Состояние стресса и его влияние на подростка и ребенка-дошкольника


Симптомы появления стресса у детей

Плаксивость как симптом стресса

Человеческий организм реагирует на внешние раздражители с самого рождения. Стрессы бывают кратковременными и долговременными. В первом случае в целом организм получает пользу. Однако во втором, наоборот, практически неизбежен вред.

В зависимости от возраста, симптомы стресса у ребенка могут быть совершенно разными:

  • Проявление реакции организма у детей до двух лет
    . Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.
  • Стресс у детей дошкольного возраста (от двух до пяти лет)
    . Выражается в возвращении к предыдущему возрасту (регресс): сосание пустышки, недержание мочи, просьбы покормить из ложечки и прочие. Может возникнуть плаксивость при смене обстоятельств или появлении новых людей. Наблюдается снижение общей активности или, наоборот, проявление признаков гиперактивности (не стоит забывать, что гиперактиность — это самостоятельное расстройство психики). Отмечают беспричинное повышение температуры, рвоту. У очень впечатлительных может начаться заикание (временное или постоянное). Ребенок капризничает, у него повышается требовательность, появляются частые вспышки гнева на отказ в выполнении поручений взрослых, немотивированная агрессия, нервозность без видимых причин, частая смена настроения (в худшую сторону). Также наблюдается чрезмерное проявление детских страхов (боязнь темноты, одиночества, смерти), из-за которых малыш не может уснуть.
  • Стресс у школьника младшего возраста
    . В этом периоде развития может появиться быстрая утомляемость, начинают мучить ночные кошмары. Ребенок часто жалуется на тошноту, головные боли, боли в области сердца, что может сопровождаться повышением температуры, беспричинной роты. Родители отмечают частые случаи лжи, возрастной регресс (начинает вести себя, как младшие дети). Периодически возникает стремление искать приключения, или, напротив, школьник замыкается в себе, отказывается выходить на прогулки, избегает общения со сверстниками, не желает посещать школу. Отмечается агрессия по отношению к окружающим людям, а также низкая самооценка, стремление сделать все так, чтобы ребенка похвалили. Беспричинное ощущение страха, тревоги, ухудшение внимания, памяти, возможна избирательная амнезия (забываются события, вызвавшие стресс). У ребенка появляется постоянная сонливость или бессонница, аппетит может как ухудшаться, так и, наоборот, стать чрезмерно повышенным. Родители с ужасом отмечают дефекты речи, нервные тики, перепады настроения, а также длительное (несколько дней) вызывающее поведение.

Кроме вышеперечисленного, для детей всех возрастов на фоне стресса характерно приобретение новых привычек. Например, могут начать грызть ногти или предметы (карандаши, ручки, линейки), играть с собственными волосами (девочки), почесывания, ковыряние в носу и так далее.
При таком обилии симптомов распознать стресс у ребенка обычному человеку (родителям, учителям, например) чрезвычайно сложно. Зачастую признаки расцениваются как проявление каких-либо заболеваний, недостаток воспитания, особенности характера самого малыша. Точный диагноз может поставить только специалист на основе результатов нескольких собеседований, проведения психологических тестов.

Забота о здоровье

Какие проблемы могли возникнуть за последние месяцы, как помочь детям преодолеть их и избежать новых трудностей возвращения к обычной жизни? Об этом «РГ» беседует с главным научным сотрудником Института возрастной физиологии Российской академии образования, академиком РАО, доктором биологических наук, автором многочисленных монографий и пособий для педагогов и родителей Марьяной Безруких.

Марьяна Михайловна, с какими основными сложностями столкнулись родители и дети в эти месяцы?

Марьяна Безруких: Период самоизоляции, можно охарактеризовать как хронический и токсический стресс, все факторы которого действуют в течение длительного времени, комплексно и системно. Это, прежде всего, фактор неожиданность — «остановка на бегу», когда резкое изменились все условия жизни, режим, нагрузки, — буквально в один день. Это потребовало от всех быстрой перестройки. Правда, первая неделя совпала у многих детей с каникулами, но потом начались занятия в онлайн-режиме, к которым резко подключились педагоги, к чему и школа, и дети были не готовы совершенно. Наше представление о том, что это «цифровые» дети, и для них проще простого работать с использованием электронных устройств, оказалось мифом. Да, дети массово играют в гаджеты, но учатся с их использованием лишь эпизодически и в начальной, и в основной школе. В прошлом году мы провели исследование и выяснили, что лишь 20 процентов педагогов используют цифровые технологии в процессе обучения, и то эпизодически. Конечно, им оказалось перейти на дистанционный формат легче. Но перейти пришлось всем. И это был еще один стресс.

Вы имеете в виду количество дистанционных уроков?

Марьяна Безруких: По санитарным нормам использовать компьютер на уроках в начальной школе можно не больше 15 минут, в основной — не больше 20. А получилось, что у основной массы детей было по три-четыре дистанционных урока, каждый по 30-40 минут. Это чрезмерная нагрузка. Плюс домашние задания тоже выполнялись с использованием различных электронных устройств. Но не только это усложняло ситуацию. Стационарный компьютер или ноутбук имеют далеко не все дети, и, как показывают наблюдения, примерно половина из них использовала смартфоны. А это совершенно недопустимо! Во-первых, у них сильные электромагнитные излучения, во-вторых, это высокое статическое напряжение, нагрузка на зрение. Детям сложно сконцентрировать внимание, когда лицо педагога так близко и нарушена дистанция взаимодействия, то есть возникает очень напряженная психологическая ситуация. И это «учение с мучением» продолжалось почти полтора месяца. Но одновременно это опыт, который стоит внимательно проанализировать всем — медикам, физиологам, психологам, педагогам, чтобы понять, почему это было так сложно. Чтобы в случае необходимости не повторять ошибки и более эффективно работать — как минимум, не в ежедневном режиме.

Как стрессовая ситуация повлияла на поведение детей и взрослых?

Марьяна Безруких: Стресс усугубляла ситуация неопределенности. Дети не могли ее понять, а родители ничего не могли объяснить и испытывали такой же сильный стресс. Плюс к этому, за редким исключением, резкое ограничение двигательной активности и привычных контактов, а это тоже фактор, которое ухудшает и физическое, и психическое здоровье детей. И все стадии реакции на стресс были очень яркими. Сначала этап мобилизации, когда все решили, что будет много свободного времени, и мы все свои дела переделаем. Через неделю выяснилось, что на это почему-то нет сил. Потом был период адаптации — казалось, что мы приспособились, появилась надежда, что все скоро закончится. Но в последние недели по письмам родителей и по наблюдениям моих коллег в других странах, которые раньше нас оказались на карантине, выясняется, что пятая-шестая недели — это начало проявления неблагоприятных показателей, которые характеризуют срыв адаптации.

Какие именно проявления стресса возникают у детей?

Марьяна Безруких: Нарушение сна, раздражительность, жалобы на головную боль, боль в животе, тошноту и т.д. Это резкая смена настроения, особенно у подростков, когда они, как пишут некоторые родители, просто уходят в другую комнату и там громко кричат. Видимо, негативная энергия накапливается, хочется как-то разрядится, и ребенок не находит вариантов для разрядки: кто-то плачет, кто-то кричит, кто-то замыкается в себе, а кто-то становится, напротив, чересчур возбудимым. Но и взрослые тоже жалуются на депрессию, сильную раздражительность и необходимость какого-то выплеска эмоций. И если взрослый плохо регулирует себя, а дети вообще плохо регулируют себя просто в силу своего возраста, то неизбежны конфликты, ссоры и т.д.

Но конфликты в семьях возникают и в обычное время, чем они отличаются сейчас?

Марьяна Безруких: Со стороны родителей ситуацию осложняет необходимость следить за процессом обучения, помогать детям, а иногда учиться вместе с ребенком — это дополнительная нагрузка. Ведь многие из них целый день работают в дистанционном режиме. Ситуация обострила проблемы, которые и до этого были в семьях: не все родители имеют хороший контакт с детьми, умеют эффективно взаимодействовать с ними.

Постепенная отмена ограничительных мер поможет как-то урегулировать конфликты?

Марьяна Безруких: Выходить из самоизоляции будет не менее сложно. На первый взгляд кажется, что вот завтра карантин отменят, всем разрешат гулять, бегать-прыгать, идти в парк или к друзьям. Но нужно готовить детей, что пока большой круг ограничений останется. И они завтра не пойдут тусоваться, не смогут восполнить весь дефицит двигательной активности. Это особенно важно понимать родителям подростков, потому что сами они плохо себя контролируют. У них точно будет желание вырваться на свободу, заняться спортом, например, пробежать пару-тройку кругов и т.д. Но этот возраст отличается тем, что могут возникнуть функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А высокое напряжение и снижение двигательной активности в период самоизоляции могут быть провокатором этих изменений. Поэтому сразу начать интенсивно заниматься спортом точно не стоит. Нагрузки нужно увеличивать постепенно — как их интенсивность, так и длительность — и следить за своим функциональным состоянием. Детей должны были научить в школе, как по пульсу следить за состоянием своего организма. Если нет, то родители могут сами научить их этому, а еще лучше — проконтролировать их занятия, заниматься вместе с ними. Распределить физические нагрузки в течение дня — может быть, на несколько частей по 15-20 минут с постепенным их увеличением.

Нужно ли жестко соблюдать обычный распорядок дня или сейчас можно дать некоторые послабления?

Марьяна Безруких: Некое послабление точно необходимо. Многие родители пишут, что подростки сейчас ложатся спать днем — и это свидетельство очень сильного напряжения. Стоит разрешить им спать подольше, может быть, прилечь и днем. Они сейчас в состоянии латентного возбуждения, и как только часть ограничений будет снята, это возбуждение проявится. А сон восстанавливает, позволяет успокоиться, и это очень хорошо.

Надо ли обращать особое внимание на питание детей в этот период?

Марьяна Безруких: Важно, чтобы оно было дробным, специалисты рекомендуют пятиразовое: нужны витамины, рыба, мясо, молочные продукты. Конечно, в разных семьях разные привычки и возможности, но, тем не менее, важно, чтобы ребенок ел овощи, фрукты, зелень.

Но многие дети овощи и зелень не любят.

Марьяна Безруких: И всегда, и во время самоизоляции очень важен пример родителей. Если в семье принято есть свежие салаты, зелень, то и дети будут. А вот если мама говорит: «не могу я жевать эту траву», то ребенок точно не будет. И очень желательно не употреблять много углеводов — в виде печенья, булочек, сладостей и т.п.

А как же «утешительная» конфетка, кусочек шоколадки?

Марьяна Безруких: Кусочек шоколада совсем не повредит, особенно темного, и конфетка тоже, если это не вазочка целиком.

Многие дети тоскуют по гамбургерам и мороженому.

Марьяна Безруких: Бургер нетрудно сделать и дома. Большое значение имеет отношение, установка, с которой вы водите ребенка в такие заведения. Если просто потому, что захотелось съесть гамбургер — это одно. А если этот поход — награда за хорошо законченную четверть — это не очень хорошая установка. У нас, к сожалению, часто еда бывает наградой. Если ребенок привык к этому как к подарку или награде, это очень плохо. Потому что когда у него будет возможность самому пойти и есть все это, сколько захочет, то сдержать его будет очень сложно. А в последнее время такой «наградой» выступает планшет или смартфон. Родители не понимают, что таким образом они формируют зависимость, а у детей она формируется очень быстро.

Зависимость от гамбургера — это не очень хорошо, но как быть с зависимостью от смартфона?

Марьяна Безруких: Это ситуация посерьезнее. Родители часто не понимают, почему ребенок устраивает истерику, когда у него в наказание отбирают смартфон. Хотя сами в полтора года дали ему этот гаджет, чтобы он успокоился, не мешал. В самоизоляции эта ситуация только обостряется, потому что одно дело, когда ребенок целый день в садике, а другое — когда он весь день рядом, мешает взрослым, и нужно что-то сделать, чтобы не мешал. Поэтому многие дети в течение двух месяцев имели свободный доступ к гаджетам. И теперь родителям либо придется с этим бороться, либо зависимость будет только нарастать. Психологи вообще не рекомендуют давать гаджеты ребенку до 4-х лет, а потом ограничивать время пользования и учить, как правильно его использовать, следить за контентом. Когда ребенок пойдет в школу, компьютер ему будет нужен для работы. Но и тут нужен контроль — не рекомендуется, чтобы компьютер находился в комнате ребенка. Он должен быть в зоне доступа взрослых, и, проходя мимо, стоит всегда посматривать, чем ребенок там занят, и также ограничивать время его использования.

Это задача, прямо скажем, сложная.

Марьяна Безруких: Я понимаю родителей и то, насколько им сложно и дискомфортно исполнять все эти рекомендации на практике, но что делать? Ситуация сейчас неординарная, но из нее надо будет как-то выходить. Как вариант — не запрещать компьютер, смартфон, а заменять чем-то другим — интересными делами, взаимодействием с ним.

А что делать, если в поведении ребенка сейчас настораживают непривычные реакции, негативные эмоции?

Марьяна Безруких: Выход из нынешней ситуации эти проявления стресса должен снять. Сейчас тревожиться по этому поводу и искать специалиста для консультирования онлайн я бы не рекомендовала. Но как только разрешат выходить в парки, на прогулку, есть смысл устраивать себе и детям вечерний релакс — спокойно погулять минут 40, может быть, выполнить цикл дыхательных упражнений, посмотреть на звезды, поговорить о чем-нибудь приятном. А дома принять теплый душ, приготовить теплое питье — успокаивающий травяной час, стакан теплого молока с ложкой меда, если нет аллергии. Наше обычно жесткое указание: «или спать, закрой дверь, погаси свет» — в этой ситуации не работает. Маленькие дети успокаиваются, если кто-нибудь из взрослых может сделать им легкий расслабляющий массаж, который помогает снять напряжение. Кстати, это очень расслабляет и самого взрослого.

А часто рекомендуемые психологами вечерние «обнимашки»?

Марьяна Безруких: Это зависит от того, что принято в семье. Есть довольно большая группа детей — с расстройствами аутистического спектра, с синдромом дефицита внимания, некоторые дети с невротическими расстройствами — которые не очень любят тактильные контакты, особенно резкие. Но каждый родитель лучше всех знает своего ребенка и может выбрать тот вариант, который ему нравится.

А что предпринять, если атмосфера в семье накалилась, стали возникать конфликты, недовольство друг другом? Может быть, их стоит обсудить?

Марьяна Безруких: Если с ребенком разговаривают и он со взрослыми разговаривает, то, конечно, можно все обсуждать. Но самое главное на этом этапе — немного снизить привычные требования к ребенку (что он еще должен что-то доучить, написать и т.п.). И в течение двух месяцев позволить себе быть неидеальными родителями, и ребенку тоже быть неидеальным. Труднее всего этап самоизоляции дается именно перфекционистам и детям-отличникам. Если такие есть в одной семье, то они мучают друг друга и сами себя. После ослабления ограничений нужно просто больше быть на воздухе, гулять, постепенно увеличивать двигательную активность, найти поводы для позитивных эмоций, позволить ребенку делать то, что ему страшно хочется. Пусть он реализует свои творческие порывы и получает удовольствие. А если он мечтал получить велосипед или самокат — сделайте ему такой подарок, если есть возможности. Ему жизненно важны позитивные эмоции.

Какие уроки мы, родители, должны вынести из непростого периода самоизоляции?

Марьяна Безруких: Не стоит оценивать это время только негативно. На самом деле это тест для всех нас — на креативность, гибкость, на принятие решений в нестандартных ситуациях. И выход из самоизоляции тоже станет тестом. Будет замечательно, если мы поймем, что наш мозг любит новые, сложные и нестандартные задачи, и мы все неожиданно такую задачу получили. Если мы оценим самоизоляцию с этой точки зрения, то найдем в ней много позитивных моментов. И это даст нам силы находить новые нестандартные и эффективные решения и после завершения нынешнего периода.

Причины возникновения стресса у ребенка

Ссора как причина детского стресса
Дети в силу того, что их психика еще чрезвычайно нежна, а жизненный опыт ничтожно мал, гораздо сильнее взрослых впечатляются под воздействием, казалось бы, незначительных событий.
Потенциальные причины стресса детей довольно многочисленны:

  1. Резкое изменение распорядка дня
    . Например, малыш привык укладываться спать, когда захочет, а просыпаться довольно поздно. И вдруг ему нужно вставать на два-три часа раньше, чтобы вовремя прийти в детский сад.
  2. Смена окружения
    . Тот же детский сад или школа — это новые лица взрослых, которые еще и командуют, необходимость уживаться в коллективе и подчиняться его законам, и так далее.
  3. Изменение привычной обстановки
    . Смена жительства всей семьи и переезд в новую, незнакомую квартиру, в то время как на старом месте ребенку было очень комфортно.
  4. Разлука
    . Расставание на длительный или даже короткий срок с родными и близкими, друзьями.
  5. Потеря или смерть домашнего питомца
    . Некоторые дети остро реагируют даже на смерть аквариумной рыбки или комнатного растения.
  6. Воздействие СМИ и компьютерных технологий
    . Просмотр телепередач, кинофильмов, интернет контента, не предназначенного для конкретного возраста (сцены насилия, убийств, даже сцены эротического и сексуального характера). Информация может быть неверно истолкована и восприниматься как нечто плохое. Усугубить ситуацию может резкий окрик или иная негативная реакция взрослых, которых ребенок «застукал» во время интимного общения или просмотра эротического видео. Сюда же относится прослушивание новостей о событиях в стране и в мире (о войнах, природных катаклизмах, несчастных случаях). Слишком сильное увлечение компьютерными играми, особенно теми, которые в той или иной степени связаны с агрессией и насилием.
  7. Влияние человека
    . Довольно часто стрессовое состояние взрослых может передаваться детям. Мамы даже в утробе могут наблюдать за изменением поведения малыша при смене настроения у нее.
  8. Экологические стрессы
    . То есть резкая смена климата, перемена погодных условий, снижение качества пищи, воды и воздуха. Дети, как и взрослые, могут быть метеозависимыми. Особенно часто это замечают родители малышей до года, когда те резко начинают капризничать, отказываться есть или часто просыпаться по ночам при полнолунии, например.
  9. Воздействие из окружающей среды
    . Поскольку все процессы в человеческом организме, в том числе и в центральной нервной системе, представляют собой цепочки химических реакций, то причинами стресса у ребенка могут стать находящиеся в воздухе и воде токсичные вещества, отравления, а также облучения.

Проявление стресса у грудного ребенка

Даже самые маленькие дети способны выражать свои чувства. И стресс у детей — это особая реакция на то, что им не нравится. Разбираем причины и последствия стрессовых реакций в грудном возрасте и психологические приемы, позволяющие успокоить и ребенка, и маму. Консультирует психотерапевт Дмитрий Владимирович Анохин.

— Дмитрий Владимирович, из-за чего может возникнуть стресс у новорожденных?

— Давайте сначала поймем, что такое стресс у взрослого. То, что обычно называют стрессом, это сильное перенапряжение, которое мешает нашему здоровому функционированию.

  • Обычное напряжение от внешних раздражителей, когда что-то меняется или идет не по плану, считается нормой.
    Оно помогает нам действовать и направляет в различных ситуациях, даже может дать дополнительную энергию.
  • Сильное избыточное перенапряжение начинает влиять на самочувствие,
    угнетает нашу активность, снижает способность трезво оценивать ситуацию, лишает сил, и мы не можем переключиться на то, что требует от нас внимания.

Именно в этот момент возникает стрессовое состояние, которому также соответствует некая доминанта в психике: она оттягивает всю психическую энергию, а мы при этом теряем силы и покой. Что касается стресса у грудных младенцев, то во многом механизмы его такие же, как и у взрослых, просто стрессовые факторы отличаются.

— Что к ним относится?

— Для ребенка основные источники стресса — это факторы, которые связаны с состоянием его здоровья, с тем, как и чем его кормят, как за ним ухаживают и, конечно же, в значительной степени с состоянием и отношением к нему его мамы.

У мамы с ребенком очень глубокая связь, которая формируется уже в процессе вынашивания, а также после рождения, в период кормления грудью, поэтому мамино состояние будет непосредственным источником потенциальных стрессов для ребенка.

В тот момент, когда ребенка начинают кормить, у него возникает базовое доверие к миру, и очень важно, каково состояние мамы в первые моменты грудного вскармливания. Впрочем, и во время беременности бывает много ситуаций, которые могут повлиять на детскую чувствительность к тем или иным стрессовым факторам в дальнейшем. Но это уже несколько иная тема.

Послеродовой стресс у ребенка часто связан с кормлением грудью.

Поэтому нужно обращать внимание на то, какова связь мамы с малышом. Важны состояние, настроение, мысли мамы, а также может ли она переключаться с каких-то жизненных ситуаций на то, чтобы дарить свое внимание, чуткость и заботу ребенку.

— Как проявляется стресс у грудничков? Может ли мама без помощи врача отделить признаки стресса от других детских проблем?

— Какие-то небольшие изменения у маленьких детей происходят каждую неделю. Мама привыкает к одному поведению ребенка, но он растет и что-то меняется каждый день. Не все эти изменения связаны с какими-то патологиями, болезнями и стрессами. Но у очень ответственных родителей бывает соблазн во всем видеть проблему, хотя это может быть просто естественным поведением их малыша. Вот на что точно следует обратить внимание, чтобы всерьез задуматься о принятии необходимых мер, так это симптомы стресса у грудных детей.

Признаки стресса у ребенка:

  • плач становится другим по характеру, неестественным, тревожным;
  • в интонации появляются несвойственные ребенку нотки, словно ему больно;
  • ребенок больше не успокаивается после кормления, как раньше;
  • ребенок вдруг перестает есть, не берет грудь или соску с питанием;
  • нарушается привычный режим сна и бодрствования, ребенок может быть вялым и все время спать — либо не может заснуть, словно что-то его тревожит.

— На взгляд психолога, почему ребенок испытывает стресс?

— Стресс у ребенка может иметь разную природу.

  • Медицинские причины:
    нарушение здорового развития, физические травмы и т. д.
  • Психологические причины:
    стресс от матери или окружающей обстановки в доме, в семье, где ребенок находится.

— Только когда будут полностью исключены медицинские факторы, можно говорить об исключительно психологических, хотя чаще всего они тесно взаимосвязаны.

В любом случае здесь и сейчас важно сохранять ровное состояние, чтобы взвешенно принимать решения, сберегая по возможности в гармонии психологический климат, — это позволит при любом негативном сценарии развития событий действовать своевременно и уверенно, решая реальные проблемы и не создавая новые.

Не запустить ситуацию и не поддаться негативным настроениям помогут плановые осмотры младенца у педиатра, который при необходимости направит к узким специалистам, в том числе к детскому невропатологу.

— Обычно родители интуитивно понимают, что что-то в семье или в отношениях идет не так гладко. Это каким-то образом влияет на самочувствие ребенка?

— Мамы обычно хорошо чувствуют детское настроение, ведь у них с детьми особая психологическая связь, поэтому материнскую интуицию нужно учитывать. И, конечно, нельзя игнорировать общее эмоциональное состояние женщины. Так что если врачи говорят, что все хорошо, а женщина беспокоится, важно понять причину этого состояния и что-то с этим сделать, поскольку беспокойство передается малышу. Психогенной проблемой, как и медицинской, необходимо тщательно заниматься, ее нельзя игнорировать и надеяться, что все само придет в норму и куда-то там исчезнет.

— Как влияет стресс на ребенка?

— Влияние стресса разрушительно для детского здоровья. К примеру, при проблемах с лактацией ребенок у груди будет плакать, он может худеть и терять вес. Подобная физиологическая причина порождает эмоциональное напряжение и у мамы, и у грудничка, потому что наше тело и психика — это одно целое. Проще говоря, состояние нашего тела влияет на психику, а состояние психики влияет на тело.

Стрессы в раннем возрасте могут сказаться в будущем не только на состоянии здоровья, но и на том, насколько счастливо и легко человек будет жить.

От сильных переживаний могут формироваться хронические заболевания, происходить отклонения в физическом развитии, в естественном развитии адаптивных функций психики, которые определяют базовый уровень доверия к миру, умение психологически справляться с различными житейскими трудностями.

— Стрессы грудничка могут быть следствием факторов, не связанных с мамой? Как помочь ребенку справиться со стрессом в таком случае?

— Безусловно, подобные ситуации бывают. Например, когда ребенок получил физическую травму, оставшись не с мамой, а с другими членами семьи, или когда ребенок развивается в своем темпе. Но все же если мы говорим о том, как справиться со стрессом у ребенка, то роль мамы или того, кто эту роль выполняет, первостепенна. Маленький человек еще не может говорить и отвечать. Единственный контакт, который у него есть и который важен для него в этот период, — это мама, так устроено природой. Это важно понимать и учитывать. Чтобы снять стресс, ребенку можно дать успокоительные средства, сделать специальный массаж, но психологическое состояние мамы будет по-прежнему влиять на него, и в конечном итоге с этим все равно придется что-то делать.

— То есть спокойствие мамы — это ключевой фактор здорового развития ребенка.

— Есть такая известная формула «счастливая мама — счастливый ребенок». Поэтому крайне важна ответственность женщины за свое спокойное состояние, как и ответственность ее ближайшего окружения за комфорт мамы и малыша.

Помощь и искреннее участие близких людей в заботе о маме и маленьком ребенке может снизить стрессовую нагрузку.

— Участие отца в этом процессе часто теряется.

— Роль отца очень велика. Правильно, если он принимает участие в заботе о малыше. На эту тему есть множество исследований, которые показывает, что в таком случае уровень стресса у мамы и ребенка значительно ниже. Если отца по каким-то причинам рядом нет, то стоит попросить помощи у других родственников: бабушек и дедушек, братьев и сестер.

К примеру,

мама кормит ребенка, но укачивать его может уже кто-то другой. Кстати, у мужчин температура поверхности тела выше, чем у женщин, и это может стать для крохи дополнительным успокаивающим фактором. И маме будет спокойнее, когда кто-то из близких снимет с нее лишнюю нагрузку.

Если же у мамы возникает напряжение (от усталости, волнений, не связанных с ребенком), ей необходимо научиться его снимать. Спокойная мама может лучше оценить обстановку и лучше понять, что на самом деле происходит, и успокоить малыша.

В идеале маме нужно попробовать мысленно поместить себя на место ребенка, посмотреть на мир вокруг его глазами, его телом почувствовать, где есть напряжение и что является его причиной. Но в этот момент мама сама должна уже быть спокойной, иначе она начнет проецировать свой стресс на ребенка, а это может только создать лишние проблемы.

— Но как обрести это спокойствие?

— Когда ребенок плачет и не спит, он все внимание привлекает к себе, мама думает только о нем, не может отвлечься — от этого ее внутреннее напряжение и уровень стресса нарастают. Даже если занимаясь чем-то другим мама постоянно думает о ребенке и сильно беспокоится за него, это показатель того, что ей нужно снижать уровень стресса. Начавшийся стресс дополнительно будет отражаться на составе молока и здоровье малыша. Поэтому первое, что необходимо, — постараться успокоиться.

Как помочь себе и ребенку при стрессе

Как успокоить свое сознание
  • Невзирая на трудности, научиться переключаться с тревожных мыслей на спокойные, давать своей психике отдых.
  • За несколько минут спокойствия состояние может стать намного лучше, что тут же благоприятно отразится на поведении и здоровье.
Психологическая техника успокоения
  • Посмотрите на себя, словно сквозь кинокамеру реалити-шоу или кино про успешное преодоление житейских трудностей, попробуйте отвлечься и попытаться оценить ситуацию со стороны: важно создать дистанцию между собой и своими чувствами. Спросите себя: «Как я выгляжу со стороны?», «О чем я думаю?», «Что увлекает мое внимание?», «Как напрягается мое тело при этом?».
  • Посмотрите по сторонам и понаблюдайте, что происходит вокруг, за окном на улице.
Упражнения для успокоения
  • Простые ритмические упражнения, которые не требуют большой силы: помахать руками в разные стороны, попрыгать, встряхнуться.
  • На несколько секунд напрячься всеми мышцами, а затем с выдохом расслабиться, встряхнуться и таким образом прийти в более спокойное состояние.

— Главное — отследить, чтобы при выполнении всех этих простейших действий ваше эмоциональное состояние стало более ровным или даже нейтральным в сравнении с тем, каким оно было до того, как вы начали заниматься. Важно подобрать такие упражнения, которые будут эффективны именно для вас. Действия с минимальными затратами времени и сил помогут переключиться из негатива и напряжения в нейтральное, уравновешенное состояние. Простые упражнения переключают внимание с напрягающих мыслей о трудностях, дают возможность не только передохнуть, но и по-новому взглянуть на ситуацию, что часто бывает очень важно, особенно когда неясно, что делать.

Две-три минуты некритичны, но их бывает достаточно, чтобы отвлечься и восстановить свое состояние. Вернуть себе спокойствие важнее, чем в напряженном режиме пытаться решать проблемы. Очень важно выйти из внутреннего негативного процесса, из своих тягостных мыслей и обратить внимание на то, что творится вокруг, что происходит с ребенком.

— Правда ли, что дети на все реагируют очень быстро?

— Если мама что-то меняет в своем состоянии, обращает внимание на ребенка, начинает его кормить, гладить, успокаивать, это дает быстрый эффект. Это значит, что не надо ни к кому обращаться, мама со всем справляется, все хорошо. Если поведение ребенка тем не менее кажется странным и то, что раньше помогало успокоить его, перестает работать, требуется медицинская помощь.

В непонятной и сложной ситуации лучше обращаться к специалисту (педиатру или психотерапевту) и не заниматься самолечением или не злоупотреблять народными средствами.

— Многие специалисты убеждены, что плачущего ребенка нельзя прикладывать к груди, если с момента кормления прошло мало времени. Так ли это?

— Среди врачей есть точка зрения, что если мама очень быстро подчиняется ребенку, сразу откликается на его требования, то потом он якобы становится капризным и очень требовательным. Однако все индивидуально, потому что темперамент у детей разный. К одному малышу надо сразу подходить по требованию, так как он беспокоится только когда хочет есть, а где-то во взаимодействии мамы и ребенка уже сформировалась некая нездоровая ситуация, и если начать решать проблему путем физических ограничений в кормлении, все может только усугубиться. Тут следует также работать в первую очередь с мамой, чтобы понять для начала, что происходит на самом деле.

  • Не стоит успокаивать ребенка с помощью мультиков, гаджетов.
    Подобные методы допустимы в развитии ребенка не ранее чем с трех лет, и то очень ограниченно: не более получаса в день.
  • Лучше дать яркую игрушку для мелкой моторики,
    которая будет интересна по фактуре, форме, цвету и которую ребенок сможет брать и в руки, и в рот.

— Ребенку важно не только внимание, но и его качество. И если у вас стресс, вы сами себе не рады, что вы транслируете своему ребенку в таком случае? Что он вернет потом вам в будущем?

— Как на стресс влияет долгое пребывание с маленьким ребенком в помещении?

  • Влияние на ребенка

— Ситуация интересна тем, что многие молодые семьи мало гуляют на открытом пространстве и ставят коляску со спящим ребенком на балконе. Для новорожденного эта ситуация не будет проблемной. Но у ребенка постарше появляется большая потребность в движении, поэтому ему нужно помочь в полной мере проявить активность в течение дня, дать выход накопившейся энергии. Если он хорошо погуляет, поиграет, то свободная энергия будет потрачена и ему захочется отдыхать, спать, есть вместо того, чтобы капризничать.

  • Влияние на маму и папу

— Что касается родителей, история немного иная. Если мама и папа или другие взрослые, окружающие ребенка, до его рождения много времени проводили вне дома, а с его появлением начали сидеть в четырех стенах, то у них, само собой, могут быть по этому поводу какие-то стрессовые переживания, которые, возможно, передадутся малышу. Начнет нарастать общий уровень агрессии, поскольку домочадцы невольно будут нарушать границы друг друга, и все это тоже повлияет на ребенка. Важно искать уникальные решения в каждом конкретном случае.

Часто бывает так, что до родов мама была очень активной, ежедневно бегала, находилась в центре внимания в обществе, а декрет привел к ее социальной изоляции. Ребенок еще очень маленький, и его наличие само по себе дополнительный и неожиданный стресс, ведь к привычному образу жизни вернуться быстро не получится. И ребенок может начать раздражать такую маму, что в свою очередь отразится и на его здоровье, поскольку женщина будет все время в подавленном состоянии или излишне агрессивной. С этим также нужно что-то делать, но это уже выходит за рамки простого снятия стресса. Здесь нужна комплексная работа с психологом или психотерапевтом.

Если мы хотим свести стресс у маленького ребенка к минимуму, то важно понимать, что вся его жизнь зависит в первую очередь от мамы. Отношение мамы к ребенку, отношение ее к самой себе и отношение к ней окружающих будут приоритетными в психологическом благополучии семьи и малыша.

Чтобы преодолеть стресс, маме важно осознать, что он есть, что по какому-то поводу возникает излишнее перенапряжение и все внимание и силы уходят в этом направлении. Вспомните, что снимаем мы стресс для того, чтобы вернуть себе силы и способность исправить ситуацию, а не для того, чтобы перестать решать проблемы. Иногда нужны всего несколько минут для восстановления сил и переключения своего состояния в более спокойный режим с помощью простейших действий, которые предложены в этой статье. Все проблемы, которые возникают с ребенком, необходимо по возможности обдумывать и решать в уравновешенном состоянии — тогда получится понять причины стресса и найти силы на выход из него.

Психотерапевт Дмитрий Владимирович Анохин

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Последствия стресса у детей

Как уже говорилось, стресс — это закономерная и неизбежная реакция организма, которая в некоторой степени приспосабливает его к новым условиям. Таким образом сам организм пытается выжить. Однако затянувшиеся пребывание в этом состоянии неизбежно будет иметь негативные последствия для всей целостной биологической системы.

Негативные последствия

Стресс как причина детских заболеваний
Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:

  • Возрастает склонность к заболеваниям
    . Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.
  • Нарушается сон
    . Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.
  • Появляются психологические проблемы
    . Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.
  • Проблемы с едой, ее усвоением
    . Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.
  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма
    . Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».

Позитивные последствия

Мальчик играет с отцом
Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.
Природа позаботилась таким образом о выработке защитных реакций на внешние раздражители, что позволяет быстрее адаптироваться. Например, на этом основано закаливание всего организма через обливания. Во время спортивных тренировок стрессовое состояние позволяет выработать необходимые условные рефлексы. Укрепляется психика, появляется возможность быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

Позитивный стресс возникает под действием не только страха или шока от смены привычного состояния, но даже при неожиданном положительном событии. Скажем, если к ребенку раньше вернулся отец из командировки.

Важно! После позитивного стресса организм ребенка быстро восстанавливается, и при аналогичной ситуации уже не будет столь бурной реакции.

Психология ребенка

Влияние стресса на головной мозг ребенка

Рейтинг 34

Информация о негативном влиянии стрессов на когнитивную сферу ребенка и советы родителям

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Поделиться
  • Подписаться на новости

Все мы читали статьи о негативном воздействии стресса на организм, смотрели передачи о «тихом убийце» и жаловались друзьям и членам семьи на то, как много стрессовых факторов в нашей жизни. Хотя мы знаем, что у взрослых людей стрессовое состояние может привести к серьезным заболеваниям, таким как язва и гипертония, мы не связываем эти недуги с детьми. Однако исследования показывают, что дети, пребывающие в состоянии хронического стресса, страдают от него ничуть не меньше – они подвергаются риску серьезных когнитивных нарушений, поскольку их мозг еще не полностью развит.

Старая реакция на новые проблемы

Для того чтобы получить представление о том, с чем приходится сталкиваться нашим детям, полезно разобраться в физиологическом влиянии стрессов на головной мозг. Когда ребенок испытывает стресс, гипоталамус (отдел в промежуточном мозге) выделяет гормон, который устремляется к гипофизу. Гипофиз вырабатывает другой гормон, который по кровеносной системе попадает в надпочечники. Надпочечники синтезируют адреналин и кортизол. Адреналин ускоряет сердцебиение ребенка и повышает артериальное давление. Кортизол повышает уровень сахара в крови, увеличивает мышечную силу, эффективность запоминания и повышает порог болевой чувствительности.

Так что же тут плохого, спросите вы? Разве высокая эффективность памяти и повышенный болевой порог не помогают детям учиться быстрее и лучше? Отнюдь нет. Наша реакция на стресс «бей, беги или замри» предназначена для критических ситуаций жизни или смерти, в которых счет идет на секунды. К сожалению, современные проблемы и задачи, – прекрасным примером которых служит одиннадцатилетняя учеба в школе, – не решаются так быстро. Они требуют долгосрочного сосредоточения и психологической устойчивости – тех качеств, которые стресс может дестабилизировать.

Испытывает ли ребенок хронический стресс?

Что происходит, когда мозг находится в состоянии стресса (не в течение нескольких секунд, а год за годом)? Стрессовые гормоны постепенно накапливаются в организме. Исследования показывают, что кортизол, в частности, повреждает мозг, если задерживается в нем на длительный срок. Когда лабораторным крысам в течение нескольких недель делали инъекции крысиного кортизола, он убивал клетки мозга в их гипоталамусе, оставляя животных в состоянии депрессии, тревоги, страха, незрелыми, излишне требовательными и не способными обучаться новым моделям поведения (например, зацикленными на «крысиной возне»).

Хронический стресс оказывает влияние на мозг и другими способами

Ученые перечисляют несколько видов нарушений функционирования мозга, подверженного воздействию хронического стресса: нейроны гиппокампа перестают функционировать должным образом, разъединяются нейронные сети, замедляется выработка новых нейронов. Проще говоря, мозгу под воздействием хронического стресса сложно учить новый материал и сохранять его в памяти.

Одно из исследований доказало, что долгосрочный стресс иссушает дендриты гиппокампа (отростки нервных клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов), сокращает их длину и количество ответвлений. Дендриты предоставляют путь в мозг новым знаниям, а повреждение гиппокампа (ключевой области для функционирования памяти) приводит непосредственно к нарушениям обучаемости.

Как различные виды стресса влияют на ребенка

Ничего из вышеперечисленного не приносит пользу мозгу взрослого человека, но быстро развивающийся мозг ребенка с его миллионами дендритов, особенно подвержен разрушительному воздействию кортизола. Многочисленные исследования показали, что дети, которые подвергаются воздействию экстремальных стрессовых ситуаций, таких как домашнее насилие или телесные наказания, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм.

Но новые исследования обнаружили, что не только экстремальные виды стресса могут влиять на способность детей учиться и думать. Ученые пришли к выводу, что дети, которые подвергаются воздействию «бытового хаоса», имеют более низкий IQ и более высокий уровень поведенческих проблем. Также было обнаружено, что дети, которые слышали словесные оскорбления от матерей, хуже владеют речью и имеют меньше белого вещества в мозге. (Белое вещество влияет на обучение, координируя связи между различными участками мозга.)

Стресс: им можно заразиться

Достаточно ли родителям содержать дом в порядке, избегать шлепанья детей (и других телесных наказаний) и воздерживаться от словесных оскорблений, чтобы сократить количество стресс-факторов? Это, конечно, желательно, но эксперты предполагают, что всего перечисленного может быть не достаточно, чтобы защитить детей от нарушений работы мозга, связанных со стрессами дома. Уровень стресса родителей может влиять на когнитивные способности детей, потому внутреннее напряжение «заразно». Ученые утверждают, что в экстремальных условиях стресс родителей может ослабить развитие мозга ребенка.

Эмоциональная стабильность дома является самым существенным фактором, определяющим успех в обучении. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в самый престижный вуз, идите домой и проявляйте любовь к своему супругу.

Родители могут делать все возможное, чтобы защитить своих детей от стрессов, но иногда жизненные обстоятельства и повороты судьбы делают стрессы неизбежными. К счастью, специалисты считают, что родителям не нужно помещать детей в кокон, лишенный каких бы то ни было стрессов.

Можно ли лечить стресс другим стрессом?

Не все виды стресса плохие. Сам процесс обучения – это тоже стресс для мозга, но он способен быть позитивным и поддерживать здоровое развитие нейронов и образование синапсов. Ученые советуют родителям подвергать детей воздействию «правильных» видов стресса и учить их справляться с потенциально вредными видами.

Важно также отметить, что повреждение мозга детей, вызванное стрессом, может быть не постоянным. Влияние стресса это скорее не «повреждение мозга», а явление обратимое или излечимое.

Мощное противоядие

Как же все-таки эффективно бороться со стрессом? Все эксперты единодушны в одном. Физические упражнения – это великолепное лекарство. Исследования обнаружили, что физическая активность стимулирует развитие гиппокампа, а групповые упражнения (такие командные виды спорта, как футбол и игры-догонялки) способствуют росту нейронов.

Физические упражнения это лучшее, что могут делать дети для борьбы со стрессом. Занятия спортом способствуют росту новых нейронов, переносимости и устойчивости к психологическим травмам и стрессам. Регулярная физическая активность – один из способов увеличения сопротивляемости и устойчивости к стрессам. В целом, физические упражнения во всех их бесчисленных формах остаются самым эффективным средством для снятия внутреннего напряжения.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.86

из 5 на основе
7
оценок.

Ссылки по теме:

  • ▶ Как помочь ребенку справиться со стрессом
  • ▶ Как помочь подростку справиться со стрессом
  • ▶ Гендерные различия в реакции на стресс
  • ▶ Воспитание психологически устойчивых детей
  • ▶ Больше статей о психологии детей

Развитие ребенка 21.07.2016

Методы лечения стресса у ребенка

Настойка валерианы для лечения стресса
Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты. Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.
Нередко параллельно с устранением источника прописываются такие препараты, как настойка валерианы или пустырника, которые оказывают успокаивающее действие. Врач может назначить применение ноотропных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге.

Кроме того, применяются массажи воротниковой зоны, электросон, принятие хвойных ванн или ванн с морской солью. В обязательном порядке назначаются витамины (В-комплекс в прерогативе). Настоятельно рекомендуется соблюдение режимов сна, питания, в некоторых случаях диеты, что подразумевает исключение продуктов, провоцирующих возбуждение нервной системы.

Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения (родителей, опекунов, бабушек, дедушек) проводится под наблюдением психолога.

Обратите внимание! Необходимо помнить, что сложнее снять стресс у ребенка, чем предупредить его возникновение.

Важно увидеть не только сам факт эмоционального переживания, но и установить его причину.

Стрессом для ребенка может стать первое столкновение с социальной средой. Конечно, самой частотной причиной стресса у детей является поступление в детский сад, в школу, а в нашем случае, помещение ребенка в приют. В этих ситуациях ребёнок испытывает стресспотому, что находится в новой, непривычной обстановке, рядом нет родителей, необходимость разлучаться с близкими людьми, друзьями, произошли перемены в привычном течении жизни, не имея опыта общения со сверстниками или этот опыт незначительный, ребенок вынужден часами пребывать в их окружении, необходимость соблюдать режим .

Дети начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Главный «возбудитель» стресса у школьников – учителя и их требования. Их боится каждый десятый ребенок.

Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства или переход в новую школу и конечно же потеря родителей,близких людей, домашнего питомца.

Кроме того, причиной стресса у детей могут стать внутренний конфликт, переизбыток внешкольных занятий, домашние задания и контрольные,конфликты с другими детьми, неуспехи или конкуренция в учебе, посещение больницы, просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию, боязнь одиночества, принуждение, начало полового созревания, дефицит родительской заботы или гиперконтроль; нарушение внутрисемейного общения, недостаток душевного тепла, антагонизм между членами семьи; воспитание психически больным или неполноценным родителем; жестокость, сексуальные злоупотребления и т.д.

Наиболее вредоносными для детей являются такие психосоциальные стрессоры, как: пребывание в круглосуточных яслях, доме ребенка, больнице или санатории; изолированность от семьи; неправильное воспитание, отвержение или враждебность со стороны сверстников или взрослых и пр. Причинами стресса у детей могут быть и глобальные факторы: война, экологические и промышленные катастрофы, стихийные бедствия (взрывы, пожары, землетрясения, наводнения).

Более всего дети подвержены отрицательным воздействиям в социально изолированных семьях, с бедными межличностными связями; в семьях, испытывающих стресс из-за трудного финансового положения, бедности, плохих жизненных условий;

в неполных семьях;

в семьях с незрелыми, гиперэмоциональными родителями;

в семьях с наличием психических заболеваний, асоциального поведения, алкогольной или наркотической зависимостью у кого-либо из членов;

в семьях, где по отношению к ребенку используются неадекватные методы воспитания.

Кроме того, стрессорное воздействие дети могут испытывать и в образовательном учреждении: нерациональный режим жизнедеятельности, необоснованное ограничение свободы детей, нерациональное питание и плохая его организация, неправильная организация сна и отдыха, авторитарность стиля общения взрослых с детьми при отсутствии к ним внимания и заботы, интеллектуальные и физические перегрузки, неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и пр.

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь, прежде всего, идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать ребёнка тем, что вы сдадите его в детдом, если он не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро и при определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.

Профессор Дэвид Элкинд, американский исследователь в области детской психологии, создал шкалу детского стресса в зависимости от событий, с которыми дети сталкиваются в течение одного года. Интересно отметить, что, совсем как у взрослых, многие из событий расцениваются детьми как позитивные, радостные, но от этого они не перестают быть стрессообразующими, поскольку влекут за собой нарушение стабильности.

Шкала детских стрессоров по Дэвиду Элкинду

Если в течение одного года ребенок в сумме набирает:

  • менее 150 баллов — у него средний уровень стресса.
  • от 150 до 300 баллов — ему грозит проявление симптомов стресса;
  • более 300 баллов — у него могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем или поведением из-за стресса

Как избежать возникновения стресса у детей

Спорт поможет избежать стресса
Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.
Для этого понадобится:

  1. Строгий распорядок дня, отдыха
    . В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.
  2. Спортивные занятия
    . Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия — это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.
  3. Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору
    . Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.
  4. Подготовка к стрессовой ситуации
    . Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.
  5. Правильное питание
    . Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.
  6. Прием витаминов во время смены сезонов
    . Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.

Как лечить стресс у детей — смотрите на видео:

Стресс у ребенка — явление распространенное и практически неизбежное. Во всяком случае, в кратковременной форме. Определить его очень непросто, так как существует множество симптомов, сходных с другими расстройствами организма. Ставить окончательный диагноз должен специалист путем проведения нескольких собеседований и психологических тестов. Лечение проводится комплексно, с использованием медикаментозных и немедикаментозных средств. Но не стоит доводить до радикальных методов воздействия. Лучше заниматься профилактикой и подготовкой детского организма к стрессовым ситуациям заранее.

Причины стресса в подростковом возрасте

  • Рождение брата или сестры. Родители все время и внимание уделяют младенцу, из-за чего у старшего ребёнка может возникнуть ревность к младшему. Он не может адекватно и правильно оценивать действия родителей.
  • Смена места жительства, проблемы со сном, конфликты с друзьями, усталость, которая возникла из-за обучения.
  • Долгое отсутствие или смерть близкого человека или питомца.
  • Факторы из внешнего мира (телевизор, интернет, окружающие люди).
  • Развод родителей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: