Направленность личности. Потребности и мотивация поведения личности.

Что такое мотив

Мотив

– это такой процесс, который управляет поведением человека, способствуя его организованности, направленности, активности и устойчивости. Считается также, что мотив – это некий обобщённый образ материальных или идеальных предметов, которые представляют ценность для индивида.

Достижение этих предметов является для него смыслом деятельности. Человеку мотив представляется в виде особых переживаний, которые могут иметь как положительный характер (при ожидании достижения этих предметов), так и отрицательный (при осознании неполноты своего положения, отсутствия у себя этого предмета). Впервые понятие «мотивация» в психологии употребил Шопенгауэр.

В наше время слово «мотивация» в психологии понимается по-разному. Одни исследователи считают, что это совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность; а другие полагают, что это чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов.

Что же такое мотивация в психологии по своей сути? Данное понятие используется там, где говорят о достижении определённой цели и конкретных путях этого достижения. Известно, что одной и той же цели можно достичь разными путями. Так, если человек желает стать богатым, то он может устроиться на работу в престижной компании, открыть своё дело, написать хорошую книгу, заняться преступной деятельностью… И наоборот – одно и то же действие может совершаться с разной целью. Кроме того, желание достичь конкретной цели тоже может объясняться своими соображениями. Зачем человек хочет разбогатеть? Кто-то хочет купить особняк у моря, кто-то – жениться, кто-то – профессионально заняться любимым делом (а не тем, что только приносит доход). В таких случаях говорят, что человеком руководят определённые мотивы.

Обычно человеком, организующим какую-то деятельность и достигающим определённой цели, руководят сразу несколько мотивов, поэтому психологи говорят о той или иной мотивации. Проблема мотивации в психологии является одной из самых сложных. Нередко человек сам не осознаёт, какими именно мотивами он руководствовался, когда производил какие-то действия. Бывают скрытые мотивы, связанные с какими-то воспоминаниями, страхами и др. Такие мотивы не отображаются в сознании и действуют на подсознательном уровне; человек лишь ощущает какое-то смутное напряжение, дискомфорт, который он стремится преодолеть с помощью определённых действий.

Таким образом, цель – это то, чего мы хотим достичь, а мотив – причина, по которой мы хотим этого достичь. Под мотивацией в психологии понимается как совокупность мотивов, управляющих поведением индивида, так и сам процесс этого управления.

Потребности и мотивация поведения личности

Современная психология считает, что источником активности личности являются потребности. Именно они направляют личность на овладение конкретными ценностями и выступают тем самым как программы жизнедеятельности.

Потребности выступают как отражение в сознании личности определенной необходимости, нужды в чем-то. Они зависят от конкретных жизненных условий. Удовлетворенность или неудовлетворенность условиями жизни порождает определенные потребности, которые побуждают личность к активной деятельности, направленной на удовлетворение возникшей нужды. Однако активность возникает не только потому, что человек испытывает нужду, но и потому, что ему надо что-то создать. Поэтому потребность выступает как некоторая программа жизнедеятельности. Потребности являются той силой, которая обеспечивает самосохранение, саморазвитие и активность личности. Все потребности человека обусловлены процессом его исторического развития. Обычно выделяют следующие группы потребностей: в зависимости от происхождения они делятся на естественные и культурные. Естественные лежат в основе жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилье и пр.). Они сформировались в процессе общественно-исторического развития человека. Способ удовлетворения многих естественных потребностей наследуется, но в процессе жизни они меняются, приобретают сугубо человеческий характер.

Культурные потребности во многом определяют общий уровень культуры личности. По характеру предмета они могут быть материальные, социальные и духовные.

Материальные потребности обеспечивают существование личности.

Социальные потребности включают в себя такие моменты, как потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, в признании окружающих, в общении.

Духовные – специфически человеческие потребности. К ним относятся потребности в познании и эстетическом наслаждении.

Каждая из названных групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности – материальную (производственную), социальную и духовную.

Особо важную роль в развитии личности (помимо биологических потребностей) занимают потребность в социальных контактах или в общении и познавательная потребность.

Первоначально потребность в общении проявляется в необходимости контакта с матерью, затем она направляется на более широкий круг взрослых и сверстников. Потом эта потребность преобразуется в стремление завоевать уважение в коллективе сверстников. Появляется потребность в друге, любимом человеке. Еще позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д.

Другая потребность, которая не относится к органическим потребностям и тоже появляется очень рано, – это познавательная потребность. Ее основа -– потребность во впечатлениях, которая первоначально проявляется в реакциях на новизну стимула. Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целесообразной деятельности. Она различается также по широте и глубине познания, по интенсивности познавательной деятельности.

Обе эти потребности нужны для формирования личности на всех этапах ее развития. Они необходимы так же, как и органические потребности.

Потребности характеризуются некоторыми общими признаками: во-первых, каждая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда проявляется в чем-то (в пище, одежде, книге). Различаются потребности и по силе своего протекания. Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от способа удовлетворения, и в-третьих, потребности могут воспроизводиться, для многих характерна периодичность возникновения. При этом они обогащаются в своем содержании. Возникновение новых потребностей является обязательным условием развития личности, движущей силой ее психического развития. Они во многом зависят от общего культурного уровня развития личности. Содержание человеческих потребностей определяется общим развитием личности и теми условиями, в которых он живет. Этим человеческие потребности коренным образом отличаются от потребностей животных, в которых биологическая нужда выступает как главный стимул активности.

Своеобразную трактовку проблемы потребностей выдвинул А. Маслоу [9, с. 35-37].

А. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды, то выделяются следующие уровни.

1. Физиологические потребности (в пище, воздухе, воде и пр.).

2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

3.Потребности, связанные с любовью (в аффективных отношениях с другими, в вовлеченности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

4. Потребности, связанные с уважением других (компетентность, одобрение, признание и т.д.).

5.Познавательные потребности (в познании, умении, исследовании).

6. Эстетические потребности – прежде всего потребность в красоте.

7. Потребность в самоактуализации, проявляющейся в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Причем нижележащие потребности должны быть в какой-то степени удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. В целом Маслоу полагал – чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем более индивидуален он будет. Основным стимулом, порождающим активность личности, являются, как было сказано выше, потребности. Они проявляются в мотивах, которые выступают как непосредственные побудители к деятельности.

Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Наряду с понятием «мотив» употребляется термин «мотивация поведения». Под мотивацией обычно понимают совокупность мотивов, которые определяют поведение человека в целом.

Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Мотивы человека образуют иерархическую систему — в одних случаях у него может быть один ведущий мотив, в других случаях может быть несколько мотивов. Обычно иерархические отношения мотивов проявляются наиболее полно в ситуации конфликта, когда жизнь сталкивает разные мотивы, требуя сделать выбор в пользу одного из них.

На основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к различной деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами. Таким образом, мотив отвечает на вопрос: ради чего человек выполняет данную деятельность. Поэтому, раскрывая личность, характеризуя отдельные действия и поступки, требуется учитывать мотивы, которые привели человека к тем или иным действиям.

Проблема мотивации интересовала ведущих отечественных психологов.

С.Л. Рубинштейн считал, что именно в мотивах деятельности лежат истоки характера. А.Н. Леонтьев [6, с. 206-230] рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности и считал, что мотивы выполняют двоякую функцию:

1) побуждают и направляют деятельность. Это мотивы-стимулы.

2) придают деятельности субъективный характер, «личностный смысл». Это смыслообразующие мотивы.

Действия обычно побуждаются системой мотивов. Однако по своей роли, или функции, не все они, направленные на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие второстепенные. Главный мотив обычно называется ведущим, другие мотивы дополнительно стимулируют данную деятельность.

Всякое действие имеет мотивы, но не всякий мотив превращается в действие. Поэтому различают реализованные и нереализованные мотивы. Человек может иметь мотивы для выполнения какого-либо действия, но это не означает, что он всегда их реализует. Например, наличие потребности в музыке еще совсем не означает, что человек что-нибудь предпримет для ее удовлетворения. Может быть и так, что предмет потребности не вызывает никакой направленности личности.

Различают понятия «мотив» и «цель».

Цель – это предвиденный результат, на который направлено действие. Мотив – это побуждение к достижению цели. Цель, как правило, может быть ясна, а мотивы далеко не всегда определены. В зависимости от того, каков мотив, деятельность может приобретать различный личностный смысл. При одной цели смысл деятельности видоизменяется вместе с изменением мотива. Под личностным смыслом понимается переживание повышенной, субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива (по А.Н. Леонтьеву).

Возможен сдвиг мотива на цель и превращение ее в мотив. Это значит, что цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, может приобрести самостоятельную побудительную силу, т.е. стать мотивом.

Основа мотивации может быть разной: это и необходимая реальность, и чувство долга, и эмоциональное состояние личности в данный момент и мн. др. Причем, все они могут проявляться с различной силой, но всегда преломляются через систему наших потребностей.

Мотивы классифицируются по различным основаниям. Самая простая классификация по отношению к деятельности.

Мотивы, побуждающие деятельность, не связанные с ней, называют внешними, а мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, внутренними. Например, мотив ученья может быть связан с желанием получить хорошую оценку и похвалу, а может быть с желанием познать. В первом случае можем говорить о внешнем мотиве, во втором – о внутреннем.

А.Н. Леонтьев, занимаясь специально проблемой мотивации, указывал, что могут быть понимаемые и реально действующие мотивы. Причем важно, чтобы понимаемый мотив стал реально действующим. (Ученик понимает, что надо готовить домашнее задание, но это не значит, что он будет это делать.)

Таким образом, мотивы выступают как побудители к деятельности, что может осуществляться на осознанном и неосознанном уровне. В результате все мотивы можно разбить на две большие группы: осознанные и неосознанные.

Осознанные мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Чем выше степень осознанности мотива, тем более активно действует личность. Осознанные мотивы определяют жизненные цели, которые направляют деятельность личности в течение длительного периода его жизни. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности.

Интересы представляют собой эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления. В интересах проявляется эмоциональная направленность личности (человек интересуется тем, что вызывает у него удовлетворение); познавательная (проявляющаяся в стремлении познать), волевая (связанная с необходимостью преодоления возникающих на пути к достижению целей трудностей).

Различают ситуативный, эпизодический и личностный, стойкий интересы. Они могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По содержанию интересы характеризуются определенной направленностью: материальные, общественно-политические, профессиональные, познавательные, эстетические, спортивные и пр.

Различие интересов по признаку цели выявляет непосредственный и опосредованный их характер: непосредственный это интерес к самому процессу деятельности, опосредованный – интерес к результатам деятельности.

Интересы различают по широте, они могут быть сконцентрированы в одной области, а также могут быть распределены между многими объектами.

Интересы подразделяются и по степени их устойчивости и характеризуются различной длительностью и сохранностью. Устойчивость интересов выражается в длительности сохранения.

Убеждение как осознанный мотив поведения придает всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Убеждения характеризуются, высокой осознанностью и своей теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов.

Мировоззрение – это осознанная система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем. Каждая личность имеет конкретное мировоззрение, которым она руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности.

Неосознанные мотивы характеризуются тем, что человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Ряд мотивов не осознаются, но это не значит, что они не представлены в сознании. Они проявляются в сознании, но в особой форме. К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки.

Влечения выражаются в том, что человек стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность и играют огромную роль в жизни личности, так как они являются внутренним стимулом к совершению определсйного действия. Возникая вне сознания человека, влечения тесно связаны с осознаваемыми мотивами-целями, интересами и т.п. Связь эта проявляется в том, что осознаваемые мотивы являются определяющими в форме и направлении реализации влечений: они могут затормозить или подавить какое-то влечение, способствовать переносу его с одного предмета на другой и т.д. Таким образом, неосознанность влечений — характеристика преходящая; влечения изменяются, формируясь в разных видах деятельности под влиянием общественно обусловленных воздействий. Поэтому влечения как неосознаваемые побуждения выступают в качестве этапа формирования мотивов поведения человека.

Конформизм – это подчинение личности давлению группы, возникающее из конфликта между мнениями личности и мнением окружающих. Конформизм как черта личности проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбрав точку зрения других. Но конформизм может проявляться как сознательное приспособление личности к мнению группы, независимо от того, соответствует или не соответствует оно собственной внутренней позиции.

Неосознанным побудителем деятельности является установка. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

«Теория установки» была основана грузинским психологом Д. Узнадзе. Всякое поведение, по его мнению, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Установка – основа целесообразной избирательной активности человека. Под ее влиянием человек не всегда может четко объяснить, почему он поступает так, а не иначе. В результате проведенных исследований было выяснено, что установки оказывают большое влияние на поведение личности, на восприятие того или иного человека, на принятие решений.

Психологическими исследованиями в структуре установки выделено три подструктуры: когнитивная (что готов познать и воспринять человек), эмоционально-оценочная (комплекс симпатий и антипатий к объекту установки), поведенческая (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия).

Неосознаваемые побудители человеческой деятельности, как и осознанные формы поведения, играют принципиальную роль в процессе развития и формирования личности.

Виды мотивов в психологии

Психологи выделяют большое количество видов мотивов, распределяя их по нескольким категориям. Создавать такую классификацию непросто, поскольку обстоятельств, которыми руководствуется человек, очень много; в каждом направлении психологии и в каждой школе существует своя система. Однако наибольшую распространённость получило разделение мотивов на четыре группы.

Внутренние и внешние мотивы

Эти виды являются важными не только в плане выбора средств и путей достижения цели, но и для самореализации человеческой индивидуальности. Внутренними являются такие мотивы, как интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и избегании отрицательных, желание повысить самооценку и др. Эти обстоятельства связаны с самим человеком и его отношением к своей деятельности.

Внешняя мотивация – это обстоятельства, не зависящие от человека и его желаний и лежащие за пределами его личной сферы. Это могут быть такие мотивы, как общественное мнение, перемена погоды, желание получить более высокую оценку или избежать наказания и т. д.

Внешние и внутренние побуждения могут работать одновременно, а могут действовать и по отдельности. К примеру, школьник старательно выполняет домашнее задание. Он может делать это как потому, что его интересует тема, так и для того, чтобы получить хорошую оценку, порадовать родителей, похвастаться перед товарищами и т. д.

Внешняя мотивация играет в человеческой жизни достаточно большую роль, поскольку большинство людей нуждается в определённой социализации. Такие мотивы зачастую бывают более эффективными, чем внутренние, это тот самый «пинок под зад», без которого иные люди вообще не будут ничего делать. Однако для развития личности наиболее предпочтительными являются всё-таки внутренние мотивы. Только с их помощью можно выполнять свою работу по-настоящему продуктивно. Вся творческая деятельность основана преимущественно на внутренней мотивации.

Положительные и отрицательные мотивы

Как и потребности, побуждения связаны с эмоциями. Человеком в его действиях может двигать желание получать удовольствие, наслаждение, и тогда это положительная мотивация, а может двигать и стремление избежать наказания, боли, страха и других негативных переживаний, и тогда это отрицательная мотивация.

Исследователи пока не могут окончательно сказать, какие из этих мотивов являются более эффективными в достижении цели. Отрицательная мотивация может побуждать к преодолению препятствий, терпеть мелкие неудобства, работать до изнеможения; но она же разрушает личность, которая так по-настоящему и не полюбит, и не поймёт своё дело. Поэтому более предпочтительными кажутся всё-таки положительные мотивы.

Устойчивые и неустойчивые мотивы

Устойчивыми являются такие побуждения, которые основаны на нуждах человека и не требуют какого-то дополнительного подкрепления. Такие мотивы существуют достаточно длительное время. Неустойчивая мотивация быстро меняется. Так, внутренние побуждения личности являются устойчивыми, поскольку изменения в мировоззрении, интересах, вкусах происходят редко и постепенно. А внешняя мотивация, наоборот, является неустойчивой, поскольку быстро меняются и запросы общества, и настроение окружающих, и погода на улице.

Достижение успеха

Это отдельный вид мотивации, который стал актуален в последнее время. Современное общество с самого детства настраивает человека на успех. Быть неуспешным непрестижно, успех приносит с собой и материальное благополучие, и общественное признание, и другие блага. Успех повышает социальный статус человека.

Казалось бы, достичь успеха желает каждый человек. Однако в реальности на пути его достижения стоит множество препятствий, которые иногда вообще отбивают желание идти к успеху. Одна из причин этого – непонимание человеком того, зачем ему вообще нужно достигать этой цели. Бывает, что поставленная цель слишком далека и теряется среди множества возникающих препятствий; в этом случае целесообразно разбить достижение данного успеха на несколько промежуточных целей.

Часто достижение большого успеха предполагает выход из так называемой зоны комфорта. Это означает – жертвовать чем-то малым, чтобы в конце получить нечто гораздо большее; умение идти на риск, терпеть небольшие неприятности с расчётом на то, что эти проблемы с лихвой компенсируются, когда успех будет достигнут. И именно здесь многие потенциально успешные люди сдают.

Нередко «зону комфорта» представляют как физическое, ментальное, мировоззренческое или духовное пространство, в котором человеку хорошо и комфортно, он не страдает и, казалось бы, обеспечен всем необходимым. На самом деле психологи понимают под этим понятием нечто иное. Для некоторых людей «зона комфорта» связана как раз со страданием, неудобствами, болью, а выход из этой зоны способен избавить от страдания и принести счастье. Но человек не хочет осуществлять этот выход, ему «хорошо», когда ему плохо. С чем же связан такой парадокс?

Данная ситуация отлично проиллюстрирована в знаменитой пьесе Е. Шварца «Дракон», по которой в конце 80-х был снят фильм. Обитатели сказочного города смиряются с тем, что над ними установил диктаторское правление страшный дракон, который устанавливает свои правила и, в частности, регулярно требует отдавать ему самых красивых девушек города. Когда появившийся храбрый рыцарь убивает дракона и дарит жителям свободу, они тут же… избирают нового диктатора, который заставляет их страдать точно так же. Оказалось, что жители не могут сделать над собой усилие, чтобы научиться жить без всяких диктаторов и страданий: в их сознании свобода, мышление, ответственность и трудолюбие кажутся ещё большими страданиями, чем безумные правила того или иного диктатора, к которым можно притерпеться. Дракон избавлял людей от необходимости думать и давал им пусть несправедливую и лживую, но простую и понятную картину мира, которую достаточно заучить наизусть.

Типы мотивации человека

Широко известны такие типы мотивации, как «кнут» и «пряник». Это не что иное, как представление об отрицательных и положительных мотивах. Данные принципы издавна используются в экономике, политике, менеджменте, образовании и в других сферах, в том числе в бытовой.

Интересно, что данные типы мотиваций могут характеризовать не только отдельного человека, но и определённое общество. Известно, например, что для русского сознания с древних времён более характерна мотивация «кнутом», чем «пряником». Это отражено даже в пословицах: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Подобный характер русского человека отмечали исследователи культуры и даже религии. Так, один церковный историк говорил, что русские православные люди издавна верят не столько в бога, сколько в дьявола, и в русской религиозной (а по большей части народно-религиозной) культуре возникли тысячи способов и советов, как избежать встречи с нечистой силой; в то же время изначальное православие осуждает подобную практику, ведь если человек верит во «всесильного бога», то он не должен бояться нечистой силы.

«Пряник» — это по большей части западная система мотивов. Так, в европейских странах предусмотрен ряд поощрений для граждан, твёрдо соблюдающих законодательство, и относительно мягкая система наказаний для тех, кто нарушает законы. В нашей же стране всё наоборот: для законопослушны граждан не предусмотрено практически ничего, зато система наказаний обширная, запутанная, жестокая и неповоротливая.

Тем не менее, в современном западном обществе тоже растёт роль «кнута» в отдельных сферах. Там сурово порицаются жестокое обращение с детьми, нарушение дисциплины на предприятиях. Имеющиеся проблемы, скажем, в государственном здравоохранении сами по себе являются для европейцев «кнутом», побуждающим усиленно работать, чтобы оплачивать услуги частной медицины.

Какие же из этих мотивов наиболее эффективны? В каждой стране и у каждого народа ответ на этот вопрос свой собственный. История показывает, что на европейское общество благотворное влияние оказывало повсеместное увеличение «пряника», то есть выработка положительных мотивов; а вот противоположные тенденции приводили к революциям, забастовкам, стихийным и организованным массовым выступлениям. Это веками прослеживалось в европейской истории.

В современном Сингапуре ключевую роль в процветании общества сыграл именно «кнут». Ограничений и запретов в этом городе-государстве великое множество, а в целях поддержания безупречного порядка широко используются такие наказания, как избиение палками. Никаких «пряников» для граждан здесь не предусмотрено. И многим из нас кажется странным, как такие методы привели Сингапур к экономическому и социальному чуду, к высоким показателям уровня жизни, социальной сплоченности (и это – в многонациональной и многокультурной стране с высокой плотностью населения) и к отсутствию массового недовольства.

Страны Восточной Европы, США, Китай выделяются тем, что в их обществах соблюдается определённый баланс побуждений. Для Восточной Европы это было особенно заметно в годы существования советского блока: лояльным к государственному режиму гражданам, которые добросовестно трудились и заботились о своём высоком «моральном облике» (с точки зрения властей), были гарантированы достаточно высокий уровень жизни, определённая степень гражданских свобод, обеспеченность товарами массового потребления. И рядом с этим – жестокие преследования инакомыслящих, диссидентов, «тунеядцев», возведённое в идеологию порицание аморального образа жизни. Нечто похожее прослеживалось в этих странах и до, и после «советской эпохи». Построить такое общество могли только люди, для которых характерна борьба противоположных систем мотивов. Чтобы сравнить это с западноевропейской системой, достаточно посмотреть на тюрьмы в этих странах: норвежские или голландские больше напоминают курортные отели, а польские или румынские – концлагерь.

Это имеет определённый смысл. В культурах разных стран образу тюрьмы отводится роль своеобразной «пугалки», с помощью которой одни люди стремятся мотивировать других, тем самым управляя их поведением. В России, США, Китае и странах Восточной Европы тюрьма – это не исправительное заведение, а «учреждение по исполнению наказаний», и её задача – угнетать и уничтожать личность, уничтожать преступника морально, а зачастую и физически. И лишь стремление не «скатиться» до того, чтобы угодить за решётку, придаёт среднему человеку в этих странах импульс для совершения общественно полезных действий (работать, обеспечивать семью, уважать окружающих, не воровать, не убивать и др.). Первая же возможность избежать тюремного срока мотивирует типичного жителя этих стран на то, чтобы совершить преступление.

Поведение европейцев подчиняется иным принципам. Судя по всему, тюремный срок их не пугает: ведь имеющиеся ограничения в тамошних тюрьмах не унижают заключённого как личность, сотрудники тюрьмы проявляют к нему определённое уважение. Но при этом поражает дисциплинированность европейцев, их вежливость, стремление много трудиться (но не перетруждаться). Если вы оставите кошелёк с деньгами на скамейке в каком-нибудь немецком городе, то, скорее всего, через неделю вы найдёте его там же совершенно нетронутым (в настоящее время ситуация во многом иная в силу обилия мигрантов в Германии и других странах Европы, которые имеют совсем другую психику). Причина в том, что средний европеец настроен на достижение успеха и поддержание своей хорошей репутации, а любой «неправильный» поступок может эту репутацию испортить. Ты не сядешь в тюрьму, но от тебя отвернутся друзья, тебя разлюбит девушка, выгонят из дома родители, тебя не возьмут на работу в хорошую организацию…

Если углубиться в историю, то можно увидеть, чем были мотивированы люди в разных странах, создавая аналогичные изобретения, совершая одинаковые поступки. Хороший пример – создание печатного станка. Иоганн Гутенберг определённо был положительно мотивирован: с помощью своей типографии он хотел поправить своё материальное состояние, приобрести славу и влияние, стать первооткрывателем чего-то нового, дать людям новые возможности для развития. Он был создателем, главным работником и владельцем своего предприятия. Задуманное, собственно, ему удалось: его клиентами стали не только купцы и ремесленники, но и королевские особы, и церковь.

Русский первопечатник Иван Фёдоров был мотивирован несколько иными соображениями. Для него его дело было скорее ритуальным, он желал «служить богу». Зримыми аналогами «бога» для него были правители, церковные иерархи, бояре. В первой московской типографии, открытой царём и митрополитом для личных нужд, Фёдоров был бесправным работником, и он не хотел иметь с этого предприятия некие личные выгоды. Долгое время первопечатник был ведом обстоятельствами, которые не позволяли ему осуществить задуманное в полной мере: на него гневались простые священники, переписчики книг, типографию быстро сожгли и вынудили его бежать из страны в Литву, а затем на Украину. За пределами России дела первопечатника пошли куда лучше, но опять-таки за счёт сильных правителей. Свою личную типографию русский первопечатник так и не приобрёл. По-видимому, христианский бог и представители власти были для Фёдорова своеобразным «кнутом», которого следует бояться и которому следует служить.

«Человек в футляре» — ещё один персонаж, теперь уже литературный, который был явно мотивирован исключительно «кнутом». Его любимой присказкой было выражение «как бы чего не вышло», которое он повторял всегда, когда видел что-то непривычное. Окружающие удивлялись, откуда в этом мелком чиновнике, человеке тихом и незаметном, вдруг проснулась недюжинная энергия, с которой он принялся строчить жалобы направо и налево. Всеобъемлющий страх побуждал его действовать, в то время как окружающие в своих поступках были мотивированы положительными соображениями.

Мотивация по Маслоу

Проблему мотивации личности активно изучал Абрахам Маслоу. В своих работах он утверждал, что человек – такое существо, которое всегда чего-то хочет. Если он удовлетворит одну свою потребность, то после этого пожелает удовлетворить другую. И такое можно отметить за другими людьми (если за собой такое не замечается).

Ярким примером являются постоянно нестихающие капризы женщины. Сначала они желают найти хоть каких-то мужчин, с которыми можно построить отношения. Затем они становятся недовольными качествами появившихся мужчин, которых начинают переделывать. Затем возникают различные капризы «хочу» и «дай», когда мужчина становится идеальным.

Удовлетворив одно желание, человек переходит к удовлетворению другой цели. Причем сначала человек должен удовлетворить потребности своего организма, затем – желания, связанные с общей удовлетворенностью себя, и потом – цели, которые человек ставит осознанно, чтобы как-то улучшить свою жизнь.

К примеру, человек не будет думать о любви, если его жизни угрожают. Также он не сможет думать о людях хорошо, если испытывает к ним ненависть.

А. Маслоу создал пирамиду, которая наглядно показывает, какие потребности человек удовлетворяет в первую очередь, чтобы быть способным перейти на следующий уровень. Если потребности первых уровней не будут удовлетворены, тогда человек не сможет достигать цели на следующих уровнях (ему придется сначала удовлетворять первичные желания).

  • На первом месте стоят физиологические потребности: защита, утоление голода и жажды, секс, размножение и пр.
  • На втором месте человек направляет все силы на обеспечение себя защитой: дом, избавление от страхов, устранение неудач и пр.
  • На третьем уровне человек задумывается о своем месте в социуме и потребности в любви.
  • На четвертом уровне человек направляет все силы на то, чтобы получать одобрение, уважение, признание, достигать успеха.
  • На пятом уровне человек может увеличить свой кругозор новыми познаниями, исследованиями, навыками, обучением.
  • На шестом уровне индивид уже может задуматься об эстетических составляющих его жизни: красота, гармония, порядок.
  • На седьмом уровне человек может наконец-то самосовершенствоваться, развивать свою личность, ставить новые благие цели и пр.

Множественность потребностей и желаний приводит к тому, что человек может совершать определенные действия, которые косвенно удовлетворяют его какие-то желания. Например, кушать индивид может не только из-за голода, но и для повышения своего настроения. А сексом некоторые люди занимаются для обретения власти над другими, получения симпатии, чувства нужности.

перейти наверх

Борьба мотивов

Как уже говорилось, одновременно человеком руководит множество разных побуждений. И не все они являются равнозначными и равнонаправленными. Вот классический пример. Человек заводит на ночь будильник, намереваясь на следующее утро встать пораньше – допустим, сделать утреннюю пробежку. Но наступает утро, звонит будильник, и этому человеку уже не хочется вставать. Он оказывается перед ситуацией, когда нужно принимать конкретное решение, и оно зависит от того, какие побуждения преобладают в нём в данный момент. Здесь мы сталкиваемся с тем, что называется силой воли.

Этот пример не особо критичный, однако бывают в жизни ситуации, когда человеку приходится делать очень сложный выбор. Любой из вариантов действий является определённым образом мотивированным, и это приносит дискомфорт и даже настоящие мучения. Так, в отдельных случаях мы встаём перед выбором – спасти себя от беды или спасти своих близких ценой собственной жизни. Такие внутренние конфликты могут приводить к развитию депрессии или невроза.

Как поступать в случае, если необходимо сделать подобный выбор? Специалисты советуют не поддаваться эмоциям и тщательно обдумать все варианты, если есть такая возможность. Здесь должен быть рациональный подход; нужно взвесить все «за» и «против», те выгоды и лишения, которые принесёт сделанный выбор. И прежде всего следует руководствоваться социально значимыми побуждениями. Ведь часто бывает, что мы добиваемся своего путём «хождения по головам», в результате чего от нас отворачиваются друзья, близкие люди, родственники, в результате мы теряем больше, чем приобретаем.

Человек осознаёт не все свои побуждения, однако управление своей мотивационной сферой нам доступно. Необходимо составить для себя иерархию потребностей и побуждений и ориентироваться на наиболее значимые и важные из них. Такая иерархия будет связана в первую очередь с социальными ценностями.

Широко известна «пирамида потребностей», составленная американским психологом Абрахамом Маслоу. Эта система распределяет потребности на более «низшие», роднящие человека с другими животными, и «высшие», являющиеся уникальными для людей. Любопытно, что низшие потребности связаны с индивидуальным выживанием организма, а высшие преследуют социальные цели. Наиболее высокие потребности – это необходимость осознания своей связи со всем мирозданием, а не только со своей малой группой или человеческим обществом вообще.

Имея определённые потребности, человек приобретает связанные с ними побуждения. И они мотивируют его на совершение определённых поступков. Бывает, что деятельность кажется «высшей», но в действительности человеком руководят «низовые» побуждения. Так, музыкант может создавать модную, но примитивную музыку, чтобы просто прокормиться (и вообще заработать). Случается, что «за хлеб» люди создают и настоящие шедевры. В других случаях постановка «низовых» целей является лишь промежуточным шагом, в то время как в действительности человек мотивирован более высокими соображениями. Так, отец семейства может заботиться о своём здоровье для того, чтобы иметь силы обеспечивать жену и детей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: