Как определить темперамент нового знакомого, если вы общались не больше минуты? Все просто – оценить его манеру разговора, прислушавшись к характерным речевым оборотам, которые выбиваются из общей стилистики. А чтобы вам было легче понять, с кем имеете дело, предлагаем ориентироваться на следующие параметры. Речь может многое рассказать о характере человека!
Узнайте о характере человека: 11 речевых паттернов, которые выдают собеседника с головой
Изобилие уменьшительно-ласкательных суффиксов
Если человек предпочитает все на свете сводить к «муси-пуси», скорее всего, он застрял на уровне развития ребенка. «Иришка», «бутербродик», «пупсик», «конфетулечка» и т. д. Таким образом взрослые искусственно занижают уровень своей зрелости, чтобы вызвать у окружающих симпатию и получить поблажки. Другая сторона этой привычки — осознанное заигрывание с окружением, чтобы обезопасить свою среду.
Без патологий: почему наблюдается у здоровых людей
Здоровый человек может разговаривать сам с собой по нескольким причинам и все они не связаны с какими-либо расстройствами. Скорее обусловлены состоянием психики.
Хотите знать почему так происходит?
Рассмотрим причины в таблице:
Сильный стресс | Пережитая ситуация может повлиять на состояние психики таким образом, но это «влияние» носит временный характер и уже через некоторое время все пройдет. Когда организм восстановится и справится с последствиями стрессовой ситуации. |
Низкая концентрация внимания | Если с памятью и вниманием проблемы, то вслух можно говорить постоянно. Таким образом мозг человека лучше усваивает информацию, запоминает данные, анализирует их. |
Особенность мышления | Женщина – особое создание, с этим сложно не согласится, верно? Мышление женщины подобно стихии, оно не линейно, напоминает пазл, складывающийся в одну картинку из множества разрозненных деталей. Причины такого поведения кроются в особенностях мышления, у женщин оно не отличается последовательностью. Чтобы «собрать все кусочки пазла» воедино, иногда приходится говорить вслух, в отсутствии собеседника. |
Одиночество | Потребность в общении есть у каждого человека, и она непреодолима, как бы ни старался человек избегать других людей, природу не обмануть. Отсутствие общения рождает неуверенность в себе, замкнутость, раздражение. Справится с внутренним одиночеством сложно, и оно может «перерасти» в депрессию. |
Сложившаяся ситуация | Если человек разговаривает вслух, то виной всему – ситуация в которой он оказался. Когда теряются ключи, важные документы, начинается монолог, он помогает восстановить хронологию событий. Человек начинает говорить, проговаривает определенные моменты и вспоминает действия, которые совершал несколько часов или дней назад. |
Анализ событий | Воображаемые разговоры помогают психике анализировать случившуюся ситуацию, рассмотреть ее «с нескольких сторон» и сделать выводы. Это нормальная реакция организма и не стоит вкладывать сакральные значения в такое поведение. |
Сложно изменить сложившиеся обстоятельства, но если человек хочет избавится от этой привычки, считая ее неприличной или «плохой», то ему следует проконсультироваться с психологом.
Злоупотребление местоимением «я»
«А я думаю так-то», «я тоже так хочу», «я всегда так делаю», «сейчас я буду говорить» и прочие выражения о себе, которые человек вставляет не всегда к месту, пытаясь выбиться на первый план. О чем это говорит? Об эгоцентризме и неосознанной уверенности человека в том, что он лучше, интереснее и важнее других. Подобная черта выдает низкую самооценку, которую собеседник пытается компенсировать, перетянув одеяло на себя.
Тихий голос
Есть много людей с тихими, едва слышными голосами. С одной стороны такое поведение может говорить о высокой воспитанности человека, его заботе о том, чтобы не помешать окружающим рассказом. Но если посмотреть с другой стороны, это может быть воспринято как наличие ряда комплексов – неуверенности, застенчивости, боязни сказать лишнее или показаться навязчивым.
Тихая речь также может свидетельствовать о том, что человеку не хватает энергии для активности. Окружающим часто приходится переспрашивать и просить повторить речь, что может вызывать у них раздражение. Иногда человек говорит так тихо, что это похоже на шепот.
Читайте далее: 20 причин, по которым вы можете не нравиться людям
Тихий голос – не всегда врожденная особенность. Иногда эта привычка появляется в детстве, когда родители делают замечание вести себя тише.
Использование уничижительных прозвищ
В эту категорию мы относим не только откровенно негативные прозвища по типу «тугодум», «рохля» или «старая дева», но и уничижительно-ласкательную форму доминирования – «дорогуша», «рыбка моя», «милочка» — в отношении незнакомых людей или подчиненных. О чем говорит подобная привычка? О скрытом желании контролировать окружение, навязывать ему игру по своим правилам и самоутверждаться за чужой счет. Как видим, не самые лучшие качества…
Атака встречными вопросами
Есть такие индивиды, с которыми невозможно общаться. Вы задаете тему, но они перехватывают инициативу встречным вопросом. «Как тебе погода? – А тебе?» «Плохое настроение? — С чего ты взял?» «Будешь конфетку? – А ты не шутишь?» Диалог с ними напоминает допрос, где вы всегда под прицелом. Подобная манера разговора характерна критиканам и циникам, которые не привыкли доверять людям и боятся утратить контроль над ситуацией. Встречные вопросы помогают им сохранить власть и не потерять свое лицо, если их поставят в неудобное положение.
Как симптом заболевания: шизофрении или психического расстройства
Человек часто разговаривать сам с собой при некоторых болезнях психического характера.
Подобное поведение расценивается, как патологическое в следующих случаях:
- Ранее больному был поставлен диагноз в ПНД, и он стоит на учете у психиатра.
- Есть и другие симптомы, которые меняют поведение, личностные качества.
- Монолог с самим собой ведут люди, которые не так давно перенесли сильный стресс, впали в депрессию.
Одной из причин такого поведения считается шизофрения. Это заболевание психического характера, протекающее с обострениями.
Также подобная симптоматика беспокоит при Альцгеймере и считается проявлением рассеянного склероза.
Внимание! Но, не стоит поддаваться панике, психические расстройства никогда не сопровождаются одним, единственным признаком.
Оценивается совокупная симптоматика, которая включает:
- галлюцинации, могут носить, как слуховой, так и зрительный характер;
- чрезмерная раздражительность и подозрительность, в совокупности с нервозностью;
- проблемы со сном, повышенная агрессивность, возникающая без видимых причин;
- аутоагрессия, вплоть до попыток свести счеты с жизнью;
- неаккуратность при выполнении обычных действий или, наоборот, чрезмерная педантичность;
- мания преследования, которая возникает при определенных обстоятельствах или без таковых;
- неконтролируемые вспышки гнева, страха или других эмоций.
У людей, больных шизофренией, отсутствует ценность человеческой жизни, они могут причинить окружающим вред, не осознавая своих действий.
Почему возникает шизофрения сказать сложно, часто такие заболевания (психического характера) имеют наследственную предрасположенность. Связаны с личностными переживаниями и изначальной эмоциональной нестабильностью человека.
Но не торопитесь ставить диагнозы и «вешать ярлыки» психология сложная наука, разобраться в «потоках сознания», самостоятельно-невозможно.
Шизофрения требует постоянного контроля состояния больного. Заболевание можно «вогнать в ремиссию», но полностью избавится от него – вряд ли. Как и другие расстройства психологического генеза — это заболевание лечит психиатр. Также в терапии требуется участие психолога.
Быстрая, будто незаконченная речь
Если ваш собеседник без умолку о чем-то говорит, при этом его мысль никак не приходит к финальной точке, но обрастает новыми идеями и открытиями – перед вами интеллектуал или заядлый спорщик. Такие люди обожают думать на ходу и не особо считаются с интересами окружающих. Может быть, поэтому у них так мало друзей? Если при этом человек говорит очень бегло и проглатывает часть слов – он не стремится найти понимания у окружения, потому что привык быть «белой вороной».
Человек Говорящий как субъект языка, культуры и коммуникации
Человек Говорящий как субъект языка, культуры и коммуникации.
Пожалуй, один из самых сложных вопросов, которые когда-либо вставали перед человечеством, — что такое человек и каково его место в мире. В разное время на этот вопрос отвечали по-разному, в зависимости от условий жизни людей, типа мировоззрения и уровня науки. Наше время учёные называют временем Homo Loquens, Человека Говорящего. Сегодня деятельность (как жизнедеятельность в целом, так даже и профессиональная) многих людей связана уже не столько с материальным производством, сколько с производством, воспроизведением, передачей, восприятием и хранением текстов.
Homo Loquens представляет собой единый в трёх лицах субъект. С одной стороны, это субъект коммуникации, коммуникативная личность, которая является участником конкретной коммуникации. С другой, Человек Говорящий выступает как субъект языка, обладающий собственным идиолектом, разными типами речевого поведения, реализующий ту или иную стратегию поведения в каждой конкретной коммуникации. С третьей, Homo Loquens – это и субъект культуры, языковая личность, обладающая определённой совокупностью знаний и представлений (Н. Уфимцева называла это «лингво-культурным сознанием»), наличие у человека которых определяет принадлежность к данной культуре и носителям данного языка.
Пожалуй, самым непростым является третья составляющая Человека Говорящего, языковая личность. Основоположник концепции языковой личности, даёт следующее определение этому понятию: «это совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью». Таким образом, выделяются три уровня языковой личности: вербально-семантический, который предполагает нормальное владение языком, когнитивный, связанный с картиной мира человека и состоящий из концептов, идей, представлений, и прагматический, включающий в себя цели и мотивы личности, то есть рассматривающий реальную деятельность человека в мире.
При этом, в процессе социализации, человек приобщается к национальной культуре и языку, усваивает сумму знаний представление, общую для представителей данной культуры и, в тоже время, приобщается к человеческой культуре вообще, то есть получает некоторый объём знаний о мире, а также способа их обобщать, — набор понятий.
Однако нет, и не может быть, даже в современных условиях так называемой «глобализации», «человека вообще». Эти две ипостаси сочетаются в человеке, поскольку, с одной стороны, он принадлежит роду человеческому, с другой – «врастает в культуру» (), и культура эта — национальная. В этой связи встаёт интереснейший и сложнейший вопрос о соотношении этих двух ипостасей, для постановки и разрешения которого используется понятие «картина мира». Собственно, образ картины мира – результат опыта человека, совокупность обобщённых представлений о мире, можно даже сказать, модель мира. Тогда языковая картина мира – наше представление о мире, картина мира, закреплённая в языке.
Рассмотрим феномен Человека Говорящего в его ипостасях и субъектах на конкретном примере:
— А как вы относитесь к «Чёрному квадрату»?..
— Да никак. Так же, как к чёрному кругу или прямоугольнику.
— Нет, я согласен, это очень просто. Даже удивительно, как никто раньше до этого не додумался!
— До чего?!
— До написания такого полотна! Изобразить чёрный квадрат – это гениально!
— Какого полотна? Ты чё, больной?!
— Как?! Малевича! Вы что, никогда не слышали о «Чёрном квадрате»?!
— Какого Малевича? Чё ты гонишь?..
— Ничего не гоню. Я говорю, вы о художнике таком никогда не слышали?..
— Отвали, а?..
Итак, рассмотрим первого участника коммуникации (в дальнейшем он будет условно именоваться «интеллигентом») как Человека Говорящего. Сразу можно сказать, что, в данном случае, он потерпел неудачу по всем трём «пунктам».
Во-первых, налицо неудача коммуникативная: как известно, первый признак умного человека, по мысли Пушкина, — понимать, с кем имеешь дело. Таким образом, как субъект коммуникации, «интеллигент» потерпел поражение.
Во-вторых, его самореализацию как субъекта языка так же вряд ли можно назвать успешной: стратегия выбрана неверно, следствием чего стала некоторая, если это можно так назвать, омонимия — „интелигент“ не мог даже предположить, что его высказывание будет неправильно понято, что у него может существовать и другое значение (просто чёрный квадрат).
В-третьих, конечно, рассматриваемый нами участник коммуникации, в данном случае, потерпел крах и как субъект культуры, поскольку обращался, как ему казалось, к общему когнитивному полю, в то время как второй участник коммуникации этими знаниями не обладал.
С точки зрения ипостасей Человека Говорящего, „интеллигент“ обращался к некоему культурному знанию, которое, по его мнению, есть у любого носителя данной культуры, то есть обращался к Человеку Культурному. Между тем, собеседник отвечал ему из ипостаси Человека Разумного, то есть просто пытался при помощи логики и известных ему понятий осмыслить высказывания „интеллигента“.
Хотя вряд ли в наше время можно услышать такой диалог, он, к несчастью, является обобщением множества подобных случаев. Возможно даже, что такую речевую ситуацию можно было бы назвать межкультурной коммуникацией. Список использованной литературы:
, «Русская языковая личность и задачи её изучения». , «Избранные труды по языкознанию и культурологии». М., 1993. Леонтьев психолингвистики. М., 1997.
Емеля как единица лингвокультуры. Данное эссе посвящено рассмотрению ментефакта Емели. Данный ментефакт входит в число представлений, мы будем рассматривать его как прецедентный феномен. писал о прецедентом феномене, в отличие от прецедентов иных типов, что прецедентные феномены «оказываются связанными с коллективными инвариантами представлениями конкретных «культурных предметов», национально-детерминированными минимизированными представлениями». Можно сказать, что Емеля – национально-прецедентный феномен, поскольку эти феномены «известны среднему представителю того или иного лингво-культурного сообщества» (Гудков). Емеля мы рассматриваем как Представление, а именно, Прецедентное Имя. ПИ Емеля может выполнять эталонную функцию, поскольку он символизирует лень, праздность, простодушие. У Ушакова в словаре находим следующее определение: «емеля (е прописное), емели, м. (фам. форма имени емельян) (простореч. обл.). прозвище, применяемое к болтуну, пустомеле, простаку. мели, емеля, твоя неделя. пословица. емеля-дурачок». При этом СИМВОЛАМИ самого прецедентного имени Емеля могут выступать его атрибуты: печь, щука. Интересно, что в последнее время Емеля как прецедентный феномен может редуцироваться до значений одного из атрибутов: «Емеля исполняет желания!» (акция сухариков «Емеля»), печи-нагреватели для машин «Емеля» и т. п. Также часто используются пословицы и устойчивые выражения о Емеле: «Емеля-дурак и за водой на печи ездил», «мели Емеля, твоя неделя».
Примеры употребления — «Принцип «надо же, кому-то что-то дают, а за какие заслуги?!» паразитичен по своей сути. За этими словми легко прячется: «А почему не мне?!!» Вот это — «емельство» чистой воды, на мой взгляд», «Вот мои соседи. Повторюсь, неплохие люди. Но — именно Емели. Как только заговорили о расселении коммуналок, вообще перестали что-то для квартиры делать. То есть, я ещё вынуждена их печи «на себе тащить»» (форум ГТК РТР), «для обозначения послания по интернету используется термин «емеля» — как калька с английского «e-mail» и как ссылка на Емелю, героя сказки про волшебную щуку, сидевшего на печи и оттуда повелевавшего всеми жизненными процессами — хорошая позиция для современного программиста».
Прецедентное Имя Емеля является культурно-специфичным русским феноменом, так как вписывается в русскую. На первый взгляд, это малопривлекательный персонаж: ленив, может сделать что-либо только ради наживы. Но зато он ловок и удачлив, да и лень в русской культуре – далеко не всегда отрицательная ценность.
По словам , «представление, стоящее за ПФ, является по сути «свёрнутым» мифом». Это подтверждается нашим примером, поскольку Емеля становится брендом, который активно используется различными компаниями, и это происходит именно за счёт потенциальной его мифологичности (см. приведённый выше пример с «исполнением желаний» в реклами сухариков).
Использование канцелярита
Встречали людей, которые говорят так, будто читают бюрократическую брошюру? «Нахожусь в состоянии крайнего изнеможения» вместо простого «устал». «Совершил акт потребления пищи» вместо «поел». «Оказал посильную помощь товарищу» вместо «помог другу». Мало того что подобное нагромождение слов не используется в устной речи, оно еще и звучит неестественно. Подобный стиль свойственен позерам, которые хотят придать себе важности. Либо недалеким личностям, что считают такую манеру признаком высокохудожественного стиля. Увы, и те, и другие ошибаются.