Эффективные упражнения для развития памяти у детей и взрослых 2


Мышление, внимание, память, речь теснейшим образом связаны с работой головного мозга. Однако его клетки по мере старения человека имеют свойство отмирать, а нейронные связи разрушаются вследствие различных факторов. С возрастом накапливается багаж травм, болезней, эмоциональных потрясений — всё это способствует ухудшению психических познавательных процессов.

Это было бы весьма печально, если бы не одно «но». Все они поддаются тренировкам, которые замедляют процессы старения, укрепляют нейронные связи, уменьшают риск развития осложнений после всевозможных травмирующих обстоятельств. И заниматься их совершенствованием можно в любом возрасте. Особенно актуально развитие памяти у взрослых, так как первой начинает сдавать именно она. Тревожные сигналы могут дать о себе знать уже к 35 годам, а если были травмы — гораздо раньше. Главное — понимать, что надо делать, и регулярно заниматься, чтобы достичь результатов.

Простые задачи

Механизмы памяти всё ещё изучаются нейробиологами. Специалисты доказали, что за запоминание и воспроизведение информации отвечают несколько участков мозга, которые надо регулярно тренировать. Этим занимались даже древнегреческие мыслители. Они придумали различные упражнения, развивающие память. Многие из них применяются современными людьми, но есть и такие занятия, которые появились недавно.

Трудно назвать самые лучшие упражнения для развития памяти. Разные виды тренировки способны воздействовать на мыслительные процессы и повышать скорость и качество запоминания необходимой информации. Простые упражнения подойдут как ребёнку, так и взрослому:

  1. Головоломки с отличиями. Развить память и внимательность помогают картинки, на которых изображены почти одинаковые рисунки, но с некоторыми различиями. Такая игра кажется детской, однако для взрослых делают иллюстрации с множеством деталей. Для детей подбирают изображения попроще.
  2. Стихи и песни. Малышей с детства учат запоминать наизусть рифмованные строки. Если часто заучивать стишки или песенки, со временем память будет улучшаться. Конечно, легче работать с любимыми материалами, но школьникам следует выбирать информацию, связанную с их уроками.
  3. Написание слов. Такой метод помогает тренировать линейную память. На листе записывают 10−15 слов, которые несколько раз перечитывают про себя или вслух. Затем нужно перевернуть бумагу и написать всё, что запомнилось. Также следует попытаться записать их по порядку. А можно составить таблицу из нескольких строк и столбцов и потом перенести её на новый лист по памяти. Со временем список слов увеличивают.
  4. «Задом наперёд». Эффективная техника позволяет улучшить кратковременную память. Человек запоминает три простых слова подряд, а затем читает их наоборот. Освоив задание, можно переходить к фразам и предложениям.
  5. Пересказ. Этот метод помогает натренировать память и чтение. Ребёнку или подростку вначале нужно читать небольшие тексты или абзацы, а затем пересказывать их. Потом следует перейти к целым страницам. Пересказ книг помогает не только тренировать запоминание, но и даёт возможность узнать о чём-то новом или поразмышлять над какими-то вещами.

Тренировка мозга | Упражнения для тренировки памяти

Для взрослых специалисты предлагают интересное задание. Им следует запоминать в разных магазинах цены на одни и те же товары, а потом сравнивать их стоимость.

Особенности

Многие считают, что развивать память взрослому человеку ни к чему, потому что основы заложены с детства и, если с ребёнком не занимались, ничего исправить уже нельзя. Это частично может касаться речи или мышления, но только не способности запоминать и воспроизводить информацию. Её можно и даже нужно тренировать на протяжении всей жизни.

В молодом возрасте

С 20 до 30 лет память ухудшается чаще всего из-за черепно-мозговых травм, перенесённых инфекций, нездорового образа жизни, психотравмирующих факторов. Злоупотребление алкоголем, хроническое недосыпание, проблемы в отношениях и на работе — всё это отрицательно сказывается на функционировании мозга. Чтобы исправить ситуацию, в первую очередь надо привести в порядок свою жизнь. А затем уже подобрать соответствующие тренажёры и комплексы упражнений. Как правило, в этом возрасте всё ещё не так запущено, и можно спокойно заниматься в домашних условиях по 5-10 минут в день.

В среднем возрасте

С 30 до 40 лет взрослые начинают развивать память чаще всего с целью самоусовершенствования, чтобы больше и лучше запоминать пласты информации, необходимые для успешного продвижения на работе. Это отлично помогает справляться со всеми возложенными обязанностями и попутно повышает IQ, так как подобные методики работают над улучшением ещё и мыслительных процессов. Для этого возраста можно посоветовать достаточно сложные для освоения современные мнемотехники вроде «Джордано».

Серьёзные проблемы начинаются с 40 до 50 лет. В организме происходят гормональные изменения, запускаются процессы старения, замедляется метаболизм, что не лучшим образом сказывается на функционировании мозга. Самое время заняться развитием своих способностей, или с каждым годом ухудшение будет только прогрессировать: провалы будут всё более глубокими и затяжными. В день нужно уделять этому уже не менее 15 минут.

В пожилом возрасте

Если взрослые своевременно занимались развитием памяти и успели к 50-летнему рубежу добиться на этом поприще определённых успехов, они почувствуют, насколько это было полезно. Во-первых, проблем обнаруживается гораздо меньше, чем у тех, кто никогда не слышал о мнемотехниках и нейробике. Во-вторых, это отличная профилактика старческого склероза и маразма, болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Если регулярно (=ежедневно) выполнять упражнения, даже после 60 можно ходить в магазин без списка продуктов и по памяти спокойно набирать телефонный номер сына или дочери. Чем больше времени уделять этому в пожилом возрасте, тем эффективнее будут работать используемые методы. Но по поводу их выбора лучше проконсультироваться с врачом.

Ассоциативное мышление

Улучшение оперативной и других видов памяти невозможно без опорных точек, которые не дают заблудиться в лабиринте мыслительных процессов. Не только время, потраченное на эффективные методики, но и понимание законов запоминания влияют на деятельность мозга. Помогут развить память упражнения, связанные с ассоциациями.

У человека не получается запомнить непонятные вещи. Информация откладывается в памяти, если индивид её осознаёт. Помощником запоминания выступает ассоциативное мышление. Оно строится на том, что новые образы вызывают уже существующие из сознания и связываются с ними. Разные понятия могут ассоциироваться по смежности (лето и жара), на контрасте (тёплый и холодный) и иных критериях. Однако информация лучше запоминается, если использовать фантазию, а не логическое мышление. В этом случае в памяти остаются яркие и необычные ассоциации, созданные с помощью разных органов чувств.

Метод соощущений помогает построить связь между понятиями и запомнить их:

  1. Детям будет легче запомнить цифры, если подобрать к ним ассоциации. На бумаге записывают числа и затем придумывают, на что они похожи. К примеру, 0 напоминает яйцо, а 8 — снеговика. Это поможет в дальнейшем быстро запоминать номера в телефонной книге.
  2. Месяцы и конкретные даты проще отложить в памяти, ассоциируя их с приятными событиями, которые произошли в тот или иной период жизни.
  3. При методике соощущений следует подключать все 5 органов чувств. Например, к словосочетанию «жареная картошка» можно создать несколько ассоциаций. Необходимо вспомнить, как она выглядит, пахнет, какая на вкус и что слышно, когда блюдо готовится.

Если получше сосредоточиться на органах чувств, получится лучше воспринять новую информацию и надёжно её запомнить. Сложно забыть те данные, которые вызвали активность сразу нескольких анатомических структур.

5 простых упражнений для развития мозга

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, — и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти.

Работа с изображениями

Улучшить память помогают упражнения для зрительного восприятия. При самом простом методе потребуется любая картинка. На изображение смотрят в течение 3−4 минут, затем отводят взгляд и мысленно воспроизводят его перед глазами. Можно описать картинку детально вслух. После описания нужно проверить рисунок, чтобы ещё лучше его запомнить. Такое упражнение для развития памяти повторяют несколько раз в день, сидя в кресле или лёжа на кровати.

Взяв несколько карточек с изображениями разных животных, следует посмотреть на них и запомнить. Затем иллюстрации убирают и на листке бумаги записывают всех представителей фауны в алфавитном порядке. Каждый раз картинки меняют, чтобы тренировать память.

Другое задание основано на зрительных ассоциациях. Человеку необходимо вспомнить, какие объекты он видел на пути от дома до работы или любого другого пункта назначения. Потом он записывает их по порядку или рисует известный маршрут с ними. Этот метод позволяет запоминать различные вещи в правильной последовательности.

Можно взять какой-нибудь интересный предмет и досконально изучить его. Потом человек закрывает глаза и пробует воссоздать мысленно этот объект во всех деталях. Затем он снова смотрит на предмет, чтобы найти ошибки, снова запоминает и повторяет задание. Такое упражнение полезно для саморазвития. Его рекомендуется выполнять 2−3 раза в неделю.

УПРАЖНЕНИЯ на улучшения ПАМЯТИ и повышения ВНИМАНИЯ.

Интенсивное повторение информации

Как тренировать память и внимание у взрослых людей, какие практические методы для этого применять? Один из важнейших секретов тех людей, которые хорошо запоминают данные – это частое повторение информации после заучивания. Техника заключается в том, чтобы заученные данные повторять как можно более интенсивно в течение первых четырех суток после первичного ознакомления. Например, выучив стихотворение, необходимо интенсивно повторять его от 3 до 4 раз за одни сутки. И так в течение четырех дней.

Слуховая память

Часто люди выбирают те задания, которые улучшают зрительную память, но надо работать и со слуховой. В этом поможет чтение книг. Ежедневно нужно читать вслух какое-нибудь произведение (рассказ, стих) в течение 10−15 минут, а потом пересказать прочитанный отрывок с максимальной точностью. Такие задания часто задают в школе ученикам, поэтому для молодого поколения тренировка будет полезной.

Необычное задание выполняется вне дома. По дороге на учёбу или работу в автобусе или маршрутке нужно незаметно слушать разговоры сидящих рядом людей и запоминать их. Позже эти отрывки он повторяет про себя. Если человек ездит на личном автомобиле, тогда задачу можно выполнять с помощью радио, по которому передают новости и рекламу. Позже новую информацию он должен передать своим коллегам или друзьям.

Есть ещё одно задание, связанное с развитием слуховой памяти. Упражнение для развития психической функции напоминает работу со словами, только теперь их говорит помощник, а человек фиксирует услышанное на бумаге.

Играем словами. Упражнение 1

— На этом этапе я дам вам разные слова и постарайтесь их понять. Начали!

Собака, стол, петух, черепаха, табуретка, кошка, стул, кровать, лиса, волк.

— Пожалуйста, повторите!

Задача 2

— А как вы думаете, можно ли сгруппировать эти слова? Как ты мог бы это сделать? (Если у вашего ребенка разные варианты — это удивительно, но постарайтесь заставить его задуматься о создании двух групп слов: мебель и животные). Вы можете просто спросить: попробуйте скрестить всех животных первым, вторым — мебель.

Задача 3

«Пожалуйста, прочтите все эти слова снова».

Основываясь на достижениях, вы можете проанализировать итоги игры. Запоминание 6-7 слов без группировки означает, что у вашего ребенка нет памяти. Если ребенок быстро сгруппировал слова и понял их — это означает, что появилась косвенная память.

Другие интересные задания

Учить детей новым словам будет проще с визуальными играми. Нередко подобные способы используют и для изучения иностранных языков. На небольших листочках пишут незнакомые малышу слова и расклеивают их по дому на соответствующих вещах. Так ребёнок запомнит названия объектов и научится их распознавать в дальнейшем.

Есть и другой эффективный способ, который помогает быстро выучить иностранные слова. Их следует записывать несколько раз на листке. Ежедневно нужно заучивать новые слова, увеличивая их количество. Такая тренировка поможет ученикам разных классов школы учить иностранный язык.

Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга

Есть ещё несколько оригинальных упражнений для развития памяти:

  1. Пары. Повысить концентрацию внимания и улучшить процесс запоминания и сохранения информации помогут игры с поиском одинаковых иллюстраций. На столе раскладывают 16−20 карточек. Их по очереди переворачивают и запоминают, чтобы найти пары одинаковых и отложить в сторону. Такие тренажёры можно найти в интернете онлайн или скачать на компьютер для ежедневных тренировок.
  2. Пиктограммы. Такие значки и иконки встречаются в нашей жизни повсюду: в телефонах, книгах, логотипах марок. Пиктограммы служат отличным средством для запоминания информационных данных и укрепления памяти. Следует выбрать какое-нибудь предложение и нарисовать к каждому слову значок. Например, глагол «видеть» можно изобразить в виде глаза, а «вдохнуть» — в виде носа и струйки пара. Такая игра подойдёт как для развития ребёнка, так и для взрослого.
  3. Mind maps. Ещё эту методику называют «ментальными картами» или «флеш-картами». Задание напоминает пиктограммы, поскольку их тоже надо рисовать. Однако оно эффективнее и помогает запоминать даже целые книги. В центре листа бумаги изображают задачу или проблему. В стороны отводят в виде толстых веток главные разделы с нумерацией. Раскрывают детали задач на тонких ветках с помощью пиктограмм, ключевых слов и цветовых отметок.

Подобные задания отлично развивают память. Кроме того, они улучшают и другие функции мозга, расширяя нейронные сети. Такие тренировки необходимы взрослым, чья работа связана с мыслительными процессами и большим объёмом информации.

Игры онлайн

Как уже было сказано в уроке «Память и внимание», игры, состязательность и азарт являются полезными помощниками для концентрации внимания. Кроме того, игровые приемы могут быть полезными и для тренировки памяти. Ниже представлена бесплатная онлайн игра, с помощью которой в свободное время можно непринужденно тренировать зрительную память. Правила игры просты: нужно открывать подряд по 2 ячейки таблицы, пытаясь найти одинаковые картинки. А как только вы откроете все картинки, игра будет закончена. Эта игра является своеобразным тестом вашей памяти: программа засекает время прохождения игры.

Выполняя эти упражнения, и следуя рекомендациям из предыдущих уроков, вы в скором времени сможете похвастаться отличной памятью, а также поразить друзей и знакомых способностью легко запоминать информацию.

5

Мнемотехники Экзамен по теории →

Лечение пациентов после инсульта

После инсульта у людей нарушается кровообращение в одной из долей и полушарий мозга. Нейроны начинают отмирать, что ведёт к ухудшению работы этого органа. Восстановить способность сохранения и воспроизведения информации на 100% нельзя, однако можно добиться некоторых улучшений с помощью упражнений:

  1. Часто улучшение памяти начинают с самых простых задач. Больному говорят одну или две буквы, а затем выдают лист бумаги с текстом, в котором он должен найти необходимые символы и зачеркнуть их карандашом.
  2. Перед пациентом ставят 3−4 простых предмета. Он должен хорошенько рассмотреть объекты в течение нескольких минут. Затем предметы убирают, а человек должен назвать каждый из них и описать все особенности. Задание постепенно усложняют, добавляя новые вещи.
  3. На столе раскладывают 3−4 карточки с детьми и подписанными именами. На каждом малыше должен выделяться цветом какой-то элемент одежды, например, у Лены красный бант на голове, а у Феди — зелёные штаны. Потом изображения переворачивают, а у пациента спрашивают, во что был одет каждый ребёнок.
  4. Если у больного не была нарушена долговременная память, с ним можно поиграть в города. Пациент вспомнит все буквы алфавита и активизирует мыслительные процессы.

Восстановление памяти у человека, пережившего инсульт, — сложный процесс. Конечно, без должного медикаментозного лечения не обойтись, однако и такие упражнения окажут благоприятное воздействие на организм и улучшат состояние здоровья. Задания будут полезны и при деменции. На сайте memini.ru можно найти немало упражнений, направленных на восстановление памяти.

Причины

Огромное количество причин современного мира может ухудшить память

Следующие факторы приводят к ухудшению памяти:

  • психологическая нагрузка;
  • депрессия;
  • недостаток сна;
  • инфекционные заболевания;
  • дефицит витаминов;
  • потребление алкоголя;
  • курение;
  • травма головного мозга;
  • использование лекарств (антидепрессанты, снотворное);
  • заболевания: склероз, дисфункция щитовидной железы,
  • сахарный диабет;
  • старение.

Улучшение функции мозга

Тренировка памяти с помощью упражнений значительно повышает качество жизни. Улучшить функции мозга помогают концентрации, расслабления, медитации. Даже такие предметы, как математика, стимулируют работу органа и повышают уровень внимания. Пальцевая гимнастика и физические упражнения тоже улучшают мозговое кровообращение и дают возможность добиться лучших результатов в запоминании информации.

Если человеку сложно заставить себя заняться полезным делом, тогда он может начать с тренингов, на которых получится не только ускорить процесс восприятия информации, но и познакомиться с новыми людьми.

Взрослым и пожилым людям следует помнить, что память требует регулярного напряжения. Постоянные тренировки и собственные усилия помогут избежать проблем с познавательными способностями мозга в будущем.

9 Упражнений Для Развития Мозга

Урок 6. Тренировка памяти

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.
Оглавление:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: