Свойства внимания, их основные характеристики


Система упражнений «Концентрация внимания»

СИЛА КОНЦЕНТРАЦИИ внимания — ЭТО ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!

Именно поэтому в человеке должен присутствовать этот наиважнейшим навык. Он залог всех удачных дел.

Задача:

умение управлять своим вниманием.

Чем полезно:

·Способность к высокой концентрации предоставляет человеку возможность выполнить гораздо больший объем

своей работы, своего дела! Интересно, что у тренированного внимания повышается не только сама концентрация, или по-другому говоря, устойчивость внимания, но и, как следствие, такое важное качество, как объем внимания.

·Более того, высокая сосредоточенность позволяет работать не только с большим количеством, но и с гораздо лучшим качеством.

·Высокая концентрация позволяет преуспеть в самых разных областях своей деятельности

и быть намного успешнее других. Приходится признать, что высокая личная эффективность невозможна без полной концентрации внимания на своей задаче.

·Умение управлять своим вниманием, по-сути, владение концентрацией внимания и волевые качества

— это синонимы. Если у вас высокая концентрация, значит, у вас развитая воля. И наоборот. Если у вас развитые волевые качества — значит, у вас высокая концентрация.

·Тренировка развивает не только мышцы физические, но и психические. Можно сказать, что концентрация внимания — это «мышцы» нашей психики, нашей силы воли!

Для начала, пройдите тесты и узнайте свой уровень концентрации внимания

Тестирование по науке

Вы, наверное, догадываетесь, что психология уже придумала более точные инструменты, взамен тазикам с маслом, для диагностики столь важной психической функции, как внимание. Если вы считаете, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь, можете рискнуть. Предлагаем вам проверить уровень концентрации внимания себя, а если вы еще и руководитель, уровень рассеянности подчиненных. Три последующих теста на внимание являются самыми достоверными тестами, существующими на данный момент в психологии.

Методика Мюнстерберга

представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты. Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом. После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.

бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщг

цкпрокуроргурстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтелеви

зорболджщэхюэлгщбпамятьшогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизх

ъвафыпролдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбюнбюерадостьвуфциео

лджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбьюконкурсйфныувскаяпрри

личностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпрткомедиящлодкуив

отчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилонтованияж.

В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время — это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).

Таблицы Шульте

Таблица представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Приведены пять таблиц для пяти попыток. Необходимо регистрировать время, затраченное на эту работу.

Оценка результатов.

  • Концентрация внимания на хорошем уровне — если на каждую из таблиц затрачивается время не более 40 секунд включительно.
  • Концентрация внимания на достаточном уровне — если на каждую из таблиц затрачивается не более 50 секунд.
  • Концентрация слабая — если на каждую из таблиц затрачивается время более 50 секунд.

Методика «10 слов»

Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.

Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).

1.Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.

2.Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.

3.Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.

4.Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.

5.Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.

Оценка результатов.

Концентрация внимания хорошая, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.

Упражнения для тренировки

1.Первый ряд упражнений по «Концентрациивнимания»

Это упражнения на повышение степени собранности личности, на развитие и испытание произвольной концентрации внимания.

ОЗР:

выполнение 5 раз наподряд, этого упражнения на 95%.

Как буду работать:

·Выбираю себе понравившиеся упражнения для каждодневной тренировки из ниже приведённого списка.

·Распечатала их. Ношу с собой. В любой промежуток времени по 5-10 минут тренируюсь.

·Упражняюсь 5 раз в неделю 2-3-4 раза в день по 10 минут (для продвинутых и монстров20/30 минут), до обеда и после.

Упражнение «Линия»

Задача — на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении — делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.

Упражнение «Дальтоник».

При внешней простоте это довольно сложное упражнение. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Хорошо, если после тренировки вам в принципе это удалось сделать без ошибок.

Упражнение «Муха»

Представьте поле для игры в крестики-нолики. Три на три. В центральном поле сидит муха. Задача — двигать муху так, чтобы она не выходила за края поля, и не теряя ее своим фокусом внимания. Есть только четыре хода — «вверх», «вниз», «вправо», «влево». По диагонали муха не ходит, задний ход муха не дает — это считается ошибкой. Разумеется, двигать муху исключительно мысленно, рисовать поле на бумаге нельзя — игра теряет смысл. Интереснее играть вдвоем-втроем и более, труднее одному. Если вы без ошибок продержались пять минут — это хороший уровень концентрации.

Упражнение «Две мухи»

Более сложный вариант предыдущего упражнения. На поле находится две мухи — муха один и муха два. Ходят мухи по очереди, например: «Муха один — вверх», «Муха два — вправо». Правила и задача — такие же: мысленно не терять мух и не допускать ошибок. Три минуты без ошибок — хороший результат.

2. Второй ряд упражнений по «Концентрациивнимания»

*Рефлексия — это условие для осознанного управления своим вниманием и своей жизнью.

Рефлексия — это умение видеть и отдавать себе самому отчет не только о направленности внимания, но и о своем психологическом состоянии, мыслях, чувствах, ощущениях. Это умение наблюдать себя самого как будто со стороны, как будто это наблюдает сторонний человек. Это умение видеть, где именно находится собственное внимание, куда оно направлено. Нерефлексирующий человек живет, плывя по течению — куда занесет. Рефлексия помогает личности осознать, где он находится, что делает, и что необходимо делать дальше. Учиться осознанности жизни, несомненно, лучше всего у великих. Из дневника Л.Н.Толстого, запись 1 марта 1897 года: «Я обтирал пыль в комнате, и, обойдя кругом, подошел к дивану, и не мог вспомнить, обтирал ли я его или нет. Так как движения эти привычны и бессознательны, я чувствовал, что это уже невозможно вспомнить. Так что, если я обтирал и забыл это, то есть действовал бессознательно, то это все равно, как не было. Если бы кто осознательней видел, то можно было бы восстановить. Если же никто не видел или видел, но бессознательно; если целая жизнь многих пройдет бессознательно, то эта жизнь как бы не была».

УЧИТЕСЬ ВИДЕТЬ, КУДА НАПРАВЛЕНО ВАШЕ ВНИМАНИЕ И ВАША ЭНЕРГИЯ!

Упражнение «Куда направленно моё внимание»

Время от времени спрашивайте себя самого:

  • Что я сейчас делаю?
  • Зачем я это делаю?
  • Туда ли я сейчас вкладываю свои ресурсы?
  • Я уверен, что это мне надо делать?
  • На что сейчас уходит мое время?
  • Стоит ли мне продолжать в это вкладываться?
  • Это действительно мне сейчас требуется?

Для того, чтобы не забывать это делать, полезно повесить крупными буквами перед глазами несколько таких вопросов из этого списка. Вы невольно будете их вспоминать и контролировать свои ресурсы и внимание. Учитесь видеть себя самого!

ОЗР:

Всегда, в начале и в процессе любого дела, автоматически отвечаю на вышеописанные вопросы.

Как работаю:

·Выписываю вопросы на стикеры, разных цветов.

·Развешиваю на видные места, холодильник, комп. Зеркало и прочие, подумаю куда лучше…

·2 раза в деньотвечаю себе на полный список по тому делу, что делаю на данный момент времени.

Упражнение «Рефлексивное чтение»

Вы когда-нибудь контролировали собственный процесс чтения? Замечали, что часто пробегаете глазами по строчкам, но мысли где-то уже далеко, уже думают о чем-то постороннем? Внимание — вещь капризная, а особенно при слабой концентрации человек постоянно отвлекается, и даже потом уже не может вспомнить, о чем он читал. КПД такого чтения, понятно, невелико. Внимательное чтение предполагает улавливание не только общего смысла, но и всей глубины, заложенной в текст автором, всех деталей и нюансов — разумеется, если это не газета для скорочтения и не бульварно-детективное чтиво для убийства времени. Есть смысл тренироваться в этом упражнении на непустом материале, на книгах, достойных того, чтобы в них вчитываться и видеть в них глубину.

Упражнение заключается в том, чтобы полностью сконцентрироваться на тексте, полностью погрузиться в него своим вниманием, вчитываться без отвлечения в каждую строчку, искать и находить все, что сюда заложил писатель. Читайте в удобном темпе, не ставьте рекордов, а ставьте задачу вдуматься во все смыслы и нюансы.

Одновременно — часть внимания на саморефлексии. Заметили, что отвлекаетесь — включаете волевые качества и вновь направляете луч внимания на главную задачу. Упражнение напоминает упражнение с секундной стрелкой, только вместо того, чем интересна стрелка — ищете, чем интересен текст. Если вам будет хватать волевых качеств и концентрированное и рефлексивное чтение войдет в привычку, вы сможете в любом тексте видеть больше, чем видят обычные читатели, воспринимающие книги вполглаза, как развлечение в метро.

ОЗР: 15 минут читать текст без единого отвлечения от текста.

Как буду работать:

• 5 раз в неделю, 1 раз в день читаю 15-20 минут (для монстров 30 минут) с полной концентрацией. • Считаю сколько раз отвлекся, ставлю палочки. Слежу за статистикой. Сравниваю сколько в начале недели отвлечений, сколько в конце. • В конце недели записываю в журнал успехов успех.

3. Третий ряд упражнений по «Концентрациивнимания»

Эмоционального равновесие

Чем полезно:

Минусы:

Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. В возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль мешает человеку выполнять даже повседневные дела.

Плюсы:

Только в уравновешенном состоянии мы полностью способны направлять фокус внимания без потерь на отвлекающие факторы.

Показательный пример — уже упомянутые люди холерического темперамента, как люди с самым высоким уровнем эмоций, концентрируют свое внимание на любых объектах крайне непродолжительное время, с тем, чтобы опять переключиться на очередной объект. Поэтому работать над достижением эмоционального равновесия, снижения эмоционального фона, с помощью приведенных ниже упражнений, я рекомендую холерикам в первую очередь. Это позволит им нивелировать слабые места своего темперамента и лучше использовать сильные (подвижность ума, высокую энергетику, артистизм).

Людям остальных («нормальных») темпераментов тактическое снижение уровня эмоций рекомендуется в особо значимых ситуациях — перед важной беседой, экзаменами, деловыми переговорами, ответственной встречей — это разминка и внутренняя сосредоточенность. Так и мы, пусть не все спортсмены, но в своем деле, надеюсь — все профессионалы.

Лучше всего сосредоточится на простых, но эффективных упражнениях на эмоциональное равновесие, на увеличение собранности и повышение концентрации внимания. Тогда на самих переговорах ваше мышление и внимание будут работать на все сто процентов и вы проявите все свои лучшие качества.

ОЗР: могу сконцентрироваться на одном объекте и думать 3-5 минут только о нём.

Как буду работать:

·Подбираю упражнения, из ниже перечисленных, в пары и применяю 1 раз в день (1 пару в день, работаю 5 раз в неделю). Одно утром, второе вечером.

·Ищу материал для упражнений: картинку природы, покупаю чётки.

·Записываю в конце недели выводы и успехи, какое упражнение получается хорошо и можно его уже не делать, а над каким ещё стоит поработать 2-3 недели.

Упражнение «Дыхание»

Это хорошее упражнение не только для повышения сосредоточенности перед важным делом, но и для оперативного устранения лишнего волнения, например, перед публичным выступлением. Чуть более глубоко дыша, концентрируетесь на процессе дыхания. Подробно следите мысленным взором, как воздух проникает через дыхательные пути в ваши легкие, медленно наполняет и расширяет их. А затем, после паузы, столь же медленно покидает, проходя в обратном направлении. Время выполнения — по обстоятельствам. Работать 3-5 минут.

Упражнение «Гладь озера»

Особенно эффективно для снижения лишней эмоциональности и внутреннюю сосредоточенность. Представляете перед мысленным взором абсолютно тихую безветренную гладь озера. Поверхность озера совершенно спокойная, безмятежная, гладкая, отражающая прекрасные берега водоема. Вода озера зеркальная, чистая, ровная, отражающая синее небо, белоснежные облака и высокие деревья. Вы просто любуетесь гладью этого озера, настраиваясь на его спокойствие и безмятежность. Работать 5-10 минут, можно описывать картинку мысленно перечисляя всё, что на ней нарисовано.

Упражнение «Четки»

Старинный восточный способ сосредоточения и устранения беспокоящих мыслей. Не спеша перебираете четки, полностью сосредоточившись на этом занятии, направляя свой фокус внимание только на сам процесс. Слушаете свои ощущения в районе контакта с пальцами и погружаетесь в них, достигая спокойствия и осознанности. Если нет четок, можно их заменить прокручиванием больших пальцев. Скрестите пальцы вместе, как это в задумчивости делают многие люди, и прокручивайте большие пальцы, сконцентрировавшись только на этом процессе.

Упражнение «Кинолента»

На внутреннюю сосредоточенность и упорядочение эмоциональности. Представьте, что вы смотрите видеозапись сегодняшнего (или вчерашнего) дня своей жизни — со стороны, как в кинозале. Вспоминайте во всех мельчайших подробностях, как прошел день. Как встали, что делали утром, готовились к выходу из дома, как вышли, какие были мелкие и значимые события всего дня, с кем и о чем говорили, что было ближе к вечеру. Вспоминайте тщательно и подробно, стараясь не упустить ни одной картинки. Если сейчас вас ждет важная встреча или переговоры, еще раз мысленно прокрутите самые важные, ключевые тезисы и позиции, на которых вы будете строить свою беседу.

Упражнение «Мысленное расслабление»

Расположитесь на стуле (кресле) удобно, но по-возможности прямо, опираясь на спинку. Внутренним взором начните просматривать и расслаблять части своего тела, на которое вы направляете свой мысленный фокус внимания. Сначала направьте внимание в самый низ — на ступню правой ноги, останавливаетесь на этой области на несколько секунд, внутренним приказом полностью расслабьте ее, поднимайтесь выше. Далее фиксируете внимание на икроножной области правой ноги, полностью расслабьте. Далее поднимаетесь к области колена, прочувствуйте и расслабьте ее. Еще выше. Далее левую ногу. Потом область половых органов. Область живота. Грудной клетки. И так далее. Не спеша, с минимальным передвижением вверх. Добивайтесь полного последовательного расслабления все областей тела, но еще не падая со стула, минимальный контроль все равно остается. Это хороший способ не только тренировать концентрацию, но и отдохнуть незаметно для окружения. Обычно на это упражнение требуется 5-7 минут.

Упражнение «Сфинкс»

При внешней простоте это более трудное упражнение, чем предыдущее. Необходимо находиться на стуле абсолютно спокойно, совершенно неподвижно, не шевелясь, останавливая любые непроизвольные мускульные движения. Состояние расслабленное, напрягаться не требуется. Мысли отпустите, позвольте им также расслабленно приходить и уходить, специально никуда не направляя. Хорошо, если вы добьетесь комфортного неподвижного состояния мудрого сфинкса в течение 15 минут.

Упражнение «Скульптура»

Если вы бывали в Европе или видели по ТВ, то видели на туристских улицах людей в специальной краске, которые работают живыми скульптурами. Часто это актеры, которым развитая концентрация позволяет находиться неподвижно в непростых позах довольно длительное время. Не дай бог работать манекеном, но это полезное упражнение на проверку и развитие произвольной концентрации. Самый простой уровень — обычная прямая поза. Если вы сможете в состоянии полной неподвижности, но в относительно расслабленном комфортном состоянии 10 минут — это хороший результат. Усложните позу — приподнимите руки, наклоните голову, поверните корпус и опять добивайтесь полной неподвижности. Понятно, что чем сложнее поза, тем труднее упражнение и меньше контрольное время. Минус этого упражнения в том, что его можно сделать на людях только один раз — до приезда неотложки.

Резюме по концентрации

Уже через 2 месяца человек после таких тренировок приходит к удерживанию в объеме внимания всех всевозможных параметров. Вы скажете тяжело? А кому легко? Тяжело в учении, легко в зоне поражения… Еще К.С. Станиславский приговаривал своим актерам, когда они ленились:

ГЕНИЙ — ЭТО ОДИН ПРОЦЕНТ ТАЛАНТА, И 99 ПРОЦЕНТОВ ТРУДА!

Талантливых людей много — но этот талант никто никогда не узнает без способности к высокой сосредоточенности и самоотдаче. И эти 99 процентов труда возможны только при развитой концентрации внимания.

Именно внимание придает направленность человеческой силе, фокусирует ее. Тот же великий режиссер не уставал повторять:

ГДЕ ВНИМАНИЕ — ТАМ ЭНЕРГИЯ!

А где энергия — туда приложена сила, а где сила, там результат.

ГДЕ ЭНЕРГИЯ — ТАМ И РЕЗУЛЬТАТ!

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ — ЭТО УМЕНИЕ НАПРАВЛЯТЬ И УДЕРЖИВАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ И СОЗНАНИЕ НА ЛЮБОЙ, ДАЖЕ НЕИНТЕРЕСНЫЙ ОБЪЕКТ

Успехов!

Примечание: Материал составлен на основе материалов психолога и оратора Дмитрия Устинова.

Здесь можно почерпнуть максимум инф-ии по этой теме //www.ustinow.ru/publication/sila_koncentracii/index.html

Объем внимания

При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.

Устойчивость внимания

Это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.

Переключение внимания

Отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.

Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов.

Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: