Компенсация и гиперкомпенсация в психологии – понятие


Законы психологии управления действуют вне зависимости от внешних условий, как естественная составляющая управленческого процесса. Таких законов — несколько. Каждый имеет значение для успешного руководства. Предметом этой статьи является закон компенсации.

Компенсация выступает дополнительным усилием в деятельности человека. В психологии представляет собой защитный механизм, срабатывающий как бессознательное стремление преодолеть существующие недостатки и те, которые личность себе только вообразила. Защитный механизм является психологическим процессом, необходимым для смягчения либо полного снятия негативных состояний: напряжения, переживаний, тревожности, когда происходит конфликт личности с внешними условиями. Само понятие ввёл З. Фрейд в 1894 году в одной из своих работ, посвященной нейропсихозам. В пределах адаптационных теорий компенсация рассматривается как средство «восстановления нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса» [3, С. 271].

Гиперкомпенсация: история происхождения термина

В основу появления этого термина вошел фикционализм, открытый Гансом Файхингером. Он заключается в идее, что практическое большинство жителей планеты выстраивают свои цели и поведение, основываясь на ложных социальных понятиях. Имеется в виду восприятие каких-либо общепринятых норм и понятий, не всегда имеющих под собой практического применения или не соответствующих реальному положению дел.

Одно из таких ложных высказываний – «все люди равны по своим возможностям». Сам термин гиперкомпенсации появился благодаря Альфреду Адлеру, который ввел его в научную среду. По его мнению, если человек будет идти ложным путем, то для достижения успеха у него есть только два пути. И первый из них – это компенсация.

Пример компенсации

То есть любой человек стремится чувствовать себя полноценным членом общества и не желает быть хуже других. Поэтому психика, стараясь защититься от осознания, что в чем-то индивид хуже, заставляет его компенсировать этот недостаток. И тогда он начинает развивать те свои умения, к которым у него есть больше всего предрасположенности, чтобы скрыть недостающий опыт и возможности в других.

Например, ребенок заметил, что у него хорошая физическая форма, но он хуже других решает математические задачи. И чтобы как-то компенсировать свое отличие от других учеников, он начинает развиваться в спорте. В итоге спустя какое-то время его результаты физической подготовки поражают. Но поскольку он и так был не силен в науке, а еще и уделял развитию этого навыка меньше внимания, недостаток начинает вызывать сложности в жизни. И чем больше он вкладывает в спорт, тем сложнее ему постигать научные знания, он начнет хуже учиться, не будет успевать за программой и так далее.

Что такое компенсация в психологии

Термин компенсация введен Фрейдом, а дальнейшее развитие получил в работах Адлера, родоначальника индивидуальной психологии, в какой он рассматривал компенсацию как стратегию личности.

Механизмы компенсации и гиперкомпенсации в учении Адлера рассматривались как ключевые понятия.

Компенсация в психологии определение – это попытка восполнить недостающие черты личности, свой физический или психический недуг, реальный или мнимый.

Психологическая компенсация предполагает, что я пытаюсь восполнить свой недостаток часто в иной сфере.

Компенсация в психологии примеры: если я не умею рисовать, то усиленно начинаю заниматься делом, что получается лучше, например, физикой.

Гиперкомпенсация в психологии предполагает, что мои усилия будут направлены в ту же сферу – я начну еще старательней учиться рисовать. Лучшим наглядным примером гиперкомпенсации в психологии это являются паралимпийские игры, в которых за счет значительных, преувеличенных усилий люди достигают успеха в проблемной для них физической области.

Компенсация в психологии это важная тема, затрагивающая не только сам механизм возобладания над недостатками видимыми, объективно существующими, что относится к недугам физического плана. Но также рассматривающая особенности восприятия себя и выбранную на основании этой самооценки стратегию поведения, поскольку компенсация часто касается вымышленных недостатков, заниженной, неадекватной самооценки.

Так ребенок, получивший от воспитательницы детского сада установку, что он плохой, и принявший ее, как часто бывает, если и другие значимые взрослые как-то подтвердили это, в школе, университете, на работе, всю последующую жизнь может доказывать окружающим, что он хорош. При этом это не решает проблему в корне, механизм защиты лишь ситуационно снижает напряжение, но не устраняет его.

Часто действительная причина остается внутри неизменной, даже охраняемой от своего разрешения благодаря компенсации – уже ставший взрослым мужчина по-прежнему чувствует себя плохим, неудовлетворён собой. Пока он напряжен и переживает острую фазу конфликта с собой, как следствие, и с социумом – психика защищает его посредством механизма компенсации. Когда же напряжение снижается, и освобождаются ресурсы для внутренней психологической работы – человек задумывается о корне проблемы, и на этом этапе может начать решать ее, обратившись за помощью к психологу.

Однако запрос может быть сформулирован и противоположным образом – человек может переживать сложности в достижении своих компенсаторных целей, обвиняя, например, окружающих в невозможности дать ему желаемое, плохом отношении. Ему будет думаться, что проблема в окружающих, или он действительно плохой, недостойный человек. Поэтому целью психолога будет привести человека к пониманию механизма работы его психики по компенсаторному принципу, раскрыв действительную причину и попытки ее преодолеть. Как только человек перестанет чувствовать себя плохим – психологическая компенсация перестанет быть нужной. Так, механизм компенсации, как все виды психологических защит, не является верным способом разрешения проблемы, он направлен лишь на временное поддержание психологического баланса и указывает на травму.

Компенсация в психологии примеры из жизни имеются и в женских стратегиях поведения. Примером может послужить девочка, в детстве принявшая на себя роль недостойной чего-то хорошего, воспринимающая других людей по умолчанию выше себя, достойными получать хорошее, а себя – нет. Поэтому она начинает реализовывать эту стратегию, в своем травматичном опыте чувствуя себя недостойной в детском саду, школе, а во взрослой жизни может стать главным бухгалтером, чтобы иметь достойную зарплату.

У нее развилась компенсация, что она должна ощущать себя достойно, всячески стараясь соответствовать своему образу жизни на высоком уровне и в отношениях, и в соцсетях, из множества фотографий выбирая одну, и то, обрабатывая ее фильтрами. В окружение она постарается выбирать также на ее взгляд достойных людей, попасть в высшее общество, закрытые клубы, получить статусные регалии.

Но чем усерднее она это делает, чем дольше реализует стратегию, призванную лишь компенсировать ее внутреннее чувство неудовлетворенности, тем больше находит она подтверждений, что недостойна – по умолчанию быть счастливой, любимой, богатой. Она пытается приобрести символы достоинства, что-то, за что, как кажется, она получит поощрение. Сюда относятся пластические операции, статусные тренинги, дорогие товары, демонстрация денег. Однако телефонов, как говорится, все больше, а счастье не наступает, и здесь она может задуматься о неверности своей стратегии в корне, что является первым шагом к излечению.

Феномен у известных личностей

Яркие примеры проявления этого феномена наблюдаются у многих известных людей. Например, Ольга Скороходова в пятилетнем возрасте потеряла зрение, со временем у нее пропал слух. Но, стараясь преодолеть комплексы и чувство неполноценности, она закончила МГУ и достигла больших высот в советской науке, являясь ученым дефектологом.

Многие считают ее литературные работы по воспитанию детей с нарушением зрения и слуха очень важным вкладом в науку.

Всем известные произведения талантливого композитора Людвига Бетховена были написаны им после потери слуха в 26-летнем возрасте. Это гиперкомпенсация в прямом ее проявлении, несмотря на наличие серьезного дефекта, он все равно продолжил заниматься в той же сфере, стараясь доказать самому себе, что он не стал хуже.

Психологические теории и школы

Вюрцбургская школа о мышлении считала, что закономерность может быть определена только систематическим наблюдением за человеком.

В результате многочисленных исследований было выявлено, что закономерность различных ощущений и чувств зависит от мыслительного процесса, активности и целенаправленных жестов. Безобразная (без образа) мысль может породить неконтролируемые особенности выражения чувств.

То же самое говорят опыты Майера из школы гештальтпсихологии. Как и О. Зельцем, были выдвинуты характеристики закономерностей: продуктивное мышление, проблемный комплекс мер и критика мыслительного процесса.

Если бы человек реагировал на одни и те же действия в равных условиях по-разному, следовало бы рассматривать концепцию закономерностей в условиях генетического подхода и социальной среде.

Ж. Пиаже, школа английского эмпиризма в лице Д. Узнадзе выделили особенности течения закономерностей: опыт порождает идеалистическую ветвь, а материалистическая особенность притупляет фактор закономерности в социальной среде.

Другие примеры феномена

Константин Циолковский из-за болезни в десятилетнем возрасте потерял слух, но не сдался и самообучался науке. Именно этот человек стал основоположником советской теоретической космонавтики и разработал первую космическую ракету.

А в 1982 году родился Ник Вуйчич, у которого с самого рождения отсутствовали руки и ноги. В его случае гиперкомпенсация – это то, что двигало им всю жизнь.

Он умеет плавать, работать с компьютером, играет в футбол, получил высшее образование и первый в мире начал мотивировать людей, имеющих синдром тетраамелии, к саморазвитию. Все эти примеры показывают позитивный эффект этого феномена на развитие личности человека. Но на самом деле, индивидуальная психология зафиксировала, что в подавляющем большинстве такое отклонение провоцирует негативную картину развития. Она выражается в ощущении человеком собственного превосходства над другими людьми и в общей ненависти к социуму.

Сказанное не должно создавать впечатление, что компенсаторные процессы существуют изолированно от всех процессов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение феноменов компенсации — это продукт абстрагирования. В действительности, они лишь одна из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсаторные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновременно с процессом восстановления (компенсации), ибо раздельно они не могут существовать. По образному выражению А. Р. Лурия, «человек не может «закрыться» на ремонт».

С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.

В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.

Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с естественным для человека чувством малоценности,

с одной стороны, и выраженным
мотивом к превосходству —
с другой. Стремление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию. Таким образом, задолго до появления гуманистической психологии А. Адлер предвосхитил ее основные постулаты.

Негативная сторона

Подобная реакция психики человека может развиться, если потребность доказать полноценность в обществе превращается в самоцель. Иными словами, индивид способен почувствовать, что он значим, лишь унизив оппонента. Хорошо описывает негативное проявление этой психологической защиты феномен донжуанизма.

Он выражается в компенсации комплекса сексуальной неполноценности. Мужчина начинает распространять о себе ложные слухи, что он самый лучший среди всех в интимной сфере, постоянно ухаживая за новыми дамами. Но, как только дело доходит до постели, он тут же разрывает все связи с ними.

Почему появляется этот феномен

Альфред Адлер зафиксировал три основные причины, которые могут повлиять на развитие негативного проявления феномена еще в раннем детстве индивида.

  1. Наличие физических недостатков. Если родители или общество дало малышу неверные установки относительно какого-либо физического недостатка, он начнет воспринимать его как препятствие к нормальному существованию. При таком развитии, даже если ребенок добьется успеха в жизни, он все равно будет негативно воспринимать реальность. У него навсегда останется осознание, что люди воспринимают его как неполноценного члена общества.
  2. Если родители слишком опекают малыша. Основной причиной завышенной самооценки у людей считается излишняя забота и любовь со стороны родителей. Поэтому столкнувшись с реальной картиной, где никто не оказывает ребенку такого же внимания, как его родственники, он не понимает, что происходит. В итоге появляется ощущение, что его отвергают и не уважают, из-за чего и включается психологическая защита.
  3. Диктаторское воспитание. Если ребенка воспитывают слишком строго и жестко, то со временем он становится бессердечным. В связи с этим он начинает воспринимать всех вокруг себя, как личных врагов, желающих ему навредить. Также у ребенка может развиться брезгливое отношение к социуму.

Компенсации по системе соцобеспечения

Гражданам определенных категорий полагается социальная компенсация. Ее предоставляют в соответствии с действующим законодательством. Эта выплата призвана облегчить негативность жизненных ситуаций, в которые попадают граждане.

Кроме того, материальная поддержка оказывается тем, кто получил вред или вынужден оказывать поддержку в ущерб трудовой деятельности близким, не способным о себе заботиться.

Внимание! Законотворческая и аналитическая работа по выявлению незащищенных социально граждан ведется постоянно. То есть, указанные ниже категории граждан могут добавляться новыми.

Выплаты женщинам и лицам, получающим образование

Небольшое пособие в размере 50 рублей полагается людям, находящимся в определённых жизненных ситуациях. Их перечень установлен Указом Президента РФ № 1110 от 30.05.1994.

В частности, под его действие подпадают:

  1. Работающие мамы (иные родственники), заботящиеся о малышах до достижения ими 3-летнего возраста.
  2. Студенты и аспиранты, которым предоставлен академический отпуск по состоянию здоровья.
  3. Супруги военнослужащих МЧС и МВД, проживающие вместе с мужьями в отдаленных регионах, где не имеют возможности официально трудоустроиться.

Скачать для просмотра и печати:

Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан»

Важно! В последнем случае компенсация дает право на включение периода ее получения в пенсионный стаж.

Как получить выплаты

Для оформления компенсационных выплат необходимо обращаться:

  1. По месту трудоустройства, предоставив свидетельство ребенка о рождении. Выплаты осуществляются за счет предприятия.
  2. В администрацию учебного заведения. Предоставить следует приказ об академическом отпуске, в котором указана его причина.
  3. В органы социального обеспечения населения. При себе необходимо иметь такие документы:
  • свидетельство о заключении брака;
  • справку о факте проживания с мужем — военнослужащим (из кадровой службы);
  • трудовую книжку (при наличии).

Внимание! Законодательным актом, на основании которого проводятся начисления указанных компенсационных выплат, является правительственное постановление от 30.11.1994 № 1206.

Компенсации матерям при ликвидации предприятий

На поддержку со стороны государства имеют женщины, воспитывающие детей, если работодатель разорвал с ними договор по собственной инициативе в связи с ликвидацией предприятия.

В частности, к данной категории граждан относятся женщины:

  • заботящиеся о ребенке до 3-летия;
  • имеющие статус безработного без выплаты пособия;
  • находившиеся в отпуске по уходу за ребенком в момент увольнения.

Размер выплаты составляет 50 рублей.

Важно! Если в описанную ситуацию попадает отец, он тоже имеет право на компенсационные начисления.

Соцкомпенсации по уходу за нетрудоспособными

Если гражданин не работает в связи с тем, что осуществляет уход за нетрудоспособными лицами, он может обратиться за компенсационными выплатами.

В частности, это касается случаев ухода:

  • за престарелыми гражданами, перешагнувшими 80-летний порог;
  • инвалидами 1 группы;
  • иными пожилыми пенсионерами по показаниям органов здравоохранения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1455 от 26.12.2006 гражданину начисляется 1200 рублей. Назначением и перечислением занимается Пенсионный фонд.

Важно! Компенсационные выплаты по уходу за нетрудоспособными не ограничены:

  • родственными связями между людьми;
  • фактом проживания по одному адресу;
  • количеством нетрудоспособных на одного ухаживающего.

Родителям, заботящимся о детях-инвалидах, положено пособие в размере 5 500 рублей за каждого.

Компенсации жертвам экологических бедствий

Граждане, заболевшие под воздействие определённых природных катаклизмов, получают выплаты за счет бюджета.

В перечень катастроф входят такие:

  • авария на Чернобыльской АЭС;
  • катастрофа, произошедшая в 1957 году на производственном объединении «Маяк»;
  • испытательные работы на Семипалатинском ядерном полигоне.

Внимание! Для получения данного вида компенсаций необходимо документально подтвердить факт воздействия катастрофы на здоровье.

Выплаты переселенцам

Людям, вынужденно покидающим родные места, государство тоже помогает справиться с тяготами переселения.

Существует две категории таких граждан:

  • вынужденные переселенцы;
  • участники программы переселения.

Первой группе компенсируется потеря имущества. Малоимущие семьи могут рассчитывать на возврат денег, потраченных на билеты.

Вторая группа переселенцев получает деньги, потраченные на переезд, провоз багажа. Кроме того, им предоставляют налоговые преференции при оформлении документов на собственность на новом месте жительства.

Важно! Все выплаты производятся из средств федерального бюджета и строго контролируются. Обращаться за ними могут лишь граждане, имеющие статус переселенца.

Поддержка ветеранов

Ветераны различных категорий также имею право на получение компенсационных выплат.

Их перечень разнообразен. Конкретные выплаты зависят от категории, к которой принадлежит заслуженный гражданин. Они описываются Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

Например, некоторым гражданам компенсируются такие затраты:

  • на оплату коммунальных услуг (50%);
  • на приобретение средств протезирования;
  • на организацию похорон ветерана (родственникам).

Скачать для просмотра и печати:

ФЗ №5 от 12 января 1995 г. «О ветеранах»

Важно! Большинство компенсационных начислений ветеранам регулируется региональными законодательствами, выплачивается из бюджетов соответствующих уровней.

Как избавиться

Гиперкомпенсация — это в психологии довольно актуальная тема еще с двадцатого века. Многие люди хотят избавиться от такого феномена. При работе с пациентами психологи используют определенную схему действий. Сначала человек должен осознать, что у него есть проблема, выраженная в неправильном восприятии себя и окружающего мира. При определении фикций нужно устранить искаженные ценности и ненужные цели.

На последнем этапе человек должен поставить себе новые позитивные приоритеты и стремления в жизни. Проделав подобную работу над собой, можно избавиться от ложного восприятия мира и не позволить неправильным установкам и искажениям действительности разрушить жизнь. Конечно, история знает и позитивные проявления гиперкомпенсации, но, к сожалению, чаще всего они негативно влияют на жизнь человека и его отношения с социумом.

Характеристики и свойства

Закономерности ощущений в психологии характеризуются следующими свойствами:

  • качество;
  • степень интенсивности;
  • локализация в пространстве;
  • длительность;
  • предел ощущений;
  • реакция органов чувств.

Эти характеристики были представлены Э. Смитом и Р. Аткинсоном. Согласно закону Бугера-Вебера, смысл в том, что ощущения могут характеризоваться, как свойства. Поэтому в качестве этой модуляции были использованы данные М. Забродина и закон Стивенса. Субсенсорная область изучалась Вебером и Фехнсром (закон Вебера-Фехнсра).

В основе психофизического закона выявлены следующие свойства:

  • специфические;
  • неспецифические;
  • общие (по видам ощущений).

Основные общие свойства определения закономерности проявления ощущений включают продолжительность, интенсивность и пороги ощущений. К специфическим относят абсолютный и относительный пороги.

К неспецифическим – все остальные качественные и количественные характеристики:

  • Качество – характеризуется основной логикой информации. Она же отражается конкретными ощущениями, которые отличаются её от других видов закономерностей. К примеру, есть солёный, сладкий вкусы. Закономерность их будет характеризоваться распределением мозга, сумевший отличить одно от другого.
  • Интенсивность – определяется уровнем распознавания мозга. То есть, устанавливается степень готовности рецептора узнать тот или иной вкус, запах. К примеру, при насморке интенсивность определения раздражителя (парфюм) будет не такой сильной, как без симптомов болезни.
  • Длительность – свойство, которое характеризуется временными рамками. закономерность проявления данного свойства отражена посредством органов чувств. Например, человек ощущает боль первые 130 мс. Затем в течение 370 мс он наблюдает спад реакции. Закономерность этого спада характеризуется возможностью тактильных ощущений передавать сигналы к мозгу.

Ощущение также не может возникать одновременно с началом реакции на раздражитель, и не может прекращаться сразу с отменой раздражителя. Это касается зрительной инерции – пока мозг посылает импульс в нервные окончания, человек всё ещё остаётся в первичной позе.

Только потом, после получения сигнала и отправки ответного обратно, прекращается действие. Так появилась дополнительная характеристика положительных и отрицательных последовательностей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: