Опыты и эксперименты опыты и эксперименты по окружающему миру на тему


Наблюдение

Только наблюдение давало первичные данные об исследуемом объекте или субъекте. Это были факты, которые собирались наблюдателями в разное время. Наблюдение могло быть спонтанным, а могло быть и целенаправленным.

Здесь не было гипотез, научных предположений, которые следовало бы подтвердить. Наблюдение используется только для сбора информации, которую иногда собирают по крупицам. Факты всегда отличаются достоверностью, простотой изложения.

Таким образом создаётся первоначальная характеристика предмета, описываются его реакции на взаимодействие с окружающей средой в естественных условиях.

Общая структура

В нее входят следующие обязательные элементы:

  • субъект познания, а также его непосредственная деятельность;
  • объект для проведения эксперимента;
  • средства воздействия на анализируемый объект

Подобные элементы по праву считают универсальными. На их основе осуществляется экспериментальная деятельность не только в научно-исследовательских институтах и лабораториях, но и в обычных общеобразовательных организациях.

Эксперимент

Этот метод применяется, когда необходимо доказать, опровергнуть какую-либо гипотезу. Он подразделяется на теоретическую и практическую части. Во время эксперимента исследуемый предмет, объект, субъект изымаются из среды привычного обитания и подвергаются различным воздействиям.

Условия могут меняться, но они всегда управляемые. Реакции объекта серьёзно изучаются, фиксируются.

Современная наука требует, чтобы автор эксперимента предварительно осветил:

  • актуальность своей темы;
  • проблему исследования;
  • объект исследования;
  • цель;
  • задачи;
  • реализацию результатов;
  • гипотезу;
  • значимость.

Эксперимент всегда подразделяется на несколько этапов. Проводится в форме научного проекта.

Подготовка к эксперименту

Поскольку это большое и длительное научное мероприятия, целесообразно провести подготовительный этап, который включает:

  1. Организацию и реализацию проекта.
  2. Выявление алгоритма организации и реализации проекта, следование ему (оформление «паспорта», куда вносятся название эксперимента, данные о руководителе, научных сотрудниках, тема исследования, методы, гипотеза, сроки).
  3. Описание выводов.

Начало

Работа начинается с исследования научных трудов на выбранную тему. Проводится диагностика, научная разведка, которая поможет определить, насколько раскрыта данная тема на текущий момент времени.

Определяются труды, где упоминается выбранный объект исследования. Исследуется объём раскрытия выбранной темы, насколько она освещена в науке и литературе.

Теория

Перед проведением эксперимента фиксируются тема, гипотеза, подтверждение и опровержение гипотезы другими научными исследователями. Описываются концепции, даются определения, вносятся предположения.

Теоретическая часть очень важна, так как она является необходимой базой. Когда тема в теории раскрыта, гипотеза вынесена, приступают к опытам.

Опыт

Это практическая составляющая эксперимента. Проводится серия опытов, представляющих собой целенаправленное действие. При реализации опыта происходит подтверждение или опровержение гипотезы. Иногда требуется специальное оборудование.

Опыты представляют собой создание определённых, управляемых условий для испытуемого объекта, изучение его реакций.

Опыт призван подтвердить гипотезу на практике, а эксперимент закрепляет её.

Опыт, эксперимент, детское экспериментирование. Характеристика понятийного ряда

Для начала определим содержание используемых терминов. Слово «эксперимент»

происходит от греческого слова
«ехреriтепtum»,
что переводится как «проба, опыт». «Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение:

эксперимент

— это «1) научно поставлен­ный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учиты­ваемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и мно­гократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) во­обще опыт, попытка осуществить что-либо».

«Большая Советская энциклопедия» добавляет: «Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, экс­перимент осуществляется на основе теории, определяет поста­новку задач и интерпретацию его результатов». «Эксперимент … — планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек созда­ет возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» («Крат­кая философская энциклопедия», 1994).

«Советский энциклопедический словарь» (1997): «Экспери­мент … чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова — опыт, воспроизведение объекта позна­ния, проверка гипотез и т.п.».

Из исходного смысла греческого «ехреrimentum» и из приве­денных выше определений видно, что в узком смысле слова тер­мины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: «Понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения» (БСЭ, 1974). Однако в широком по­нимании «опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений» («Советский энциклопедический словарь», 1987).

Три следующих необходимых нам термина взяты из «Слова­ря русского языка» (1984): «Экспериментировать. Производить эксперименты» и «Экспериментирование. Действие по значению глагола экспериментировать». «Экспериментаторство. 1. Прове­дение экспериментов. 2. Склонность к экспериментированию».

В науке эксперимент используется для получения знаний, неиз­вестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному челове­ку. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрос­лыми и детьми во многом не совпадают, условимся для краткости использовать в настоящем пособии применительно к дошкольным учреждениям словосочетание «детское экспериментирование».

Как и большинство слов русского языка, «экспериментиро­вание» является многозначным словом. Оно выступает как ме­тод обучения, если применяется для передачи детям новых зна­ний. Оно может рассматриваться как форма организации педа­гогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И наконец, экспериментирование явля­ется одним из видов познавательной деятельности детей и взрос­лых, как это видно из определений, приведенных выше.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — С. 8-9.

    Tags:
  • эксперимент
  • детское экспериментирование
  • Иванова
  • экспериментирование
  • опыт

Специфика психологического эксперимента

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

  • Психику как конструкт невозможно непосредственно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие, в том числе, делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы[7]:

  1. Первичная постановка проблемы
      Постановка психологической гипотезы
  2. Работа с научной литературой
      Поиск определений базовых понятий
  3. Составление библиографии по тематике исследования
  4. Уточнение гипотезы и определение переменных
      Определение экспериментальной гипотезы
  5. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
      Управлять независимой переменной
  6. Регистрировать зависимую переменную
  7. Планирование экспериментального исследования
      Выделение дополнительных переменных
  8. Выбор экспериментального плана
  9. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  10. Проведение эксперимента
      Подготовка эксперимента
  11. Инструктирование и мотивирование испытуемых
  12. Собственно экспериментирование
  13. Первичная обработка данных
      Составление таблиц
  14. Преобразование формы информации
  15. Проверка данных
  16. Статистическая обработка
      Выбор методов статистической обработки
  17. Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
  18. Проведение статистической обработки
  19. Интерпретация результатов и выводы
  20. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Пример выдвижения гипотезы

Если исследовательская работа предполагает анализ качеств иван-чая, предлагаем сделать небольшое вступление. Теоретические исследования показали, что на Руси пользовались настоем из иван-чая для лечения и профилактики разнообразных заболеваний. Подтверждением уникальных свойств данного напитка являются исследования, проводимые русским химиком Петром Александровичем Бадмаевым. Он утверждал, что смог прожить сто лет только благодаря тому, что постоянно употреблял настой уникального растения.

Иван-чай обладает неповторимым химическим составом, поэтому по праву его называют кладовой природы. Содержание в нем аскорбиновой кислоты в шесть раз превышает этот показатель в лимоне.

Экспериментальные методы исследования показали, что напиток подходит для профилактики простудных заболеваний. Постепенно традиции использования иван-чая теряются, и этот полезный напиток незаслуженно исключается из рациона питания.

Учитывая актуальность рассматриваемого вопроса, в исследовательской работе будет проведено сравнение химических свойств иван-чая и классического чая, выявление их сходных и отличительных параметров.

Цель исследования: количественное определение аскорбиновой кислоты во взятых образцах чая, сравнение вкусовых показателей используемых образцов.

Гипотеза: по количественному составу аскорбиновой кислоты и органолептическим параметрам индийский чай значительно уступает иван-чаю.

Подготовка и проведение эксперимента осуществляется именно на основе выдвинутой гипотезы.

Эксперимент, как метод исследования

При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).

Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп. По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи). Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.

Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.

Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных. Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.

Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т.е. тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы. Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.

Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты. Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами. Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: