Основные этапы эволюции человека. Древнейшие, древние и первые современные люди

В обиходе часто используются слова, которые одновременно можно считать процессом и его же результатом – самосовершенствование, самопознание. Развитие – это такой же пример дуализма. С одной стороны, оно определяет механизм достижения конкретной задачи. С другой – развитие и есть конечной целью, возможностью стать лучше. Этот процесс имеет место в живой и неживой природе. Его законам подчиняется человек, бизнес, целое общество. Что же такое развитие? Какие его признаки? Какие механизмы и этапы? Статья содержит ответы на все эти вопросы.

Что такое развитие?

Развитие — это переход на качественно новый уровень. Оно присуще любой форме существования материи. Более того, сами эти формы — результат эволюции Вселенной. На стыке науки и философии принято говорить о таких этапах самоорганизации материи:

  • Механический – пространство;
  • Физический – поля и атомы;
  • Химический – молекулы;
  • Биологический – живые организмы;
  • Социально-общественный – человеческое общество.

Развитие имеет место на каждом из этапов. Развивается Солнечная система, усложняются химические соединения, эволюционируют живые существа, совершенствуется человек, наблюдается исторический прогресс общества.

Основной механизм – накопление количественных изменений, которые приводят к качественному скачку. Об этом еще говорил известный немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Например, переход воды в пар. Когда она достигает температуры кипения, постепенно появляется все больше активных молекул, которые испаряются из жидкости. В живой природе примером развития можно считать эволюционные изменения. Они возникают в ответ на определенное количество накопившихся полезных мутаций. Таким образом, из яйца динозавра когда-то впервые вылупилась птица.

Можно провести параллели и с жизнью человека. Постепенно он приобретает умения, знания и опыт, которые позволяют перейти на качественно новую ступень. Так, начинающий боксер, в случае проявленного усердия, со временем становится чемпионом области, страны, а впоследствии, возможно и мира. Но в отличие от предыдущих форм существования материи, человек обладает разумом и волей. Поэтому, развитие человека – это более сложный процесс, который дополнен осмыслением и возможностью выбора.

Пройти тест на тип личности

Четвертый уровень развития – Духовный уровень.

Духовный уровень развития – этот уровень приводит к отождествлению человека с своим истинным “Я” – душой. На этом уровне для человека главным приоритетом становиться взаимодействие с духовной энергией, посредством погружения в свою истинную природу, познание духовных знаний или поклонению Верховному Господу, Богу, Абсолютной истине. В этом человек раскрывает не только свою настоящую природу, но и абсолютное и чистое счастье.

Осознавая себя как вечную душу, обусловленную этим телом, но в то же время не связанной с ним, подобно тому, как человек в униформе вынужден быть обусловлен своим нахождением в ней, но не считает себя ею. Человек в таком случае свободен от материальных или мирских желаний, полностью погружаясь в созерцание духовной природы внутри самого себя.

Это приводит его к свободе от привязанностей, желаний, страхов и благостному безразличию к миру, которое проявляется в нежелании почестей, наслаждений, богатства, терпимости к другим людям, их недостаткам и поступкам. Всё это продиктовано осознанием себя вечной душой, которая не может быть повреждена, изменена или уничтожена. Такое восприятие мира освобождает человека от очень многих страданий и дарует человеку возможность быть полностью удовлетворенным в своем духовном внутреннем счастье.

Благостная отрешенность от мира не обязательно проявляется в полном внешнем отречении. Скорее это находит отражение в восприятии человеком мира вокруг себя и окружающих людей. Он начинает осознавать их положение, сострадать, воспринимая их не с позиции ложного эго, а как бы с своей собственной. Ведь никто не рождался святым.

Человек на этом уровне достигает пика своего внутреннего развития – в нём преобладают положительные, благостные, добродетельные качества, он счастлив и не испытывает дискомфорта в жизни и в общении с другими людьми. Не опасаясь смерти с одной стороны и не привязываясь к материальным вещам и людям с другой, такой человек постоянно свободный, хотя и занят разнообразной деятельностью.

Разнообразные проявления негативных качеств не находят отражения в таких людях, что с одной стороны делает их привлекательными для других, а с другой вызывает непонимание, вплоть до антипатии со стороны менее сознательных людей. Но если перед знанием мудрый преклоняется, а глупый насмехается – то это и есть подтверждение его истинности. Невозможно встретить знание, которое было бы достаточно ценным, применимым и общепринятым. По большей части, потому что люди разные и их восприятие и уровень развития ограничивает их способность увидеть истинность.

Духовный человек – это человек постигший духовное знание, знание о душе, продвинутый на духовном пути и облагодетельствованный духовной энергией, раскрыв её в себе. Духовная природа носит три качества – вечность или неизменность, знание или совокупность качеств, которые считаются наиболее благоприятными и блаженство – состояние полного и безусловного счастья. Эти три признака являются признаками продвижения на духовном пути и служат наградой самому человеку, когда раскрываются в его сердце.

Этапы развития человека.

Имеют место биологический и социальный аспект. В первом случае, речь идет о развитии человека, как живого организма с прохождением всех этапов от зачатия, рождения, жизни и до смерти. Второй случай подразумевает социализацию личности. Кроме того, человек склонен заниматься саморазвитием, выбирая то направление, которое ему действительно интересно. Рассмотрим все случаи детально.

Психофизиологическое развитие человека.

В процессе своего развития человек проходит ряд закономерных этапов (физиологических и психологических):

  • Внутриутробный период – появление всех систем и органов;
  • Младенческий возраст – от рождения до 1 года жизни;
  • Ранее детство – от года и до трех лет;
  • Дошкольный период – в среднем до 7 лет;
  • Младший школьный возраст – от 7 до 12 лет;
  • Подростковый период – до 15 лет;
  • Юность – до 19 лет;
  • Молодость – охватывает период от 19 до 35 лет;
  • Взрослость (зрелость) – 35-60 лет;
  • Старость – от 60 лет.

Если внутриутробное развитие человека – сфера эмбриологии, то дальнейшая жизнь внимательно изучается психологами и физиологами. Так большой вклад в понимание формирования личности в различные периоды развития человека внесли психологи: Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский, Эрик Хомбургер Эриксон, Данил Борисович Эльконин, Алексей Николаевич Леонтьев.

По представлениям психоанализа, сформированным Зигмундом Фрейдом, в своем формировании человек зависит от зон, вызывающих наибольшее удовольствие в конкретный период жизни. Согласно этим взглядам, существуют такие стадии развития человека:

  • Оральная – от рождения и до полутора лет, когда рот выступает основным способом удовлетворения органических потребностей;
  • Анальная – период от 1,5 до 3,5 лет, когда ребенок учится контролировать процесс испражнения;
  • Фаллическая – возраст от 3,5 до 6 лет, когда происходит идентификация половой принадлежности;
  • Латентная – период от 6 до 12 лет, проявляющийся в снижении половой активности;
  • Генитальная – переходный возраст, который выражается в формировании зрелых сексуальных отношений.

Поскольку человек – явление биосоциальное, то психология развития не может основываться только на физиологических особенностях индивидуума. Важную роль в формировании человека играет и становление его личности.

Этапы развития личности.

Совершенствование духовной сферы человека, его стремления к самопознанию и выбору своего призвания, можно сопоставить с Пирамидой потребностей Абрахама Маслоу. По этому подходу, развитие человека, как личности, движется в следующем направлении:

  • Физиологические потребности – еда, питье, секс;
  • Потребность в безопасности – желание быть защищенным;
  • Потребность любви и дружбы – социализация;
  • Стремление к уважению – признание, одобрение, почитание;
  • Получение знаний – желание знать и понимать больше;
  • Эстетические потребности – ощущение красоты и гармонии;
  • Самоактуализация – высшая форма саморазвития.

В процессе своего развития человек стремится к духовному совершенству, но это становится возможным лишь при условии удовлетворения более низких потребностей. Бездомный вряд ли оценит подаренный билет в оперу. Человеку, убегающему от разъяренной толпы, не до прослушивания очередной умной аудиокниги. Подросток скорее выберет прогулку с повзрослевшей одноклассницей, чем профессиональный рост и саморазвитие. Каждый период развития подразумевает свою стратегию поведения и конечную цель.

Учитывая двойственную природу человека, его умение налаживать коммуникацию с другими представителями своего вида, уместно говорить о развитии группы людей, объединенных общими целями. В первую очередь, это трудовые коллективы различных частных и государственных компаний. Они также совершенствуются. Этапы развития организации рассмотрим в следующем разделе.

Пройти тест на характер человека

Развитие человеческого коллектива.

Любой коллектив, так или иначе, проходит следующие этапы (по теории Брюса Уэйна Такмена):

  • Проверка (формирование) – «прощупывание» друг друга;
  • Конфликт – появление противоречий, их обострение;
  • Сплоченность (нормализация) – примирение на основании решения конфликтов;
  • Дифференциация (исполнение) – формирование функционально-ролевой структуры.

Эти принципы универсальны в рабочих коллективах и добровольных объединениях людей по интересам. Если говорить о развитии организации, связанной с решением определенной деловой задачи, то можно выделить такую периодизацию:

  • Ориентирование на задачу;
  • Эмоциональное осмысление задания, поиск несоответствий;
  • Информационный обмен, анализ идей и предложений;
  • Решение задачи путем принятия конструктивных решений.

Учитывая то, что любая фирма подобна живому организму, принято говорить о жизненном цикле организации:

  • Становление – выработка стратегии и плана развития;
  • Рост – наращивание оборотов, рост показателей;
  • Зрелость – стабилизация структуры;
  • Упадок – накопление организационных проблем, стагнация.

В конце жизненного цикла организация может двигаться несколькими путями. Либо она претерпевает ребрендинг, формируя новые задачи и цели, либо закрывается, уступая дорогу другим фирмам, находящимся на более ранних этапах развития.

Далеко не все системы менеджмента пробуют совместить развитие организации и индивидуальное совершенствование ее сотрудников. Показательной в этом плане считается японская философия управления Кайдзен, которая пропагандирует непрерывное развитие компании путем совокупного прогресса всех ее элементов. В первую очередь – каждого из сотрудников. Вообще тема развития и саморазвития очень актуальна в динамически развивающемся мире.

Как начать духовно развиваться

У человека возникает стремление развивается духовно в трех случаях:

  1. осознанное желание работать над собой;
  2. работа над собой после экстренных ситуаций (болезнь, авария, развод, потеря близкого человека);
  3. проявленное чудо (чаще через личный пример, следование за кем-то как своим духовным проводником).

Самый экологичный путь – первый. Когда желание исходит из намерения стать лучше, проявить свои духовные качества на полную, человеку легче двигаться дорогами жизни. Находятся нужные люди, полезные книги, открываются новые возможности.

Во втором случае человека начинает волновать вопрос: «Почему я страдаю? Зачем этот опыт мне?». Он возвращается к предыдущему опыту и стремится качественно изменить свою жизнь, прежде всего – отношения с собой и близким окружением.

Третий случай бывает реже, но случается. Как апостолы пошли за Иисусом Христом, потому что доверились ему, увидели в нем проявленное чудо, так и каждый человек может увидеть чудо в другом. Разглядеть то, что его вдохновит стать лучше, открыть сердце и принять все божественные дары, которыми щедро одарил его Творец.

Каждый из нас имеет все возможности стать духовно развитым человеком.

Развитие личности и саморазвитие.

Рождаясь, человек подобен чистому листу бумаги. Безусловно, на начальных этапах жизни необходимо вмешательство взрослых, которые инициируют развитие личности человека. Но эта помощь таит в себе и «подводные камни». Дело в том, что призвание порой заключается совершенно не в том пути, который навязывает общество.

Семья, школа, университет не всегда дают те знания и навыки, которые действительно необходимы конкретному человеку. Что делать в таком случае? Взрослея, личность ощущает эти несоответствия и пытается компенсировать недостающий опыт методом самообразования и самовоспитания.

Например, потомственный ювелир, осознав, что драгоценные металлы или камни не его призвание, ищет более подходящие пути развития. Он перечитывает десятки книг, смотрит сотни тематических передач и, наконец, понимает, что ему хочется стать художником. Поскольку семья ему в этом не помощник, он занимается саморазвитием, постепенно становясь живописцем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: