Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста

Г.М. Андреева, Е.Е. Дмитриева, Я.Л. Коломинский в своих трудах предоставляют различные трактовки термину «коммуникация». Чаще всего ученые подразумевают под этим термином процесс, с помощью которого передается информация.

С точки же зрения С.Л. Рубинштейна коммуникация – это передача определенного мысленного содержания с помощью языка.

С точки зрения И.А. Зимней коммуникация – это процесс, во время которой обе стороны-участники передают друг другу информацию, и испытывают взаимное понимание.

Понятие «коммуникативная компетентность дошкольников»

В последнее время практика и теория образования претерпевает серьезные изменения. Вводится компетентный подход, что делает актуальной саму проблему компетентности и ее формирования. Этому явлению много внимания уделяют в своих работах такие исследователи, как Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и другие.

В понятие «компетентность» вкладывают разные смыслы. Этимологически это слово связано с термином «компетенция».

Согласно толковому словарю Д.И. Ушакова компетентность и компетенция – это два отличных друг от друга термина. Компетентность – это авторитетность источника, его осведомленность.

А компетенция – это круг вопросов, внутри которого у индивидуума есть определенные знания и опыт, а также авторитетностью.

Как российская педагогика, так и зарубежная воспринимает отношения людей с другими людьми как «коммуникативную компетентность».

Впервые это понятие применялось в направлении социальной психологии. Здесь его рассматривали как способность создавать и удерживать контакты с другими людьми на основе имеющихся знаний и навыков.

Русские толковые словари воспринимают «компетентность» как самодостаточную единицу языка и определяют ее как уровень овладения той или иной областью знаний. Новый энциклопедический словарь представляет данное понятие, как опыт и знание, имеющиеся у человека в определенной области. Г.М. Бушуева рассматривает коммуникативную компетентность немного с другой стороны. Она употребляет этот термин в значении совокупности имеющихся у человека умений и навыков, которые позволяют ему поддерживать эффективное общение с другими людьми.

Рассмотрим также трактовки и других ученых. О.В. Дзюба пишет о том, что коммуникативная компетентность – это в первую очередь ситуативная адаптивность человека, а также его свободное владение такими инструментами социального взаимодействия как невербальные (неречевые) и вербальные (речевые) средства.

Ученый также говорит о том, что можно выделить меру компетенции в коммуникациях – это то, насколько успешен задуманный человеком акт влияния и средства, которые он использует для того, чтобы производить на других впечатление.

С.А. Игнатьева также дает свою оценку этому понятию. Он пишет о том, что это система имеющихся у человека внутренних ресурсов, которые он задействует для установления коммуникаций с людьми, участвующими с ним в межличностном взаимодействии.

К.П. Зайцева, описывая коммуникативную компетентность, дает ей следующее определение – это совокупность имеющихся у человека способностей по коммуникации, которые подходят для решения поставленных коммуникативных задач и эффективны для воплощения на практике имеющихся коммуникативных знаний и навыков.

Как развивается речь детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста пока только обучаются коммуникативным навыкам. Как развивается их речь? Процесс начинается с физиологических особенностей, когда человек может произносить звуки и обладает всеми речевыми инструментами, чтобы произносить нужные слоги. Далее подключаются знания и опыт самого ребенка:

  1. Малышей обучают правильному говорению посредством установленных правил. Ребенок копирует общение своих родителей, сверстников и педагогов.
  2. Малыши получают некий опыт в процессе общения. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Здесь же формируются убеждения и мнения, которые влияют на то, как далее будут разговаривать дети.

Каждый ребенок приобретает знания, которые рассказывают ему, как нужно говорить и вести диалоги. Далее включаются способности и навыки, когда ребенок пользуется тем, что имеет, и старается наработать новые умения. По мере наработки опыта приходит понимание того, как следует общаться с окружающими.

В процессе формирования речи у дошкольников участвует:

  • Игровая деятельность, где ребенок может свободно применять свои коммуникативные навыки, быть спонтанным и гибким.
  • Целенаправленная деятельность, где речь участвует в достижении целей или решении задач.
  • Способы наказания и поощрения, когда ребенок сталкивается с проблемами, если применяет неверные способы общения, или достигает успеха, если все было сделано правильно.

перейти наверх

Теоретические аспекты коммуникативной компетентности

И.А. Гришанова описывает свое видение этого вопроса. Он считает, что коммуникативную компетентность стоит рассматривать в двух аспектах.

  1. Первый аспект: это способность человека ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания и чувственный опыт.
  2. Второй аспект: это способность человека адекватно взаимодействовать с окружающими людьми, которая приходит благодаря тому, что он понимает сам себя и других людей, несмотря на постоянно меняющимся психологическим состояниям, условиям и взаимоотношениям.

Коммуникативная компетентность – это не константа, которая остается неизменной на протяжении своей жизни. Она растет по мере того, как человек усваивает культурные, социальные и нравственные закономерности и эталоны, существующие в окружающей его социальной действительности.

Коммуникативная компетентность – это база любой деятельности личности. Очень сложно переоценить роль, которую оказывает владение речью на человека.

Межличностные контакты в современном обществе и в деловой активности выдвигают к современному человеку требования к способности продуцировать множество различных высказываний, излагаемых как устно, так и письменно.

Современное развитие общества напрямую зависит от того, насколько эффективно обучают школьников письменному и устному изложению мыслей.

Структура коммуникативной компетентности

Структура этого вида компетентности состоит из следующих компонентов:

  • эмоциональная составляющая,
  • когнитивная составляющая,
  • поведенческая составляющая,
  • личностная составляющая,
  • ценностно-смысловая составляющая.

Все эти компоненты нельзя рассматривать частью одного целого. Однако они оказывают друг на друга взаимное влияние и существуют один в другом.

Это определяет следующие факторы:

  • содержание одного из перечисленных компонентов возможно раскрыть только через другие;
  • каждый из компонентов необходимо включать в работу;
  • для того, чтобы занятие было наиболее эффективным, необходимо развивать ребенка по всем перечисленным выше направлениям.

Далее мы обсудим каждый из этих компонентов более подробно, раскроем его смысл и роль, которую он играет в коммуникативной компетенции, а также раскроем желаемый для дошкольников уровень развития.

Когнитивный компонент

Когнитивный – первый компонент в нашем списке. Он влияет на то, какими знаниями обладает человек о ценности общения, о качествах личности, которые либо положительно либо отрицательно воздействуют на общение, об эмоциях, которые неизбежно сопровождают каждый акт общения, о поведенческой составляющей общения. Насколько значимы эти знания?

Наблюдая за родными, ребенок учится общению. Он подражает тем методам общения, которые видит чаще всего. Этот процесс чаще всего происходит неосознанно. Даже взрослые люди обычно не задумываются о существовании этого процесса. Общению люди учатся на протяжении всей своей жизни.

Наблюдение за другими людьми помогает лучше понять свое собственное коммуникативное поведение, улучшить его и разнообразить используемые приемы.

Для старших дошкольников уже доступными для понимания являются знания об окружающих людях и о самих себе. Недостаточно хорошо, но уже развита способность оценивать свойства характера, которые проявляют люди в процессе общения.

Ценностно-смысловой компонент

Следующий компонент – это ценностно-смысловая составляющая. Она включает в себя все ценности, которые задействуются в момент акта общения. Отношение человека к самому себе и к другим проявляются во время общения, это отражается на том, как человек регулируют общение и какой смысл в него вкладывает.

Этот регулятивный уровень очень значим для личности. Например, если кто-то что-то просит у другого человека, то по его интонации и настойчивости становится очевидным, насколько для него это важно.

Например, если человек считает, что просить о чем-либо другого – это демонстрировать собственную слабость и зависимость от других людей, то он будет избегать это делать. Также некоторые боятся получать отказ, поэтому избегают просить что-либо у других людей. Подобные ситуации иногда возникают в детском садике – ребенок плачет, но не просит то, что ему нужно.

Личностный смысл, который ребенок вкладывает в том, чтобы просить, не позволяет ему этого делать.

Личностный компонент

Личностная составляющая возникает в силу личностных особенностей, которые имеет человек, вступающий в речевое взаимодействие. Личностные качества естественным образом оказывают влияние на содержание и сущность коммуникаций.

Застенчивость или отчужденность, эгоизм или тревожность, агрессивность или конфликтность – все это напрямую оказывает влияние на используемые методы и средства общения.

Дошкольник должен обладать уверенностью в себе, испытывать оптимистический настрой, быть доброжелательным и уважать других людей.

Важно помогать развивать ему альтруизм и справедливость, учить быть честным, устойчивым к стрессам, иметь эмоциональную стабильность, быть неконфликтным, неагрессивным. Именно в дошкольном возрасте легче всего развивать в ребенке те или иные черты личности. Хотя многие из них уже заложены, все же они еще легко поддаются развитию или коррекции.

Для того, чтобы скорректировать поведение более старшего ребенка, нужно будет прилагать уже гораздо больше усилий.

Эмоциональный компонент

Эмоциональная составляющая, прежде всего, связана с тем, чтобы создавать и поддерживать позитивный эмоциональный фон при взаимодействии с другими людьми. Важно уметь регулировать свои эмоции, правильно реагировать на изменяющееся эмоциональное состояние партнера, стараться его предугадывать.

Благодаря эмоциональной составляющей создается чувство благоприятности или неблагоприятности, комфорта или дискомфорта в процессе общения.

Поведенческий компонент

Поведенческая составляющая влияет на коммуникативные навыки, методы деятельности и опыт, который включает в себя все имеющиеся умений в сфере коммуникации. Степень развитости тех или иных умений можно измерить и развивать у ребенка.

Коммуникативная компетентность дошкольника – это его способность применять различные средства взаимодействия с другими людьми и конструктивные способы для общения. Посредством этого решаются различные бытовые, игровые или творческие задачи. Это очень сложное явление, состоящие из множества различных компонентов. Именно в дошкольном возрасте дети начинают развиваться в сфере коммуникаций с другими людьми.

Ключевые компетентности воспитанников дошкольного возраста

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Цель: Повышение компетентности педагогов в области развития ключевых компетенций у дошкольников, способствующих успешному обучению в школе.

Рассмотрение процесса формирования ключевых компетенций дошкольников в развивающем образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения как системы определяет поиск адекватных педагогических условий по обеспечению целенаправленных системных воздействий, устойчивости отдельных показателей педагогических результатов и стабильное повышение уровня сформированности ключевых компетенций, как базовой основой готовности к школе в целом.

Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для начала дадим определения понятиям: компетентность и компетенция

Компетенция

– совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Компетентность

– владение, обладание учеником, воспитанником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Становится ясно, что основная задача воспитателя ДОУ на современном этапе — грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятия «компетенция», «компетентность».

Компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно их формирования в условиях дошкольного учреждения. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности.

Ключевые компетенции, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте:

— Социальная;

— Коммуникативная;

— Информационная;

— Здоровьесберегающая;

— Когнитивная;

— Эмоциональная.

Социальная компетенция

включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.

Работа в данном направлении осуществляется посредством игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных)- воспитывается умение действовать в команде, справедливо оценивать результаты игры, развитие сенсорных способностей и т.д. В процессе организованной образовательной деятельности углубляются представления о ребенке, его правах и социальной роли, о семейных отношениях, о профессиях, о родном крае, российской армии…

Коммуникативная компетенция

. Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков коммуникативного развития детей до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными. Поэтому практическая работа в данном направлении складывается по большей части стихийно, основывается более на педагогической интуиции, нежели на глубоком знании закономерностей развития коммуникативной деятельности в онтогенезе. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения её языковыми средствами (это касается пополнения словарного запаса, формирования словообразовательных навыков и т.д.), что достаточно слабо влияет на процесс развития коммуникативной функции речи и её содержательной стороны.

Коммуникативную компетентность в дошкольном и младшем школьном возрасте следует рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Нарушение коммуникативной функции, выражающееся в снижении потребности в общении, наличие тяжелых речевых расстройств, проявляющихся в общем недоразвитии речи, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм), приводят к стойким нарушениям процесса общения, что сказывается отрицательно на установление и поддержание контактов со сверстниками и взрослыми и создаются серьёзные проблемы на пути развития и обучения детей.

Информационная компетенция

направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов.

Данная компетенция обеспечивает формирование способов получения ребенком информации из разных источников и ее хранения, навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире и образовательных областях.

Любознательность ребенка, его открытость новому, готовность познавать мир (причем не только отраженный в знаковых средствах, но и мир предметный, природный) – один из наиболее трудно измеримых и при этом важных критериев. Если познание нового не связывается для ребенка с опытом положительных эмоций, то следует заключить, что ребёнок не готов к школе должным образом, каким бы развитым ни был его интеллект.

Компетентность здоровьесбережения

– это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.

Когнитивная компетенция

формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

Ребенок по отношению к изучаемым объектам овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Формирование когнитивной ключевой компетенции происходит в исследовательской деятельности дошкольников. В подготовительной группе оформлен уголок экспериментирования. Под руководством воспитателей дети проводят различные опыты, например, с водой и снегом, глиной и песком, знакомство с камнями, почвой и т.д.

Эмоциональная компетенция

– это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, — это осознание чувств и эмоций других людей, — это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

Прекрасной иллюстрацией формирования эмоциональной компетенции у дошкольников являются праздники и развлечения в детском саду.

Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

Старший возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, увлечений, любознательности. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школе.

Но в тоже время, очень важно в период старшего дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене различных видах деятельности, при проведении занятий используется интеграция всех видов деятельности – игровой и коммуникативной, познавательно-исследовательской и продуктивной, музыкально-художественной и чтение, а так же трудовая деятельность.

Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

Используемая литература:

  • «Формирование ключевых компетентностей учащихся» Даньшина А.В
  • Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  • https://www.moluch.ru/archive/10/777/
  • https://www.openclass.ru/node/448092

Критерии сформированности коммуникативной компетентности

Рассмотрим три критерия, которые также являются частью коммуникационной компетентности:

  1. Знания в сфере коммуникации – это те знания, которые касаются методов и средств выстраивания коммуникативных отношений.
  2. Умения в сфере коммуникации – это такие умения, как способность понимать чужую речь, понятно излагать собственные мысли, выражать грамотно свои чувства, рассказывать другим о своих планах и желаниях, уметь задавать вопросы.
  3. Способности в сфере коммуникации – это возможности дошкольников воспринимать речь и эмоции людей, с которыми в данный момент происходит акт общения, способность высказывать свое отношение.

Деятельность коммуникации взаимосвязана с коммуникативной культурой – представлениями индивидуума о речевом этикете и нормах общения.

Ошибки коммуникации

Ошибки в коммуникативных умениях плохо влияют на свободную коммуникацию. Это мешает свободному общению с другими людьми, негативно сказывается на личностном развитии человека, снижает его познавательную и мыслительную деятельность.

Таким образом, коммуникативная компетентность – это система, состоящая из поведенческих и психических особенностей личности человека, которая способствует успешности его общения с другими людьми, при которых он достигает благоприятного эмоционального и содержательного «климата» в процессе взаимодействия с ними.

Итог

Коммуникативная компетентность – это навыки отдельного человека, которые он использует во время контактов с другими людьми. Поскольку речь является самым быстрым и доступным способом взаимодействия, то его следует развивать в совершенстве в каждом человеке, поскольку все люди тянутся к общению и общей деятельности. И чтобы не возникало проблем в итоге, нужно уметь находить выходы в любой коммуникативной ситуации. Этому обучаются даже взрослые люди, посещая различные тренинги.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: