МКБ 10 заикание: что это такое у детей, подростков и взрослых

Логоневроз – нарушение речи, которое проявляется повторением одних и тех же слов, произнесением отдельных звуков, разговорными паузами и прерывающейся речью. Логоневроз по МКБ-10 имеет код F98.5 – это заикание/запинание. Логоневроз и заикание являются синонимичными понятиями, но чтобы понять разницу между ними, стоит обратить внимание на причины заикания. Если заикание носит невротический характер, то это логоневроз. Помимо этого бывает еще неврозоподобное или органическое заикание, связанное с физиологическими причинами. Ниже пойдет речь именно о невротическом заикании. Логоневроз мешает человеку полноценно жить, поэтому с ним нужно начинать бороться в детском возрасте и как можно раньше. Чем раньше выявлено нарушение, тем проще его исправить и тем меньше имеется сопутствующих проблем (неуверенность в себе, низкая самооценка, тревога, боязнь говорить — логофобия). Прежде чем начать коррекцию речи, нужно выявить причины появления логоневроза. По статистике логоневроз появляется в дошкольном возрасте. Мальчики в три раза чаще заикаются, чем девочки. Если логоневроз не вылечить, человек так и продолжит заикаться во взрослом возрасте.

Методы лечения заикания у детей

Логоневроз у детей лечат при помощи логопедических занятий, дыхательных гимнастик, специальных массажей, компьютерных программ и медикаментозного лечения.
Занятия логопедического типа это проведение комплексных упражнений, которые подбираются к каждому ребенку в отдельности. После того как врач выявит степень логоневроза, он выбирает для пациента комплекс занятий, которые помогут нормализовать речь.

Упражнения дыхательного типа проводятся с пациентом, основываясь на методиках А. Стрельниковой. Во время их выполнения, ребенку разрешают сидеть или стоять. Вдохи необходимо вделать резко, выдохи плавно и не быстро. К таким упражнения относят:

  • Кошка. Каждое приседание сопровождается поворотами корпуса. Во время выпрямление пациент должен желать вдох, во время приседания — выдох.
  • Насос. Глубокие и медленные вдохи и выдохи с вытягиванием губ в форме дудочки.
  • Уши. Наклонение головы до того, пока ухо не достанет плеча. Во время наклона производится вдох, во время выпрямления – выдох.
  • Ладони. Руки сгибаются в локтях в направлении ладонями к полу. ВО время выпрямления рук – спокойный выдох, исходное положение – быстрый вдох.

Во время проведения точечных массажей направленных на лечение логоневроза у детей происходят плавные и массирующие движения руками, которые воздействуют на края губ, областей носа, мочек ушей и подбородок. При массаже включается расслабляющая музыка или рассказываются добрые стихотворения.

Сейчас, популярны такие методы лечения детского заикания как использование компьютерных программ. Они одобрены множеством врачей со всего мира. Их используют для домашнего лечения детского логоневроза. Существуют такие компьютерные программы:

  1. Демосфен.
  2. Доктор Флюнц.

Медикаменты используют только в качестве вспомогательного метода лечения детского заикания. Их прием нужен для нормализации работы мозга, а также для исправления патологий в области работы ЦНС. Прием препаратом без проведения осинового лечения не несет положительных результатов.

Ребенку могут назначить такие лекарственные средства как:

  1. Препараты против судорог.
  2. Гомеопатические лекарства.
  3. Успокаивающие.
  4. Транквилизаторы.
  5. Ноотропы.

Методы борьбы

Данное состояние отличается высокой устойчивостью к терапии, тем не менее ряд исследователей нашел эффективные методики для борьбы с ним. Так, в отношении подростков применяются методы лечения, которые ведут к изменению их мышления, ведущего к совершению осуждаемых обществом поступков. После прохождения данной терапии пациенты демонстрировали гораздо меньше проявлений антиобщественного поведения.

И все же чаще всего попытки внести коррективы в данное состояние не венчаются успехом. Некоторые способы лечения лишь усугубляли ситуацию. Так вышло с программами внутренне-ориентированного подхода, применяемого в лечении депрессии, когда с их помощью пытались работать с больными с антисоциальным расстройством.

Наиболее положительный эффект демонстрировали жесткие программы, обучающие пациентов новым навыкам, применимым в жизни вне зависимости от ограничений общества.

Лекарства способны принести помощь лишь в облегчении состояний, которые сопутствуют расстройству. Так, при наличии симптомов депрессии, сопровождающей антисоциальное расстройство, принимают антидепрессанты. Агрессивным пациентам выписывают стабилизаторы настроения, которые купируют проявления гнева и импульсивности.

Общая характеристика, медицинское определение понятия, код по МКБ-10

Если говорить кратко, то заикание — это расстройство речи, которое проявляется в затрудненном произношении звуков и слогов, нарушение темпо-ритмической организации речи. Оно сопровождается изменениями в тембре звука и приводит к нарушению плавности речи. Встречается также определение заикания как сложного психофизического нарушения.


Как по научному называется заикание, болезнь ли это? У этой патологии есть и другие варианты названия:

  • логоневроз;
  • лалоневроз;
  • логоклония:
  • баттаризм;
  • бальбуцио.

Чем отличается заикание от логоневроза, в чем их различия? Все эти патологические состояния (логоневроз и другие) относятся к формам заикания, но проявляются все по разному.

К примеру, баттаризм — это такое же нарушение речи, но при котором слова произносятся размыто в очень быстром темпе и не договариваются до конца. В отличие от обычного заикания, отсутствуют судороги и психологическая неуверенность на публике.

В основном данными терминами для обозначения заикания пользуются в медицине (неврологии). Шифр логоневроза по МКБ-10 — F98.5

Статистика по заиканию, какова распространенность недуга:

  1. Заикание встречается чаще у детей в возрасте 3-5 лет. В этот период начинает развиваться речевая организация человека.
  2. Патология у мальчиков встречается больше чем у девочек приблизительно в 3 раза.
  3. Шанс развития данной патологии более высок в детских домах, чем в детских садах и начальных классах.
  4. Данной болезнью страдает 1-3% взрослого населения.

История создания и пересмотров МКБ

Попытки собрать воедино названия всех болезней, упорядочить их, обобщить в группы были еще в XVIII веке. Особый вклад внес Франсуа Босье де Лакруа (Франция). Вопросу обобщения болезней уделил большое внимание Уильям Фарр (Англия, XIX век), который описывал принципы построения единой классификации. Вопрос обсуждался активнее, понимание в необходимости классификации росло.

Первая классификация причин смерти, применимая на международном уровне, была принята в Париже в 1855 году Международным статистическим конгрессом. Она была построена на основе двух списков болезней, составленных по разным принципам, от доктора Уильяма Фарра и доктора Марка д’Эспина. В последующие годы (1864, 1874, 1880, 1886) классификация пересматривалась — вносились дополнения и изменения.

В 1893 году в Чикаго была принята Классификация Бертильона по имени Жака Бертильона (Франция), который вел подготовку классификации. Также ее называли Международным перечнем причин смерти. Она и положила начало классификации, которая известна сейчас как Международная классификация болезней (МКБ). Начиная с 1893 года классификация пересматривалась примерно раз в 10 лет. На настоящее время действующей является классификация 10-го пересмотра. Она одобрена Международной конференцией по Десятому пересмотру МКБ в 1989 году и принята в мае 1990 года Сорок третьей сессией Всемирной Ассамблеи Здравоохранения. Она вошла в употребление в государствах-членах ВОЗ с 1994 года, с 1999 года в России. Выход МКБ-11 откладывается, но работа по ее подготовке идет. Ожидается принятие МКБ 11-го пересмотра в 2016-2017 годах.

Подготовка русской версии МКБ-10 заключалась в составлении классификации, базирующейся на клинико-диагностических терминах ВОЗ, но адаптированной к практике работы медицинских учреждений России. В адаптации международного документа принимал участие Московский центр по Международной классификации болезней, сотрудничающий с ВОЗ. При подготовке учитывался опыт работы специалистов крупных клинических институтов страны, предложения высказывали специалисты Минздрава. Русская бумажная версия МКБ-10 — это результат кропотливой работы академиков, докторов и кандидатов медицинских наук.

В подготовке принимали участие

• Академики РАМН: И.И. Дедов, В.А. Насонова, Д.С. Саркисов, Ю.К. Скрипкин, Е.И. Чазов, В.И. Чиссов;

• Член-корреспонденты РАМН: Г.И. Воробьев, Е.А. Лужников, В.Н. Серов, В.К. Овчаров;

• Доктора медицинских наук: В.Г. Горюнов, Б.А. Казаковцев, Н.В. Корнилов, В.С. Мелентьев, А.А. Приймак, Д.И. Тарасов, М.С. Турьянов, А.М. Южаков, Н.Н. Яхно, О.Н. Балева, П.В. Новиков;

• Кандидаты медициниских наук: О.Н. Белова, М.Д. Сперанский, М.В. Максимова.

Классификация представляет собой нормативный документ, который состоит из трех томов. В русском издании МКБ-10 том 1 состоит из двух частей.

Том 1. Специальные перечни для статистической разработки

Том 2. Сборник инструкций по применению для пользователей МКБ

  1. Описание международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем
  2. Как пользоваться МКБ

  3. Правила и инструкции по кодированию смертности и заболеваемости
  4. Представление статистических данных
  5. История развития МКБ

Том 3. Алфавитный указатель к классификации

  • Предисловие к русскому изданию
  • Общее построение указателя
  • Условные обозначения, используемые в указателе
  • Раздел I. Алфавитный указатель болезней и травм по их характеру
  • Раздел II. Внешние причины травм
  • Раздел III. Таблица лекарственных средств и химических веществ
  • Наш сайт содержит онлайн-версию фрагмента русского издания МКБ-10, включающую перечень классов, блоков, трехзначных рубрик, четырехзначных подрубрик и их содержание. Также с нашего сайта можно скачать электронную версию русского издания МКБ-10 в разных форматах.

Психотерапевтическое лечение

Работа с психотерапевтом помогает справиться с последствием стресса, повышенной тревожностью, мнительностью и другими проблемами.

Для этой цели используют:

  1. Рациональная психотерапия. Помогает сформировать адекватное отношение человека к себе, своей проблеме и способам ее решения.
  2. Суггестивная психотерапия. Включает в себя работу с психотерапевтом и сеансы гипноза, во время которых специалист «ослабляет» мышечные блоки и «убирает» причины развития невроза.
  3. Аутотренинг. Психотерапевт помогает больному выбрать и научиться методам контроля речи, который он сможет применять самостоятельно.

Логопедическое лечение

Логопед обучает пациента методикам и техникам правильного произношения различных звуков и слов. Занятия с логопедом считаются основным методом лечения заикания у детей дошкольного и школьного возраста.

Лечение в домашних условиях

Справиться с логоневрозом можно и в домашних условиях.

  • прием растительных седативных препаратов: настойки валерианы, пустырника, пиона, боярышника;
  • нормализация режима сна и отдыха;
  • отказ от вредных привычек;
  • снижение нервной и физической нагрузки.

При лечении заикания у детей важно не только уменьшение психоэмоциональной нагрузки, но и повышение самооценки у ребенка. Кроме общих методов лечения в домашних условиях можно:

Кроме общих методов лечения в домашних условиях можно:

  • научиться артикуляционной гимнастике;
  • научиться дыхательной гимнастике;
  • принимать специальные травяные сборы.

Научиться методикам артикуляционной и дыхательной гимнастики можно у специалистов или самостоятельно, с помощью учебных пособий и программ в интернете.

Также в домашних условиях рекомендованы следующие травяные сборы:

  • отвар душицы;
  • отвар руты пахучей;
  • отвар крапивы глухой.

Эти травы обладают седативным эффектов и помогают уменьшить нервное напряжение.

Логоневроз – патология, которая может привести к серьезным последствиям. Часто у детей с заиканием формируются различные комплексы, нарушается их социализация, они с трудом общаются с людьми и не всегда успешно реализуются в будущем. Поэтому, своевременное лечение заикание у детей является важнейшим условием их дальнейшего развития.

Автор статьи: врач-психиатр Шаймерденова Дана Сериковна

Определение

Логоневрозом (код в МКБ-10 F98.5) называют состояние, при котором речь теряет свою плавность, становится судорожной, появляются затяжное произношение, непроизвольные задержки или повторы звуков, слогов или слов.

Это заболевание относят к заиканию, возникающему вследствие невроза.

Проявления его не имеют постоянного характера, часто сочетаются с другими невротическими нарушениями.

Важно отметить, что эта разновидность заикания проявляется лишь в моменты сильного нервного перенапряжения, исчезает после окончания воздействия провоцирующего фактора. Также человек, который страдает логоневрозом, не имеет проблем с произношением конкретных звуков или звукосочетаний

Также человек, который страдает логоневрозом, не имеет проблем с произношением конкретных звуков или звукосочетаний.

Часто логоневроз чётко связан с логофобией — боязнью говорить.

Причины логоневроза

Факторы, которые влияют на формирование группы риска:

  1. Недостатки центральной нервной системы, связанные с патологиями внутриутробного развития, родовых травм и заболеваний, перенесенных в раннем возрасте; Лабильная нервная система, что выражается в плаксивости, тревожности, раздражительности;
  2. Индивидуальные особенности развития речи (более интенсивный темп развития фразовой речи может спровоцировать возникновение заикания, а также резкое введение в обиход второго языка, в то время как ребенок еще не освоил полностью свой собственный);
  3. Генетическая слабость центральных речевых механизмов.
  4. Чтобы запустить в действие логоневроз у детей, причины и располагающие факторы должны подкрепляться острым дополнительным влиянием патогенного внешнего воздействия.
  5. Позднее становление речи у ребенка и расторможенность нервной системы, в результате чего звуки произносятся размыто или скомкано;
  6. Физические недостатки, которые могут формировать комплекс «белой вороны» и ощущение собственной неполноценности.
  • Предъявляемые неоправданно завышенные требования;
  • Излишне строгое отношение к ребенку, придирки, контроль, отсутствие единой стратегии воспитании, противоречивые требования;
  • Отсутствие эмоционального контакта, холод в отношениях с близкими и родными, отсутствие поддержки и заботы;
  • Психические травмы, хронический или острый стресс. Особенности атмосферы и микроклимата, в котором чаще всего находится ребенок (травмирующие ситуации в семье, хронические конфликты в детском коллективе).

Проявления

Страдающие данным недугом люди ведут себя деструктивно и агрессивно, нередко это ведет к постоянным контактам с правоохранительными органами. Но не во всех случаях патологическая структура личности проявляется таким образом.

Некоторые люди с диссоциальным расстройством личности за счет тех же характеристик добиваются больших успехов в бизнесе, где часто нужно идти напролом, сталкиваясь с общественным мнением лицом к лицу. Импульсивность в действиях, способность проявлять равнодушие и склонность к риску на этом поприще ценятся. Диссоциальное расстройство личности сопровождается «корпоративным» эгоцентризмом, амбициями и манией величия, которая сочетается с обаятельным поведением, что также повышает шансы человека на успех.

Нарушитель правил

Диагноз ставят 1 % женщин и 3 % мужчин. Антисоциальное расстройство проявляется в невозможности создания теплых отношений с людьми. Наиболее часто ему подвержены городские жители, выходцы из малообеспеченных семей.

Согласно некоторым исследованиям, 75 % заключенных страдают от антисоциального расстройства личности. Тем не менее многие люди с данной патологией с криминальным миром не связываются, удовлетворяясь совершением осуждаемых обществом поступков.

Как лечить логоневроз?

Для лечения логоневроза у детей врач может прописать лекарственные средства, оказывающее успокаивающее действие на нервную систему ребенку, однако, как вы понимаете, этого будет недостаточно для устранения проблем с речью. Лечением логоневроза занимаются такие специалисты как психотерапевт, логопед. Психотерапия является залогом успешного лечения логоневроза, а логопедия действует путем выполнения комплексных упражнений. Тренировка речи, обработка самоконтроля, интеллектуальное развитие должны сочетаться с психотерапией для достижения положительного результата. Фитотерапиия нередко применяется в качестве дополнения к основному лечению. Есть множество средств народной медицины, которые действуют на нервную систему ребенка успокаивающе, а ведь это то, что нужно при лечении логоневроза у детей .

Физиотерапия, лфк, рефлексотерапия – все это наряду с психотерапией и логопедией способствует устранению дефектов речи у ребенка.

Лечение логоневроза – задача не из легких, придется потратить немало времени и сил, чтобы добиться результата, но это возможно и это стоит результата.

Родителям необходимо постараться изменить напряженную обстановку в семье, если таковая присутствует, а также, общаться с ребенком нужно медленно, четко проговаривая слова и ни в коем случае не ругать малыша за неудачи. Постарайтесь не подать виду, что ребенок чем-то болен, иначе это грозит еще большим стрессом, замкнутостью, комплексами.

Механизм логоневроза

Логоневроз это невротическая форма заикания, которая не связана с органическими нарушениями или патологией строения речевого аппарата. Заикание может быть тонического характера, который связан напряжением речи и невозможностью преодолеть вынужденную паузу, и клонического, который подразумевает пролонгацию и повторение звуков и слогов. Встречаются смешанные или тоно-клонические заикания, для которых характерны сочетания двух указанных вариаций.

Кроме заикания речевой невроз сопровождают частое моргание, дрожание челюсти, напряжение мышц лица. У ребенка, больного заиканием, нарушаются ритм, темп, плавность голоса и дыхания, причина которого в возникновении судорог речевого аппарата (гортани, языка и губ).

Усиливается заикание в результате страха общения и выражения своих мыслей. На протяжении определенного периода его проявления могут отсутствовать, речь у ребенка остается плавной. Но в момент высокого эмоционального напряжения или в другой ситуации, сложной психологически, логоневроз обостряется, интенсивность симптомов учащается. Чем больше волнуется ребенок, чем выше травмирующий фактор ситуации, тем сильнее будут проявления заикания, формируя стойкую безусловную цепочку логоневроза: заикание — страх — заикание — страх.

Что будет, если не лечить?

Пациенты, страдающие этим недугом, оставляют свой негативный след в обществе в виде душевных страданий жертв, в отношении которых они совершали преступления. Но порой человек с антисоциальным расстройством может занимать высокий пост, быть лидером общественных группировок. Тогда последствия его разрушительного воздействия не так очевидны до момента, когда произойдут массовые суициды. Так в истории было не раз. К примеру, это произошло в Гайане в 1978 году среди последователей Джима Джонса.

Страдающие от симптомов расстройства люди склонны к употреблению алкоголя, наркотиков и совершению преступлений. Чаще всего они рано или поздно оказываются в местах лишения свободы. Они подвержены депрессии, тревоге, биполярному расстройству и многим другим психиатрическим диагнозам. Им свойственно членовредительство в отношении себя и других, нередко они умирают в результате убийства или суицида, часто попадают в несчастные случаи.

Поведение человека с диссоциальным расстройством может способствовать смене обстановки вокруг него на негативную. Нередко такие люди заканчивают свою жизнь в психиатрических больницах.

Риск так провести жизнь увеличивается, если расстройство не лечить. Тем не менее к достижению 50 лет у многих пациентов недуг переходит в стадию ремиссии.

Симптомы у детей и взрослых


Симптомы могут быть разными из-за разновидностей заикания. Основные признаки расстройства речи легко опознать:

  1. Нарушение плавности речи, изменение в тембре и высоте голоса.
  2. Трудно начать говорить.
  3. У пациента может неестественно меняться мимика при разговоре, возможны тики лица, легкие подергивания.
  4. Наличие страха разговора.
  5. Добавление к своим словам лишних гласных звуков.

Особенности проявления в разные возрастные периоды

Что значит заикаться, как это проявляется:

  1. Заикание у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Нарушается двигательная система: при ходьбе, беге и играх локтевые суставы двигаются напряженно, сгибаются коленные суставы реже чем у сверстников. Это происходит из-за судорожных рефлексов речи, которые распространяются и на другие части тела.
  2. Заикание у детей младшего школьного возраста. Ребенок полностью учится сопоставлять свое дыхание с расстановкой слов и фраз. Он произносит их в фазе выдоха. В школе есть риск, что школьник с заиканием будет обеспокоен своим недугом, от чего усугубит свою ситуацию, вызывая судорожные запинки.
  3. Логоневроз у подростков. Дефект речи оказывает большое влияние на личностные характеристики человека, поскольку в данный период происходит перестройка и формирование психологического аспекта. При заикании у подростков наблюдается высокий риск развития логофобии, боязни собственной речи.
  4. Взрослые люди в основном болеют невротическим заиканием. Психологические травмы, приведшие к нарушению речи, могли быть очень трудными. Как правило, это самый тяжелый возраст для излечения. Этот недуг мог развиться из-за давно пережитой болезни. К примеру, вследствие инсульта или энцефалита. А также это может быть вторичное заболевание (взрослый человек мог болеть заиканием в детстве или подростковом возрасте).

Предательство

Чаще всего корни недуга кроются в психологической травме, полученной в детском возрасте. Будущие пациенты вырастают в фальшивых отношениях. Это случается, когда родители обманывают ребенка, притворяясь, что любят друг друга и его. Их поведение демонстрирует любовь, но на самом деле ребенок чувствует себя обманутым. В таких условиях он перенимает увиденную модель поведения.

Обманутый ребенок

Вырастая, он уже ни имеет ничего, что было бы для него ценным, любые модели поведения для него являются нормальными.

Все это ведет к тому, что люди не могут состоять в длительных отношениях, так как совершенно не ценят ничего и никого вокруг.

Нередко среди таких личностей встречается параэкзистенциальное расстройство, из-за которого они не чувствуют себя и ищут себя в поставленных целях. Для них характерны мысли «я буду никем, если не добьюсь успеха в карьере, если не буду успешным».

В такой картине мира друзья становятся средствами достижения цели, супружество оценивается с точки зрения выгоды, которые оно приносит. Все окружающие люди носят функциональный характер. Со стороны может казаться, что больной проживает осмысленную жизнь. Однако он лишь уходит от экзистенциального смысла, стремясь за потребностями.

Антисоциальное расстройство схоже с параэкзистенциальным. Они различаются тем, что при наличии второго поведение пациента является более приемлемым для общества.

В любом случае больные обоими недугами лишь пользуются окружающими людьми.

Лечение

Как вылечить логоневроз? Лечение заикания, особенно у детей, требует комплексного подхода

Важно, чтобы на встречи с врачами маленькие пациенты приходили в сопровождении членов своих семей

В лечении заикания участвуют специалисты нескольких направлений:

  • психотерапевт. Сеансы психотерапии помогут устранить проявления тревожности, помогут пациенту в приобретении новых навыков и привычек в общении с окружающими его людьми, обучат различным методам релаксации;
    Одним из самых эффективных психотерапевтических методов в лечении логоневроза считается гипноз.
  • невролог. Участие этого специалиста в лечении заикания состоит в назначении ноотропных и седативных препаратов;
  • физиотерапевт. Данный врач может назначить массаж или иглотерапию, которые обеспечат нормализацию работы центральной нервной системы;
  • логопед. Работа этого врача направлена непосредственно на устранение речевых дефектов.

Также эффективно участие в лечение логоневроза семейного или детского психолога, который поможет родителям обеспечить комфортабельный внутрисемейный климат, а также научит нюансам воспитания страдающего заиканием ребёнка.

Медикаментозная терапия:

  • седативные препараты («Афобазол», «Глицин» и т.д.);
  • спазмолитические препараты («Мидокалм», «Магнерот»);
  • ноотропные препараты («Пирацетам»);
  • настойка пиона;
  • настойка валерианы;
  • настойка боярышника.

В аптечной сети имеются готовые травяные сборы, обладающие седативным эффектом:

  • душица обыкновенная (1 ст. л. на 220 мл кипятка, оставить на водяной бане 15 минут, затем дать настояться в течение 40 минут, принимать 3 раза в день);
  • рута пахучая (1 д. л. на 220 мл кипятка, готовить на водяной бане 5 минут, взрослым и подросткам рекомендован приём по 1 ложке 3 раза в день, детям — полоскать горло);
  • ясенец белый (1 ст. л. на 220 мл кипятка, накрыть и дать настояться 30 минут, принимать по 1 ст. л. 3 раза в день, маленьким детям — полоскать горло).

Дыхательная гимнастика при логоневрозе помогает устранить тревожность и страхи, эффективна при стрессовых ситуациях.

Примеры упражнений:

  1. Встаньте прямо, согните и опустите локти. Ладони необходимо расправить и удерживать тыльной стороной вверх. На вдохе нужно сжать руки в кулаки, а на выдохе — разжать. Упражнение необходимо повторить 3 подхода по 10 раз.
  2. В положении стоя поворачивайте голову влево и вправо, чтобы при каждом повороте можно было подбородком коснуться плеча. При этом вдохи и выдохи должны быть ритмичными. Упражнение повторить 10 раз.

Одной из эффективных методик лечения логоневроза является массаж.

Он способствует снижению мышечного тонуса, улучшению работы речевого центра, общему укреплению организма.

Существуют два вида массажа, применяемых при лечении заикания:

  • сегментарный, при котором массажист воздействует непосредственно на мышцу, отвечающую за речь;
  • точечный — обладает расслабляющим эффектом, помогает минимизировать возбудимость речевого центра и восстановить речевые центры нервной системы.

Преимущество массажа в том, что эту методику под руководством специалиста могут освоить родители ребёнка и проводить лечение в домашних условиях.

Доктор Комаровский рекомендует включать в терапию заикания у детей водные процедуры — ванну не менее двух раз в день, игры в воде, длительные прогулки на свежем воздухе и питание с включением в рацион ребёнка продуктов, богатых полезными для речевого центра микроэлементами (морская рыба, сухофрукты, кисломолочные продукты).

Логоневроз — недуг, который при неблагоприятном стечении обстоятельств может возникнуть в любом возрасте и существенно ухудшить социальную адаптацию и усложнить жизнь больного.

Однако это заболевание излечимо, и при правильном подходе и соблюдении некоторых несложных рекомендаций вы сможете забыть о том, что такое заикание.

Невротическое заикание, логоневроз, логофобия:

Наша интересная группа Вконтакте:

Разница между диссоциальным расстройством и психопатией

Психопатия является не признанным официально психиатрическим расстройством, проявления которого соответствуют тяжелым формам диссоциального расстройства. Диагноз психопата ставится тем, кто не обладает чувством стыда за собственное поведение, демонстрируя открытое игнорирование общественных правил. Лишь у 15 % из всех пациентов, страдающих антисоциальным расстройством, были обнаружены симптомы психопатии.

Психопат – более подозрительная, параноидальная личность по сравнению с остальными больными. Такой тип мышления ведет к тому, что все действия окружающих пациенты интерпретируют как агрессивные по отношению к ним. Имея судимость, они будут видеть несправедливость в их обвинении. Они будут искренне уверены в том, что это произвол со стороны суда.

Прогноз заболевания

При отсутствии терапии с возрастом дефект укрепляется и прогрессирует. Речевые расстройства проявляются не только заиканием. Нарушается формирование произношения в целом. Предложения лишены смысла и логической последовательности, не закреплены базовые речевые навыки.

К возрасту 18 лет формируется психический ответ на собственный дефект. Возможно развитие логофобии. Хотя это патологическое состояние более характерно для невротического заикания.

Адекватная логопедическая помощь предотвращает значительные речевые нарушения, не дает сформироваться дефекту психики. Эффективность занятий зависит от тяжести патологии.

Причины заикания

Можно выделить несколько причин речевых нарушений:

  1. Органические поражения головного мозга вследствие инсультов, травм, контузий, а также в связи с развитием опухолей, инфекционных заболеваний центральной нервной системы. В данном случае это не логоневроз, заикание лечится вместе с основным заболеванием.
  2. Шейный остеохондроз и защемление шейного нерва, подвывихи позвонков шейного отдела позвоночника.
  3. Развитие невроза после сильного психологического потрясения, эмоционального шока. Например, заикание может появиться после внезапного травматического события – нападения, захвата в заложники, и т.п. Или развиться в связи с потерей близкого человека. Заикание при этом не связано с физиологическими причинами, и возникает периодически, например, при необходимости выступать перед аудиторией, или в присутствии определенного типа людей – например, женщин.
  4. Испуг или гнев. Временное заикание, вызванное гневом или испугом, проходит со временем и не требует лечения. Невроз с такими причинами называют реактивным, или стрессовым. Несмотря на невыраженную форму, требует своевременной диагностики и лечения, так как есть риск закрепления нарушений. Стрессовое заикание обычно сопровождается подергиванием или судорогами мышц лица. Именно неприятные переживания своей речевой «неполноценности» могут привести к переходу стрессового заикания в привычное.
  5. Генетические причины. Иногда заикание формируется у людей, чьи родители тоже страдали речевыми неврозами. В этом случае человек не может вспомнить, когда разговаривал без заикания – нарушения проявились в детстве, вместе с первыми попытками разговаривать.

Второй и третий комплекс причин относятся к логоневрозу. Лечение проводится в соответствии с выявленной причиной, и принципиально различается в каждом перечисленном выше случае. Коррекция невротических нарушений речи взрослых людей невозможна без психотерапии.

Диагностика

Диагностикой заикания занимается врач-невролог. Диагностические мероприятия включают в себя детальный сбор семейного анамнеза, определение психологического климата внутри семьи больного, анализ предъявляемых жалоб.

Инструментальная диагностика проводится с применением электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Эти методы исследования позволяют исключить такие возможные причины недуга, как объёмные и воспалительные процессы в головном мозге.

В случае сохранения характерных симптомов в течение трёх и более месяцев выставляется диагноз логоневроза.

Методы лечения заикания дома

Логоневроз, лечение в домашних условиях которого способно дать хорошие результаты при регулярном воздействии, подвергается путям коррекции:

Логопедическое лечение направленно на расслабление речи во время заикания, установление правильной артикуляции и ритмичного темпа речи, воспитание плавности. Задания на занятиях сначала в форме совместной работы с логопедом. Упражнения со временем усложняются. Ребенок должен самостоятельно повторять услышанные рассказы Навыки, полученные на коррекционных занятиях, закрепляются при общении с окружающими.

Часть коррекционной работы, направленная на упражнения для диафрагмы и голосовых связок. Такие упражнения позволяют стать голосу и речи свободнее. Тренировка диафрагмы помогает сделать голосовые связки становятся более эластичными, благодаря чему при разговоре плотно смыкаются. Комплекс дыхательных упражнений завершается заданиями для релаксации.

Методы нетрадиционной медицины в комплексе с другими путями коррекционного влияния, способны положительно влиять на логоневроз у ребенка. С помощью регулярных курсов точечного массажа, которые определяются особенностями протекания и сложность заикания, можно восстанавливать нервную регуляцию речи. Что помогает корректировать и устранить ее дефекты.

Специальный разработанный комплекс компьютерных программ позволяют добиться синхронизации работы слухового и речевого центров. Лечение логоневроза с помощью компьютера проводится следующим образом: пациент повторяет слова и предложения в микрофон, а программа задерживает его речь, воспроизведя чуть позже. Услышав свой голос, ребенок подстраивается под его звучание. Постоянные занятия с компьютерными программами способны улучшить темп речи, сделать ее плавной и непрерывной.,

Причины возникновения

Это патологическое состояние может возникнуть в любом периоде человеческой жизни, но у каждого возраста имеются свои предпосылки для возникновения логоневроза.

В период с 2 до 4 лет к заиканию у детей чаще всего приводят следующие причины:

  1. Особенности развития речевого аппарата. К формированию у ребёнка неправильного темпа речи могут приводить попытки родителей обучить ребёнка сразу нескольким языкам в раннем возрасте.
  2. Индивидуальные особенности характера. К возникновению логоневрозов более склонны мнительные, тревожные, нервные дети.
  3. Активное накопление большого словарного запаса за короткий срок.
  4. Наследственность. Часто нарушения речи возникают у детей, чьи родители уже страдают каким-либо из видов речевых патологий.
  5. Нарушения центральной нервной системы, вызванные патологическим течением беременности или родов.
    Инфекции во время беременности, гипоксия плода, травматизм во время родов.
  6. Наличие какой-либо речевой патологии у ребёнка: алалии, дислалии, ринолалии.

У детей старше четырёх лет заикание возникает под воздействием иных факторов:

  1. Воздействие длительного и сильного стресса. К нему можно отнести частые конфликтные ситуации внутри семьи или проблемы со сверстниками.
  2. Сильный страх. Чаще всего дебют заболевания возникает в том случае, когда сильный испуг возникает у ребёнка на фоне нервного напряжения. Впоследствии при возникновении аналогичной ситуации и будет проявляться логоневроз.
  3. Психотравмы, такие как давление взрослых, чрезмерно высокие, невыполнимые требования родителей.
  4. Физическое или умственное переутомление. Эта причина возникновения заикания более характерна для подростков.
    Проявления такого логоневроза отличаются кратковременностью.
  5. Заболевания эндокринной системы.
  6. Детский церебральный паралич. Иногда заикание является сопутствующим заболеванием у страдающего ДЦП ребёнка.

Гормональные изменения в организме, что также более характерно для подростков.

Инфекционные заболевания центральной нервной системы. Такие психические расстройства, как шизофрения, неврастения, заболевания шизоаффективного спектра.

У взрослых возникновению заикания способствуют:

  1. Различные психотравмирующие ситуации.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Инфекционные болезни, при которых нарушается прохождение импульсов по нервной ткани.
  4. Патология речевого аппарата.

Нужно отметить, что во взрослом возрасте логоневрозы возникают гораздо реже, чем в детском и подростковом периоде.

Симптомы и клиническая картина

У взрослых и детей заикание проявляется одинаковыми признаками. Развитие этих симптомов связано со спазмом мышц языка, губ, гортани, мягкого нёба.

Основные симптомы логоневроза:

  • многократные повторы отдельных звуков, слогов, слов;
  • затруднённое произношение слов или слогов;
  • артикуляционные судороги;
  • непроизвольные паузы, возникающие в процессе произношения;
  • спазмы речевого аппарата;
  • ощущение нехватки воздуха.

Кроме того, больные могут предъявлять жалобы, указывающие на невротические состояния:

  • усиленное чувство тревоги;
  • появление немотивированных страхов;
  • проблемы с самооценкой;
  • повышенную потливость;
  • нарушения сна (бессонница или кошмары);
  • состояние психического напряжения;
  • пониженный аппетит.

Также на логоневроз будут указывать изменение мимики, напряжение лицевых мышц, тики, непроизвольные гримасы, подёргивание губ, учащённое мигание во время речи.

Выраженность симптоматики заболевания полностью зависит от его стадии:

  1. При первой стадии логоневроза ребёнок начинает заикаться только в моменты сильного волнения, а в покое речь чёткая, раздельная и понятная, симптомы логоневроза полностью отсутствуют.
  2. При второй стадии заикание проявляется постоянно, больной становится замкнутым, закомплексованным, немногословным.
  3. При третьей стадии появления заикания возникают на публике, а при возвращении человека в комфортную обстановку исчезают.
  4. Для четвёртой стадии логоневроза характерны очевидные запинки во время произношения отдельных слов.

Чем отличается взрослое заикание от детского

Если заикание началось после перенесенного потрясения, быстрая помощь в виде успокоительных средств может препятствовать закреплению дефекта речи. Например, человеку можно предложить горячий чай, легкое седативное лекарственное средство, усадить его в спокойном месте, укрыть пледом. Однако, если дефект однажды проявился, нужно внимательно следить за своим состоянием – заикание может проявиться в следующей стрессовой ситуации, и тогда нужно будет лечить логоневроз у невропатолога и психолога.

Рассказывает Ирина, учащаяся медицинского университета:

Я начала заикаться, когда получила первую тройку в жизни на экзамене. Это привело меня в ужасный стресс, я плакала весь день, не могла ни есть, ни спать, а во время следующего устного экзамена заметила, что заикаюсь. К счастью, скоро я избавилась от этой проблемы, ничего особенного не предпринимая. Просто стресс прошел. Это был предпоследний экзамен зимней сессии, и у меня была возможность прийти в себя.

Психологи отмечают: логоневроз у взрослых отличается от детского заикания тем, что человек способен говорить нормально в спокойном состоянии, но в ситуации стресса начинает заикаться. Кроме того, у детей часто даже в мыслях присутствует повторение слогов, у взрослых же внутренняя речь остается свободной. Начало заикания во взрослом возрасте отмечается значительно реже, чем в детском. Считается, что «взрослое» заикание лучше поддается лечению. Но самолечение – самостоятельное назначение таких препаратов, как пантогам или другие, — редко способствует окончательному излечению.

Внешне же логоневроз у детей и взрослых выглядит совершенно одинаково. Присутствовать могут спазмы неба, губ, языка, гортани, а также дыхательные судороги с ощущением нехватки воздуха. Но на уровне психики у взрослых нарушения речи часто соседствует с другими невротическими симптомами – тревожность, беспричинный страх, ощущение тоски, чувство своей неполноценности, плохой сон, потливость, нарушения аппетита.

логоневроз у детей

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: