Потребности: понятие, сущность, виды и классификация. Классификация потребностей по Маслоу


Психологическая структура потребности

В структуре потребностей выделяют две основных составляющие:

  1. Предметное содержание потребности – это совокупность тех объектов внешней или внутренней среды, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Однако предметное содержание потребностей носит обобщенный характер.
  2. Возникающее при наличии актуальной потребности напряжение, выражающееся в чувстве психологического дискомфорта – напряжения, беспокойства, чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется. Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активности поведения и деятельности. Таким образом, потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Функции

Существует три этапа, которые определяют потребности человека. Сначала формируется нужда, когда у человека определённое отношение, чувства и эмоции к внешним раздражителям. Затем строится мотивация, а третья стадия – это осознание потребности. При этом человек испытывает негативные или положительные эмоции, появляются конкретные мысли, цели и планы.

Есть две основные функции:

  • Сигнальная. Когда возникает потребность, человек чувствует дефицит, меняются мысли, состояние становится более беспокойное до тех пор, пока не будет удовлетворена нужда.
  • Побуждающая потребность. Личность начинает действовать в своих интересах. Проявляется активность, трудовая деятельность, кардинально меняется поведение человека.

На самом деле классификация потребностей человека тесно пересекается с функциями. Однако описаны только некоторые виды. Многие психологи насчитывают более 130 потребностей человека. Это очень много, но люди всё равно стремятся жить лучше и удовлетворяют свои нужды как с помощью материальных благ, так и духовных. То же самое можно сказать и про потребности общества.

Виды потребностей

Существует несколько различных классификаций потребностей человека. Наиболее известной и распространенной в применении является классификация А.Маслоу по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:

  1. Потребности физиологические (органические);
  2. Потребности в безопасности;
  3. Потребности в принадлежности и любви;
  4. Потребности уважения (почитания);
  5. Познавательные потребности;
  6. Эстетические потребности;
  7. Потребности в самоактуализации.

Перечисленные группы потребностей, согласно концепции Маслоу, одновременно являются и «основными уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической структуры соподчиненности, где первая группа образует основание, а пятая – вершину иерархии. Это означает, что потребности каждого вышележащего уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены.

Одной из наиболее распространенных в отечественной психологии является классификация потребностей человека по источнику происхождения. Согласно этой классификации потребности делятся на:

  1. Первичные (биологические: естественные, базовые, врожденные) потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных.
  2. Вторичные (социальные: культурные, приобретенные) потребности – потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении, т.е. потребности, непосредственно связанные с жизнью человека в обществе и его взаимодействием с другими людьми.
  3. Некоторые авторы к перечисленным двум видам потребностей добавляют группу духовных потребностей, к которым относят потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности. Так же, как и социальные, духовные потребности возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества и социализации личности, однако, в отличие от социальных, духовные потребности связаны с общественной жизнедеятельностью человека лишь опосредованно.

Особую группу потребностей составляют также патологические потребности — потребности, приобретенные на фоне употребления веществ, вызывающих состояние эйфории. Патологические потребности являются основным симптомом таких заболеваний, как алкоголизм и наркомания.

Если какую-либо из актуальных потребностей личности по объективным или субъективным причинам невозможно удовлетворить, то у человека возникает состояние фрустрации, при котором напряжение потребности сохраняется и вызывает дискомфорт, а предметное содержание потребности недоступно. В этом случае, как правило, активизируется психологическая защита личности, направленная на устранение дискомфорта, вызванного напряжением потребности. Существует множество различных механизмов психологической защиты, однако для каждого человека может быть свойственен один или несколько механизмов, которые он регулярно применяет. Наиболее часто используемые механизмы психологической защиты личности могут выступать как одна из характеристик ее направленности.

Суть понятия

Каждый человек в чём-то нуждается. Всё зависит от условий жизни, деятельности личности, материальных объектов и т. д. Это и есть потребность индивида. То есть это внутреннее состояние человека, из-за которого чувствуется недостаточность чего-нибудь. Потребность проявляется у каждого по-разному, в зависимости от определённых ситуаций. Специалисты заметили, что нужда никогда не заканчивается. Если человек удовлетворил одну потребность, сразу же появляется другая. Такой круговорот происходит всю жизнь. Каждая нужда проявляется определёнными эмоциями. Человек становится злым и раздражительным, когда не может удовлетворить потребность, то есть негативно настроенным. Положительные эмоции проявляются только тогда, когда всё получилось.

Если не удовлетворились потребности, появляется дискомфорт, который постепенно перерастает в негативное состояние. Именно поэтому люди стараются создать все условия для комфортной и обеспеченной жизни. Каждый живой организм в чём-то нуждается. Это необязательно человек, но и растения, животные, насекомые и другие живые существа. Понятие и классификация потребностей рассматриваются в разносторонних аспектах. Однако психологи связывают их с нуждой человека в разных сферах и направлениях. В этом суть каждой потребности.

Значение потребностей в жизни человека

Потребности оказывают большое влияние на развитие личности и на особенности деятельности человека. Потребности лежат в основе всех видов активности человека, включая его деятельность. Поэтому потребности и мотивы оказывают влияние на эффективность деятельности человека. На эффективность деятельности оказывают влияние следующие основные факторы, связанные с потребностями человека:

  1. Сила потребности: качество деятельности является наилучшим при средней силе потребности и ухудшается при слишком слабой или слишком сильной мотивации.
  2. Содержание потребностей, лежащих в основе данной деятельности: если деятельность непосредственно удовлетворяет потребность, лежащую в ее основе, то эффективность деятельности повышается. Например, если в основе профессиональной деятельности медицинского работника лежит стремление помогать другим людям, то его деятельность будет более эффективной, чем в случае, если в основе его деятельности лежат материальные потребности.

В процессе осуществления деятельности происходит развитие личности человека. Поэтому уровень психологического развития человека как личности определяется количеством, разнообразием и иерархией (соподчинением) имеющихся у человека потребностей. Человек от животных отличается тем, что у него больше потребностей, чем у животных, и эти потребности гораздо более разнообразные. У животных есть лишь органические потребности и некоторые потребности, связанные с обеспечением физической безопасности организма, в то время как у человека имеются также материальные, социальные, творческие, духовные потребности, а также потребности психического развития. Каждая из названных групп потребностей может быть, в свою очередь, представленной многими входящими в соответствующую группу частными потребностями. Таким образом, число и степень дифференцированности потребностей, имеющихся у человека, может служить характеристикой уровня его психологи­ческого развития.

Еще более важной характеристикой уровня развития человека является разнообразие его потребностей. Но еще более чем общее число и разнообразие имеющихся потребностей, человека как личность характеризует то, какие из потребностей для него являются главными, а какие второстепенными. Если среди множества имеющихся у него потребностей человек преимущественно уделяет внимание удовлетворению своих органических потребностей, то вряд ли мы имеем дело с психологически высокоразвитой личностью. Но если на первом месте у человека по степени значимости стоят творческие или духовные потребности, то он действительно представляет собой высокоразвитую личность.

Почему возникают социальные группы

За всю свою жизнь человек бывает членом многих социальных групп. В одни он попадает невольно (семья, школьный класс, производственный коллектив), в другие вступает сознательно. Почему? Если его личные потребности и интересы совпадают с такими же у других людей, то это сближает с ними, образуется взаимный интерес в общении, времяпрепровождении. Индивидуальные потребности становятся потребностями социальной группы:

  • потребность в коллективном общении и неформальных контактах;
  • в сотрудничестве на благо общества;
  • во взаимопонимании, поддержке, помощи, признании;
  • в организации коллективного досуга;
  • в обмене жизненным и профессиональном опытом;
  • в самоутверждении и самореализации каждого индивида, в общественном признании значимости деятельности всей группы.

В дружных группах обязательно складываются не только деловые, но и эмоциональные привязанности, чувство защищенности. Общие цели и задачи стимулируют творческий поиск методов их решения.

К чему приводит нереализованная потребность

Не каждому человеку удаётся удовлетворить свои нужды так, как хочется. Поэтому бывают ситуации, когда потребность остаётся нереализованной. Что же происходит в этом случае? Если человек не смог удовлетворить свою нужду в самореализации, он становится неуверенным и закомплексованным. В будущем у таких людей нет общих тем для разговора с окружающими. Если человек не удовлетворил потребность в безопасности и у него нет стабильности, тогда появляется психологическая травма. Впоследствии появляется страх, нервозность, стрессы.

Когда у человека нет друзей и близких людей, на которых он может опереться, значит, потребность в любви неудовлетворена. Такие люди становятся замкнутыми и одинокими. Они быстро увядают и жить им становится скучно и неинтересно.

Как выяснилось, физиологическая потребность самая важная. Если она нереализованная, тогда человек начинает не только болеть, но и «угасать» на глазах. Последствие может быть пагубное. Любая нереализованная потребность негативно сказывается как на здоровье, так и на психике человека. Именно поэтому психологи считают, что необходимо удовлетворять свои нужды сразу же, по мере их поступления.

Индивидуальные и общественные потребности

Общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические осо­бенности — состояние здоровья, особенности физиологических про­цессов в организме, различия в строении и функционировании нерв­ной системы, которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатков формируются способности, которые че­ловек реализует в своей жизни. На формирование потребностей лич­ности влияют как ее природные индивидуальные черты, так и воз­действие социальной среды.

В разные эпохи общество имело потребность в использовании различных природных задатков и способностей людей. Так, в усло­виях кастового строя способности, не связанные с предписанным данной касте родом занятий, казались ненужными. Например, чело­век, родившийся в касте купцов, имел право заниматься только тор­говлей, в касте стиральщиков белья — только стиркой и т. п.

Одна из главных тенденций развития отношений между челове­ком и обществом — индивидуализация личности. Развитие, экономи­ки, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию ин­дивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвя занного с ним индивидуального стиля потребления.

Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношении индивидуальных и общественных потребностей.

В человеческих сообществах всегда существовали различия меж­ду потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Как уже отмечалось, для регуляции отношений между обществом и индивидом были выработаны особые механизмы — это в первую оче­редь мораль и право. Однако теперь необходимо уточнить характер этих отношений: каковы конкретные различия между индивидуальными и общественными потребностями и что их объе­диняет?

Механизм взаимосвязи индивидуальных и общественных потреб­ностей отражают следующие закономерности.

1.В простейшем случае общественные потребности представляют собой просто сумму потребностей индивидуальных. Их легко оценить количественно путем простого сложения. Так, если одной семье тре­буется одна квартира, то для расселения тысячи семей потребуется тысяча квартир. Если, например, окажется, что один человек пользуeтся услугами парикмахерской в среднем раз в два месяца, то лег­ко подсчитать, сколько человек будет приходить в парикмахерские города с миллионным населением. На этой простой зависимости основываются градостроительные нормативы, позволяющие оценить потребность отдельного города в магазинах, больницах, школах, предприятиях бытового обслуживания и т. п.

2. В более сложных случаях общественные потребности выходят за пределы индивидуальных и не сводятся к их сумме. Эту закономерность понимали создатели договорной теории государства. Томас Гоббс считал, что государство необходимо гражданам, так как удовлетворяет потребности, существующие у всего на­рода в целом — в управлении обществом, обороне, поддержанииобщественного порядка и т. п. Ряд услуг вообще носит чисто общест­венный характер и не может быть индивидуализирован, направлен только на одного отдельного человека. Это деятельность средств мас­совой информации, общественных организаций, системы образова­ния и здравоохранения, общественного транспорта, армии и органов правопорядка. Все они удовлетворяют общественные потребности. Таким образом, общество в целом, группы и объединения людей приобретают потребности особого рода, которые невозможно до кон­ца, без остатка разложить на индивидуальные потребности. В то же время, удовлетворяя общественные потребности, мы удовлетворяем и индивидуальные потребности людей, входящих в данную социаль­ную общность. Не существует какого-то «человека вообще», явля­ющегося монопольным носителем общественных потребностей.

Различие между общественными и индивидуальными потребно­стями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше и сложнее осознают свои потреб­ности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осо­знается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и пред­принимают усилия по ее широкому осознанию и удовлетворению. В наше время находятся в состоянии постепенного осознания по­требности в решении экологических проблем цивилизации или в ос­воении космоса, в России — ряд острых социальных проблем (необ­ходимость в заботе общества о бездомных детях, регуляции миграци­онных процессов и т. д.).

Нам представляется, что одни и те же потребности могут иметь разное значение для общества в целом, различных групп людей и для отдельного индивида. Так, потребность в деторождении и воспита­нии детей является насущной для общества в целом — понятно, что без ее удовлетворения оно перестанет существовать. В то же время для отдельного человека эта потребность не считается насущной — даже полный отказ от семейных и сексуальных отношений вполне совместим с жизнью и является обязательным требованием для мо­нахов различных церковных конфессий. Потребность в труде — тоже насущная для общества, но всегда существовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности в ней, вероят­но, не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности для общества и для индивида связаны, в частности, с тем, что отдельные индивиды выполняют в социальной системе не­одинаковые функции.

3. Наконец, общественные потребности рассматривают как потреб­ности большинства индивидов. В этом смысле потребности людей, не входящих в данное большинство, являются антиобщественными. Так, можно сказать, что система ценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ей потребностей является обще­ственной. Для противодействия людям, препятствующим их удовле­творению (совершающим, как говорят, «антиобщественные» поступ­ки), возникли механизмы морального и правового принуждения.

Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и обще­ственных потребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так, антидемократические режимы, низко ценящие челове ческую личность, обычно пренебрегают и заботой об ее индивидуальных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяются потребности лишь элитных групп населения. В более демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующиеся на сервисном обслуживании широких слоев населения, так как содействие более полному удовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетом государственной политики.

Индивидуальные потребности человека

Индивид — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизическими особенностями. У индивида, собственно, и индивидуальные биологические, и социальные потребности.

К индивидуальным биологическим потребностям прежде всего относятся потребности в пище, одежде и охране жизни и здоровья. Каждому человеку в зависимости от его пола, возраста, умственной и физической нагрузки, национальных традиций, привычек, массы и размеров тела, состояния здоровья и вкусов требуется своя индивидуальная норма питания по калорийности, содержанию питательных веществ и витаминов, по вкусовым качествам и индивидуальные требования к одежде по ее размерам, моделям и другим потребительским свойствам.

Полное и качественное удовлетворение индивидуальных потребностей в пище и одежде преследует основную цель — удовлетворение главной потребности индивида — охрана его жизни и здоровья.

Удовлетворение этой главной физиологической потребности помимо питания и одежды индивида напрямую зависит от его здорового образа жизни, который предполагает высокую санитарно-гигиеническую культуру каждого, отказ от потребления табака, алкоголя и наркотиков.

У нас в стране 70% населения не занимаются физкультурой, а распространенность гиподинамии (пониженная подвижность человека вследствие уменьшения силы его движений) среди школьников достигла 80%, более 30% населения имеют дефицит веса и столько же избыточный вес, в результате неправильного и нерационального питания.

В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы доля курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросла с 1/2 до 7/10. Стремительно увеличивается количество курящих подростков. Сегодня каждый десятый школьник зависит от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.

В стране по-прежнему острой проблемой остается пьянство. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 7/10 всех несчастных случаев. Существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст постоянно снижается. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети из них — молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных.

К индивидуальным социальным потребностям человека относятся его духовные, этические и эстетические запросы, потребность в самовыражении и самоутверждении личности, в защите от преступного посягательства на его жизнь и имущество. Познание и овладение общечеловеческими ценностями мира, дружбы, добра, справедливости и взаимопомощи; обладание чувством прекрасного и любви к родным и близким, к малой и большой Родине; высокие стремления к беззаветному служению своему народу и всему человечеству — все это естественные потребности одухотворенного человека.

Для выполнения этой великой миссии необходимы всестороннее и гармоничное развитие личности, ее здоровый образ жизни, предполагающий органическое соединение высокой нравственности и санитарно-гигиенической культуры. Биологические и социальные потребности человека взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

Потребность в труде есть одновременно и биологическая, и социальная потребность человека. Посильный и увлекательный труд укрепляет здоровье человека, продлевает его жизнь, делая ее интересной, содержательной, возвышая и утверждая трудящуюся личность. Поэтому перед вырастающим человеком с его детских лет незримо встает задача познать себя, свои способности, развить их и эффективно использовать в своей настоящей и предстоящей жизни.

Семейные потребности человека

Семья — первичная и основная биосоциальная ячейка человеческого общества, представляющая собой группу людей, объединенных любовью, браком и кровными узами.

Семья характеризуется тремя основными признаками: совместным проживанием ее членов, наличием отношения их родства и совместным ведением ими домашнего хозяйства, общностью бюджета. Важные функции семьи: любовь, рождение и воспитание детей, взаимопомощь в жизни и быту, духовное общение и единение. Все эти функции определяют взаимосвязанные физиологические и социальные потребности семьи.

Первейшая и важнейшая биологическая потребность человека состоит в необходимости воспроизводства человеческого рода, в рождении и воспитании детей, что является одновременно и социальной потребностью людей, ибо, порождая и воспитывая детей, человек добивается самовыражения и самоутверждения среди своих близких современников и родных потомков. Сын или дочь, каждый из них является продолжателем рода родителей, наследником фамильных ценностей своих предков.

Семья держится на миролюбии, взаимопонимании, дружбе, согласии, почитании старших и лучших национальных и семейных традициях. Духовности и нравственности, царящим в семье, отводится первое место. Как показали социологические исследования, второе место прочно занимают денежный достаток в семье и ее жилищные условия, что определяет возможности и желания родителей иметь второго ребенка. При рождении первого ребенка для большинства родителей такие условия не являются главными и определяющими.

Максимальное удовлетворение всех потребностей семей, повышение их материального благосостояния способствуют увеличению рождаемости и росту общей численности людей, что является основным показателем развития человечества. В укреплении семейных уз, в повышении рождаемости большое, а в ряде случаев и решающее значение отводится экономической деятельности членов семей, их домашнему хозяйству и всей экономике как системе хозяйствования.

Общественные потребности людей

Облик человека определяет его социальная сущность. Первейшая из социальных потребностей человека — его общение с ему подобными людьми. Все несемейное общение людей и все их общественные потребности по своему характеру и объему можно подразделить на четыре уровня:

1) коллектив (группы соседствующих и дружеских семей, сотрудников по месту работы, учащихся, коллег по любительским и другим занятиям);

2) регион (жители сел, районов, городов, областей и других административно-территориальных и природно-географических районов);

3) страна (граждане и все население государства);

4) человечество (мировое сообщество людей).

После семьи самое тесное и самое необходимое людям общение происходит в коллективе в процессе совместного труда, совместного обустройства быта, других совместных занятий и отдыха. Поэтому на вопрос, что такое счастье, в народе часто говорят — это когда с радостью на работу из дома идешь и с такой же радостью с работы возвращаешься домой. Товарищеские и здоровые дружеские отношения сотрудников, благоприятный психологический климат в трудовом коллективе оказывают большое положительное влияние не только на психофизическое состояние людей, но и, как следствие, на результаты их труда. И наоборот, отсутствие таких отношений и такого климата ведет к психическим расстройствам, нервным и другим заболеваниям. Недаром говорят, что если плохое настроение, то из рук все валится.

На уровне региона основными социальными потребностями людей являются образование, культурные зрелища, любительские и общественные занятия, а биологические потребности состоят в организации общественного питания, в необходимости лечения болезней, в занятиях физкультурой и спортом. Удовлетворение этих потребностей осуществляется посредством создания и функционирования школ, вузов, библиотек, домов культуры, театров, больниц, поликлиник, спортивных сооружений и многого другого, на что требуются большие денежные и материальные ресурсы, получаемые в результате экономической деятельности людей и работы предприятий, производящих соответствующие материальные блага.

На уровне страны осуществляется законодательное обеспечение биосоциальных, индивидуальных, семейных и коллективных потребностей людей. Решается проблема правового регулирования и государственных гарантий реализации этих потребностей. Для этого создаются и функционируют государственные органы управления различными областями материального производства и культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительные и другие органы. И все они содержатся за счет налогов и сборов от доходов экономической деятельности людей и работы предприятий. Следовательно, и на этом уровне удовлетворение общественных потребностей людей зависит от экономики, от материальных ресурсов и денежных средств.

Высший уровень общественных потребностей людей — это их общение на межгосударственном уровне. Потребность в этом общении и взаимодействие людей различных стран растут в связи с повышением необходимости совместной борьбы с международным терроризмом и превращением локальных войн в мировую, с загрязнением природной среды и хищническим использованием природных богатств.

Глава 6. Формирование потребностей

1. Формирование потребностей в условиях научно-технического прогресса

Техника, по определению Маркса, есть «овеществленная сила знания».93 Из этого определения вытекает, что неовеществленные знания, равно как и органы человеческого тела (ноги, руки, голова и т. д.) являются неотчуждаемыми силами человека, а, следовательно, определенностью техники не обладают.

Человеческий разум, используя материалы природы, превращает их в орудия труда, в средства транспорта, в оружия для обороны и завоевательных войн, в медицинские инструменты, в средства спорта и развлечений. История человеческого общества и общественный прогресс хорошо просматривается в прогрессе техники — от каменного топора до современного компьютера и космических кораблей. Они есть предметное воплощение технического прогресса.

Техника — это, прежде всего, средство человеческой деятельности. Как таковая она используется для осуществления тех целей, которые ставят перед собой отдельные индивиды, группы людей, нации или государства, следовательно, техника не создается ради техники, она всегда была, есть и будет средством для достижения какой-либо цели. Вне функционирования в качестве средства техника перестает быть сама собой, превращается в металлолом, в мусор.

В истории общества техника играла роль двуликого Януса. В зависимости от того, в чьих руках она находится, она может служить как умножению добра, так и распространению зла: углублению экологического кризиса, укреплению власти антинародных режимов, распространению болезней. Техника освобождает человека от изнурительного физического труда и, вместе с тем, порождает безработицу, она представляет высокоскоростные средства транспорта и, вместе с тем, чревата все более губительными транспортными катастрофами (пример, катастрофа весной 1998 г. пассажирского поезда в Германии, двигающимся со скоростью 200 км в час, в которой погибло около 200 человек и следствием которой было решение германского правительства об ограничении скорости движения поездов до 100 км в час). Техника способствует усвоению новых сфер природных ресурсов, она же приближает час экологической катастрофы. Перечень противоречивых, взаимоисключающих последствий технического прогресса можно продолжить. Все они подчеркивают мысль, что техника может служить как гуманным, так и антигуманным целям. Названная двуликость техники порождает неоднозначное отношение к техническому прогрессу на всем протяжении истории.

Еще в античной цивилизации существовало двойственное отношение к технике.

Если Геродот с радостью и восхищением описывает такие изумительные творения технического искусства как Афонский перешеек, мост через Геллоспонт, водопровод на Самосе, если Эсхил в своем «Прометее» объясняет фундаментальную человеческую миссию техники, то уже Софокл дает обоснованное доказательство опасной природы техники в знаменитом хорале из «Антигоны». Он говорит об ужасности человека, которая привела его к технике, о той чудовищной разрушительной силе, которую дала человеку техника. Так как человек с изобретением техники получил в свои руки неожиданное интеллектуальное средство, он находится на перепутье между добром и злом.94

Многие древние мыслители, например, Платон и Сократ, ставили созерцательное нравственно-эстетическое отношение к природе выше практического технического мышления. Они считали изобретателей орудий личностями низкопробного интеллекта. Техницизм как синоним прагматизма не довлел над умами древних греков.

Сами авторы технических изобретений (например, Архимед) считали необходимым пояснять, что они занимаются исследованиями отнюдь не для практических нужд, а ради развлечений. И мифологический Прометей — символ преобразования мира — не был человеческим существом и в силу этого переносил техническое творчество в царство божеских даров, которые человек всего лишь «находит».

Современная эпоха полна пессимистических предсказаний о последствиях научно-технического прогресса. Так, XV Всемирный конгресс по философии (1973 г.), посвященный проблеме «человек и техника» выразил полярность взглядов философов на эту тему. Западные философы, представлявшие страны с передовыми технологиями, относились к технике критически, отмечали ее дегуманизирующее влияние на человека, называли Маркса технократом за его высказывания о ведущей роли техники в структуре производительных сил.

Английский социолог Клитер предсказывал такое будущее, когда компьютеры и роботы вытеснят человека из всех сфер жизни и будут танцевать канкан на могиле последнего человека, упрекая его в том, насколько он был глуп, создав думающие машины.

С другой стороны, философы из Индии, Пакистана, Афганистана видели причину всех бедствий народов их стран в недостаточном развитии техники.

Более широкое по сравнение с техникой понятие технологии. Оно определяется на основе системного подхода и способствует уяснению места человека в непосредственном процессе производства.

Технология — это процесс производства, рассматриваемый с точки зрения активного осуществления целевой установки с оптимальным использованием средств труда (технических м человеческих), научных достижений, методов управления производством и контроля за качеством продукции.

Гуманизация технологических процессов означает не что иное, как перенесение на технологию модели функционирования человеческого организма, человеческой деятельности. Другим полюсом взаимодействия человека и техники в технологии является технизация человека, т. е. превращение органов человека и актов его деятельности, его интеллектуального потенциала в одно из средств (факторов), в инструмент достижения технической цели. Это, несомненно, дегуманизирующий признак технологии, так как он резко снижает возможности самореализации человека, его духовных и нравственных качеств, т. е. всего того, что подходит под емкое определение личности.

Создавая материальные ценности для общества, человек обесценивается, превращаясь в простую функцию технологического процесса.

Существует два способа устранения названного здесь дегуманизирующего признака технологического процесса. Первый, компенсирующий способ. Он состоит в том, чтобы компенсировать техническое отчуждение в процессе производства хорошей зарплатой и созданием условий для всестороннего развития личности за пределами производства. Человек из положения в себя бытия переходит в положение для себя бытия.

Второй способ состоит в гуманизации технологического процесса, в создании таких условий на производстве, чтобы и в технологическом процессе человек смог реализовать свои личностные и гражданские качества. Этот, второй, способ более трудный, он и должен быть предметом пристального внимания технического образования, его гуманизации.

Попытаемся сформулировать некоторые философские подходы к решению этой проблемы.

В различных формах человеческой деятельности преобладают различные, присущие этим видам деятельности, виды мышления, различные уровни человеческого разума. Основные уровни: аналитический разум, синтетический разум, диалектический разум.

«Технология есть кульминация аналитического разума, а компьютеры есть высший пример аналитического разума в действии. И чем больше прогресс компьютерной техники, тем больше опасности превращения аналитического разума в единственный способ мышления и технологизации всего человеческого разума» (Д. Джордж. США).

Подготовка инженерных кадров опирается на приоритетное развитие аналитического мышления. Это — аксиома технического образования. Опасность дегуманизации инженера, подготовки бесчеловечного инженера состоит не в отрицании этой аксиомы. Дегуманизация начинается там, где аналитический разум рассматривается не только как превалирующий, но и как единственный способ мышления будущего специалиста. Когда аналитический разум не ограничивается сферой технологии, но осуществляет свою экспансию на все другие сферы жизнедеятельности человека: культуру, духовную и нравственную жизнь общества.

Чтобы избежать этого, необходимо с первых дней пребывания студента в вузе ориентировать на преодоление одностороннего представления на свою будущую техническую специальность. Надо, чтобы будущий технический специалист ориентировался на усвоение целого комплекса гуманитарных знаний, чтобы он формировал себя, прежде всего, как человек, а затем — как инженер. Именно так ориентированы многие технологические вузы западных стран, отводя на изучение гуманитарных дисциплин до 50% учебного времени.

Надо также учесть то обстоятельство, что не все проблемы, изучаемые техническими науками, являются чисто технологическими. Это и человеческие проблемы. Поэтому в программу технических дисциплин должны быть включены вопросы истории науки и техники, социальные и культурные предпосылки развития той или иной технической науки, место и значение той или иной конкретной науки «на карте знаний». Надо показать, что доминирование аналитического разума исторически ведет к радикальному атомизму, в котором все части разделены, независимы, дискурсивные.

Синтетический разум есть черта разума или черта разумного человека, форсирующая целостное мышление, систему или всеобщность. Этот тип разума, который рассматривает все элементы структуры в их взаимосвязи в рамках системы. Синтетический разум формирует модель универсального единства.

Синтетический разум формирует общечеловеческую позицию будущего специалиста. Это достигается преподаванием гуманитарных дисциплин: истории, культуры, политологии, эстетики, этики, языкознания, социологии. Функциональное назначение этого ряда дисциплин состоит в формировании образа личности в обществе, государстве, в усвоении системы социальных коммуникаций.

Формирование и развитие синтетического мышления будущих специалистов вполне подходит под название гуманитаризации технического образования. Из перечисленных дисциплин названного цикла наибольшей возможностью для формирования личности технического специалиста обладают: социология, эстетика, этика, языкознание. Но поскольку все эти дисциплины формируют преимущественно поведенческую (социальную) сторону личности специалиста и не вникают в деятельностную (профессиональную) сущность личности, они не могут претендовать на приоритетную роль в процессе гуманизации технического образования. Диалектический разум цементирует связь между первыми двумя уровнями мышления. Это тот аспект разума, который сдерживает нас от чувства полного удовлетворения от результатов наших аналитических и синтетических достижений. Это движение от одной перспективы к другой, от одной точки зрения к другой, гарантия от односторонности и закостенения. Это гибкость ума, побуждающая к смене методов, к плюрализму подходов, к поиску средств выхода из тупиковых ситуаций технического творчества. Это чувство того, что проделанный анализ не следует воспринимать за конец поиска, а синтез никогда не бывает полным.

Диалектическое мышление — масштабное, стратегическое. Первостепенная роль в решении этой задачи при подготовке инженеров отводится философии. Это достигается в органическом единстве мировоззренческой и методологической подготовки. Существенную роль в этом деле могла бы сыграть организация совместно с техническими кафедрами деловых игр, включающих решение экологических проблем будущими инженерами.

В этом свете мне представляется, что подлинная, а не мнимая гуманизация технического образования состоит в воспитании у будущего специалиста стремления и способностей к всесторонней реализации своей деятельной сущности во всех сферах общественной жизни на базе высокой профессиональной подготовки.

Итак, какие новые потребности формирует современный научно-технический прогресс, какие из старых потребностей он нивелирует или модернизирует с учетом современности? Учитывая виртуальную природу потребностей, их консерватизм и избирательность, их выборы разными людьми, следует сразу предупредить: нет однозначного ответа на поставленный вопрос. Речь идет о тенденции, увлекающей большую часть людей в соответствие с реалиями новых технических усовершенствований, но не охватывающих всех без исключения граждан.

Наиболее общая потребность, формируемая техническим прогрессом и овладевающая большими слоями населения — это потребность в комфорте в широком смысле этого слова: в комфорте жилища, быта, транспортных средств, связи и коммуникаций.

Особо следует сказать о разумности и условиях формирования потребностей комфорта.

Во-первых, о средствах транспорта. Вряд ли можно считать разумной потребностью в высокоскоростных средствах передвижения. Эта потребность формируется собственниками крупных капиталов, ищущих способы вложения этих капиталов. Пример: строительство высокоскоростной ж/д от Петербурга од Москвы. Вряд ли эта потребность (доехать до Петербурга за 3 часа) овладеет большим количеством населения. Значительно удобнее ехать до Петербурга 7 часов: вечером сесть в поезд, а утром прибыть в Петербург. Кроме того, существует ряд других проблем: экологические, экономические и др., которые создают ситуацию нецелесообразности строительства этой дороги.

И вообще, высокоскоростной транспорт (поезда, автомобили, самолеты) более чреват катастрофами и тяжелыми последствиями этих катастроф. Мы называли пример катастрофы высокоскоростного пассажирского поезда под Ганновером в 1998 году, в результате которой погибли 200 человек и вызвавшее распоряжение правительства об ограничении скоростей на железной дороге до 100 км/час.

Во-вторых, о новых средствах связи и коммуникаций: сотовые телефоны, Интернет. Эти средства связи приемлемы для ограниченного числа людей правоохранительные органы, торговле и др. Во многих других случаях использование сотовых телефонов приносит вред обществу: киллеры, воры, преступные сообщества. В прессе отмечалось о недовольстве людей, посещающих театры, когда некоторые посетители спектакля разговаривают по сотовому телефону во время спектакля.

Все эти нововведения в обеспечении комфорта должны проходить социально-гуманистическую экспертизу перед внедрением в массовое производство. Эти нововведения не должны навязываться населению по всем каналам информации; надо обеспечить абсолютно свободный выбор этих потребностей, сделать их доступными для массового потребителя, а не делать их исключительной привилегией толстосумов.

Следующая потребность, формируемая техническим прогрессом: многопрофильная ориентация специалистов. Технический прогресс приводи к моральному износу не только техники, но и технических специальностей: многие из них отмирают, когда специалист еще находится в расцвете сил. Надо ориентироваться на приобретение смежных специальностей, чтобы не оказаться без работы, выдерживать конкуренцию на рынке труда. И, наконец, у технических специалистов должна постоянно воспроизводиться потребность в гуманизации техники, о чем говорилось выше. Мы должны очеловечивать, одухотворять технику, чтобы не превратиться в «веселых» роботов (Маклюэн).

Критика потребностей психологами

Многие психологи несогласны с пирамидой Маслоу только по той причине, что не видят логики. Учёный так разработал потребности, что они идут только по очереди. Прежде чем удовлетворить вторую нужду, сначала нужно реализовать первую. На самом деле психологи согласны только с физиологическими потребностями. Ведь если человек голоден, он не захочет реализовывать ничего другого. Однако, почему же на втором месте стоит потребность в безопасности, а не в любви? Ведь каждый человек индивидуален. Если одному нужна стабильность, а второму может понадобиться любовь.

Одновременно психологи согласны с Маслоу в том, что человек зависим от потребностей. Личность превышает свои запросы, поэтому процесс формирования нужд часто становится более сложным. Можно отдать должное Абрахаму Гарольду Маслоу. Он никогда не настаивал на своей теории, а предоставлял людям выбор. Он соглашался с теми психологами, которые выдвигали свои теории классификации потребностей. Маслоу согласен, что любая потребность зависит от определённых условий, в которых находится человек. Кажется, что теория английского учёного дала развёрнутый ответ педагогам или руководителям.

Для чего нужны основные потребности?

Как выяснилось, классификация потребностей по Маслоу разбита на 5 компонентов. Самое интересное, что они рассматриваются в обратном порядке. Первая очень важная классификация – это потребность в физиологии. Именно от неё зависит жизнь не только человека, но и любого живого существа. К физиологической потребности относится сон, еда, секс и дыхание.

Вторым компонентом рассматривается четвёртая классификация. Это потребность в безопасности. Человек должен быть уверен, что живёт в защищённом обществе, где верховенствует закон и право. Он не должен бояться за свою жизнь. Индивиду необходимо знать, что в случае чрезвычайной ситуации ему на помощь придут полицейские, пожарные, врачи и так далее. Сюда также можно отнести чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Потребность в любви и принадлежности – это третий важный компонент в жизни человека. Все люди хотят, чтобы их любили и уважали. Поэтому каждая личность нуждается в общении с коллективом, друзьями, родственниками. Человек при этом чувствует себя кому-то нужным. Когда удовлетворена потребность в любви, тогда личность нуждается в престиже и признании. Это вторая по счёту ступень Человек хочет, чтобы окружающие видели его таланты. Только тогда, когда люди признают одарённую личность, он становится самоуверенным и успешным.

И первый по счёту компонент – потребность в самореализации. Это духовная нужда. Каждый человек старается заниматься творчеством, ходит в музей, театр, цирк. То есть стремится духовно развиваться. Американский психолог Маслоу расположил пять основных компонентов в иерархической последовательности. Однако многие учёные не согласились с такой теорией. Ведь не может быть потребность в самореализации стоять на первом месте, а физиологические потребности – на последнем. Однако психолог смог доказать обратное, так как пирамида читается снизу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: