Определение, виды, функции внимания. Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание.


Внимание: свойства, функции и виды

Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание

— психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание

— это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

1. устойчивость,

2. сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость внимания

— способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания

(противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания

— переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания

— способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания

— количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

Функции внимания:

  • активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • определяет точность и детализацию восприятия,
  • определяет прочность, и избирательность памяти,
  • определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  • в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  • о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  • внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Основные виды внимания:

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание

— дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание

— складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание

— не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание

— регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание

— не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное
внимание
— обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное
внимание —
связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание

— преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1. Повышенная отвлекаемость

– чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания

– невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4. Гипо- и апрозекксия


невозможность
в течение необходимого периода времени
сосредоточить на чем-нибудь внимание
и полное выпадение внимания.
внимание виды внимания

Внимание и сознание

Предыдущая6Следующая

Проблема связи внимания и сознания начала разрабатываться в рамках философии, и, прежде всего, философии восточной. Именно в ней отмечается особое место внимания – как «кон, «проникновения» – в достижении просветления, истинной божественной мудрости. «Просветленное сознание» невозможно без внимания. Неслучайно техника и практика медитации, основанной также на предельной концентрации сознания, складывается именно в восточной религиозно-философской традиции.

В психологии линия исследований, подчеркивающая связь между вниманием и сознанием, начинает активно развиваться во второй половине XIX века. Первое направление, в рамках которого началось систематическое экспериментальное изучение внимания, – классическая психология сознания. С тех пор в психологии сложился целый ряд разнообразных представлений о соотношении внимания и сознания, в которых вниманию отводятся самые разные роли.

Пожалуй, наиболее распространенное представление о внимании в современной психологии внимания – трактовка его как механизма доступа в сознание, который определяет, что из воспринимаемого и переживаемого нами в данный момент достигнет сознания и повлияет на наше поведение, а что может пройти мимо. Вопрос о том, что и почему остается за пределами сознания, занимает важное место в современной психологии внимания.

В классической психологии сознания было намечено еще несколько подходов к рассмотрению соотношения внимания и сознания. В одном из них сознание предстает как структура, подобная зрительному полю с фокусом и периферией, а внимание как часть сознания, его фокус, зона наибольшей ясности и отчетливости содержаний сознания.

Наконец, внимание может рассматриваться в качестве одного из свойств сознания или присущих ему особенностей. Это свойство – степень субъективной ясности находящихся в сознании впечатлений, которые в случае недостаточного внимания оказываются смутными, а в случае предельного внимания предстают перед человеком наиболее ясно [Фаликман, 2006].

Р. Солсо определяет сознание как знание о событиях или стимулах окружающей среды, а также знание о когнитивных явлениях (память, внимание, телесные ощущения) [Солсо, 2006].

Эндел Тулвингвыделил три разновидности сознания у человека:

1) аноэтичное («незнающее») сознание ограничено во времени текущей ситуацией; оно позволяет человеку фиксировать признаки окружения и реагировать своим поведением на данную обстановку;

2) ноэтичное («знающее») сознание позволяет человеку осознавать объекты, события и их взаимосвязь при отсутствии этих объектов и событий;

3) автоноэтичное («знающее о себе») сознание является наиболее сложным; оно необходимо для запоминания лично переживаемых событий [изл. по: Солсо, 2006].

Тем самым было указано на три основных объекта внимания.

Рассматривать сознание в контексте внимания имеет смысл потому, что оба они имеют одно общее свойство – ограниченную пропускную способность.

Человек избирательно направляет свое внимание на некоторую часть всех имеющихся признаков. Предполагается, что где-то в переработке информации есть «узкое место», частично обусловленное неврологическими возможностями. Исследования избирательного внимания и пропускной способности проводились на материале слуховых и зрительных сигналов.

Исследования К. Черрипозволили разработать экспериментальную процедуру, получившую название затенения(термин заимствован из техники живописи: оттенить что-либо означает выделить это из окружения).

При проведении указанной процедуры испытуемого просят повторить сообщение точно так же, как оно было предъявлено. Однако у экспериментов К. Черри была еще одна особенность: предъявлялись два слуховых сообщения одновременно – одно из них должно быть «оттенено», а другое проигнорировано. Иногда эти сообщения предъявлялись через наушники, иногда – через акустические системы, расположенные в разных местах.

В результате ученый обнаружил, что сообщение, которому не уделялось внимания, запоминалось намного хуже. Способность фокусироваться на одном сообщении является важным свойством человека, так как позволяет обрабатывать ограниченное количество информации и не перегружать механизм обработки [Солсо, 2006].

Предыдущая6Следующая

Дата добавления: 2017-06-13; просмотров: 1340; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Похожие статьи:

Устойчивость внимания

Заключается устойчивость в способности сосредотачиваться на одном объекте какое-то определенное время, поэтому она является временной характеристикой внимания. Данное свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами.

Как показали исследования, внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. По данным Н.Н. Ланге, периоды таких колебаний обычно составляют 2-3 секунды и доходят до 12 секунд максимум. Если попытаться сосредоточиться на тиканье часов – они будут, то слышны, то не слышны. Колебания при наблюдении более сложных фигур, носят иной характер. В них как фигура попеременно будет выступать то одна, то другая часть. Например, изображение усеченной пирамиды будет давать такой эффект. Усеченная пирамида показана на рисунке:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Характеристики свойств внимания 430 руб.
  • Реферат Характеристики свойств внимания 240 руб.
  • Контрольная работа Характеристики свойств внимания 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Если в течение какого-то времени смотреть на пирамиду, то поочередно она будет казаться то выпуклой, то вогнутой. Малые периоды колебания внимания не являются общей закономерностью. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи.

Когда внимание при всех условиях неустойчиво, умственная работа более или менее эффективная была бы невозможна. Устойчивость внимания зависит и от других условий – степень сложности материала и трудность знакомства с ним, понятность материала, отношение к нему субъекта, индивидуальные особенности личности.

Устойчивость внимания можно проверить с помощью таблицы Бурдона. Она состоит из беспорядочного чередования отдельных букв. В каждой строке каждая буква повторяется одно и то же количество раз. Испытуемый в течение длительного времени должен вычеркивать заданные буквы. Устойчивость внимания аналогично проверяется с помощью таблиц Крепелина. Они состоят из столбиков цифр, а испытуемый в течение длительного времени должен их складывать. Число допускаемых ошибок и продуктивность работы служат показателем колебаний внимания.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Концентрация внимания

Определение

Концентрация – это следующее свойство внимания, которое подразумевает интенсивность сосредоточенности.

Концентрация внимания, считал А.А. Ухтомский, связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. По его мнению, – это следствие возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Поскольку внимание может быть произвольным и непроизвольным, то соответственно, и концентрация внимания производится как усилием воли, так и сама собой, опираясь на личную заинтересованность. Для длительного поддержания внимания в первом случае требуется большое количество энергии, которое может привести к истощению. Концентрация внимания будет менее утомительна, если она основана на интересе к объекту и способствует большей производительности труда. Естественно, что заниматься деятельностью, которая вызывает искренний интерес, очень важно для человека.

Умение сосредоточиться на определенном объекте развивается с возрастом. Концентрироваться длительное время малышам, сложно, но младшие школьники уже без проблем могут высиживать уроки. Таким образом, они приобретают способность к обучению. Концентрируясь на одном предмете в течение длительного времени, ребенок постепенно привыкает к нагрузкам и легче справляется с ними, а к окончанию школы уже свободно владеет произвольным вниманием.

На развитие концентрации внимания существует много упражнений, например, такие, как мозговые импульсы, центр вселенной, подсчет и др.

Переключение внимания

Определение

Под переключением понимается сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

В целом это означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

У разных людей легкость переключения неодинакова и зависит от ряда условий. Прежде всего, это соотношение между предшествующей и последующей деятельностью, а также отношение субъекта к каждой из них.

На интересную деятельность переключиться значительно легче и, наоборот. Переключаемость внимания хорошо тренируется.

Объем внимания

Объем является еще одним свойством внимания и представляет собой количество объектов, которое человек с достаточной ясностью может охватить одновременно.

Одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы, как известно, человек не может. Подобное ограничение заставляет поступающую извне информацию дробить на части и при этом не превышать возможности обрабатывающей системы.

При обучении и тренировке объем внимания практически не меняется, а его показателем является количество ясно воспринимаемых предметов. У разных людей объем внимания различен. Это зависит от того, насколько содержание, на котором сосредотачивается внимание, связано между собой, а также от умения осмыслено связывать и структурировать материал. Объем внимания очень близко к понятию объем восприятия.

Распределение внимания

Определение

Распределение внимания – это способность человека одновременно выполнять несколько видов деятельности.

Безусловно, классическим примером такой способности является Юлий Цезарь. Предание говорит, что он мог одновременно делать семь дел, не связанных между собой. Также известно, что Наполеон одновременно мог диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов.

Практика, однако, показывает, что человек может выполнить только один вид сознательной психической деятельности. Субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких дел возникает, потому что человек быстро и последовательно переключается с одного вида деятельности на другой. Как доказал В. Вундт, человек не может одновременно сосредоточиться на двух предъявляемых раздражителях. Тем не менее, иногда действительно человек способен выполнить два вида деятельности, но, в таком случае, один из видов должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. При несоблюдении этого условия совмещение деятельности невозможно. Распределение внимания, как считает ряд авторов, является обратной стороной другого свойства – переключаемости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: