ПОТРЕБНОСТИ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ


Материальные потребности человека — примеры, особенности

Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные потребности человека? Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.

Различают социальные, материальные и духовные потребности человека.

  • Социальные – зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
  • Материальные потребности человека (биологические) – обеспечение сохранения и продолжения жизни.
  • Духовные – реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.

Материальные потребности человека — примеры реальных и мнимых потребностей

Реальные – потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.

  • Дыхание.
  • Еда.
  • Вода.
  • Кров.
  • Творческие увлечения.
  • Религиозные убеждения.
  • Сон, отдых тела и мозга.
  • Интимные потребности.

Мнимые — зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:

  • навязанные увлечения;
  • мнимые вероубеждения;
  • склонности и вымышленные способности.

Материальные потребности человека – примеры позитивные

Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.

Обычному среднестатистическому Хомо Сапиенсу для комфортной жизни необходимы некоторые условия.

  • Удобное жилище.
  • Питательная разнообразная пища.
  • Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
  • Средства передвижения.

Материальные потребности человека — примеры негативные

  • Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
  • Зависимость от лекарственных препаратов.
  • Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.

Первичные и вторичные потребности

Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.

Первичные:

  1. потребности, без которых жизнь обрывается;
  2. потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.

Вторичные:

  1. социальные – контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
  2. престижные – реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
  3. духовные – реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).

Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих материальных прав и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.

KONSPEKTY.NET

Объективные законы общественного развития (общество) реализуются через деятельность людей, а посему транслируются через призму потребностей (людей), их интересов.

Что такое объективные законы общественного развития? Доступные системы законов, которые мы знаем – общественные и законы природы. Они носят объективный характер потому, что возникают с наличием потребностей людей, а также воли и сознания. В некотором роде, объективные законы развития подвержены революционному характеру потребностей человека, которые их видоизменяют в зависимости от своих задач. Также стоит упомянуть о том, что развитие общества с его новыми отношениями формируют духовную, политическую, социальную культуру, а также закладывает основы для будущего прогрессивного наследия и новых степеней развития.

Деятельность человека, как основа и производная

Деятельность человека, направленная на удовлетворения личных потребностей, влияет на общественные потребности хотя бы потому, что общество представляется собой, как совокупность людей. Интересы, которые укоренены в сознании личности передаются вербальным путем: семья, как основная ячейка общества с производными контактами. Интересы тесно взаимосвязаны с формой деятельностью, а самое главное – с ее содержанием. Если подходить с герменевтической позиции, то общественное развитие реализуется через деятельность людей, наполненную смыслами.

Представьте, что общество – это полка с книгами. Корешки и их названия – это каждый отдельный человек. Так вот, какими книгами (с характерными смыслами и передачей информации) будет заполнена полка, таким и будет общество.

Общество, в свою очередь, воспитывает человека. Социализация (вхождение в общество) личности представляется, как взаимообусловленный процесс человека и общества, их диалог. Потребность, в этом плане, представляется в качестве отношения общества (определенной социальной группы) к условиям существования, принципам ведения политики/экономики, выражения отношений, приоритетов и ценностей развития, духовной культуры, материальных ценностей и степени обеспечения людей базовыми потребностями (еда, пища, самосохранение и прочее), не говоря уже о мотивации и самореализации, как высшей потребности человека (см. пирамида Маслоу).

Получается замкнутый круг: человек влияет на общество теми потребностями, которые появляются у него, которые он несет в общество, следует им, развивает их, добивается их, а с другой стороны – человек растет, обучается на основе потребностей общества с раннего возраста. Получается, что оба феномена взаимосвязаны, влияют друг на друга, сохраняются до определённого момента (стадии развития общества), а далее – изменяются в зависимости поступлению новых вводных данных – новых потребностей человека.

Итак, потребности человека, как основа сохранения и развития общества являются, с точки зрения диалектики, двигателем истории и движущей силой развития отдельного человека. Они изменяются в зависимости от введений таких переменных, как исторические задания, духовный принцип в нынешнее время, политические предпочтения, экономические запросы. Они также обусловлены уровнем развития производительных сил (каждый отдельный человек) и характерном производственных отношений общества (К. Маркс).

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(2 оценили, оценка: 3,00 из 5) Loading…

Похожие записи

  • Видео: Возмножно ли удовлетворить разлиные…
  • Какие факторы влияют на формирование потребностей в…
  • Видео: Как вредные привычки влияют на здоровье человека?
  • Как вредные привычки влияют на здоровье человека?
  • Потребность быть нужным и общение — социальные…
  • От чего зависят потребности человека? Потребности…
  • Видео: Потребность быть нужным и общение —…
  • Как связаны потребность в общественном признании и…
  • Видео: Какие факторы влияют на формирование…
  • Возможно ли удовлетворить различные потребности…
  • Видео: Как вредные привычки влияют на здоровье человека?
  • Как вредные привычки влияют на здоровье человека?

Потребности человека и их виды

Потребность представляет нужду человека, которая представляет собой необходимый элемент для его полноценного существования. Потребности человека проявляются чаще всего в мотивах его деятельности.

Современная наука различает такие виды потребностей: 1. Биологические (материальные, органические) – потребности индивида в одежде, пище, жилье и т.д. 2. Социальные – потребности каждого человека в общественной деятельности, общении с другими людьми, общественном признании, славе и. тд. 3. Духовные (познавательные, идеальные) – это потребность в знаниях, созидании, философскому анализе, творческой реализации.

Все потребности человека взаимосвязанные между собой. Так социальные потребности – это результат синтеза духовных и материальных потребностей. У большинства людей социальные потребности часто маскируются под духовные – так человек, руководствуясь желанием общественного признания (социальная потребность) использует для этого творческую реализацию (духовная потребность).

Потребности каждого следующего уровня доступны для человека только тогда, когда он удовлетворит все предыдущие: если не удовлетворены потребности в еде, желание творческой реализации не возникнет.

Особенности культурных потребностей

Тенденции молодежного развития Читать далее: Особенности молодежи современного российского общества

4. Особенности культурных потребностей.

Важной особенностью культурных потребностей является их дуалистичность. Это проявляется в том, что, с одной стороны, культурная потребность удовлетворяет личностные интересы приобщения к художественным ценностям, познания или создания тех или иных образцов культуры. Но этим процесс удовлетворения культурной потребности не ограничивается. . 186

Другая сторона культурной потребности — ее предметно-деятельная сущность. Потребность в художественном творчестве может быть удовлетворена, если она нашла формы оценочного воплощения и была воспринята не только отдельной личностью (мастером, актером, участником самодеятельности), но и массовым потребителем художественных ценностей (читатель, зритель, аудитория). Учет этих особенностей позволяет дифференцировать потребности художественного творчества с точки зрения их практической реализации. А это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно формировать потребности в художественном творчестве, принимая во внимание их обратную связь, проявляющуюся в каждой конкретной культурно-исторической ситуации по-разному.

Значительное место в системе субкультуры молодежи принадлежит познавательным потребностям. Круг их проявления довольно широк. Условно можно выделить три сферы их проявления: система получения знания, чтение, средства массовой информации и искусства.

Что касается первой сферы удовлетворения познавательной потребности молодежи, то она, в основном, реализуется за счет различных форм государственного образования, а, кроме того, за счет повышения квалификации, самообразования в экстерных учреждениях, а также в многочисленных образовательных структурах частного характера или работающих на принципах контракта. Определенное место здесь занимают краткосрочные формы обучения (курсы, семинары, различные школы, работающие за рубежом).

Реализация потребности в чтении, прежде всего, связана со сложной дифференциацией читательского интереса молодых людей. Лишь часть этих потребностей удовлетворяется в нужном объеме в системе образования, что определяется учебной программой учреждений просвещения и курсов повышения квалификации.

Что касается потребности в средствах массовой информации и искусства, то ее удовлетворение чрезвычайно усложнено главным образом за счет «плюрализма», царящего в СМИ и в сфере художественной жизни, за счет отсутствия должных нравственных норм, засилья низкопробной рекламы и произведений сомнительной художественной ценности.

Изучение культурных потребностей молодежи предполагает также обязательное раскрытие содержания нравственных потребностей. Это наиболее сложная категория, которая с трудом поддается эмпирической фиксации, а проявляется в идеологических взглядах и мировоззренческой культуре личности.

Будучи существом социальным, человек в своей деятельности особую роль отводит нравственной регуляции. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость определенной системы нравственных потребностей, которые имеют критериальное значение для оценки поведения человека.

Применительно к характеристикам культурных потребностей молодежи, влияющих на ее субкультуру, целесообразно остановиться на тех потребностях, которые формируют человека как нравственную личность. Нравственность — сторона духовного мира личности, культура — другая его сторона, причем неразрывно связанная с первой. Поэтому без раскрытия нравственной направленности, идеалов и принципов личности невозможно охарактеризовать ее культуру. Подлинная нравственность личности детерминируется развитостью общественных отношений, уровнем демократизации и культуры.

Тем не менее носителем нравственности, как и культуры, является конкретный индивид, и именно он, конкретный человек, представляет собой уникальный сплав различных сторон духовного мира. Вот почему для понимания культурного развития личности необходимо рассматривать ее нравственные потребности.

Система культурных потребностей молодежи довольно многообразна и соответствует, в основном, многофункциональному содержанию духовной культуры. Однако сами по себе эти потребности еще не определяют духовного облика молодежи и ее субкультуры. Вся суть в том, в какой мере они проявляются, как они отражают интересы и ценности личности. В реализации культурных потребностей проявляется сущностная сторона всего процесса культурного развития.

Определяя конкретные подходы к социологическому изучению молодежной субкультуры, надо иметь в виду, что культурное потребление и создание культурных благ неразрывно связаны с активностью субъекта. Элементы культурной инфраструктуры — образовательные и культурные учреждения, средства массовой информации, система пропаганды — могут реализовать свои возможности культурного воздействия не иначе, как через активное участие молодежи в их работе. В свою очередь, степень активности населения определяет действенность того или иного элемента культурной инфраструктуры. Фактическое проявление культурной активности молодежи в разных областях социально-культурной деятельности неодинаково. Наиболее охотно молодежь участвует в зрелищных мероприятиях, посещая более половины массовых представлений.

На состояние молодежной субкультуры влияет наметившееся рассогласование между активностью читательских и зрительских интересов, с одной стороны, и их уровнем и возможностями удовлетворения, с другой. В сфере кино и в еще большей степени в сфере чтения молодежь сегодня сталкивается с особыми трудностями, так как эти социальные институты не готовы в достаточной мере удовлетворить потребности молодежной аудитории. В то же время, культурный уровень части молодежи затрудняет восприятие того, что предлагают эти институты. Это, в свою очередь, влияет на культурное развитие, делает личность молодого человека неустойчивой в культурном отношении.

К сожалению, происходит отмирание традиционных видов молодежного творчества, что главным образом относится к народному ремеслу и промыслам. Это связано с общим процессом утраты традиционной культуры, что является следствием деформации национальных идеалов.

Молодежь создает новые формы досуговой деятельности, которые постепенно приобретают право гражданства и распространяются как основа новой субкультуры. Будучи более мобильной, обладая более широким спектром интересов, молодежь активно ищет новые виды творческих объединений, культурно-познавательных мероприятий, смелее отказывается от старых, изживающих себя традиций культурной работы.

Отмечая в целом позитивное содержание этих процессов как условие формирования молодежной субкультуры, нельзя не замечать тех сложностей, которые возникают при практической реализации этих вновь складывающихся направлений.

Прежде всего, происходит постепенная индивидуализация культурной деятельности. Нельзя сказать, что это плохо само по себе, ведь подлинное творчество, как и потребности, строго говоря, всегда индивидуальны, плохо то, что новые виды занятий все более носят келейный характер. Появляются малые молодежные группы, закрытые для массового участника, для любого желающего. Стремление экономить на культуре усугубляет этот процесс, делает его элитарным. Это часто порождает факты жестокости, вандализма по отношению к ценностям духовной и материальной культуры, формирует бездуховность у определенной части молодежи.

Таким образом, методологическая модель социологического изучения молодежной субкультуры базируется на изучении двух взаимосвязанных аспектов, охватывая систему культурных потребностей, с одной стороны, и интересы и ценности молодежной культуры с другой.

Понятие «культурные потребности» направлено, главным образом, на раскрытие процессов создания, освоения и потребления ценностей культуры. Культурные потребности динамичны, способны проявляться в опредмеченных и индивидуализированных продуктах духовного и материального производства. Особое место в реализации культурных потребностей принадлежит деятельности личности, для которой стимулом активности является интерес как объективная реальность.

В структуре культурных потребностей молодежи происходят перманентные изменения. Прежде всего, они становятся более динамичными, активно и последовательно реагируют на интеллектуализацию общественных отношений, на изменения в быте и обще культурном уровне жизни. Объективно отличительной чертой культурных потребностей молодежи является ориентация на творческие виды деятельности в процессе труда и досуга, приоритет познавательного интереса, высоких нравственных качеств личности. Однако реально это не исключает негативных тенденций, противоречащих задачам культурного развития молодежи и содержанию ее субкультуры.

Культурные потребности молодежи следует рассматривать в диалектической взаимосвязи двух форм их проявления, выражающихся в производстве культуры и потреблении созданных культурных ценностей.

Тенденции молодежного развития Читать далее: Особенности молодежи современного российского общества

Информация о работе «Социология молодежи»

Раздел: Социология Количество знаков с пробелами: 38860 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Ценности и ценностные ориентации современной молодежи

124005

1

0

… цели «непотребительского» плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.). 2.3 Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи Особое внимание к модернизации и к постмодернизации ценностного дискурса обусловлено тем, что именно ценности актуализируют субъектность личности (или социальной группы). Р. Инглехарт и многие другие социологи, …

Социологический анализ отношения студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству

224161

26

5

… молодых людей, формирует свою систему ценностей, взглядов и мнений, которая, возможно, в недалеком будущем станет моделью всего социума. 1.3. Методы социологического изучения отношения студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству В социологии используется набор различных методов изучения массового сознания. Использование этих методов позволяет на эмпирическом уровне исследовать …

Качественный подход в социологии

64510

0

0

… внутренний мир индивида, его личностные характеристики, оказывающие непосредственное влияние на взаимодействие с социумом. 1.2. Основные методы, применяемые в рамках качественного подхода Многообразие тактик, применяемых в настоящее время в области качественной социологии, в целом можно свести к следующим наиболее распространенным: кейс-стади, этнографические исследования, устная история, …

Социология в системе гуманитарных наук

250330

0

0

… административно-приказное вмешательство в развитие этой науки. Закономерным стало признание плюрализма точек зрения на предмет социологии и её места в системе социальных и гуманитарных наук. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня …

Интересы человека

Потребности выступают основой интересов каждого человека и его способностей. Интерес представляет собой целенаправленную позицию человека, касаемо объекта его потребности. Интересы людей на самом деле направлены не на предмет его потребности, а на процесс, который делает его доступным. Интересы зависят от того, к какой социальной группе принадлежит индивид, и какой статус занимает в обществе.

Существует такая классификация интересов человека: 1. В зависимости от их носителя — общественные, групповые, индивидуальные 2. В зависимости от направленности – духовные, социальные, политические.

Каждому человеку необходимо осознавать свои интересы, и при их реализации учитывать интересы других людей. Интересы не должны носить стратегический характер их достижения. Не разобравшись в том, подлинный или мнимый интерес, человек часто достигает своей цели путем пренебрежения интересов других индивидов, что противоречит всем человеческим нормам гуманности.

Влечения

Влечение

– инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта, — уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей.

Влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией).

Фрейд выделяет следующие виды влечений:

1) влечения к жизни — жизнеутверждающие; их цель — сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению; 2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние.

* Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: