Труд как способ удовлетворения человеческих потребностей.

Потребности, желания, цели — это довольно похожие понятия. Эта статья ставит целью развести их у вас, уважаемый читатель, в голове.

Для начала приведу пример, а потом разберем где тут что.

Михрутка лежит на диване и ему хорошо. Он ничем не занят. Вдруг что-то происходит. Он чувствует что-то неприятное в теле. Сфоксировавшись на ощущении, он понимает что это — голод. Он думает: «Чего бы мне поесть?» и перебирает разные варианты. Он отвергает заведомо недостижимые фуа-гра и трюфели. Отвергает ненавистную селедку под шубой и салат из цукини. Потом его молнией пронзает мысль: «Хочу борща!». Он вспоминает что борща в данный момент на кухне нет. Достает с полки книгу рецептов, ищет нужную страницу и направляется к холодильнику. Он берет нужные продукты, режет, жарит, парит и вуаля — борщ! Съев его, Михрутка довольно поглаживает живот и ложится обратно на диван.

Борщ - лучший способ проиллюстрировать что угодно

Потребности

Итак, потребность — это субъективное ощущение недостатка в чем-то.

Обратите внимание — «в чем-то» — это не просто показатель что потребности бывают разные. Это еще и характеристика потребности. Потому что потребность сама по себе не имеет предмета. В нашем примере Михрутка испытал голод. Это — потребность в пище. Но в какой пище — не ясно. Просто организм сигнализирует: «дай пожрать!». Дальше уже включается более-менее осознанное поведение.

Появление потребности, надо заметить, запускает поисковую деятельность. То есть, человек начинает искать что бы такого сделать чтобы этот «зуд» унять — удовлетворить свою потребность.

Желания

Желания – ощущения и переживания, связанные с осознанным стремлением заполучить что-то или испытать определенную эмоцию. Ключевое слово – «осознанным».

Простыми словами, потребности нам диктует организм, чтобы выжить, желания – мы выбираем сами. Они необязательны для нашей жизнедеятельности, но их удовлетворение приносит ощутимую радость и удовольствие.

Вроде бы все просто. Сложности начинаются, когда в игру вступает маркетинг.

Ради продаж некоторых товаров и услуг реклама опустила желания до уровня потребностей, чтобы человек не просто хотел это получить, а думал, что это ему жизненно необходимо.

Происходит размытие понятий, которое иногда срабатывает в обратную сторону. Одни покупают новенький айфон, потому что реклама представляет его в виде потребности для укрепления статуса, другие не позволяют себе новую пару обуви, потому как это все глупые желания, а не насущные потребности.

Желания отвечают на вопрос «чего я хочу?», и как раз этот вопрос многие разучились задавать еще в детстве. Система воспитания, навязанные обществом стереотипы давят искру интереса и самопознания. А ведь именно они главные рычаги вопроса «чего я хочу?». Поэтому хотеть приходится учиться заново.

Мотивы или желания

В психологии это называется мотивами. Мотив или желание — это опредмеченная потребность. Что это значит — «опредмеченная»? Это значит — появляется четкий объект в среде, который эту потребность удовлетворяет. В примере с Михруткой это — еда. Действительно, голод (потребность в еде) лучше всего реализует еда. Вот такая сложная вещь — психология.

Мотив сужает поисковую деятельность. Теперь Михрутка будет искать в среде не все подряд что может удовлетворить его, а еду.

Цели

Мотивация в бизнесе

Цель — это результат формирования образа результата. То есть, конкретизация своего желания. Михрутка хочет не просто еду, а конкретно — борщ. Для того чтобы сделать его, нужно узнать какие ресурсы потребуются, убедиться что ресурсы есть, убедиться что выбранный объект подходит человеку (Михрутка лезет в поваренную книгу, вспоминает что есть в холодильнике, отметает фуа-гра и ненавистную селедку под шубой).

Затем нужно произвести какие-то действия и в результате прийти к результату. Целая цепь сложных действий необходима для достижения цели.

Чем дольше потребность не утоляется, тем менее требователен цензор, отбрасывающий варианты. Скажем, если Михрутку неделю не кормить — он с радостью согласится на селедку под шубой даже если у него на нее аллергия. Одна из главных вещей, которые нужно знать о целях — она конкретная и именно поэтому достижима (в отличие от желания), а еще она сознательная, учитывает и учитывает ресурсы. Правильная цель, фактически, задает алгоритм действий для ее достижения. Именно поэтому многие психологи из мира бизнеса так молятся на целеполагание.

Потребности и мотивы: определение и основы психологии

Потребности и мотивы – это главные движущие силы, которые побуждают человека к действию. Изучению данного вопроса всегда уделялось пристальное внимание психологами и социологами.

Потребности и мотивы заставляют человека действовать. Первая категория представляет собой исходную форму активности. Потребность – это нужда, которую нужно удовлетворить для нормальной жизнедеятельности. При этом она может быть осознанной и неосознанной. Стоит отметить такие основные характеристики человеческих потребностей:

  • сила – это степень стремления к удовлетворению потребности, которая оценивается по степени осознания;
  • периодичность – это частота, с которой у человека возникает та или иная потребность;
  • способ удовлетворения;
  • предметное содержание – те объекты, за счет которых нужда может быть удовлетворена;
  • устойчивость – сохранение влияния потребности на те или иные сферы деятельности человека с течением времени.

Потребности и мотивы – это достаточно сложные категории. Они включают в себя множество уровней и составляющих. Так, Ломов Б. Ф., говоря о потребностях, делил их на три основные группы:

  • базовые – это все материальные условия для обеспечения жизнедеятельности, а также отдых и общение с окружающими;
  • производные – это потребность в эстетике и образовании;
  • группа высших потребностей – это творчество и самореализация.

Потребности и мотивы имеют многоуровневую структуру. Только тогда, когда полностью удовлетворены нужды низшего порядка, появляются более возвышенные. Исходя из этого А. Маслоу предложил к рассмотрению такую иерархию потребностей:

  1. Физиологические потребности. Это пища, вода, кислород, одежда и жилье. Если эти потребности не удовлетворены, ни о каких других не может быть и речи.
  2. Безопасность. Имеется в виду стабильное положение, которое вселяет уверенность в долговременном выживании. Чаще всего речь идет о финансовом благополучии.
  3. Потребность в принадлежности. Человек нуждается в том, чтобы быть к кому-то привязанным. Это родственные, дружеские и любовные связи.
  4. Потребность в уважении. Имея твердый фундамент в виде трех предыдущих уровней, человек начинает нуждаться в общественном одобрении. Он хочет быть уважаемым и нужным.
  5. Самоактуализация – это высший уровень потребностей. имеется в виду непрерывный личностный и карьерный рост.

Несмотря на то что данная иерархическая система считается общепринятой, многие исследователи (например, Леонтьев А. Н.) с ней не согласны. Есть мнение, в соответствии с которым последовательность возникновения потребностей складывается исходя из сферы деятельности субъекта и его личностных характеристик.

Потребность, мотив, действие. Это напоминает что-то вроде алгоритма. Тем не менее, чтобы разобраться в том, как работает данный механизм, важно понять основные особенности потребностей. Стоит уделить внимание таким моментам:

Потребность в котятах

Совершенно очевидно что потребности у человека были всегда одни и те же. Ну может, чуть изменялись в связи с развитием мозга. Но это мы уж совсем в глубь веков забрались. Скажем, люди, жившие в эпоху Римской Империи, имели совершенно такие же потребности что и мы с вами.

Отличие в том, что способы удовлетворения этих потребностей изменились. То есть, если раньше для удовлетворения голода человек выбирал из узкого меню, построенного на том, что в данной местности произрастает, то сейчас практически каждый может позволить себе чуть ли не любую еду любой страны мира.

Можно сказать что сейчас люди хотят больше. Хотят новый компьютер, хотят быстрый интернет, хотят лайков под аватаркой. Таких вещей не было в древнем Риме, значит хотеть можно большего? Не следует забывать что это — лишь способы удовлетворения потребностей. Не бывает потребности в лайке, не бывает потребности в айпаде, нет «нехватки котиков в организме» или «насущной потребности в лексусе». Все это — в лучшем случае цели, а чаще — желания.

Человек хочет айпад не чтобы удовлетворить потребность в айпаде, а для чего-то другого. Какая потребность у него обслуживается этим желанием — индивидуальный аспект, который можно изучить во время консультирования или терапии. Это может быть желание признания (вау какой ты крутой), социализации (у тебя тоже есть айпад? круто! а какие у тебя игры?), комфорта (удобней читать ленту, лежа на диване) и так далее.

Очень много можно о себе узнать, пытаясь уяснить потребность, которая обслуживается тем или иным желанием. Попробуйте как-нибудь.

Котенок песчанного кота передает вам привет

Удовлетворение потребностей трудом.

Труд, как вид человеческой деятельности.

Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель — создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры.

Социологи характеризуют трудовую деятельность, независимо от способа, средств и результатов, рядом общих свойств.

Во-первых

, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые включают в себя различные трудовые приемы, действия и движения. В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механизированным и т. д.

Во-вторых

, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках. Напомним, что квалификацию не следует отождествлять с профессионализмом. Она является необходимым, но недостаточным условием эффективного труда. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно приобрести опыт, ему должны быть свойственны обязательность, самодисциплина, деловая честность, ответственность.

В-третьих

, трудовая деятельность характеризуется материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т. е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда.

Современная техническая база предприятий представляет собой сложное сочетание средств труда разного типа, поэтому имеет место значительная дифференциация уровня технической оснащенности труда. Это влечет за собой его существенную неоднородность. Большое количество рабочих занято монотонным, нетворческим трудом. В то же время многие выполняют работу, требующую активной умственной деятельности, решения сложных производственных задач.

В-четвертых

, трудовая деятельность характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность.

Очевидно, что труд предпринимателя, характеризующийся высокой степенью самостоятельности и материальной ответственности за принятые им решения, отличается от характера труда наемного работника, который по условиям трудового соглашения обязан выполнять распоряжения управляющих производством. В 2001 г. в России доля работающих по найму составляла 93% от числа всех занятых, доля работодателей — 1,4%, а доля лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, — 5%.

В-пятых

, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников. В частности, очень важным является понятие дисциплины. Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина.

Большое значение имеют условия труда. В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Потенциально опасными являются факторы физические (шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и иные излучения), химические (газы, пары, аэрозоли), биологические (вирусы, бактерии, грибки).

Большую роль играет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.

Трудовая деятельность — это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

Удовлетворение потребностей трудом.

Люди по-разному относятся к своему труду. Одни не переобременяют себя работой и трудятся с прохладцей. Другие буквально «горят» на работе. Приходя домой, они продолжают думать о том, что не успели сделать за день. Вторые привязаны к труду, а первые отчуждены от него. Именно для «горящих» на работе труд становится центральным жизненным интересом.

Понятие «центральный жизненный интерес» ввел в 1956 г. видный специалист по индустриальной социологии Роберт Дабин. Идея оказалась столь плодотворной, что на ее основе возникла целая концепция. Она включает следующие положения:

1. Центром жизни работающего индивида является его работа; все, что происходит на работе, влияет на любую другую сторону его жизни.

2. Люди постоянно стремятся к удовлетворенности, чем бы они ни занимались: если работа не приносит удовлетворения, они ее меняют.

3. Люди работают только ради удовлетворения, и ничего больше.

4. Удовлетворенный служащий обладает наибольшей продуктивностью; напротив, тот, кто не удовлетворен работой, менее продуктивен.

5. Люди могут быть мотивированны увеличением степени удовлетворенности.

6. Удовлетворенный рабочий сильно интегрирован как в сфере работы, так и вне ее.

7. Удовлетворенный рабочий обычно не испытывает таких депрессивных эмоций, как разочарование, страх, подавленность, чувство вины, мстительность, ужас и зависть.

8. Удовлетворенность равносильна счастью; поэтому все усилия должны быть направлены на то, чтобы сделать существование рабочего в сфере его занятия как можно более счастливым…

Удовлетворенность трудом в действительности не имеет того значения, какое ей придают. Работа является лишь одним из аспектов жизни человека, но не единственной его целью, оправданием всего его существования. Но такое верно до тех пор, пока человек не потерял работу. В этот момент мы осознаем, что труд — это нечто такое, без чего человек не может обойтись. Если без работы человеческое существование теряет смысл, значит, труд превращается в первую жизненную потребность, т. е. центральный жизненный интерес.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: