Что такое самосознание
Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития.
Источник развития самосознания – обобщение знаний человека о других людях, сравнение их опыта со своим (жизненным, профессиональным, любовным). Чем больше развивается самосознание, тем больше человеку открывается его внутренний мир.
Я-концепция – результат самосознания личности, то есть теория человека о самом себе. Притом Я-концепция может принимать и более частные формы, например, быть профессиональной.
Структура самосознания
Самосознание включает в себя три элемента.
Когнитивный (самопонимание)
Характеризуется как представление человека о своих способностях, внешности, темпераменте и так далее. То есть речь идет о самопознании как элементе самосознания.
Эмоционально-оценочный (самоотношение)
Предполагает адекватную оценку своих особенностей, то есть себялюбие (самопринятие), самоуважение, самокритичность, самооценка, самоконтроль и другое.
Поведенческий, или волевой (саморегуляция)
Выражается в стремлении быть понятым и принятым обществом, получить уважение со стороны, приобрести определенный статус.
Самоактуализация
Самоактуализация не столько входит в структуру самосознания, сколько неразрывно с ним связана. Ее можно охарактеризовать как стремление человека к максимальному выявлению и развитию личностных особенностей и возможностей. Это потребность в постоянном самосовершенствовании и раскрытии своего потенциала.
Самооценка
Самооценка позволяет человеку оценивать собственные силы, особенности и регулировать в соответствии с результатами поведение. Самооценка бывает адекватной, заниженной или завышенной. Два последних типа оказывают разрушающее влияние на личность и ведут к внутренним конфликтам. На самооценку в любом возрасте влияет оценка извне, разница лишь в силе этого влияния.
Уровень притязаний
Это желаемый уровень самооценки, то есть тесно связано с предыдущим компонентом и Я-идеальным (подробнее об этом в следующем пункте). Уровень притязаний обуславливает возможный уровень достижений личности и развитие ее способностей. Выражается в трудности цели деятельности.
Самосознание индивида и социальное поведение
Зачёт «Человек в системе общественных отношений»
Общественное и индивидуальное сознание.
Общественное сознание
— совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе общественное сознание взаимодействует с индивидуальным сознанием.
Структура общественного сознания:
• психологический уровень (психология) • теоритический уровень (идеология) • практический уровень (поведение)
Формы общественного сознания:
• искусство (художественное сознание) • наука (философия) • мораль • правосознание (право) • религия • идеология (политическое сознание) – наивысшая форма общественного сознания
Формыобщественного сознания
зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенного
типа общественными отношениями
: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества.
Массовое сознание
— шаблонное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры.
Политическое сознание
— это форма общественного сознания, совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.
Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус
индивида прежде всего оказывает влияние на его поведение. Модель поведения, ориентированную на данный
статус
, принято называть
социальной ролью
.
Выделяют следующие типы социальных ролей:
• психосоматические (зависимость от биологических потребностей, культуры человека) •психодраматические (зависимость от требования окружения) • социальные (зависимость от ожиданий представителей других социальных категорий) Социальная роль
— это своеобразный
образец поведения
, требуемый от носителя, определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.
Процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:
• биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли • личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли • характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения • структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой. В процессе реализации
социальных ролей
могут появляться определенные
трудности
, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество
ролей
. Выделяют внутреролевые (требования одной роли противоречат друг другу), межролевые (требования одной роли противоречат другой роли), личностно-ролевые (требования роли противоречат потребностям личности) ролевые конфликты.
Социальные роли в юношеском возрасте.
Молодежь
— это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик.
Социальные роли в юношеском возрасте:
сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, работник, семьянин, участник спортивной, участник субкультуры, участник общественного движения, участник социального взаимодействия.
Особенности социального положения молодёжи:
• переходность положения • высокий уровень мобильности • обретение новых социальных ролей • поиск места в жизни • перспективы в карьерном плане
Духовная жизнь человека.
Духовный мир
— внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.
Духовный мир
каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к
социальной общности
в тесной связи с
духовной жизнью общества
. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством –
духовностью
.
Духовность
означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. На высшем уровне развития человека мотивами, смыслами его жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности
. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создает
ценностные ориентации
, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними. В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, которые, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры.
Мировоззрение
(кратко) – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.
Мировоззрение
(полное)- совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру, его месту в нем и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности.
Самосознание индивида и социальное поведение.
Самосознание
(общественное) — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Самосознание
(внутреличностное) — осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Социальное поведение
– поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Виды социального поведения:
• массовое (активность масс) – групповое (взаимодействие нескольких людей) • просоциальное — асоциальное • помогающее — конкурентное • девиантное (отклоняющееся) – противоправное • (значимое) проявление добра и зла, дружбы и вражды • (значимое) стремление к успеху, власти • (значимое) уверенность и неуверенность в себе
Свобода и ответственность.
Свобода
(действий) – отсутствие препятствий, рамок, границ. Свобода (нравственная) – способность человека действовать согласно своим целям и интересам, осуществлять
выбор
.
Свобода
(потребности) – осознанное следование необходимости.
Свобода
(длительная) — это регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований.
Свобода
человека неразрывно связана с ответственностью за свои действия, долгом и обязанностями.
Свобода воли
— способность человека к самоопределению в своих действиях
Структура Я-концепции
Вместе с этим если рассматривать продукт самосознания – образы Я, то можно выделить:
- Я реальное (какой я есть сейчас);
- Я идеальное (каким я могу стать в соответствии с возможностями);
- Я фантастическое (каким бы я мог стать, если бы это было возможно).
Противоречие Я-идеального и Я-реального может послужить как толчком к саморазвитию, так и вызвать дисгармонию личности. Стоит отметить, что самосознание – динамическая структура. Она склонна к изменениям и трансформациям Я-образов.
В некоторых теориях встречается более широкая классификация Я-образов. Выделяется:
- Я-реальное;
- Я-идеальное;
- Я-потенциальное;
- Я-личностное;
- Я-деятельностное (профессиональное, внепрофессиональное).
В других трудах, например, Ш. Самуэль можно встретить понятие:
- Я-телесного;
- Я-настоящего (наличного, актуального);
- Я-динамического;
- Я-фантастического;
- Я-вероятного;
- Я-идеализированного;
- Я-представляемого;
- Я-идеального;
- Я-будущего (возможного).
Я-телесное
Каждый человек имеет ощущение собственного тела, которое может отличаться от отображения в зеркале. Под этим подразумеваются сигналы, посылаемые в мозг о расположении частей тела, их форме и длине. В рамках Я-телесного можно дополнительно выделить:
- реальное восприятие с точки зрение субъективной функциональности;
- внутренние факторы, вызванные переживаниями личности или трудными ситуациями;
- социальные факторы, то есть реакции окружения и интерпретация этих реакций личностью;
- идеальный образ тела как результат совокупности всех факторов, сравнения и ощущения личностью своего тела.
Настоящее Я
Совокупность представлений человека о себе в настоящий момент времени (каким он себе кажется). Однако это представление не обязательно соответствует объективной реальности. Я-настоящее обеспечивает гибкость реакций в ответ на изменяющиеся условия внешней среды. Оно позволяет выбирать личности цели, стратегии поведения, притязания и другое.
Я-динамическое
Отражает представления личности о ней, но в проекции, то есть о том, каким человек хочет стать (цель). Зависит от социального статуса человека, возможностей и успехов. Я-динамическое склонно к изменениям, на которые оказывают влияние успехи и неуспехи личности, идентификация со значимыми и идеальными (в представлении человека) людьми, представления о желаемых ролях и статусе.
Я-фантастичекое
По сути это мечты человека, представления о том, каким бы он был, если бы все было возможно. Как правило, этот компонент существует только до юношеского возраста, а по мере взросления человека начинает активно сворачиваться.
Я-идеальное
Представления человека о том, каким бы он должен был стать, исходя из усвоенных норм и ценностей общества. Зависит от морального развития личности, нравственной зрелости и социализированности. Формируется в процессе идентификации человеком себя с людьми (героями), которыми он восхищается.
Если Я-идеальное не переходит в динамическое, а затем в настоящее, то, вероятнее всего, распадется совсем. Это опасно разочарованием и фрустрацией.
Я-возможное (будущее)
Представления человека о том, каким он может стать. Чаще всего отличается от идеального Я. Формируется на основе реального положения человека, реального статуса, возможностей и роли.
Я-идеализированное
Представления человека о том, каким бы ему хотелось быть именно сейчас, каким бы ему было приятно себя видеть. Это приходящий компонент, зависящий от конкретной ситуации.
Я-представляемое
Образы, создаваемые и выставляемые личностью специально на показ, чтобы скрыть нежелательные (отрицательные на ее взгляд) черты, качества Я-настоящего. Я-представляемое выполняет роль защиты и адаптации.
Чаще всего Я-представляемое близко к Я-идеальному, но если эти компоненты разнятся и не приближаются, то возникают проблемы во взаимоотношениях человека, а позже личность подвергается разочарованию и фрустрации. Признак такого несоответствия и начинающейся фрустрации – смущение.
Я-фальшивое
Представляет собой искаженное Я-настоящее, то есть самообман личности. При частом воспроизведении фальшивых, но желательных черт личность:
- боится негативной самооценки;
- ожидает негативного отношения извне;
- не способна к поступкам, питающим самоуважение.
От Я-фальшивого включается множество защитных механизмов личности, которые в итоге приобретают патологический характер. Искажается все самопознание, а затем познание и восприятие межличностных отношений.
Развитие самосознания
Суть развития самосознания можно описать через 3 компонента:
- Динамика выделения человеком себя из среды. Притом и как организма, и как индивида, и как личности, и как индивидуальности.
- Второй компонент развития самосознания – изменение самоконтроля, то есть способности влиять на свою деятельность. По мере взросления и развития человека происходит переход от контроля физиологических реакций до контроля сознания.
- Третий компонент – самопринятие, способность адекватно и дифференцированно оценивать свои особенности, преимущества и недостатки.
Становление самосознания начинается с идентификации человеком себя с миром и другими людьми, а заканчивается автономией, то есть выделением своей индивидуальности, отличительных черт и принятием их.
- Ребенок от 3 до 8 месяцев активно познает свое тело, в 7-8 месяцев внимание переключается на изучение ближайшего и дальнего окружения. Это первые элементы развития самосознания.
- Постепенно нарастает стремление к автономии, что отражается в поведении. Но вместе с самостоятельностью растет и ответственность. На втором году жизни ребенок уже выступает как субъект деятельности. Он может действовать внеситуативно.
- Еще чуть позже малыша можно назвать объектом и субъектом самопознания. К 3 годам ребенок уже знаком со своим организмом и его особенностями, обладает сознательными эмоциями, из которых формируются эталоны.
- Для детей дошкольного возраста характерно соподчинение мотивов и осознание себя как субъекта взаимоотношений. К 6 годам формируется социальное Я, которое проявляется дифференцированной оценкой, стремлением следовать внешним эталонам и образцам или внутренним убеждениям.
- В младшем школьном возрасте происходит активное развитие социального Я.
- Для подросткового возраста характерно стремление к познанию своей индивидуальности, но вместе с этим личной и социальной идентичности, то есть определению схожести с другими людьми, группой. К концу подросткового возраста формируется направленность личности.
- Юность характеризуется развитием воли, самоконтроля, построением жизненных планов. Наступает большая независимость и объективность в суждениях, вместе с этим – сильная потребность в самореализации.
- Для взрослости и старости характерна реализация планов и оценка результатов, поиск целостности. Личностный рост также происходит через кризисы (возрастные, индивидуальные).
Таким образом, пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский возраст. Д. Марсиа выделил 4 возможных варианта становления самосознания:
- Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть за него решили родители или другие люди. В результате этого человек страдает низким самоуважением, но не тревожен, внимателен к советам других людей.
- Диффузия. Для такого стиля идентичности, то есть самосознания, характерна разрозненность как стремление попробовать все подряд, не обладая жизненным планом, мотивами и целями. Как правило, это характерно для тех, кто боится стать изгоем и не хочет принимать на себя ответственность.
- Мораторий. К этой категории относятся активные люди, занятые поиском себя. Они всегда находятся в центре принятия решений, каждое их действие высоко эмоционально окрашено.
- Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Достигшие ее личности сделали выбор, приняли на себя ответственность за собственную жизнь, стремятся жить и следовать своим убеждениям.
Самосознание личности
Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т. е. способностью осознавать окружающий мир и себя – или самоосознавать.
Сознавание себя как некой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Оно развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом еще на самых ранних стадиях его существования.
Самосознание личности это совокупность ее представлений о себе, выражающая в Я-концепции, и оценка личностью этих представлений – самооценка.С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование понятие Я, собственной индивидуальности.«Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности» – пишет В. С. Мерлин.
С. Л. Рубинштейн в работе «Сознание и его границы» (1989) пишет, что самосознание ребенка – это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. Он выделяет несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе: овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего Я в прошлом, настоящем и будущем. Некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) считают, что самосознание появляется лишь в подростковом возрасте.
Считается, что одним из первых к исследованию самосознания подростка обратился Л. С. Выготский. Самосознание подростка он рассматривает не только как феномен его личности и сознания, а как особый временной момент развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.
В процессе развития личности самосознание все более усложняется, и по мере увеличения числа образов формируется интегрированный, глубокий и адекватный образ собственного Я. Р. Лэнг пишет, что самосознание включает в себя осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. Самосознание развивается по мере того как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. В общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах, а с другой – выступает в качестве внутреннего регулятора поведения. Самосознание влияет на дальнейшее развитие личности и, являясь одним из необходимых внутренних условий непрерывности этого процесса, устанавливает равновесие между внешним влиянием, внутренним состоянием личности и формами ее поведения.
По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды»; обратимся ко «второму рождению личности» а именно к самосознанию. Самосознание можно определить как отношение личности к себе,что тесным образом связано со стремлением усовершенствовать себя. Отсюда вытекают следующие функции самосознания: познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.
Особый интерес представляет работа В. В. Столина{27} о структуре самосознания личности. В качестве «единицы самосознания», по его мнению, выступает смысл Я, который содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Общая логика рассуждений Столина сводится к тому, что множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей – к поступкам, поступки – к конфликтным смыслам Я, конфликтный смысл Я, в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания.
Традиционно самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль (или саморегуляцию), самосовершенствование.
Самопознание,
в свою очередь, складывается из
самонаблюдения
и
самооценки.
Наиболее полно временная динамика самосознания проявляется в
самооценке –
одном из ключевых личностных образований самосознания.
В процессе формирования самосознания, как отмечает Б. И. Додонов{28}, особой интенсивности и глубины достигает эмоционально-ценностное отношение человека к себе. Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время в разных ситуациях жизни, образуют эмоциональный «фонд» самосознания. Это составляет основу самооценки, процесс становления которой не имеет предела во времени. Самооценка определяет и направляет весь процесс саморегулирования. Результат этого процесса прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки, динамикой ее развития.
Интересной представляется предложенная (в результате анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознания) одной из последовательниц школы Д. Н. Узнадзе, А. А. Налчаджян, следующая обобщенная схема:
• Я, центр личности и ее самосознания, причем ее структура находится на сознательно-подсознательном уровне;
• Я-концепция или самосознание – это общая структура самосознания;
• ситуативные или оперативные Я-образы;
• свойства личности (черты характера, способности и т. п.).
Вся структура центрирована вокруг Я. Познавательные процессы составляют отдельный «блок» психики. Центральное Я личности через устойчивые структуры Я-концепции управляет этими процессами, регулирует их, направляет на познание себя и окружающего мира. Другие «блоки» – чувства и установки, программы действий, умения и навыки. Активность самосознания личности выражается в виде ситуативных Я-образов, «окружающих» центральное Я и его Я-концепцию.
Относительно самосознания А. А. Налчаджян пишет, что в его структуре можно выделить несколько разновидностей элементов:
• элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности;
• элементы настоящего (реального) Я;
• элементы идеального Я и др.
Таким образом, мы видим, что проблема самосознания в современной психологической науке рассматривалась с разных позиций. Общим для всех них является выделение самосознания в отдельную область при изучении личности, а также очевидность того факта, что самосознание является необходимым условием существования личности.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования: образ себя, самооценка и самоотношение.Учитывая, что незавершенность учения о личности очевидна, рассмотрим далее краткую историю развития идей о личности.
Самосознание в онтогенезе
В предыдущем пункте я уже затрагивала связь развития человека как личности и как индивида. В этой части статьи хочу структурировать и обобщить развитие самосознания в сочетании с взрослением.
Зачаточное самосознание
Формируется в возрасте до года. Характеризуется открытием ребенком своего Я.
Аллопсихическое самосознание
Формируется в 2-3 года. Проявляется осознанием ребенком себя как деятеля и отделением его действий от действий других людей.
Соматопсихическое самосознание
Формируется к 7 годам. Ребенок может самостоятельно оценивать себя, владеет телом и проходит телесную идентификацию.
Аутопсихическое самосознание
Подростковый и юношеский возраст. Предполагается, что к 17 годам завершается формирование социально-нравственных установок и самосознания. В дальнейшем оно не развивается, а видоизменяется.
Книга В. С. Мухиной «Личность: Мифы и Реальность»
Личность: самосозидание и творчество
Я считаю необходимым сказать, к то я. Ф. Ницше
Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, Который творит дела великие и неисследимые… Иов. 5:8—9
Самое интересное в искусстве — личность художника. У.-С. Моэм
1 Самосозидание и чувство личности
Созидание — высокое значение слова, означающее создавать через творческие усилия.
Самосозидание — творческие усилия, направленные человеком на самого себя. Самосозидание требует способностей к рефлексии на самого себя, на других, а также на те значимые для саморазвития человека сущности Великого поля общественного сознания, которые могут продвинуть человека в его стремлении к созиданию себя как личности.
Самосозидание осуществляется с помощью самоанализа, самопознания, самосознания, самообучения, самоопределения, самоконтроля, самоограничения, самостоятельности, самостояния и других внутренних побуждений человека, направленных на самого себя. Помимо всех этих значимых для самосозидания личности понятий, нельзя обойти и такие понятия, как самоидентификация, самообособление и самоотчуждение. Весь набор понятий имеет два акцента: на первую часть всех перечисленных слов — сам- и само-, а также на привязанную к ней столь же значимую часть с указующим смыслом того, что же осуществляет этот «сам».
Сам — местоимение, употребляемое при существительном или личном местоимении, обозначает, что именно это лицо непосредственно участвует в действии (вспомним: еще в раннем возрасте ребенка научают отстаивать свою самость: «Я», «Я сам», — заявляет он всякий раз, когда хочет испытывать свою самостоятельность).
Само- — первая составная часть сложных слов, кроме прочих значений обозначающая направленность воздействия на самого себя.
Самосозидание всегда требует от человека сосредоточения на своих особенностях, которые он помышляет развить или от которых хочет избавиться.
Самосозидание требует от человека человечности — свойства человеколюбия. Человечный человек — внимательный, отзывчивый, чуткий к другим людям. Только подлинная личность обладает человечностью.
Размышляя над двоичностью сущности человека, я в свое время пришла к пониманию того, что в этой связи человек должен обладать набором качеств, презентирующих его как социальную единицу и как уникальную личность. Эти качества, присутствуя в человеке и взаимодействуя друг с другом, и должны созидать то уникальное в нас, что мы называем «личность». За всеми качественными характеристиками должны просматриваться присущие человеку ответы его двоичной сущности.
Как существо родовое, как социальная единица, включенная в общеродовое «мы», человек должен быть ориентирован на отношения, удачно выраженные К. Марксом моделью: человек — род — человек. Эта модель явственно демонстрирует взаимную обусловленность отношений людей родовыми ожиданиями.
В этой связи считаю правильным, обращаясь к самосозиданию человека, обсудить в первую очередь не очень популярные сегодня в нашей обыденной жизни такие качества, как смирение и послушание.
Смирение и послушание выступают как ценности православия и традиционной культуры обыденной жизни людей многих стран, исповедующих православие.
В православии смирение и послушание чаще именуются смиренномудрием. Бесконечное смиренномудрие рождает в душе …
… 2 Творчество — феноменологическая сущность личности
Творчество — глобальная проблема, которую стремятся постичь многие философы, искусствоведы, психологи, физиологи и другие представители наук, заинтересованных в постижении этого феномена.
Исследователей, глубоко изучающих проблему творчества, жаждущих познать его истинную сущность, так много, что их идеи не поддаются системному обзору — обязательно специалист, взявшийся за этот труд, упустит или не посчитает нужным обратиться к тому или иному автору, который также принял участие в попытке постичь суть этого феномена — явления, процесса, деятельности, созидания бытия.
Я понимаю творчество как феноменологическую сущность личности.
Если общественное единство является носителем традиций, определяющих устойчивость и непрерывность общественного бытия, то носителем «временной изменчивости», творческой активности становится отдельная личность в лице ее индивидуальной свободы»1.
По своему человеческому темпераменту я была бы готова сразу начать с изложения своего видения этого Божьего дара в человеке. Однако как существо социальное и как человек, уважающий традиции, прежде приступлю к некоему обзору исследований творчества.
Полагаю, что будет верным предупредить моего читателя, о чем я имею намерение говорить в этой части моего труда.
Во-первых, следовало бы в качестве предтечи к обсуждению творчества обратиться к тому, о чем думали и продолжают думать ученые далекого и недавнего прошлого. У меня при этом нет задачи назвать всех размышляющих по этому поводу. Я хочу лишь сделать значимые для меня акценты.
Во-вторых, считаю правильным для себя коснуться предпосылок к творчеству.
В-третьих, считаю обязательным для себя обсудить социально-исторические детерминанты творческой деятельности.
В-четвертых, считаю обязательным для себя обратиться к обсуждению внутренней позиции человека, включенного в творчество как деятельность.
В-пятых, считаю правильным для себя обратиться к проблеме творчества, сопряженного с чувством личности.
Начну по порядку.
• Каким видят творчество заинтересованные мыслители
Сто лет назад П. К. Энгельмейер писал во введении в свою работу, посвященном творчеству, что теория творчества до сих пор находится во младенчестве, и до такой степени, что является спорным само существование такой теории как системы2. По прошествии относительно большого времени и сегодня (через сто лет) ученые не дошли еще до окончательного ответа на вопрос о том, в чем же суть самого творчества. Не продукта, по которому мы оцениваем результат творчества, а самого творчества человека. При этом мнения ученых относительно творчества взаимодействуют друг с другом, как известные варианты кругов Леонарда Эйлера. Здесь могут быть: равенство — наложение мнений; конъюнкция — в разной мере совпадение (пересекающиеся мнения); дизъюнкция — внеположенность (непересекающиеся …
…
• Внутренняя позиция человека, включенного в творчество как деятельность
Внутренняя позиция — особое ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному жизненному пути и к жизни вообще.
Внутренняя позиция человека органически сопряжена со структурными звеньями самосознания. Обычно для человека важно: «сделать себе имя»; притязать на признание со стороны близких значимых людей, со стороны своих коллег в избранной деятельности, со стороны коллег по цеху и т. д. — до притязаний гениев оставить свое имя в веках, в анналах истории — в Великом поле общественного сознания; утвердить свое имя и свои достижения как достижения мужчины (или женщины) через контекст нюансов своей гендерной роли; утвердить себя в пределах своего личного времени жизни, отпущенного Богом и природой, а гении — на протяжении долгих времен, и даже в Вечности и т. д. Однако человек может остро и не осознавать связанность своей внутренней позиции с влиянием на него структурных звеньев самосознания как ценностных ожиданий общества, возложенных на него и определяющих его самосознание как представителя своего исторического времени, своего этноса, своего пола и др.
Включенный в творчество человек, погруженный в поиск научной истины или в поиск художественного образа, зачастую настолько переключается на сам процесс творчества, что именно оно становится сутью его жизни — его смыслом, счастьем и отчаянием.
Здесь можно было бы обратиться к жизни великих в своем творчестве людей. Однако для нас важнее выявить конкретные тенденции, определяющие внутреннюю позицию личности в отношении к творчеству.
Для творящего творчество превращается в образ жизни, которому подчинена сама его жизнь. Так, для Ч. Дарвина — эволюция животного мира, для Г. Харди — математика, для А. Эйнштейна — поиск законов природы были стержнем их жизни — с юности до самой смерти. Так, для И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. И. Вернадского и многих других замечательных ученых моей страны наука также стояла во главе угла. Вся остальная жизнь как бы сопутствовала основной деятельности, основному смыслу жизни — творчеству, поиску истины.
Н. А. Бердяев писал: «Тема о творчестве, о творческом призвании человека — основная тема моей жизни. Постановка этой темы не была для меня результатом философской мысли, это был пережитый внутренний опыт, внутреннее озарение. Обыкновенно поставленную мной тему о творчестве неверно понимают. Ее понимают в обычном смысле культурного творчества, творчества „наук и искусств”, творчества художественных произведений, писания книг и пр. <…> Но моя тема совсем иная, гораздо более глубокая. Я совсем не ставил вопроса об оправдании творчеством. Творчество не нуждается в оправдании, оно оправдывает человека, оно есть антроподицея. Это есть тема об отношении человека к Богу, об ответе человека Богу»3. Н. А. Бердяев постоян- …</…>
1Франк С. Л. Духовные основы общества. — М., 1992. — С. 126. 2Энгельмейер П. К. Теория творчества. — СПб., 1910. 3Бердяев Н. А. Самопознание // Бердяев Н. А. Русская идея. — М.; Харьков, 2002. — С. 456; Он же. Смысл Творчества: Опыт оправдания человека. — М.; Харьков, 2002; Он же. Опыт парадоксальной этики. — М., 2003.
Ошибки в развитии самосознания
Если кризис разрешается неправильно, то и идентификация будет неадекватной. Можно выделить следующие варианты аномального становления самосознания, которые отражаются на личности и ее отношениях с миром:
- Избегание близких межличностных отношений.
- Страх перемен и взросления, неадекватное понимание времени, размывка его границ.
- Растрачивание собственного потенциала, продуктивных и творческих способностей. Неумение активизировать внутренние ресурсы и сконцентрироваться на одной деятельности.
- Отказ от самоопределения и самопознания, выбор негативных образцов для подражания.
Отдельно хочу рассмотреть вариант развития неблагоприятной Я-концепции, для которой характерна неуверенность личности, страх получить отказ, низкая самооценка. Такой тип самосознания опасен следующим:
- низкое самоуважение, которое отражается социальной деградацией, несостоятельностью, агрессивностью, преступностью и асоциальностью;
- реакция приспособления в трудных ситуациях, что опасно риском быть втянутым в асоциальные группы, подвергнуться влиянию извне;
- неадекватное восприятие, которое отражается как на анализе человеком его поступков или внешности, так и при анализе внешних ситуаций.
К другим нарушениям в развитии самосознания относится:
- неразвитость самосознания, то есть зависимость от других людей;
- искаженный образ Я;
- эгоцентризм (искаженное представление своей роли в мире);
- патологии (психические расстройства и заболевания).
Функции самосознания
Основная функция – сделать доступным для личности ее же мотивы и результаты поступков, позволить оценить себя. Самосознание обеспечивает сознательную адаптацию личности к среде.
Среди других функций можно выделить:
- обеспечение внутренней согласованности (иногда самосознание может даже не пропускать во внутренний мир некоторые внешние факторы, если те не соответствуют чему-то из Я);
- интерпретация индивидуального опыта, то есть характер восприятия ситуации (самосознание и Я-концепция объясняют, почему два человека могут видеть одну и ту же ситуацию по-разному, то есть Я-концепция не только трактует наше поведение, но и «объясняет» нам смысл поведения других людей);
- определение ожиданий, то есть того, что должно произойти (тесно связано с принятием и непринятием, а также видением ситуации).
Разобравшись в сути и структуре самосознания, а также его функциях, можно с легкостью понять и заметить, насколько разным и уникальным является каждый человек. «Ждал одно, а получил другое», «Хотел как лучше, а получилось как всегда», «Я не это имел в виду», «Я знаю, что опять буду выглядеть дураком», «Брось, он не флиртовал. Я уверена, что никому не могу понравиться» – все это игры самосознания и его 3 главных функций.
Функции и цели
Цели:
- Познание, переживание внутреннего мира.
- Отражение мира.
- Изучение чувств, эмоций.
- Преодоление психологических барьеров, страхов, которые мешают развиваться, перекрывают определенные сферы жизни.
Главная функция самосознания — оценка себя со стороны, изучение личных мотивов, результатов поступков. Дополнительные задачи:
- интерпретация опыта;
- определение ожиданий;
- обеспечение внутренней согласованности;
- выявление личных границ.
Самосознание должно обеспечить сознательную адаптацию индивида по отношению к окружающей среде. После изучения личных особенностей индивид может изменяться для достижения идеала. Если индивид заблуждается относительно своих качеств и поступков, он столкнется с трудностями и разочарованиями.