Кризис идентичности как проблема подросткового возраста. статья по психологии (9 класс) на тему

Кто мы такие? Каково наше место в этом мире и почему находимся там, где мы есть? Цивилизованное человечество ищет ответы на эти вопросы с самого начала своего существования. Однако, чтобы утонуть в поисках ответов на риторические вопросы, не обязательно нырять так глубоко. Иногда даже простой, на первый взгляд, вопрос «Кто ты?» вводит человека в ступор. Все потому, что порой самоидентификация дается нам сложнее, чем первокласснику решение примера из высшей математики. Кризис идентичности – острое социальное явление. Это одновременно и процесс движения личности по ступеням своего развития, и сигнал о торможении. Разобраться в причинах, признаках и выявить скрытый смысл кризиса идентичности поможет эта статья.

Идентичность как основная составляющая личности

Термин «идентичность» (от лат. Identitas – «тождественный») часто заменяют более простым и понятным словом «самоопределение». Важность отождествления личности с отдельной социальной группой сложно переоценить, поскольку человек, потерявшийся для себя, теряется для всего общества.

Идентичность – это функция психики, которая определяет, к какой социальной группе, локальному сообществу и роли в нем склонен относить себя человек.

Идентичность помогает:

  • Войти в симбиоз с обществом для продуктивного взаимодействия и обмена опытом;
  • Найти гармонию между личной и общественной жизнью;
  • Сохранять свою аутентичность и уникальность, независимо от изменений во внешней среде.

Иными словами, идентичность помогает нам сохранять связь с близкой по духу группой, а также отождествлять себя с эталоном, на которого хочется ровняться. Это проявляется не только на внутреннем уровне (убеждения, мораль, жизненные принципы), но и на внешнем (стиль, манера поведения). Таким образом, впечатление о человеке формируется исходя из того, как он определяет сам себя и что желает донести до общества посредством собственной я-концепции.

Стоит разделять понятия «идентичность» и «идентификация». С точки зрения психологии они разнятся в то время, как в обиходе являются чуть ли не синонимами. Последнее подразумевает отождествление себя с конкретной социальной группой, стремление подражать ее адептам и соответствовать установленным в сообществе стандартам. Что касается идентичности, здесь речь идет о результате идентификации, когда человек уже примкнул к близкому по его духу сообществу и является его составляющей.

Что такое идентичность? Определение

Идентичность является одним из свойств человеческой психики. Благодаря наличию этого качества люди способны отождествлять или же соотносить себя с чем-либо, отождествлять.

Отождествление может касаться любого явления, состояния, предмета. Например, человек относит себя к определенному социальному статусу, это идентичность. Если люди заявляют о принадлежности к религиозной конфессии или же национальности, это тоже идентичность.

Термин используется в психологии и пересекающихся с ней науках. К примеру, социология имеет собственное определение этого понятия и представление о нем. Однако отождествление вовсе не отменяет наличия такого качества, как личностная целостность.

Возрастные кризисы идентичности

Понятие «идентичность личности» ввел немецкий психоаналитик Эрик Эриксон. Согласно его теории, формирование идентичности обусловлено необходимостью преодоления возрастных кризисов. Если кризис был выявлен и успешно разрешен, человек в своем развитии поднимается на уровень выше. В противном случае происходит то, что в народе называют «запутался в себе». Вот, почему физический возраст некоторых людей не соответствует их внутреннему восприятию. Эрик Эриксон отмечал: результат, то есть идентичность, возникает там, где заканчивается процесс, то есть идентификация.

Эриксон выделял 8 возрастных кризисов идентичности, через которые в идеале должен пройти каждый человек.

Возраст от рождения до 1 года

Ознаменован кризисом доверия/недоверия. Новый человек, попадая в незнакомую среду, на подсознательном уровне определяет для себя, есть ли у него основания доверять миру. В этот период внимание и любовь матери переоценить невозможно. Именно от нее зависит, характер и благополучность жизненного сценария ребенка. При успешном разрешении кризиса обретается надежда.

1-3 года

Возраст сопротивления автономности и формирования чувства стыда. Это период осознания человеком собственного тела и его функций. Ребенок учится управлять своими позывами, усваивает информацию о том, почему это необходимо, изучает тело и его возможности. При успешном разрешении кризиса формируется воля.

4-6 лет

Период противостояния инициативы и чувства вины. Ребенок выстраивает первые личностные границы и задается вопросом, насколько независимым от самых близких людей он может быть. Возраст новых открытий, исследований и первого сознательного опыта. При успешном преодолении кризиса формируется целеустремленность.

7-12 лет

Кризис ощущения неполноценности, кризис трудолюбия. Ребенок учится оценивать свои способности, таланты ищет ответ на вопрос, способен ли он на определенные действия и поступки. При успешном выходе из кризиса формируется уверенность в собственных силах.

13-19 лет

Кризис смешения ролей, кризис эго-идентичности. Один из самых сложных и важных этапов формирования личности. В период подросткового кризиса человек ищет ответ на вопросы «Кто я такой? Какой я есть?». При успешном преодолении кризиса формируется верность значимым людям, идеалам, убеждениям.

20-25 лет

Кризис интимности, кризис изоляции. Человек ищет ответ на один из самых главных вопросов «Смогу ли я любить и выстраивать зрелые близкие отношения?». При успешном преодолении кризиса формируется способность к безусловной любви.

26 лет-64 года

Кризис продуктивности, кризис застоя. Речь не идет о застое исключительно в негативном ключе, хотя возможен и этот исход (кризис среднего возраста). Период подведения итогов, оценки результатов. Поиск ответов на вопросы «Достигнуто ли все, чего хотелось? Чего еще стоит достичь? Найден ли смысл жизни?». При условии успешного преодоления кризиса, как навык, формируется забота.

От 65 лет

Кризис безысходности, кризис целостности. Главные вопросы, которые заботят человека, пришедшего к этому возрасту, «Был ли смысл у моей жизни?». Сила, обретенная при благоприятном разрешении кризиса целостности – мудрость.

То, насколько продуктивно будет проработан кризис, зависит от успешности работы с предыдущим. Главные факторы успешности – это достаточный уровень духовного развития личности и норм морали общества, в котором эта личность сформирована.

Как проявляется психологический кризис

Проявления кризиса идентичности имеют характерные черты независимо от того, с чем связано его проявление. Состояние кризиса этничности или гендерной идентификации похоже на процесс взросления личности в подростковом периоде. Основные признаки критического состояния следующие:

  • представление человека об окружающем мире носят негативную окраску, преобладают отрицательные эмоции;
  • характерны истерические реакции и беспричинное агрессивное поведение;
  • панические состояния, сопровождающиеся чувством страха;
  • появляется ощущение собственной неполноценности;
  • ослаблена воля и способность к планированию действий;
  • создается ощущения отсутствия выхода из сложившейся ситуации.

Для преодоления критического состояния может потребоваться помощь квалифицированного психолога. Профессиональное вмешательство необходимо при затянувшемся патологическом состоянии.

Структура идентичности по Э. Эриксону

Психоаналитик выделяет четыре составляющие идентичности, которые в симбиозе формируют общую структуру:

  1. Уникальность личности. Способность осознавать свою индивидуальность и опыт, которые выделяют человека как отдельную социальную единицу.
  2. Целостность. Ощущение человеком осмысленности, тождественности и слаженности со своим существованием. Целостность обеспечивает связь с опытом в прошлом, который переносится в настоящее и определяет будущее. Таким образом, человек понимает, каким он был и каким хочет стать.
  3. Единство. Внутренняя гармония личности, которая формируется из образов детства, переносимых во взрослую жизнь.
  4. Общественная солидарность. Поддерживание человеком идей определенного сообщества. Ожидание в свою сторону одобрения и поддержки со стороны группы-референта.

Если все эти элементы в структуре личности развиваются гармонично, преодоление кризисов происходит с относительной легкостью и продуктивно.

Идентичность по видовым признакам

Под социальной идентичностью в психологии понимают склонность индивида относить себя к определенной группе «по интересам». Разберем особенности основных социальных групп подробнее.

По гендерному признаку

Не путать с половой и сексуальной. Когда говорят «гендер», подразумевают комплекс характеристик женского (феминного) и мужского (маскулинного) образа. Гендерная идентичность – это набор устоявшихся стереотипов и ожиданий со стороны социума о том, как обязан проявлять себя человек в зависимости от принадлежности к определенному полу. В реалиях данное соответствие не всегда находит свое отражение. Гендер – это не прямой посыл касательно сексуальной ориентации. Под гендерным самоопределением понимают роль, которую человек играет в обществе. В реалиях большинство мужчин и женщин соответствуют характеристикам своего пола.

По половому признаку

Здесь все проще и понятнее, поскольку пол человеку присваивается с рождения. Осознание принадлежности к полу впервые возникает у человека в 2-3 года. Именно тогда люди начинают понимать, в своем теле они родились или природа жестоко с ними пошутила.

Сексуальная идентичность

Здесь имеет место сексуальная ориентация (гетеросексуал, гегомосексуал, бисексуал). Как правило, свою принадлежность к одной из групп человек осознает в подростковом и юношеском возрасте.

Этническая идентичность

Все мы имеем глубокие генетические корни, национальность и родословную. Каждый человек принадлежит к определенной этнической группе, которая в своей основе зависит от культуры сословия и общества. Этническая идентичность проявляется на уровне ценностей, эмоций и когнитивного поведения.

Национальная идентичность

Эта сторона формируется по мере развития навыков социализации. Идентичность по национальному признаку напрямую зависит от правил общества, которое окружает человека. Они предполагают изучение родного языка, обычаев, манер поведения, других отличительных особенностей этноса. Так формируется менталитет личности. Стоит отметить, что национальная идентичность иногда сложно определяема по причине смешения нескольких национальностей.

Профессиональная идентичность

Определение у себя навыков и талантов, которые в будущем найдут прикладное применение, является сложным процессом. Определиться с профессией и успешно себя в ней реализовать удается не всем. Некоторые ошибочно полагают, что поиск призвания сопряжен исключительно с юным возрастом. Жизнь показывает, что профессиональное самоопределение не ограничивается возрастными рамками и может варьировать в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних изменений. Сегодня смена рода деятельности – явление распространенное, благо для этого есть все условия и возможности.

Культурная идентичность

Ощущение принадлежности к традициям определенного сообщества. Индивид отождествляет себя с его взглядами на ценности, эстетику, атрибуты данной культуры и нормы поведения внутри нее. Яркий пример: современные молодежные субкультуры, в том числе и радикальные. Каждая из них имеет свою специфику, которая не позволяет слиться в толпе или спутать ее последователей с любой другой. Проблема культурной идентичности в обществе вызывает много вопросов в силу своей неоднозначности. Она неразрывно связана с этнической, религиозной, сексуальной и гендерной идентичностью, а эти составляющие нередко вступают в противоречие друг с другом.

Эго-идентичность и идентичность по признаку группы

Два этих фактора нельзя рассматривать по отдельности, поскольку их становление происходит одновременно. Идентичность по групповому признаку формируется с первых дней жизни человека. В детское сознание закладываются базовые навыки взаимодействия с окружающей действительностью. Первая контактная группа в жизни ребенка – его семья, затем друзья. Далее количество и направления контактных групп будут расширяться вместе с развитием коммуникабельности и кругозора ребенка.

Что касается эго-идентичности, параллельно с групповой, она позиционируется как ощущение твердой почвы под ногами. Если развитие происходит гармонично, в личность закладывается моральная и психологическая устойчивость, а также целостность (внутренний стержень). Наличие этих качеств обеспечивает нормальную самооценку собственной внешности, характера и поведения, а также психологическую стабильность личности.

Эго-идентичность формируется на протяжении всей жизни человека. Это происходит посредством возрастных кризисов. В свою очередь каждый из них ставит перед человеком выдвигаемую социумом задачу. Именно по этой причине эго- и групповую идентичности целесообразно рассматривать в комплексе.

Национальная идентичность

В каждой социальной группе на протяжении последнего века все ярче проявляется кризис национальной идентичности. Этнос дифференцирует себя по национальному характеру, языку, ценностям и нормам народа. Этот кризис может проявляться как у отдельного индивида, так и у всего населения страны.

Среди основных проявлений кризиса национальной идентичности следует выделить такие:

  1. Не ценится историческое прошлое. Крайней формой этого проявления есть манкуртизм – отрицание национальной символики, веры и идеалов.
  2. Разочарование в государственных ценностях.
  3. Жажда нарушения традиций.
  4. Недоверие к государственной власти.

Все вышеперечисленное вызывается целым рядом причин, таких как глобализация разных сфер жизни, развитие транспорта и технологий и нарастание потоков миграции населения.

Как результат, кризис идентичности приводит к отказу людей от своих этнических корней, а также создает условия для дробления нации на множество идентичностей (наднациональную, транснациональную, субнациональную)

Утрата идентичности: причины, симптомы и опасности

Выражения «Я запутался в себе», «Я себя не понимаю», «Я не вижу смысла своего существования» неразрывно связаны с потерей самоопределения. В такие моменты человек теряет веру в собственный потенциал, выражает сомнение по поводу будущего, а значит, утрачивает контроль над своей жизнью. Утрата целостности и надлом внутреннего стержня – это не приговор, а лишь часть пути, который должен преодолеть каждый. К сожалению, это удается не всем. К примеру, людям, которые склонны к различного рода психическим расстройствам или аддикциям. Самый яркий негативный пример – пресловутый комплекс Наполеона или Бога.

Почему теряется идентичность?

Основные причины личностного кризиса:

  • Резкая смена социальных идеалов и приоритетов. В частности, показательно этот процесс отразился на обществе постсоветского пространства;
  • Резкие негативные изменения в судьбе (банкротство, развод, утрата близких, тяжелая болезнь и т.д.);
  • Возрастные кризисы.

Главная причина потери идентичности – это стресс. К слову, он не всегда носит негативный окрас. Например, дезориентация может случиться на кануне такого значимого события, как свадьба, дальнее путешествие, кардинальная смена места жительства, повышение по службе или рождение ребенка. Психическое потрясение выводит человека далеко за зону его комфорта, что неизменно ведет к стрессу. Здесь важно вовремя совладать с собой и вернуть внутреннее равновесие.

Признаки потери идентичности

Выявить у себя или близкого человека симптомы потери самоопределения можно без помощи психолога. Для этого необходима наблюдательность и тонкий внутренний анализ.

Симптомы личностной дезориентации:

  • Неуверенность при принятии решении в масштабе от серьезных вопросов и до мелочей;
  • Сомнения, касающиеся выбора места учебы, работы, семейного положения, сексуальной ориентации, принадлежности к тому или иному сообществу;
  • Тягостные поиски смысла жизни и своего места в ней;
  • Опасения за будущее;
  • Нерешительность, неготовность делать какие-либо шаги для изменения неудобной ситуации;
  • Повышенная тревожность с риском перехода в хроническую форму;
  • Крах старой системы ценностей и трудности с формированием новой.

Потеря идентичности, как процесс, у крепких по духу людей проходит незаметно для окружения. У обладателей тонкой душевной организации он виден невооруженным глазом.

Как это проявляется:

  • Человек много времени проводит в бездействии;
  • Впадает в уныние и тоску;
  • Останавливается в интеллектуальном, духовном и профессиональном развитии;
  • Изолируется от общества;
  • Страдает от морального и физического истощения;
  • Находит утешение в алкоголе, наркотических препаратах или беспорядочных половых связях;
  • Преступает закон;
  • В тяжелых случаях решает уйти из жизни.

Человек, утративший ощущение идентичности, переживает весь спектр негативных эмоций от пассивной тоски и пустоты до бурной истерики и агрессии. Отсутствие конструктивного выхода из этой ситуации влечет за собой тяжелые последствия.

Кризис идентичности и его проявления в юношеском возрасте

Каждый человек в течение жизни сталкивается с определенными переломными моментами, когда остро осознает свою беспомощность перед неизведанностью бытия и определением своей роли в нем. Эти этапы характеризуются переосмыслением ценностей, которые ранее считались незыблемыми, поисками смысла жизни и формированием идей для его достижения. Кризис идентичности, по мнению психологов, является важной точкой отсчета в процессе утверждения человека в качестве полноценной личности, которая способна противостоять социуму, имея собственные взгляды и убеждения.

Что представляет собой этот личностный кризис, что провоцирует его и как выйти из него победителем, расскажем в этой статье.

Немного определений

Личностный кризис – этап в жизни человека, вызванный некой критической ситуацией, когда реализовать ранее поставленные жизненные цели не представляется возможным. Критическая ситуация может быть вызвана как внешними причинами, так и внутренними предпосылками. На этом жизненном этапе человек не может быстро решить возникшую проблему. Те способы, которые были приемлемы ранее, уже не работают. Нужны новые решения, к принятию которых человек часто оказывается не готов. Более того, иногда возникает ощущение, что сделать это невозможно.

Душевный кризис становится этапом, после которого меняется весь ход жизни личности. От того, как человек выйдет из ситуации, которая вначале кажется тупиковой, будет зависеть его дальнейшее существование.

В психологии выделяют несколько стадий, которые человек проходит во время этого этапа.

  1. Появление критической ситуации. В жизни возникают обстоятельства, которые вызывают фрустрацию, то есть невозможность реализовать жизненные замыслы, ощущение краха и обмана. Такое состояние воспринимается в качестве утраты, восполнить которую нет возможности, вызова или угрозы.
  2. Стрессовое состояние. Человек испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение. Предпринимаются попытки разрешить ситуацию старыми испытанными способами.
  3. Ситуация проблемы. В том случае, если попытки нейтрализовать неприятные последствия критической ситуации проверенными способами не увенчались успехом, происходит угнетение психологического состояния. Человек испытывает неконтролируемый гнев, тревогу, возможны депрессивные состояния. Из-за эмоционального напряжения замедляются мыслительные процессы, поэтому становится сложно излагать мысли, формулировать и анализировать сложившуюся ситуацию. Начинаются поиски новых путей решения проблемы.
  4. Кризис. Не найдя выхода из сложившейся ситуации, человек теряет мотивацию, эмоциональное состояние резко ухудшается, создается ощущение тупика. Воспоминания о критической ситуации обостряются, а все события, произошедшие после, воспринимаются в качестве ее продолжения.
  5. Погружение в кризис. Нарушается физическое и психическое здоровье. Эмоциональное состояние неустойчивое. Человек сосредотачивается на своих переживаниях, впадает в глубокую депрессию.
  6. Восстановление. Этап, когда пути для решения проблемы найдены. Человек либо меняет свое отношение к сложившейся ситуации, либо устраняет причины, вызвавшие ее. Улучшается общее физическое состояние, восстанавливается аппетит и сон, начинают работать новые стереотипы поведения. Личностный кризис – сложный период, с которым не все люди могут справиться самостоятельно. Поэтому на этом этапе близким людям важно позаботиться о вовремя оказанной психологической помощи.

Личностный кризис может быть вызван несколькими причинами, опираясь на которые выделяют следующие виды переломных этапов:

  • Кризис возрастного развития, который связан с этапами физического и психологического взросления человека;
  • Ситуативный кризис, который вызван определенными трагическими событиями в жизни: развод, болезнь, серьезная травма, смерть, потеря близкого человека. От того, насколько сильна воля человека, зависит длительность и напряженность любого сложного этапа.

Переломные ситуации

При планировании своей жизни лишь небольшое количество людей задумывается о неприятных «сюрпризах», которые она может преподнести.

Увольнение с работы, крах в карьере, неожиданное ухудшение материального благосостояния, измена любимого человека или развод – от таких неприятных событий не застрахован никто.

Человек начинает выяснять причины того, что произошло, и не находит их. Внезапность наступления изменений пугает и заставляет искать причину в себе. Чувство вины оттого, что было сделано не все, чтобы предотвратить ситуацию, не покидает. Человек впадает в глубочайшую депрессию.

Душевный кризис появляется как сопутствующее явление при неразрешенных внутренних конфликтах. Желание разобраться в своих ощущениях и духовных возможностях, переосмысление жизненной позиции в связи с возрастными и ситуационными изменениями являются важными составляющими выработки личностных качеств.

Особенности этих переломных моментов связаны с переживанием не только за собственную жизнь, но и за жизнь других людей.

Возрастные изменения

Возрастные кризисы становления личности являются естественной потребностью психики человека. Они кратковременны и обеспечивают правильный ход развития личности. Каждый из таких периодов связан с изменениями деятельности человека и развитием его психических возможностей.

  • Кризис новорожденных обусловлен изменением в жизнедеятельности вне утробы матери;
  • Переломный этап первого года жизни связан с увеличением потребностей и возможностей ребенка;
  • Три года является точкой отсчета в определении собственного «Я»;
  • В семь лет у малыша начинается новый вид деятельности, связанный с обучением в школе;
  • Подростковый этап связан с процессом полового созревания и физическими изменениями;

  • В 17 лет возникает кризис идентичности, который является необходимостью принятия самостоятельных решений и началом самостоятельной взрослой жизни;
  • В 30 лет переломный период связан с невозможностью реализации жизненных целей, поставленных ранее;
  • У сорокалетних людей перелом характеризуется нерешенностью проблем предыдущего этапа;
  • Уход на пенсию воспринимается как изменение привычного уклада жизни, переосмысления прожитых лет и ощущение ненужности и нереализованности.
  • Правильная реакция человека на возрастные изменения способна не только вывести из затяжной депрессии, но и позволит выйти ему на более качественный уровень развития.

Начало формирования личности

Несмотря на то, что кризису трехлеток предшествуют еще 2 этапа, именно этот возраст принято считать началом становления личности. Это время, когда малыш осознает свою значимость и желает «нащупать» рамки дозволенного, период определения своей роли в жизни общества.

Психологи выделили семизвездие кризиса, которое является важным показателем начала проявления детской независимости. Эти признаки указывают на сложные процессы взросления, которые не стоит путать с непослушанием и своеволием.

Кризис «Я сам» связан с желанием самостоятельно существовать в рамках общества, которое представлено семьей и отношениями в ней. Ребенок начинает требовать самостоятельности, с которой не знает, что делать.

Сложные душевные противоречия выражаются в капризах, непослушании, негативизме и бунте.

При неправильной реакции родителей появляется так называемый кризис доверия, который проявляется в замкнутости или агрессии, низкой самооценке и в нежелании мириться с общепринятыми устоями общественной жизни.

Юношеский этап развития личности

Кризис личности в отрочестве во многом определяет течение других переломных жизненных моментов, связанных не только с возрастом, но и с жизненными обстоятельствами.

В этом возрасте самоопределение в жизни является главным направлением личностного развития. Смена привычного вида деятельности, желание соответствовать общепринятым нормам, но в то же время обладать индивидуальностью, порождает страх перед новой жизнью.

Кризис идентичности, который появляется в период юношества, указывает или на осознание своего низкого социального статуса, или на отрицание ценности социума.

Этот период связан с повышенным вниманием к своей внешности и достижениям, которые уже удалось свершить. Критичность восприятия действительности приводит к занижению собственных возможностей и психологическому дискомфорту. Желание познавать мир и выбирать собственную нишу в нем отражается на выборе будущей профессии.

Кризис идентичности в юности имеет следующие проявления:

  • Страх сближения с другими людьми;
  • Желание изолироваться от окружающих;
  • Неуверенность в собственных возможностях, которая выражается в категорическом отказе от учебной деятельности или же в проявлении особого усердия к ней;
  • Неумение распределять время;
  • Страх перед будущей жизнью, желание жить «сегодня и сейчас»;
  • Активный поиск идеалов, копирование их стиля и образа жизни.

Если кризис идентичности будет правильно преодолен, он позволит юношам и девушкам переступить через психологические барьеры и создать благоприятные условия для дальнейшего развития.

Кризис самоидентификации пройдет менее болезненно, если родители окажут нужную поддержку развивающейся личности. Нельзя допускать чрезмерную опеку и желание навязать собственное мнение ребенку, даже если оно правильное. Позвольте ему самостоятельно принимать решения, строить свою судьбу. Родителям важно понять, что душевный кризис является неотъемлемой частью развития, и от того, как он пройдет в юношеском возрасте, будет зависеть протекание других переломных этапов в жизни взрослеющего человека.

Как выйти из кризиса победителем

Кризисы развития личности – необходимые этапы в жизни каждого человека, которые сопровождают его всю жизнь. Во время кризисного периода важно не замыкаться в себе, отыскивая новые возможности, проявляя стремление двигаться дальше.

Способов, как преодолеть кризис, множество. Главное, не бояться исследовать свой внутренний потенциал и пробовать что-то новое в личных отношениях или карьерной сфере. Умение противостоять жизненным невзгодам позволяет закалить характер, укрепить свою идентичность и добиться новых высот, о которых в спокойном размеренном темпе жизни человек даже не задумывается.

Кризис идентичности как социальное явление

Отнюдь не является патологией или психическим расстройством. Кризис идентичности – неотъемлемая составляющая духовного роста, путь которого сопряжен с внутренним дискомфортом и болью. Человек, который бежит от этих чувств, рискует остановиться в своем развитии, потерявшись не только для общества, но и для себя. В этом случае будет иметь место диффузная идентичность. Она возникает, когда физически взрослый индивид сохраняет инфантильный подростковый образ мышления, что блокирует процесс его духовного роста.

Признаки неразрешенного кризиса идентичности:

  • Легкомысленность по отношению к жизненно важным вопросам;
  • Поступки и поведение, не соответствующие возрасту (отсрочка взросления);
  • Отчужденность от социума;
  • Асоциальное поведение;
  • Ожидание того, что сложная ситуация разрешится сама собой;
  • Игнорирование и пренебрежение общественными ценностями;
  • Страх перед противоположным полом;
  • Убежденность в том, что «хорошо там, где нас нет».

Наверняка, в вашем окружении встречались такие индивиды. Их поведение диктуемо политическими, религиозными, культурными потрясениями, а также недостатком внутрисемейного воспитания и нехваткой близких, которые помогли бы такому человеку эффективно проработать кризис.

Как побороть личностную дезориентацию?

Человек проживает свою жизнь год за годом, но живет по-настоящему только считанные часы. Под словом «живет по-настоящему» подразумеваются те моменты, в которые ощущалась истинная полнота жизни и отчетливое понимание, что она наполнена смыслом. Все остальное время у большинства проходит в режиме «на автопилоте» и в бессознательных, не требующих присутствия в «здесь и сейчас» действиях.

Чтобы вернуть себе присутствие в моменте и подняться из трясины, включите осознанность. Вспомните, когда, где и при каких обстоятельствах последний раз ощущали себя счастливым. Отыщите причину, почему сегодня вы не испытываете подобного чувства. Подумайте, что или кто поможет вам снова приблизиться к этому состоянию. Если его уже не вернуть, придумайте, какой здоровой альтернативой на данном жизненном этапе его можно заменить, чтобы получить аналогичную дозу позитива. Работа над собой в состоянии морального упадка очень сложна и может растянуться на годы. Поэтому, для продуктивности лучше обратиться за помощью к психотерапевту.

Опыт основывается на череде ошибок и проб. Мы меняем профессии, друзей, партнеров, ищем свой уникальный жизненный путь, таким образом, копая вовнутрь в поисках себя. С внешней стороны на нас давит социум с его законами и догмами, а также наши личные ограничения и страхи. Но, благодаря всем этим испытаниям наши души закаляются, а мы становимся мудрее и сильнее.

Племя сенои

Небольшое племя всего из каких-то 40 тыс. человек проживает в горных джунглях Малайзии. Люди здесь живут семейными общинами, занимаются сельскохозяйственными работами, ловят рыбу, охотятся.

Проявления жестокости практически не встречаются среди них. Они крайне миролюбивы и добры друг к другу.

Самое важное занятие для всех племен – это обсуждение виртуальной реальности (да, да, я не ошиблась). Их виртуальная реальность называется «Большой сон». Утро каждого жителя этого племени начинается с обсуждения ночного сновидения в кругу семьи. После завтрака старшие члены племени собираются на общий совет, где на повестке дня – как вы думаете, что?

Конечно, сновидения.

Сон является центральным аспектом всей жизни этого племени. Основываясь на анализе своих сновидений, они планируют работу, отдых и творчество.

Встречаясь с высшими силами с помощью снов, они просят у них подарок: песню, танец, художественное произведение, претворяют его в жизнь и дарят всем жителям общины.

Этим людям не свойственен страх смерти, они знают, что однажды навсегда уйдут в «Большой сон» и не страшатся этого.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: