Переключение внимания: определение понятия, описание техники

Непроизвольное внимание – это вариация внимания, возникающая по причине воздействия на анализаторы раздражителя и заключается в воспроизведении образа, явления, предмета без приложения волевого усилия. Данная вариация внимания считается наиболее элементарной его разновидностью, свойственной также животным. Непроизвольное внимание наблюдается даже у младенцев, но вначале носит неустойчивый характер и по объёму является относительно ограниченным. Оно возникает внезапно автономно от сознания, независимо от варианта деятельности, производимой в этот момент под воздействием разнообразных стимулов, воздействующих на анализатор организма.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Рассматриваемую вариацию внимания зачастую именуют пассивной либо вынужденной, поскольку зарождается и поддерживается автономно от человеческого сознания. Обычно самопроизвольное внимание возникает вследствие комплекса причин, включающего многообразие факторов физического и психофизиологического характера, а также психические корни. Все причины взаимообусловлены. При этом их можно условно подразделить на нижеприведённые категории.

Первая обусловлена характером стимула извне. Здесь учитывается, перво-наперво, сила либо интенсивность раздражителя. Любое достаточно мощное раздражение спровоцированное, например, громкими звуками, интенсивным светом, резким запахом, сильным толчком, непроизвольно привлекает внимание. Однако наиболее существенным значением обладает не абсолютная интенсивность раздражителя, а относительная сила стимула.

К примеру, когда индивид чрезмерно чем-то увлекся, то слабых «импульсов» он не замечает. Потому что интенсивность их не слишком велика в сравнении с интенсивностью стимулов, составляющих предмет либо условия деятельности индивида. При этом в иных обстоятельствах, например, при блуждании в Морфеевом царстве, реакции человека на всевозможные шелесты, скрипы, голоса становятся достаточно чуткими.

Считается, что возникновение непроизвольного внимания связано с совпадением раздражителей извне с душевным состоянием индивидов, в частности с имеющимися у них потребностями. Например, человек, испытывающий чувство голода, будет иначе реагировать на упоминание в беседе еды, нежели сытый. Голодный субъект на болтовню, в котором ведется речь о пище, непроизвольно обратит внимание. Данная особенность являет собой вторую категорию факторов, вызывающих рассматриваемый вариант внимания.

Третья категория обусловлена общей устремлённостью личности. Сфера интересов людей включает предметы и области наиболее их интересующие (в частности и профессиональные интересы). Поэтому внезапное «столкновение» с интересующим предметом порождает рассматриваемый феномен. Поэтому архитектор, прогуливаясь тесными улочками незнакомого городка невольно обращает внимание на изящество старинных построек.

Следовательно, общая устремлённость личности и присутствие предшествующего опыта оказывают непосредственное воздействие на формирование самопроизвольного внимания.

Стало быть, рассматриваемый феномен возникает при наличии одного из нижеприведенных условий: неожиданности импульса, интенсивности раздражителя и новизны, контрастности явлений или предметов. Также на появление данной вариации внимания оказывает влияние и внутренний настрой человека.

Т. Рибо французский психолог выдвинул гипотезу, что несознательное внимание обусловлено глубокими тайниками человеческого существа. Направление описываемой разновидности внимания конкретного индивида демонстрирует его характер либо его устремления.

Исходя из данной характеристики, можно сделать заключение относительно этого индивида, например, что ему присуща легкомысленность, простота, ограниченность либо наоборот, глубина, чистосердечность. Красивый вид приковывает внимание художника, воздействуя на его врождённое эстетическое чувство прекрасного, тогда как человек, ежедневно следующий данным маршрутом, видит в таком пейзаже лишь обыденность.

Виды

Переключение внимания бывает двух видов:

  1. Преднамеренное. В этом случае человек волевым усилием заставляет себя перенести внимание с одной задачи на другую. Наглядный пример: переключение между несколькими проектами часто можно увидеть в любом офисе. Да и дома люди нередко работают в режиме многозадачности. Например, девушка может мыть посуду и разговаривать в это время по телефону. Подобное постоянное переключение внимания будет снижать эффективность каждого из отдельно взятых дел, если персона, их выполняющая, не обладает этим быстрым навыком.
  2. Непреднамеренное. Отвлекающие факторы сопровождают человека на протяжении всего дня. Он может усиленно заниматься работой, но телефонный звонок выбьет человека из состояния глубокого мышления. Оповещение социальных сетей не дают сосредоточиться на каком-то занятии дольше 30 минут. Радио или телевизор, которые играют фоном, поглощают внимание, даже если он этого не осознает.

Особенности непроизвольного внимания

Рассматриваемое явление характеризуется отсутствием целенаправленности в процессе фиксации сознания на конкретном раздражителе. Данная разновидность внимания считается его первичным видом, вырабатывающимся в процессе онтогенеза на дошкольном этапе. Особенность описываемой вариации внимания состоит в отсутствии волевой регуляции.

Таким образом, самопроизвольно внимание являет собой первичную его форму, обусловленную рефлекторными установками. Возникает оно по причине воздействия внешних импульсов. Поддерживается без сознательного желания или намерения индивида. Свойство воздействующих стимулов, их эмоциональная окрашенность, сила или новизна, связанность с потребностями обуславливают захват и приковывание внимания к отдельным явлениям, предметам, лицам.

Физиологический базис самопроизвольного внимания составляет безусловно-рефлекторную направляющую деятельность. Нейрофизиологическим её приспособлением являются возбуждения, поступающие из подкорковых зон полушарий мозга в его кору.

Главное условие возникновения непроизвольного внимания заключается в отсутствии противоборства мотивов, борьбы интересов, присущих произвольному его виду, где индивида могут «разрывать» соперничающие побуждения, имеющие различные направленности, но которые могут притянуть и удержать сознание личности.

Таким образом, особенность рассматриваемого феномена заключается в его зарождении при преобладании силы сторонних раздражителей над силой произвольно действующих импульсов, когда субдоминантные стимулы при некоторых условиях и обстоятельствах делаются более интенсивными в сравнении с лидирующими на данный момент.

Катализаторами рассматриваемой вариации внимания являются не всегда лишь внешние объекты, условия, но и потребности, желания, эмоциональные состояния, то есть всё волнующее или интересующее человека.

Зачастую оно возникает, когда индивид устал на фоне неблагоприятных условий (жарко или холодно, душно, затхлый воздух) либо, когда работа, которой занят индивид, его не занимает, не требует активной умственной деятельности.

Пассивное внимание характеризуется кратковременным течением, однако при ряде условий в соответствии с силой сторонних раздражителей, влияющих на индивида, оно может появляться достаточно часто, препятствуя ведущей деятельности.

Рассматриваемая вариация внимания разнится от своего произвольного собрата наличием обязательного компонента – воли. Непассивное внимание характеризуется сознательной концентрацией личности на определённых явлениях или объектах окружающего мира.

Медитация

Распределение, переключение и объем внимания меняется в зависимости от того, насколько человека интересует то, что происходит вокруг. Возможно, вы встречали на улице своего друга, который прошел мимо, даже не поздоровавшись. Когда вы окликнули приятеля, тот сказал, что задумался. Внимание человека может быть сосредоточенно или внутрь него, именно в таком положении человек думает, или же наружу, тогда личность ощущает, что происходит рядом с ней. Концентрировать внимание и на том, и на другом сложно. По этой причине, переключить сознание может помочь простая медитация. Не нужно садиться в позу лотоса для того, чтобы очистить сознание. Достаточно сосредоточиться на своем дыхании. Лишние мысли уйдут из головы, а в ней останется подобие вакуума. В этом состоянии человек может садиться работать и достигать наивысшей концентрации внимания.

Нейропсихология

Нейропсихология внимания — это отдельная область знаний, которая занимается изучением вопросов концентрации, увязывая их с нервными процессами. Изначально подобные исследования проводились исключительно на животных, путем подключения электродов к определенным участкам головного мозга. Для того чтобы исследовать устойчивость внимания человека, применяют технологию электроэнцефалограммы. Для этого организм должен находиться в бодрствующем состоянии. Таким образом удается зафиксировать возбуждение или же торможение нервных импульсов во время выполнения определенного рода деятельности. В этом контексте огромную роль играет психолог Е. Н. Соколов. Путем большого количества исследований он доказал, что при многократном выполнении одного и того же действия внимание становится автоматическим. Таким образом, мозг перестает активно реагировать на раздражитель, что сказывается на результатах электроэнцефалограммы. Мозг решает, что в данном случае необходимость в возбуждении отсутствует, ведь в организме заложена определенная механическая память.

Содержание

  • 1 Объекты внимания
  • 2 Функции внимания
  • 3 Виды внимания 3.1 Непроизвольное внимание (пассивное)
  • 3.2 Произвольное внимание
  • 3.3 Послепроизвольное внимание
  • 4 Формы внимания
  • 5 Свойства внимания
      5.1 Концентрация
  • 5.2 Объём
  • 5.3 Устойчивость
  • 5.4 Переключаемость
  • 5.5 Распределение
  • 6 Рассеянность
  • 7 Психологические модели внимания
  • 8 Нейропсихология внимания
      8.1 Дефицит внимания
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки
  • Детская внимательность

    Самопроизвольное реагирование возникает и сохраняется независимо от наших целей. Из-за своей увлеченности или неожиданности раздражители захватывают и отвлекают индивида от его деятельности.

    Очная консультация

    Каковы особенности и преимущества очной консультации?

    Узнать подробнее

    Консультация по скайпу

    Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

    Узнать подробнее

    Младенцы не способны концентрироваться на одном определенном предмете. Их увлекают разнообразные вещи – сотовый телефон, косметика мамы, папины инструменты. В этом возрасте малыши очень любопытны. Когда ребенок подрастает, он получает множество информации, узнает о том, что на нашей планете существует большое количество животных самых разных видов, насекомых, растений. Они начинают лучше понимать людей, различать цвет волос, глаз, окрас кожи.

    В самом начале жизни постигать мир младенцам помогают родители, они закладывают в ребенка свои установки, объясняют грань добра и зла, учат разговаривать. Затем малыш сам начинает познавать все вокруг, реагируя на то, что кажется ему ярким, необычным и неизведанным.

    Дети не могут регулировать собственную внимательность, так как у них функционирует пассивная сосредоточенность. Поэтому малышей привлекают различные странные предметы, которые попадают в их поле зрения. Ребенок может внимательно разглядывать игрушку, которую ему подарили, радоваться ей, но уже через минуту переключиться на другую вещь. Поэтому младенца легко успокоить при падении, плаче – надо просто его отвлечь от болевого ощущения или нежелательного объекта.

    Способность сосредотачиваться на одном предмете проявляется у ребенка на шестом году жизни. Я рекомендую хвалить его за любое проявление усидчивости и силы воли до этого возраста – так как малышу это дается нелегко. Похвала даст ему понять, что его старания оценены, поэтому он начнет стараться сильнее, чтобы порадовать родителей своими маленькими победами.

    Если же все попытки внимательной сосредоточенности тщетны, не ругайте свое чадо, попросите его попытаться снова. Негативным реагированием вы отобьете у малыша всю тягу к знаниям, учебе и усидчивости.

    Литература

    • Внимание // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии», ISBN 5-314-00016-8
    • Д. Н. Узнадзе «Общая психология», ISBN 5-89357-121-5
    • Психология внимания. Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, ISBN 978-5-17-053015-1
    • А. И. Шатских «Популярная энциклопедия внимания», ISBN 978-5-00086-533-0
    • «Процесс возрастного развития внимания», Публикации, конспекты, лекции

    Распределение

    Распределение внимания — это возможность человека сконцентрироваться на нескольких объектах одновременно.

    Иными словами, это способность единовременно выполнять несколько различных задач.

    Ярким примером человека с выдающейся способностью распределять внимание является Юлий Цезарь. Утверждается, что он мог одновременно диктовать содержание письма нескольким писарям, в то время как сам читал абсолютно другой текст.

    Возможность распределения внимания можно несколько повысить, пользуясь следующими методами:

    1. Выполняя работу, требующую повышенного внимания, желательно каждые 15-20 минут отвлекаться и намеренно снижать уровень его концентрации, давать себе непродолжительный отдых.
    2. В различное время суток человек имеет разную способность к концентрации.
      Обычно она выше в часы после пробуждения, однако зависит и от индивидуальных особенностей человека.
    3. Совмещение близких по смыслу действий приводит к повышению концентрации внимания. Например, ребенок, разучивающий стих и соответственно жестикулирующий, запомнит его быстрее, поскольку в процесс контроля внимания будет вовлечена и физическая, и его умственная активность.
    4. Автоматизм действий. Опытный водитель не задумывается над процессом переключения передач при вождении автомобиля, что помогает ему больше сконцентрироваться над ситуацией на дороге, в то время как новичка это действие скорее будет отвлекать.

    Примечания

    1. Комарова Т. К.
      Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 124 с.
    2. Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я»: «Внешнее внимание», psychologist.ru (Проверено 11 января 2010)
    3. Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я»: «Внутреннее внимание», psychologist.ru (Проверено 11 января 2010)
    4. Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с. — (Серия: Хрестоматия психологии). 18ВЫ 5-88711-149-6
    5. Spelke, E., Hirst, W., & Neisser, U. (1976). Skills of divided attention. Cognition, 4, 215—230.
    6. Bundesen. C. (1996). Formal models of visual attention: A tutorial review. In A. F. Kramer, M. G. H. Coles, & G. D. Logan (Eds.), Converging operations in the study of’ visual selective attention (pp. 1-43). Washington, DC: American Psychological Association. Elaborates on much of the material in the present article.
    7. Chelazzi, L. (1999) Serial attention mechanisms in visual search: A critical look at the evidence. Psychological Research, 62, 195—219.
    8. Wolfe, J., Reijnen, E., Horowitz, T., Pedersini, R., Pinto, Y., & Hulleman, J. (2011). How does our search engine «see» the world? The case of amodal completion. Attention, Perception, & Psychophysics, 73(4), 1054—1064.
    9. Eriksen, C. W., & Hoffhan, J. E. (1972). Temporal and spatial characteristics of selective attention. Perception and Psychophysics, 12, 201—204
    10. Townsend. J. T. & Ashby, F. G. (1983). The stochastic modeling of elementary psychological processes. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
    11. Duncan, J., & Humphreys, G. W. (1989). Visual search and stimulus similarity. Psychological Review, 96, 433-4 58.
    12. Posner, M. I., & Dehaene, S. (1994). Attentional networks. Trends in Neurosciences, 17(2), 75-79.
    13. Психологический словарь, значения психологических терминов «Мир Вашего Я»: «Внимание», psychologist.ru (Проверено 11 января 2010)
    14. Когда внимание захвачено одной-единственной мишенью, когда она удерживается в памяти, во внутреннем фокусе, то в коре появляется тета-ритм, который навязал ей гиппокамп.
      — Журнал «Наука и жизнь», №5, 2013, статья «Откуда берутся умные дети» (Татьяна Строганова, доктор биологических наук)

    15. How attention helps you remember
    16. Формирование памяти связали со вспомогательными клетками мозга
    17. Lou, H. C, Henriksen, L., & Bruhn, P. (1984). Focal cerebral hypoperfusion in children with dyphasia and/or attention deficit disorder. Archives of Neurology, 41(8), 825—829.

    Объем

    Объем внимания характеризует количество объектов, на которых сконцентрировано внимание.

    Объем внимания взрослого человека составляет 3-7 объектов, у ребенка он несколько ниже — 2-5 объектов.

    Человек, имеющий большой объем внимания, заметит больше явлений и каких-либо факторов, следовательно, он лучше оценит ту или иную ситуацию. Данная характеристика также сильно зависит от осознания связи наблюдаемых объектов между собой и знаний о них.

    Примером может являться диагностика заболевания врачом, когда подозрения на ту или иную болезнь возникают при внешнем осмотре, в то время как человек без медицинского образования может не заметить данные симптомы.

    Объем внимания учитывается во многих сферах человеческой деятельности.

    Например, в идеале рекламная вывеска не должна содержать более 5 слов, так как среднестатистический человек не сможет одним взглядом оценить все преимущества того или иного товара при большем количестве объектов информации на ней.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: