О человеческом достоинстве (+ВИДЕО)
Мы уже поговорили о гордыне, в том числе и той, которая прячется под маской самоуничижения и самоедства, а сегодня решили поразмышлять о чувстве собственного достоинства. Что такое человеческое достоинство с точки зрения христианства? Может ли чувство собственного достоинства быть греховным, а может ли стать добродетелью? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов).
С христианской точки зрения, человек обладает достоинством совершенно превосходным. Преподобный Макарий Египетский говорит о том, что как бы ни был прекрасен и величественен весь этот мир, сотворенный Богом, но тем не менее ни в чем из этого видимого мира не благоволит Господь упокоеваться, а в маленьком человеческом сердце находит для Себя место упокоения. В тех, конечно, случаях, когда человек перестает противиться Богу и пускает Его в свое сердце.
Человеческое достоинство превосходит и достоинство ангельское
Более того, апостол Павел говорит о бесплотных Небесных Силах, что они суть служебные духи, посылаемые для нашего спасения (см.: Евр. 1, 13–14), то есть человеческое достоинство превосходит и достоинство ангельское. И хотя это звучит несколько дерзновенно, Бог стал не Ангелом — Он стал Человеком и возвел человеческую природу к самой большой высоте, к которой только может подняться сотворенное существо. Мы созданы для того, чтобы стать богами по благодати. Можно ли говорить о том, что существует какое-то достоинство, более высокое, нежели это?
Таким образом, чувство собственного достоинства не противоречит христианскому благочестию. Однако сразу вслед за этим утверждением надо оговориться, что мы считаем правильным чувством собственного достоинства, а что — искаженным представлением о нем.
Если уязвляют мое самолюбие, как-то попирают мою гордыню, а я возмущаюсь, раздражаюсь и гневаюсь, это говорит о ложном понимании собственного достоинства. На самом деле то достоинство, которое Господь дал человеку при сотворении, то есть образ Божий, никто никаким поступком или словом не способен уязвить или умалить. Ведь люди, нас окружающие, до нашего достоинства даже дотянуться не могут — они поражают что-то внешнее, в нас существующее, но ни в коем случае не нашу внутреннюю самую главную составляющую. И только лишь мы сами, высочайшим достоинством почтенные, можем себя этого дара лишить. Только лишь мы сами можем жить так, словно мы его не имеем. Так, возмущаясь, что кто-то думает и уж тем более говорит о нас хуже, нежели мы думаем о себе, мы при этом совершенно спокойно сами свое достоинство буквально втаптываем в грязь — в грязь своих грехов, в грязь своих страстей, в грязь каких-то низменных интересов.
А те обиды и досаждения, которые причиняют нам люди, или те обстоятельства, которые являются затруднительными, как раз наоборот — могут в нас образ и подобие Божие выявить. Как? Через готовность отнестись к этому и благодушно, и с благодарностью — то есть через смирение. Осознание, что ты живешь в несоответствии тому высочайшему положению, в которое человека Господь по дару сотворения поставил; мысль, что ты сам в себе свое достоинство попираешь, не должна давать гордиться. Человек создан для того, чтобы царствовать, а вместо этого, как какой-то беспутный сын из евангельской притчи о блудном сыне, всё расточив, потеряв, питается пищей свиней и никак не может вернуться к дому отеческому.
Рассуждая об отношении к собственному достоинству, логично говорить и об отношении к достоинству другого человека, которое в нем точно так же обретается, как и в нас, потому что и его сотворил Господь, и в нем тоже образ и подобие Божие присутствуют, и ради этого человека Господь распялся, любя его. Вот тут-то как раз мы можем воздать дань сокровенному в человеке достоинству в полной мере. Но это тоже очень трудно дается.
***
Вспоминая известный рекламный слоган «Ты этого достойна» многие задаются вопросом: позволительно ли христианину желать каких-то земных благ, земного комфорта, счастья? На мой взгляд, этот вопрос не совсем корректен. Ведь для человека стремление к благобытию совершенно естественно, потому что он при сотворении был помещен в замечательные условия существования — и с некой внешней точки зрения, и с точки зрения того, что он был действительно поставлен царем над всем видимым миром. Поэтому, конечно, человек желает хотя бы в какой-то степени к этому состоянию и к этим условиям вернуться.
Но такое желание не должно приобретать страстный, болезненный характер. Мы можем стремиться к благобытию, к хорошему положению в жизни — но ни в коем случае как к главной цели. Это вещи лишь сопутствующие нашей жизни. На первом месте должно быть стремление быть с Богом. А слова Христа о том, что прежде всего необходимо искать Царствия Божия, а все остальное приложится, — это не только указание на то, чего нужно искать в первую очередь, но и на то, при каком условии все остальное может приложиться. При этом под «всем остальным» нужно понимать не то, чего хотим мы, а то, что нам на самом деле нужно.
Безусловно, человек не должен пребывать в состоянии униженном, забитом: смирение и обесценивание человеческой личности — это все-таки очень разные вещи, они не равнозначны. Более того, неверно воспринимать себя как какое-то недоразумение или неудачу, тем более — неудачу Творца: всегда нужно помнить, кто ты есть и насколько ты дорог и важен для Бога. Но в то же время как-то бунтовать и возмущаться по поводу того, что условия жизни не таковы, каких хотелось бы, не стоит. И не надо видеть именно в этом какую-либо удачу или неудачу в своей жизни.
Стать хорошим человеком каждый из нас может. В этом и заключается самая главная самореализация
Когда-то преподобный Амвросий Оптинский сказал одному из братии, кто ждал пострига и рукоположения, замечательные слова: «Поверьте мне, и постричь вас могут, и рукоположить, и кем угодно вас могут сделать, только хорошим человеком вас никто никогда не сделает». Вот стать хорошим человеком каждый из нас может. В этом и заключается самая главная самореализация. И более того, когда ты становишься хорошим человеком, ты становишься, как это ни странно, счастливым, невзирая на внешние обстоятельства. И тебя тогда не гнетет, что у кого-то есть то, чего у тебя нет, что кто-то преуспевает на работе и движется по карьерной лестнице, а ты не движешься.
Мне могут возразить: человека, долгое время находящегося в плохих бытовых и социальных условиях, может, как говорится, заесть среда, и при этом не обозлиться и не ожесточиться очень сложно. Но на самом деле это лишь на первый взгляд кажется непреложной истиной. Человека гораздо скорее может испортить не трудная, а благополучная жизнь, в которой он не имеет никаких лишений и не сталкивается ни с какими испытаниями. Есть масса подобных примеров. А какие-то тяжелые жизненные обстоятельства в большей степени способствуют тому, что вырабатывается характер по-настоящему сильный и независимый. Жизнь вообще — это очень непростое дело, это сложнейший и интереснейший творческий процесс. Если мы проживаем ее просто так или стремимся хорошо жить, но терпим неудачу в материальном или в каком-то ином плане — тогда нас среда заедает, уродует, калечит, сгибает под себя, тогда мы начинаем чувствовать себя какими-то ходячими недоразумениями. Если же наша цель — измениться и стать людьми Божиими, если мы к этой цели движемся, то жизненные испытания и нестроения нам только помогают.
Взирая на тот мир, описанный в Евангелии, который окружал Христа Спасителя и Его учеников, мы видим, что он — такой же, как мир современный. В нем те же самые «ценности», в нем те же самые представления о том, что важно, то же стремление к власти, богатству и почестям. Господь же дает нам закон жизни, который переворачивает все эти представления, потому что Он говорит о том, что самое ценное заключается в сердце человека: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), и призывает искать именно его, указывая на него как на источник счастья. А еще Христос повелевает желающему быть первым стать последним, а желающему возвыситься — себя уничижить. То есть появляется некая совершенно обратная логика. И человек, который об этом рассуждает теоретически, не может этого постигнуть, а тот, кто встает на данный путь, понимает, о чем говорит Господь.
***
Как воспитать в себе правильное чувство собственного достоинства? Думаю, нет более действенного средства, чем постоянное взирание на образ Христа и стремление учиться у Него жить так, чтобы сделать свою жизнь не только лишь человеческой, земной, но и небесной, Божественной.
Безусловно, гордыня может находить для себя основание в чем угодно — даже в призвании быть учеником Христа. Но все-таки, помимо страстей, у человека еще есть разум, который подскажет, как, ощущая себя учеником Христовым, не возгордиться, а наоборот, паче и паче смиряться. Ведь будучи учениками, мы объективно не то что не исполняем всё, повеленное нам, но практически ничего не делаем. Поэтому оснований для гордости здесь нет никаких, и любой разумный человек это понимает. Кстати, разумность — это тоже одно из проявлений человеческого достоинства.
Соотношение с самоуважением
Чувство собственного достоинства имеет близкую смысловую связь с самоуважением, но немного отличается от него.
Самоуважение — это отношение к себе как к личности с определенным набором индивидуальных качеств, субъективная эмоциональная оценка собственной значимости.
То есть самоуважение акцентирует внимание на том, как сам человек воспринимает себя, свое «Я».
Чувство собственного достоинства — осознание человеком своих положительных моральных качеств, которое влияет на его поведение в обществе и взаимодействие с другими людьми. То есть здесь речь идет больше об ориентации во внешнюю среду, а не внутрь себя.
Тем не менее, многие психологи и социологи подчеркивают тождественность этих понятий, поскольку в обоих случаях речь идет о самоощущении личности.
Уважающий себя человек всегда имеет чувство собственного достоинства, а непринятие своей личности вполне может привести к обесцениванию имеющихся моральных качеств.
Личное достоинство мужчины
Такая характеристика представителя сильного пола присуща тем, кто знает свое место в жизни, скорее всего, он уже нашел свой путь, в том числе карьеру, или находится в активном поиске. Это человек, здраво оценивающий свои плюсы и минусы, не ищущий постоянного одобрения. Перечислю характерные признаки:
- Не делает поступки ради мнения других людей, их согласия.
- Не оскорбляет окружающих, возвышаясь на сравнении.
- Отстаивает свою позицию.
- Ставит цели и достигает их.
- Имеет индивидуальность личности.
- Не боится ошибок, а находит в них опыт, больше не повторяет промахи.
- Всегда сохраняет самообладание, не показывает негативные эмоции.
Когда оно помогает
Я уже отметила, что это не какая-то узкая компетенция, которая необходима только в конкретном моменте. Это жизненная позиция, задействованная всегда. Самодостоинство не включается и выключается, оно просто есть. Это неврожденная особенность, которая одним доступна, а другим – нет, напротив, получить хорошую самооценку может каждый. Если вы испытываете сложности с этим, потеряли веру в себя или с раннего детства ощущали себя жертвой, а не лидером, рекомендую записаться на мою консультацию.
Перечислю жизненные ситуации и сферы жизни, где необходимо иметь чувство собственного достоинства:
- Романтические отношения и брак. Самодостоинство женщины способствует привлечению мужчин, которые сами уверены в себе. Обычно рядом с сильной и целеустремленной леди редко найдешь мужчину, способного поднять руку или любителя выпить – такие парни сами обладают очень низкой самооценкой, а значит, они просто боятся подойти к даме, которая по одному умению держать себя выше их на голову. Поэтому рядом с вами будет спутник жизни, не боящийся новых свершений, готовый самосовершенствоваться и поддерживающий вас в начинаниях. Мужчины, находящиеся рядом с девушкой с низким ЧСД, зачастую осознанно или подсознательно стараются ограничить сферу женских свершений и достижений. Часто это выглядит так: муж строит карьеру, развивается, посещает спортзал и заводит деловые знакомства, а жена сидит дома с детьми и ограничивается бытом. Если вы не хотите стать жертвой в отношениях, а желаете быть партнерами, равнозначными личностями, которые не находятся в «подчинении», следует уделить больше времени на развитие себя и своего ощущения самодостоинства.
- Семья, воспитание детей. Подрастающее поколение смотрит на родителей, желая найти пример для подражания. Уверенность – это черта, которая полностью помогает завладеть уважением более слабых, а ребенок до определенного возраста априори слабохарактернее взрослого. Если ваш сын/дочь не найдет в вас такой пример, авторитет, то будет искать среди окружения. Хорошо, если это станет учитель или отец семейства, но им может быть «плохой парень» из старшего класса, который как раз не страдает от низкой самооценки.Только сильная и уверенная в себе личность может действительно правильно воспитать детей, привить им хорошие манеры, привычки, разделить с ними интерес к спорту, учебе, искусству.
- Карьера. Пример с двумя соискательницами мы уже привели. Из него следует, что понимание ценности своей личности, собственных успехов, достижений – важное качество при приеме на работу, а также при переговорах, общении с начальством, построении деловых связей. Неуверенный в себе сотрудник – первый в списке на увольнение, а также на сверхурочную работу, неоплачиваемый больничный и отсутствие повышения. ЧСД поможет вам пробиться по карьерной лестнице, получить должность, соответствующую вашей компетенции, а также развиваться и самосовершенствоваться, чтобы добиваться с каждым годом большего.
- Дружба и товарищество. Любая коммуникация (межличностная, деловая) может происходить по двум шаблонам: «равный с равным» или «подчиненный с начальником». Эти схемы работают в любых ситуациях. Скандальное поведение – один из признаков низкого чувства собственного достоинства.
Это неполный перечень ситуаций из сфер жизни, когда поможет самооценка. Она важна всегда, в каждую минуту. Вы должны просыпаться с утра с мыслью, что вы – значимая и незаменимая часть для семьи, компании.
Личное достоинство женщины
Это ощущение можно сравнить с внутренней гармонией – девушка начинает прислушиваться к собственным желаниям, видит свои достоинства и недостатки, развивает первые и устраняет последние. Характерные черты:
- Занимается собственным телом – не ради соответствия «стандартам», а для поддержания здоровья и довольства своим отражением.
- Позволяет за собой ухаживать – с благодарностью принимает комплименты и подарки, не стремиться все сделать сама, предоставляет право мужчине выполнять «мужские» обязанности.
- Не просит любви, а только дает причины, чтобы ее любили. Никогда не «бегает» за молодым человеком.
- Умело разделяет домашние проблемы и радости с рабочими моментами, никогда не предпочитает одно в полный ущерб другому, находит компромиссы, остается хорошей сотрудницей и любящей матерью, женой.