Роль потребностей в жизни человека
Сегодня общество не представляет своей жизни без бытовой техники, электроники, мобильных телефонов, компьютера и интернета. Все это потребности, появившиеся сравнительно недавно. У каждого человека свое количество потребностей, они могут возникать из-за чувства неудовлетворенности, дефицита. Потребности могут меняться со временем, но одно остается неизменным: человек постоянно будет в чем-то нуждаться.
С развитием технологий, интернета, рекламы потребности в человеческом обществе увеличиваются. Потребности постоянно возникают снова, их нельзя удовлетворить один раз и навсегда. Нельзя выспаться на всю жизнь, наестся, одеться, пообщаться.
Роль потребностей в жизни человека очень велика. Именно они заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого. Некоторые нужды можно удовлетворить сразу (поесть, попить), для достижения других потребуется продолжительное время (покупка новой квартиры).
Все достижения современного общества, полезные вещи и ценности не существовали бы без возрастающей роли потребностей. На улицах не было бы машин, домов, линий электропередач, памятников архитектуры.
Практическая Психология и Психотерапия
Почему наши потребности имеют огромное влияние на нас и в буквальном смысле, управляют нашим поведением, целями и определяют наши эмоции!
Все что мы делаем, к чему стремимся в той или иной сфере, служит для удовлетворения потребностей. Потребности — главный драйвер для нашего мозга, чтобы встать с постели и начать действовать и шевелиться. Если бы не было потребностей, то организм просто лежал.
Потребность порождает мотивацию. Удовлетворенная потребность одаряет нас положительными эмоциями такими как радость, счастье, воодушевление. И чем сильнее и важнее потребность, а еще чем более она трудноосуществимая, тем ярче и сильнее эмоции, вплоть до эйфории!
Вспомните, как вы сделали то, к чему долго стремились, какие это были чувства и эмоциональные переживания!
Эмоции, полученные вследствие удовлетворения или неудовлетворения потребности — основа для обучения. Ведь если вы выбрали правильную модель поведения и вам удалось благополучно реализовать свою цель, то подобное поведение увеличивает свой рейтинг в структурах головного мозга и в следующий раз будет избрано с наибольшей вероятностью. А если случилось наоборот и ваши действия не привели к желаемому результату, то наступает разочарование и данная модель поведения сильно опускает рейтинг. В следующий раз вы вряд ли поступите подобным образом.
Потребность отличается от желания. Желание это то, что хочется, но не факт, что это действительно нужно, а вот потребность — это некая необходимость, которая не обязательно должна хотеться! Например, вы рады бы не есть совсем, но хочешь, не хочешь, а нужно!
С классификацией потребностей встречались многие из нас, особенно популярна пирамида потребностей по Маслоу, так же часто используется классификация Симонова и др.
Потребности могут быть взаимосвязаны одна с другой, а могут серьезно конкурировать.
Приведу пример наиболее частых и значимых потребностей. Понаблюдаем, как они влияют на нашу жизнь и могут приводить к депрессии и недовольству жизнью.
Самые базовые потребности, такие как: сон, еда, вода и поддержка гомеостаза я опущу в данном посте, если будут вопросы, то по аналогии, нижеприведенного материала, можно будет разобрать их.
Безопасность. Когда у человека нет ощущения безопасности, появляются такие эмоции, как страх и агрессия. Страх — представляет собой пассивно-оборонительное поведение (беги, прячься и замирай), а агрессия — активное (нападай, бей, защищайся). Весь организм находится в мобилизованном состоянии, что сопутствует большому расходу энергии.
И то, и другое состояние поддерживается адреналином. При длительном воздействии, губительно для нервной системы, может привести к развитию депрессии и хронической усталости.
Ощущение опасности может быть сознательным: «я знаю, что есть реальная угроза» или бессознательным: «опасности вроде нет, но я чувствую тревогу и страх».
Эволюционно сформировано, что пока организму что-то угрожает, все процессы сконцентрированы на обретение безопасности. Мозг настолько перераспределяет силы по степени важности, что в минуты опасности перекрываются любые другие потребности. Все направлено только для выхода в зону безопасности.
Что же происходит в современном мире, когда мы живем в относительной безопасной среде, в отличие от наших древних предков.
В первую очередь, нас мучает недостаток безопасности, выраженный в финансах. Есть деньги — я могу обеспечить себе безопасность на разных уровнях, а если денег нет, то встает реальная угроза выживанию.
Сильно сказываются и древние страхи, которые уже неактуальны, но наш мозг их сохранил. К примеру, страх быть не таким как все, «белой вороной». Если животное сильно отличалось, его могли изгнать из группы. А остаться одному — означало верная гибель. Так что, если вы боитесь проявить себя и выделиться, то это все к «безопасности».
Неизвестность надрывает нашу безопасность. В условиях, когда мы не знаем что будет завтра, мы чувствуем себя дискомфортно, начинаем переживать и тревожится. Наш мозг, чтобы удовлетворить программу безопасности, начинает искать объяснения, ищет ответы, иногда додумывает или даже придумывает, что бы скорее все стало «понятным» и «безвредным». Понаблюдайте за собой, когда вы приходите в незнакомое место, вам хочется его скорее осмотреть, чтобы понимать где вы и какая обстановка вокруг вас. Это все делается для удостоверения, что угрозы нет.
У каждого человека есть базовый уровень ощущения безопасности. Он формируется в раннем возрасте начиная с внутриутробного развития и до полутора лет. И напрямую зависит от матери, от ее состояния и отношения к младенцу, а также от семейного климата в этот период. Я рассказывала об этом в своем видео, которое можете посмотреть у меня на сайте. Поэтому зачастую в одинаковых условиях один человек чувствует себя вполне комфортно, а другой пребывает в каком-то перманентном страхе и тревоге всегда, хотя видимых и объективных угроз не выявлено. Как раз подобный, постоянный страх и тревогу следует искать в фундаменте личности.
Про потребность в безопасности можно рассказывать много, но я хочу перейти к следующей.
Территориальное поведение сопутствует потребности в безопасности. В него входит: метка, охрана и защита своей территории. Сюда косвенно можно отнести и защиту личных границ, чувства собственности. Если кто-то пытается посягнуть на вашу территорию это вызывает агрессию, злость или страх (если личность слабая и не может защитить «свое»). В моей работе как психолога, территориальное поведение прослеживается в неспособности отстаивать свои границы, говорить «мое», защищать свою собственность.
Любовь и привязанность, хоть и стоят в пирамиде Маслоу на достаточно высоком уровне, являются базовыми потребностями для развития личности. Да, без любви мы не умрем, как без воды или воздуха, но гармонично развиваться сможем, только если эта потребность удовлетворена. И самый первый и базовый ресурс, который нужен ребенку еще в животе у матери — это ее безусловная любовь к своему детенышу. На нейрофизиологическом уровне любовь и привязанность поддерживают такие медиаторы и гормоны как окситоцин и вазопрессин. Что позволяет получать удовольствие и комфорт порой только от мысли о любимом человеке. Если потребность в любви неудовлетворенна, то человек испытывает грусть, злость, зависть, обиду и эти эмоции могут внедриться так глубоко в психику, что начнут влиять на личность в целом. Может появиться либо всех ненавидящий тиран, пакостник, либо слабая безвольная личность, которая позволяет вытирать об себя ноги.
Секс и половое поведение характерны для обоих полов, но для мужчин это гораздо важнее. Если взглянуть на эволюционную лестницу, то видно, что у многих наших сородичей из животного мира большее число половых связей показывало высокий ранг самца. Плюс к этому, возможность продлить и распространить свой род, тем самым укрепив свое господство. Мы хоть и разумные, но во многих биологических потребностях далеко не ушли. Мозг за удовлетворение полового поведения нам щедро платит, тем удовольствием, ради которого многие и решаются на секс. Для женщин половое поведение сопутствует желанию удовлетворить свою родительскую потребность, а также жажду в любви и привязанности, что не всегда оправдано. Неудовлетворение потребности может сказаться на самооценке, вызвать апатию и злость.
Детско-родительское поведение необходимо для выживания потомства. Если мать не признает своего ребенка и не станет за ним ухаживать, то детенышу это грозит смертью. Поэтому природа не могла иначе, как создать внутренний механизм на нейропсихологическом уровне, который заставляет нас стремиться к родительству, а после того как это случилось, заботиться и выхаживать свое потомство.
Именно окситоцин в момент родов включает родительское поведение, направленное на ребенка и если в процессе пошли какие-то сбои, то родительское поведение может не запуститься. Это грозит в свою очередь послеродовой депрессией, отказом от вскармливания и ухода за ребенком. Подобное наблюдается у большинства живородящих животных.
Поломки в детском поведении могут повлечь за собой такие проблемы как аутизм, закрытость и т п.
Неудовлетворение потребности в материнстве может нести в себе множество психологических проблем. А вот правильно удовлетворенная потребность дает матери и ребенку ощущение счастья, спокойствия и любви. Это состояние вызывается опиоидными пептидами, генерируемыми мозгом в благодарность за исполненную программу.
Лидерство и подчинение. Есть люди, которые всегда стремятся быть первыми и лучшими. Если все получается, то возникают эмоции радости, счастья, полноты жизни, а если эту потребность удовлетворить не получается, то возникает целая палитра негативных переживаний и стремление во что бы то ни стало получить желаемое. Быть лидером — это энергетически затратно, к тому же может быть опасно. Так как «главных» всегда хотят сместить и занять их место. Поэтому многие выбирают позицию подчиненного при хорошем лидере. И эта потребность, если удовлетворяется (и начальник достойный), то приносит успокоение, чувство безопасности и комфорт. Стремление к лидерству и подчинению закладываются в детстве в период с 1,5 до 3х лет. Если ребенку позволялось выражать свою волю, его слушали, то скорее всего появится будущий вожак, а если все подавлялось, то тенденция будет в сторону ведомого.
Свобода. В противовес потребностям в лидерстве и подчинение есть потребность в свободе. Когда люди не хотят ни управлять сами ни подчинятся, а уходят на фриланс, или занимаются дауншифтингом, чувствую себя вполне комфортно.
Хоть мы и стремимся находиться в группе и социуме, иногда это становится невыносимо и нам просто нужна свобода. Обратившись в зоосоциальную среду видно, что животное, попавшее в условия «не свободы», становится легкой добычей для хищников, может погибнуть от голода или жажды. Поэтому если нас лишают свободы это так мучительно.
В работе с клиентами, подобное встречается в семьях, когда один партнер прямо или косвенно удерживает другого, контролирует. Ситуации с «золотыми клетками» тоже вполне наглядны.
Развитие и новая информация. Это более высокий уровень потребностей. Сюда входит стремление узнавать новое, делать открытия, получать информацию, вплоть до простого любопытства. Подобное поведение направлено в будущее, так как эффект мы не получаем сиюминутно, а скорее всего это сможет пригодиться нам потом.
Программа заложена на древнем уровне и стоит человеку лишь услышать какой-то звук, увидеть или почувствовать что-то, как тут же рефлекторно срабатывает поворот головы в сторону сигнала. «Потребность в новом» сильно конкурирует с «программой экономии ресурсов», которая так же заложена в мозге. Подобно тому как лень конкурирует с любопытством. Развитие и новая информация биологически нужны нам для безопасности. Когда ты больше знаешь, то у тебя есть преимущество выжить и сохранить свое потомство. Кроме этого — новая информация позволяет обществу эволюционировать. Это приятно узнавать новое, а яркие открытия способны наполнить наш организм дофамином при эффекте которого, мы подобно Архимеду, который в эйфории, голый выбежал из ванны, когда осознал свое открытие.
В работе, в проблемную зону попадают люди, перекрывающие данную потребность токсичной информацией, которая, начинает работать во вред. Примерами становятся ситуации, когда люди, склонные к тревожности перечитывают форумы со страшилками, мед справочники или чересчур сильно начинают концентрироваться на негативной информации. После чего остается неприятный осадок или того хуже.
У мужчин и женщин доминируют разные потребности. Мужской мозг придаст большее значение власти, лидерству, деньгам, статусу, половому поведению. Женский: безопасности, любви, привязанности, детско-родительскому поведению.
Любую проблемную ситуацию можно разложить на те потребности, которые не могут должным образом удовлетвориться. Это поможет определить ход и направление работы.
Пример: Женщину беспокоит то, что она не замужем. Отсюда апатия, злость, зависть к семейным подругам, и чувство опустошенности. Понимая суть потребностей в нашей жизни и тех эмоций и настроя, которые они влекут за собой, можно определить какие уровни находятся неудовлетворенными. Замужество может реализовать потребность в безопасности, родительскую потребность, любовь и половое поведение, возможно потребность в реализации себя как женщины. Поочередно проверяем какая из потребностей срабатывает в большей степени и с чем необходимо работать.
Так же можно разбирать потребность, которая ведет вас к той или иной цели. На сколько это оправдывает, те усилия и средства. Что вы на самом деле хотите, когда хотите этого? Может то к чему, вы стремитесь это совсем не то? А может можно по другому удовлетворить свою «нужду»!
Поняв принцип потребностей и эмоций, которые следуют за ними, можно лучше понимать суть происходящего в своей жизни и у окружающих вас людей. Это дает значительные преимущества и делает многие вещи проще и понятнее.
Делитесь своими мыслями по этой теме в комментариях, мне будет интересно узнать ваше мнение!
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
Понравилось это:
Нравится
Похожее
Многообразие потребностей
Человек — существо биосоциальное, поэтому все потребности человека можно условно разделить на два вида: биологические и социальные. Биологическими (естественными) называют простые нужды, без которых невозможно выжить в этом мире: спать, пить, дышать, есть. Они составляют основу человеческой жизни, роднят индивида с животным царством.
()
Такие потребности необходимо удовлетворять, но им не нужно потакать. Чрезмерное удовлетворение естественных потребностей может испортить жизнь любой личности.
Пример. Вася любит спать по 10-12 часов в день, из-за этого он постоянно опаздывает на уроки. Маша очень любит пирожные, шоколадки и другие виды сладостей. Она не может себя контролировать и съедает сразу всю коробку конфет, если найдет ее дома. Из-за этого у Маши проблемы со здоровьем, частый ацетон.
Естественные потребности появляются у человека с рождения, а социальные приобретаются в процессе жизни в обществе. Наличие социальных потребностей говорит о развитии индивида как личности. Так как социальные потребности более сложные, они формируются по мере взросления ребенка.
Примеры социальных потребностей:
- Общение;
- Уважение;
- Дружба;
- Признание заслуг;
- Взаимопонимание;
- Сотрудничество;
- Одобрение;
- Любовь;
- Установление справедливости.
Кроме того можно выделить и другие виды потребностей:
- Эстетические – это желание видеть гармонию, красоту, потребность в уходе за своей внешностью, физической формой;
- Личностные — саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. Эти потребности проявляются в процессе взросления, становления ребенка как самостоятельной личности;
- Эмоциональные – человеку необходимо самому выражать эмоции и получать их от окружающих (радость, печаль, гнев, удивление и прочие);
- Интеллектуальные –от рождения ребенку свойственно познавать окружающий мир, потребность в познании, развитии мышления сохраняется на протяжении всей жизни;
- Творческие – это поиск самовыражения через музыку, художественное искусство, поэзию, танцы;
- Потребность в труде – человек занимается трудовой деятельностью не только ради материального вознаграждения, он получает от нее удовольствие, удовлетворение. Личность стремится, чтобы плоды ее труда высоко оценило общество, коллеги, родные.
()
Все потребности, без которых человек не сможет прожить, называют первичными (они необходимы в первую очередь), остальные считаются вторичными (о них задумываются после удовлетворения первых). К первичным потребностям относят: сон, еду, безопасность, жилище, чистую питьевую воду. Вторичные потребности: смартфон, фирменная сумка, путешествие в экзотические страны, получение высшего образования.
Пример. Петя забыл позавтракать дома и взять в школу деньги на обед. К 12 часам дня у него разыгрался аппетит. В это время все писали контрольную работу по математике, он очень хотел получить 5, но не мог думать ни о чем, кроме вкусной еды. Спустя 10 минут, его сосед по парте Андрей понял в чем дело, он аккуратно передал Пете булочку, чтобы их не заметила учительница. Петя попросил выйти из класса и съел в коридоре булку. После этого дела пошли лучше, и он успешно выполнил все задания.
На момент рождения у человека появляются только преимущественно материальные потребности. Но по мере взросления, становления личности, доля материальных потребностей уменьшается, в пользу увеличения духовных. Этот процесс называется возвышением потребностей.
У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные.
Последние можно с определенной долей радостных повизгиваний назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. А что есть экономические блага? Это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворить экономические потребности, которые есть одна из основополагающих категорий экономики.
Давным-давно, на заре человечества, мы удовлетворяли экономические потребности (хотя тогда подобного термина не существовало – прим. автора) за счет готовых благ природы (не таких уж и готовых). В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами.
Мы, то есть люди, устроены так, что экономические потребности наши обычно превышают возможности производства благ. Таким образом, в среднестатестическом обществе большинство его членов испытывает потребность прежде всего в продуктах первой необходимости. То бишь пище, одежде, жилье и простейших услугах.
Соответственно, делаем вывод, который гласит, что рост экономических потребностей постоянно обгоняет рост производство экономических благ, а соответственно эти самые потребности до конца неутолимы или безграничны.
О чем там ещё спрашивается? Да, ресурсы. Итак, под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ («Какой ужас. Машины делают машины!» C-3PO).
Какие же существуют виды экономических ресурсов? Во-первых, это природные ресурсы (земля, вода, леса, климатические и рекреационные ресурсы). Трудовые ресурсы, то есть люди с их способностью производить товары и услуги. Капитал, который может быть выражен в форме денег либо средств. Предпринимательские способности, то есть способности людей к организации производства товаров и услуг. И наконец, знания, необходимые для хозяйственной жизни.
И напоследок, несколько слов об эффективности. Экономическая эффективность – это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды и затраты.
Материальные потребности
Большую роль в человеческой жизни играют материальные потребности. В эту группу входят все нужды, необходимые для комфортного материального существования:
- жилище;
- одежда;
- бытовая техника;
- мебель;
- средства передвижения (личный или общественный транспорт);
- электронные приборы;
- еда.
()
У каждого свое представление о комфорте, уровень материальных потребностей зависит от материального положения человека и особенностей личности.
Пример. Насте достаточно двух пар сапог на зиму, для нее главное, чтобы обувь была удобной. Мария переживает, что родители отказали купить ей новые сапожки, из-за того, что у нее много обуви, и новая пара не поместится в шкафу.
На удовлетворении материальных потребностей построена вся экономика. Фабрики и заводы производят продукции даже больше, чем способен приобрести человек. Поэтому, желая искусственно увеличить потребности, производители используют хитрость — рекламу товаров. Видя красивую картинку на экране, человек, сам того не желая, начинает думать об этом товаре, считать его ценным.
Материальные потребности развиваются с совершенствованием технологий, так еще 100 лет назад люди могли только мечтать о проводном телефоне, сегодня у каждого есть свой мобильный.
()
KONSPEKTY.NET
Величайший психолог Абрахам Маслоу, пожалуй, лучше всех сформулировал и привел в единую классификацию виды потребностей личности. Его «пирамида» включает в себя пять уровней, причем каждый верхний зиждется на предыдущем и не может существовать раздельно с ним. Несмотря на то, что все эти нужды в абсолютном понимании нельзя назвать личностными: первый две категории относятся к потребностям индивида – их нельзя рассматривать поодиночке.
Для того чтобы выжить, человеку необходимо получать пищу, воду и сон. К первой ступени относится также и сексуальное влечение, так как это является заложенным в индивида инстинктом к продолжению рода. Имея все перечисленное, можно переходить на второй уровень, к которому причисляют безопасность. Не испытывая чувство жажды, голода, недосыпания и полового неудовлетворения, люди стремятся обрести крышу над головой и защиту в лице более сильных особей. Так маленькие дети неосознанно прижимаются к родителям в поисках ощущения безопасности и успокоения.
Третья ступень делает человека индивидуальностью: удовлетворив свои физиологические нужды и найдя пристанище, он начинает социализироваться, заводя знакомства с другими членами общества и пытаясь найти себе круг по интересам. Обретя друзей, приятелей, а также возлюбленного, он чувствует себя принадлежащей к сплоченной организации ячейкой, после чего наступает момент выхода наружу его личностных качеств, делающим его не одним из большинства, а выдающейся из толпы единицей.
Четвертый и пятый уровни пирамиды Маслоу включают в себя все виды потребностей личности именно какячейки социума. Находясь в обществе, каждый человек стремится получить оценку своих достоинств и заслуг. Для этого он делает успешную карьеру, овладевает каким-либо уникальным мастерством или зарабатывает себе репутацию на ниве политико-общественной деятельности. Став лидером или заслужив признание благодаря своим навыкам, он достигает того чувства уверенности в себе, какое испытывают лишь выделившиеся из безликой массы люди: писатели, политики, крупные руководители или просто снискавшие уважение большинства.
Человеческая сущность не может быть удовлетворена стоянием на месте: она требует саморазвития и дальнейшего совершенствования интеллекта и духовных качеств. Непрерывное обучение новому, продолжающееся в течение всей жизни, стоит на высшей пятой ступени иерархии Маслоу. Накопление личностного опыта невозможно без фундамента, состоящего из предыдущих четырех уровней, прохождение которых удовлетворяет насущные и социальные потребности индивида.
Каждая потребность, вне зависимости от принадлежности ее к одной из пяти ступеней, в своей эволюции проходит три этапа. Первый – это ее зарождение, моментом которого считается нехватка какого-либо блага. В узком смысле это может быть отсутствие необходимой для жизнедеятельности пищи, дефицит чувства защищенности, неимение мобильного телефона или другого атрибута отношения к группе (необходимого, чтобы быть «как все»), бесплодные попытки сделать карьеру или лишение источника знания.
Второй этап – это появление тревожности, ощущения своей ущербности и неудовлетворенности. И только по прохождении третьего этапа визуализации человек получает возможность создать четкую картину того, в чем он нуждается. Конкретное осознание потребности при наличии условий (денег, целеустремленности) приводит к достижению закономерного результата – вознаграждению в виде материальных и социальных благ, открытию пути к самореализации.
Виды потребностей личности нельзя считать неизменными и приводить к общему знаменателю. Они разнятся в зависимости от географического положения человека и его отношения к той или иной культуре, а также от места на исторической ленте событий. Каждый новый век приносит не только усовершенствование технологий, но и следующее в ногу с ним эволюционирование нужд и стремлений.
Скачать данный материал:
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
(Пока оценок нету) Loading…
Похожие записи
- Возможно ли мировоззрение без философии?
- Видео: Возмножно ли удовлетворить разлиные…
- Видео: Как связаны потребность в общественном…
- Духовные человеческие потребности
- Видео: Возможно ли мировоззрение без философии?
- Как связаны потребность в общественном признании и…
- Видео: Духовные человеческие потребности
- В чем проявляются личные и общественные потребности?
- Потребность быть нужным и общение — социальные…
- От чего зависят потребности человека? Потребности…
- Как влияют потребности человека на общество?
- Видео: Потребность быть нужным и общение —…
Духовные потребности
Духовные потребности человека отличают его от царства животных. Только люди испытывает стремление к познанию окружающего мира, самопознанию, нуждаются в образовании, воспитании, нормах нравственности. Человек не умрет без удовлетворения духовных потребностей, но его жизнь будет неполноценной, несчастливой.
Благодаря наличию и развитию духовных потребностей, в обществе существует:
- мораль;
- религия;
- традиции;
- культура;
- искусство;
- образование.
Примеры духовных потребностей человека в повседневной жизни:
- посмотреть фильм;
- прочитать книгу;
- послушать музыку;
- насладиться красотой природы;
()
Чем богаче внутренний мир человека, тем больше в его жизни преобладают духовные потребности.
Потребности и их классификация
Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности. Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека.
Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества. Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.
Потребности человека – основа для его интересов. Интерес – это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого. Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.
Классификация потребностей
Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности. Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т. п. Как правило, они возникают на уровне бессознательного и носят иррациональный характер [1, c. 45].
Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т. п. Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы. Например, в суфийской модели человека их относят к второму уровню и считают их «представителями» общества в человеке [2].
В науке существует и более дробная классификация потребностей человека. Первичные потребности подразделяются на:
- биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т. п.),
- экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).
Среди вторичных потребностей выделяют:
- социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу),
- престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета),
- духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного). К ним относятся и потребности, связанные с религиозной верой человека [3].
Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.
Иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу
Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим. Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени. В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне – потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше – социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне – потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды – потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).
Естественные потребности
Естественные потребности человека также называют врожденными, биологическими, физиологическими, материальными, органическими, природными, витальными. По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти. В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода. К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище. Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни [5].
Социальные потребности
Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно). К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни. Социальные потребности, в свою очередь, подразделяются на три категории.
- Потребности для себя — это потребности в самоидентификации, самоутверждении в обществе, обретении власти, авторитета, признания.
- Потребности для других выражаются в разных формах альтруизма: родительская любовь, дружеская преданность, защита близких, помощь слабым.
- Потребности коллективного характера основаны на общих для человеческого коллектива нуждах: потребность в социальном мире, справедливости, свободе, безопасности, ограничении внешней агрессии.
Духовные потребности
Это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире. Основа идеальных потребностей человека – стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.
В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека – осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность [6]. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление – один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т. д.
Можно ли управлять своими потребностями
Потребности необходимо удовлетворять, но они не должны управлять волей человека. Кроме того, не все потребности бывают полезны, разумны, действительно необходимы. Существуют так называемые мнимые потребности, в которых человек не нуждается, но не подозревает об этом.
Пример. Алине захотелось покрасить волосы в зеленый цвет. Родители долго не соглашались на такой эксперимент. Тогда девочка самостоятельно купила краску и окрасила волосы тайком от родных. Когда Алина пришла в школу, мальчики и девочки начали смеяться над ней, называть ее русалкой, болотным чудищем. Алина ожидала обратной реакции, ей казалось, что зеленый цвет модный, что она станет популярна благодаря такому изменению имиджа.
В лучшем случае мнимые потребности не приносят пользы, в худшем наносят вред здоровью, жизни, благополучию.
Это интересно! По статистике количество больных алкоголизмом в мире увеличивается с каждым годом. Ученые подсчитали, что к 2050 году каждый двадцатый человек на планете будет алкоголиком. Пагубное пристрастие наносит непоправимый вред здоровью и психике, но люди не могут отказаться от навязанной им потребности.
Чтобы научиться управлять своими потребностями нужно:
- Иметь в жизни цель. Целеустремленный человек не будет отвлекаться на глупости, предпочтет полезные вещи вредным;
- Обогащать внутренний мир. Человек с множеством интересов, развитыми способностями, талантами уделяет меньше внимания удовлетворению материальных потребностей;
- Проявлять волю. Во время соблазна злоупотребления чем-либо, думать о последствиях.
()
Таким образом, человек станет хозяином своих чувств, потребностей, он будет ими управлять, осознанно принимать решения.
Потребность как предмет
Определение 1
Потребность – это внутреннее состояние нужды организма в чем-либо.
Иногда бывает иногда и так, что нужды нет, а потребность есть.
Субъектом предмет потребности обычно не отражается, в субъективном опыте он представлен мотивом, который биологически связан с предметом потребности. Некоторые специалисты и, в частности В.Г. Лежнев, считают, что потребность – это предмет, который отражается в сознании человека и может удовлетворить его нужду.
Если даже в общих чертах потребность не предполагает того, что её можно удовлетворить, то и потребности как психологической реальности, не существует. Образ предмета и сам предмет многими авторами считается потребностью, в этом случае она как бы выходит за пределы субъекта. В подобной точке зрения отражается бытовое понимание потребности, на уровне того, когда человек, например, говорит, хочу много денег, хочу хлеба и др.
Существует множество примеров того, когда нелогичность принятия предмета удовлетворения потребности принимают за саму потребность. Это говорит о том, что потребность и предмет, её удовлетворяющий, поменяли местами.К тому же совершенно разные предметы могут удовлетворять одну и ту же нужду. В том случае, если данные предметы принять за потребности, тогда одна и та же нужда сразу превратится в несколько опредмеченных потребностей. На самом же деле речь должна идти о том, что одна потребность может быть удовлетворена разными средствами – И.А. Джидарьян рассматривает их как цели.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Предмет потребности 480 руб.
- Реферат Предмет потребности 270 руб.
- Контрольная работа Предмет потребности 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Ряд психологов рассматривает предметы как средство развития потребностей, которое происходит в результате изменения круга предметов, их удовлетворяющих.
Замечание 1
Таким образом, получается, что от количества предметов, окружающих человека, будут зависеть его потребности, т.е. чем их больше, тем больше будет и потребностей.
По всей вероятности, речь должна идти не о появлении новых потребностей, а об обогащении способов и средств удовлетворения потребности. Поиграв с игрушкой, например, ребенок бросает её и берет другую и это не означает, что потребность в игре исчезла, просто ему надоело удовлетворять потребность при помощи этого предмета, и он возьмет новую игрушку. Или, наличие богатой домашней библиотеки, не вызывает у детей желания прочесть книги, а чтобы ребенок попробовал новый для него фрукт, его надо уговаривать. Это говорит о том, что потребностная сфера человека развивается не потому, что ему предъявляются какие-то новые предметы.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Поскольку потребность, соответствующая этим предметам отсутствует, то и желания иметь их, тоже нет. Возникает вопрос, почему не только на уровне бытового сознания, но и сознания специалистов-психологов предмет отождествляется с потребностью.
А. Н. Леонтьев отмечает, что до первого удовлетворения потребность ещё «не знает» своего предмета, его надо найти и запомнить. А поэтому потребности младенцев не связаны с предметами. Свою потребность они выражают плачем и беспокойством.
По мере того, как ребенок начинает узнавать предметы, с помощью которых он получил удовольствие, образуется и закрепляется условно-рефлекторная связь между потребностью объектом её удовлетворения и образом.
В стереотипных ситуациях вместе с появлением и осознанием нужды, возникает образ предметов, которые эту потребность удовлетворили. В некоторых случаях, например, в какой-либо неопределенной ситуации, связь потребности с предметом её удовлетворения может отсутствовать. Человек чувствует, что чего-то недостает, но не знает, чего именно или, возможно, неправильно представляет предмет потребности.
Интересы и их роль в жизни ребенка
Интерес – это осознанное стремление узнать что-то новое, повышенное внимание к определенному виду деятельности. Интересоваться можно спортом, садоводством, кулинарией, рисованием, изготовлением открыток, музыкой и прочим. Интересы формируются с раннего детства. С возрастом, интересы ребенка меняются, в будущем любимые увлечения могут повлиять на выбор профессии.
Родители стараются выявить у детей новые и развить существующие интересы. Интерес становится способностью, когда он проявляется на практике, в занятиях творчеством, любимым делом. Одаренные дети могут развить свой талант, но для этого необходимо трудиться, прилагать усилия.
()
Иерархия интересов
Простыми словами иерархия интересов — это пирамида, в основании которой второстепенные интересы, на верхушке — главные.
Из этой схемы можно увидеть интересы двенадцатилетнего Пети Иванова. Петя хорошист, он интересуется учебой, но уроки для него не самое главное. Больше времени он проводит на улице, играя с дворовыми ребятами в футбол. Но самое любимое времяпровождение Пети — смотреть и помогать отцу ремонтировать мелкую бытовую технику, движки, спаивать паяльником провода на различных деталях. Скорее всего, в будущем Петя станет инженером, автомехаником, будет ремонтировать специальное оборудование.
Большое количество интересов говорит о всестороннем развитии личности. Но среди всех есть главное увлечение, преобладающее над всеми. Такому интересу нужно уделять больше времени, внимания. Скорее всего, он будет связан с выбором профессии в будущем.