Характеристика беседы как метода исследования в психологии


Беседа

  • Введение в ситуацию эксперимента. Этот вид чаще всего используется для лабораторного исследования. Установление контакта с испытуемым является основной целью беседы этого вида. Важная роль отводится созданию мотивации для участия в эксперименте. В ходе беседы даются необходимые инструкции. Беседа в структуре лабораторного исследования есть важный вспомогательный прием, следующий за экспериментом;
  • Экспериментальная беседа. Она необходима для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определенную тематику. В данном виде беседы применяются вопросы двух типов: прямые, например, «тебе нравится учиться в школе?» и косвенные, например, «Где ты больше хочешь учиться – в школе или дома?». Сопоставляя прямые и косвенные ответы можно выявить мотивы учения и действительное отношение детей к учебе и школе. Это служит основанием для вынесения суждения о специфике учебной мотивации;
  • Диагностическое интервью. Данный вид наиболее распространен в психологической практике.
  • Цель интервью заключается в получении разнообразных данных, как о свойствах личности, так и особенностях психического развития. В интервью включают тестовые приемы обследования. Таким образом, объединяя все методы, беседа выполняет не только собственные функции, но и одновременно служит естественным фоном;

  • Психотерапевтическая беседа. Это самый сложный вид беседы, который используется для оказания психологической помощи.
  • Психолог через эту беседу, которая еще называется клиническое интервью, помогает человеку осознать внутренние проблемы, восстановить внутреннюю цельность «Я». Психотерапевтическая беседа очень специфична и решает сложные задачи. Психоаналитические сеансы продолжительны по времени и иногда требуют ряда лет. И, наоборот, обращение к психологу по телефону доверия действует по законам краткосрочной интенсивной терапии.

    Деление перечисленных видов бесед достаточно условно, потому что они все связаны между собой;

  • Стандартизированная и свободная беседа. От того, насколько подробно разрабатывается предварительный план беседы и насколько точно будет осуществлена его реализация, зависит степень стандартизации беседы. Стандартизированная беседа представляет собой по существу жестко запрограммированное интервью по типу анкеты. Противоположностью является свободная беседа, в ходе которой исследователь, в зависимости от ситуации, может свободно менять тактику. Более распространенной на практике является частично стандартизированная беседа. Она сочетает в себе четкую стратегию и относительно свободную тактику. Здесь надо отметить, что свои достоинства и недостатки имеют как высокий, так и низкий уровень стандартизации.
  • Так как стандартизированная беседа гарантирует, что все необходимые вопросы будут заданы, она дает возможность получить сравнимые данные. К тому же она не очень чувствительна к уровню квалификации исследователя и не требует больших затрат времени. Исходя из этого, такая беседа может быть использована при массовых опросах, когда за короткий период надо получить большой объем данных.

    Жестко регламентированная стандартизированная беседа индивидуального своеобразия ситуации не учитывает, поэтому школьники могут воспринимать её как экзаменационную процедуру. Свободная беседа допускает большую гибкость в форме и последовательности вопросов, дает возможность индивидуализировать ситуацию опроса, сохранять естественность и эмоциональный контакт. Именно свободная беседа более предпочтительна в работе с детьми;

  • Управляемая и неуправляемая беседа. Мера управляемости со стороны исследователя может варьироваться в зависимости от целей и содержания беседы. Психолог полностью контролирует содержание в полностью управляемой беседе. Он удерживает беседу в рамках необходимой структуры и руководит ответами ребенка. Напротив, в неуправляемой беседе инициатива переходит на сторону ребенка. Неуправляемая беседа чаще бывает, характерна для ситуации психотерапевтического взаимодействия, потому что нередко приобретает черты «исповеди».
  • Уровень стандартизированности и управляемости беседы прямо соотносятся друг с другом. Высоко стандартизированная беседа в то же время является управляемой и наоборот.

Характеристика беседы как метода исследования в психологии

1. В сравнении с анкетированием беседапредполагает бóльшую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, их бóльшую детализацию и развернутость.

2. Беседа как метод исследования имеет структуру и цель.

3. Исследование предполагает непосредственное взаимодействие между респондентом и исследователем.

4. Беседа не является разговором равных партнеров, так как исследователь определяет и контролирует ситуацию.

6. Центральным моментом метода и его основным инструментом выступает вопрос.

7. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемого процесса, но при этом такие задания должны быть максимально естественным и нестандартными.

8. Будучи таковой, беседа не должна носить шаблонно-стандартный характер, она всегда должна быть максимально идеализирована.

В основе беседы лежит схема: S

®
R
. В ситуации беседы в качестве стимула
S
выступает вопрос, а в качестве реакции
R
– ответ респондента.

Назначение беседы.Метод беседы применяется в работе школьного психолога при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, его интересов, домашней обстановки, его родителей, товарищей и т.д.

Беседа как метод исследования используется в работе психолога организации при профотборе.

Беседа используется в психологическом консультировании на этапе сбора данных о клиенте.

В научном исследовании беседа используется при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование; когда необходимо получить информацию непосредственно от респондента; при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено).

Виды беседы.На сегодняшний день в психологии выделяют стандартизированную, частично стандартизированную и свободную беседу.

Стандартизированная (формализованная) беседа

предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них. Такая форма позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.

Подобный тип беседы не требует специфической подготовки психолога.

Частично стандартизированная беседа

– это беседа, предполагающая свободную постановку вопросов, но в строгом соответствии с планом. Такая форма помогает исследователю подстраиваться под респондента, делая беседу более конструктивной.

Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.

Свободная (неформализованная) беседа

предполагает избегание стандартизированных форм взаимодействия исследователя и респондента, уход от формальных вопросов, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследователем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глубокой информации, программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой.

В основе метода беседы лежат вопросы. С их помощью можно:

— вести процессы передачи информации собеседником в определенном направлении, соответствующем программе беседы;

— взять инициативу в беседе; активизировать собеседника, чтобы от монологической речи перейти к диалогу;

— дать возможность собеседнику проявить себя, доказать свои знания, продемонстрировать свои мнения, оценки, взгляды и позиции.

Основная проблема при использовании беседы в исследовании состоит в том, как получить надежные и валидные знания социального мира на основании разных взглядов взаимодействующих между собой людей.

В процессе исследования с помощью беседы можно выделить следующие этапы:

1) определение цели исследования, выбор респондентов;

2) составление плана беседы, формулировку вопросов;

3) непосредственно проведение беседы;

4) интерпретацию результатов.

Цель беседы зависит от места беседы в исследовании. Если беседа используется как вводный метод, цель состоит в знакомстве с респондентами, выявлении личностных особенностей; если беседа является одним из методов сбора данных, цель – сбор информации в соответствии с задачами исследования в целом.

Выбор респондентов основывается на задачах исследования.

Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность. В частности, в структуре беседы можно выделить вводную, основную и заключительные части.

Вводная часть беседы

играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т.е. настроить его на совместную работу.

Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям. Соответственно психолог должен владеть этой информацией. Если инициатором предстоящей беседы является не сам психолог, а его собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что психолог тактично и бережно относится к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.

Также учитывается информация о примерной продолжительности беседы, ее анонимности и, если это представляется возможным, то о ее целях и дальнейшем использовании результатов.

При планировании вводной части необходимо подумать о стилизации беседы: о наборе выражений и оборотов в зависимости от возраста, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний респондентов.

Также необходимо заготовить общие открытые вопросы по теме беседы, вызывающие как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную фактическую событийную информацию.

При подготовке основной части

нужно продумать построение вопросов. Цель этой части беседы – получение основной информации. Соответственно принципиальное значение в подготовке основной части беседы имеют вопросы.

Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа.

При построении беседы целесообразно использовать разные виды вопросов. Например, можно использовать следующие виды вопросов.

Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Пример: «Система профессиональной ориентации старшеклассников в нашем городе работает?»

Закрытые вопросы могут привести к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у собеседника, легко могут нарушить ход мыслей говорящего. Следовательно, использование такого типа вопросов осуществляется не случайно, а только со строго определенной целью – расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить непосредственно на принятие решения,

Открытые вопросы

– это вопросы, требующие какого-то объяснения. Например: «Каково ваше мнение по вопросу профессиональной ориентации учащихся старших классов?»

Благодаря использованию открытых вопросов собеседник находится в более активном состоянии, он имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению строить содержание ответов. Открытые вопросы могут быть и переломными по своей функции, т.е. для перехода от одной, уже полностью раскрытой смысловой темы к другой.

Выясняющие вопросы

– это вопросы-обращения к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В этом ли состоит проблема организации профессиональной ориентации, как вы ее понимаете?».

При формулировке выясняющих вопросов используется прием перефразирования. При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать причиной путаницы.

Альтернативные вопросы

содержат в себе самих тот возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику. Ответы на них будет охватывать лишь часть (большую или меньшую) смысла, содержащегося в вопросах. Например: «На выбор профессии старшеклассниками влияют внешние или внутренние факторы?»

Избирательные вопросы

задают некоторый круг «предметов», не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос. Например: «В каком вузе вы бы хотели учиться: в гуманитарном или техническом?».

Иксовые вопросы

– вопросы, не подсказывающие ответа. Например: «Что вы скажете?»

На вопрос такого типа могут последовать любые ответы, которые явным образом не связаны с теми смысловыми ориентирами, которые содержатся в вопросе.

Прямые вопросы

– это те вопросы, в которых делается попытка охарактеризовать испытуемого. Прямые вопросы могут быть сформулированы в личной форме. Например: «Знаете ли вы…?»

Косвенные вопросы

опосредованно касаются исследуемого предмета, оставляя испытуемому достаточно широкий выбор ответа, например: «Как вы поступаете, когда вам необходимо сделать выбор?»

Независимо от конкретного вида вопросов и их классификации существует ряд общих правил относительно неприемлемых в беседе типов высказываний. В частности, при построении беседы следует избегать наводящих вопросов:

— самой своей формулировкой подсказывающих ответ. Например: «Вы, конечно, выберете для учебы гуманитарный вуз?»;

— первая часть которых содержит любую оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что такие уверенные в себе люди, как вы, легко делают выбор. Не так ли?»;

— носящих произвольный, непроверенный, альтернативный характер: «Вам легко выбрать будущую профессию или вам это трудно сделать?» (испытуемый может придерживаться третьей точки зрения, которая вовсе не задана этим вопросом, и потому может остаться невысказанной);

— слишком широко сформулированных относительно предмета обсуждения: «Как вы относитесь к выбору профессии?»

Переход к завершающей части происходит после успешного и достаточно полного планирования предшествующего этапа исследования. При построении завершающей фазы беседы необходимо спроектировать действия, направленные на ослабление напряжения, возникающего в ходе беседы, не забыть выражения признательности за сотрудничество. Если беседа предполагает последующее продолжение, то в ее завершающей части необходимо сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.

Описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако перескакивание через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.

При проведении беседы

наибольшие трудности возникают при попытке контролировать сам процесс диалога. Задача состоит в уменьшении субъективности результатов, вводимой субъектами, участниками беседы.

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволят ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол, или дневник, как форму регистрации результатов исследования лучше всего заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях могут использоваться технические средства ее регистрации – магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа использование названных средств не рекомендуется.

В целом процедура проведения беседы предполагает возможность включения в нее разнообразных модификаций – тактических приемов, позволяющих особенно обогатить ее содержание. Так, в беседах с детьми хорошо оправдывают себя куклы, различные игрушки, бумага и карандаш, драматические сценки. Аналогичные приемы возможны и в беседах со взрослыми людьми, необходимо только, чтобы они органично входили в систему разговора. Предъявление конкретного материала (например, шкалы) или обсуждение содержания только что выполненного испытуемым рисунка становится не только «зацепкой» для дальнейшего хода беседы, но и позволяет получить дополнительные косвенные данные об испытуемом.

В основу беседы заложено непосредственное общение исследователя и респондентов. При проведении беседы психолог должен обращать внимание на использование вербальных и невербальных средств общения.

Вербальное общение

в процессе беседы в общем смысле предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и слушать его ответы.

Невербальное общение

включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Невербальное общение содержит достаточно элементов, которые позволяют убедиться в достоверности того, что сказано словами.

При проведении беседы психолог должен контролировать как свои невербальные проявления, так и следить за невербаликой респондента для получения более полной и достоверной информации. В частности, особому контролю должны подвергаться выражение лица, интонация и тембр голоса, позы и жесты, межличностные дистанции.

При организации исследования посредством беседы исключительно важным элементом общения является визуальный контакт. Легко поддерживается визуальный контакт при обсуждении приятной темы; собеседники избегают его, обсуждая запутанные или неприятные вопросы. Визуальный контакт помогает регулировать беседу. По завершении своего высказывания психолог должен прямо смотреть в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.

В практике психологических исследований выработаны определенные правила применения метода беседы:

— беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;

— формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

— подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;

— избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;

— вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

— не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

— выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.

Интерпретация результатов – завершающий этап исследования. Работая с результатами, сначала необходимо выбрать наиболее часто даваемые ответы, обобщив их, перейти к единичным ответам, делая их анализ.

При анализе беседы также необходимо обратить внимание на следующее.

— Получилась ли беседа, если нет, то почему?

— Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.?

— Особенности поведения респондента, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки?

— На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?

— Были ли вопросы, оставшиеся без ответа, и почему?

— Какие вопросы достигли цели и почему?

— Характер окончания беседы?

— Какие задачи решены в результате беседы?

Беседа как метод психологического исследования имеет и преимущества, и недостатки.

К преимуществам беседы относится универсальность метода, небольшие материальные затраты, установление личного контакта с объектом исследования, возможность получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

К основным недостаткам беседы относятся сложности при проектировании беседы, большие затраты времени.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что называют беседой как метод психологического исследования?

2. В чем заключается специфика беседы как метода психологического исследования?

3. Перечислите сферы применения беседы.

4. Назовите виды беседы. Дайте им краткую характеристику.

5. Перечислите основные этапы процедуры исследования. Дайте им краткую характеристику.

6. Назовите основные виды вопросов, используемых в беседе. Приведите примеры.

7. Охарактеризуйте структуру беседы.

8. В чем состоят достоинства и недостатки беседы?

Практические задания

1. Как на результат беседы может повлиять отсутствие ответа у респондента?

2. На конкретном примере покажите опасность искажения, вызываемого формулировкой вопросов.

3. Сравните достоинства и недостатки проведения исследования посредством методов анкетирования и беседы.

4. Подумайте, в каких исследованиях более целесообразно использовать анкетирование, а в каких беседу?

5. Определите тему исследования, проводимого с помощью беседы. Спроектируйте беседу. Проведите исследование.

Рекомендуемая литература: [5–7, 15].

8. Тестирование как метод психологического исследования

Психологическое тестирование

– исследование определенных психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов.

Психологический тест –

стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжирования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.

Основные способы ведения и виды психологической беседы

Мы уже упоминали о двух видах «техники» собеседования: управляемой

и
неуправляемой.
Надо заметить, что разделение по критерию «управляемость» здесь не очень точна. Скорее надо бы говорить о степени вербального соучастия в беседе «ведущего» и «ведомого», поскольку в любом случае исследователь обязан контролировать разговор и активно влиять на его ход. Другой вопрос, каким образом он это делает. Беседой можно управлять иречью, и молчанием. И то и другое – искусство и профессионализм. В первом случае говорят о ведении беседы с помощью рефлексивного слушания, во втором – нерефлексивного. Начнем со второго.

Нерефлексивное слушание– это «умение внимательно молчать». В нем может быть выражено и одобрение, и понимание, и поддержка, и сочувствие, поскольку иминимумом слов вкупе с невербальной коммуникацией можно сообщить многое. Зачастую эта техника «собеседования» является весьма продуктивной, а в некоторых случаях и единственно возможной для эффективного общения и получения психологической информации, так как, несмотря на открытые еще Зеноном истины, большинство людей предпочитает говорить, нежели слушать. И. Атватер приводит следующие типичные ситуации, в которых применение нерефлексивного слушания особенно полезно:

1. Собеседник горит желанием высказать свое отношение кчему-либо или выразить свою точку зрения. И это следует поощрить в начале психотерапевтической беседы в целях диагностики,при интервьюировании, в ходе собеседования при профотборе.

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие проблемы. Ему важно «выговориться» самому, что скажут другие ему безразлично.Особенно целесообразна такая разрядка в напряженных ситуациях, что типично для психотерапевтических сеансов.

3. Говорящий испытывает трудности в выражении своих проблем. Невмешательство в его речь облегчает ему самовыражение.В этом случае говорят, что «магнитофон лучше любого собеседника».

4. Эмоциональная закрепощенность собеседника, вызваннаяпревосходством позиции партнера. Это превосходство может проистекать из различий в социальном статусе, из-за проигрышапартнеру по какому-либо доминантному для этого человека качеству, сопровождающегося «эффектом ореола», из осознаваемойасимметрии функции в беседе и т. п.

Все эти ситуации связаны со стремлением человека найти себе слушателя, своеобразный «резонатор», а не советчика. Однако нерефлексивное слушание – прием тонкий. Им следует пользоваться осторожно, поскольку легко ошибиться и переусердствовать в молчании.

Одной из распространенных ошибок является убеждение, что другие готовы говорить всегда, когда мы их готовы слушать. Чаще происходит обратное: люди хотят нам сказать, когда это удобно им, а не нам. Нерефлексивное слушание чревато еще двумя опасностями для исследователя. Во-первых, если слушатель не разделяет взглядов и мнений говорящего, но демонстрирует ему заинтересованность, то он может быть обвинен в лицемерии.. Особенно, если говорящий вначале уверился в общности их позиций, приняв понимание за согласие и сочувствие, а впоследствии осознал свой промах. Поэтому, чтобы не нарушать этику психолога, исследователю, как только он понял, что партнер превратно истолковывает его позицию, следует сразу же объясниться. Даже если это угрожает ухудшением или прекращением общения. Вторая опасность заключается в возможности скатывания слушателя на позиции «страдальца», терпящего все словоизлияния говорящего. Для одного беседа превращается в пытку, а его участие и понимание перерастают в неприязнь, а для другого эта процедура постепенно переходит в одностороннюю болтовню с высокой вероятностью осознания своего нелепого положения с последующей обидой.

Для предотвращения подобных последствий в неуправляемой беседе, во избежание злоупотребления словоохотливым собесед- ником вниманием ведущего последний все же должен оптимизировать свое невмешательство. Достигается это как минимальными речевыми вставками, так и средствами невербальной коммуникации. Простейшие нейтральные реплики типа «да?», «неужели?», «это очень интересно!», «понятно», «так-так», «чуть подробнее» способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале. Они стимулируют и вдохновляют говорящего, снимают напряженность, поддерживают его заинтересованность, демонстрируют понимание и доброжелательность слушающего. Короче, это – подкрепления, обеспечивающие поддержание необходимого уровня речевой активности собеседника. Если подобных реплик-суррогатов недостаточно, вводят так называемые «буферные фразы» типа: «Вас что-нибудь беспокоит?», «Что-то случилось?», «Вы хорошо выглядите», «У вас вид счастливого человека» и т. п.

Еще более богат обычно арсенал невербальных воздействий при нерефлексивном слушании. Здесь к услугам ведущего и кинетические средства (позы, жесты, мимика, контакт глаз), и паралинг-вистические (вокальные добавки к речевым репликам – интонация, громкость, тембральная игра), и экстралингвистические (неголосовые добавки к речи: темп речи, расстановка логических ударений и пауз, звуковые вкрапления в речь вроде покашливаний, смешков и смеха, всхлипываний, оханий, плача и др.).

Наконец, нельзя пренебрегать и возможностями проксемичес-ких средств общения, т. е. пространственно-временных показателей коммуникативного процесса. Удачно выбранная дистанция между собеседниками способствует разговору, чрезмерная же близость или удаленность друг от друга препятствует его развитию. Положение лицом к лицу – это одно, а вполоборота – это другое. Разговор стоя или сидя может дать различные результаты. Вряд ли беседа будет результативной, если долгое время один партнер сидит, а другой стоит, один расположен выше, другой ниже. Цель беседы и ситуация могут предопределить и оптимальную ее длительность, необходимость в перерывах. На характер беседы и ее итоги могут оказать сильное влияние и такие пространственно-временные параметры, как теснота – простор, спешка – неторопливость, наличие разъединяющей собеседников мебели, комфортность – неудобство обстановки, опоздание – точность и т. д.

Управляемая беседа предполагает более активное речевое вмешательство исследователя в процесс общения с респондентом. И тогда прибегают к рефлексивному слушанию. Оно в дополнение к функциям нерефлексивного слушания выполняет еще и функцию контроля точности восприятия услышанного. Необходимость в таком контроле может возникнуть по разным причинам. Основные из них следующие.

Многозначность слов. Необходимо уточнить, в каком значении слово употребил говорящий. К этому же разряду можно отнести и частое несовпадение значения слова и смысла, вкладываемого в него говорящим или слушающим. Другая причина кроется в «закодированности» многих сообщений. Эта шифровка может быть обусловлена нежеланием обидеть или стремлением скрыть истинные мотивы, желанием подшутить и т. д. Но смысл, вкладываемый в эти иносказания говорящим, не всегда улавливается слушателем. Чтобы понять его или рассеять сомнения, требуются уточнения. Яркий пример таких ситуаций – непонимание острот человеком без чувства юмора.

Еще одна причина – трудности открытого самовыражения, вызванные определенными условностями и традициями. Вспомним хоты бы известную пословицу: «Слово – олово, а молчание – золото». Общеизвестны немногословие и лаконичность некоторых народностей (например, индейцев Северной Америки). Множество канонов вежливости ограничивают речевую активность людей. В большинстве социальных групп не принято прилюдно «изливать душу», особенно в непривычном окружении. Психологами подмечено, что при собеседовании люди обычно начинают свое изложение с небольшого вступления, не отражающего их главных забот, из которого не явствуют их истинные намерения. Разговоры «о погоде» – общепринятый способ уклониться от многословного общения и откровенной беседы.

Не меньшие проблемы для эффективности беседы ставят и личностные барьеры общения:

застенчивость, боязливость, подавленность, неумение излагать свои мысли, дефекты дикции и т. п.. Чем меньше уверенность в себе, тем дольше человек в разговоре; ходит «вокруг да около», прежде чем перейти к главному.

Техника рефлексивного слушания включает четыре основныхприема раскрытия говорящего и контроля поступающей от негоинформации [19]. Это: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение – это обращение к респонденту за уточнениями,! помогающее сделать сообщение более понятным. В этих обращениях получают дополнительные сведения или уточняют смысл высказанного. Ни в коем случае не следует в этих запросах обращать внимание наличность говорящего. Они должны фокусироваться на его сообщении или на процессе коммуникации. Например: «Что вы имеете в виду?»; «Я не понял последней фразы»; «Объясните мне то-то». Предпочтительнее обращения, предполагающие свободный разъяснительный ответ, а не принудительный простой ответ типа «да» или «нет». Обращения первого рода приближаются к так называемым «открытым» вопросам, а второго рода – к «закрытым» вопросам. Преимущества и недостатки этих вопросов будут рассмотрены позднее при описании опросного метода.

Перефразирование – формулировка высказывания говорящего в ином виде. Сообщение говорящего переадресовывается ему, нословами слушающего. Цель – проверка точности понимания собеседника. Здесь есть доля риска исказить первоначальный смысл высказывания, но тем важнее устранить это искажение в сознании слушающего. Важно выбирать самое существенное в сообщении во избежание разъясняющих деталей, вносящих скорее путаницу, чем уточнение. Возвращение мысли теми же самыми словами нежелательно, так как буквальное повторение собеседника может вызвать у него подозрения в невнимательном слушании. Перефразирование же иными словами убеждает его, что его слушают и понимают, а если понимают неверно, то стремятся вовремя исправить положение.

Отражение чувств – словесное выражение слушающим текущих переживаний и состояний говорящего. Желательно, чтобы высказывания были не тривиальными, отражающими внимание к собеседнику и сопереживание ему. Тем не менее допустимо и использование стандартных вступлений типа: «Кажется, что вы чувствуете то-то»; «Не чувствуете ли вы себя…». Следует при этом учитывать интенсивность чувств и состояний собеседника, применяя соответствующую градацию оценочных наречий: «Вы несколько (слегка, совершенно, сильно, чрезмерно) расстроены?».

Резюмирование – это подытоживание мыслей и чувств говорящего. Такие высказывания помогают объединить отдельные фрагменты беседы в единое целое и представить весь разговор в его смысловом и эмоциональном единстве. Слушающий получает уверенность в адекватности восприятия и понимания им разговора, а респондент осознает, насколько ему удалось передать свои мысли и переживания. Часто подобные резюме начинаются типовыми вступлениями вроде следующих: «Итак, главное заключается…», «То, что вы сказали сегодня, может означать…», «Как я понял, основная ваша идея заключается в…». Особенно полезно резюмировать при разрешении в беседе каких-либо проблем или конфликтных ситуаций, при многоплановой беседе.

Не менее чем нерефлексивное и рефлексивное слушание известен прием ведения беседы, именуемый эмпатическим слушанием. Эмпатия

есть способность эмоционально откликаться на чужие переживания. Это чуткость по отношению к другим. Обычно различают две формы эмпатии:
сопереживание
и
сочувствие.
Первое понимается как переживание субъектом тех же чувств и эмоциональных состояний, что и партнер по общению. Второе – сочувствие – это переживание собственных эмоций и чувств по поводу аффективных переживаний другого.
Эмпатическое слушание, таким образом, заключается в улавливании чувств говорящего, сочувствии или сопереживании ему и информировании его о своей эмпатии.
Элементы эмоционального соучастия в беседе присущи и нерефлексивному, и рефлексивному слушанию.
Специфика эмпатического слушания не в приемах получения, передачи и контроля информации (в том числе эмоциональной), а в установке и цели.
Если целью рефлексивного слушания является точное понимание мыслей и чувств говорящего, улавливание их значения, то целью эмпатического слушания выступает проникновение в его внутренний мир, разделение с ним его системы ценноетей. В рефлексивном слушании акцент делается на интеллектуальном компоненте общения, в эмпатическом – на эмоциональном. Эмпатическое слушание – наиболее интимный вид общения, наиболее сокровенный вид беседы. Именно здесь можно сказать, что я, слушая собеседника, слышу не только то, что он мне говорит, но и его самого. Постигаю его индивидуальность. Упоминавшийся уже классик гуманистической психологии К. Роджерс по этому поводу писал: «Когда меня глубоко понимают и разделяют мои чувства, не проявляя при этом желания анализировать мое поведение или судить меня, это создает условия для самовыражения и становления как личности» [473, с. 90].

Используя беседу как метод познания людей, психолог может выбрать любой из приемов ее ведения. Более того, в одном собеседовании он по ситуации может переходить от одной формы к другой или даже совмещать их.

Беседа может сопровождаться одновременной фиксацией получаемой информации, но чаще обходится без нее с целью раскрепощения партнера. Если исследователь все же решается на сопровождающую беседу регистрацию данных, то обычно дилемма состоит в выборе между письменной и звукозаписывающей формами. Считается, что письменная фиксация предпочтительнее, так как в большей степени способствует сохранению естественности ситуации, меньше отвлекает и сковывает собеседника. Для регистрации невербальных данных обычно применяются специальные сокращения, шифры, коды, которые каждый психолог вырабатывает для себя по мере приобретения опыта ведения беседы [105].

В качестве специфических видов беседы выделяют:

1) терапевтическая (клиническая) беседа как метод оказания психологической помощи нуждающимся в ней (пациентам, клиентам);

2) «введение в эксперимент» – привлечение к сотрудничеству;

3) экспериментальная беседа, в которой проверяются рабочиегипотезы;

4) автобиографическая беседа, позволяющая выявитьжизненный путь человека (или историю группы);

5) сбор субъективного анамнеза (сведений о личности собеседника);

6) сбор объективного анамнеза (сведений о знакомых собеседника);7) телефонная беседа («телефон доверия») как экстренная консультационно-психологическая помощь;

8) интервью – метод, переходный между беседой и опросом. Совмещение в интервью черт беседы и опроса провоцирует в психологической и социологической литературе разночтения в соотношении разных видов вербально-коммуникативных методов. Так, беседа иногда настолько сближается авторами с интервью, что либо рассматривается как один из вариантов опроса наряду с анкетированием и вопросниками [105], либо, наоборот, «перекрывает» интервью, выступая по отношению к нему родовым понятием, включающим и собственно беседу, и интервью [214]. Иногда же интервью, отделяя от беседы, отождествляют с опросным методом в целом [389].

Перечисленные виды беседы выступают ведущими способами реализации соответствующих эмпирических методов – рациональной психотерапии, эксперимента, тестирования, биографического метода.

Все предыдущее изложение касательно беседы велось для индивидуального варианта, т. е. для разговора «один на один». Но беседа может осуществляться и в групповой форме. Во-первых, как разговор одного специалиста сразу с несколькими людьми. Этот вид беседы весьма распространен в психотерапии [100, 330, 333]. Во-вторых, в качестве групповой можно рассматривать беседу одного исследуемого одновременно с несколькими специалистами, что, конечно, значительно менее характерно для психологической практики.

Педагогика

Беседа – метод словесного обсуждения изучаемого материала, – самая распространенная в обучении. Ее задача заключается в том, чтобы, во-первых, с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов актуализировать известные учащимся знания, во-вторых, добиться усвоения ими новых знаний путем самостоятельных обдумываний, обобщения и других мыслительных операций.

Основные разновидности учебной беседы:

вступительная (как правило, проводится перед началом учебной работы с целью выяснить понимание учащимися запланированных учебных мероприятий и проверить их готовность к определенных учебно-познавательных действий);

беседа-сообщение (базируется на наблюдениях, некоторых документах и тому подобное);

беседа-повторение (проводится для закрепления учебного материала);

контрольная (используется для проверки усвоенных знаний);

репродуктивная (используется для воспроизведения материала, который был усвоен ранее);

катехизисная (направлена на воспроизведение ответов, которые требуют тренировки памяти);

эвристическая (педагог с помощью умело поставленных вопросов направляет учащихся на формирование новых знаний, выводов, правил, законов, логических обоснований на основе имеющихся знаний и опыта).

Метод беседы используется, когда проблемы, которые следует обсудить, является чрезмерно сложными и учащиеся не в состоянии их понять самостоятельно и во время занятий другими методами. Беседу можно применять как отдельный прием обучения во время лекции для более доходчивого объяснения или после лекции для углубления знаний, которые требуют дополнительной самостоятельной работы, а также с целью обсуждения и контроля уровня освоения материала.

Независимо от цели методика беседы состоит из таких частей:

вступительная (напоминания и изложение основной информации, которая касается методики и содержания проведения беседы);

основная (ознакомление с новыми проблемами, их связь с предыдущими знаниями, соответствующее их обсуждение и анализ, совместное обоснование);

заключительная (итог результатов обсуждения, анализ и оценка ответов учащихся, задания для самостоятельной работы и рекомендации по применению полученных знаний в практической деятельности). Действенность беседы и

активное участие в ней учеников обеспечивают четкое выяснение последними ее цели и содержания, акцентирование и повторение ее узловых проблем и способов их решения, связь с предыдущими знаниями и практикой, применение

специальных приемов активизации учебно-познавательной деятельности.

Результативность беседы напрямую зависит от Умения педагога правильно сформулировать вопрос. К. Д. Ушинский писал: «Умение ставить вопросы и постепенно усиливать сложность ответов является одной из главных и необходимых педагогических привычек». Содержание вопросов должно «задевать» эмоционально-мотивационную сферу учащихся.

С дидактической точки зрения наиболее эффективной является педагогическая ситуация, в которой учащиеся сами формулируют вопросы, определяют свое отношение к ним и принимают активное участие в их решении. Такие вопросы имеют ряд преимуществ над вопросами педагога:

– они являются результатом мыслительной деятельности учащихся во время беседы;

– за такими вопросами внимательно следят другие ученики и, соответственно, активно их обсуждают;

– они гораздо эффективнее воздействуют на чувственную сферу личности и имеют существенное воспитательное значение;

– помогают педагогу лучше понять уровень владения учениками проблемой, что изучается;

– способствуют познанию педагогами индивидуально-психических особенностей учащихся и, соответственно, более целенаправленной индивидуализации учебной деятельности.

Безусловно, дидактическая ценность беседы зависит не только от содержания и умение ставить вопросы, но и от содержания и способа формулировки ответов. Поэтому педагог должен внимательно следить за ответами учащихся, за их полнотой, правильностью, обоснованностью и эмоциональной окраской. Когда ответ является ошибочным, педагог не должен говорить об этом прямо. Целесообразно поставить, например, такие вопросы: «Кто имеет другое мнение по решению этой проблемы?» или «Кто хочет дополнить?» Содержание и форма таких вопросов стимулируют активную мыслительную работу учащихся. Только после этого педагог должен констатировать правильность ответа, если она обоснованная, полная и, наоборот, сам давать правильный ответ, когда она ложная или неполная, одновременно указывая на допущенные ошибки.

Эффективность беседы зависит от умения педагога управлять ее ходом, внимательно следить за временем, которое было запланировано для рассмотрения соответствующей проблемы, ставить основные и дополнительные вопросы, не отвлекаясь на второстепенные, внимательно слушать ответы учеников, следить за их эмоциональным состоянием, в зависимости от содержания и характера ответов задавать следующий вопрос.

Итак, эффективность беседы в дидактическом процессе обусловлена ее всесторонней подготовленностью, умением учителя творчески управлять ее ходом, активно привлекать учащихся к обсуждению ее проблем.

Воспитательно-образовательное значение беседы и ее место среди других методов работы

Ольга Рукавишникова

Воспитательно-образовательное значение беседы и ее место среди других методов работы

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Беседа является сложным методом обучения. Ее ход зависит от подготовки самого воспитателя, а так же от уровня развития детей, от степени их активности и самостоятельности, от их знаний. Е. И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.

Ценность беседы в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи,и прежде всего речи разговорной: умение слушать и понимать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, давать понятные ответы на вопросы, высказываться в присутствии других детей.

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описание увиденного пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая ответ, дети употребляют для связи слов союзы, разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания.

Беседа – эффективный метод обучения в том случае, если она проводится правильно. Важный методический вопрос- выбор темы беседы. Темы должны быть доступны и интересны детям и отражать факты и явления общественной жизни.

Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.

Беседа – активный метод умственного воспитания. Вопросно–ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляются такие программные требования, как умение отвечать коротко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.

Беседа – эффективный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Желательно, чтобы речевые реакции воспитателя составляли лишь 1/4 -1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

Беседы имеют и воспитательное значение.Нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора: «Чем знаменит наш город?»

,
«Почему в автобусе нельзя громко разговаривать?»
.
Воспитывает и организационная форма беседы – повышается интерес детей друг к другу, развиваются любознательность, общительность, а так же такие качества как выдержка, тактичность.
Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей, медленно соображающих и менее развитых, целесообразно предварительно подготовить к занятию- вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать дополнительные вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением, в случае –обратиться к специалистам: логопедам, психологам.

В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности.

Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка, но и средством социально нравственного воспитания.

В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Содержанием беседявляется программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.)

.

2. Виды, тематика и содержание бесед в разных возрастных группах.

Беседа — лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки, если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения. Е. А. Флерина выделила три вида бесед:

1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.

3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

Вводная беседа. Цель ее — выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Для того чтобы данный вид беседы не превратился в рассказ, надо заранее подготовить те вопросы, на которые смогут ответить дети и которые будут способствовать активизации мысли, поддержке внимания и интереса к повествованию. Вводные беседы успешны,если они : кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, ряд вопросов остается неразрешенным (посмотрим,. усидим.. . проверим)

.

Беседа, сопровождающая приобретению нового опыта. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений. Цель ее — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержанке того материала, который дети воспринимают. Такая беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое.

Для этого вида беседыхарактерно участие разных анализаторов: зрение, слух, осязание, мускульнодвигательная сфера, моторная деятельность.

Заключительная беседа, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы — систематизировать, уточнять и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Этот тип беседы способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения. В. И. Радина выделила структурные компоненты беседы,такие как: вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту, анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам; элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

1. Темы,отражающие явления общественной жизни:

-о родном городе,

-о подготовке к праздникам,

«Наш детский сад»

,
«Москва – столица нашей Родины»
, о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др.

2.Темы труда:

А) работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона,строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи)

; домашний труд мамы, бабушки.

Б) беседы,отражающие труд самих детей: «Мы – дежурные»

,
«Как мы помогаем маме»
,
«Что мы вырастили на нашем огороде»
.

В) беседыоб использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду»

,
«Как машины помогают строить дом»
,
«На чем ездят люди и перевозят грузы»
,
«Какой речной транспорт мы видели на нашей реке»
.

3. Цикл бесед на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях, предметах быта, о любимых сказках и книгах, о школе, о самих себе.

4. Беседы о природе:(пора года, труд, растения, животные)«Наш парк весной»

,
«Зимующие и перелетные птицы»
,
«Времена года»
,
«Фрукты и овощи»
.

5. Беседына морально-этические темы: о культуре поведения, «Уважай труд старших»

,
«Будь хорошим товарищем»
.

Содержанием беседявляется программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.)

.

Программный материал, который является содержанием бесед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей, но и воспитательные (воспитание правильного отношения к действительности, разнообразных интересов).

При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.

В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы. В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.

При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы.

В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок, живых объектов. В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы)

занимает основное
место.
В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности)

и экскурсиям
(что делает почтальон)
.

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

3. Структура обобщающей беседы.

Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей.

Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно — ответной форме общения.

Е. И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы,как:

1. вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;

2. анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам;

3. элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, вызывать желание участвовать в беседе.

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов — уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.

Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания.

Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ)

.

Этическая беседаможет быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал.

При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно.К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять.

Вывод: формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов — это алгоритм формирования обобщенного знания. Чтобы алгоритм достиг цели (т. е. чтобы дети усвоили обобщенное знание, а в дальнейшем самостоятельно использовали его, необходимо обучение дошкольников процедуре его применения.

Беседа — метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Метод беседы применяется:

  1. при изучении личности ребенка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, его интересов и т.д.;
  2. при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);
  3. при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Беседа может быть СТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ (вопросы ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную ЦЕЛЬ и ПЛАН ее проведения.

УСПЕШНОСТЬ БЕСЕДЫ зависит:

а) от СТЕПЕНИ ЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учета условий, места проведения и т.д.);

б) от ИСКРЕННОСТИ ДАВАЕМЫХ ОТВЕТОВ (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).

Метод БЕСЕДЫ

Требования Основные приемы установления контакта
1. Сформулировать цель беседы. 2. Составить план (целевые вопросы). 3. Подготовить «поддерживающие» вопросы. 4. Определить способы регистрации (магнитофон, бланки записи, кодировка ответов, условные обозначения). 5. Создать благоприятную обстановку (место, время и т.д.). 6. Обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия. 7. Уметь владеть собой (педагогический такт). 8. Следить за поведением собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями и особенностями речи. 1. Деловые, естественные взаимоотношения. 2. Учет интересов и потребностей собеседника. 3. Учет событий (объектов), имеющих эмоциональный характер.
При формулировке и постановке вопросов
ПРЕДПОЧИТАТЬ ИЗБЕГАТЬ
Вопросы: 1. в косвенной форме; 2. в определительной форме; 3. краткие максимально понятные собеседнику; 4. достижение определенной цели каждым вопросом. 1. Ставить вопрос в «лоб», имеющий малораспростра- ненные слова, и слова с двойным значением; 2. формулировок, на которые могут быть шаблонные ответы; 3. формулировок, внушающих определенные ответы; 4. слов, вызывающих определенное отрицательное (положительное) отношение.

Неэтично затрагивание интимных сторон личности самого собеседника

Основные приемы ведения беседы:

1. Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью. 2. Помогать наводящими (не внушающими) вопросами. 3. Искренность ответов проверять соответствующими вопросами. 4. Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно. 5. Соблюдать требования воспитательного процесса.

ПРЯМЫЕ вопросы КОСВЕННЫЕ вопросы
Вопросы с однозначно понимаемым смыслом. «Нравится ли тебе твоя группа?»

Прямой «личный» вопрос иногда смущает собеседника и ответ может быть неискренним.

Истинные цели для собеседника замаскированы.

«Всегда ли тебе хочется быть в группе?»

«Предположим, что ты не успел закончить рисунок в отведенное время, будешь ли ты его дорисовывать позже?»

«Нравится ли вашим ребятам ваша группа?»

При ответе на такие безразличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.

Проективный вопрос. В нем речь не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке.

«Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали?»

В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной личностью.

При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯК ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ

1. ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ:

а) определить цель беседы, иначе беседа — бесплодный разговор (истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику);

б) определить целевые вопросы, которые экспериментатор будет задавать:

  • вопросы ранжировать в порядке их значимости;
  • придать вопросам правильную формулировку в соответствии с психологическими требованиями;
  • план беседы должен быть гибким, исходить из конкретной ситуации;

в) определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).

2. ВСТУПИТЬ В КОНТАКТ МОЖНО:

а) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;

б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни и др.;

в) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.

  1. Вникните в то, что его интересует.
  2. Взгляните на мир его глазами, его чувствами.
  3. Если увидите пассивность собеседника, то вы:
      начали с неудачного вопроса;
  4. спросили его невпопад;
  5. у него нет настроения;
  6. взяли не тот тон;
  7. угодили в больное место.
  8. Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно-внимательными.

3. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:

а) собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу; б) при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться; в) контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

4. ОБСТАНОВКА ДЛЯ БЕСЕДЫ:

а) благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната); б) не благоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей, незащищенность: беспокойство, тревога).

5. ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ. СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ:

а) поддерживайте обстановку взаимного доверия; б) не обнаруживайте признаков властности; в) не упрекайте и т.д.

6. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ:

а) за особенностями речевого поведения собеседника:

  • точностью формулируемых мыслей;
  • оговорками, недомолвками;
  • желанием уйти от ответа;
  • паузами;

б) за эмоциональными реакциями:

  • тембр голоса, интонация;
  • мимика, жесты и др.;

в) за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты:

  • затронуто достоинство, самоуважение.

7. ПРАВИЛЬНО ВЕДИТЕ БЕСЕДУ:

а) не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);

б) вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь домашнее задание?»);

в) лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику;

г) слушать доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику:

  • сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимально доверительно ВСЕ;
  • опрашиваемый, как в зеркале, в котором отражается его мир;

д) давать возможность собеседнику высказаться, не торопить его:

  • помочь освободиться от возможных страхов;
  • одобряйте точность высказанных мыслей;

е) встречные вопросы могут быть заданы только с целью:

  • помощи высказаться;
  • помощи освободиться от возможных страхов;
  • одобрения точности высказанных мыслей;

ж) не может быть причин, по которым можно прерывать высказывания собеседника (волнение, импульсивность, не существенность высказываний, незначительность деталей, отсутствие полезной информации и т.д.):

  • собеседник всегда говорит о значимых для него вещах;
  • при прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна;
  • нужно быть готовым к длительному ведению беседы;

з) если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность/алогичность, не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу дальше.

8. ЕСЛИ БЕСЕДА ПРОВОДИТСЯ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ, то школьникам легче отвечать на вопросы, касающиеся их режима дня.

Школьники всех возрастных групп активнее обсуждают вопросы:

  • об их интересах и увлечениях;
  • о взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками;
  • о потребностях, мотивах, которыми они руководствуются в жизни.

Вопросы, связанные с мировоззрением хорошо обсуждать примерно с 15-летнего возраста, но могут быть и исключения.

9. ДОЛЖНЫ БЫТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТВЕТОВ

Школьник может ответить «да», чтобы произвести впечатление.

10. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА:

а) можно начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушанием; б) при молчании делайте акцент на расспрос; в) когда школьник говорит о том, что наболело, переходите к активному слушанию.

Каждый вопрос беседы должен преследовать достижение определенной цели.

При анализе беседы обратите внимание на следующее: 1. Получилась ли беседа, если нет, то почему? 2. Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.? 3. Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки. 4. На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему? 5. Какие вопросы достигли цели и почему? 6. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект. 7. Какие задачи решены в результате беседы?

ЦЕЛЬ: выявить отношение детей к театрализованной деятельности
План беседы Что выявляет вопрос беседы?
1. Хотел бы ты принять участие в постановке сказки «Теремок»? Общее положительное или отрицательное отношение к постановке сказки.
2. Почему (по какой причине) ты хотел (не хотел) участвовать в постановке сказки? Осознаваемые мотивы, желание или нежелание участвовать в постановке сказки.
3. Ты уже участвовал в таких постановках? Наличие опыта ребенка.
4. Какую бы роль ты хотел сыграть? Наличие привлекательности отдельных ролей.
5. Если бы не участвовал в постановке этой сказки, то чем бы ты занялся? Наличие интересов в ситуации свободного выбора.
6. Если бы тебе не дали желаемой роли, то взял бы ты другую? Какие роли тебе еще нравятся? Наличие устойчивого интереса к театрализованной деятельности вообще. Элементы театрализованной деятельности, привлекательные для ребенка.
7. Много ли ребят вашей группы любят ставить спектакли? Наличие интересов в условиях проективного вопроса. В вопросы 5 и 6 введены элементы проективной методики исследования.

ИНТЕРВЬЮ

Целенаправленный опрос называют «интервью». Своеобразная «псевдобеседа», при которой исследователь должен не упускать из внимания план беседы и вести разговор в нужном ему русле. Обычно интервью используют в социальной психологии. Решающее значение имеет доверительный контакт между исследователем и опрашиваемым. Должна быть нейтральная позиция. Не демонстрировать своего отношения к содержанию вопроса и ответа, к собеседнику.

Клиническая беседа

Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию об индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, о содержании его сознания и подсознания и т.д.

Клиническая беседа может включаться в контекст психологической консультации или психологического тренинга. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты.

Наверх

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: