../../Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии


Определение

Ввел в обиход понятие «самоактуализация» Абрахам Маслоу. Это американский психолог, создатель гуманистического направления в психологии, автор книги «Мотивация и личность».

Давал разные определения самоактуализации:

  1. В ранних работах термин определялся как стремление человека двигаться ввысь. Это непрекращающаяся реализация собственного потенциала, свершение своей судьбы. Он вкладывал в это понятие неустанное стремление к достижению гармонии души и тела. В данном контексте самоактуализация – процесс роста.
  2. В более поздних тренингах термин описан как результат роста. Маслоу говорит о том, что самоактуализация – это полное использование собственных возможностей и талантов, здоровье личности.

Персонализация – это часть самореализации. Определяется как потребность быть личностью.

Самоактуализация Маслоу

Как найти себя и свое предназначение в жизни: что это значит и с чего начать

Самоактуализация личности – это вопрос, которым много занимался известный американский ученый Маслоу (автор знаменитой теории о пирамиде человеческих потребностей). Если верить Маслоу, главный смысл самораскрытия заключается в том, что человек постепенно учится подавлять все установки, «навязанные» социумом, и заменяет их на собственные установки. Обычно этот процесс совмещается с активными поисками истины и смысла жизни.


Стремление проявить себя и реализовать свои таланты естественно для любого психически здорового человека

Характеристика самоактуализирующегося человека

Маслоу описывает самоактуализирующегося индивидуума как личность, у которой ничего не отнято. А обычный человек – это существо, которое заглушило таланты, данные природой.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Параметры самоактуализации личности:

  • реалистичная оценка собственной деятельности;
  • принятие себя с недостатками;
  • естественное обращение с людьми, без притворства;
  • поступки и действия направлены на достижение цели;
  • потребность в уединении;
  • нет зависимости от окружения;
  • даже обычные вещи воспринимаются как чудо;
  • способность на трепетные межличностные отношения;
  • свобода от предубеждений.

Но и самоактуализирующиеся люди не идеальны. Как и другие, они бывают гневливы, раздражительными, скучны, эгоистичны. Признак развивающегося индивидуума – вспышки темперамента. Характеристика межличностных отношений – возможность быстрой смены с глубоких на холодные.

Самоактуализирующиеся люди бывают скучными

В своих исследованиях Маслоу привел такой пример процесса самоактуализации: женщина, которая поняла, что не любит мужа. Она развелась с супругом с жестокостью и холодностью, не переживая за его чувства. Реализация ее потенциала была неадекватной, переросла в эгоизм.

Самоактуализация как фактор профессионального развития педагога общеобразовательной школы

Библиографическое описание:

Шинкоренко, А. В. Самоактуализация как фактор профессионального развития педагога общеобразовательной школы / А. В. Шинкоренко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/112/ (дата обращения: 08.10.2020).
Проблема самоактуализации имеет в психологии не очень большую историю, но достаточно быстро стала ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в современной психологии и педагогике. Исследования по данному вопросу, проводимые такими учеными как Ш. Бюллер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс. Э.Шостром, В. Франкл, Л.И. Анциферова, доказывают существование необходимости разработки эффективного обеспечения самоактуализации личности педагога, так как только самоактуализирующаяся личность может как успешно развиваться в педагогическом процессе, так и успешно обучать. Эти ученые определяют понятие «самоактуализация» по-разному, например, в психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского данный термин расшифровывается как «стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей» [1, с. 349], согласно же А. Маслоу, самоактуализация – «это желание стать всем, чем возможно: это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. [2, c.354]

Что же мы подразумеваем, когда используем термин «самоактуализирующаяся личность»?

По А. Маслоу, «самоактуализированный человек характеризуется следующим набором свойств, каждое из которых в цивилизованном обществе должно быть принято как положительное и для индивида, и для целого общества: эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью; приятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, естественность; служение; отстраненность, потребность в уединении; автономность, независимость от попкультуры и среды, воля и активность; свежий взгляд на вещи; высшие переживания; братское отношение к людям; верные межличностные отношения; демократичность; умение отличать средство от цели, добро от зла; философское чувство юмора; творчество; сопротивление культурному влиянию» [3, с. 27]

Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне их самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радость». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску «бытийных» ценностей, то есть поиску определенных ценностей, которые являются подлинными, и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро, совершенство, простота, всесторонность и т. д.

Несмотря на то, что необходимость в самоактуализации является фактом, е требующим доказательств, лишь небольшой процент личностей можно назвать самоактуализировавшимися (по разным данным от 1 до 5%), хотя самоактуализационное стремление свойственно всем людям, начиная с первого детского «Я сам!».

Исследования показывают, что развитие самоактуализации личности педагогов должно начинаться уже на этапе профессиональной подготовки, в период, когда формируются необходимые педагогические умения и навыки, так как знание основных потребностей ученика может указать педагогу на особенности тех педагогических условий, которые педагог должен создавать для последовательного и успешного развития личности ребенка. Следовательно, необходимо так проектировать педагогически процесс, чтобы у будущих специалистов была возможность осознанно проявлять самостоятельность, самоанализ, самокритику, самооценку и другие качества, являющиеся частью самовоспитания личности.

Проблема формирования потребности в самоактуализации в педагогическом процессе в силу наличия большого количества разноплановых факторов относится к числу наиболее сложных, тем не менее, согласно А. Маслоу, существует восемь путей самоактуализации [4, с. 102].

Во-первых, самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, то есть переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда «Я» реализует само себя. В настоящее время мы можем видеть, как в молодых людях, которые хотят казаться жестокими, циничными и умудренными опытом, вновь появляется что-то от детского равнодушия; что-то невинное и свежее отражается в их лицах, когда они полностью посвящают себя переживанию момента. Ключом к этому является бескорыстие. Наши молодые люди страдают от недостатка бескорыстия и переизбытка застенчивости и самомнения.

Во-вторых, само слово «Самоактуализация» подразумевает наличие «Я», которое может актуализироваться. Человек – это не податливый воск. Он всегда уже есть нечто, по меньшей мере, некоторая стержневая структура. Человеческое существо есть уже как минимум определенный темперамент.

В-третьих, необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день – значит в десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация – это непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста. Вот что такое движение самоактуализации.

В-четвертых, когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными, не защищайтесь фразой: «Я сомневаюсь». Часто, когда мы сомневаемся, мы бывает неправдивы. Обращаясь к самому себе, требуя ответа, — это значит взять на себя ответственность. Это сам по себе огромный шаг к самоактуализации. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.

В-пятых, до сих пор мы говорили о переживании без критики, о предпочтении выбора роста выбору страху, о прислушивании к голосу импульса, о честности и о принятии на себя ответственности. Это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что конституционально ему подходит. Он начинает понимать, что является его предназначением, в чем смысл его жизни. Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начинает прислушиваться к самому себе, к собственному Я в каждый момент своей жизни.

Для того чтобы высказать честное мнение, человек должен быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом.

В-шестых, самоактуализация – это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Здесь самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей. Самоактуализация – это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего; это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализация – это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.

В-седьмых, высшие переживания – это моменты самоактуализации. Это мгновения экстаза, которые нельзя купить, которые могут быть гарантированы и которые невозможно даже искать.

Можно, однако, и наоборот, поставить себя в такие условия, при которых их проявление будет крайне маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, что не является твоими потенциальностями, — это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься.

Практически каждый испытывает высшие переживания, но не каждый знает об этом. Некоторые люди отстраняются от этих кратковременных тонких переживаний.

В-восьмых, найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни – все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того.

Таким образом, с точки зрения теории самоактуализирующейся личности, задача человека – стать тем, чем возможно – самим собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек – высшая ценность и, в конечном счете, отвечает лишь за то, чтобы состояться.

Также можно выделить ряд условий, при которых достигается эффективность профессиональной самоактуализации педагогов:

  • наличие мотивационной сферы к самопродвижению для профессиональной самоактуализации личности, стимулирование заинтересованности личности педагога в реализации своего творческого потенциала;
  • учет индивидуальных особенностей личности, определяющих творческое самовыражение, ее сущность, степень значимости в профессиональном развитии;
  • осознание значимости гуманистической ценности творческой индивидуальности личности;
  • организация обучения будущих педагогов должна способствовать формированию следующих качеств профессионально-самоактуализирующейся личности: профессионального самоуважения, профессиональной креативности, профессионально-познавательной потребности. профессиональной синергетичности, гибкости профессионального поведения, профессионально-ценностных ориентаций и компетентности во времени.
  • развитие способности студентов к осмыслению результатов своей деятельности и деятельности учащихся, осуществляемое в различных организационных формах обучения, позволяет им отбирать такие способы педагогической деятельности, которые являются «импульсом» для развития креативности;
  • овладение знанием о явлении самоактуализации, путях самоактуализации, о творчестве сочетается с его реализацией в педагогическом процессе.

Таким образом, характерными особенностями самоактуализации личности является, с одной стороны, стремление педагогов и студентов — будущих педагогов — к активному и творческому взаимодействию с окружающим миром (принятие ценностей Истины, Добра, Совершенства и др.), а с другой стороны, отмечаются трудности самопонимания и самовыражения, недоверие к себе, собственным возможностям и природе человека в целом.

В связи с этим в качестве психологического сопровождения с целью самораскрытия, самопознавания, самоосознавания, как важнейших ступеней самоактуализации, в процессе профессиональной подготовки, а также в педагогической деятельности, необходимо организовать (в качестве факультатива) специальный курс, включающий лекционно-практические и тренинговые занятия.

  1. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., Ростов-на-Дону: 1998.
  2. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Текст. М.: 1982.
  3. Маслоу А. «Мотивация и личность. СПб.: 1999.
  4. Маслоу А. Психология бытия. М.: 1997.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: Самоактуализация, жизнь, момент самоактуализации, педагогический процесс, переживание, Петровское, профессиональная подготовка.

Виды

Психологи-гуманисты подразделяют самоактуализацию на:

  • глубокую и поверхностную;
  • пассивную и активную;
  • гармоничную и проблемную;
  • энергичную и осторожную.

Глубокая

Второе название данного вида актуализации личности – сущностная. Индивидуум стремится развить собственную личность. Он проходит два этапа:

  • выявление нужд и потребностей;
  • поиск способов реализации.

Чтобы самоактуализироваться, человек ставит цель и выделяет потребности. Он занимается самопознанием. Если ему трудно разобраться себе, обращается к психологу.

Поверхностная

В быту идея саморазвития приобрела дешевизну. Поверхностная актуализация собственной личности не подразумевает самопознания.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Человек реализует уже имеющиеся возможности, а не открывает новое в себе.

Пассивная

Особенность пассивной реализации – самостоятельное развитие интеллекта и психики, без активной установки человека. Новые способности появляются естественно.

Активная

У самоактуализирующегося человека формируется цель. Он идет к ней путем решения задач, посещения тренингов, занятий с психологом. Человек центрирован на проблеме. Он живет для того, чтобы работать, а не работает для того, чтобы жить.

Гармоничная

Гармоничная актуализация личности не нарушает баланса других качеств человека. Не страдает душевное здоровье. Новые способности и таланты развиваются постепенно, без ущерба имеющимся чертам характера. Человек не испытывает постоянной усталости, процесс приносит удовольствие.

Проблемная

Быстрая погоня за лучшей версией себя отражается на душевном здоровье. Несвоевременное или напряженное самовыражение вредит человеку.

Напряженное самовыражение вредит человеку - он становится грустным

Он становится раздражительным, уставшим. Процесс актуализации должен осуществляться в умеренных количествах, быть постепенным.

Осторожная

В пользу осторожного метода высказывался во время тренингов Карл Роджерс. По его теории, главное в процессе актуализации – открыть восприятие индивидуума для собственных нужд и потребностей окружающих. Если это достигнуто, последующие действия человека способствуют продвижению вперед. В постоянной борьбе для достижения цели, по мнению Карла Роджерса, нет необходимости.

Энергичная

Маслоу поддерживал концепцию энергичной актуализации. Он утверждал, что человек должен постоянно открывать новые таланты. Изучать новые технологии, шагать только вперед. Конечная цель – исполнение собственной миссии. Ничто не может заставить свернуть самоактуализирующуюся личность с этого пути.

Сферы процесса самоактуализации

Самосовершенствование необходимо для успешной общественно-политической деятельности. С ее помощью человек находит новое хобби, улучшает профессиональные навыки.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

Самоактуализирующимся личностям проще создать крепкую семью.

Общественно-политическая активность

Самореализация – необходимость для любого политического деятеля. Чтобы добиться высот, следует постоянно развиваться. Изучение политики в качестве хобби открывает личность с новой стороны.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Увлечения и хобби

Появления новых увлечений – эффективный метод развития самоактуализации. Подойдет любое занятие: танцы, настольные игры, вязание, вождение и прочее. Главное, чтобы увлечение было новым. Вы должны получать удовольствие и пытаться достичь совершенства.

Семья

Самоактуализирующаяся личность стремится к более глубоким отношениям с близкими, чем обычный человек. В большей мере это касается людей, имеющих сходные черты характера. Два активно реализующихся человека хорошо уживаются вместе.

Самоактуализация одного члена семьи развивает остальных

Такие люди имеют узкий круг друзей, не распыляются на посторонних. Но испытывают эмпатию по отношению к человеку с иным темпераментом.

Самоактуализация одного члена семьи способствует личностному развитию остальных. Родственники берут в пример его поведение.

Родители хотят, чтобы их дети были самыми успешными. Проблемных подростков стараются мотивировать. Но пока ребенок сам не будет испытывать потребности в саморазвитии, взрослым не убедить его.

Профессиональный труд

Профессиональная самоактуализация – поиск себя в профессии, собственной роли в коллективе, постановка новых целей и поиск перспектив. В результате появляются новые умственные и физические возможности.

Поставьте себе конечную цель – освоить новый профессиональный навык, касающийся собственного поля деятельности.

Острой проблемой является становление самоактуализации в педагогике. Согласно тесту Уортмана (бланки заполняли учителя во время исследования 2020 года), 90% опрошенных преподавателей в России имеют 4 степень креативности, 10% – 5 степень. 4 и 5 – крайне низкие показатели.

Из-за недостаточной мотивации падает уровень преподавания.

Самоактуализация личности

Следует отметить, что проблемой самоактуализации в большей степени были заинтересованы такие специалисты как К. Роджерс и А. Маслоу. Таким образом, сама суть данного понятия происходит из классических направлений гуманистической психологии. Более того, формирования термина непосредственно связано со становлением гуманистической психотерапии в середине 0-го века, когда она заняла одно из ведущих месте наравне с уже популярным к тому моменту психоанализу.

Взяв за основу сами процессы самоактуализации, течение рассматривается как направление, основывающееся на вере в то, что каждый индивид обладает способностью к абсолютному раскрытию, если ему будет предоставлена свобода и необходимые для того условия. При этом субъект будет способен полностью определять и направлять свою собственную судьбу.

Некоторые специалисты, в частности сам А. Маслоу, полагали, что именно такие механизмы как самореализация и самоактуализация личности представляют собой абсолютно ведущие потребности человека, способные собой заменить даже пищу и сон. Также специалисты выделяли целый ряд качеств, некоторых общих особенностей черт характера индивидов, которые являются весьма успешными в рамках самоактуализации или уже достигли в ней больших высот:

• Такие люди зачастую занимаются любимым делом на протяжении жизни. • Они не подчинены влиянию со стороны и полностью контролируют свою жизнь. • Индивид стремиться к постоянному совершенству и развитию. Любит получать новую информацию посредством чтения. • Обычно таковыми являются выражено творческие личности. Также они зачастую склонны к позитивному типу мышления. • Открыты в эмоциональной сфере. Гораздо быстрее и легче прощают себе какие-либо срывы или чувствительному несдержанность.

Если подвести итог, то можно с уверенностью сказать, что подобный подход является «золотым ключиком» к счастливой жизни, ведь такие люди пребывают в полной гармонии с собой.

перейти наверх

Потребность человека в самоактуализации

Потребность в самоактуализации – это степень проявления внутренней необходимости в реализации потенциальных талантов. Сторона развития зависит от направленности личности, которая не подчиняется внешним факторам, а является исключительно душевным порывом.

Степень нужды в самоуважении по-разному трактовалась известными психологами. Маслоу утверждал, что самореализация – не самая большая потребность. Она вступает в силу после удовлетворения голода, жажды.

Гольдштейн считал, что самосознание – сильнейшая потребность человека. Интенсивно развивающийся индивидуум на некоторое время забывает о жажде и голоде.

Маслоу называл потребность в самореализации личностным здоровьем. Человек достигнет здоровья, если необходимость умеренна и своевременна.

Иерархия потребностей, или путь к самоактуализации

Необходимость в самоактуализации хоть и высшая, но не единственная потребность человека. С точки зрения А. Маслоу, вопрос о ее удовлетворении встает только когда и если удовлетворены потребности низших уровней. Этот психолог сформулировал принцип иерархии или пирамиды потребностей, которые выполняют функцию мотивации развития личности. Всего в этой пирамиде пять уровней:

  1. Физиологический уровень. На нем находятся все естественные, биологические потребности: в пище, воде, тепле, биологическом партнере, здоровье и т. д.).
  2. Уровень безопасности – это не только необходимость в отсутствии угрозы жизни и здоровью, но и потребности в спокойствии, уверенности в завтрашнем дне, в хорошо оплачиваемой работе или в комфортабельном жилище, в мире и благополучии.
  3. Социальный уровень. На нем находятся потребности в комфортном социальном окружении, в друзьях, близких людях, семье.
  4. Уровень самооценки – это потребности в самоуважении, в принятие себя и гордости за результаты своей деятельности.
  5. Уровень самоактуализации. На этом уровне, по А. Маслоу, находятся потребности в творчестве и социально одобряемой деятельности, в личностной гармонии и красоте, в максимально полной реализации собственного «Я».

Если выстраивать иерархию потребностей в виде пирамиды, то самоактуализация будет на самом верху, и она опирается на все более низкие уровни. Это очень важно, так как человек задумывается о потребностях более высокого уровня, только если удовлетворены низшие. От голодного, не имеющего нормального жилья человека не стоит ожидать не только гармоничного развития, но и самоуважения. Да и о семье он начинает задумываться не раньше, чем разберется с первыми двумя уровнями.

Но это не отменяет значимость высшего уровня, к которому нужно стремиться. Более того, А. Маслоу только человека, достигшего уровня самоактуализации, называл психологически здоровой личностью.

Пирамида Маслоу

По Маслоу все человеческие потребности врожденные. Они размещены на пяти уровнях пирамиды. Основные необходимости расположены на первом уровне. После удовлетворения нижележащих потребностей человек осуществляет вышележащие.

Уровни пирамиды потребностей Маслоу:

  • нужды физиологического характера;
  • безопасность;
  • любовь;
  • уважение;
  • самоактуализация.

К физиологическим нуждам относятся голод, жажда, сон. Под безопасностью понимают потребность в порядке, свободе от страха и тревоги, стабильности. Любовь – к жене, мужу, детям, друзьям. Уважение – посторонними людьми и человеком самого себя.

Сон - одна из физиологических потребностей

В дальнейшем Маслоу добавил в пирамиду еще две потребности: познавательных способностей (сюда относятся умение, понимание, знание) и эстетику (гармония, красота). Их он разместил под необходимостью в самореализации.

Что мешает самоактуализации

Процесс реализации потенциала – тяжелый труд. На пути становятся такие факторы:

  • лень;
  • разочарованность в себе;
  • общественное давление;
  • заниженная самооценка;
  • отсутствие мотивации.

Эти преграды можно преодолеть самостоятельно. Если вы хотите развиваться как личность, но не в состоянии побороть себя, помощь окажет психолог. Он найдет корни проблемы, поставит диагноз и подберет индивидуальную терапию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: