Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка

Личность ребенка формируется в семье, где он растет и развивается в первые месяцы своей жизни. Родители становятся главными в его воспитании. По мере роста малыш начинает познавать мир и самого себя, все это помогает в его становлении. А общение является закрепляющим фактором, который принят в социуме.

Взрослый человек – это продукт воспитания, который первые свои личностные качества и навыки приобрел в семье родителей. Лишь потом к процессу подключаются окружающие люди, воспитатели и учителя, друзья и общество в целом. Несомненно, ребенок меняется под воздействием окружающих людей. Но основу в него закладывают родители, которых малыш считает всезнающими и правильными.

Поначалу родители озабочены лишь ростом младенца, который постепенно начинает их запоминать, изучать и приучаться. Затем возникает осознание, когда ребенок уже начинает контролировать не только свое тело, но и мысли. Когда ребенок становится осознающим, родители переходят к его воспитанию. Однако именно воспитание, по мнению интернет-журнала psytheater.com, может стать губительным в становлении личности ребенка.

Чем занимаются родители, когда у них появляются дети? Они их растят, следят за их здоровьем, кормят, одевают. Но это еще не все. Родители, помимо удовлетворения всех физиологических потребностей, занимаются воспитанием. Это же касается и обучения, когда даются знания. Воспитание и обучение развивают в ребенке разные области его личности, но направлены на одно и то же.

Что такое воспитание? Это программирование человека. Другими словами, родители занимаются простым программированием ребенка на ту жизнь, которой он потом будет жить.

Мама и папа практически лишают ребенка права самому решать, каким человеком ему быть, как поступать, что делать в той или иной ситуации, чем себя занимать, с кем общаться и т. д. Взрослые то и дело, что говорят своим детям, что нельзя и что можно, что есть хорошо, что неправильно. Все это является программированием: каким быть и какие поступки совершать в той или иной ситуации. И это называется красивым словом «воспитание».

Тем же самым занимается обучение, которое дает конкретные, четкие и однозначные знания людям, негласно говоря: «Может быть только так и никак иначе! Все, что будет противоречить этим знаниям, является абсурдом!». Люди яростно вступают в перепалки, когда их знания и мнения не совпадают. Каждый из них считает свое знание единственно правильным. И никто из них не видит, что, возможно, они все правы.

Воспитание занимается тем, что программирует каждого человека на определенный образ жизни. Пока ребенок маленький, он не подвергает сомнению все, что ему говорится. Он слушается и полностью доверяет своим родителям. Вот только не всегда сами мамы и папы понимают, что они пытаются в своих детях запрограммировать и как это потом повлияет на их жизнь, когда те повзрослеют.

Страхи, комплексы, внутренние запреты, убеждения, направленность мышления, модели поведения и прочее – все воспитывают в детях родители. Вот почему уже принято говорить о том, что абсолютно все дети покалечены своими родителями, которые сами являются закомплексованными, неуверенными, боязливыми, зажатыми и далеко не все знающими людьми.

Что такое формирование личности ребенка?

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Что это такое? Это такое воздействие на малыша, которое будет способствовать его социализации, саморазвитию, становлению как личности. Стоит отметить, что все люди вырастают разными, а это говорит о том, что родители прибегают к различным методам воспитания.

Среди одной из методик развития является подражание. Ребенок просто копирует поведение и черты характера, мысли своих родителей. Существуют различные методы воспитания детей. И все они по-своему привлекательны и эффективны в достижении определенных результатов. Однако существуют универсальные методы, которые функционируют независимо от желания и стремлений родителей.

Один из этих методов называется подражание. Обратите внимание, как в природе взрослые животные обучают своих детей искусству выживания. Мама выходит со своими детенышами на охоту и сама демонстрирует, как нужно ловить жертву, кушать ту или иную травку, облизываться и т. д. Мать собственным примером показывает, что нужно делать ее деткам, чтобы выжить. Такой же принцип действует и среди людей, но не все о нем помнят. Ребенок внимательно наблюдает за своими родителями и повторяет все, что они делают. При этом он не анализирует их поступки, так как считает, что раз это делают его родители, значит, это полезно для того, чтобы выжить.

К примеру, молодые мамы отпускают своих детишек играть в песочнице, а сами при этом курят и пьют на лавочках, обсуждая какие-то темы. Дети на все это смотрят и запоминают. Стоит ли потом удивляться, почему со временем эти самые дети начинают курить и пить? Как родители себя ведут, такими же будут и их дети.

Единственный способ обучения детей, а также и других людей, – собственный пример. Не следует воспитывать детей. Воспитайте в себе то, что вы хотите воспитать в своем ребенке. Он на вас посмотрит и скопирует ваше поведение.

Этапы воспитания ребенка:

  1. Родитель имеет свой характер.
  2. Ребенок начинает уважать своих родителей.
  3. Уважая, ребенок подражает родителям.
  4. Ребенок задает какие-то вопросы.
  5. Родители ненавязчиво дают советы.

Чтобы ваш ребенок прислушивался к вашему мнению не только в дошкольном возрасте, но и после, следует вызвать у него внутреннее чувство уважения. Как только это чувство достигнуто, ваш ребенок начнет не только подражать вам, копируя ваши поступки и характер, но и прислушиваться к вашему мнению. Очень важно позволить в сердце своего крохи сохранить то чувство любви и уважения, которое он испытывает к своим родителям, чтобы потом иметь возможность влиять на его воспитание характера и регулировать поведение.

В процессе развития кроха не способен оценить свои поступки и слова, поэтому он совершает некие действия, обращая внимание на то, как на них реагируют родители. В зависимости от их реакции и воспитательных мер, которые к нему применятся после каждого совершенного поступка, у ребенка формируются те или иные привычные модели поведения.

перейти наверх

Определение

Феномен семьи изучается философами, историками, психологами, писателями. Существуют десятки определений этому понятию, самое емкое называет семью ячейкой общества, в которой происходит рождение, формирование и развитие человека. От того, насколько гармоничны отношения и насколько дома комфортно, зависит психология и поведение живущего там человека, а также успешность в жизни.

Не будет преувеличением сказать, что роль семьи в становлении личности судьбоносная. Первостепенно силами родителей (или супругов, основавших ячейку общества), во вторую очередь – прочих родственников закладывается и реализуется система воспитания. То, какой она будет (в том числе ее эффективность) зависят от уклада жизни прошлых поколений, от эмоционального и физического здоровья родителей и самих детей, финансового и социального положения, места жительства и множества других факторов. Справедливо сказать, что человека воспитывает абсолютно все, что его окружает.

Если воспитательные меры, выбранные родителями, верны, то это очень быстро начинает проявляться: сначала в дошкольном и школьном возрасте ребенка, затем – на трудовой деятельности и общественной активности. Также и неправильно выбранный вектор в воспитании детей становится виден уже тогда, когда ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.

Развивается и духовная культура человека, формируется социальная направленность. Поскольку их маленький коллектив олицетворяет для детей микромодель всего общества, у себя дома они учатся взаимодействовать с другими людьми, формируют жизненные установки и строят планы на будущее.

Человек учится познавать других, начиная со своих самых близких людей. В идеале люди, живущие под одной крышей, выстраивают теплые отношения друг с другом и становятся небольшим коллективом, в котором у всех есть своя роль. Через эту роль человек обогащается сам и обогащает жизнь своих близких, давая им все шансы на самореализацию.

В наши дни, когда очень общество и средства массовой информации делают все для разрушения целостности личности, семья – тот оплот любви, чистоты и уюта, где человек находит себя и проявляет свои лучшие качества, которые помогут ему выполнить миссию в жизни.

Формирование личности ребенка в семье

Что такое личность? Это результат культурного, социального и воспитательного влияния на человека. Никто не рождается личностью. Однако по мере приобретения знаний, опыта, наработки качеств характера и навыков человек становится индивидуальностью, личностью.

В вопросе формирования ребенка существует два аспекта:

  1. Осознание малышом своего места в мире. Как распознать, что он достиг своего развития?
  • Ребенок понимает местоимение «я» и использует его.
  • Ребенок способен себя контролировать.
  • Ребенок способен разделять вещи на «хорошие» и «плохие».
  • Ребенок может рассказать о себе: о внешности, характере, способностях, внутренних мыслях, ощущениях, переживаниях.
  1. Развитие чувств и волевой сферы, чтобы развивать определенные качества и модели поведения.

Личностью ребенок становится не ранее 2-х лет, поскольку до этого времени преимущественно занимается своим физическим развитием. С 3-х лет приходит самосознание. А уже к 5 годам ребенок выделяется на фоне остальных детей, что делает его личностью.

Соседи, друзья, школа, реклама, социум в целом, несомненно, имеют свое влияние на человека, который постепенно меняется. Однако эти изменения будут незначительными. Базу закладывают в ребенка его родители, которые окружают его в первые годы жизни. Он берет с них пример, подражает, копирует их. Вот почему со временем становится заметно, что ребенок ведет себя так же, как и его родители.

Семья – посредник между социумом и ребенком. Родители сами поддаются влиянию социума, вбирая в себя нравственные, моральные, культурные и прочие устои. Затем они их передают ребенку. Но все же воспитание в каждой семье различается по той причине, что каждый родитель усвоил не все, а лишь отдельные принципы социума.

  • В первый год жизни родители занимаются лишь физическим развитием ребенка.
  • На втором году жизни можно знакомить ребенка с общественными устоями.
  • После достижения 2 лет необходимо внедрять в ребенка нравственные и моральные принципы.
  • После 3 лет необходимо уже настаивать на их соблюдении.

перейти наверх

Развитие детей

Д. Винникот, изучая семью и развитие человека в ней, отметил, говоря про воспитание детей: «Кормление для ребенка – это меньше всего кормление». Любые процессы, которые направлены на удовлетворение простейших, базовых нужд, в действительности удовлетворяют еще и эмоциональные потребности. И это особенно важно в отношении детей.

С самого момента появления на свет ребенок – это социальное существо. В семье он учится правильно выстраивать социальные роли и находить среди них собственную. Социальное поведение человека также формируется в детстве и под влиянием модели поведения родителей по отношению друг к другу.

Если дома правильно реализуется эмоциональная функция, то ребенок учится привязанности. Это означает, что он научен выстраивать отношения с близкими и переводить их на новый уровень. Очень часто этого – умения быть привязанным, любить других и заботиться о них – нет у детей, выросших вне семьи или у маргинальных, неблагополучных родителей.

Но с рождением малыша не только в его отношении осуществляется воспитательная функция семьи. Развиваются и все те, кто его окружает – родители и родственники. Они обнаруживают и воспитывают в себе новые качества – способность к самоотверженной любви, безграничной нежности, заботе. Люди учатся создавать и поддерживать хороший психологический климат дома, становятся примером мудрости и любви.

Воспитание и формирование личности ребенка

Семья является первой средой, в которой формируется и воспитывается личность ребенка. Воспитание в каждой семье различается, поскольку оно основано на тех убеждениях, страхах, качествах характера и поведении, которыми обладают сами родители. Не забываем, что все люди разные. Вот и получается, что два (или один человек, если нет второго родителя) индивида со своим уникальным набором всех психологических качеств создают среду для малыша, в которой он будет расти и развиваться.

Среды создаются разные, поэтому и личности воспитываются различные. Главным постулатом, которого должны придерживаться родители, должна быть любовь. А то, что ребенок проходит через систему поощрений и наказаний, является естественным процессом воспитания.

Стоит отметить, что родители сами не являются идеальными людьми. Поэтому им навряд ли удастся воспитать идеального ребенка, который всегда и все будет делать правильно. В процессе воспитания часто родители совершают ошибки, о которых могут даже не догадываться.

С появлением таких понятий, как успех и лидерство, ученые всерьез занялись вопросом устранения причин, делающих человека несчастным и бедным. Как оказалось, многое зависит от воспитания, через которое проходят абсолютно все люди. Старые методы взращивают в детях те привычки и качества, которыми ранее обладали их предки. А они не жили богато и счастливо. Получается, что родители воспитывают в собственных детях инфантильность, жертвенность и чувство неуверенности в себе. Это мешает достичь успеха в современном мире, который приветствует людей-лидеров.

перейти наверх

Стили воспитания детей

Усовершенствование познавательных способностей начинается намного раньше, чем думают родители: мама улыбается новорожденному малышу, ухаживает за ним, отвечает на вопросы, читает книги, смотрит с ребёнком развивающие телепередачи. Даже обычное общение обучает малыша чему-то новому. Эти простые занятия помогают ребенку осознать, какой большой мир за пределами семьи.

Но воспитание родителями не всегда приносит положительные плоды, хорошо влияет на развитие личности. Иногда отношения с ними бывают травмирующего характера. По прошествии нескольких лет этот опыт определяется, как печальный. Многое при этом зависит от стиля воспитания в семье. Педагогами и детскими психологами выделяются три стиля воспитания:

  1. Демократический.
  2. Диктаторский.
  3. Либеральным.


Демократический стиль является наиболее хорошим. Родители, которые его придерживаются, внимательно относятся к своему малышу, прислушиваются к его мнению, уважают выбор дошкольника. Это отношение развивает у малыша самостоятельность и ответственность. При таком общении родители выслушивают дошкольника, стараются ему помочь в решении текущих проблем добрым словом или советом.

Дети таких родителей знают, что им окажется участие и поддержка в отчем доме. Это понимание остаётся с ними после того, как они вырастают. Такие семьи содействуют грамотному половому воспитанию. Здесь дети разного пола воспитываются неодинаково. На примере родителей дошкольник наблюдает семейный гармоничный союз. Для диктаторского стиля характерны следующие критерии:

  1. Роль семьи в воспитании личности ребенка в этом случае строгая.
  2. Любые требования родителей должны сразу же исполняться, а свое мнение малышу иметь разрешается крайне редко.
  3. Такие родители добиваются послушания принуждением, угрозами и приказами, но такое поведение сказывается разрушительно на личности.

Диктат родителей приводит к внутреннему протесту или подавлению личности малыша. В первом случае чадо меняется в худшую сторону, у него наблюдается лицемерие, лживость, грубость в общении и агрессия. Второй случай приводит к пассивности и апатии.

Какие 7 ошибок воспитания выделяют ученые?

  • Родители не позволяют детям рисковать.

Отсутствие риска приводит к незнанию реалий жизни. Мир не прост и не мил. Если родители постоянно опекают и заботятся о своем малыше, давая 24-часовую защиту от любых бед, то воспитывают в нем заносчивость и низкую самооценку.

Ребенок должен упасть и забить ножку, чтобы понять, что следует за его действиями. Подросток должен пережить страдания из-за первой неудачной любви, чтобы повзрослеть эмоционально. Рискуя, пробуя, попадая в различные ситуации, он научается реальной жизни.

  • Родители слишком быстро бросаются на помощь к ребенку.

Пытаясь каждый раз помочь, в первую же секунду начать исправлять ошибки и решать все последствия действий ребенка, мамы и папы развивают в нем беспомощность. Во-первых, ребенок начинает думать, что в случае неудачи его проблемы всегда кто-то решит. Неприятные последствия обязательно кто-то разгребет. В обычной жизни никто не собирается помогать взрослому человеку. Если ребенок не научится решать сложные ситуации сам, тогда окажется неприспособленным к реальной жизни.

  • Чрезмерное восторжение.

Если родители по любому поводу восторгаются сыном/дочкой, это приводит к повышенной самооценке. Данное направление стало поощряемым за последние годы. Однако исследования показывают, что дети начинают лгать, жульничать и преувеличивать, когда понимают, что ими восхищаются только родители, а окружающие не видят в них ничего особенного. Неспособность сталкиваться со сложностями и воспринимать себя адекватно заставляет детей искать другие пути получения привычного и приятного восторга.

  • Поощрять всех без исключения.

Неспособность показывать детям реалии жизни приводит к тому, что те неадекватно оценивают собственные поступки и слова. Родители часто хотят похвалить своего ребенка, который совершил хороший поступок, при этом не обделить похвалой и остальных детей, которые ничего не сделали для достижения успеха. Дети перестают видеть необходимость прилагать усилия, трудиться, если даже при отсутствии достижений их хвалят. Теряется понимание причинно-следственных связей, когда в реальном мире человек получает успех лишь после того, как что-то сделает ради него, предпримет действия, ущемит свои желания и напряжется, если нужно. Следует учиться родителям говорить «нет» и «не сейчас». Хвалите лишь за то, что сын/дочь достиг какого-то (даже маленького) успеха.

  • Желание назидать и поучать, а не обсуждать ошибки.

Важным моментом в жизни каждого становится подростковый возраст, когда возникает желание выйти из-под опеки родителей и начать жить в реальной жизни. Здесь неизбежны ошибки, «набивание шишек», неправильные поступки и неприятные последствия. Важно – не научить, не заставить отказаться от совершения плохих действий, не оградить ребенка от реальной жизни, а позволить «набивать шишки», при этом обсуждать происходящие события. Родители могут поделиться собственным опытом, когда они сами впервые столкнулись с подобными трудностями, с которыми столкнулся их ребенок. Но важно – не заставлять ребенка слушаться, а внимать и самому принимать решение, как поступать дальше. Он может не прислушаться к родительским наставлениям – это его право. Следует разрешить ему ошибаться, учиться на уроках жизни и понимать, что мама и папа передают свой опыт и сделанные выводы, а не назидают.

  • Интеллект не связан со способностью жить самостоятельно.

Часто родители путают такие понятия, как интеллект и умение быть самостоятельным. Человек может многое знать, но быть абсолютно неумелым в условиях реальной жизни. Часто наблюдаются талантливые в своем деле люди, но абсолютно безалаберные в общении с окружающими, не умеющие предсказывать последствия своих поступков. Ребенок может быть умным, но абсолютно неприспособленным к реальной жизни. Это указывает на ошибочное воспитание, когда ему дают знания, но не развивают навыков самостоятельной жизни.

  • Не жить по правилам, по которым должны жить дети.

Чему учат детей, родители должны сами придерживаться. Пока ребенок маленький, примерами лидеров являются его родители. Как они живут? Как себя ведут? Как поступают в разных ситуациях? Он обучается лидерству на их примере. Трудно переубедить ребенка в обратном, что родители поступали неправильно и они не являются лидерами по жизни. Если желаете успеха собственному ребенку, тогда сами должны стать успешными лидерами в реальном мире. Он скопирует это и сам достигнет вершин успеха, когда станет взрослым.

перейти наверх

Какие функции реализуются

Каждая семья выполняет социальные задачи, которые заключаются в двух вещах: в удовлетворении потребностей общества (улучшение демографических показателей) и в удовлетворении потребностей ее членов (обеспечение всех членов семьи кровом, пищей, любовью и т.д.).

Реализации этих двух социальных задач способствуют функции семьи:

  1. Репродуктивная. Реализуется общественная потребность в воспроизводстве населения страны или всей планеты в целом. Другая роль данной функции — удовлетворение потребности людей в детях, которые не только унаследуют их гены, но и станут поддержкой, опорой и любимыми людьми.
  2. Воспитательная. Неверно думать, что воспитывает семья только детей. В полноценной семье с хорошим психологическим климатом возможность развиваться и расти над собой, достигая новых вершин имеют все, в том числе взрослые. Это происходит потому, что дом – это тыл, где всегда поддержат, посоветуют и направят. Но и развитие детей тоже очень важно. Родители и другие ближайшие родственники передают им свой опыт, следят за их физическим и психологическим развитием, учат самостоятельности и правильному понимаю добра и зла. Взрослеющие дети также оказывают влияние на родителей, побуждая их к самовоспитанию и саморазвитию.
  3. Хозяйственно-экономическая. Благодаря этой функции на всех этапах жизни членов семьи они обеспечены едой, крышей над головой и всем необходимым для нормальной жизни. Несовершеннолетние или нетрудоспособные ее члены поддерживаемы другими.
  4. Восстановительная. Эта функция особенно важна в вопросе развития человека через семью, потому что она предполагает наличие всех условий для восстановления и укрепления духовных, эмоциональных и физических сил. Дома, где ждут и любят, человек отдыхает, набирается сил и получает мотивацию для работы и улучшения себя.
  5. Регулятивная. Эта функция заключается в осуществлении первичного контроля за тем, чтобы все члены такой ячейки общества соблюдали законы и не нарушали нормы общественной жизни. Детей учат правильному поведению и закладывают в них основы патриотизма и духовности. Личным примером члены семьи показывают друг другу, как правильно себя вести в различных ситуациях.
  6. Социальная. Через семью люди социализируются, то есть учатся выстраивать общение с другими. Ребенок, который растет в семье, с рождения включен в социальные связи и на протяжении всей жизни сам учится их создавать.
  7. Коммуникативная. Несмотря на то, что сегодня очень распространены социальные сети, форумы в интернете, а офисы все разрастаются и иногда вмещают в себя десятки человек, работающих вместе, проблема одиночества в толпе встает все острее. На западе все чаще люди, живущие в мегаполисах, прибегают к помощи психологов или психоаналитиков. В то время как в идеале эту функцию выполняют домочадцы. Домой человек приходит, когда ему плохо и нужно выговориться, потому что здесь всегда поймут и помогут. В семье мы черпаем жизненные силы и вдохновение.
  8. Досуговая. Организовать досуг качественно намного проще, если есть люди, готовые поддержать наши увлечения. Семья, где люди любят друг друга – это универсальная команда черлидеров, которая не только всегда рядом, но и поддержит идею о совместном отдыхе и сделает его намного более ярким и запоминающимся.
  9. Социально-статусная. У каждого члена семьи – свой социальный статус по отношению к другим ее членам. За счет этого дети и взрослые люди учатся правильному общению друг с другом и выстраиванию социальных структур.
  10. Эмоциональная. Дома каждый получает помощь, психологическую поддержку и защиту, благодаря чему поддерживается эмоциональная стабильность людей, входящих в семью. Это – особый вид психологической терапии.
  11. Духовная. В семье дети и взрослые по-настоящему обогащаются духовно. Если семья благополучная, то все ее члены непрерывно развиваются за счет духовного взаимообогащения.
  12. Сексуальная. Не только духовные, но и физические потребности человек реализует со своим супругом. На это направлена сексуальная функция семьи.

фото 412

Одна из самых важных ролей, которые человек играет в жизни – семейная роль. И от того, насколько теплые и доверительные отношения дома, зависит то влияние, которая эта роль окажет на все прочие сферы жизни.

Итоги воспитания

Каким бы правильным или неправильным ни было воспитание, а в итоге все равно появляется личность со своим уникальным набором качеств, убеждений, ощущений и повадок. Воспитание все равно формирует личность, а насколько она будет адаптирована к социуму, это уже другой вопрос.

Не следует забывать, что быстрее всего воспитание и развитие происходят в процессе деятельности, взаимодействия, общения. Не на словах, а на поступках в человеке зарождаются те или иные качества, мысли, чувства. Поэтому следует активно вовлекать детей в различные виды деятельности, что будет способствовать скорейшему их развитию как личностей.

Что влияет на развитие личности

Потребности и интересы личности, ее духовное богатство, способности зависят от условий, в которых проходит формирование ребенка. Факторы, производящие основное влияние на развитие человека, следующие:

Социализация личности и воспитательный процесс

Наследственность

Стартовое условие, родительская программа, которая становится предпосылкой развития положительных качеств. Обратной стороной наследственности становятся наследственные заболевания, физические дефекты, способные ограничить человека в развитии.

Среда

Под ней понимают жизненные условия, биологическую среду (свет, пища, воздух), а также социальную (семья, друзья, общество, религиозные и национальные традиции, ситуация в политике, экономике, науке).

Среда бывает специально организованной, развивающей или имеет стихийный характер, педагогически неуправляемый, что приводит к трудностям в период взросления.

Воспитание, обучение

Несут положительный заряд, направлены на формирование нравственных ориентиров, передачу знаний, опыта. Процесс включается с момента рождения малыша, меняет формы и методы, ориентируясь на возраст, индивидуальные особенности.

Самостоятельность, активность

Воспитание проходит более продуктивно, если ребенок сам к чему-то стремится, проявляет интерес к различным сторонам деятельности, увлекается игрой, учебой, трудом. Воспитываемый, становясь субъектом, осознанно изменяет сам себя.



Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: