Развитие личности по Выготскому
Концепция развития личности отечественного ученого Л. С. Выготского возникла в начале XX века. Первая публикация относится к 1928 году и называется «Проблема культурного развития ребенка».
Выготский впервые делал акцент на социальном окружении ребенка. Ученый отмечал, что во время его развития имеют место две взаимосвязанные линии – первая из них относится к самостоятельному созреванию высших психических функций, вторая – зависит от культурно-социальной среды. Именно в своем окружении ребенок осваивает манеры поведения, способы мышления.
Развитие внимания, памяти, речи, мышления и других функций всегда происходит сначала через внешнюю деятельность, и только затем эти внешние функции становятся внутренними, или интрапсихическими. Все, чему учится ребенок, он сначала делает со взрослым. Программа личностного развития, по Выготскому, не может быть осуществлена без диалогичности – основной черты сознания, формирующейся за счет взаимодействия со взрослым.
Основная концепция развития личности, впервые введенная Выготским, называется «зона ближайшего развития», или те действия, которые ребенок пока не в состоянии выполнить сам, но может сделать их вместе со взрослым. Исследователь считал, что хорошим может называться только то обучение, которое идет впереди развития.
Базовые концепции развития личности по Выготскому включают и понятие о постепенности развития. Процесс развития происходит по ступенчатому принципу – ровные этапы накопления знаний сменяются резкими скачками. Еще одно важное понятие в теории Выготского – это активность ребенка. В воззрениях других психологов того времени, например, в работах Б. Скиннера, доминировало представление о том, что ребенок является субъектом активности взрослого. Но ни один из ученых до Выготского не рассматривал детей как тех, кто сами могут оказывать активное влияние на старших.
Концепция духовно-нравственного развития личности
Человек живет в социуме, среди других людей, поэтому достаточно важными становятся привитие у ребенка следующих навыков:
- Нормально, положительно относиться к другим людям.
- Уметь устанавливать контакты с людьми.
- Тянуться к установлению отношений с другими людьми.
Все это зависит от того, какие духовно-нравственные ценности родители прививают ребенку в процессе первых лет его жизни. Также важна обстановка внутри семьи, в которой ребенок живет.
Однако данные морально-нравственные качества человек способен развивать сам в себе в любой период своей жизни. Если вы ощутили потребность в том, чтобы стать лучше, немного уделить времени собственному совершенствованию и возврату навыков красиво и правильно излагать мысль, это говорит о том, что вы наконец-то заметили, как легко и быстро можно стать бескультурным и безграмотным человеком. Это очень сильно связано с появлением мобильных телефонов и компьютеров с интернетом в жизни человека. Быстрый прогресс техники повлиял на быстрый регресс (упадок) интеллекта человечества. И действительно: обратите внимание, как общаются современная молодежь и даже более зрелые люди, которые постоянно имеют доступ к таким новым технологиям.
К сожалению, ни мобильные телефоны, ни интернет не способствуют развитию человека. Все люди получают массу возможностей: быстро дозвониться до нужного человека, получить много информации на определенную тему, пообщаться с незнакомыми людьми при помощи заготовленных шаблонов – смайликов, и т. д. Человеку не надо ничего думать, делать и выдумывать, ему уже все предоставлено. Главная задача – увидеть, прочитать и «проглотить».
Если вы хотите не терять собственные навыки письма и культурной речи, тогда начните возобновление собственных знаний и умений. Побольше читайте классической литературы. Даже прочтение современных книг на научные тематики куда более полезны, чем простое просматривание статей в интернете, которые пишутся неграмотными людьми. Чтение книг помогает потом человеку излагать свою мысль. Более того, чтение книг помогает вспомнить письменную речь, лаконичное построение предложений и красивое написание. Лучше ограничьтесь только книгами, поскольку журналы пишутся по той же аналогии, что и интернетовские статьи – где-то можно наткнуться на ошибки, а где-то на современный лексикон.
Почаще бывайте в отдельности от компьютеров и мобильных телефонов. Устраивайте себе несколько раз в неделю прогулки на природе, где до вас никто не сможет дозвониться (то есть оставьте мобильный телефон и компьютер дома). Отдохните от современных технологий, вспомните, что такое дикая и живая природа. Человек очень часто начинает быстро деградировать и утрачивать свои навыки лишь потому, что просто устал. И для полноценного отдыха нужен не только сон, но и прогулки, общение с природой. Таким образом, вы успокаиваетесь в реальной жизни, наслаждаетесь тишиной и спокойными звуками. При этом вам не нужно никуда бежать, ничего решать. Вам дается полная свобода – насладитесь ею.
Почаще отдыхайте и читайте классическую или научную литературу – это позволит вам вернуть свою культурную речь и получить новые знания. Старайтесь хоть иногда себе быть непривязанными к современным технологиям, без которых люди раньше прекрасно обходились и жили счастливо.
Концепция Менегетти
Антонио Менегетти – итальянский ученый, которым была создана область психологического знания под названием «Онтопсихология». Менегетти был одновременно и ученым, и психотерапевтом, получившим степени в различных областях – теологии, философии, психологии. Слово «онтопсихология» состоит из трех частей. «Онто» означает «бытие», «психо» — «душа», «логос» — «смысл». Менегетти основал научно-психологическую школу, посвященную развитию онтопсихологии. Концепция развития личности Менегетти базируется как на философском знании, так и на психологическом. Из философских работ на его теорию повлияли работы Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Парменида. Из психологических исследований наибольшее воздействие оказали работы А. Адлера, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Юнга.
Главной практической задачей онотопсихологии было достижение соответствия человеком своей природы, внутренней сущности. Менегетти выделил базовые концепции развития личности:
- «Сущность в себе», или так называемое «Ин-Се» — внутреннее ядро человеческой души, где заключается его подлинное бытие;
- «Неискаженные проекции Ин-се»;
- «Искаженные проекции», или психологические комплексы;
- «Сознательно-логическое Я» — единственная часть психики человека, которая обладает осознанием.
Онтопсихология рассматривает человека как погруженного в собственные психические процессы, но при этом практически не обладающего информацией о самом себе. Считается, что внутреннее ядро человека — «Ин-Се» — имеет положительную природу. Внутри каждого заложены все необходимые для самореализации ресурсы. И чем больше путь человека отклоняется от направления реализации своих возможностей, тем большим становится ощущение неудовлетворенности.
Одна из основных концепций развития личности по Менегетти состоит в том, что все физические и психические болезни возникают тогда, когда человек идет против собственной природы. Он склонен обвинять в своих бедах кого угодно, но не способен понять, что уничтожает себя собственными руками. Реализация плана личностного развития начинается с того, что человек осознает свои индивидуальные особенности, и то, как его текущий образ жизни препятствует самореализации.
Такая ситуация названа онтопсихологами экзистенциальной шизофренией. В переводе с древнегреческого слово «шизофрения» значит «расщепленный мозг». Когда внутренние желания конфликтуют с обстоятельствами, требованиями общества, и человек сдается перед ними, возникает экзистенциальная шизофрения. Главная задача психотерапевта-онтопсихолога – достижение человеком соответствия своей жизни и внутренней сути.
Деятельностная концепция личности
Человек представляет собой сложную динамическую саморазвивающуюся систему, сущность которой никогда не может стать окончательно завершенной. Будучи самоорганизующейся системой, он в то же время является органической частью метасистемы «мир – человек», поскольку он своей жизнью и деятельностью включен в систему общественных, природных и космических взаимосвязей. Характеризуя человека как индивида, советский психолог и философ А. Н. Леонтьев полагал, что это прежде всего генотипическое образование, хотя его формирование продолжается и в онтогенезе, прижизненно. Индивид обладает определенной физической структурой, типом нервной системы, темпераментом, потребностями и другими чертами, которые в онтогенезе изменяются, развертываются, подавляются и т. д.
Как личность человек образует единую систему с окружающей социальной средой: сущность личности выявляется в процессе активного взаимодействия ее с условиями социальной жизни. По словам А. Н. Леонтьева, мы привычно обозначаем как «Я» некий таинственный «. Поэтому ясно, что личность всегда есть некоторый итог разнообразных влияний и взаимодействий, задача же заключается в том, чтобы вычленить из них основные.
Теоретизируя в рамках социально-деятельностного подхода, А. Н. Леонтьев обосновал представление о личности как специфически социальном образовании, формирующемся, главным образом, в деятельности субъекта. Личность формируется не за счет изменения врожденных свойств, ― она создается всей системой ее деятельности и общественными отношениями, в которых эта деятельность протекает. К примеру, особенности высшей нервной деятельности являются «индивидной» предпосылкой развития личности, но не они характеризуют ее содержание. Последнее заключено в отношении индивида к деятельности и к другим индивидам, в осмыслении как деятельности, так и отношений, в которые вступает этот индивид.
Отсюда следует, что в онтогенезе, наряду с модификацией врожденных свойств индивида, происходит возникновение, накопление и интеграция его личностных черт. В результате рождается сплав генетически унаследованного и приобретенного: изменяется предметное содержание потребностей, формируются мотивы и доминанты поведения, индивид все более индивидуализируется. Личность генотипически не обусловлена: личностями не рождаются, личностями делаются. Личность ― социальное качество человека, и ее формирование ― это становление и развитие социальных не только по содержанию, но и по происхождению свойств индивидуального субъекта. Марксистский образ всесторонне развитой личности ― это человек деятельный, обладающий многообразными созидательными способностями, с ярко выраженной индивидуальностью.
Деятельностная концепция личности развивается некоторыми другими антропологическими течениями в европейской философии, она «вписывается» и в христианские представления о человеке. Один из создателей персонализма французский философ Э. Мунье исходил из того, что деятельность людей не только изменяет природную реальность, но и формирует самого человека; она сближает людей и обогащает мир наших ценностей. Марксистское учение о духовной ценности практической деятельности, писал он, в полной мере совпадает с христианской концепцией труда. Изменение мира и персонализация как духовное развитие личности неотделимы друг от друга, при этом изменение мира целесообразно и оправданно лишь в той мере, в какой оно служит персонализации. Через эту призму персонализм рассматривает понятие культуры, полагая, что культура есть функция личностной жизни, заключающаяся в глубинном преобразовании внутреннего мира субъекта посредством его деятельности: культура ― это сам человек, созидающий себя в деятельности.
Итак, деятельность выступает системным основанием развития личности. Формула деятельностного принципа в ее понимании может быть выражена в следующем виде: «какова деятельность индивида, такова и его личность». В рамках деятельностной концепции личность ― это относительно устойчивая совокупность социально выработанных свойств человека. Здесь через призму деятельности рассматривается становление всех этих свойств, ― деятельность выступает системным основанием их динамики. По своей нейродинамической природе они условнорефлекторны и связаны с функционированием второй сигнальной системы.
Но всякая ли деятельность формирует человека как личность? Акценты здесь расставляются по-разному. Так, «гуманистическая психология» утверждает, что потребности человека развиваются на основе потребления. В исследованиях, посвященных динамике потребностей, детерминации и направленности их эволюции, поныне господствует выдвинутая А. Маслоу концепция спонтанной актуализации высших потребностей человека на основе удовлетворения низших. Последнее, по его утверждению, способно «проявить» дремлющие в человеке врожденные духовные потребности высшего порядка.
С этой точки зрения, чем более комфортными являются условия жизни, тем больших высот в своем личностном развитии достигает индивид. Нетрудно увидеть, что такой «потребительский фундаментализм» в понимании динамики потребностей является эпифеноменом культурной парадигмы техногенной цивилизации. Подобная концепция возвышения потребностей выступает своего рода теоретическим самооправданием максимизации материального потребления. Будучи пропущенной через «фильтр» философской концепции, потребительская установка оказывается теоретически встроенной в процесс развития личности и поэтому приобретает видимость подлинного гуманизма.
Противоположный взгляд более или менее ярко выражен в философии таких разных мыслителей, как К. Маркс, Ф. Ницше, Л. Н. Толстой, Е. Н. Трубецкой, Н. А. Бердяев, а в науке и философии нашего времени ― А. Н. Леонтьев и Э. В. Ильенков. Суть его заключается в том, что основой формирования собственно человеческих, личностных качеств является созидательная, творчески-преобразовательная деятельность индивида, ее содержание, социальный характер, активность, интенсивность и т. д. Именно в трудовой деятельности сформировался как физический, так и социальный облик современного человека.
При этом различные виды труда по-разному сказываются на личностном развитии человека. Тяжелый физический труд и утомительный монотонный умственный труд не являются достаточно эффективными факторами ни физического, ни ― тем более ― интеллектуального развития человека. Таким фактором выступает творческая деятельность, которая в наибольшей мере способствует накоплению знаний, развитию умений, становлению навыков и формированию способностей индивида. Гармоничное развитие личности возможно лишь на основе гармоничной системы ее социальной деятельности. Создание такой системы ― важнейшая задача общества, ориентированного на гуманистические идеалы.
Вместе с тем, деятельность человека, конечно, не ограничивается профессиональной трудовой деятельностью и распространяется на различные формы активности, осуществляемой в свободное время. Система социальной деятельности личности включает в себя общественно-политическую деятельность, различные виды любительского творчества, отдыха, развлечений. Свободное время может быть заполнено обслуживанием непомерно разросшихся материальных потребностей индивида, а может стать и полем для физического и духовного развития индивида. Высокая культура свободного времени делает его сферой целенаправленного личностного самосовершенствования.
Наконец, деятельность человека предстает как социальный процесс, т. е. процесс, совершающийся в определенных общественных формах и при определенных общественных условиях. Это обстоятельство не менее существенно для формирования личности, нежели содержание деятельности. Общественные условия могут ограничивать развитие личности в тех или иных направлениях, открывая ей лишь более или менее узкий диапазон возможностей духовного роста. Поэтому в разных общественных условиях формируются личности с различными наклонностями. К тому же, слишком узкий горизонт свободы может ограничивать раскрытие всего спектра творческих задатков индивида.
Так, по мысли К. Маркса, частная собственность ведет к отчуждению личности, к обесчеловечиванию человека, отчуждению его собственной природы, ибо порождает сугубо внешнюю мотивацию труда ― необходимость обеспечения индивидуального существования. Кроме того, она порождает отчужденные отношения между людьми, когда на место внутренней связи между индивидами (коллективизм) ставится отношение полезности другого человека, средства для достижения индивидуальных целей.
Капиталистическое общество формирует собственника ― человека активного, инициативного, деятельного, но его деятельность носит эгоистический характер, она направлена прежде всего на извлечение прибыли. Это содействует экономическому развитию общества, но не способствует становлению нравственных качеств человека, развивая в нем жадность, черствость, цинизм, продажность. Что же касается тех, кто лишен собственности и вынужден продавать свою рабочую силу, то в них формируется склонность к лицемерию, заискиванию перед хозяином и прочие проявления рабской психологии.
К. Маркс писал по этому поводу: «Быть рабом или быть гражданином ― это общественные определения, отношения человека А
к человеку
В
. Человек
А
как таковой ― не раб. Он ― раб в обществе и посредством общества». Современный российский философ А. А. Зиновьев, много лет проживший на Западе, говорил: «Там я раб в полном смысле этого слова. Раб того денежного тоталитаризма, который образует социальный строй западных стран». Частная собственность порождает рабство и непрерывно его воспроизводит: один ― раб собственника, другой ― раб собственности, что в конечном счете обессмысливает жизнь. А. Камю об этом писал: «Жизнь слишком быстро входит в привычку. Хочешь заработать деньги, чтобы жить счастливо, и в итоге все силы, весь цвет жизни уходит на их добывание. Счастье забыто, средство принято за цель». Разумному человеку очень трудно в неразумном обществе. Он не ищет смысл жизни вне себя, ― его там попросту нет.
Рыночное общество, ориентированное на повседневность, на сиюминутный успех, неспособно порождать творцов и творчество (техническое, социальное, политическое, педагогическое, нравственное и т. д.) как массовое социальное явление. Каких личностей «производит» современное российское общество, устремленное к максимизации материального потребления, ориентированное на повседневность, на сиюминутный успех? По мнению экспертов, за последние два десятилетия в стране не создано ни одного произведения литературы и искусства, которое хотя бы приближалось к уровню шедевра. Нет ни государственных деятелей, ни гениев, ни героев. Да и просто добрые, порядочные люди потерялись в море преступного «бизнеса», торгашества, хамства, и всеобщего нравственного бессилия… Подобные «реформы» выгодны людям, не обремененным нравственностью и настроенностью на общее благо. По опросам, среди выигравших от реформ лишь 29,6% следуют моральным нормам, в то время как среди проигравших ― 62,1%.
Что ж, еще Г. Гегель видел, что человек, работающий только на себя, обречен на эгоизм. Возвышает человека лишь его работа на общество, во имя общества, она делает человека личностью. Л. Н. Толстой акцентировал внимание на социальной направленности деятельности человека: «служить миру он может только совершенствуясь ― только служа миру». В этой парадоксальной, на первый взгляд, формуле выражена мысль о тождестве деятельности, ориентированной на служение миру, и личностного самосовершенствования субъекта. Л. Н. Толстому по-своему вторит Е. Н. Трубецкой: когда человек служит богу, когда он выполняет работу, нужную обществу, родине и даже просто близким людям, то, независимо от содержания работы, он выковывает в ней свой человеческий образ. Человек осмысливает себя при этом как элемент целостного мира.
Если же человек не видит счастья в работе на общее благо, если он готов работать только ради денег, его место ― в . А. П. Чехов говорил устами своего героя: «Богато живут, только страшно у них…» И сетовал на «проклятую жизнь»: «Душа моя изныла от сознания, что я работаю ради денег».
Развитый человек невозможен сам по себе, он формируется при наличии соответствующих социальных предпосылок ― в социальных условиях, благоприятствующих его развитию. Как массовое социальное явление высокоразвитая личность ― продукт высокоразвитого общества. Это такое общество, где культивируются творческое содержание труда, совершенствование личности в свободное время, участие людей в социальном управлении, в обсуждении и определении социальных перспектив и идеалов. В советском обществе, отмечает А. А. Зиновьев, была предпринята самая грандиозная попытка воспитания образцового, высоконравственного и всесторонне развитого человека в массовом масштабе. Массы людей поднялись из нищеты, безграмотности и дикости к высотам культуры.
Итак, личность есть индивидуальное, «персонифицированное» бытие социальной деятельности и общественных отношений. Осваивая созданные обществом ценности и образцы поведения, участвуя в их созидании, воспроизводя социальные отношения в формах своей деятельности, индивид становится личностью.
Из подобного понимания личности следует: поскольку деятельность людей протекает в определенных исторических условиях, индивиды, составляющие то или иное общество, всегда обладают некоторым сходством как по природным, так и по социальным признакам. Однако ни содержание, ни социальные формы деятельности, будучи в основном одинаковыми, не уравнивают людей по их личностным качествам. Простые жизненные наблюдения свидетельствуют, что далеко не все индивиды идут по пути личностного развития последовательно и до конца: одни останавливаются на половине пути, другие и вовсе ― в его начале. Д. А. Леонтьев замечает в связи с этим: «Люди равны в предпосылках, но не равны в итоге».
Чем объясняется такое неравенство? Постановка этого вопроса выводит нас на проблему становления человеческой индивидуальности. Через какую теоретическую призму можно увидеть решение этой проблемы? Мы уже говорили о биологизаторских подходах к пониманию личности и ее становления. Встать на точку зрения биологизаторства ― все равно что свести психологию к физиологии. Но точно так же игнорирование природных предпосылок, т. е. социологизаторский поход к личности, мешает понять ее, как и отрыв психологии от физиологии не помогает ей. Становление индивидуальности происходит под совокупным влиянием природных и социальных факторов, которые отражаются в духовном мире личности. Анализ его структуры и способов развития позволит глубже понять взаимодействие внутреннего и внешнего, природного и социального в формировании индивидуума.
Развитие личности и аналитическая психология Юнга
Как известно, Карл Густав Юнг был учеником Фрейда. Но он значительно отдалился от центральной идеи фрейдовского психоанализа. В теории Юнга борьба с животной частью себя не занимает главного места. Концепция развития личности Юнга, помимо индивидуального бессознательного, включает в себя коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное – это «память поколений». Она включает все те переживания, которые могли испытывать люди, жившие до нас.
Коллективное бессознательное проявляется в архетипах – тех образах, которые являются общими для всего человечества. Повторяющиеся среди различных народов образы Юнг считал прямым доказательством теории коллективного бессознательного. К примеру, во многих мифах и легендах встречается фигура богини плодородия, которая является архетипом Матери.
Другие понятия в концепции Юнга – это «Эго», «Персона», «Анима»,«Анимус» и «Тень». «Я» — это центральная часть сознательной деятельности человека. «Персона» является маской, которая одевается на публике, в обществе. Женский архетип внутри мужской психики называется «Анимой», а мужской архетип в психике женской – «Анимусом». «Тень» — это те черты характера, наличие которых сам индивид не признает в себе. «Эго» имеет две стороны: светлую – то, что человек в себе самом признает, а также темную – «Тень».
Концепция развития личности по Юнгу: цель
Концепция развития личности по Юнгу предполагает, что цель становления – это найти самого себя. «Я» всегда оказывается скрытым под личиной, «Персоной». Процесс самопознания начинается с того, что человек знакомиться с «Тенью». Процесс индивидуации, или психологического рождения, происходит в течение всей жизни. Этим теория Юнга отличается от идей Фрейда, согласно которым развитие личности происходит, главным образом, в начале жизненного пути.
Согласно аналитической психологии, созданной Юнгом, развитие личности происходит в процессе обретения новых умений, познания самой себя. Оно представляет собой стремление к покою, целостности и гармонии. Главной жизненной целью является полная реализация возможностей «Эго».
Развитие личности по Адлеру
Альфред Адлер был первым из психологов, кто ввел понятие «комплекс неполноценности». В отличие от психоаналитической теории, разработанной Фрейдом, Адлер уделяет главную роль не сексуальности, а социальным факторам. Основная концепция развития личности по Адлеру заключается в том, что личность формируется благодаря «жизненному стилю». Жизненный стиль представляет собой набор психологических установок, которые несут компенсаторный характер. Например, древнегреческий оратор Демосфен в юности страдал от заикания. Многие из полководцев – Наполеон, Суворов – были невысокого роста.
Адлер считал, что все дети с рождения ощущают себя неполноценными перед всемогущими родителями. Поэтому задача борьбы с комплексом неполноценности стоит перед каждым ребенком. Она может осуществляться как позитивно, так и негативно – в этом случае человек растет со стремлением к власти над другими. Но обычно стремление компенсировать свою неполноценность является двигателем развития.
Главную роль в развитии личности по Адлеру играет «Эго» человека – именно с его помощью человек выбирает определенный тип поведения, индивидуальные установки. Препятствием к развитию являются общественные правила. Однако ни один человек не может существовать без общества, поэтому конфликт между творческой самореализацией и общественными нормами неизбежен. Альфред называет этот конфликт «вечным стремлением получить одобрение общества и перестать быть его частью».
Системно-ролевая концепция формирования личности
Воспитание рассматривается как процесс освоения ряда социальных ролей. В результате формируется личность, готовая примерить на себя любую из них.
Социальные роли ученика:
- Межличностные: друг, собеседник, мучитель, помощник и другие.
- Групповые: лидер, изгой, отщепенец.
- Бытовые: дочь, брат, сестра, сосед и другие.
- Организационные: организатор мероприятия, клиент, партнер, подчиненный.
Суть всех педагогических процессов заключается в комплексном подходе к воспитанию, объединению различных методов. Вся деятельность направлена на развитие полноценной, полезной для общества личности.
Развитие личности по А. С. Макаренко
А. С. Макаренко является гениальным отечественным психологом. В 1988 году ЮНЕСКО определило четырех педагогов, которые своими работами определили весь метод педагогики XX века – ими оказались Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и А. Макаренко.
Макаренко организовывал колонии для тех детей, которых общество считало полностью испорченными – мальчиков-воров, девочек-проституток. Никто не мог с ними справиться – даже родители иногда самостоятельно привозили своих детей к педагогу. И Макаренко добился в своем мастерстве огромных результатов. Он самостоятельно, без помощи воспитателей, возглавлял колонию несовершеннолетних правонарушителей им. Дзержинского. Число ее обитателей достигало 500-600 человек.
В настоящее время статистика Генпрокуратуры свидетельствует: порядка 10% выпускников детских домов адаптируются к обществу, 40% заболевают алкоголизмом или наркоманией, около 10% накладывают на себя руки. Для сравнения – из 3 тысяч выпускников А. С. Макаренко не было ни одного уголовного случая. Многие уже взрослые выпускники считали себя «счастливыми людьми».
Однако, несмотря на успехи, концепция развития личности по А. С. Макаренко не признавалась официальной педагогической наукой. Одним из его противников была Н. С. Крупская. Система Макаренко была запрещена в советских школах и детских домах. Макаренко спас писатель М. Горький – именно благодаря его стараниям педагог получил возможность трудиться в колонии им. Дзержинского.
Основные понятия программы колонистов
Каким образом Макаренко добивался таких блестящих результатов? Программа личностного развития колонистов включала несколько понятий – дело, формат, ядро коллектива.
Дело — это род занятий, которые имели колонисты. Дело было для них источником доходов и одновременно дисциплины. На заработанные средства воспитанники колонии содержали себя, своих младших товарищей, ходили в походы, откладывали средства на будущее. В возрасте 17-19 лет многие уже становились мастерами производства.
Ядро коллектива. Воспитанием жителей колонии не занимался воспитатель. План личностного развития новоприбывших был делом авторитетных членов колонии. На своем языке они объясняли им основные ценности коллектива – сам Макаренко лишь наблюдал, чтобы это происходило в рамках цивилизованности.
Формат. Макаренко тщательно следил за тем, чтобы в колонии была строгая дисциплина. Он внедрял особые правила и ритуалы, благодаря которым в колонии возможен был порядок. Педагог был уверен, что дети не должны были даже друг друга толкать, вести себя прилично – Макаренко никогда не был приверженцем гуманистических теорий, ценил сдержанность, дисциплину и армейские порядки.
Концепция развития человечества
1. Особенности развития человечества
Реальность плохо управляемого развития человечества в условиях уникальной природы планеты привела к множеству сложнейших проблем – начиная от чрезмерного использования ресурсов, загрязнения природы и появления признаков глобального экологического кризиса, и кончая непрекращающимися военными конфликтами, терроризмом, неравноправием, бедностью, бездомностью, нищетой одних и богатством других. В сложную жизнь человечества входят новые реальности – капитализация жизни, превращение всех ее факторов в капитал (вплоть до платы за каждый гол в футболе); компьютеризация, виртуальная реальность, частично заменяющая реальную жизнь, в том числе многие факторы реального общения и взаимодействия людей; возникает множество промежуточных, важных целей развития человечества – прекращение войн, исключение терроризма, повышение благосостояния, всеобщий доступ к сети Интернет, и пр.; иногда на этом фоне рождаются цели, экологически необоснованные, или недостаточно востребованные реальной жизнью, но вызывающие большие материальные затраты: полеты на ближайшие планеты, создание поселений на Луне и других планетах, возведение гигантских зданий и сооружений, и пр.; постоянно разрабатываются новые «розовые» технологии, которые якобы будут способны решить множество актуальных проблем настоящего и будущего, и не прекращаются многовековые нереальные «розовые» надежды на лучшее будущее, в том числе на избавление человечества от болезней с помощью новых технологий.
На этом сложнейшем фоне роста проблем в развитии человечества оттесняется на задний план основная цель человечества – его естественное развитие и выживание как вида в условиях сохраненной естественной природы планеты. Вполне возможно, что Земля с ее флорой и фауной, и человек, уникальны во Вселенной (пока данных о наличии внеземных цивилизаций не обнаружено, несмотря на поиски). Сохранить уникальную планету для всего живущего на ней – это самая важная задача человечества. Если принять эту концепцию, то основными жизненно важными факторами развития человечества становятся факторы, которые могут обеспечить выживание человечества и сохранение необходимой для этого природы Земли в долговременной перспективе.
Но возможность решения этой проблемы осложняется упрощенным человеческим мышлением, связанным, прежде всего, с множественным (несколько упрощенно – тройственным, триединым) мозгом, включающим древние структуры и новую кору, объединенные нейронными сетями и взаимодействующие между собой. Среди них – почти одновременное прохождение импульсов от рецепторов сенсорных систем через множество древних, старых и более новых (но выросших из старых) структур, их активное участие в анализе информации и выдаче решений, важная роль эмоций в мышлении и сознании (окраска мыслей чувствами), ограниченность кратковременной памяти, не осознаваемый анализ большинства поступающей информации и осознаваемый анализ минимальной информации, наличие индивидуального «Я», и др. Эти особенности приводят чаще всего к упрощенному восприятию действительности, которое не воспринимается как недостаток; упрощенный анализ полностью приемлем для человека, так как простая – с двух – трех сторон — оценка предметов и явлений наиболее проста и понятна. Абстрактное «человеческое» мышление ярко окрашено «животными» эмоциями и чувствами.
Многие эмоции не связаны с работой коры и сознания. Как полагают некоторые исследователи, эмоциональная сфера играет большую и даже определяющую роль в мышлении. Высказанная многими исследователями мысль о том, что информация от органов чувств поступает не напрямую в неокортекс, а через более древние и глубоко расположенные структуры, вполне правомерна. Эти структуры «пропускают» через себя информацию от органов чувств и ответную информацию, являясь неким фильтром, и, видимо, в ряде ситуаций конфликтуя друг с другом, выдавая противоречивые решения. «Человек не произошел от низших видов, но сам в себе их несет: человек есть всеживотное и в себе содержит как бы всю программу творения» (С.Н. Булгаков) (рис. 1). Мозг человека – необычайно сложный и комплексный орган. При этом многие старые структуры предназначены для выполнения тех же функций, что и более новые, и потому сигналы от органов чувств поступают по многим адресам и одновременно анализируются. Древние структуры выполняют этот анализ как части мозга разных животных предков, тогда как новая кора действует как часть мозга высших животных и человека. Мозг человека в течение длительного времени не растет, что привело к отсутствию роста новой, верхней части коры, наиболее сложно устроенной и ответственной за самые сложные функции мозга.
Рис. 1. Всеединый мозг «всеживотного»?
Склонный к упрощенному взаимодействию с природой человек оказался не приспособлен к действительному бинарно множественному миру. Особенности этого «кризисного» мышления и соответствующих действий, ведущих к кризису, кроются в филогенезе, в строении и функционировании сложного мозга человека. Отсюда истекает и стремление к обрезанию всей негативной части мира, к исключению из сознания негативных ветвей развития, к представлению о возможности достижения «рая» с отсутствием огромной негативной половины мира. Развитие человечества сопровождается резким ростом техногенного разнообразия, замещающего биоразнообразие. Темпы протекания естественной и техногенной эволюций несопоставимы. Природная эволюция протекает медленно по человеческим понятиям (в сопоставлении с продолжительностью жизни человека). Человек постоянно стремится ее ускорить, чтобы быстро получить результаты, чтобы человек смог увидеть дело своих рук. Одним из правил развития человечества является его неспособность предвидеть будущее как результат своих действий. Анализ предыдущего опыта показывает, что есть определенные правила разработки и применения новых технологий: 1. Каждое технологическое достижение человечества сопровождается комплексом негативных последствий. 2. Негативные последствия научно-технических достижений могут развиваться с запаздыванием. 3. Задачи ликвидации или снижения негативных последствий человечеству в итоге приходится решать. 4. Иногда затраты на ликвидацию негативных последствий выше эффекта от технического достижения. 5. Чем значительнее уровень технического достижения, – тем выше уровень негативных последствий.
Восприятие действительности осложняется тем, что любое развитие (природы, общества, человека) протекает с разветвлениями, рано или поздно уравновешивающими «позитивные» и «негативные» (с точки зрения человека) ветви. Только такая эволюция поддерживает существование целостного бинарно множественного мира, который может существовать благодаря бинарной множественности предметов и явлений (рис. 2).
Рис. 2. Разветвляющееся развитие с последующим уравновешиванием ветвей
В концепции развития с разветвлениями одной из главных проблем является возможность односторонне положительного развития. Могут ли предметы и явления быть полностью положительными для человека? Может ли наступить не отягощенное многими проблемами существование человечества? В соответствии с идеей бинарно множественного мира, развивающегося с разветвлениями, все негативное (грехи, зло, ложь, эгоизм, безобразие) никогда не исчезнет. Видимо, никогда не будет создана единственно верная философия, единственно верная общественная формация. Все человечество полностью никогда не станет умным, красивым, здоровым, добрым, склонным к альтруизму. Пока будет жива бинарно множественная природа, человек будет вынужден бороться с грехами, злом.
2. Концепция позитивного развития. О возможности позитивного развития
В условиях непрекращающегося роста негативных воздействий человека на природную среду, приведшего к глобальным экологическим проблемам и к глобальному экологическому кризису, вопрос о возможности в дальнейшем позитивного развития человечества становится все более сложным. Это подтверждается графиками развития человечества, которые от многовекового спокойного развития перешли в XX веке к резким экспоненциальным формам. Экспоненциальная форма опасна тем, что любой из процессов развития может стать неуправляемым. История эволюции экологического сознания показывает, что экологический кризис привел к возникновению новых экологичных представлений о взаимодействии человека и природы, ускоренному развитию более экологичных теорий – экологической психологии, философии и этики. Появились и постепенно углубляются новые представления о самоценности природы, о единстве человека и природы, о предпочтительности непрагматического взаимодействия с природой.
3. Сокращение эко — следа. Переход к «нулевому» росту
Человечество способно выжить только в окружении экологически обоснованной территории естественной природы Земли. Необходимо неотложное сокращение экологического следа человечества (одновременно с его гуманным, экологически и этически обоснованным выравниванием между странами и жителями), в том числе возврат к сохранению 2/3 природы в естественном состоянии, и контроль использования невозобновимых ресурсов для обеспечения потребностей в них будущих поколений. У человечества нет запаса времени на раздумья о необходимости или ненужности сокращения своего экологического следа. Самой жизнью поставлен важнейший вопрос о допустимости в масштабах планеты стремления стран к устойчивому росту экономики. Такой рост наблюдается во многих странах, но он ведет не только к развитию экономики и повышению благосостояния, но и к росту экологических проблем. Концепция нулевого роста возникла как естественная реакция на растущие экологические проблемы. При анализе этой важнейшей для человечества проблемы нужно исходить из принципиального ограничения, накладываемого конечностью ресурсов планеты. Необходимо не только перейти к «нулевому» росту, но и во многих случаях к сокращению уже достигнутых негативных воздействий на природу Земли, то есть к «отрицательному» росту. Есть отрасли человеческой деятельности, требующие технологического, экологического и этического анализа с целью пересмотра их развития: это относится к отраслям, использующим ограниченные по запасам ресурсы (автомобильная промышленность, ряд видов традиционной энергетики, и др.), с опасными воздействиями на среду жизни (отдельные виды вооружений, атомная энергетика, и пр.), неактуальные с точки зрения выживания человечества (отдельные направления космических исследований, создание особо опасных вооружений, и пр.), с крупномасштабными вмешательствами в природу (сведение лесов, и пр.), с ростом тепличного эффекта и глобальными изменениями климата.
4. Гуманность равного доступа людей к ресурсам
Все люди, рожденные на планете, должны иметь равный доступ к ресурсам планеты, не зависящий от места их рождения и степени богатства родителей. Рождаясь, все люди равны перед Богом, и только потом, когда учитывается место рождения и степень обеспеченности родителей и страны ресурсами, они становятся неравными. Это неправильно с гуманной точки зрения предоставления равных прав всем жителям в доступе к ресурсам планеты. Поэтому одним из основных признаков позитивного, гуманного общества должен быть равный доступ всех жителей к ресурсам Земли. Об этом в 1977 г. писал член Римского Клуба А. Печчеи: «Сейчас все шире распространяется мнение, что природные ресурсы представляют общее наследие всего человечества».
5. Оптимизация расселения людей на планете
Расселение людей по территории планеты происходило и происходит до сих пор стихийно, без каких-либо планов, предусматривающих равный доступ людей к территории, равномерное расселение разных наций на суше. Проблема оптимального расселения жителей планеты связана и с национальными традициями, с приспособленностью жителей к определенным географическим поясам и ландшафтам. Современное, не оптимальное, расселение обусловлено длительной и сложной историей планеты, войнами, завоеваниями территорий, эгоистическими устремлениями прежних диктаторов и отдельных современных руководителей (и народов). Неравномерная плотность населения характерна и для городов, и для больших территорий Известный эколог Ю. Одум рассчитал, что в естественном природном состоянии нужно оставить 60% территории планеты. Но с тех пор за неполные полвека ситуация существенно обострилась: человечество уже освоило территорию планеты, и живет в долг. В ходе предполагаемого сокращения экологического следа, и перехода к оптимальному размещению человечества на территории планеты, будет возможна ликвидация границ между государствами, способствующая большему доверию и исключению пограничных конфликтов.
6. Исключение чрезмерных богатств и бедности
С существованием богатых и бедных стран и людей связана важнейшая проблема исключения неприемлемых в условиях выживания человечества чрезмерных богатств и бедности. Богатые люди и страны потребляют намного больше ресурсов (что экологически недопустимо) по сравнению с другими странами, и выбрасывают основной объем загрязнений человечества. Нужно ввести международные ограничения на богатства и на бедность, например, на количество принадлежащих одному человеку денег, предметов роскоши, замков, яхт, автомобилей, и пр. Все эти вещи в руках одного человека не имеют никакой ценности для человечества, и потому их надо исключить. Такие же ограничения должны применяться к самым развитым странам, имеющим недопустимый экологический след. Никто не должен жить за чужой счет.
7. Принятие единых законов, направленных на сохранение природы и человека.
Сейчас законы разных стран, касающиеся сохранения природы, человека, различны. Почти никто не вводит санкции за быстрое истощение ресурсов, так как это истощение зачастую вызвано необходимостью выживания народа. Загрязнение природы также бывает связано с необходимостью промышленного или сельскохозяйственного развития стран, и потому на него не обращается внимание. Многие страны используют свои ресурсы истощительно, вплоть до быстрого исчерпания. Иногда они недостаточно следят за сохранностью своих ресурсов. С точки зрения интересов всего человечества особо важные для него природные ресурсы должны максимально сохраняться, использоваться в экологически допустимых пределах. Для контроля этих параметров необходим международный мониторинг. При несоблюдении экологически обоснованного расходования ресурсов и загрязнении должны применяться санкции.
8. Обеспечение социального равенства и сохранения отдельных рас, этносов
В мире сохраняется социальное и экономическое неравенство, бедность, нищета, бездомность, постепенное вымирание отдельных национальностей. В то же время отдельные национальности количественно быстро растут, что нельзя признать экологически и этически обоснованным в условиях обеспечения выживания всего населения планеты. На планете должно быть обеспечено социальное и экономическое равенство, не зависящее от национальности, и равноценное развитие разных народов и национальностей, с целью сохранения отдельных рас, этносов, народностей. Все расы, этносы, народности одинаково ценны для планеты и имеют равные права на существование, и на развитие.
9. Ликвидация чрезмерных вооружений. Запрет на их создание
В мире накоплено огромное количество вооружений, позволяющее многократно уничтожить все живое на Земле. Истоки общей воинственности человечества и уважительного отношения и к армии, и к вооружениям, и к их создателям, лежат в сложной, конфликтной истории человечества, в необходимости выживания. Все прежние века были заполнены вооруженными конфликтами, многолетними войнами, захватническими и освободительными, зачастую совершенно бессмысленными. При оценке необходимости развития вооружений желательно учесть такие обстоятельства: 1. Все войны заканчиваются миром. 2. Нет никакого смысла для человечества накапливать такое количество вооружения, которое может многократно уничтожить жизнь на планете. 3. Вооружение нужно постоянно модернизировать, а устаревшее – утилизировать (что не всегда возможно) или захоронять (что может быть опасно). 4. Модернизация вооружений может привести и неизбежно приведет к созданию сверхмощного оружия, недопустимого на Земле с разных точек зрения – опасности его применения, трудности или невозможности утилизации, попадания в руки преступников. 5. Поэтому необходима ликвидация чрезмерных вооружений и последующий запрет на создание чрезмерно эффективных вооружений. В современных условиях межгосударственных конфликтов, глобального терроризма, противостояния военных блоков, наличия огромных армий, работающей военной промышленности и исследовательских организаций, взаимопроникновения военных и гражданских технологий, межгосударственного недоверия, межгосударственного соревнования в создании новых вооружений, идущей из глубин веков «поэтизации» множества черт военных людей (многие военные деятели играли важную роль в жизни стран и пользуются заслуженной славой), эта проблема, видимо, относится к одной из самых трудно разрешимых.
10. Международный запрет на крупномасштабные вмешательства в природу
Сейчас крупномасштабные вмешательства в природу и в человека процветают, несмотря на наличие экологических постулатов, предупреждающих об их недопустимости. Среди последних по времени – начало вырубки самого большого на Земле и самого продуктивного «дождевого» тропического леса в бассейне р. Амазонки (Бразилия); расширение добычи нефти и газа во всем мире; непроверенные по результатам вмешательства на тонком генетическом уровне, и пр. Пока человечество, к счастью, не получило глобального негативного отклика от технологического усовершенствования. С целью недопущения этого в будущем нужно ввести международный запрет на непроверенные по последствиям крупномасштабные вмешательства в природу и в человека.
Литература. Тетиор А.Н. Целостность, красота, целесообразность множественного мира природы — Тверь: Тверское книжное издательство, 2005.
Основные положения системы Макаренко
Многие педагоги, видя марширующих строем детей, впадали в ужас. Программа личностного развития Макаренко давала блестящие результаты – но, как они считали, «методы были не те». Главная идея педагога заключалась в следующем – дети могут и должны трудиться. Но сейчас время детский труд находится под запретом. Фактически, система Макаренко реализуется только в некоторых частных предприятиях.
Программа личностного развития Макаренко строилась на дисциплине, которая, при этом, не являлась методом воспитания. Скорее, порядок был его результатом. Воспитание не было для педагога чтением морали – это были строго установленные порядки, организация жизни колонистов. Интересы личности всегда подчинялись интересам коллектива, если личность выступала против общественного мнения. При этом Макаренко выступал за демократические отношения в коллективе, возможность творческого самовыражения. Педагог создавал все условия для того, чтобы психологический климат в колонии был благоприятным. Одним из главных средств воспитания был обязательный для всех режим. Режим должен быть точным и целесообразным.
Большое влияние на работы Макаренко оказали произведения М. Горького. Писатель известен тем, что обладал оптимистическим подходом к природе человека, верил в его силы, и это отражает концепция развития личности Макаренко. Педагог считал, что ответственности, которую несет педагог, стоит учиться у Горького. Ведь писатель, имея способность видеть лучшее в человеке, при этом никогда не умилялся этими чертами, не понижал планку требований.
Основные теории психологического развития ребёнка
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат
От 250 руб
- Контрольная работа
От 250 руб
- Курсовая работа
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Биогенетические концепции развития
Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. Затем Э. Геккель и И. Мюллер сформулировали знаменитый биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе.
С. Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития. Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, принято называть теориями рекапитуляции,
они опираются на идею преформизма.
С появлением трудов Э. Торндайка и И. П. Павлова перестала господствовать идея связывания психического развития только с развертыванием инстинктов. И. П. Павлов показал, что существуют и приобретенные формы поведения, в основе которых лежит условный рефлекс
или ряд условных рефлексов. Развитие человека стало сводиться к проявлениям инстинктов и дрессуре. Опыты В. Келера на обезьянах привели к открытию интеллекта у человекоподобных обезьян. На этой почве стали появляться теории, согласно которым психика в своем развитии проходит три этапа:
инстинкта, дрессуры и интеллекта.
Эти взгляды хорошо прослеживаются в теории развития К. Бюлера. Он связывал три ступени развития, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
И в современных теориях развития сторонники биологизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии личности человека его природно-биологическому началу, полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Генетически запрограммированными они считают интеллект, аморальные черты характера и др. Допущение преформизма мы видим и в теории Ж. Пиаже, который считает, что созревание ума выглядит как нечто биологически детерминированное, и у представителей гуманистической психологии, как, например, А. Маслоу, который, подчеркивая врожденный компонент гуманных потребностей человека (любовь, симпатия, уважение), доказывает, что они имеют инстиктоидную природу, специфическую для человеческого рода.
Социогенетические концепции развития
Истоки социогенетического направления — в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с чистой как восковая доска душой. На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Акцентируя в противовес биологизаторам другой фактор — социальный,
авторы социогенетических концепций полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие — это лишь продукт внешней стимуляции. Отсюда, манипулируя внешними раздражителями, можно изготовить человека любого склада. Представителем этой концепции является американский психолог Дж. Уотсон.
На передний план в исследованиях научения, после вхождения в американскую психологию идеи проведения строгого научного эксперимента, по примеру опытов И. П. Павлова, выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов.
Так возникла
ассоцианистическая теория научения
(Дж. Уотсон, Э. Газри).
Когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения,
в которой главный акцент был сделан на значении
подкрепления.
Это были концепции Э. Торндайка и Б. Скиннера, получившие название
бихевиоризм.
Поиски ответов на вопрос, зависит ли научение от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль, привели к появлению концепций Н. Миллера и К. Хала.
Особым образом преломилась в сознании американских психологов еще одна идея павловского эксперимента — идея построения нового поведенческого акта в лаборатории. Она вылилась в идею «технологии поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого акта, выбранного по желанию экспериментатора поведения (Б. Скиннер). Столь механистический подход к поведению полностью игнорировал необходимость ориентировки субъекта в условиях собственного действия, т. е. психического акта.
В классическом бихевиоризме проблема «развития ребенка» специально не акцентируется — там есть лишь проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.
Таким образом, в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
Концепция конвергенции двух факторов детского развития
При попытке ответить на вопрос о том, как соотносятся среда и наследственность, возникла теория конвергенции, или теория двух факторов, разработанная В. Штерном. Штерн — специалист в области дифференциальной психологии, в которой наиболее остро стоит проблема взаимоотношения биологического и социального. В психологии существовали две теоретические концепции, одинаково имеющие право на существование, — эмпиризм («человек — чистая доска») и нативизм («существуют врожденные идеи»). Если из двух противоположных точек зрения каждая может опираться на серьезные основания, то истина должна заключаться в их соединении, — так полагал В. Штерн (1922). С его точки зрения психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами. В. Штерн писал, что ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что именно происходит извне и что изнутри? Потому что в проявлении функции действуют всегда и то, и другое, только всякий раз в разных соотношениях.
Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды. Это самая распространенная концепция в современной психологии. Так, английский психолог Г. Айзенк считал, что интеллект определяется на 80% влиянием наследственности и на 20% влиянием среды. За рамки концепции двух факторов развития не удалось выйти и 3. Фрейду. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Эта внутренняя психическая инстанция — «Оно» — под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». С появлением не только физических запретов, но и моральных сентенций развивается новая инстанция «Сверх-Я», которая ограничивает наши влечения до самой старости. На «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития, но она интересна тем, что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные влечения — они находятся с ними в антагонистических, противоречивых отношениях.
Психоаналитические теории детского развития
Два открытия 3. Фрейда — открытие бессознательного и открытие сексуального начала — составляют основу теоретической концепции психоанализа.
В последней модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений», подчиняется принципу удовольствия. Инстанция «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Поскольку требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов» -таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.
Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.
Оральная стадия (0—1 год).
Основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением.
Анальная стадия (1—3 года).
Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности.
Фаллическая стадия (3—5 лет)
характеризует высшую степень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Сексуальность этой стадии предметна и направлена на родителей. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек.
Латентная стадия (5—12 лет).
Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта.
Генитальная стадия (12—18 лет).
По мнению 3. Фрейда, подросток стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению, все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий.
Развитие психоанализ получил в работах дочери 3. Фрейда — Анны Фрейд. Придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.
Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Обратив внимание на роль «Я» в развитии личности, Э. Эриксон перенес ударение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Применяя психоанализ в послевоенной Америке, он видел различные явления — тревожность, апатию, жестокость, смятение, — как результат воздействия сложного периода войны на личность.
Э. Эриксон посвящает свои исследования главным образом процессам социализации.
Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики — психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории. Этот метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек.
Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и пришел к выводу, что стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит. Если индивид отвечает ожиданиям общества, он включается в него и наоборот. Эти соображения легли в основу двух важных понятий его концепции — «групповой идентичности» и «эго-идентичности».
Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу.
Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом.
Младенчество (оральная ст.)
— доверие — недоверие.
Ранний возраст (анальная ст.) —
автономия — сомнение, стыд.
Возраст игры (фаллическая ст.)
— инициативность — чувство вины.
Школьный возраст (латентная ст.)
— достижение — неполноценность.
Подростковый возраст (латентная ст.)
— идентичность — диффузия идентичности.
Молодость
— интимность — изоляция.
Зрелость
— творчество — застой.
Старость
— интеграция — разочарование в жизни.
Формирование всех форм идентичности сопровождается кризисом развития.
Теория социального научения
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества.
Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания.
Так, А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (подражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели).
Известный американский психолог Р. Сире предложил принцип диадического анализа развития личности. Поскольку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях». Он выделил три фазы развития ребенка:
— фаза рудиментарного поведения
— основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве;
— фаза первичных мотивационных систем
— основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации);
— фаза вторичных мотивационных систем
— основывается на научении вне семьи.
По Р. Сирсу, центральный компонент научения – это зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать.
Главное понятие концепции Б. Скиннера — подкрепление, т. е. увеличение или уменьшение, вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление может быть положительным и отрицательным, первичным (пища, вода, холод) и условным (деньги, знаки любви, внимания и т. д.).
Дж. Гевирц основное свое внимание уделил изучению условий возникновения социальной мотивации и привязанности младенца к взрослому и взрослого к ребенку.
Источником мотивации поведения ребенка, по его мнению, служит стимулирующее влияние среды и научение на основе подкрепления.
Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные (кросскультурные) исследования М. Мид, показал плодотворность сравнительного изучения детей в разных культурах.
Изучив в культурах способы ухода за младенцами, исследователи пришли к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира.
Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже)
В центре концепции Ж. Пиаже — положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.
Ж. Пиаже выделил механизмы этого приспособления;
ассимиляцию
— это когда индивид приспосабливает новую информацию к существующим у него схемам действий, не изменяя их в принципе; Ассимиляция сравнима с перевариванием пищи: решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. При чтении происходит ассимиляция информации. Используя общую «схему хватания», ребенок может брать самые различные объекты. Ассимиляция обеспечивает сохранность, стабильность познавательных структур. Некоторой трансформации подвергается сама проблемная ситуация или новый объект.
аккомодацию
— механизм, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т. е. он вынужден перестроить старые схемы. Аккомодация — это изменение схем применительно к новой ситуации, к новой задаче; она обеспечивает вариабельность, развитие, выработку новых схем. Ребенок научается по-разному подготавливать руки, пальцы, в зависимости от того, протягивают ли ему листок бумаги или мячик (схема хватания подверглась аккомодации).
Развитие интеллекта
— это процесс вызревания операциональных структур (понятий), постепенно вырастающих из предметно житейского опыта ребенка на фоне проявления этих двух основных механизмов.
Уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации
обеспечивает наиболее эффективную адаптацию, но это состояние всегда лишь приблизительное и временное, которое вновь сменяется нарушением равновесия.
Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.
Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года)
— стадия допонятийного интеллекта. В рамках этого периода новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии происходит становление и развитие чувствительных и двигательных структур — сенсорных и моторных способностей.
Период конкретных операций (2—11/12 лет).
В этом возрасте происходит постепенная интериоризация схем действий и превращение их в операции, которые позволяют ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, измерять и т. д. Центральными характеристиками умственной деятельности ребенка в этот период его познавательного развития являются эгоцентризм мышления и представление о сохранении. Внутри этого периода Ж. Пиаже выделил
дооперациональную стадию,
которая характеризует интуитивное, наглядное мышление в возрасте
от 2 до 6/7 лет
, и
стадию конкретных операций(6/7—11/12 лет
).
Период формальных операций (11/12-14/15 лет).
В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.
Культурно-историческая концепция
В1927 г. Л. С. Выготский вместе с группой сотрудников (А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович и др.) стал проводить развернутую серию экспериментальных исследований, результаты которых позволили ему в последующем сформулировать основные положения культурно-исторической теории – теории развития специфических для человека психических функций (внимания, памяти, мышления и т. д.), имеющих социальное, культурное, прижизненное происхождение и опосредованных особыми средствами — знаками, возникающими в ходе человеческой истории. При этом знак, с точки зрения Л. С. Выготского, является для человека прежде всего социальным средством, своего рода «психологическим орудием».
Л. С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции человека: «…Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми… затем внутри ребенка… Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности».
Согласно Л. С. Выготскому два типа психического развития — биологическое и историческое (культурное), — представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе.
Основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским:
• Детское развитие имеет сложную организацию вовремени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).
• Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).
• Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
• Закон развития высших психических функций «извне внутрь».
Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.
Обучение — движущая сила психического развития, которая создает зону ближайшего развития ребенка (расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития).
Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина
Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:
1) первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;
2) второй вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.
Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами — ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.
Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психического развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.
При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.
При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественно освоение способов действий и эталонов.
Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и как результат этого — освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.
Предпосылки новой деятельности возникают в ведущей деятельности данного периода. (см. продолжение в № 5)
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Вывод
Зная основные концепции развития личности, можно значительно повлиять на процесс ее формирования. Эти знания незаменимы при воспитании детей, а также для работы над собой, составлении плана личностного развития. Создание благоприятной среды для роста личности требует определенных усилий, а также духовных, временных, денежных затрат. Такие затраты необходимы для того, чтобы положительные качества ребенка развивались, а мотивация деятельности – возрастала. Но народная мудрость гласит: «и на камнях растут деревья». Если даже факторы окружающей среды и нужно помнить пословицу – наследственности далеки от идеала, человека имеет шанс улучшить свою жизнь и приумножить даже тот небольшой потенциал, который имеет.