Приветствую Вас, друзья!
Максимализмом называют склонность к крайностям, при которой человек всегда стремится к тому, чтобы всё было сделано по максимуму и в лучшем виде. Особенно сильно данная черта характера проявляется в юные годы. Поэтому и сформировалось устойчивое сочетание «юношеский максимализм». Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой данная особенность характера, как и когда она проявляется, а также рассмотрим несколько дельных советов родителям, которые хотят помочь своим детям поскорее справиться с данной проблемой.
Значение
Юношеский максимализм – это впадение в крайность при требовании чего-то чрезмерного, утверждая себя в виде личности. Данное проявление поведения характерно для молодого поколения. Согласно научным данным, максимализм проявляется не у всех. Он формируется, отталкиваясь от психоэмоционального состояния человека и особенности его темперамента.
Есть такое понятие, как детский максимализм – считается самой ранней стадией и возникает в возрасте от 12 лет, период, когда уже не маленький ребенок, но и не взрослый. На самом деле возраст может колебаться из-за индивидуальных особенностей человека. Когда наступает подростковый максимализм, возникают споры с родителями. Дети считают, что их родители не имеют компетентности в вопросах современной молодежной жизни. Обращают свое внимание на мнение сверстников, что впоследствии приводит к необдуманным действиям.
Психологические теории и школы
Юношеский максимализм – это проявление самодостаточности, которое связано с постепенным личностным развитием и самоопределением личности. Как и любая форма перехода от обычного уровня жизни к шагу с неизвестными правилами поведения, это болезненно для всех участников процесса, но необходимо для правильного развития подростка.
Школа нейробиологии в психоанализе трактует теорию неуправляемости в виде действий подростка, который не умеет координировать крайность и рациональность.
Во всех своих действиях подростки устремляются из одной крайности в другую не из-за частой смены приоритетов, а потому, что они не могут жить иначе. Если они ссорятся, то они полностью влюблены.
Они любят бессознательное, хотят получить все от жизни в строго запланированных количествах. В последнем случае никто не против превышения указанной нормы, но ни в коем случае не допускает в мысли возможность занижения поставленной планки.
В. Леви в 1987 г. выдвинул интересную теорию о ребёнке, который не хотел учиться, постоянно перечил родителям. Они его пытались опекать и любить через край. В итоге ребёнок вырос, но не смог жить отдельно от родителей, хотя очень этого хотел.
В этот момент зона турбулентности (отсутствие проявлений максимализма) смещается юношеским и подростковым кризисом. Человеку кажется, что он никогда не сможет оторваться от родительского крыла. Он понимает и осознаёт свою беспечность, надеется на помощь, но не может её принять в силу характера и чувства ничтожности.
Леви объясняет этот феномен так: ребёнок всегда будет стараться уйти из дома, где он вырос. Ему свойственно, как и любому человеку, формировать ячейку общества. Но родители, чтобы удержать любимое чадо, стараются привязать его зависимостью от благ, которые он получал рядом с ними. Для разрушения зоны комфорта нередко молодые люди сбегают из дома.
Чтобы предотвратить развитие позднего максимализма, когда юноша уже умеет мыслить и анализировать, зарабатывать и планировать часть жизни, необходимо дать толчок.
Юношеский максимализм – это не так страшно, как представляют себе родители. Есть переходный возраст, который не имеет ничего общего с психологией развития личности. Михаэль Лайтман в наше время уже высказал точку зрения о воспитании детей: «Пока родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, внуки будут просить милостыню».
Это изречение показывает отношения в иерархии семейных отношений:
- Родители работают и стараются обеспечить ребёнка всем.
- Дети будут получать всё безвозмездно. Внуки, дети любимых детей, получает вдвое больше.
- Родители внуков не смогут дать то, что давали им и их детям родители. Вследствие этого 3-е поколение станет наиболее уязвимым, когда старшие балуют, а родители стараются воспитать в максимальной строгости.
У таких детей не наблюдается рационального подхода к жизни. Чтобы его найти и обеспечить себя самостоятельным мнением и решениями, необходимо повысить статус родителей в лице старшего поколения. В любом случае, он будет авторитарнее, несмотря на то, что опыта и возможностей у них меньше.
Г. С. Холл также выдвинул теорию о том, что пубертатный физиологический и психический периоды длятся по-разному. Теорию поддержал Э. Шпрангер, который утверждал, что растущая нестабильность – феномен проявлений в молодом организме. Именно Ж. Руссо выделял подобные критерии.
Мышление и процесс логического поведения происходят в сжатых формах. Теорию относительного взросления представил позже Ш. Бюллер, который стал основоположником всех диагностик для выявления нестабильности психики.
Фазы максимализма
Ранняя
Проявляется в возрасте от 12 до 15 лет. Возникает переформирование сознания, появляются определенные требования к манере поведения. Бывает, что данные изменения могут привести к развитию протестов в подростковом возрасте, что может выразиться на конфликтности в школе.
Средняя
Возникает с 15 до 18 лет. Парни и девушки встречаются с половым созреванием и первой безответной любовью. Наблюдается протест взрослому поколению, и стремление доказать собственную независимость всеми возможными способами.
Поздняя
Характерный период возраста от 18 до 22 лет. Происходит поиск себя в обществе, формируется собственное отношение к окружающей реальности с построением мировоззрения.
С данных фаз можно вывести, что нет точного ответа, до какого возраста будет сохраняться максимализм. Все индивидуально и будет зависеть от характера, особенностей конкретного человека и влияющих на его жизнь факторов. У одних людей он может завершиться к 15 годам, у кого-то к 22, а есть и те, кто будет жить с юношеским максимализмом всю оставшуюся жизнь.
Типы максимализма
Болтун
В современном мире имеется обильное развитие коммуникативных технологий, вызывающих данный тип максимализма, формируя его еще до начала переходного возраста, и может не иметь завершающей стадии. Характерное поведение проявляется в виде непринятия общепринятых правил и идей. Воздействие данного максимализма помогает подростку отстаивать свою точку зрения даже перед взрослым, не имея на то весомых аргументов. Благодаря подобной энергии отрицания, в определенных случаях может привести молодого человека к успеху, если его деятельность будет связана с изучением науки и приложением упорства в ней.
Рационалист
Характерный тип личности – прагматик. Свойственно отрицание происходящего вокруг, но такие дети преуспевают в учебе, а зачастую даже очень сильно опережают своих сверстников в развитии. Самое важное, чтобы ребенок имел правильную цель и старался двигаться в направлении ее достижения. Для этого необходимо правильное влияние со стороны семьи, корректирование направления стремлений ребенка, правильное объяснение реалистичных и нереалистичных целей. Велик шанс, что повзрослев, человек станет бизнесменом или успешным специалистом своего дела.
Пофигист
Является самым распространённым типом в подростковом возрасте. Примером поведения послужит, сделанная пакость, спор с ровесником, непослушание родителей и так далее. Обычно данное поведение имеет ребенок с проблемами в школе, в обществе, в семье. Часто такие подростки прибиваются к уличным радикально настроенным компаниям. Чтобы справиться с данным максимализмом, подростку необходимо найти увлечение в спорте, куда будет уходить вся энергия. Если ребенок останется в свободном плавании, велик риск, что со временем у него проявятся сильные привязанности к алкоголизму, наркомании или проявится криминальность.
Диагностика
Как правило, максимализм у ребёнка можно распознать по ряду критериев, которые заметны родителям и самим детям. Нередко юношеское поколение отказывается от посещения психотерапевтов в силу неумения признавать несовершенство личного развития или его отсутствия.
Чтобы диагностировать у ребёнка юношеский максимализм, можно провести ряд тестирований в домашних условиях:
- Тест Э. Шпранглера, разработанный в 1924 г. помогает установить степень развития несовершенных мотивов. Из-за них юная личность, лишённая опыта жизни, подвергается субъективным мотивам желания.
- И. Фролов разработал ряд психоаналитических тестов в 1998 г., которые помогли распознать в ребёнке будущего максималиста.
- В 2020 г. Институт социальной психологии на базе Фрейдизма в психоанализе разработал современный тест, позволяющий определить степень тяжести заболевания. Психическое расстройство можно пережить легче, но оно необходимо для формирования «взрослой» личности.
Несмотря на то, что подобный анализ не является диагнозом, лечение и коррекция поведения – существуют.
Проявление
Девушка, подверженная максимализму, отличается в поведении от парня. Она могла пару лет назад играть в куклы, а сейчас резко осознать, что-то время детства давно прошло. В ней проявляется жесткий характер противостоять всему миру, ради своих новых идеалов. В девушке пылает уверенность, что ей все по плечу. Она начинает искать себя в жизни, начинает эксперименты во внешнем облике, менять одежду, макияжи, прически, все ради желания казаться более взрослой. Часто юные особы подвержены перениманию манеры поведения у более взрослых подруг, вследствие чего начинают рано пробовать алкогольные напитки, курение и секс. Проблема состоит в том, что психика окончательно еще не сформировалась и подобное поведение может нанести серьезную психологическую травму.
Почему не хочется общаться с людьми: 5 причин состояния и выход из него
Характерные черты подростков с максимализмом:
- Проверка семейных устоев на прочность. Происходит анализирование родителей, по каким принципам они живут. В основном, это протекает через возникающие конфликты поколений.
- Происходят поиски идеалов.
- Развивается эгоизм. Всегда и во всем «Я» стоит на первом месте, чужие чувства и переживания не воспринимаются. Просьбы о помощи могут игнорироваться или вызывать агрессивную реакцию, даже в отношении близких людей.
- Ультиматизм. При не достижении или неполучении желаемого, подросток может выдвинуть ультиматумы, прибегнуть к шантажу для достижения желаемых целей. Примером послужит отказ в выполнении уроков, пока не сыграет в видеоигры.
- Крайность убеждений. Все суждения ориентированы на крайностях и категоричности.
- Резкое реагирование на критику. Имеется большое желание чувствовать одобрение и неразвитая способность к адекватному восприятию критики в свой адрес.
- Чувство взрослости. Ребенок прямолинейно указывает старшему поколению о не правильной жизни в современном мире.
- Зацикленность. Обычно выливается в сильной увлеченности человеком или чем-то иным, что достигает критичных размеров. Примером послужит, парень часами напролет просиживающий в онлайн игре или девушка, витающая в облаках с мыслями о понравившемся молодом человеке.
Методы управления
Есть несколько рекомендацией психологов и психотерапевтов, которые помогут пережить синдром юношеского максимализма в условиях реальной жизни.
Метод самореализации – отчуждение
Юношеский максимализм – это не обязательный и не наследственный фактор, а физиологический феномен, с которым сталкивается каждый человек. Время помогает бороться с максимализмом.
С жизненным опытом приходит понимание несовершенства мира и себя, поэтому план требований постепенно уменьшается, и отношения с людьми развиваются в более лояльном формате. Когда щитовидная железа работает в нестабильном режиме, проявление агрессии неудивительно – гормональные скачки также могут превратить «овцу в гиену».
Но помимо физиологических причин, неприятный фактор имеет социальный фон:
- Напряженная атмосфера в семье: боязнь наказания за плохую оценку, неадекватный родитель. Жизнь в роскоши или, наоборот, в бедности. В первом случае подросток не боится наказания за любые отклонения в поведении; во втором – он мстит другим за причиненные неудобства. Опасаясь оказаться в роли жертвы, он заставляет его встать в ряды мучителей, чтобы не выделяться среди них и не привлекать внимания.
- Советы для родителей. Нужно искать основную причину агрессии. В случае обнаружения садистских наклонностей обязательно обратиться к психологу. При более благоприятных обстоятельствах нужно учитывать, что решение проблем может быть обусловлено личным отношением – пониманием.
- Меняются принципы обучения. Коррекция способа общения между взрослыми и подростками. Нужно понимать, что перед родителями находится взрослеющий человек, который еще не полностью определил границы своих личных амбиций, но идеально пытался их преодолеть.
Желание причинить себе косвенный и прямой вред развивается на основе скрытых противоречивых эмоций, которые по какой-то причине подросток не хочет демонстрировать внешнему миру. Например, ребёнок злится на своих родителей, но боится открыто заявить об этом им, опасаясь серьезного наказания или не желая обидеть своего любимого отца или мать.
Чтобы подрастающий юноша понимал свои действия и отвечал без боязни за мысли и поступки, нужно дать ему волю высказаться. Для этого следует с раннего детства позволять ребёнку исследовать мир, давать волю эмоциям, а не кричать за неповиновение и применять силу за непослушание.
Типичная радикальная автоагрессия:
- попытка самоубийства;
- татуировки;
- скарификация;
- отказ от развлечений, еды.
Замаскированная автоагрессия:
- токсикомания;
- курение;
- алкоголизм;
- уход в секту;
- прогулки по опасным местам, желание покорить небоскребы.
Субкультура – это особая часть поведения людей, которые мыслят так, как не мыслят взрослые. Подобный ментальный протест можно изменить, если принять сторону оппозиции, дав согласие на посещение запретных зон, разрешив алкоголь, но в пределах дома.
Юношеский максимализм можно преодолеть, если этот феномен можно спровоцировать необходимостью объединять людей с нестандартными интересами. Он проявляется при разрыве личных связей с близкими, авторитет которых в последнее время был значительным.
Сохранение возможности полноценного диалога между родителями и подростками – лучшая профилактика полного погружения в жизнь согласно традициям, ценимым в новой команде. Подростковый возраст нелегок, но шансы успешно пропустить это «минное поле» очень велики, если каждый шаг делается с широкими глазами и любовью в сердце.
Обеспечение условий для реальных побед
В причине появления максимализма лежит родительская опека и несовершенство. Боязнь, что ребёнок станет двоечником или неудачником по жизни – личные страхи и обиды родителей.
Чтобы исключить вероятность развития психического отклонения, нужно готовиться к синдрому заранее, будучи рядом с ребёнком:
- исключить все попытки наказания;
- исключить вероятность скандала за проигрыши (оценки, контрольные работы, спорт);
- поддерживать в любых ситуациях, не сравнивания ни с кем;
- вспомнить себя в его возрасте и продемонстрировать табель успеваемости;
- принять растущий организм, основываясь на личном опыте.
Все взрослые были детьми, но отношение родителей к взрослым детям не позволяет молодым родителям быть или не быть такими же в отношении своего ребёнка. Если подросток ведёт себя не так, как родитель в том же возрасте, это не значит, что воспитание плохое, или ребёнок «непонятно в кого пошёл». Генетика не связывает поведенческий фактор в силу эволюции развития.
К сожалению, нет иных возможностей пережить или предусмотреть наступление юношеского максимализма. Это традиционное и физиологическое изменение, которые проявляется по-разному. Кто-то переживает его в смятении, другие дети – в агрессии. В зависимости от воспитания и хладнокровности взрослых ребёнок сможет по-настоящему оценить свои личные достижения и способности в будущем.
Последствия
Психология содержит в себе завершающие стадии юношеского максимализма при отказе от помощи:
- Вступление в секту. Во время переходного возраста или при сильном эмоциональном перегрузе, ребенок может оказаться под влиянием лже-проповедников. Подобная картина часто происходит при наличии у ребенка серьезных проблем в семье или в общении со сверстниками.
- Асоциальное поведение. Желая доказать свое бесстрашие, подростки переходят рамки закона. Мальчишкам, находящимся в плохих компаниях, предлагают пройти обряд посвящения, где требуют совершить кражу или избить кого-то и тому подобное.
- Наркомания и токсикомания. Обычно происходит с простого покуривания травки или нюхания клея в целлофановом пакете, позже переходя на более тяжелые наркотики. Подобное происходит из-за не сформировавшейся психики, поскольку любопытство все еще берет вверх над разумом. Дети часто идут на поводу предложенных уговоров для получения удовольствия.
- Дисморфофобия. Ребенок подвержен недовольством в своей внешности и старается устранить изъяны разными способами. Девушки склонны к чрезмерным диетам, что выливается в анорексию. Увлекаются в последующем пластическими операциями. Парни прибегают к набиванию татуировок или пирсингу.
- Алкоголизм. Первые пробы спиртного в юном возрасте происходят из-за любопытства или спора. Любопытство возникает от частого наблюдения за употреблением спиртных напитков взрослыми или, возможно, сверстниками ребят. Чтобы не отставать от всех ребенок начинает тоже пробовать алкоголь.
Советы психолога
Родителям стоит обратить внимание на данные рекомендации, чтобы их чадо повзрослело и сохранило здоровую психику.
Провокация
При размышлениях ребенка, что сверстники недостойны внимания, не стоит ему перечить. После его подобных размышлений, объявите протест ребенку в общении со своими друзьями, ведь следуя его размышлениям, они недостойны общения с ним. Подросток столкнется с внутренним протестом и пожелает пойти наперекор суждению родителей. В итоге общение со сверстниками возобновится.
Формирование критического мышления
При обладании здоровым оцениванием собственных сил, не происходит навязывания собственных умозаключений. На родителей ложится задача повлиять на развитие самостоятельного анализирования собственных поступков у ребенка, не обращая внимания на чужое мнение.
От противного
Прекратите сюсюкаться с чадом, проведите откровенный и взрослый разговор. Ему необходимо понимание, что вы считаете его взрослым, а быть взрослым – это иметь обязательства, которые требуют своего выполнения.
Психологическое воздействие
При обнаружении, что ребенок состоит не в самой лучшей компании, стоит прибегнуть к следующим действиям. Пример спорный, но в некоторых случаях работает. Отправляясь в интересное и развлекательное место всей семьей, бунтаря оставляете дома. Аргументом выставляя его занятость в новой компании и поддержания других интересов.
Как бороться с юношеским максимализмом
Подобные реакции не являются патологией или опасным заболеванием. Однако и самой маленькой личности, и его семье необходимо контролировать этот процесс.
Советы подростку по поведению в социуме
Взрослые люди обязаны координировать свои поступки при любой ситуации. Следовательно, тем детям, которые считают себя состоявшимися личностями, необходимо придерживаться следующих правил:
- Самоанализ
. Каждой уважающей себя особе следует четко понять для себя, что именно не дает ей в полной мере радоваться жизни. Борьба за свое место под солнцем мешает познать все прелести детства и отрочества, которые никогда не вернутся. Навязывая свою точку зрения взрослым и друзьям, можно в итоге окончательно потерять собственное «Я». - Самоконтроль
. Нельзя оправдывать свое агрессивное поведение такими понятиями, как свойства темперамента и юношеский максимализм. Сильная личность никогда не позволит себе совершать нецивилизованные поступки в социуме. - Уважение к людям
. Всегда надо относиться ко всем членам общества таким образом, что не почувствовать в ответ такую же агрессию. Можно остаться со временем в гордом одиночестве, если изводить ближайшее окружение придирками, критикой и пренебрежением к человеческим чувствам. - Работа над собой
. Чтобы негативные мысли не посещали сознание, необходимо заняться самореализацией. Скандалить и вставать в позу будет проблематично по времени, если записаться в какую-либо секцию или кружок. - Умение сказать «нет»
. Не всегда взрослые люди доброжелательно настроены к подросткам. Некоторые асоциальные личности пытаются заработать на детских судьбах, беспощадно ломая их. Необходимо жестко пресечь эти попытки, обратившись при необходимости за помощью к родным и близким людям.
Рекомендации родителям бунтующего ребенка
Именно в этом возрасте старшее поколение семьи должно понять, что оно может в любой момент упустить контроль над сыном или дочерью.
Психологи советуют успокоить свое внутреннее негодование по поводу поведения их ребенка и вести себя следующим образом:
- Метод «от противного»
. Вместо многочасовых чтений морали необходимо откровенно поговорить со своими детьми, которые проявляют юношеский максимализм. Следует четко дать им понять, что их очевидное взросление принято членами семьи. Однако во время беседы необходимо напомнить маленькому бунтарю, что он вступил в тот мир, который требует от него выполнения определенных обязательств. - Провокация
. Если подросток считает своих ровесников недостойными внимания особами, необходимо согласиться с этим. При этом следует категорически запретить своему сыну или дочке общаться с одноклассниками после окончания учебного процесса. В данном случае у ребенка сработает чувство внутреннего протеста, что приведет его к желанию сделать назло взрослым. Конфликт при этом будет решен с минимальными потерями с обеих сторон. - Психологическое воздействие
. Если подросток пристрастился посещать компанию, которая кажется его родителям неблагополучной, то можно попробовать приструнить его отказом. У каждого ребенка есть то место, которое он мечтает посетить. Следует всей семьей отправиться именно в те окрестности и не пригласить с собой бунтующую особу. Спокойным тоном необходимо объяснить ребенку, что отныне так будет происходить всегда, потому что ему из-за чрезмерного общения с друзьями некогда заниматься походами по интересным местам. - Воспитание критического мышления
. Человек, который может здраво оценивать свои силы, никогда не будет навязывать другим свое мнение. Необходимо научить своего ребенка анализировать собственные поступки без проекции их на чужие погрешности. - Расширение интеллектуальной базы
. Детям некогда будет заниматься глупостями и дебоширить, если их постоянно направлять в нужное русло. Совместное чтение соответствующей литературы и посещение познавательных мероприятий поможет не только семье сплотиться, но и даст возможность ребенку научиться контролировать чувства разумом.