно играет рядом с мамой.
  2. В помещение заходит незнакомый человек. Через 2 минуты начинает беседу с мамой. В норме ребенок проявит небольшое стеснение, смущение, страх, приблизится к маме. При этом будет с любопытством смотреть на взрослого. Чуть позже незнакомец предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Мама не против.
  3. Наблюдатели подают сигнал, что маме нужно выйти. Она говорит малышу пару теплых слов и оставляет с незнакомцем. Привязанность заставляет ребенка смотреть вслед маме, звать, а то и плакать. Незнакомец пытается отвлечь игрой. Удается это не всегда.
  4. Мама возвращается, берет ребенка на руки, говорит теплые слова. Малыш успокаивается, возвращается к игре. Незнакомец уходит.
  5. Наблюдатели снова дают сигнал, что маме нужно выйти. Ребенок остается один. В этот раз он сильно плачет, кричит.
  6. Сначала заходит предшествующий незнакомец. Пытается утешить ребенка.
  7. Если ребенок не успокаивается, заходит мама.

На этом диагностика заканчивается. Наблюдатели анализируют поведение ребенка и делают вывод о том, какой вид привязанности актуален в данном случае.

Подобное наблюдение можно провести в обычных условиях, например, на детской площадке или в гостях.

Какими бывают стадии формирования привязанности?

Достаточное количество животных показывают привязанность, однако она считается заложенной на уровне инстинктов. У этой модели поведения нет готовой формы на момент появления на свет. Данная модель реализуется нейронами, структурами, ждущими опыта, и появляется в зависимости от пережитого опыта.

По мнению Боулби, стадия привязанности новорожденных, не является независимым от реальных опытов, с которыми сталкивается малыш. Боулби выделил четыре стадии становления модели поведения. Эти становления появляются у детей, растущих в благоприятной обстановке.

Первая стадия

.
Формируется в первые 3 месяца жизни малыша. Ориентировка, направленная на любого человека. Слежение глазами, улыбка, цепляние ребенком и хватание
.

Вторая стадия

.
Формируется в период начиная с 3 до 6 месяцев жизни младенца. Малыш начинает определять из окружающих его людей, в первую очередь, маму, также тех, кто проявляет заботу. На основании полученного опыта, формируется модель привязанности
.

Третья стадия

.
Формируется в период с 6-7 месяцев до 3 летнего возраста ребенка. У тех, кто не имел тесного контакта с основным, главным лицом, проявляющим заботу о нем, эта фаза может сдвинуться на более поздние сроки, и берёт свое начало после первого года от рождения
.

Признаками развития модели поведения привязанности являются: улыбка, зрительный контакт, протягивание рук, или звуки, выражающие радость при контакте с матерью. Если мама уходит, выражение тревоги – плач, что появляется на этапе жизни в 4-6 месяцев от рождения. У 75 % детей, за которыми велось наблюдение к 6-9 месяцам чётко формируется поведение привязанности.

Четвертая стадия

.
В возрасте 3 лет, у малыша возникает перемена в поведении. К этому возрасту он научится переносить, переживать временное отсутствие мамы, и при этом не утрачивает свое чувство покоя и равновесия
.

Боулби отмечает в своем докладе этот этап «порогом созревания». В этом возрасте дети способны чувствовать собственную безопасность. Для этого необходимо соблюдение 3 условий: Первое, с малышом должен оставаться замещающий маму человек. Второе, замещающий человек и мама должны быть знакомы (малыш должен был видеть маму и знакомого вместе, к примеру видеть их разговор). В-третьих, малыш должен понимать и быть уверен в том, что при необходимости контакт с матерью будет возобновлен по его самому первому пожеланию, требованию. Также, ребенок должен знать, где сейчас находится его родитель.

Виды привязанности

Привязанность бывает 4 видов:

  1. Надежная привязанность. Ребенок бурно реагирует на расставание, ищет маму, плачет. После возвращения мамы малыш радуется, тянется к ней. Быстро успокаивается и снова приступает к игре.
  2. Ненадежная привязанность и избегающее поведение. Ребенок слабо реагирует на расставание. Может выразить легкий протест и проводить взглядом. От игры не отрывается. На возвращение реагирует обидой, не разрешает брать себя на руки, отвергает маму. Специалисты рассматривают подобную реакцию как особенности темперамента и защитный механизм психики на стресс от разлуки. Психофизиологическое обследование детей с таким типом реагирования показало более высокий уровень гормона стресса, чем у группы предыдущего вида.
  3. Надежно-амбивалентная привязанность. При расставании ребенок впадает в истерику. После возвращения его не может успокоить даже мама. Малыш одновременно жаждет телесного контакта, но при этом проявляет агрессию: отворачивается, дерется, кусается, дергает ногами.
  4. Ненадежно-дезорганизованная привязанность. Наблюдается неопределенность поведения ребенка. Он то бежит за мамой или к маме, распахнув объятия, то останавливается, разворачивается и убегает еще дальше. Действия неточные, замирающие в процессе. Такая реакция, как правило, сигнализирует о клиническом случае развития ребенка или о жестоком обращении с ребенком, пренебрежении нуждами, насилии, алкоголизме и других зависимостях родителей.

Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.

Важно! Формируется привязанность в первый год жизни. До этого времени не рекомендуется отдавать ребенка в ясли или надолго разлучать с мамой.

Привязанность к неодушевленным предметам

К особой форме поведения можно отнести привязанность к неодушевленным предметам. Первым заметил и пристальное внимание на эту форму поведения обратил Дональд Винникотт, а затем и Дж. Боулби. Это могут быть особые предметы – элементы собственности, в многих случаях это мягкие игрушки, с которыми малыш обнимается, играет или прижимает к груди в моменты, когда он чувствует тревогу. Эти предметы помогают успокоится, заснуть, более спокойно пережить временное расставание с мамой.

Следует отметить, что потеря такого предмета может вызвать негативную реакцию. Эмоциональные проявления схожи с симптомами горя. Отмечается, что привязанность к игрушкам, неодушевленным предметам, формируется в период между первым и вторым годом жизни малыша, но может и развиваться с девятимесячного возраста.

Нельзя не отметить, тот факт, что игрушка сопровождает детство на протяжении всей эволюции человеческой цивилизации. Игрушки выполняют многие функции на этапе становления психики малыша и адаптации.

В повести «Винни-Пух», игрушка играет существенно большую роль, чем непосредственное взаимодействие малыша с родителями. Многие антропологические материалы, доказывают и подтверждают значимость предметов собственности, неодушевленных игрушек, в психическом развитии у детей.

Последствия привязанности

Доверие

Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.

Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.

Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:

  • Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
  • Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
  • Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
  • Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
  • Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.

Типы привязанностей

Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.

Типы привязанностей

  1. Некоторые дети вели себя в присутствии незнакомца спокойно и сдержанно. На возвращение мамы практически никак не реагировали. Психологи считают, что такое поведение малышей связано с избегающим типом привязанности. Если мать обычно холодна с ребенком, он боится быть вновь отвергнутым, поэтому сам не проявляет эмоций.
  2. Второй тип привязанности был назван тревожно-сопротивляющимся. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают и балуют его.
  3. Третий тип – надежная привязанность. При уходе мамы дети становятся более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок испытывает радость. Это самый благополучный вариант развития привязанности.

Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.

В жизни редко можно встретить эти «чистые» типы привязанностей. Чаще всего наблюдаются смешанные виды, в которых преобладает тот или иной тип отношений между матерью и ребенком.

Послесловие

Привязанность – система отношений ребенка и взрослого. В ней малыш усваивает основы социального взаимодействия, учится сотрудничеству, уважению, пониманию чувств других людей, любви, дружбе. Особенности привязанности передаются из поколения в поколение.

Недостаток привязанности, как и избыток, опасны. В первом случае ребенок боится исследовать мир, не уверен в себе, чувствует себя ненужным. Во втором случае из-за чрезмерной опеки или материнского страха оказаться покинутой ребенок вырастает несамостоятельным. Я уверена, вам известны ситуации несчастных 40-летних мужчин, неспособных расстаться с мамой. Почему-то дочери реже оказываются в подобной зависимости.

Как формируется это чувство?

Истоки каких-либо проявлений неблагополучия всегда следует искать в детстве. Если взрослый человек чрезмерно страдает без присутствия в жизни супруга или ребенка, боится отделяться от родителей, это значит, что имеет место некоторая проблема. Возможно, когда он был ребенком, родители не уделяли ему достаточно внимания. И теперь он старается компенсировать эту недолюбленность, пытается быть нужным всем, кому только можно: второй половине, собственному чаду. Но такое упущение невозможно поправить с течением времени: все нужно делать вовремя, и любить тоже. Очень важно пройти все этапы любви постепенно, чтобы потом не смешивать отношения, не добавлять туда ненужных обид и непониманий.

привязанность к человеку

Болезненная сосредоточенность на ком-то мешает развитию, формированию перспектив на будущее, препятствует личностному росту. Привязанность к человеку иногда ущемляет собственные интересы, заставляет искать пути сохранения отношений. Не нужно излишне «прикипать», необходимо иметь некоторое личностное пространство: жить самому и позволять другому строить судьбу по своему усмотрению.

Рекомендуемые книги

На сегодняшний день, существует огромное количество книг, статей, эссе, которые вы можете читать и делать определенные выводы для себя. Несколько самых популярных книг по теории привязанности можно найти ниже:

  1. Приложение: «Новая наука о привязанности к взрослым и как она может помочь вам найти и сохранить любовь» Амира Левина и Рэйчел Хеллер.
  2. Привязанность в психотерапии Дэвида Дж. Уоллина.
  3. «Справочник по приложениям: теория, исследования и клинические применения» (3-е издание) Джуд Кэссиди и Филиппа Р. Шейвера.
  4. Теории привязанности: Введение в Боулби, Эйнсворт, Гербер, Бразелтон, Кеннелл и Клаус, автор Кэрол Гархарт Муни.
  5. Неуверенность в любви: как тревожная привязанность может заставить вас чувствовать себя ревнивой, нуждающейся и обеспокоенной, и что вы можете с этим поделать, Лесли Беккер-Фелпс.

Эта часть была посвящена теории привязанности, теории, разработанной Джоном Боулби в 1950-х годах и расширенной Мэри Эйнсворт

и бесчисленным количеством других исследователей в последующие годы. Теория помогает объяснить, как наши детские отношения с нашими опекунами могут оказать глубокое влияние на наши отношения с другими взрослыми людьми.

Важно!

Хотя теория привязанности не может объяснить каждую особенность личности, она закладывает основы для глубокого понимания себя и окружающих, когда речь заходит о связи и взаимодействии с другими.

Что вы думаете о теории привязанности? Как вы думаете, есть ли стили привязанности, не охватываемые четырьмя категориями? Есть ли какая-либо другая критика теории привязанности, которую вы считаете обоснованной и заслуживающей обсуждения? Мы хотели бы услышать ваши мысли в разделе комментариев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Контакт с подросшим ребенком

Как установить связь с ребенком в случае, если он уже подрос (например, был усыновлен позже возраста младенчества)?

• Поддерживайте физический контакт: сажайте на колени, обнимайте, щекочите, гладьте по спине и голове, делайте массаж.

• Держите контакт глаз. Если малыш не смотрит в глаза, постарайтесь для начала наладить «физическое взаимодействие» (обнимите, посадите на колени), затем скажите ему, что он самый прекрасный ребенок на свете и вы его очень любите. Если его взгляд бегает, пока вы говорите с ним, попросите его тем не менее посмотреть вам в глаза. В этот момент постарайтесь послать через них всю любовь, какая у вас есть (только недолго и ненавязчиво, чтобы не усугублять психологический дискомфорт). Постепенно увеличивайте продолжительность таких зрительных контактов, чтобы ребенок привык к ним.

• Чаще улыбайтесь! Это посылает сигнал вашему малышу о том, что вы принимаете его и настроены на общение.

• Уважайте маленького человека как самостоятельную, независимую, самоценную личность. Выработайте доброжелательную манеру общения, научитесь активному слушанию. Разговаривайте с ним, будьте рядом, особенно когда он нуждается в поддержке.

• Если в семье несколько детей, обязательно выкраивайте время для каждого из них. Установите «индивидуальные» часы (хотя бы 30 минут), когда вы остаетесь с ребенком один на один, пока другой родитель или близкий человек берет на себя заботу о его братиках и сестренках. Это время вы можете тратить на что угодно: прогулки, разговоры по душам, совместная деятельность (например, лепка из пластилина или приготовление пищи), чтение на ночь — главное, чтобы между вами возникало эмоциональное пространство, в которое не допускается больше никто. Только вы и ваш ребенок. Так вы сможете создать атмосферу сопричастности и укрепить взаимное доверие, а это уже прямая дорога к прочной эмоциональной связи.

• Включите ребенка в жизнь семьи через совместную деятельность (например, уборка в квартире) и совместный досуг.

• Включите себя в жизнь ребенка, проявляйте интерес к его внутреннему миру, проблемам, интересам, играйте с ним. В 3 – 4 года дети учатся выстраивать связи с другими людьми, в первую очередь — в детских коллективах. Но до этого возраста родитель — единственный проводник в мир предметов, понятий и социальных ролей.

• Создавайте ритуалы: семейные ужины по будням с обсуждением прошедшего дня, совместное приготовление завтрака и торжественный обед по субботам, активный отдых (велосипедные прогулки, турпоходы) или посещение музея по воскресеньям.

Особенность выявления

Каждый человек может самостоятельно выявить наличие болезненной привязанности. Для этого необходимо прислушаться к собственным ощущениям. Откровенный диалог с собой позволит установить наличие разрушающего недуга.

ЧИТАТЬ Что делать, если влюбилась в женщину: психологические причины, научные данные и советы

Человека с привязанностью можно обнаружить по следующим признакам:

  1. Ему кажется, что его никто не любит. На самом деле проблема кроется в отсутствии интереса к возможностям, которые позволили бы улучшить отношения с людьми.
  2. Человек не способен оценить себя как личность. Для компенсации собственной любви ему требуются постоянные доказательства хорошего отношения со стороны партнера.
  3. Индивид, испытывающий привязанность, не может себя утешить в трудной ситуации. Временное душевное спокойствие может обеспечить только возлюбленный, от которого он зависит.
  4. Чтобы чувствовать себя увереннее и безопаснее, индивиду требуется присутствие близкого партнера.
  5. Зависимый человек не желает работать над отношениями, не готов принимать вторую половинку со всеми ее недостатками.
  6. Малейшие нарушения обычного графика способны вывести зависимого из спокойного состояния. Например, если муж пришел домой позже на 20 минут, жена способна устроить скандал из-за ревности.

«Прилипчивость» не дарит ощущение счастья даже в том случае, если все идет по плану. Чувство одиночества рядом с партнером — главный критерий, на который стоит обратить пристальное внимание при постановке «диагноза».

Отличительные характеристики и проявления

Любовь, привычку и привязанность нередко ставят на один пьедестал. Это связано с тем, что каждое из понятий ассоциируется с психологической зависимостью. Но если одно состояние несет пользу индивиду, то остальные мешают жить. Ознакомиться с главными отличиями между привычкой, любовью и нездоровым увлечением можно в таблице 2.

Характеристика зависимых состояний:

ПривязанностьЛюбовьПривычка
Люди, которые испытывают привязанность друг к другу, несчастны в отношениях. Им трудно испытать страсть. Позитивные эмоции замещаются беспокойствомВ союзе между людьми можно наблюдать целую гамму чувств и эмоций: счастье, радость, гнев, доверие, нежность, уважениеОтношения не вызывают ярких положительных или отрицательных эмоций
Человек, который испытывает привязанность к партнеру, думает только о себеЕсли в отношениях есть любовь, потребности партнера становятся приоритетнее собственных желаний. Самопожертвование — главный признак истинных чувствВ союзе, где «правит» привычка, нередко наблюдается нежелание удовлетворять даже собственные потребности
Привязанность отнимает энергию. «Прикованный» человек не может ничего сделать без возлюбленногоДарит положительный заряд энергииНе дарит силы, но и не отнимает
Привязанность сковывает партнера, провоцируя ревностьПоявляется чувство безопасности и свободыВ отношениях наблюдается безразличие к партнеру и его жизни в целом

Нездоровое увлечение — разрушающее чувство, которое мешает развиваться, лишает выбора и ощущения счастья. Зависимый человек не способен полноценно жить.

Психологи считают, что только страх остаться в одиночестве заставляет людей быть вместе без любви. Из-за этого основной чертой привязанности является эмоциональное страдание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: