Первичные и физиологические потребности по Маслоу — что это? Объясняем кратко


Гедонизм

Теория эстетического наслаждения (гедонизма) предполагает восприятие природы в качестве основного источника получения удовольствия. Дж. Локк говорил о том, что такие термины, как «красота», «прекрасное», в понимании человека обозначают те объекты, которые «вызывают ощущения наслаждения и радости». Именно гедонистический подход способствовал появлению художественно-эстетической потребности, привел к возникновению экспериментальной эстетики.

Основоположником этого направления считается психофизик Г. Фехнер. Эстетическая потребность рассматривается в необходимости создания условий для получения эстетического удовольствия. Ферхнер проводил эксперименты с группой добровольцев, предлагая им звуки, цвета. Полученные результаты он систематизировал, в результате чего его удалось установить «законы» эстетического удовольствия:

  • порог;
  • усиление;
  • гармония;
  • ясность;
  • отсутствие противоречий;
  • эстетические ассоциации.

В случае совпадения параметров стимуляции с природными качествами человек мог испытывать истинное удовольствие от увиденных природных объектов. Теория нашла свое применение в массовой культуре и промышленном дизайне. К примеру, многие люди наслаждаются внешним видом дорогих автомобилей, но далеко не всем свойственна эстетическая потребность в рассмотрении произведений немецких экспрессионистов.

Теория эмпатии

Данный подход состоит в том, что происходит перенос переживаний на определенные произведения искусства, человек словно сравнивает себя с ними. Ф. Шиллер искусство рассматривает как возможность «чужие чувства превращать в свои переживания». Процесс эмпатии имеет интуитивный характер. Эта теория предполагает удовлетворение эстетических потребностей с помощью картин, «созданных по правилам».

Классификация потребностей по А. Маслоу

У каждого человека есть определённые потребности. Без некоторых из них невозможно существовать. У специалистов разные взгляды на потребности. Впервые описаны и проанализированы нужды человека были в начале ХХ века. До сих пор каждый профессионал рассматривает свою теорию.

Всю свою психологическую работу А.Маслоу связывал с проблематикой личностного роста и развития, рассматривая психологию как одну из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он настаивал, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь [7].

По мнению А. Маслоу, творческий потенциал человека является результатом здорового и правильно направленного развития. Он считал, что это развитие происходит в результате поиска и осуществления целей утверждающих и обогащающих жизнь личности и придающей ей смысл. Личность является тем, чем становится в ходе осуществления всех этих целей, а именно виды этих целей определяют потребности [4].

Согласно классификации американского исследователя А.Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, где низший уровень составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший – социальные, престижные и духовные потребности.

Осознанные индивидом потребности превращаются в интересы, которые преломляясь через ценностные ориентации, способствуют формированию мотивов деятельности личности. Смыслом же конкретной деятельности является достижение определенной цели [2].

А.Маслоу перечислял следующие фундаментальные потребности человека: физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.) – низший уровень; потребность в безопасности (стабильность, порядок, чувство уверенности, избавление от страха и неудач); потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание, одобрение, достижение успеха); потребность в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности) – высший уровень.

Далее рассмотрим пирамиду потребностей по А. Маслоу (рисунок 1), а также дадим более подробное объяснение каждому [5].

Рисунок 1. Пирамида потребностей по А. Маслоу

Физиологические потребности

Представляют собой, так называемые физиологические влечения и желания. Физиологические потребности доминируют над всеми остальными в организме и являются основой мотивации человека.

Таким образом, человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального. В это время все остальные потребности могут прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план.

Потребность в безопасности

По А. Маслоу, к этим потребностям применимо почти тоже, что и к физиологическим. Организм может быть полностью ими охвачен. Если в случае с голодом определялось, как человек стремящийся утолить голод, то в этом случае человек, стремящийся к безопасности. Здесь вновь все силы, интеллект, рецепторы служат в первую очередь инструментом для поиска безопасности.

На сегодняшний день физиологические потребности, находясь в удовлетворенном состоянии, недооцениваются. В обычной жизни обнаруживаются проявление потребностей в безопасности в стремлении получить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, страхование и т.д. или предпочтение знакомых вещей незнакомым вещам, известное неизвестному [5].

Социальные потребности

Потребность в любви и принадлежности предполагает, как потребность давать, так и потребность получать любовь. Когда они не удовлетворены, личность остро переживает отсутствие друзей или партнера. Человек будет жадно стремиться завязать отношения с людьми вообще, ради места в группе или семье и будет всеми силами стремиться к этой цели. Обретение всего этого будет для человека важнее всего на свете. И он даже может забыть, что когда-то голод был на первом плане, а любовь казалась нереальной и ненужной.

Потребность в признании

Все люди в нашем обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной обычно высокой самооценке, в самоуважении, чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Эти потребности А. Маслоу разделяет на два класса.

К первому классу относятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность перед лицом внешнего мира, независимость и свобода.

Ко второму, А. Маслоу относит то, что называется хорошей репутацией или желанием престижа, а также статус, известность и славу, превосходство, признание внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательность.

Эстетические потребности

А. Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего Я. Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе. Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане: он ощущает, что как бы «не заслужил такой чести».

Когнитивные потребности

Стремление к познанию и пониманию есть когнитивная потребность человека. Эта потребность связана со стремлением к истине, влечением к неопознанному, таинственному, необъяснимому.

Реализация когнитивной потребности не сводится только к приобретению новой информации. Человек стремится также к пониманию, к систематизации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей. Взаимоотношения между указанными двумя стремлениями иерархичны, т.е. стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию [4].

Потребность в самоактуализации

Самоактуализация в рамках данной концепции рассматривается как стремление к самовоплощению человека, к актуализации заложенных в нем потенций. Совершенно очевидно, что потребность в самоактуализации у разных людей может выражаться по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий актуализирует себя в научном или художественном творчестве и т.д. Общая тенденция состоит в том, что человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней [8].

Таким образом, на основании вышеперечисленных компонентов образовалась пирамида с главными потребностями человека. В списке, представленном выше, она выглядит таким образом: нижний пункт – фундамент, на котором базируется каждый последующий компонент. Верхние – пик. Пирамида стала известна во всём мире и успешно используется студентами и преподавателями [1].

В заключение можно сказать, что теория известного американского психолога А. Маслоу вызвала как недоумение других специалистов, так и множество вопросов. Ведь его теория, иерархия не каждому доступна и понятна. Психолог проанализировал потребность человека и создал пять ступеней, которые рассказывали о нуждах людей. Однако он не учёл индивидуальность личности, и поэтому получилась иерархия для всех людей одна. Психологи утверждают, что такого не может быть, так как у каждого индивидуума есть свои желания. Если человек чрезмерно креативен и не представляет свою жизнь без творчества, тогда это и самое важное для личности. Для таких людей любовь и другие потребности становятся второстепенными.

«Психология искусства»

Л. С. Выготский в своей работе анализировал данную проблему. Он считал, что эстетические потребности, способности человека являются особой формой социализации его чувственного мира. Согласно теории, изложенной в труде «Психология искусства», автор убежден в том, что с помощью произведений искусства можно преобразовать страсти, эмоции, индивидуальные чувства, превратить невежество в воспитанность. При этом у человека возникает состояние катарсиса, характеризующееся просветлением, устранением противоречий в чувствах, осознанием им новой жизненной ситуации. Благодаря разрядке внутреннего напряжения с помощью произведений искусства, возникает подлинная мотивация для последующей эстетической деятельности. В процессе формирования определенного художественного вкуса, по мнению Выготского, и появляется потребность к эстетическому воспитанию. Человек готов изучать теорию, чтобы снова испытать удовольствие от визуального изучения художественных объектов.

По мере эмпирического развития человеческой личности, изменения общества, менялось отношение к красоте, желанию творить. В результате прогресса в разных областях жизнедеятельности человека возникали различные достижения мировой культуры. В результате прогресса модернизировались художественно-эстетические потребности человека, корректировался духовный облик личности. Они влияют на творческую направленность, интеллигентность, творческую направленность деятельности и устремлений, отношение к другим людям. При отсутствии сформированной способности к эстетическому восприятию человечество не сможет реализовывать себя в прекрасном и многогранном мире. В таком случае нельзя будет вести речь о культуре. Формирование данного качества возможно на основе целенаправленного эстетического воспитания.

Потребность в творческой деятельности — одна из потребностей высокоразвитой духовно-интеллектуальной жизни людей.  [c.58] Человек издавна стремился выразить свои мысли, чувства, переживания в конкретных осязаемых образах и формах. Потребность в творчестве — высшая форма выражения человеческой, сути, способностей и талантов личности. В отличие от других потребностей, которые удовлетворяются путем потребления благ и услуг, созданных трудом других людей или самой природой, потребность в творческой деятельности удовлетворяется в процессе самой этой деятельности. В этом потребность в творчестве схожа с потребностью в труде, которая также реализуется в процессе самого труда (независимо от того, какова его сфера приложения, конкретная направленность или техническая вооруженность).  [c.58]
В нашей стране удовлетворение потребности в творческой деятельности и сама свобода этой деятельности конституционно гарантированы. Статья 47 Конституции СССР гласит Гражданам СССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни .  [c.58]

Необходимо подчеркнуть, что изобретательство и рационализация как форма потребности в творческой деятельности не просто служат более полному ее удовлетворению, всестороннему развитию духовных сил личности, но и дают огромный хозяйственный эффект. В одиннадцатой пятилетке, например, он составил 36 млрд. руб. (почти в 2 раза больше, чем в девятой пятилетке), а в 1986 г.— 8,1 млрд. руб.  [c.60]

Другое направление развития потребностей в творческой деятельности — искусство и литература. В нашей стране существуют многочисленные профессиональные коллективы в различных областях исполнительского искусства, в среде которых воспитаны яркие индивидуальности, искусство которых признано во всем мире.  [c.61]

Наряду с этим все шире распространяется самодеятельное искусство как форма развития и удовлетворения массовых потребностей в творческой деятельности. На конец 1986 г. насчитывалось свыше 700 тыс. кружков художественной самодеятельности, что в 1,6 раза больше, чем в 1970 г. В 1986 г. в них участвовало 12 млн. человек, или почти в 2 раза больше, чем в 1970 г. Всего же во всех коллективах и кружках художественной самодеятельности (включая культурно-просветительные учреждения профсоюзов в городах и колхозах) в 1986 г. участвовало 30 млн. человек .  [c.61]

Потребность в творческой деятельности 58  [c.348]

В рамках бизнеса креативность должна быть направлена на удовлетворение деловых потребностей и скорее всего проявляться в командной деятельности. Она отличается от традиционного стереотипа креативной личности, движимой только своими личными потребностями в творческом начале и совершенно не сосредоточенной на командных достижениях. Те, кому присущи высокие значения факторов 4 и 10, будут с удовольствием реализовывать свою потребность в креативности, усиливая творческий потенциал всей команды. Они будут стремиться к тому, чтобы работа в команде приносила удовольствие. Наша же задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективность работы команды этого следует добиваться путем четкого определения проблемы, требующей решения, и обеспечения четкого понимания членами команды предъявляемых к их работе требований.  [c.87]

Те, кому свойственно сильное стремление к достижениям в сочетании с низкой потребностью в креативности, проявляют тенденцию к свершениям, двигаясь по узкой прямой дороге. В отличие от своих более креативных коллег они не испытывают потребности в творческом риске или поиске кратчайших путей к решению задач. Наверное, их не следует привлекать к тем видам деятельности, для успешного осуществления которых требуется тонкая творческая интуиция.  [c.145]

Управление на базе потребностей и интересов основано на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы. Речь идет об основных потребностях — в пище, жилье, отдыхе, здоровье и т.д. социальных потребностях — в творческом труде, семье, порядке и стабильности и т.д., а также интересах — материальных, социальных, эстетических. Данная У.т. рекомендуется для организаций в небольших регионах (малых городах, поселках и т.д.), где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру.  [c.341]

Поэтому можно сказать, что потребность трудящихся в творческой деятельности сама становится важным фактором развития советского искусства и литературы.  [c.61]

Веб-стиль работы позволяет лучше справляться с проблемой непредсказуемости спроса. У компаний нередко возникает острая потребность в тех или иных специалистах, которая спустя некоторое время может пропасть, поэтому в некоторых областях требуются гибкие схемы комплектования штата, позволяющие справляться с подобными взлетами и падениями. Интернет позволяет большему числу компаний применять к управлению основными компонентами бизнеса подход, аналогичный тому, который принят в крупных голливудских студиях. Вопросами финансов, маркетинга, дистрибуции и другими постоянными видами деятельности там занимаются штатные сотрудники, а число штатных служащих, занятых творческой работой, то есть собственно созданием фильмов, невелико. После того как концепция новой картины проходит стадию согласования, для работы над ней режиссер набирает большую группу людей. По окончании съемок группа распускается. Все, от режиссера и актеров до оператора и рабочих, расходятся по другим проектам.  [c.144]

Обозначение этим термином названных прав является своего рода данью исторической традиции. С развитием технического прогресса и распространением культурных ценностей возникает и объективная потребность в признании и защите законных интересов лиц, вкладывающих средства и труд в сферу художественного и технического творчества и первыми доводящих до сведения общества новые идеи и образцы. Развитие правового регулирования данной сферы общественной деятельности приводит к возникновению различных правовых теорий (теории естественного права, теории интеллектуальных прав). Названные теории так или иначе обосновали признание прав на творческие достижения непосредственно за их создателями и объясняли правовую природу этих прав. Для этих целей они приме-  [c.44]

Культура Цель реализовать городскую политику, формирующую высокий уровень русской национальной культуры горожан, обеспечивающую потребность в культурно-творческой деятельности, с ориентацией на молодежь города.  [c.75]

Николай Алексеевич Вознесенский (1903—1950), будучи непосредственно перед началом и в годы Великой Отечественной войны председателем Госплана СССР, сочетал эту работу с творческой деятельностью. Его книга Военная экономика СССР в период Отечественной войны содержит обширный фактический материал, полезный для понимания процессов развития экономи- ки, подчиненной потребностям войны. Первичный статистический материал к этой работе до сих пор не обнародован.  [c.155]

Слушатели, предпочитающие проектный стиль обучения, отличаются инициативностью по отношению к учебной ситуации в целом. Это относится и к содержанию учебного материала, и к процессу обучения. Для этой категории слушателей обучение — это процесс, который никогда не прекращается и лучше всего реализуется в реальной деятельности. Они готовы включаться в различные проекты, участвовать в деятельности в самых разных позициях (от исполнительских до творческих). Лекционное занятие они склонны превратить в дискуссию, а деловую игру насытить множеством существенных нюансов. Им необходимо максимально широко и глубоко познать сложную и многообразную деятельность, к которой они себя готовят и которая, по их мнению, не может быть однозначно определена в виде инструкций. Кроме того, для слушателей с проектным стилем обучения характерна потребность в личностном выборе профессиональных позиций и ролей, а также направлений, которые они считают приоритетными и важными с точки зрения собственного развития. Ориентация на проектный стиль обучения может быть особенно эффективной при подготовке менеджеров высшего Звена управления, консультантов и, конечно, преподавателей.  [c.371]

Рассмотрение уровня жизни населения, исходя из степени удовлетворения потребностей, позволяет более полно представить его характеристику. В таком понимании уровень жизни населения в результате будет определяться исходя из удовлетворения наивысшей в иерархии потребности в самореализации и саморазвитии. Таким образом, уровень жизни будет зависеть от того, в какой мере в обществе созданы условия для творческой деятельности, прежде всего, в науке и искусстве. Естественно, базовые потребности лежат в основе общественного развития, без них оно немыслимо. Но вместе с тем именно потребность в самореализации и в саморазвитии обеспечивает общественное развитие, она сделала человека собственно человеком.  [c.493]

Существует много определений понятия «потребность». В них основным, как правило, является признак недостатка чего-либо, т. е. понятие потребности определяется обычно через понятие нужды. Мы полагаем, что понятие потребности должно включать также стремление к чему-либо, например, к славе, власти, творческой Деятельности, духовному совершенству. Таким образом, приведенное определение можно считать более общим по сравнению с существующими.  [c.10]

Во-вторых, в книгах и статьях Маслоу подчеркивается относительность иерархии потребностей, ее обусловленность индивидуальностью людей, целями, которые они считают для себя основными. Ни в одной публикации Маслоу нет пирамиды потребностей. И дело не только в отсутствии соответствующих рисунков. Из смысла текстов основоположника гуманистической психологии следует, что не может быть жесткой, единой для всех иерархии потребностей. Маслоу подчеркивает особую важность индивидуализации структуры потребностей для тех, кто стремится к творческой деятельности.  [c.58]

Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего характеристиками трудового потенциала здоровьем, нравственностью, творческими способностями, активностью, образованием, профессионализмом, организованностью, ресурсами рабочего времени. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель благ, производимых предприятиями, а с другой — как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным органам.  [c.265]

Наши исследования показывают, что для индивидуумов с повышенной потребностью в креативности денежное вознаграждение в качестве мотиватора обычно не имеет большого значения. Если их нанимают, то должны предоставить им возможность и пространство для проявления креативности в их собственном понимании. Это означает, что они нуждаются в возможности посвятить себя тому, что их интересует. Отсюда следует, что если они действительно обладают этим качеством, то их принимают на работу в университет или научно-исследовательский институт, где подавляющая часть работы требует креативности, скажем, в области исследований или реализации крупных проектов. Если же они не обладают выдающимися способностями, то затраты на их заработную плату окупаются использованием той части их креативности, которая имеет коммерческое применение, или другими направлениями их работы, не связанными с креативностью. Но если не дать им поля для креативной деятельности, они могут покинуть организацию, чем поставят себя в такое финансовое положение, которое менее креативные и творческие личности назвали бы финансовым крахом.  [c.192]

Для современного мирового рынка характерно постоянное расширение товарного обращения в связи с углублением международного разделения труда, развитием науки и техники, ростом общественных и личных потребностей. В круг Т. вовлекаются все более разнообразные результаты трудовой деятельности, включая не только продукты в овеществленной форме, но и плоды творческой интеллектуальной деятельности в виде технической документации, научных публикаций, произведений литературы и искусства, а также  [c.410]

Однако за рамками определения остается ответ на вопрос о том, какие именно затраты являются необходимыми. Например, возникают известные трудности с отнесением к свободному времени затрат на исполнение социальных обязанностей или реализацию потребности в общественной активности. С одной стороны, мы видим добровольность участия человека в деятельности партийных и общественных организаций, творческий характер воспитания детей, общения с род-  [c.225]

Интеллектуальные потребности рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д.  [c.24]

Каждый человек будет добровольно и сознательно участвовать в производственной деятельности, в создании тех благ, которые необходимы для его жизни и для благосостояния общества. У всех членов общества благодаря изменению характера труда и росту его технической вооруженности, благодаря высокому уровню сознательности разовьется внутренняя потребность добровольно и по своим склонностям трудиться для общественного блага. Люди не смогут жить без участия в творческом, созидательном труде, как они не могут жить без воздуха. Труд по способностям станет привычкой, первой жизненной потребностью человека.  [c.406]

Моральные стимулы к труду — факторы, побуждающие членов общества к общественно полезной деятельности для реализации их потребностей в труде и достижения общественных целей (вне связи с соответствующим присвоением жизненных благ). Моральным стимулом труда выступает прежде всего сам труд как особая форма жизнедеятельности человека творческий, результативный характер труда порождает удовлетворенность достигнутым результатом, трудовую состязательность. Это творческие стимулы труда. Собственно моральными стимулами выступают осознанные общественные и коллективные цели и задачи, а также личный престиж, связанный с приобретением определенного профессионального и общественного положения.  [c.222]

Повышение творческого характера труда рабочих — одна из важнейших функций ИТР. С самого начала становления бригад нового типа возникла объективная необходимость в удовлетворении запросов рабочих в творческом, более богатом по содержанию труде. Эту потребность в полной мере можно реализовать лишь при помощи технической интеллигенции. Передача инженерно-техническими работниками новых идей, совместная поисковая и внедренческая деятельность с рабочими бригад осуществляются в разных формах.  [c.206]

Моральные стимулы — факторы, побуждающие людей к общественно полезной деятельности для реализации их потребности в труде и его результатах. в достижении определенных общественных целей. М. с. включают различные виды общественного признания и поощрения за достигнутые высокие результаты в трудовой деятельности работников и коллективов и направлены на поддержание и развитие трудовой инициативы и творческой активности трудящихся.  [c.142]

В отличие от времени так называемого «Красного проекта». См. Белоусов А.Р. Становление советской индустриальной системы // Россия XXI. — 2000. — № 1. — С. 31. Здесь представляют интерес и могут вызвать возможную полемику аргументы А.В. Бузгалина об одновременном формировании как материальных, вещных потребностей, так и «потребностей в творческой деятельности» в процессе становления у нас сектора неоэкономики. См. Формирование российской модели рыночной экономики противоречия и перспективы Междунар. науч. конф. «Ломоносовские чтения» 24-26 апреля 2002 г. Материалы для обсуждения / Отв. за вып. К.А. Хубиев. — М. МАКС Пресс, 2002. — С. 25-33.  [c.120]

ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, соц. группы, общества в целом внутренний побудитель активности. Различают биол. П. человека, обусловленные обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма, и П. соц. субъектов (личности, соц. групп) и общества в целом, которые формируются в зависимости от уровня развития данного общества и специфических соц. условий их деятельности. Источник развития последних — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение относительно элементарных, витальных П. ведет к порождению новых П. и это отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и соц. среду, от животного, приспосабливающегося к среде. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой — витальные П., а последующие ее уровни — соц. П., высшее проявление которых — П. в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. При изучении человеческих П. различают следующие их виды по сферам деятельности — П. труда, познания, общения, отдыха по объекту — П. материальные и духовные, этические, эстетические и т.д. по их функциональной роли — П. доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные по субъекту — П. групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.  [c.265]

ТОВАР (goods, ommodity) — экономическая категория, которую в самом общем виде можно определить как продукт, реализуемый на рынке, объект купли-продажи. Для современного мирового хозяйства характерно постоянное расширение товарного обращения в связи с развитием науки, техники, ростом общественных и личных потребностей. В число товаров вовлекаются все более разнообразные результаты человеческой деятельности, включая не только продукцию в вещественной форме, но и плоды творческой, интеллектуальной деятельности в виде технической документации, научных публикаций, произведений литературы и искусства, а также многообразные услуги и работы. При этом новые, редкие Т. обычно продаются по высоким ценам. Освоение массового производства сопровождается снижением цен на них. Наиболее дорогостоящим Т. является наукоемкая, художественная и иная продукция, требующая больших умственных затрат. По мере возрастающего включения в хозяйственный оборот природных богатств, многие из них также приобретают свойства товара, становясь объектом купли-продажи с устойчивой тенденцией повышения цен на них (земля, полезные ископаемые, дикие животные и растения, вода и др.). Во внешнеторговых сделках рекомендуется точно и подробно указывать наименование товара, являющегося объектом купли-продажи.  [c.226]

Культура кооперации Открытые организационные системы. Демократическая управленческая форма. Партиципативная организационная культура. Преобладают формы организации совместно-творческой деятельности. Область целеопределения — законные интересы большинства народа при обязательном учете интересов меньшинства. Тип хозяйствования — развивающееся хозяйство, ориентированное на использование возобновляемых ресурсов, в первую очередь — человеческих. Долевые (кооперативная, акционерная) формы собственности. Властный механизм — разделение властей ( система сдвижек и противовесов ) основная функция — регулирование различных сторон общественной жизни. Экономический механизм — распределение по вкладу (трудовому, капитала) и перераспределение по общественно-признанным потребностям. Основная этическая ценность — равенство всех перед законом. Базовый морально-психологический принцип — гуманизм.  [c.21]

Для индивидуумов, склонных к творческой деятельности, проблемы свободного времени практически не существует. Сам процесс творчества и его результаты составляют для них наиболее желаемое благо (удовольствие), полезность которого не уменьшается по мере потребления (в пределах физических возможностей). В отличие от потребления материальных благ, творческая деятельность не подчиняется законам Госсена и Вебера-Фехнера. Эти законы не относятся также к потребностям в духовном совершенствовании и большинству социальных потребностей. Известно, что славы и власти не бывает слишком много. В частности, человек, стремящийся к власти, испытывает постоянную неудовлетворенность в этом специфическом благе и ищет «возможности для расширения сферы своего влияния. Примеры Сталина и Гитлера особенно впечатляют.  [c.70]

ПОТРЕБНОСТИ — одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, творческой деятельности, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать внутренний побудитель активности. К потребностям относят не только то, что приносит людям пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого ими удовольствия, удовлетворения. Потребности разделяются на биологические и социальные, последние обусловлены общественной риродой человека.. Кроме тогохразличают. насыщаемые и ненасыщаемые потребности. К ненасыщаемым относится, например, потребность в знаниях, духовной пище, а иногда и потребность в деньгах, которых всегда мало.  [c.253]

Креативность может служить однозначным источником признания. Те, кто движим высокой потребностью в признании и успешно проявляет креативность, почувствуют себя в идеальных условиях. В значительной степени они будут самомотивированны. Их потребность в признании также поможет им сосредоточить внимание на тех, от кого они ожидают признания. В некоторых случаях это может создать проблему они будут стараться генерировать идеи в угоду тем, от кого ждут признания, однако идеи эти могут в сущности не удовлетворять потребностям бизнеса. В этой ситуации потребность в признании начнет ограничивать их творческую независимость. Они также будут страдать от того, что идеи, которые, по их мнению, должны принести им признание, не оправдывают надежд. Тогда их творческая энергия станет расходоваться на завоевание признания, а не на творческую деятельность.  [c.123]

Руководство поведением есть разновидность творческой деятельности. На рис. 2.1 изображена структура мотивов творческой деятельности человека (символ (В) означает взаимодействие Провидение — совокупность событий, реализующих замысел Создателя), побудительным из которых является возникшая жизненная потребность (Пт), ощущаемая им как чувство некомфортности, рождающее, в свою очередь, желание (причем не всегда доступное выражению) — стремление устранить это чувство. Выразимое желание очень важно в техническом аспекте в силу своей конструктивности — ведь это представление человеком способа (выраженного на языке известных ему явлений), который, по его мнению, устранит чувство некомфортности только на его основе можно формировать систему, выполняющую желание, которая и есть система управления. Из рис. 2.1 становятся ясными причина и степень необходимости создания СУ, а также основной парадокс управления задача управления — удовлетворение желания, в то время как побудительным мотивом управления является потребность, вызвавшая чувство некомфортности.  [c.199]

Следует, однако, различать понятия труд как первая жизненная потребность и потребность в труде . Если превращение самого труда в первую жизненную потребность человека должно быть подготовлено развитием производительных сил и производственных отношений, то потребность в труде как социальная потребность в содержательной, творческой трудовой деятельности, соответствующим образом оплачиваемой, реально существует у членов социалистического общества и требует своего удовлетворения. Сейчас эта потребность, как отмечено на XXVII съезде КПСС, все больше выдвигается на передний план 4.  [c.37]

Мы полностью согласны с экономистами, считающими, что единый фонд развития науки и техники должен распределяться в процессе финансирования работ пропорционально экономически обоснованным оптимальным затратам, необходимым для осуществления каждого из этапов технического прогресса с учетом дости-жения максимальной эффективности на единицу затрат как на каждом этапе, так и применительно к освоению всего фонда в целом . Но, как совершенно справедливо отмечают Б. Д. Моторыгин и П. А. Седлов, … точный учет потребности в средствах практически невозможен из-за отсутствия возможности установления точных нормативов затрат на исследования, разработки и освоение новой техники и наличия в сфере творческой деятельности неопределенности затрат и результатов труда 2.  [c.46]

Что такое потребность

Любое живое существо существует путем потребления необходимых для жизни благ. Основу этого процесса составляет нужда либо потребности. Попробуем найти определение этому понятию. М. П. Ершов в своем произведении «Потребность человека» утверждает, что потребность является первопричиной жизни, и данное качество характерно для всех живых существ. Он считает потребность неким специфическим свойством живой материи, которое отличает его от неживого мира.

Философы древнего мира

Мыслители Древнего Рима и Древней Греции серьезно изучали проблему потребностей других людей, и даже сумели достичь определенных положительных результатов. Демокритом потребность определялась как главная движущая сила, которая изменила ум человека, помогла ему овладеть речью, языком, приобрести привычку к активному труду. Если бы у людей не было подобных потребностей, он остался бы диким, не смог бы создать развитое социальное общество, существовать в нем. Гераклит был убежден в том, что они возникают в зависимости от условий жизни. Но философ отмечал, что желания должны быть разумными, чтобы человек мог совершенствовать свои интеллектуальные способности. Платон подразделял все потребности на несколько групп:

  • первичные, которые образуют «низшую душу»;
  • вторичные, способные формировать разумную личность.

Давайте рассмотрим каждую потребность более подробно:

  • Физиология.

Этот уровень роднит человека и животное. Сюда можно отнести насыщение едой, сон, отдых, жажду, сексуальный инстинкт. Касаемо последнего Маслоу вносит поправки, утверждая, что секс – не единственная причина, по которой человек принимает решение найти себе пару.

  • Безопасность.

Стремление к безопасности проявляется человеком еще в раннем возрасте. Ребенок начинает плакать, когда мама надолго покидает его. Для закрытия потребности в еде человек ищет работу, которая будет приносить ему доход. Но и здесь стремление к безопасности берет свое – наличие социальных гарантий, стабильность компании играют не последнюю роль при трудоустройстве.

  • Принадлежность, любовь.

Данное желание заставляет людей объединяться в группы по интересам, заводить друзей, создавать семейные ячейки.

За основу семьи можно взять любой инстинкт – физиологический, стремление к безопасности, желание познать жизненный смысл через заботу о близком человеке. Выбор происходит на основе общей удовлетворенности человека, сформированности его личности, успешного закрытия предыдущих потребностей.

Чем сильнее ребенка любили в детстве, тем больше у него шансов вырасти психически здоровым человеком, создать собственную крепкую семью.

  • Признание.

От закрытия данной потребности зависит самооценка человека, его нужность и полезность обществу.

Формирование личности зависит не от фальшивого уважения, а от реальных заслуг человека. За основу берутся спортивные успехи, карьера, творчество. Отсутствие должного признания зачастую становится главной причиной подачи заявления на увольнение. Именно по этой причине важно определить вектор своего развития и двигаться по нему.

Очень интересно наблюдать, как маркетологи играют с данной человеческой потребностью в своих целях. Они подменяют уважение, заслуженное трудом, внешней атрибутикой. Подмена понятий ведет к тому, что человека начинают ценить не за достижения, а за брендовую одежду или использование люксовой косметики.

  • Познание, понимание.

Ее другое название – когнитивная. Данная потребность разительно отличает человека от животного. Она строится на стремлении узнать новое, а не только на страхе, что он не сможет сориентироваться в непредвиденной ситуации.

С самого раннего детства ребенок познает мир через прикосновения, пробуя игрушки на вкус. Взрослый человек реализовывает потребность через путешествия, религию, философию, чтение книг, в противном случае он может впасть в длительную депрессию. Это касается и тех, кто длительно занимается монотонной, скучной работой.

  • Эстетика.

К эстетической потребности можно отнести желание разукрасить этот мир новыми красками. Человеку становится физически невыносимо находится в сером, скучном мире. Видение прекрасного заложено в каждом человеке с рождения, однако некоторым удается развить эту способность сильнее. Кто-то украшает свой дом, самостоятельно создавая дизайнерский интерьер, другие выплескивают все в творчество.

Именно на этой потребности построен мир моды, красоты. Без нее не смог бы существовать шоу-бизнес.

  • Самоактуализация.

Это развитие собственной личности, высший уровень потребностей. Для гармоничного развития личности человеку жизненно необходимо раскрыть заложенный в нем потенциал через творчество, работу или хобби, реализовать свои цели, способности.

Современность

Значение данным качествам придавали французские материалы конца 17 века. Так, П. Гольбах говорил о том, что с помощью потребностей человек может контролировать свои страсти, волю, умственные способности, самостоятельно развиваться. Н. Г. Чернышевский связывал потребности с познавательной активностью любого человека. Он был уверен в том, что на протяжении всей своей жизни у человека меняются интересы и потребности, что и является основным фактором для постоянного развития, творческой активности. Несмотря на серьезные различия во взглядах, можно сказать, что во мнениях, высказываемых учеными, есть много сходного. Все они признавали взаимосвязь между потребностями и человеческой деятельностью. Недостаток вызывает желание изменить ситуацию в лучшую сторону, найти способ решения проблемы. Потребность можно считать компонентом внутреннего состояния человека, структурным элементом активной деятельности, которая направлена на получение желаемого результата. В своих трудах Карл Макс отводил данной проблеме достаточно внимания, осознавая важность объяснения природы данного понятия. Он отмечал, что именно потребности являются причиной любой деятельности, позволяют конкретному индивиду находить свое место в обществе. Такой натуралистический подход базируется на связи между естественной природой человека и конкретным историческим типом общественных отношений, выступающих в виде связующего звена между потребностями и природой человека. Только тогда можно вести речь о личности, считал К. Маркс, когда человек не ограничивается своими потребностями, но и взаимодействует с другими людьми.

Рутинные и творческие потребности

Помимо деления на биологические и социальные, материальные и духовные, индивидуальные и общественные, человеческие потреб­ности могут быть разделены на рутинныеи творческие.Рутинные потребности состоят в потреблении, использовании уже произведен­ных предметов и услуг, причем давно устоявшимися методами, а твор­ческие — это потребности в создании новых материальных и духов­ных ценностей или в самостоятельном осмыслении и переработке уже познанного или созданного.

Эта группа потребностей не имеет общепризнанного названия. Так, с точки зрения философии их можно назвать потребностями в функционированиии в развитии,или потребительскимии креатив­ными.А. Маслоу делит потребности на дефицитарные(к ним отно­сятся простейшие, насущные) и бытийные(потребности в творческом развитии личности). Выделенные Э. Фроммом два модуса бытия — «иметь» и «быть» (см.: гл. 3, § 1) тоже выражают аналогичное разли­чие в системе потребностей. Модус обладания ориентирует на потре­бительство и удовлетворение только рутинных потребностей, модус бытия — на удовлетворение сложных творческих потребностей, свя­занных не с простым поддержанием физического существования и развлечениями, а с совершенствованием личности и общества в це­лом, с раскрытием творческих способностей людей.

В любом обществе существуют и удовлетворяются как рутинные, так и творческие потребности. Между ними устанавливается некий баланс. Если необходимость удовлетворения рутинных потребностей очевидна для всех (многие из них — насущные), то удовлетворение творческих потребностей до сих пор не стало общественной нормой и наталкивается на всевозможные трудности и специально установ­ленные барьеры. Описание фрустрации творческих потребностей можно найти в произведениях пи хи всех крупных писателей — на-

пример, когда их герои занимаются неинтересной, скучной работой, живут в окружении людей, которые их не понимают и не ценят и т. п.

Широко распространено мнение, что существуют пределы разви­тия и удовлетворения материальных потребностей, так как все они якобы являются рутинными. Духовные потребности рассматривают­ся как творческие и поэтому не имеющие пределов. В самом деле, еще К. Маркс о1. Однако здесь идет речь только о сфере потребления и о базовых, рутинных потребностях. Человек же обладает потребно­стью в материальной творческой деятельности по преобразованию природы и общества. Вопреки мнению Гегеля, творчество не являет­ся прерогативой духа, сферой чисто духовной деятельности. Как уже отмечалось, вся ноосфера, или вторая природа, преобразуется не ду­ховной, а материальной деятельностью человека. Его потребности в материальной, созидательной, творческой деятельности не имеют границ. Неограниченные в споем развитии духоньые потребности могут существовать именно па основе неограниченных материаль­ных потребностей общества в преобразовании мира. Поэтому зада­чей сервисной деятельности оказывается обслуживание не только рутинных потребностей в использовании уже существующих мате­риальных благ, но и творческих потребностей в их создании. Этим занимается, например, научный, образовательный, туристический и информационный сервис, а также некоторые виды сервиса, связан­ные с обслуживанием машин и оборудования.

Взаимодействие рутинных и творческих потребностей имеет свои закономерности. Так, удовлетворение рутинных потребностей созда­ет необходимые, хотя и недостаточные условия для развития творче­ских. В истории цивилизации, по-видимому, происходит медленное повышение роли творческих потребностей. Так, классик теории ме­неджмента Питер Друкер обращает внимание на то, что в условиях современной экономики повышение производительности работни­ков умственного труда требует максимально творческого подхода к их деятельности. «Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда долж-

1Маркс К.

Экономические рукописи 1857-1861 гг. (Первоначальный вариант «Капи­тала»). В 2-х ч. Ч. 1. М: Политиздат, 1980. С. 385.

94 Глава 4. Концепция потребностей в философии

ны сами собой управлять

(они, так сказать, сами себе менеджеры). Им необходима
независимость…
Непрерывная инновационная дея­тельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного тру­да; он должен отвечать за внедрение нововведений… Работнику ум­ственного труда надо, с одной стороны, постоянно учиться, а с дру­гой — постоянно учить… Надо, чтобы работники умственного труда
хотели
работать на данную организацию и предпочитали этот вари­ант всем прочим возможностям»1.

Практика современного менеджмента, обобщенная в этих реко­мендациях, убедительно показывает: сама экономическая реальность постиндустриального общества делает востребованными творческие способности человека. Предпринимателю выгодно привлекать ра­ботников умственного труда с ярко выраженным творческим подхо­дом к работе. Все сформулированные П. Друкером рекомендации в полной мере относятся и к предприятиям службы сервиса. Она, как известно, входит в постиндустриальный сектор экономики. Однако повышение творческой составляющей в деятельности людей имеет и другие, более глубокие последствия для сервисной деятельности. Творческие работники предъявляют специфические требования к сфере услуг, связанные, например, с повышенной потребностью в знаниях и информации, со стремлением освободиться от рутинной работы в сфере быта, интереснее и содержательнее организовывать свой отдых и досуг. Изменения характера труда настолько глубоко изменяют личность, что за ними неизбежно следуют изменения по­требностей в сфере быта и услуг.

Возможность самовыражения

В настоящее время используются разнообразные варианты классификации человеческих потребностей. Эпикур (древнегреческий философ) подразделял их на естественные и необходимые. В случае их неудовлетворения у людей возникают страдания. Необходимыми потребностями он называл общение с другими людьми. Чтобы человек мог самореализоваться, ему необходимо прикладывать серьезные усилия. Что касается блеска, богатства, роскоши, то получить их весьма проблематично, это удается лишь единицам. Особый интерес к данной теме был проявлен Достоевским. Он придумал свою классификацию, выделим материальные блага, без которых невозможна нормальная жизнь человека. Особое место было уделено потребности сознания, объединения людей, социальным потребностям. Достоевский был убежден в том, что от уровня духовного развития напрямую зависят его желания, стремления, поведение в обществе.

Культура личности

Эстетическое сознание является частью общественного сознания, его структурным элементом. Оно вместе с нравственностью составляет основу современного общества, помогает человечеству развиваться, позитивно отражается на духовности людей. В своей активности оно проявляется в виде духовной потребности, выражающей отношение к внешним факторам. Она не противопоставляется эстетическому развитию, а стимулирует человека к активной деятельности, помогает ему реализовывать на практике теоретические знания.

Первичные и вторичные потребности по Маслоу

В теории американского психолога выделяют первичные и вторичные желания человека.

Первичными потребностями согласно классификации Маслоу являются потребности в жизнеобеспечении и безопасности. Жизнеобеспечение – это элементарные нужды (вода, воздух, одежда, жилье, еда, секс). К безопасности относят чувство защищенности и стабильности. Эти потребности первичны, потому что при выборе между утолением голода и уважением окружающих большинство людей выберут еду.

Ко вторичным потребностям относятся:

  1. Социальные нужды – общение, совместная деятельность и т.д.
  2. Престиж – признание общества, уважение, карьерный рост, хорошая репутация и т.д.
  3. Духовность – самореализация, самоутверждение, саморазвитие и т.д.

В соответствии с теорией Маслоу человек не будет нуждаться в удовлетворении духовных потребностей без получения всех остальных.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: