Педагогическое стимулирование саморазвития детей дошкольного возраста
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
,
методист ГОУ СПО ЯО
Ярославского педагогического колледжа
Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Конечно, надо и учить, и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора. Мир, в котором живет ребенок-дошкольник, наполнен содержанием, к познанию которого дети проявляют интерес. Этот мир многогранен, разнообразен, порой противоречив и неоднозначен.
Современное подрастающее поколение, в том числе и дошкольники, социализируется в качественно иной среде, чем предыдущее поколение. Если до этого на протяжении десятилетий и даже веков процесс воспитания осуществлялся в контролируемой и прогнозируемой среде, то сегодня наряду с реальным миром, появился мир виртуальный, в котором действуют свои законы, и контроль со стороны взрослых в этом мире весьма условен. Мы становимся свидетелями того, что средства массовой информации в изобилии предлагают детям образы низменных стремлений и ценностей. Как же уберечь детей от этого? Одним из способов решения этой проблемы, как можно больше привлечь детей заниматься в объединениях системы дополнительного образования. В Концепции развития дополнительного образования детей говорится, что «ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа». [1]
Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. От сформированности мотивационной сферы всецело зависит саморазвитие, формирование успешности человека. Периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст.
Именно в дошкольный период механизмы мотивации начинают формироваться, меняются мотивы, выстраивается их иерархия (как основное новообразование дошкольного детства).
Ведущий в этот возрастной период вид деятельности – игра – способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Она же развивает мышление, фантазию, помогает освоить социальные роли и так далее. Сейчас, к сожалению, детская игра редуцируется. Ребенок не играет в те традиционные игры, какими мы их себе представляем. Это большая беда и семьи, потому что родители не поддерживают игровую активность ребенка, и современной системы дошкольного воспитания. Ребенка начинают учить, он теряет возможность активного поведения, игры. А если игра есть, то очень часто играет учитель, воспитатель, а дети смотрят на это. Поэтому и выдвинуто очень серьезное требование к ФГОСам дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий для дошкольников.
Касаясь понятия саморазвитие, нужно отметить, что это необходимое качество личности. Личность, способная к саморазвитию, имеет огромный воспитательный потенциал. Мотив саморазвития – это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, [5] – это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.
Главным залогом успешного развития мотивационной сферы и саморазвития дошкольников – педагог, непосредственно занимающийся обучением, воспитанием и развитием детей, его компетентность и профессионализм, умелое и правильное использование педагогического стимулирования.
В педагогике и психологии имеется ряд способов и методов педагогического стимулирования.
Самым слабым внешним воздействием на принимаемые ребенком решения обладает прямое запрещение каких-то его действий, не усиленное другими дополнительными мотиваторами, хотя взрослые чаще всего возлагают надежды именно на этот вид воздействия.
Слабое стимулирующее воздействие оказывает и наказание (в общении с детьми – это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок. Поэтому высказывается точка зрения, что требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд невыполненных заверений и клятв подкрепляют формирование таких негативных личностных качеств, как необязательность и беспечность.
Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, похвала, получение награды.
Условиями, обеспечивающими процесс целостного развития мотивационной сферы и саморазвития дошкольника, в которых методы и способы педагогического стимулирования работают эффективно, являются:
— создание эмоционально-положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, обеспечивающей переход к зрелым и гуманным отношениям педагога с детьми;
— создание предметно-пространственной среды, обогащение содержания и нестандартных форм учебной деятельности;
— обеспечение ситуаций успеха каждому и всем членам детского сообщества, что способствует высокой включенности дошкольника в процесс обучения;
— включение компетентного педагогического влияния педагога, способного диагностировать и прогнозировать личностный рост ребенка;
— гуманизация педагогического общения педагога с обучающимися, способствующая взаимопроникновению личностных влияний, открытости, доверию, обеспечивает эмоционально-положительный настрой деятельности;
— гуманистический характер общения и взаимодействия обуславливает образование единого эмоционально-положительного пространства, в котором и разворачивается процесс обучения, обогащенный одухотворенностью и взаимопониманием;
— педагог, владеющий диагностикой, способен получать и постоянно обогащать глубину представлений о своих воспитанниках, как о субъектах образовательной деятельности;
— развивающая предметно-пространственная среда, выполняющая информативную функцию, обеспечивает базис личностной культуры и поле самодеятельности ребенка-дошкольника;
— использование в предметно-пространственной среде нестандартных форм обучения, которые вызывают реакцию эмоционального заражения, способствует увлеченности, а, следовательно, целостной самореализации дошкольника.
— успешная деятельность дошкольника – это универсальное условие для развития мотивационной сферы и саморазвития, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, успех «окрыляет», повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.
Главное – чем больше педагог на занятии вызывает интерес к деятельному поведению, к познанию, тем активнее дети под руководством взрослого включаются в поисковую деятельность, стимулируют своё саморазвитие.
Таким образом, успешное формирование мотивационной сферы и саморазвитие личности ребенка в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый, процесс развития должен быть построен таким образом, чтобы он одновременно стимулировал и ход саморазвития ребенка.
Список литературы
1. Алтунина, и мотивации социального поведения детей: теории развития мотивов и мотивации социального поведения. [Текст]: Монография: учебно-методическое пособие / . – Москва: – 2005.
2. Белкин, возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / . – М., Академия, 2000.
3. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства Российской федерации от 4 сентября 2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: – https://www. consultant. ru
4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://royallib. ru/book/maslou_abraham/motivatsiya_i_lichnost. html.
5. Сигел, Э. Как воспитывать дошкольника. [Текст] / Э. Сигел. – М.; РОСМЭН, – 1998.
6. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www. consultant. ru
7. Щетинина, и индивидуализация в детском возрасте. [Текст]: учебное пособие / А. М.. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.
Условия для самореализации детей
В настоящее время ученые единодушны, что каждый индивид имеет огромное множество возможностей, которые хранятся в виде задатков и при определенных условиях развития их можно самореализовать.
На развитие самореализации детей влияют многие факторы: социально-экономический, биогенетический, педагогический. К сожалению, заблуждением индивида, особенно молодого, выступает недооценка заложенных природных способностей.
Важным условием для самореализации детей является создание взрослыми ситуаций успеха. Такие слова, как «хорошо», «давай поработаем еще», «молодец» должны звучать постоянно в адрес ребенка, а каждая детская деятельность нуждается в доброжелательной поддержке. Только такие условия создадут ситуацию успеха.
Психологи отметили, что чем активнее развивается творчески малыш, тем продуктивнее функционирует его мышление в разных плоскостях и направлениях.
Стимулом для творческого развития детей, расцвету их способностей, расширению диапазона интересов, а также гуманизации мыслей, поступков, чувств, созидательной активности выступает досуг.
Большинство обеспеченных людей страдает от нехватки того, чего они не в состоянии осознать или понять. Человеку очень важно найти свое место в жизни, чтобы ощущать полное удовлетворение от реальности, при этом максимально выразив себя и используя все свои природные задатки. Личность, реализующая свои ресурсы на благо социуму, является самой счастливой.
Самореализация включает получение удовольствия от процесса работы. Самореализация имеет тесную взаимосвязь с общественной оценкой. Зачастую люди испытывают страдания из-за того, что другие не видят у них положительных качеств и не ценят их. Самореализация может позволить каждой личности предстать перед социумом в блеске своих возможностей и талантов. Умение направлять свои плохие и хорошие черты характера на достижение целей всегда ценно в обществе. Личностей реализующих свой потенциал всегда любят и уважают.
Психологи считают, что возникновение массового молодежного движения, например, хиппи или панков появилось вследствие неудовлетворенной потребности в поиске себя. Поэтому задача родителей обеспечить те условия, которые будут способствовать детской самореализации, воплощая в жизнь что-либо новое и неизведанное сориентированное на творчество.
Отклонения в поведении подростков отмечаются в дефектах воспитания. Неумение взрослых заинтересовать ребенка, а также раскрыть его способности и возможности приводит к тому, что им начинают управлять случайные обстоятельства, а также стихийные всплески энергии.
Особенности самосознания
Самосознание представляет собой понимание ребенком себя самого, своих качеств, отношений с окружающей действительностью. Наиболее яркой формой самосознания считается самооценка, то, как малыш оценивает свои достижения, личностные качества и возможности. Первоначально малыш не имеет возможности оценивать себя, поэтому использует позицию окружающих. Так, если мама будет постоянно говорить ребенку, что он молодец, именно такая позиция отложится у него.
Кроме того, в самосознание дошкольника следует включить:
- понимание своего пола (ребенок осознает себя как мальчика или девочку) и соответствующее поведение;
- понимание своего места в мире, собственной социальной позиции, чаще всего происходит это к началу младшего школьного возраста. Поступивший в первый класс ребенок уже четко осознает, что является школьником.
У ребенка появляются новые ценности, переживания, его внутренняя жизнь усложняется, меняются поступки и поведение. Очень важно помочь ему в этом непростом процессе, поскольку только так малыш сможет стать равноправным членом общества.
Чаще всего высокой самооценкой отличаются те дети, которые посещали детский сад, поскольку их деятельность координировалась профессиональным педагогом и направлялась по необходимому руслу. Однако роль воспитателя не отменяет и важности общения с родителями, родственниками, среды.
Что может мотивировать
Как же родителям узнать, что способно замотивировать их чадо? Все проще, чем кажется. Достаточно взглянуть на мир его же глазами. Понять, что его влечет и увлекает, какие сферы даются легко, в чем он ас.
Когда человек заинтересован чем-либо, он старается приложить усилия, чтобы получить желаемый объект. Дети — не исключение. Поэтому зная интересы ребенка, достаточно просто вызвать внутренний стимул. Ребенка способны мотивировать:
- цели;
- соревнования, преодоление препятствий;
- поощрения (не путать с подкупом);
- поддержка друзей и близких.
Но стоит помнить, что маме и папе необходимо сконцентрироваться на развитии внутреннего стимула.
Зачем родителям поддерживать авторитет взрослых в воспитании детей.