Успокойтесь! Почему нельзя кричать на ребенка — Комаровский


Все чаще психологи диагностируют у детей заниженную самооценку. В первую очередь на ее формирование влияет атмосфера в семье и стиль общения родителей с детьми. Можно ли как-то избежать раздражения, которое то и дело слышится в родительском голосе? Норвежский психолог рассказывает, как родителям научиться обходиться без ругани.

Что такое ругань?

Я спрашивала у четырнадцатилетних подростков, что делает ругань руганью, то есть почему чьи-то слова воспринимаются как ругань. Все опрошенные были единодушны: «Голос, интонации. Если говорят с обычной интонацией, то, значит, просто о чем-то сообщают». Таким образом, важна форма выражения, а не выбор слов, именно она превращает слова в ругань.

Рассмотрим, к примеру, такое обращение к двенадцатилетнему ребенку (изначально нейтральное): «Лежишь здесь на диване и читаешь?». Если это сказано приветливо, то высказывание будет воспринято как простая констатация факта или, возможно, завуалированное приглашение к общению («Привет, вот ты где!»). Если та же фраза произнесена рассерженным или раздраженным тоном, с повышением голоса, то она будет воспринята как упрек, ругань.

Форма выражает недовольство положением вещей («Тебе следовало бы заняться чем-то другим, прибраться в комнате, например!»). Форма ругани всегда содержит в себе обвинение или критику: «Я тобой недоволен, ты делаешь все не так, как надо» или еще хуже «Ты не такой, как надо». Ругань — это критика, выраженная языком тела, интонацией, голосом или выбором оскорбительных слов.

Дети расстраиваются, когда их ругают, что вполне понятно. Приведу высказывания двух пятилетних детей о том, что они при этом чувствуют:

«Мне от этого больно внутри».

«Как будто тебя бьют голосом».

Причины почему лучше не ругать

  • Непонимание

Если это ребенок в возрасте меньше 4 лет, он просто не понимает чувства родителей, что их огорчает такое поведение. Дети в этом возрасте могут признать свою ошибку только если им на нее правильно указать. Только после 4 лет малыш начинает понимать ход мыслей взрослых людей, но это очень медленный процесс, и пока ребенок не достиг понимания хотя бы наполовину у него проявляются эгоистические требования. И это не исправить руганью.

  • Чтобы не ругали – использует обман.

Так Мичиганские ученые подтверждают, что ребенку легче признаться в содеянном и в том, что это плохо, если он знает, что взрослый не будет ругаться и похвалит его за признание. Дети бояться скандала больше чем наказания. Если взрослый похвалит малыша за честность, это поможет сформировывать взаимодоверие.

  • Ругань ухудшает оценки.

Чем больше и сильнее родители ругают ребенка за оценки, тем меньше у него желания их исправлять. Если малыша уже с первого класса родители за оценки ругают, читают нотации, то в итоге с подростковым возрастом из ребенка может получится бунтарь. А это может привести к дурным компаниям и неправильном образе жизни.

  • Дети тоже устают от эмоций

С помощью еды, особенно сладенького люди справляются со стрессом, так и взрослые и дети. Если ребенка ругать возможно он потянется за вкусным один раз, второй. И чем больше он подавлен, тем больше будет есть. Так ребенок может набрать очень быстро избыточную массу тела. Эмоциональное переедание очень плохо сказывается на здоровье ребенка, в подростковый период у него могут появиться прыщи, складки, девочкам это особенно будет тяжело переносить. Так одни проблемы ведут за другими. Так же нельзя сладкое давать как способ поощрения или отбирать как наказание.

  • Дети могут быть умнее в некоторых вещах

Все дело в том, что дети чаще замечают те факторы, которые взрослые не видят. А возраст на ум влияет не всегда. Поэтому мысль о том, что взрослые за счет опыта и более зрелого возраста знают больше не всегда подтверждается. Ребенок может мыслить незрело. Но они более активно изучают окружающую среду. И видят картинку в целом лучше взрослого.

Психологи утверждают, что ругань — это практически отчаянная попытка указать ребенку на ошибку. Но чаще всего именно из-за такого срыва родителей эффект оказывается противоположным, и ребенок все равно делает неправильно. Задача родителей в момент таких эмоций найти точку опоры, успокоиться и затем уже поговорить с малышом спокойно.

Ругань для воспитания?

Если бы мы спросили расстроенных родителей, которые только что отчитывали своего ребенка, чего они хотели этим добиться, мы бы, возможно, услышали следующее: «Должны же быть какие-то пределы! Нельзя же позволять ему делать все, что вздумается!». На поверхности мы видим обычное при использовании ругани стремление заставить ребенка делать то, что нужно (или же наоборот — запретить ему делать то, чего делать не следует). Взрослые ругают детей в воспитательных целях.

Тогда возникает закономерный вопрос: способствует ли ругань воспитанию? Нет. Ругань имеет не воспитательное, а пагубное воздействие. Особенно если подумать о самооценке, а как раз о ней мы сейчас и думаем.

Ругань вызывает отрицательные эмоции, детям становится грустно и плохо под воздействием жесткого тона взрослого. Ребенок опускает голову, его плечи никнут, он смотрит в сторону или вниз. Возможно, даже начинает плакать. Ругань вызывает у ребенка чувство вины («Я сделал что-то плохое») или стыда («Я не такой, как надо»). Дети постарше порой защищаются или гневаются в ответ, и в результате начинается скандал. Многие дети закрываются, когда их ругают, а если это делать часто, дети могут закрыться совсем. Нам этого совершенно не хочется — все мы больше всего хотим, чтобы наши дети были открыты и веселы. Частая и сильная ругань губительна для самооценки, поскольку дети становятся боязливыми, неуверенными в себе, собственной значимости и ценности.

Мы, взрослые, редко ругаем друг друга, потому что нам небезразлично, что о нас подумают другие, мы боимся произвести дурное впечатление. Мы смотрим на себя глазами других и корректируем свое поведение, сдерживаем импульсивные порывы гнева и раздражения. Мы стремимся найти приемлемые формы общения, не задевающие других людей.

Правда, есть исключение: пары, чьи отношения продолжаются уже достаточно долго, зачастую позволяют себе ругань. Похоже, мы ругаемся только с теми, в ком уверены. Мы позволяем себе ругань, когда другой зависим от нас (как, например, ребенок) или если считаем, что другой никуда от нас не денется. Однако это не означает, что ругань способствует укреплению отношений. Отношения сохраняются скорее вопреки ругани, а не благодаря ей. Ругань не созидает, а уничтожает взаимопонимание и близость.

«Но ведь каждому иной раз позволено сердиться!» — можете возразить вы. Гнев — это часть нашей жизни, но он отличается от постоянной ругани. Гнев — естественная эмоциональная реакция в ситуациях, когда нас что-то сильно напугало, когда нарушены наши личные границы. Дети нормально переносят гнев, они должны видеть естественные реакции родителей (во всяком случае, если им помогают понять причины их возникновения). Но они плохо переносят раздражение взрослых, выплескивающийся на них в форме ежедневной ругани.

Буря! Скоро грянет буря!

Во многих семьях ссоры между родителями и детьми развиваются в заранее известной последовательности. Вот ребенок что-нибудь сделал или сказал не так — и отец с матерью неминуемо произносят обидные для него слова. Конечно, на них дети отвечают еще хлеще. Родители начинают кричать, угрожать — недалеко и до порки. И в доме разражается гроза.

Девятилетний Толик играл чайной чашкой.

  • Мать: Ты разобьешь ее! Уже бывало так, и не раз!
  • Толик: Нет, не разобью.

Тут чашка упала на пол и разбилась.

  • Мать: Вот уж руки-крюки! Скоро всю посуду в доме перебьешь!
  • Толик: У тебя тоже руки-крюки! Ты уронила папину электробритву, и она разбилась.
  • Мать: Как ты говоришь с матерью! Грубиян!
  • Толик: Ты сама грубиянка, ты первая начала!
  • Мать: Замолчи сейчас же! И отправляйся в свою комнату!
  • Толик: Не пойду!

Доведенная до белого каления, мать схватила сына в охапку и сильно отшлепала. Пытаясь освободиться, Толик оттолкнул мать. Та не удержалась на ногах и, падая, разбила стеклянную дверь, поранив осколками руку. При виде крови Толик страшно перепугался и выбежал вон из дома. До позднего вечера его не могли найти. Легко представить себе, как переволновались взрослые.

Неважно, научился ли Толик осторожно обращаться с посудой. Зато он получил отрицательный урок — как не стоит вести себя с матерью. Проблема вот в чем: можно ли было ее избежать, повернув ситуацию иначе?

Увидав, что сын играет чашкой, мать могла бы взять ее и поставить на место, а мальчику дать что-нибудь другое, например мяч. Или когда чашка уже разбилась, мама могла бы помочь сыну убрать осколки, сказав что-нибудь вроде: “Чашки легко бьются. Кто бы мог подумать, что от этой чашечки будет столько осколков!” Удивленный и обрадованный Толик, скорее всего, тут же попросил бы у матери прощения за свой поступок. А мысленно он сделал бы вывод: “Чашки — не для игры”.

Родители должны помочь своим детям почувствовать разницу между простой неприятностью и трагедией или катастрофой. Часто бывает, что и сами родители реагируют на события неадекватно. А ведь сломанные часы — это не сломанная нога, разбитое окно — не разбитое сердце! И говорить с детьми нужно примерно так:

-Я вижу, ты опять потерял перчатку. Жаль, ведь она стоит денег. Печально, что и говорить, хоть это и не трагедия.

Если сын потерял перчатку, не стоит из-за этого терять хорошее настроение. Если он порвал рубашку, не стоит в отчаянии рвать на себе одежды, подобно героям древнегреческих трагедий.

Как избежать ругани?

Возможно, это прозвучит несколько странно, однако один из самых лучших способов избежать ругани — это играть с ребенком каждый день. Выделите немного времени, полчаса или больше (минимум двадцать минут), чтобы у ребенка возникло ощущение длительности этого процесса. Предложите ребенку сделать что-нибудь вместе с вами (что-нибудь, что ему нравится). Это может быть ролевая игра, игра по правилам, настольная игра, совместное времяпрепровождение на детской площадке, вы можете вместе порисовать, почитать книгу или сделать что-нибудь еще.

Пусть ребенок сам решит, чем вы будете заниматься, а вы согласитесь с ним, даже если сочтете, что это не такое уж интересное занятие. Скажите себе, что будете следовать за ребенком. Попросит ли он вас кем-то быть — примите роль, пригласит поиграть в настольную игру — сделайте это. Суть в том, чтобы быть с ребенком на его условиях.

Совместная игра приносит свои плоды. Ребенок чувствует, что его видят и ценят, и его самооценка ежедневно получает подкрепление. Он становится спокойнее, когда знает, что ему не надо бороться за ваше внимание, лучше слушается, когда вы говорите, что надо сделать. Ежедневная порция гармоничного общения препятствует возникновению ситуаций, которые провоцируют в вас желание прибегнуть к ругани. Если вы до этого не практиковали ежедневную игру с ребенком, то заметите эффект уже через несколько дней.

Как не ругаться на своего ребенка

Дети шалят, не слушаются, делают разные пакости… Даже младенцы могут «показывать характер». Вы стараетесь решить все тихо-смирно, но не всегда получается. И тогда возникает вопрос: Как не ругаться на своего ребенка? Возможно ли это? Чем вредит ругань?

Содержание статьи

  1. Причины, которые приводят к нарушениям в поведении ребенка
  2. Не ругайтесь на ребенка ни в коем случае, когда…

Детская психология – это целая наука. Дети очень чувствительные и ранимые. Одно резкое слово может нанести ребенку душевную травму, которую, впоследствии, будет очень трудно залечить. Сайт для мам разберется в том, почему нельзя ругать своего ребенка, и как найти альтернативу ругани.

Ребенок, каким бы он ни был маленьким, уже является личностью. У него есть свои права, потребности и желания. Но с другой стороны, он значительно отличается от взрослого человека. Не обязательно плохое поведение ребенка является стремлением сделать Вам что-либо назло. Старайтесь не ругать ребенка, иначе он может стать замкнутым, отдалиться от Вас или получить психологическую травму.

Прежде, чем ругать, стоит узнать причину, по которой поведение ребенка стало невыносимым.

Причины, которые приводят к нарушениям в поведении ребенка

Неправильный подход к воспитанию

Проанализируйте, все ли Вы делаете правильно, всегда ли адекватно реагируете на поведение, вопрос и просьбу ребенка. Правильно ли наказываете или, наоборот, поощряете.

Слишком сильная учебная нагрузка

Узнайте у ребенка, насколько сильно он загружен уроками, факультативами, дополнительными занятиями. Возможно, если его немного «разгрузить», он будет меньше уставать. А это, соответственно, может уменьшить его нервозность, которая и приводит к плохому поведению.

Общая усталость, недомогание

Когда ребенок еще маленький, он не всегда может объяснить, что плохо себя чувствует, хочет спать, устал и т.д. Поэтому он и капризничает. Не стоит сразу наказывать его. Разберитесь в причине.

Мой трехлетний сын, если днем не положить его спать, к вечеру стает просто невыносимым. Тогда я стараюсь не ругать его, а пробую уложить отдохнуть или заинтересовать спокойными играми. Это намного больше помогает, чем ругань

Завышенный уровень требований

Не требуйте от ребенка слишком многого. Это сказывается на его психике. Когда он не может выполнить все Ваши требования, он компенсирует это плохим поведением. Каждый ребенок по-своему интересен. Не старайтесь сделать из него нового Моцарта или Менделеева!

Стремление к самоутверждению

Часто дети (особенно в подростковом возрасте) стараются самоутвердиться за счет плохого поведения, матов, курения, кардинального изменения внешности и т.д. Это обычное явление.

Постарайтесь не ругать ребенка, а помочь ему самоутвердиться как-то иначе. Например, в спорте, в рисовании, в учебе и т.д. Помогите ему найти себя!

Конфликты в семье

Какое может быть нормальное поведение у ребенка, если в семье постоянно говорят на повышенных тонах, мама и папа ругаются.

Начните с себя! Постарайтесь, чтобы ребенок хотя бы не был свидетелем Ваших конфликтов с мужем. Дети очень тонко чувствуют атмосферу в семье, поэтому их протестом на это может являться плохое поведение.

Наследственность

Характер он может унаследовать от родителей. Поэтому, если Ваш ребенок постоянно кричит, вредничает и капризничает, а Вам это поведение смутно кого-то напоминает, постарайтесь вспомнить кого именно

Психические расстройства, психологические травмы

В таком случае, если ни одна из вышеназванных причин не подходит под поведение Вашего ребенка, обратитесь к специалисту. Несносное поведение детей может вызываться различными психическими отклонениями (например, депрессией) или травмами души. Если Вы в близких отношениях с ребенком, постарайтесь выведать у него, что же привело к такому поведению.

Не ругайтесь на ребенка ни в коем случае, когда…

Если Вам тяжело сдержаться, и так хочется отругать непослушное дитя, помните, что ребенка нельзя ругать ни в коем случае, когда:

Он болен, во время еды, во время игры, во время занятия уроками, перед сном и после сна

Психика в такие моменты особенно уязвима. Реакция на наказание или ругань может быть непредсказуемой. Поэтому наберитесь терпения. Подождите удобного момента, лишь тогда начинайте разговор.

Он получил душевную или физическую травму

Это может быть конфликт с товарищем, плохая оценка, неудача, драка или падение. Даже, если ребенок сам виноват в этом, переждите, когда боль утихнет. Ребенок уже и так наказан, ему больно, стыдно и т.д. Не наказывайте его еще больше. Лучше будет, когда пройдет некоторое время, объяснить ему, что он сделал неправильно и как это исправить.

Если у ребенка что-либо не получается

Иногда Вашему ребенку тяжело справиться с каким-либо заданием, занятием, поручением и т.д. Он может проявлять страх, глупость, неопытность и неловкость. В такие моменты его ругать не стоит! Это может привести к формированию у него комплексов. Ребенок может стать замкнутым, раздражительным, необщительным.

В таких ситуациях лучше будет, чтобы Вы не говорили «Какой ты неумеха», а помогли ему справиться с проблемой. Лучше будет сказать ему: «Ничего. То, что не получилось у тебя в этот раз, обязательно получится в следующий». Покажите ему, как правильно поступить в данной ситуации.

Когда Вам не понятны мотивы плохого поступка, совершенного ребенком

В первую очередь, стоит разобраться в причине, побудившей его так поступить (смотрите выше). Ведь ребенок может не быть виноватым. Не спешите делать выводы. Проанализируйте, разберитесь.

Когда Вы не в духе, раздражены или устали

Запомните, как бы Вы не были злы на ребенка – не ругайте его в таком состоянии. В раздраженном состоянии Вы можете наговорить и наделать лишнего. В этом состоянии себя почти невозможно контролировать. Потом будете жалеть, но будет поздно. Перед тем, как говорить с ребенком, постарайтесь успокоиться, отвлечься. Лишь тогда приступайте к серьезному разговору.

Мне в такой ситуации помогает счет в уме до десяти. Может, это и звучит банально, но действительно помогает. За эти десять секунд я вспоминаю, как сильно люблю своего малыша. И успокаиваюсь

Руганью Вы ничего существенного не добьетесь. Лучше всего не ругать ребенка, а доступно ему объяснить, почему его поведение является не правильным. Присядьте около него, возьмите за руку, посмотрите в глаза. Скажите, что Вы его очень любите, но его поведение приносит Вам боль. Таким образом, Вы покажите, что ребенок важен для Вас, что Вы уважаете его мнение и хотите для него только добра. И тогда Вам будет легче понять, как не ругаться на своего ребенка.

Желаем Вам всегда находить взаимопонимание с ребенком, хотя порой это не так уж и легко. Но возможно!

—— Автор – Ирина Гоянюк (Jadira), сайт

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение, однако активная, не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА! Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права. Копирование статьи без указания автора и ссылки на сайт будет расцениваться как нарушение наших авторских прав.

Поделись полезным:

  • 1
  • 6
  • 1
  • 6

(15 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Чем заменить ругань?

Четырнадцатилетние подростки, с которыми я разговаривала, дали простой и полезный совет: «Скажите это обычным тоном!» Другими словами, проявляйте учтивость и хорошие манеры. Попробуйте говорить обычным голосом, даже если вы нервничаете и расстроены. Используйте будничные интонации, старайтесь понизить напряжение в теле. «Будь добра голосом», — как выразила это однажды моя младшая дочь.

Этот совет легко запомнить, но поначалу следовать ему очень трудно. Однако мы можем упражняться. Тренироваться говорить обычным голосом даже в стрессовых ситуациях. Большинство из нас обычно говорит ровным тоном, и нам ясно, к чему следует стремиться, когда стресс одолевает и мы уже готовы сорваться на ругань.

Если ругань стала повседневной проблемой, то именно мы, взрослые, должны изменить свое поведение. Но как детям, так и взрослым всегда есть в чем совершенствоваться. Так почему бы не сделать это совместным проектом, как происходит в нижеприведенном примере?

Выбросил — значит потерял

Доктор Комаровский также рассказал о том, как правильно реагировать, если ребенок что-то уронил.

«Печенье исчезает и в друг раз: опять печенье. Понимаете? То есть ребенок не видит причинно-следственную связи своим поступкам. Ребенка надо в 7 месяцев обучить, что если ты что-то выбросил, то у тебя этого не будет. То есть, если ребенок выбросил печенье – все, ребят, следующее печенье он получит на следующий день, не раньше. Это принципиально важно, чтобы мы всегда это делали. Если ребенок отказывается от еды, что должно с едой произойти? Она должна исчезнуть! А у нас что происходит? У нас не еда исчезает, у нас появляются те, кто могут ребенка лучше накормить», — сказал педиатр.

Преступление утром – наказание вечером

Затронул доктор Комаровский и тему отложенного наказания для ребенка.

«Еще что неправильно очень часто: лишение вечерних мультиков. То есть – сплошь и рядом преступление или неправильное поведение совершено утром, а наказание будет вечером. И пока дело дойдет до вечерних мультиков, уже никто не помнит, что я такого сделал, за что меня так наказали. То есть вот эти нюансы, на них тоже нужно обращать внимание», — подметил доктор.

Напомним, ранее знаменитый доктор Евгений Комаровский рассказал, до какого возраста ребенку нужно и важно давать витамин D.

Перед этим Комаровский развенчал миф об антибиотиках для детей и сопутствующих лекарствах. По его словам, родителям нет никакой нужды давать ребенку вместе с антибиотиками дополнительные лекарства, которые якобы защитят иммунитет, кишечник, печень и т. д.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: