Теории развития личности по Милтону Эриксону
Милтон Эриксон считается одним из самых выдающихся и талантливых представителей психотерапевтов 20 века. Во всем мире он известен своей практикой медицинского гипноза. Им же была создана теория деления жизненного цикла человека на восемь основных этапов. Некоторые исследователи считают, что эриксоновкая градация является одним из крупнейших вкладов в психоанализ за всю историю этой ветви психологии.
Чем теория Милтона Эриксона отличалась от представлений Фрейда? Эриксон полагал: несмотря на то, что формирование характера закладывается в детстве, он не является неизменным. В течение жизни человеческий характер может претерпевать значительные метаморфозы, был убежден Эриксон.
Его концепция о «кризисе идентификации», присущем юности, известна далеко за пределами профессиональных психологических кругов. На сегодняшний день, особенно в Соединенных Штатах, многие базовые теории воспитания и развития имеют в своей основе именно воззрения Милтона Эриксона.
Стадии развития личности:
- Первая длится от рождения до года. Для ребенка решается вопрос, определяющий его дальнейшее развитие: может ли он доверять миру? Исходом этого этапа является сформировавшееся доверие либо недоверие к миру;
- От года до двух. Ребенок определяет уровень своей самостоятельности. Благоприятное завершение – появление воли;
- От 4 до 5 лет ребенок занимается изучением границ собственных возможностей. Здесь главным итогом предстает сформировавшееся умение ставить перед собой цель и достигать ее;
- От 6 до 11 лет. Ребенок исследует свои умения. Основными пунктами являются познание мира и комплекс неполноценности. Фрейд зовет эту фразу «латентной», так как в ней еще любовь сына к матери и ревность к отцу (наоборот происходит у девочек) находятся в скрытом состоянии. Интерес ребенка направлен на то, как устроен мир. Хорошим метафорическим персонажем для данного этапа является образ Робинзона Крузо. Маленький человек все больше интересуется различными видами труда – дети любят готовить, строить шалаши, делать поделки из самых разнообразных материалов.
- Следующая стадия длится от 12 до 18 лет, и Милтон Эриксон зовет ее отрочеством, или юностью. На этом этапе актуальны вопросы: кем я являюсь? В чем состоят мои убеждения и взгляды на мир? Происходит тот самый «кризис самоидентификации». Положительным исходом этапа является понимание себя, своей идентичности.
- Шестая стадия – ранняя зрелость. Длится от 20 до 25 лет. Юный взрослый отвечает на вопрос «Могу ли я полностью доверять другому?» Положительный итог– построение близких отношений.
- 26-64 года – возраст средней зрелости. В это время человек посвящает свою жизнь заботе о других. Конфликты предыдущих этапов большей частью разрешены, и теперь он может вступить на стадию генеративности – реализации своего потенциала.
- 64 года и до конца жизни – этап поздней зрелости. Всецело он зависит от того, как была прожита жизнь. Происходит либо процесс под названием «Эго-интеграция» (удовлетворенность прожитой жизнью), либо человек впадает в отчаяние.
Критические моменты в становлении личности по Эриксону
Переход от одного этапа к другому сопровождается личностным кризисом. Ведь перед человеком открываются новые пути развития. На то, каким будет исход кризиса, влияет выбор самого человека.
Одним из важнейших этапов в теории Эриксона является отрочество, на которое выпадает подростковый возраст. Помимо отличий взглядов Фрейда на данный возраст (возникновение психосексуального конфликта), ученый указывает и на другие проблемы, свойственные данному возрасту. У подростков зарождаются собственные взгляды на мир.
Они идеализируют то, какими должны быть семья или религия. Эти идеалы – весьма далеки от несовершенных, но реально существующих семей, религий, общественных институтов. Подросток уверен, что воплотить идеал – не сложнее, чем мечтать о нем.
Главным конфликтом ранней зрелости Эриксон считает возможность построения близких взаимоотношений. Но ученый понимает под ними не только и не столько физическую близость, хотя в браке эти факторы связаны. Под близостью ученый понимает следующее: человек должен научиться откровенности без боязни потерять самого себя.
На этапе средней зрелости индивидуум колеблется между самопоглощенностью и интересом к другим людям, судьбам поколений. У большинства взрослых дети уже становятся к этому моменту подростками (по крайней мере, так считал в свое время Эриксон). Люди могут с полной самоотдачей посвятить себя избранному делу.
На последнем этапе большую роль играют факторы развития личности предыдущий стадий. Если человек ощущает удовлетворение от прожитой жизни, оглядываясь на прожитые годы, он будет ощущать цельность и спокойствие. Если же пройденный путь будет казаться чередой ошибок и потерянных возможностей, он будет трагически сознавать, что упущенную жизнь не вернешь.
Основные теории личности и их классификация
Социология личности
Проблемы личности и семьи привлекали внимание мыслителей и ученых с момента пояатения цивилизованных форм существования. Эти проблемы связаны с любым членом общества и касаются его личных потребностей и стимулов поведения, соотносятся с внутренним миром каждого человека и его ближайшего окружения. Существует… (Общая социология)
Безопасность личности
Понятие безопасности личности Безопасность личности — это такое состояние человека, при котором ничего не угрожает его жизни, его здоровью (физическому и психическому), его возможностям функционировать и развиваться как биологическое и социальное существо. В уголовном кодексе нашей страны… (Методологические основы теории национальной безопасности)
Понятие безопасности личности
Безопасность личности — это такое состояние человека, при котором ничего не угрожает его жизни, его здоровью (физическому и психическому), его возможностям функционировать и развиваться как биологическое и социальное существо. В уголовном кодексе нашей страны существует раздел «Преступления против… (Методологические основы теории национальной безопасности)
Диалектика взаимосвязи безопасности личности и общества
Исходным элементом развития личности является социум. Только в обществе человек может обрести свою истинную сущность. Вне общества он может жить как биологическое существо, но человеком так и не станет. Жизнь в обществе (а соответственно и безопасность общества) — важнейшая предпосылка безопасности человека…. (Методологические основы теории национальной безопасности)
Виктимологическое обеспечение безопасности личности
Теоретические основы виктимологического обеспечения индивидуальной безопасности Термин виктимология означает учение о жертве преступления. Суть этого учения заключается в исследовании механизмов причинения вреда личности, анализе ошибок и недостатков в организации деятельности по обеспечению индивидуальной… (Методологические основы теории национальной безопасности)
Анализ конфликта
Итак, Пезешкиан подчеркивает, что его терапия — конфликтоцентрированная, т.е. сохраняя интерес к личности клиента, он переносит все внимание на рассмотрение конкретного конфликта, случившегося с человеком. Он подразделяет конфликты на актуальные (внешние) и внутриличностные. Актуальный… (Практическая психология и психотерапия)
Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью… (Государственная и муниципальная служба)
Причины конфликта.
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда… (Этика бизнеса)
Типология, динамика конфликтов, способы управления конфликтами
Конфликты — одна из распространенных форм социальных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого,… (Социальная психология)
Управление конфликтами в производственных коллективах
Большие производственные коллективы, состоящие из сотен или тысяч людей, при наличии самых хороших методов управления и руководителей, не застрахованы от возникновения конфликтов на самых различных уровнях, и по самым разным причинам. Конфликт — это отсутствие согласия, противоречие интересов двух… (Внутризаводское планирование и менеджмент предприятия)
Теория Альфреда Адлера
Адлер – известный австрийский психолог. Он стоит на одной ступени с такими основоположниками психоанализа, как Юнг и Фрейд. Адлер стал автором направления в знании о человеке, которое получило название «индивидуальная психология». В теории личности, которую предлагает Адлер, полностью отрицается влияние сексуальных бессознательных влечений.
Ученый был уверен, что судьбу определяют не эти безликие силы, а ощущение общности с человечеством. Главной целью Адлер определяет возможность сохранения собственной индивидуальности, ее осознания, развития.
По Адлеру, люди стремятся компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности. Избранный стиль жизни представляет собой набор псевдоцелей, достижение которых должно бы привести человека к внутренней гармонии. Чтобы компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности, во взрослом возрасте ставятся цели, пропорциональные психологической травме.
Если такая детская травма была слишком сильной, то и цели ставятся нереалистические. Они приводят к дисгармонии и неврозу. Именно Альфредом Адлером было введено понятие «комплекс неполноценности». И, по мнению ученого, этому комплексу подвержены все дети. Ведь будучи ребенком, человек впервые обнаруживает себя не единственным во всем мире. Он наблюдает других человеческих существ, которые удовлетворяют свои потребности более полно.
Так как Адлер враждовал с Фрейдом в открытую, то и некоторые из концепций его теории находятся в антагонизме по отношению к фрейдовским. Эти две теории развития личности в психологии нельзя при этом назвать полностью противоположными. Сексуальные стремления Адлер считал проявлением жажды власти. Важную роль ученый приписывал тому, каким ребенком по счету человек рождался в семье.
Концепция личности Фрейда
Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество — как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действия. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.
Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) — нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои — Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Эта модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.
Порядок рождения в семье: стили жизни по Адлеру
Адлер первым заметил, что в одной и той же семье дети могут иметь совершенно разные характеры. Первенец – это ребенок, которому можно только завидовать. Ведь родители обычно отдают первому чаду всю любовь. Но это происходит до поры-до времени – пока в семье не появляется еще один ребенок.
Когда рождается второй, первенец становится «монархом которого несправедливо свергли с трона». Он начинает бороться за утраченную любовь родителей. Но все его усилия обречены на провал. И со временем он понимает бесполезность своих попыток. Родители всегда для него слишком заняты и равнодушны. Помимо этого, теперь они наделены гораздо большей властью, чем было когда-то: ведь они могут апеллировать к неуместной инфантильности старшего ребенка. Их ответ на требование любви первенца – наказание.
Как результат, у тех, кто родился в семье первым, развивается особый стиль жизни. Они приучают себя к изоляции, не нуждаясь ни в привязанностях, ни в чьем-либо одобрении. Кроме этого, отмечает Адлер, старший всегда склонен к лидерству.
А как обстоит ситуация со вторым ребенком? Для него всегда образчиком остается старший брат или сестра. Сложившаяся ситуация подталкивает его к тому, чтобы соперничать с ним или с ней, стремясь побить его рекорды. Если в семье есть еще дети, то второй ребенок также борется с ними за родительскую любовь. И это лишь увеличивает его амбиции. Стиль жизни выросшего из второго ребенка взрослого – это сплошное желание доказать свое превосходство. Бессознательно он стремится показать: я лучше старшего брата или сестры.
Особое положение занимает последний ребенок. Он – это тот, кто никогда не испытает ощущения «свержения с трона». Но если семья бедна, то ему будет постоянно приходиться использовать вещи и игрушки старших. У младшего ребенка также разовьется чувство неполноценности. Но он обладает одним преимуществом: его мотивация превзойти старших – самая высокая.
Уникальным считает Адлер положение единственного ребенка в семье. Поскольку конкурировать ему не с кем, то особенно сильным у таких детей становится соперничество с отцом. Стиль жизни ставшего взрослым единственного ребенка – это эгоцентризм, смешанный с зависимостью.
Принципы воспитания
Воспитание личностных качеств начинается с раннего детства. В этом сходятся все существующие педагогические и психологические теории. Каждая из них выдвигает собственные принципиальные идеи в отношении воспитания человека. Но если рассмотреть существующие методики не по отдельности, а как единое целое, то можно выделить главные принципы, присущие каждой из теорий в той или иной степени.
Основополагающими принципами воспитательного процесса можно считать следующие тезисы:
- четкое понимание того, что требуется «вложить» в детскую голову, то есть, цели процесса;
- правильно определить допустимые и эффективные способы донесения информации и методы воздействия;
- соответствовать тому, что пропагандируется, быть авторитетом в детских глазах;
- понимать последствия своих действий;
- не допускать физических наказаний и панибратства;
- уважать и любить личность ребенка, направлять ее, а не подавлять.
Под последствием своих действий следует понимать абсолютно все. К примеру, если человек разъясняет ребенку необходимость проявления уважения к пожилым людям, но при этом не считает нужным выслушать бабушку или дедушку с вниманием, хотя и не забывает уступать место в транспорте пенсионерам, то последствием станет осознание ребенком относительности догматов. Малыш усвоит, что в определенных ситуациях нравственными нормами вполне можно и пренебречь.
Другим примером последствий может стать прерывание занятий с малышом ради ответа по телефону. Ребенок усвоит, что общение через гаджет более важно, чем непосредственный контакт. Именно этот тип поведения можно наблюдать практически всюду в наши дни.
При воспитании личности ребенка и ее развитии не столь важно, какой именно из базовых теорий станет придерживаться педагог или же родитель. Гораздо важнее не забывать о следовании главным педагогическим принципам воспитательного процесса. Если их не принимать во внимание, то ни одна воспитательная методика или же теория не принесут желаемого результата, какими бы они ни были.
К примеру, желая воспитывать ребенка в соответствии с идеями свободного становления, которые впервые сформулировал Руссо, нельзя забывать о том, что и самому придется им соответствовать. Нельзя говорить детям одно, а делать ежедневно другое. Это приведет к развитию двуличности, лицемерия. К примеру, развивая личность ребенка в соответствии с теорией свободного воспитания, не следует заставлять малыша учить алфавит в три года или же идти в пять лет в балетную школу, если только ребенок сам этого не захочет.
Деятельностный подход: А. Н. Леонтьев
На Западе многие теории развития личности оформились уже к началу ХХ в. Иначе обстояла ситуация с отечественной психологией. Долгое время – вплоть до начала 60-х годов – на территории Советского Союза эта проблематика даже не обсуждалась.
Одной из оригинальных отечественных теорий становления личности по праву считают выкладки, сделанные выдающимся психологом А.Н. Леонтьевым. Комплекс его концепций не рассматривается современными учеными как претендующий на звание самостоятельной теории развития личности в психологии. Но Леонтьев сумел построить стройную концептуальную базу, которая в дальнейшем стала основой для работ его последователей.
Он считал, что личность – это связь определенных видов деятельности:
- Его первый тезис – человек развивается в процессе биографии. Ученый считает, что личность – это не биологическое, не социальное или определяемое иными факторами психическое образование, отличающее человека от животного. Личность – это конкретные поступки, которыми заполняются строки биографии.
- Следующее положение Леонтьева касается развития личности. Он утверждал, что оно происходит вне зависимости от физиологического и психического роста.
- В-третьих, отечественный исследователь строго разделал понятие индивида и личности. Индивид – это биологическое существо. Личность – это единство не биологической природы, которое развивается постоянно. Факторы развития личности по Леонтьеву – деятельность человека, а также его способность соединить между собой внутренние и внешние условия.
В последние годы жизни А. Н. Леонтьева особенно занимали идеи взаимосвязи экзистенциальной психологии, места личности в многочисленных межчеловеческих связях. Одним из самых лаконичных тезисов западного экзистенциализма является формулировка Ж. П. Сартра: «Существование предшествует сущности». Аналогом экзистенциальной теории развития личности в отечественной психологии является подход Леонтьева. Он гласит, что все психические и личностные структуры существуют для того, чтобы реализовываться в отношениях с миром – личность проявляет себя через деятельность.
Вывод:
Есть еще немало взглядов на процессы человеческого становления. Другие теории развития личности – это бихевиоризм, экзистенциальное направление, гуманистические теории, уже упоминавшийся психоанализ. Каждая из этих концепций занимает особое место в психологическом знании.
Размышляя о собственном развитии, мы не требуем от психологических теорий точности и математической строгости. Ведь жизнь подобна руслу реки, а личность нельзя описать с помощью единственной формулы, как нельзя дать точное определение каждой волне в этой реке.