Влияние возрастной субкультуры на развитие ребенка

Просмотров статьи: 1 079

Молодежные субкультуры: виды, польза и вред

Ныне на улицах, особенно в мегаполисах и крупных городах, можно увидеть необычных с виду молодых людей. Причудливые прически, пугающий макияж, длинные черные одежды, тоннели в ушах, обилие пирсинга и тату, кричащие розовые тона − иногда, глядя на них, кажется, что перед зрителем ожили герои известных готических романов, вампирских саг, мультфильмов «аниме» или картин в стиле киберпанка. Чаще всего за этим стоят молодежные субкультуры.

Стоит признать, такие люди немало оживляют общий поток прохожих. Не заметить их обычно трудно. Ведь эпатажный внешний вид – один из наиболее ярких способов самовыражения представителя той или иной субкультуры. А ХХ век подарил человечеству различные неформальные объединения, отличающиеся от большинства стилем одежды, поведением, социальными ценностями и приоритетами.

Что же такое молодежные субкультуры? Каково их влияние на умы и развитие подрастающего поколения? Почему дети становятся «неформалами» – готами, эмо, панками, скинхедами или байкерами? Какая опасность таится в принадлежности к той или иной субкультуре, вредны они или полезны? Стоит ли беспокоиться родителям, если их ребенок вдруг окажется в такой пестрой компании? Об этом пойдет речь в данной статье.

Субкультура — это…

Само слово для обозначения этого общественного явления пришло в русский язык с английского путем калькирования. Несложно разобрать Subculture на две составляющих: sub – исконно латинский корень, аналог нашего «под», ну а culture перевести не сложно.

Таким образом, субкультура – это «подкультура». Термин официально принят социологической, антропологической и культурологической науками. Общее его трактование таково:

Субкультура – это часть культуры общества, которая отличается поведением от преобладающего большинства. Она включает в себя социальные группы адептов (это как?) этой культуры.

Впервые это понятие использовал Девид Рисмен – известный юрист и социолог из Штатов. Это случилось в 1950 году.

Объясняя, что такое субкультура, он говорил о группах людей, которые намеренно выбирают ценности, стиль, поведение, отличные от общепринятых.

Это личности, которые осознанно примыкают к меньшинству, поскольку не принимают стандарты того общества, в котором живут.

Молодежь

Чтобы определенное общественное явление, имеющее идейных последователей в виде четко очерченной или условной социальной группы, могло называться именно субкультурой, отличие от доминирующей культуры должно быть существенным. Это может быть:

  1. другая идеология,
  2. образ жизни,
  3. поведение,
  4. система ценностей,
  5. манера одеваться,
  6. язык (сленг, социолект, арго),
  7. прочие элементы такого порядка.

Важно понимать, что главные аспекты здесь – идеологические, психологические, мировоззренческие. Образование собственного сленга, манера одеваться, клише поведения – всё это только следствие и способ показать другому представителю своей группы: «Я свой!».

Панки

У термина «субкультура» есть исторические синонимы, которые были постепенно вытеснены. Так, Мишель Маффесоли (Франция) использовал сочетание «городские племена», когда говорил о молодежных группах. Виктор Дольник (Россия) называл их «клубами».

В Советском Союзе группы-представители молодежных субкультур назывались «Неформальными объединениями молодежи». Так в обиход попало слово «неформалы».

Наконец, сленговое понятие «тусовка» может быть использовано для обозначения конкретной «ячейки» внутри какой-либо «подкультуры».

Субкультура квалифицированных слоев рабочего класса – моды

К группе модов себя причисляли подростки, которые после окончания школы освоили рабочие специальности, требующие высокого уровня подготовленности. В действительности мод в идеальном понимании должен был жить роскошно, посещать престижные и дорогие клубы, рестораны и магазины, одеваться в исключительно дорогие вещи. Но для многих такие удовольствия были недоступны, поэтому оставалось лишь пытаться воссоздать идеальный образ. Существует четыре вида модов:

субкультура панки

  1. Агрессивный тип в джинсах и грубых башмаках.
  2. Владельцы мотороллеров, тоже в джинсах и куртках с капюшоном.
  3. Моды в костюмах и начищенных ботинках составляли большинство представителей этой субкультуры. Список дополняют девушки моды, примерные на вид и с короткой стрижкой.
  4. Ученики художественных школ, студенты и так далее.

Виды и примеры субкультур

Классифицировать это явление довольно сложно, на данный момент готовых исследований нет. Согласно представленным выше признакам субкультур, часто выделяют среди них профессиональные и молодежные.

Дескать, у учителей своя «подкультура», ведь их образ жизни и социолект может отличаться от общепринятого. И так в любой профессии.

Что хотим

ИМХО (что это значит?), это притянуто за уши: такое деление действительно есть в языкознании, когда мы говорим о различных сленгах, и, видимо, по аналогии его перенесли в данную сферу. Но можно ли говорить о том, что учителя осознанно нарушают принятые обществом нормы? Вряд ли.

А вот выделить молодежные субкультуры более чем правильно.

Больше всего различных направлений всегда возникало в кругах молодежи и подростков. Это не удивительно, ведь сам возраст подталкивает к самовыражению, бунтарству, к проявлению себя от противного общепринятому.

Однако это некий сверхкласс. Он не имеет антагониста (кто это?) вроде стариковских субкультур (хотя бабушки на лавочках определенно что-то скрывают).

Молодежные субкультуры включают в себя практически все актуальные идейные группы. Поэтому в дальнейшем делении в каждом случае стоит помнить, что это в той или иной мере и молодежная подкультура в том числе.

Невозможно привести полный список субкультур, которые существовали в истории или существуют сейчас. Если и делать попытку классификации, то в основу дифференциации (что это?) надо брать то явление, которое послужило толчком к объединению людей. Тогда получаем такие виды субкультур.

LiveInternetLiveInternet

Молодежных течений на протяжении последних 40-лет было бесконечно много и нельзя каждое из них конкретно отнести к кому-либо виду подразделений, ибо каждое из них включает в себя элементы других, но все же я попыталась их более или менее систематизировать. Выделим три направления молодежной контркультуры:

1. Анархо-нигилистические — экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка, которые можно также назвать радикально-деструктивными. К ним относятся: Панки (от англ. Punk — отбросы, гнилье, что-то ненужное). Стандартной панковской прической считается «ирокез» — полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду — в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки. Основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почёте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа «Exployted», которая играла жесткий панк, получивший название «хардрок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панка являются сибирские коллективы (самый известный — «Гражданская оборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение — панки-летовцы, по имени основателя коллектива Егора Летова). Идеология панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются анархистами.

Скинхеды – (от англ. Skin head — бритоголовый, букв. Кожа-голова). Слушают стиль «ой», чрезвычайно близок к хардроку (жесткому панку). Внешний вид: соответственно своему самоназванию скины выделяются прежде всего начисто выбритой головой. Стандартной одеждой скина являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка («бомбер»). Идеология: практически все российские скины исповедуют крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным режимом — немецкий национал-социализм. На западе существуют «шарпы», «шарп-скинз» (от англ. Sharp — острый, резкий), выступающие под лозунгом «скины против расовых предрассудков» и являющие крайне левой, прокоммунистической эксперемистской организацией, также «гей-скинз» (от англ. Gay — гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые. Частым развлечением скинов являются драки с афроамериканцами в окрестностях Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые («пионеры»), — фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами других клубов. Самые известные в Москве фанатские группы: «Flint’s crew» и «Gladiators» (Спартак), «Red Blue Warrions» (ЦСКА) «Blue White Dinamite» (Динамо), а в Санкт-Петербурге — «Невский фронт».

Металлисты – поклонники металла. По их мнению существуют как минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash — бить, doom рок, судьба и dead — мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается черному. Для металлистов конца 80-х — начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепей. Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям. Гопники — неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени сообщество. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.

Футбольные фанаты — Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция — заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» — битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками — нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых» .

Хакеры — этим термином называют всех сетевых взломщиков, создателей компьютерных вирусов и других компьютерных преступников, таких как кардеры (используют чужую кредитную карту), крэкеры ( взлом системы защит (в частности защиты программного обеспечения, создание крэков), скрипт-кидди (используют всё готовое, самые распространённые уязвимости, доступные эксплойты, сам не умеет найти уязвимость или написать эксплойт (фрагмент программного кода, который, использует возможности, предоставляемые ошибкой). Многие компьютерные взломщики по праву могут называться хакерами, потому как действительно соответствуют всем (или почти всем) вышеперечисленным определениям слова «хакер». Конечно, далеко не все компьютерные взломщики (и, тем более, преступники) могут называть себя хакерами. В России, Европе и Америке взлом компьютеров, уничтожение информации, создание и распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ преследуется законом. Злостные взломщики согласно международным законам по борьбе с киберпреступностью подлежат эксртадиции подобно военным преступникам.

Сатанисты — Истоки его лежат в 1950-х годах, когда Ла Вей основал сообщество, практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара Рыжебородого, Николо Макиавелли, Джека Лондона, биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин. Позднее, накопив достаточно материала и опыта, Антон ЛаВей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны, а три года спустя, в 1969 году, публикует «Сатанинскую библию», в которой описываются основы сатанинского мировоззрения — отказ от поклонения чему-либо или кому-либо (иными словами сатанизм не есть «культ зла»); необходимость личного развития (сатанизм позиционируется как мировоззрение самостоятельных индивидов — способных совершать осознанный выбор); отход от догм христианской или иной рассматриваемой в качестве традиционной морали (что тем не менее не предполагает совершения каких-либо насильственных действий против церкви — покуда эти действия не представляются наиболее разумным и целесообразным поведением в данной ситуации: сатанист может делать всё что угодно, но далеко не все является разумным; «всё можно, но не всё полезно»).

2. Романтико-эскапистские субкультуры — отличаются определенным мировоззрением и образом жизни, предполагают собой раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий. Хиппи — идеология — человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви, способствующей единению людей. Проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Верят в высшую реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение сознания посредством искусства. Отсюда интерес к религии, творческой деятельности. Стремление к естественности выражается в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос), не производить активных, целенаправленных действий, бездействовать, быть непритязательным в быту, уметь переносить невзгоды и лишения. Хиппи — романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Хотят быть независимыми от общественных условностей, свободными личностями. Для раскрепощения своего сознания и ощущения свободы в среде хиппи распространено курение гашиша, употребление ЛСД. Увлекаются философией Востока. Из музыкальных течений предпочитают мягкий рок, в частности, в России группу «Аквариум», этническую музыку разных народов. На западе же иконами были The Doors, Jefferson Airplane и др.

Индеанисты – они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев о обрядов. Нечто среднее между клубом американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, — перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70 — начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-90 гг. К настоящему он пройден, и в Казани индеанисты представлены немногим более чем десятком человек. Они не замкнуты, но контакты с представителями других молодежных субкультур индеанистов интересуют мало. Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты — поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов — Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру fantasy — сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие — выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толкиенист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению поступил бы настоящий эльф. Во время игр («хичек» на толкиенистском жаргоне) группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена. Внутри себя движение подразделяется на два напряжения: представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и приводят настоящее состязание, где нужно хорошо бегать, прыгать, плавать, драться на мечах, ориентироваться на местности.

Готы — движение, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, может проявляться интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам, любовь к готической музыке (готик-рок, готик-метал, дэт-рок, дарквейв и т. п.). Готическое мировоззрение можно характеризовать, как склонность к «темному» восприятию мира, некий романтико-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него), полуромантическое восприятие смерти. Также характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов творчества). Впрочем, они делятся на два типа. Часть готов (как правило, меньшая), часто называемая на западе «Mopey Goths», характеризуются подчёркнуто серьёзным отношением к «готическому мировоззрению», однако большая часть (так называемые «Perky Goths») относятся к субкультуре менее «серьёзно». Их привлекает эстетическая сторона субкультуры, возможности самовыражения, определённые аспекты готического мировоззрения, однако они не ставят его «во главу угла». Между данными взглядами на готическую субкультуру существует определённое противоборство, которое, впрочем, не приводит к каким-либо существенным изменениям структуры готической субкультуры.

Эмо — (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют Эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl — девочка, девушка). Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Несмотря на то, что эмо-рок появился и развивался как подвид панк-рока, ценностные ориентации этих субкультур совершенно различны. Эмо-культура начисто лишена агрессивного мачизма, столь характерного для хардрока, прямого предка эмо. Эмо-культура пропагандирует Стрейд -Эдж, то есть здоровый образ жизни: отказ от табака, наркотиков и алкоголя, разборчивость в половых связях. Однако только меньшинство представителей эмо следуют этим правилам. Большое значение придаётся таким ценностям, как дружба и любовь. Они ставятся на пьедестал среди прочих явлений жизни. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком. Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Многие из них увлекаются аниме, и стараются выглядеть, как безупречные рисунки манга. Среди многих молодёжных субкультур существует неприязненное отношение к «эмо», которое выражается в высмеивании внешнего вида, критике идей и музыкальных предпочтений эмо-кидов.

3.Гедонистическо-развлекательные: Байкеры — (от англ. разг. Bike — велосипед, мотоцикл), которых с легкой руки советской пропаганды часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока — панки, металлисты и многие другие. Посему данное определение нельзя считать корректным. Слушают тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», «Тайм-Аут» и «IFK». Основное понятие в идеологии байкеров — мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают.

Рэйверы — (от англ. Rave — бред, бессвязная речь) возник в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде… Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи — ключевые фигуры рейв-субкультуры — высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.

Растаманы – появились в начале 1990-х годов, они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого достаточно, чтобы считать себя растаманами, некоторые более приближены к растафарианской концепции — многие слушают Боба Марли, СКА и музыку регги. В целом, используют для идентификации комбинацию цветов «красный-жёлтый-зелёный» (например, в одежде), носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку. Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали), поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы — по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли (при этом следует о растафарианство — крайне многообразная культура со множеством разновидностей и некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся к музыке регги из-за её коммерциализованности, а некоторые не курят марихуану; есть и растаманы-политики, например новозеландский депутат Нандор Танцош).

Рэпперы, брейк-дансеры, графиттеры – Слушают рэп. Российские реперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэпа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах. Впрочем это же относится практически ко всем современным субкультурам.

Мажоры, гламурщики — Английское слово glamour возникло в средние века как вариант к grammar «грамматика», «книга», заимствованного из фр. grammaire (развитие значений такое: грамматика → сложная книга → книга заклинаний → колдовство, заклинания → чары, очарование; ср. также фр. grimoire, рус. гримуар «книга заклинаний», того же происхождения). Применяется прежде всего к людям, страдающим погоней за модой, моде на одежду и косметику, а в расширительном употреблении — также к стилю жизни, развлечениям и прочему. К «гламурным» обычно относят стандарты одежды и жизни, рекламируемые в «женских» и «мужских» глянцевых журналах (понятия «глянцевый журнал» и «гламурный журнал», «гламур» и «глянец» часто выступают как взаимозаменимые).

Лично я не могу твердо отнести себя к какому-нибудь из этих направлений социального выражения, но близка к хиппи, готам и эмо и может даже, отчасти к растаманам, а вы куда бы себя отнесли или относите?

Музыкальные субкультуры

Жанры музыки – это тот фундамент, на котором были построены самые громкие, широко известные субкультуры. Прежде всего, это:

  1. Хиппи. Одна из самых старых молодёжно-музыкальных субкультур, которая объединила адептов идеи пацифизма и любителей рока.

    Хиппи

  2. Растаманы. Поклонники регги и легализации марихуаны, чья подкультура получила статус религиозного движения (растафарианства).

    Растаман

  3. Металлисты – любители музыки в стиле металл. Одни из первых представителей новой волны ярких субкультур, появившихся в 1970-80-х годах. Самое главное – личностная свобода.

    Металлисты

  4. Панки. Помимо любви к панк-року, объединены чистым противопоставлением себя обществу, оголтелым политическим бунтом. «Мама – анархия, папа – стакан портвейна» — это сюда.

    Рок-музыканты

  5. Готы. Мрачные, меланхоличные личности, которые слушают готик-рок и тащатся по викторианской эпохе.

    Готы

  6. Хип-хоп культура. Внутри выделяют рэп, хип-хоп и битбокс.

    Хип-хоп

  7. Эмо открыли новую эпоху субкультур, открывшуюся в 90х и нулевых.

    Эмо
    В основном это подростки, демонстрирующие чувствительность, яркие эмоции и тягу к суЕциду. Музыкальный стиль называется так же.

Что привлекает молодежь в субкультурах

Юношеские субкультуры на личностном уровне – это способ добиться самоуважения и компенсировать негативное отношение окружающих к себе. Недовольство собственным стилем поведения, телом, несоответствием эталонам женственности или мужественности. Субкультуры, список которых огромен и разнообразен, позволяют подросткам придать себе ореол особенности, яркой индивидуальности.

Социально-психологическими причинами считают привлекательность неформального образа жизни, который не требует ответственности, целенаправленности и целеустремленности, в отличие от общепринятых в обществе требований. Есть три возможных варианта последствий влияния субкультуры на социализацию молодежи:

  1. Позитивная направленность, которая проявляется в социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации и экспериментировании с образами, поведенческим стилем и так далее.
  2. Социально-негативная направленность, которая обнаруживается в присоединении к субкультурам криминального, экстремистского характера, наркотикам и алкоголю.
  3. Индивидуально-негативная тенденция проявляется в бегстве от реальности, в оправдании своего инфантильного поведения, избегании культурного и социального самоопределения.

Какие направленности преобладают в конкретной субкультуре определить достаточно непросто. Тем более сложно заметить, как она влияет на образ жизни человека. Современные течения привлекают молодежь своим разнообразием и вызывающим видом и поведением. Но стоит отметить, что принадлежность к определенной социальной группе — явление, как правило, кратковременное. В основном увлечение субкультурами начинается в 13 лет и к 19 годам проходит. К этому возрасту человек меняет свои увлечения или переосмысливает жизненные ценности. Но есть и исключения в возрастных рамках, например, субкультура рокеров не имеет временных ограничений. Среди представителей этой общности можно встретить и зрелых людей, а иногда даже пожилых. Они остались верными своим подростковым увлечениям и все так же слушают рок или играют в музыкальных группах. Как правило, к субкультуре рокеров относятся те люди, которые и в зрелой жизни не готовы к ответственной и самостоятельной жизни.

К особенностям субкультур подростков можно отнести и их непостоянство в поведении. Многие подростки отличаются нестабильной психикой, которая во многом зависит от того, как складываются их взаимоотношения с родителями. Если в отношениях с близкими людьми есть отдаленность, то шансы того, что ребенок попадет под влияние извне, увеличиваются. Ведь подростку нужно общение, советы и понимание. Если в семье он не получает всего этого, то он будет искать поддержки в кругу людей, близких по духу и моральному состоянию. Очень часто дивиантное поведение ребенка в подростковом возрасте связано с плохим примером извне. Это может быть телевидение, плохие поступки товарищей в компании и прочее. Чтобы не допустить отрицательного влияния на ребенка, родителям нужно наладить с ним контакт или же привлечь для этой цели старшую молодежь.

Урбанистические субкультуры

Вот кого справедливо назвать «городскими племенами». Сюда относятся:

  1. Руферы. Исследуют заброшки, старые производственные или социальные объекты. Также забираются на крыши высоток.
  2. Диггеры. Путешествуют по подземным ходам и сооружениям.
  3. Киберготы, они же киберпанки (см. что такое стимпанк). Генезис книжный и игровой. Это поклонники идеи техногенного апокалипсиса и жизни после него. Заточены под индустриализацию.
  4. Сталкеры. Ездят в запрещенные зоны, закрытые местности.

    Сталкеры

Некоторые относят сюда хулиганов, которые сами себя субкультурой не считают.

Зато в эту группу можно добавить байкеров, которые часто оказываются вне классификаций. Это люди, для которых мотоцикл стал образом жизни. Культ колес, дороги и полной свободы.

Байк

Контркультуры

Самой старой и устоявшейся стала контркультура мира организованной преступности (например, АУЕ), основанная на воровских понятиях. Здесь своя иерархия, законы, правила. Своя музыкальная культура (блатная песня), татуаж.

Бригада

Другой яркий пример – скинхеды. У этой контркультуры музыкальный генезис (от регги и ска), но она далеко ушла от этих корней.

Скинхеды

Впоследствии скинхеды стали глубоко политизированы. Так появились наци, антикоммунисты и т.д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: