Ключевые особенности психологии ребенка дошкольного возраста


Особенности психологического развития ребенка

Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.

Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию). Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи. Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.

Критический возраст трех лет

Трехлетний малыш активно сопротивляется взрослым. Он подчеркивает свою самостоятельность и свою собственность. Это время бунта с родителями. Единственный ребенок в семье может стать деспотичным. Он всеми способами пытается подчинить себе взрослых и требует неукоснительного выполнения своих желаний.
Этот период характеризуется ломкой отношений между малышом и родителями. Признаками отделения детей от взрослых являются своеволие, упрямство, негативизм, строптивость и обесценивание взрослых. Все эти признаки свидетельствуют о том, что малыш хочет проявить свою индивидуальность. Он уже осознает свои желания и разделяет их с желаниями взрослых. Кроха пытается подражать взрослым, которые поступают самостоятельно. Он тоже хочет реализовывать свои желания. На этом этапе у него активно формируется речь.

Читать далее: Как извиниться перед лучшей подругой?

Психолог Дмитрий Карпачев о особенностях трехлетнего возраста в видео:

Ролевые игры и новообразования

Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Если родители смогли познать особенности психического развития крохи, то у них получиться наладить гармонию в семье, воспитать малыша правильно.

Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими. Он желает отстраниться от взрослых, создает в своей голове ситуацию, в которой он выступает хозяином происходящего. Однако в реальной жизни он не в силах в полной мере принимать участие во взрослой жизни, что объясняется недостаточным психическим, умственным, физическим развитием. Чтобы почувствовать свою значимость, ребенок прибегает к ролевой игре, в которой выстраивает определенный сюжет,условия:

  • повторяет за взрослыми;
  • воображает ситуацию, в которой игрушки выступают в качестве реальных вещей;
  • реальности присуща символичность;
  • игра предполагает соблюдение установленных правил, запретов.

Такое положение вещей способствует психологическому здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:

  • способность образного решения задач;
  • намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
  • формирование самооценки;
  • активное становление речевого аппарата;
  • сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
  • подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.

К 7 годам в большей или меньшей степени можно заметить присутствие тех или иных новообразований.

Условия развития

Развитие личности – сложный процесс, который подчиняется определенным закономерностям, но при этом происходит индивидуально. Поэтому задача родителей довольно сложна – помочь ребенку найти свой путь, но не навязывать ему свои стремления, свои интересы.

В 3–4 года ребенок вступает в новый для него период, начинает посещать детский сад, в его воспитании принимают участие теперь не только родители, но и педагоги. При этом если своевременно малыш не был подготовлен к такой перемене, у него возникнет так называемый «кризис трех лет», через который проходит огромное число детей.

Оказавшись среди ровесников, кроха попадет в новую для него среду. В этом периоде принято выделять три стадии:

  1. Адаптация. Проще говоря, привыкание к новым особенностям поведения и режиму дня.
  2. Индивидуализация. Каждый малыш находит что-то свое, пытается выделиться из числа ровесников, используя для этого либо свои достижения, либо же проказы и баловство.
  3. Интеграция. Ребенок пытается выразить свою уникальность, при этом взрослые готовы его таким принять.

Очень часто малыш подражает, как своим родителям, так и ровесникам, героям прослушанных сказок и просмотренных мультфильмов. Ребенок в силу своей возрастной специфики еще не способен многого понять, поэтому родителям важно вовремя пояснить ему нормы поведения и необходимость их соблюдения.

Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника

Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:

  • слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
  • личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
  • проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
  • коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
  • неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).

Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними.

Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.

Дошкольники младшего возраста

Крохи в возрасте 3–4 лет начинают самоутверждаться. Часто можно услышать от них «Я сделаю сам», «Я знаю», «Я умею». Часто это приводит к тому, что дети начинают хвастаться, восхваляться собой и тем, что делают.

В этом возрасте у ребенка развито правое полушарие мозга, что утяжеляет слуховое и наглядное восприятие, которое, в свою очередь, помогает формировать картину происходящего в единое целое.

Активно развивается мелкая и крупная моторика. Пойдет на пользу бег, разминка рук и пальчиков, прыжки, упражнения на координацию.

Память еще непроизвольна: его внимание привлекают яркие, насыщенные моменты. В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает.

Как помочь ребёнку развиваться?

Существует понятие «зона ближайшего развития». В психологию его ввёл известный советский психолог Л.С. Выготский. Зоной актуального развития называют умения ребёнка, которые он выполняет самостоятельно, без помощи взрослых.

Также в дошкольном возрасте у ребёнка активно развиваются многие психические функции, и при содействии взрослого он может многому научиться. Только делать нужно не ЗА него, а ВМЕСТЕ с ним. То, что дошкольник может сделать при помощи взрослого, чуть позже он сможет сделать сам. Это и называется зоной ближайшего развития. Если вы хотите научить вашего ребёнка чему-то, сделайте это сначала вместе с ним. К тому же так мы развиваем у него уверенность в своих силах.

Мы всегда куда-то торопимся, и нам кажется легче и быстрее сделать что-то за ребёнка. Но потом ожидаем, что он сам будет уметь убирать игрушки, вырезать из бумаги и складывать одежду в шкаф.

Дети — это капитал, в который нужно вкладывать время и внимание, и они вас приятно удивят.

Дошкольники старшего возраста

В 5–6 лет поведение и мышление детей значительно отличается от младших дошкольников. Между родителями и ребенком устанавливается понимание, гармония, становится проще общаться, понимать друг друга. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, заботе, начинают чувствовать привязанность, любовь к другим людям.

Проще получается налаживать общение со сверстниками, чувствовать лидерские качества у других детей, принимать установленные порядки, правила в играх. Взрослый в глазах ребенка выглядит помощником, учителем, который в трудный момент готов прийти на помощь, решить возникшие проблемы.

Начинают проявляться творческие навыки. Он понимает какая музыка ему нравится и не нравится, начинает танцевать, петь, играть на каком-либо инструменте, заниматься спортом. Память больше не является непроизвольной, в поступках проявляется собственное желание.

Мышлению старшего дошкольника присущи следующие особенности:

  1. Эгоцентризм. Малыш может анализировать происходящее субъективно, не изучая ситуацию со стороны.
  2. Анимизм. Ребенок переносит свое «Я» на окружающие предметы, в результате чего, подвижное воспринимается одушевленным.
  3. Синкретизм. Кроха способен целое видеть в отдельных элементах, но не может отдельные детали воспринимать, как единое целое.

В 5–6 лет дошкольник может принимать участие в диалоге окружающих, вникать в смысл обсуждаемого, высказывать обоснованное мнение. В этом возрасте словарный запас расширяется до 3–4 тыс. слов.

Дети старшего дошкольного возраста начинают чувствовать вину перед окружающими и ответственность за свои действия, проявляют интерес, инициативность. Иногда шестилетние дети осознанно высказывают желание пойти в школу, чтобы учиться.

В эмоциональном плане кроха проявляет больше твердости и устойчивости. Если говорить об умственной деятельности, то отмечается способность концентрироваться на определенных вещах, воспринимать сказанное на слух, ориентироваться на местности.

Импульсивность отходит на второй план, дошкольник старается думать, прежде чем что-то сделать, сказать, понимает какие последствия могут быть. Чем взрослее ребенок, тем больше он видит комизма в происходящем. Веселье и смех могут быть вызваны нестандартной расцветкой или формой вещей. Взрослых дошкольников больше привлекают игры в шуточной форме.

К 6 годам активно формируется индивидуальный характер, проявляются манеры. Малыш может скрывать плохое настроение или состояние, расстраивается, если его хвалят просто так или что еще хуже, за то, что он сделал плохо или недостаточно хорошо. Таким образом, он начинает трезво оценивать происходящее.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Это естественно, что все родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей. Дети могут не поддаваться тому или иному типу воспитания, не слушать родителей и действовать по своему, от этого иногда хочется опустить руки. Однако в подавляющем большинстве случаев такие проблемы возникают из-за распространённых ошибок, которые совершают родители. К примеру:

  • Гиперопека. Чрезмерная забота, окружение ребёнка гипертрофированным вниманием и беспокойство родителей о каждом промахе ведёт к развитию симбиоза или «взаимопроникновения». В этом случае отношения между родителем и малышом становятся слишком тесными и разрушают личностные качества и характер последнего. Это сигнализирует о неуверенности родителей как в себе, так и в ребёнке, о централизации его личности, как смысла собственной жизни.
  • Тоталитарный авторитет. Часто родители давят на своё чадо множественными требованиями, безжалостным отношением и бескомпромиссными условиями. Для них важнее успех ребёнка и мнение общества о нём, тогда как чувства и желания малыша играют гораздо меньшую роль. Из таких детей могут вырастать неуверенные в себе личности, тревожные и мнительные.
  • Отвержение. В жизни случаются различные ситуации: развод, тяжёлые роды, насилие. Далеко не каждый родитель может справиться с проблемами и не связать ребёнка с плохими воспоминаниями. Отвержение несёт эмоциональный характер и имеет тяжёлые последствия — ребёнок, которого терпят просто потому, что его больше некуда деть, страдает в воспитательном плане, получает постоянные наказания и жестокое обращение.
  • Потворство. Гиперпротекция — бич современных семей, где интересы всех участников зависят от желания ребенка. В такой ситуации теряется умение здраво оценивать ситуацию и относиться адекватно как к успехам, так и к провалам. Причиной чрезмерного потворства не всегда является сильная любовь к малышу, но и неудовлетворённые потребности самих родителей.

В случае, если имеется хотя бы одна из вышеописанных проблем, стоит переключиться с мысли «Почему ребёнок не поддаётся воспитанию?» на мысль «Почему у меня не получается его воспитывать?» Проблему необходимо решать как можно быстрее и искать причины её появления в самом себе. И в таком случае не стоит отказываться от помощи специалиста-психолога, так как причина может крыться очень глубоко.

Поделись с друзьями!

Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен или в Яндекс.Мессенджер

Эмоциональная сторона личности

Дети с 5 лет становятся более уравновешенными, спокойными, не проявляют эмоций и вспыльчивость без повода. Это остается в младенческом возрасте. Ребенок адекватно реагирует на проблемы, трудности, прекращает драматизировать, впадать в панический страх перед неизведанным.

Дошкольник начинает глубже чувствовать и воспринимать ситуации, поскольку его спектр эмоций расширяется. Несмотря на совсем юный возраст, кроха способен проявлять сочувствие, может грустить с остальными, понимать, что человеку плохо.

Формирование самооценки

Почему так важно с раннего детства развивать у малыша адекватное самовосприятие? Самооценка во многом определяет то, как он будет в дальнейшем относиться к самому себе. Она покажет, позволит ли ребенок другим относиться с пренебрежением к собственной личности или все-таки заставит уважать свой выбор. Формирование самооценки происходит в период от трех до пяти лет. Именно в это время маленький человек начинает получать от взрослого оценку своим действиям. Если поступки характеризуются как положительные и малыша в целом хвалят воспитатели, то он будет чувствовать себя комфортно в обществе. В противном случае его постоянным спутником станет неизменное чувство вины. Родители не должны слишком сильно ругать свое чадо. Старайтесь избегать несправедливой критики, будьте деликатнее.

Психология дошкольного возраста такова, что ребенок воспринимает все намного серьезнее, чем есть на самом деле. Он не может еще сформировать самостоятельный образ самого себя без участия взрослого. Для этого ему не хватает жизненного опыта, элементарной уверенности в собственных силах. Когда мы хвалим ребенка, у него в подсознании откладывается, что он как личность чего-то стоит и ценен сам по себе. В случае частой критики (особенно несправедливой) наше чадо только замыкается и перестает доверять окружающему миру. Говоря иными словами, самооценка складывается из того, как взрослые относятся к ребенку. Дайте понять малышу, что всегда остаетесь на его стороне. Сын или дочка должны знать, что неразрешимых ситуаций не бывает. На собственном примере покажите, что из всего можно извлечь свои плюсы.

Самосознание дошкольника

К 6 годам формируется самосознание, которое достигается за счет умственной деятельности, характера. Самосознание считается основным новообразованием крохи. Поначалу дошкольник анализирует действия окружающих, сравнивает, оценивает поступки, моральное поведение, навыки.

Ребенок полностью понимает половую принадлежность. Вместе с этим происходят изменения в привычном поведении.

Дошкольник начинает осознавать себя в различных временах. Вспоминать моменты из прошлого и мечтать о чем-то в будущем.

Не менее важна самооценка. Самопознание строится на основе отношения родителей к малышу. Главное, чтобы мама и папа проявляли поддержку в любых начинаниях, были детям настоящими друзьями. Стоит почаще разговаривать с детьми на дружеской ноте, интересоваться их мнением, спрашивать совета. Малыш научится открыто высказывать мнение и не будет этого бояться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: